Условия успешного развития творческих способностей. Понятия творчество и творческие способности

Художественное воспитание дошкольников – одно из самых важных направлений в развитии ребенка. Это составная часть эстетического воспитания детей. Поэтому, чаще побуждайте свое чадо лепить, вырезать, клеить, красить, рисовать. А лучше всего - делайте это вместе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное творчество в жизни ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Чтобы ребенку было легче адаптироваться к жестким условиям внешней окружающей действительности помогите своему ребенку сделать это и эффективнее всего сделать это путем приобщения ребенка к художественному творчеству.

Художественное воспитание дошкольников – это одно из самых важных направлений в развитии ребенка, которое требует особого внимания. Художественное воспитание эффективно влияет на общее развитие личности ребенка, способствует его интеллектуальному и нравственному развитию. Это составная часть эстетического воспитания детей, и начинается она фактически с момента рождения.

Занятия изобразительным и другими видами искусства развивают фантазию, память, усидчивость и мелкую моторику рук. Изобразительное детское творчество создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. Самое главное, что эти занятия доставляют детям массу удовольствия.

Родителям и педагогам очень важно заложить фундамент и создать основу для развития творческих способностей дошкольника, чтобы в дальнейшем у него появилась чувство наслаждения от творчества. Каждый ребенок может научиться рисовать, лепить, вырезывать, но только если родители уделяют внимание этим занятиям и если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребёнка большого труда, усидчивости и интереса. Очень важно, чтобы каждый ребёнок испытал радость творчества.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Важным условием является создание такой среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Дайте возможность своему ребенку работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. д. Предоставьте ребенку больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел и продолжительности занятий. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. Как можно чаще побуждайте ребенка к творчеству, сочувствуйте его неудачам, не осуждайте и старайтесь не делать замечаний. В вашем запасе всегда должны быть слова восхищения и одобрения. Ваша похвала благоприятно скажется на дальнейшем творчестве вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству в группе среднего дошкольного возраста с 4-5 лет

Подарок папе ко дню защитников Отечества!...

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак...

Валентина Забелина

Художественное творчество , рисование – один из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет ребенку показать в образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Нет сомнений в том, что родителям и педагогам необходимы знание специфики детского творчества , умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживать инициативу ребенка , самостоятельность в овладении навыками рисования .

Что же представляет собой художественное творчество ребенка-дошкольника ? Создавая изображение, ребенок осмысливает качества предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные эмоции (радуется красивому изображению, любуется им, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься).

Каждый ребенок , создавая образ того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается художественное творчество ребенка дошкольного возраста. В своих рисунках дети отражают впечатления от окружающего их мира. Для того чтобы они смогли что-то нарисовать , необходимо разнообразие в этих впечатлениях.

Задача взрослого – целенаправленно формировать знания и представления об окружающем мире у детей путем специальных наблюдений, обогащая сенсорный опыт, постепенно и последовательно развивать восприятие, образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделить его свойства – форму, строение, цвет. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл.

Обязательно нужно наблюдать за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Можно дать детям пофантазировать, на что похожи тучки, гонимые ветром. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею – важный фундамент в развитии детского творчества .

Постепенно у детей накопится запас представлений, который и составит базу для работы воображения. Представления меняются, комбинируются, складываются в новые образы. И становятся богаче замыслы рисунков.

Не забудем о разнообразных играх, сказках, произведениях художественной литературы . Полезны специальные упражнения – словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, складывание разных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур . Все это способствует развитию воображения, без которого не может быть творчества . И помним, доброе, внимательное, заинтересованное отношение взрослых окрыляет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей .

Рисование важно включить в жизнь ребенка задолго до школы : с помощью изобразительного творчества развивается мелкая моторика. Если малыша не заинтересовали ручки и карандаши, на помощь придут нетрадиционные техники рисования : как правило, дети охотно берутся за новые художественные материалы и не боятся экспериментировать, к тому же если взрослый живо, эмоционально объяснит способы действий и покажет приемы изображения.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связанная речь.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание этому вопросу, решают сразу две задачи :

во-первых, благотворно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка ;

во-вторых, готовят детей к овладению навыком письма, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения.

