Рекомендуемое оборудование для игровых площадок в доу. Территория ДОУ: гигиенические требования к территории дошкольного учреждения. Недорогая спортивная площадка в ДОУ

Уроки физического воспитания - одна из наиболее важных составляющих дошкольного образования. Именно занятия спортом в раннем возрасте формируют крепкое здоровье и адекватную активность каждого ребенка. Детские сады - первая ступень ребенка на пути получения образования. Очень важно, чтобы уже на этом этапе у него были оптимальные условия для комфортного выполнения физкультурных упражнений. Для этого на территории дошкольных учреждений строятся специальные спортивные и игровые площадки. На их базе проводятся утренние разминки и некоторые детские праздники. В первую очередь площадка должна соответствовать таким требованиям:

  • безопасность;
  • полифункциональность;
  • эстетичность;
  • удобство.

Для игровой зоны объекта предполагается травяное покрытие. Оставшаяся площадь должна быть покрыта специальным спортивным покрытием.

Размер площадки должен соответствовать количеству детей

Очевидно, что небольшая спортивная площадка не подойдет для большой группы детей. По стандарту на каждого ребенка должно прилагаться не менее одного квадратного метра пространства. По требованиям САНПИНа 2.4.1.1249-03, в ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 кв.м., при вместимости свыше 150 мест предполгается строить две спортивне площадки размером 150 кв.м. и 150 кв.м.. Основное пространство фикультурной или спортивной площадки, как правило, остается свободным. Стоит грамотно рассчитывать не только размеры спортивной площадки в детском саду, но и ее месторасположение. Специалисты рекомендуют строить такие объекты вблизи участков, предназначенных для детей постарше. В таком случае она будет служить не только местом заранее спланированных мероприятий, но и площадкой для самостоятельных игр дошкольников.

Для экономии пространства выделите компактные зоны

В зависимости от типа физической активности следует подбирать определенную ориентацию площадки. Для удобства площадку можно разделить на специальные зоны в соответствии с физическими упражнениями:

  • прыжки в длину;
  • лазание;
  • метание в цель;
  • волейбол;
  • бадминтон и другие.

Следует стремиться к такой ориентации объекта, при которой солнце и ветер не будут создавать рисков для здоровья детей.

Лето – удивительная пора! И каждый взрослый или ребёнок с нетерпением ждёт, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето – особый период, когда можно вдоволь нагуляться, окрепнуть, подрасти. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные условия летнего времени, так как природа представляет большие возможности.

В связи этим, на территории нашего ОУ организованы и функционируют летние тематические площадки. Это позволяет не прерывать образовательный процесс, максимально насыщая деятельностью на открытом воздухе. Руководителями тематических площадок являются педагоги узкой специализации: музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, педагог - психолог, старшие воспитатели. В нашем учреждении дошкольного образования функционируют летние тематические площадки следующих направлений:

выражать себя с помощью различных средств выразительности.

  • Физкультурно-оздоровительная тематическая площадка «Богатырская удаль». Руководитель: инструктор по физкультуре. Тематическая площадка включает в себя две физкультурных площадки, оснащенные стационарным физкультурно-игровым оборудованием с разными выносными пособиями. Способствует развитию двигательной активности, волевых качеств личности, навыков владения спортивным оборудованием.
  • Социально - личностная тематическая площадка «Мой мир».

Руководитель: педагог - психолог. Работа на этой площадке способствует созданию эмоционального психологического комфорта, обеспечивает оптимальные условия для пребывания в детском саду в период адаптации, коммуникативные тренинги, осуществляет комплексное сопровождение детей.

Мы познакомим вас с работой тематической площадки развивающего обучения «Умники и умницы». Руководителем данной площадки является, старший воспитатель. В целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Игра – наиболее результативное средство обучения дошкольников. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Понимая это, мы свою работу в летний период по всем образовательным областям полностью выстраиваем из развивающих игр и упражнений. Разработав систему развивающих игр на весь календарный год, были подобраны игры и упражнения с учётом возрастных особенностей, на развитие всех психических процессов, умственных способностей, умений и навыков, развития эмоциональной сферы.

Но изюминка нашей работы в том, что привычные развивающие игры, проводятся на свежем воздухе (образовательная область «Здоровье»), в постоянном движении (образовательная область «Физическая культура»), общаясь друг с другом (образовательная область «Социализация» и «Коммуникация»), используя нестандартное оборудование тематической площадки, а так же всех игровых участков ОУ (образовательная область «Труд»…) и т.д.

Игры на развитие мелкой моторики («Рамки Монтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров, «Штриховка», «Лабиринт») мы заменили играми с обычными бельевыми, но яркими прищепками, из которых дети, фантазируя, выкладывают забавные силуэты, одновременно закрепляя порядковый счёт и цвет, а так же выполняя математические действия (сложение и вычитание). Вариантом для таких игр стала обычная лесенка для лазания, которую я превратила в многофункциональный тренажер: дети упражняются в счёте, из разноцветных шнурков и ленточек плетут косички, узлы и бантики, выкладывают узор, сравнивают шнуры и ленты по цвету и длине.

Порядковый, количественный счёт, соотнесение количества предметов с цифрой также закрепляем, считая и отсчитывая: грибы, расположенные на нашей площадке, точки на шляпках грибов, цветы на скамейках, столах (упражнения «Посади бабочку на цветок», «Сколько птиц сидит на ветке?»). Грибочки и эмоциональные бочки дети сравнивают по высоте.

Даже «паутина» у нас занимательная. Она является эффективным тренажером для развития мелкой моторики рук, сенсомоторной координации, для закрепления счета, цифр. Кроме того, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности. Используя разноцветные шнурки, закрепляем знания о цветовой гамме.

Игры на ориентировку, в том числе и по клеточкам, я заменяю играми с ориентировкой на местности площадки. Дети получают задания взрослого и одновременно решают свою собственную задачу: «Отыскать пропавшего зайчонка, слонёнка, пчёлку, поросенка и вернуть его маме». Дети, как настоящие следопыты, выполняя задания взрослого, точно следуя плана (старший дошкольный возраст) или действуют непосредственно со взрослым («Сделай 2 шага влево, а затем 6 шагов вперёд»), отыскивают маму потерявшимся маленьким друзьям. А также даю задание сосчитать количество шагов от зайчонка до его мамы (считают обычные шаги и «гигантские», сопоставляют, каким шагом быстрее добрались до цели).

Играя, дети ориентируются в пространстве относительно другого человека. Дети встают парами напротив друг друга. Я даю им задания: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте друг друга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.

Кот Матроскин так же многофункционален: дети ориентируются и отмечают, что у Матроскина находится слева, справа. Одновременно дети имеют возможность посидеть, погладить, полазать, что положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей, служат прекрасным средством для творческого развития и самореализации.

Дети с большим удовольствием лепят из цветного пластилина и составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок, шнуров и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр, геометрических фигур и цветов. Закрепляю знания детей различных линий. Сейчас дети знают и различают 7-8- различных линий. Играя в игру «Путаница» дети командой составляют линию, фигуру, цифру, букву.

Чтобы детям было интересней, я решила превратить обычный круг на асфальте в развивающую игру «Оживи колесо». Делю колесо на части, а детям предлагаю придумать, нарисовать и раскрасить картинки цветными мелками. С цветными мелками дети играют в игры «Цветные подарки», «Дорисуй фигурку». Эти задания дети очень любят и выполняют с особым удовольствием.