Художественное творчество , рисование развивает у дошкольников пространственное воображение, воспитывает стремление искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал художником , строителем, педагогом или физиком… Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.

(фото - НОД на тему "На яблоне поспели волшебные яблоки" (рисовали воспитанники 2-ой младшей группы по методу Макаревской "рисование по сырому " ; фото - конкурс "Лучшие постройки из снега" воспитанники подготовительной к школе группе из снега вылепили большую рыбу кит, черепаху, далее - назбрызгивали разноцветной водой из бутылки с пульверизатором, украшали их.







На данный момент дошкольное образование включает в себя развитие не только умственных, психических и физических способностей ребенка, но и развитие творческих способностей в том числе. Благодаря развитию творческой стороны детей дошкольного возраста у них более активно формируется системность, ассоциативность, развивается воображение.

Основную роль в таком развитии должны брать на себя родители малыша. Они должны поддерживать всякие проявления творчества ребенка. Уделять особое внимание к занятиям с ним музыкой, рисованием, а также иным видам творчества и принимать в этих занятиях активное участие.

Занимает особое место в создании индивидуальности ребенка, формировании его личности и умственном развитии. Умения и навыки, которые он получает в процессе творчества, непосредственно влияют на развитие мелкой моторики ребенка, а также на стимуляцию мозговой деятельности.

Так как в дошкольном возрасте ребенок наиболее пластичен, восприимчив и у него нестандартное мышление, то творческое развитие малышей не следует откладывать на поздние сроки.

Если говорить про детские садики или специальные дошкольные группы, то такое развитие всегда проходит в форме игры. В процессе этих игр дети коллективно сочиняют стишки и песенки, на темы которые задают воспитатели, придумывают к словам рифмы, сочиняют разнообразные истории, которые связаны с определенным человеком или предметом, а также находят выход из смоделированных ситуаций. Все это активизирует правое полушарие мозга. Именно оно отвечает за творческое развитие.

Одними из самых распространенных способов творческого развития детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. Вот, к примеру, игры, в которых малыши должны попытаться изобразить некую ситуацию танцем, или изобразить определенный предмет при этом, не говоря ни слова, а окружающие должны отгадать. Детские представления или утренники, которые устраивают дошкольные учреждения, хорошо способствуют творческому развитию детишек.

Развитием творческих способностей малышей занимаются не только в специальных дошкольных учреждениях. Достигнуть хороших результатов можно и дома. Родители могут пользоваться всеми подручными средствами, которые вы сможете найти у себя дома. Так, фантазию у ребенка получится развивать при помощи обычных фломастеров и карандашей. Придумайте и нарисуйте с ребенком несуществующий город или животное. Пусть в рисунках ваш малыш изобразит свою мечту или желание. Образное мышление и свою фантазию ребенок может выразить и в лепке из пластилина.

Еще одним способом творческого развития детей дошкольного возраста являются аппликации. Для этого вам пригодятся самые разнообразные предметы такие как: ракушки, цветы, листочки деревьев, цветная бумага, разноцветные камушки. Кроме всего этого, у детей тягу к творчеству развивают и добрые сказки, которые на ночь читают родители.

Общение с природой также благоприятно влияет на творческое развитие ребятишек. Ведь, когда он видит всю красоту природы, слушает шум деревьев, журчание воды в речке, голоса животных и крики птиц, то ребенок все больше восхищается прекрасным. После таких прогулок в памяти ребенка остаются увиденные образы.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (художественное, словесное, театрально-игровое и музыкальное), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Таким образом, интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Музыкальная деятельность обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Она развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка -- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения -- определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса -- способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы . Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное -- это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки -- вызывать сопереживание слушателей.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка, во многом предопределена текстом произведения. Таким образом, творчество является процессом создания нового и креативность как способность к созиданию. Творчество выделяется как универсальная натуральная функция, присущая всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшая психическая функция, в которую детское творчество перерастает при взрослении. На развитие творчества влияют многие факторы, напрямую связаны с возрастными особенностями. Детское творчество разделяется на: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное, каждое из них имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых. Анализ исследований посвященных проблемам детского творчества, таких авторов как: Т.Г.Казакова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплова, Е.А. Флерина, позволяет дать определение понятию «детское творчество». Таким образом, под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого, прежде всего для ребенка) продукта; создание к известному ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы. Необходимым условием для формирования театрализованной игры у дошкольников с нарушением интеллекта является определенный уровень воображения, игровых, изобразительных, двигательных, поведенческих навыков, сохранность органов чувств, обеспечивающих запас ярких и четких представлений, определенный уровень развития мышления и общения. У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью все эти процессы нарушены, соответственно предпосылки театрализованной игры не сформированы. При организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью эти особенности требуют особого подхода.