Определения свойств и качеств предметов также провожу в игровой форме с помощью нестандартного оборудования. На площадке имеется водоём, сделанный руками родителей. Дети путём эксперимента познают, какие предметы тонут, не тонут и почему. Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Очень часто использую игры с природным материалом (шишки, палочки, камешки). Например: выложить узор по образцу, на память, а старшим дошкольникам задание усложнялось: предлагала составить узор из 2 шишек и 5 палочек, составить квадрат из двух палочек (используя угол стола). На развитие внимания, зрительного запоминания предлагаю детям игры: «В какой руке камушек?», «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» (на чередование).

Также детям очень нравятся игры на воображение: «Найди форму» (нужно узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

А как обойтись летом без развлечений? Часто игры превращаются в путешествия в страну Сообразилию. На маршруте организую остановки, где детям предлагаются различные развивающие задания. В свои путешествия мы отправляемся на автомобиле, поезде или корабле, которые изготовили родители и сотрудники ОУ.

Мы видим, что наши нововведения имеют успехи. Для нас чрезвычайно важным является умение детей оперировать знаниями, умениями и навыками, использовать их в игровой и продуктивной деятельности. Знания, полученные в НОД, закрепляются в повседневной жизни, в играх, в которых создаются условия (тематические площадки), для применения знаний. Незаметно для себя, в процессе игры, дети решают разного рода логические задачи. Проводя образовательную и оздоровительную работу в летний период в интересной, увлекательной форме, мы способствуем с одной стороны формированию необходимых знаний и представлений, помогаем «догнать» товарищей, а с другой стороны – воспитываем у ребенка уверенность в своих силах, развивать познавательный интерес. Желаем Вам успехов в работе и надеемся, что наш опыт будет полезен.


Летний парк на территории детского сада

Воспитанники детского сада № 198 - «проблемные» дети. Среди них есть часто болеющие и те, кто с малолетства страдает хроническими заболеваниями. Есть дети с неврологическими нарушениями, с физическими недостатками и с поведенческими проблемами.

Работа с ними не прекращается в течение всего года. Если в других детских садиках малыши на летний период, как правило, разъезжаются, и в это время года наступает «мертвый» воспитательный сезон, в сто девяносто восьмом по-прежнему кипит работа. Но теплая погода позволяет большую ее часть перенести под открытое небо. Все дела и основные события лета проводятся в рамках проекта «Солнечный город».

Для этого территория детского сада оборудована специальным образом.

Пространственно-предметная среда участковой территории садика максимально приближена к условиям детского летнего парка и имеет все присущие парку атрибуты: фонтаны, бассейны, спортивные и игровые аттракционы, уголки отдыха, скульптуры сказочных персонажей, летний театр.

На свежем воздухе организуются все виды детской деятельности:

В теории и на практике существует два принципиально отличных подхода к проектированию предметно-пространственной среды для детей.

Одни исследования в области психологии доказывают, что дети стремятся к активному взаимодействию со своим окружением, предпочитают строить свой мир, а не получать его готовым. Большинство специалистов этого направления считают, что дети должны иметь собственную среду, отличающуюся от предметной среды взрослых.

Другие специалисты считают, что детям присуще желание иметь все «как настоящее»: отсюда их усиленное подражание миру взрослых. Поэтому ребенка должны окружать вещи, воспроизводящие настоящий предметный мир взрослых. Такая среда способствует их правильной социализации и формированию готовых понятий.

При проектировании и формировании предметного наполнения развивающей среды нашего детского сада учитывалось гармоничное сочетание двух подходов. На территории была создана предметная среда, сомасштабная ребенку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребности в новизне и одновременно дающие ощущение стабильности и устойчивости окружающего мира. Согласно тематическому принципу организации вся территория детского сада разделена на несколько основных пространств (зон):

1) участки групп,
2) тематические площадки для занятий детских летних студий,
3) мини-центры и экологической тропинки.

В процессе деятельности в этих зонах дети реализуют свои потребности в игре, общении, двигательной активности, исследовательской деятельности. Например, зона для моторных и спортивных игр (тематическая площадка «Спортландия») оборудована лабиринтами, лестницами, сетками - всем, что помогает овладеть основными видами движений, побуждает к самостоятельной двигательной активности.

Тематический комплекс «Город мастеров» включает трансформируемые модули, разные виды конструктивных материалов, бассейн и песочный городок.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения, привития им навыков безопасного поведения в условиях современного города спроектирована тематическая площадка «Страна дорожных знаков», имитирующая часть города с тротуарами, магистральными дорогами, перекрестками. Площадка оборудована элементами дорожного движения - дорожными знаками, светофорами, транспортными средствами и т.д.

Пребывание в коммуникативно-тренинговых зонах «Азбука общения» и «Лабиринт эмоций» обеспечивает развитие у детей коммуникативных навыков, создает благоприятный психологический микроклимат для общения детей с родителями, взрослыми, друг с другом.

С целью реализации задач экологического воспитания оборудована экологическая тропинка. Для удобства проведения занятий, повышения их познавательной и коррекционной ценности все объекты объединены в мини-центры с учетом видовой принадлежности, условий обитания, требований ландшафтного дизайна (мини-центр «Дом Боровичка» - отправной пункт экологической тропинки, «Экзотика», «Сельский уголок», «Эко-дом», «Метеоплощадка», «Привал», «Бабушкино подворье», «Поле», «Огород», «Уголок леса» и т.д.).

Работа в каждом тематическом центре строится в игровой форме с привлечением знакомых детям персонажей. К примеру, на занятия по ПДД детей приглашает Светофорик, в изостудии детей учит рисовать Карандаш, в «Городе мастеров» дети превращаются в конструкторов, а студию по ручному труду проводит сам Мастер Самоделкин. Почитать интересные книги дети вместе с воспитателем могут на «Поляне сказок», провести наблюдения - в «Сельском уголке» или на «Болоте», поухаживать за животными на «Бабушкином подворье». Хозяин экологической тропинки Боровичок приглашает ребят в уголок леса, на рябиновую аллею, в вишневый садик или в сиреневый сквер, на мини-огород или на луг и т.д.

Большое внимание при организации работы в летний оздоровительный период в нашем детском саду уделяется проектированию территории в свете новых тенденций и требований ландшафтного дизайна. Наряду с традиционно используемыми на территории дошкольного учреждения элементами (функциональные МАФы: беседки, навесы, сад, мебель, заборы, арки и т.д.), мы используем декоративно-функциональные объекты: садовые скульптуры, металлоконструкции, полифункциональные модульные элементы, контейнеры, фонтаны. Продумывая, чем насытить игровое пространство, мы стремились не столько к тому, чтобы создать индивидуальный образ территории нашего сада, сколько к тому, чтобы ребенок здесь мог выплеснуть свою неуемную энергию, развиваться физически, психически и духовно.

Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». На сайте техцентра, расположенном по адресу http://www.volkswagen-kuntsevo.ru/shop/golf-plus , Вы узнаете все о новом Volkswagen Golf Plus: доступные комплектации и цены, базовые характеристики модели и многое другое. Техцентр «Кунцево» занимается не только продажей автомобилей марки Volkswagen, но также производит сервисное обслуживание, ремонт и ТО.

В.Д. ЕРМАКОВИЧ,
заведующая детским садом № 198,
г. Тольятти

19. Гигиенические требования к участку ДОУ

Гигиенические требования к участку детского сада направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей дошкольного возраста вредных факторов, сопровождающих игровую деятельность и занятия физической культурой с использованием спортивного и игрового оборудования. Правильно спланированный и хорошо организованный участок, где дети проводят до 5–6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.

Целью работы является изучение гигиенических требований к территории ДОУ. Для достижения данной цели ставятся задачи, такие как:

    Территория ДОУ

    Зона игровой территории

    Хозяйственная территория

Территория ДОУ

Обособленный земельный участок – обязательная составляющая территории дошкольного учреждения. К нему предъявляются следующие требования:

    Не допускается расположение на участке посторонних учреждений, построек, сооружений, функционально не связанных с ДОУ.

    Обязательно ограждение территории участка забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений. Основным приемом зонирования участка также может служить живая изгородь из кустарника.

    Участок должен быть обеспечен инсоляцией в течение 5 ч светового дня, иметь достаточно тени, особенно в южных районах, и хорошо проветриваться.

    В целях профилактики травматизма детей и обеспечения их безопасности к участку должны быть организованы удобные подходы с пешеходных дорог, а не с проездов улиц с движением автотранспорта.

    Размер площади участка зависит от вместимости детского сада. Он определяется из расчета не менее 40 м 2 на 1 место. Если вместимость ДОУ не превышает 100 мест, этот показатель составляет 35 м 2 на 1 место. Для встроенного здания ДОУ при вместимости до 100 мест – не менее 29 м 2 на 1 место. В северных районах, а также в крупных городах в условиях затесненной застройки допускается некоторое уменьшение площади участка, но не более чем на 30%. При недостаточной инсоляции или неинсолируемой территории ДОУ часть или всю игровую территорию по согласованию с территориальным управлением Роспотребнадзора допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м.

    Должна быть обеспечена удаленность земельного участка от шумных пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей, площадок мусоросборников, что является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнений воздуха территории ДОУ. Удаленность участка ДОУ от проездов автотранспорта, стоянок машин, от интенсивного пешеходного движения должна быть не менее 5 м. Защита будет более надежной, если эта полоса выполнена из зеленых насаждений.

    Уровень шума на участке ДОУ не должен превышать 60 дБ.

    Обязательно освещение участка детского сада в вечернее время. Уровень искусственной освещенности на земле должен составлять не менее 10 лк.

    Необходима разработка комплекса мероприятий, предупреждающих затопление и загрязнение игровых площадок паводковыми и ливневыми водами. В условиях сурового климата в районах Крайнего Севера необходимо обеспечить ветро- и снегозащиту территории.

Гигиеническое значение зеленых насаждений на участке ДОУ весьма велико и многосторонне. Зеленые насаждения являются мощной защитой от пыли, газов, ветра и шумов. Они регулируют тепловой и радиационный режим, благоприятно воздействуют на органы чувств, центральную нервную систему. Многообразное положительное влияние зеленых насаждений явилось обоснованием для гигиенического нормирования площади зеленой зоны, которая должна составлять не менее 50% участка. В площадь озеленения включают защитные полосы (от пыли, ветра, шума и др.) между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы.

Для озеленения участка наиболее предпочтительны насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не следует использовать деревья и кустарники, имеющие ядовитые плоды, колючки или засоряющие участок при цветении. Из древесных насаждений рекомендуют: липу, березу, клен, сосну, ель, лиственницу, вяз, ясень, рябину. Для травяного покрытия лужаек и газонов лучше высевать виды трав, устойчивые к вытаптыванию. Устройство цветников не только украшает территорию детского сада, но и позволяет проводить занятия с детьми, приучая их наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Важно только помнить, что некоторые цветы, особенно с сильным запахом, могут быть причиной аллергических реакций у малышей.

Участок детского сада нуждается в регулярном уходе. Ежегодно проводят декоративную обрезку деревьев и кустарника, вырубку сухих и низких веток и молодой поросли. Убирают участок ежедневно утром за 1–2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Траву на газонах своевременно скашивают. При сухой и жаркой погоде участок поливают не менее двух раз в день, а после этого осуществляют его уборку.

В зимний период регулярно очищают территорию от снега, в первую очередь дорожки, групповые площадки, навесы. В случае необходимости обрабатывают участок, особенно дорожки, ступеньки, противогололедными средствами, которые должны быть безопасны для детей, безвредны для зеленых насаждений и не должны загрязнять почву.

Участок ДОУ должен делиться на две части – зону игровой территории и хозяйственную зону.

Зона игровой территории

Зона игровой территории включает в себя групповые площадки – индивидуальные для каждой группы (из расчета не менее 7,0 м2 на одного ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на одного ребенка дошкольного возраста) и общую физкультурную площадку.

Высокая способность детей дошкольного возраста реагировать на воздействие извне, недостаточная регуляция в системах, отвечающих за адаптацию к внешней среде, относительно низкая сопротивляемость организма и вследствие этого повышенная заболеваемость диктуют необходимость такой планировки участка ДОУ, которая бы обеспечивала групповую изоляцию детей. Поэтому количество площадок должно соответствовать числу детских групп. Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневые навесы площадью не менее 40 м 2 , защищенные с трех сторон от ветра ограждением высотой не менее 1,5 м от пола. Они позволяют проводить прогулки в любую погоду. Площадь навеса не входит в общую площадь групповой площадки. Пол навеса должен иметь дощатое покрытие. Чтобы его не заливало водой, он должен быть поднят над уровнем земли на 10 см.

Покрытие групповых площадок должно быть беспыльным, быстро высыхающим после дождя или полива.

Групповые площадки следует ограждать кустарником и соединять кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения).

Общая физкультурная площадка предназначена для круглогодичного проведения обязательных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. В общую физкультурную площадку следует включать: зону с оборудованием для подвижных игр, зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами, беговую дорожку, ямы для прыжков, полосы препятствий. Большое разнообразие движений и их вариантов, выполняемых на спортивных площадках, позволяет развивать и совершенствовать такие важные физические качества детей, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость.

Размеры и конструкция спортивно игрового оборудования должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей разных возрастных групп. Строго следует соблюдать доступную высоту снарядов. Диаметр перекладин должен быть удобен для обхвата детской рукой. Оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, иметь привлекательную форму и цвет.

Игровые площадки следует оборудовать турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Занятия на свежем воздухе с использованием игрового оборудования обеспечивают режим высокой двигательной активности детей, позволяют им закреплять и совершенствовать знакомые движения, осваивать новые, требующие сосредоточенности, четкости, ловкости, координации.

На участке дошкольного учреждения допускается устанавливать серийно выпускаемое или сделанное по индивидуальному заказу оборудование, соответствующее возрасту и росту детей, имеющее документ, подтверждающий его качество и безопасность. Используемые при изготовлении оборудования материалы должны быть прочными, высокого качества, выдерживать большие нагрузки и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их безопасность для здоровья детей. Расстановку оборудования на групповых площадках производят, компонуя его в игровые комплексы. Оборудование для детей раннего возраста должно быть выполнено из твердых пород дерева, обеспечивающих высокую прочность снарядов. Все части деревянного оборудования должны полироваться или покрываться масляной краской. Поверхность оборудования не должна иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Для покрытия конструкций применяют материалы, стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Оборудование не должно быть постоянным, по возможности его надо обновлять. В приложении приведены рекомендуемые СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" оборудование и инвентарь для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе детей дошкольного возраста.

Оборудование на площадке должно быть надежно закреплено. Важна и эстетическая сторона: оборудование должно быть окрашено в сочетающиеся, а не случайные тона, привлекать детей цветовой гаммой. Необходимо следить за его исправностью, вовремя ремонтировать, восстанавливать утраченные детали. При невозможности восстановления во избежание случаев травматизма поломанное оборудование подлежит демонтажу.

При выполнении детьми на земельном участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, используется исправный, соответствующий росту детей инвентарь с прочным креплением рукояток. Нельзя применять инвентарь, предназначенный для взрослых. Переноска тяжестей не более 2–2,5 кг на небольшие расстояния допускается, как и указанные ранее виды работ, только для дошкольников старшего возраста.

Для игрового и спортивного инвентаря, который используется на участке, необходимо выделить специальное хранилище или кладовую.

На игровых площадках устанавливают песочницы. На ночь их требуется закрывать крышками. Наиболее удачной конструкцией считается та, при которой открытые крышки служат удобной подставкой для игры детей с песком. Для профилактики перегрева детей в жаркую погоду песочницы оборудуют зонтами.

Весной в песочницах проводят полную смену песка. В теплое время года один раз в месяц песок надлежит исследовать на степень биологического загрязнения. В случае обнаружения возбудителей кишечных инфекций, гельминтов и других примесей, опасных для здоровья детей, необходимо полностью сменить песок.

Для профилактики травматизма в тех местах, где расположены оборудование для лазания, горки для катания и другие устройства, связанные с активными движениями детей, необходимо предусмотреть песчаное покрытие. Для предохранения детей от ушибов толщина слоя песка должна составлять не менее 20–30 см.

К оборудованию, расположенному на травяном покрытии, должны подходить песчаные дорожки.

Хозяйственная территория

Хозяйственную зону располагают на границе земельного участка, вдали от групповых и физкультурных площадок, изолируют от остальной территории зелеными насаждениями. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и прачечной. Въезды и входы на территорию ДОУ, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора следует покрыть асфальтом, бетоном или другим твердым материалом.

При отсутствии теплоцентрали на территории хозяйственной зоны может размещаться: котельная с соответствующим хранилищем топлива; при отсутствии центрального водоснабжения – сооружения водоснабжения с санитарно защитной зоной; овощехранилище площадью не более 50 м2 и места для сушки белья и выбивания ковровых изделий.

При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены площадки для огорода, ягодника, фруктового сада. Однако использовать в питании детей урожай, выращенный на участке детского сада, возможно только при наличии санитарно эпидемиологического заключения территориального управления Роспотребнадзора.

В хозяйственной зоне оборудуют площадку с твердым покрытием для установки промаркированных контейнеров с крышками для сбора мусора и пищевых отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. Затем их очищают и обрабатывают с помощью дезинфицирующих средств. В целях предупреждения выплода мух один раз в 5 или 10 дней места сбора отходов обрабатывают одним из разрешенных Роспотребнадзором средств.

Сжигание мусора на территории ДОУ и вблизи него не допускается, его следует убирать в контейнеры.

Приложение

Наименование

Размеры, мм

Кол-во, шт.

Башня для влезания

Нижнее основание: длина – 2000, ширина – 2000 Верхнее основание: длина – 1000, ширина – 1000 Высота корпуса башни – 1500–2500

Бум разновысокий (из трех брусов)

Длина бруса – 2000 Ширина рабочей поверхности – 100–150 Высота брусьев – 150, 250, 300

Ворота для подлезания

Ширина створа – 500 Высота – 500–600

Заборчик с вертикальными перекладинами

Длина – 2500–3000 Высота – 600 Диаметр перекладины – 30–35 Расстояние между перекладинами – 250–300

Качели подвесные

Качели -доска

Длина доски – 2000–2500 Ширина – 220–250 Высота над поверхностью земли – 350–400

Диаметр – 120, 150, 200 Высота – 150, 250, 300

Перекладина низкая

Высота – 1000–800

Перекладина средняя

Высота – 1200–1000

Перекладина высокая

Высота – 1500

Рукоходы

Длина – 2000–2500 Ширина – 400–500 Диаметр перекладин – 25–30 Расстояние между перекладинами – 250–300 Высота над поверхностью земли – 1500–1800

Стенка гимнастическая

Высота – 1800–2300 Ширина пролета – 800 Диаметр перекладин – 27–30

4-5 секций

Стенка сплошная для лазания

Высота – 2300 Длина – 1500–1800

Стойки для натягивания сеток, веревки

Высота – 2000

Устройство для подвески спортивных снарядов, качелей

Длина перекладин – 3500 Высота над поверхностью площадки – 3000

Фишки, конусы для разметки площадки

Щит-мишень (навесной)

Длина – 1000

Щит баскетбольный

Ширина – 1000