Детское творчество рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта. Данный процесс рассматривается в русле исследования именно той деятельности, в которой формируется творчество. Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества, связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

1. Введение

Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С.Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» 1 . Ученый подчеркивал, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве.

Современные педагоги и методисты также отмечают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников должно достигаться путем тесной взаимосвязи обучения и творчества. Но обучение не должно быть механическим процессом передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. «Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог должен не забывать, что художественные возможности индивидуальны. Важно создать наилучшие условия для развития каждого ребенка, воспитывающегося в коллективе» 2 . Побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий, развивающий, творческий характер.

Вопросам художественно-эстетического развития дошкольников посвящены работы отечественных ученых: Лабунской Г.В., Кузина В.С., Пидкасистого П.И., Лернера И.Я., Сакулиной Н.П, Теплова Б.М., Флериной Е.А. и др. В настоящее время разработаны также программы и методические рекомендации по развитию детского творчества (Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Игнатьев Е.И., Палагина Н.Н., Лилов А.Н., Романова Е.С., Потемкина О.Ф. и др.). Детское творчество является предметом изучения также зарубежных исследователей Б. Джефферсона, Э.Крамера, В.Лоунфельда, У.Ламберта (США), К.Роуланда (Англия) и др.

Цель работы : теоретическое изучение взаимосвязи обучения и творчества в художественно-эстетичеком развитии дошкольников.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи :

    определить сущность понятий «обучение» и «творчество дошкольников»;

    выявить взаимосвязь обучения и творчества в художественно-эстетическом развитии дошкольников;

    описать подходы к развитию художественного творчества дошкольников в отечественных и зарубежных научных школах.

2. Художественное творчество дошкольников

2.1. Творчество и обучение в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Когда говорят о феномене творчества, то имеют в виду создание нового, общественно значимого продукта. Разумеется, в таком понимании творчество недоступно детям дошкольного возраста. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных учёных позволяет сформулировать следующее определение: детское творчество - это создание ребёнком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребёнком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребёнка в процессе творческой деятельности. Важен также результат: придумывание к известному новых, ранее не использовавшихся деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п. Это также применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации для изображения предметов знакомой формы - на основе усвоения формообразующего движения, обобщенных способов, образов героев сказок, проявление ребёнком инициативы во всём, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций и т.п.

Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, например, в рисовании и т.п., и поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, музыкальной, игровой и других) на основе ранее усвоенных общих способов той или иной деятельности.

Из предлагаемого понимания детского художественного творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получать разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, знакомиться с произведениями изобразительного искусства, приобретать определённые знания о предметах и явлениях, овладевать навыками и умениями, осваивать способы деятельности.

Творческая деятельность детей, содержание детских работ оказывают на них большое воспитательное воздействие. Перед рисованием, лепкой с детьми проводятся наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин, беседы, которые развивают интерес и направленность детских мыслей и отношения к изображаемому в рисунке, лепке. Предварительный настрой и направленность мыслей, суждений, созданные воспитателем, реализуются самим ребёнком в его творческом действии, в котором он искренне и глубоко, по-своему, по-детски, мыслит, переживает и действует.

Детское творчество, как продукция предельно наивная, определяется уровнем развития ребёнка и ещё не может представлять собой общественно полезную ценность. Оно никого, кроме самого ребёнка, ничем не убеждает, не учит понимать жизнь. Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребёнка и его творческих способностей. В этом плане оно заслуживает высокой оценки и требует внимательного руководства.

Обучение дошкольников творческой (художественной) деятельности мыслится как усложнение задач и заданий, которые ставятся перед детьми, усвоение детьми технических умений и навыков в области рисования, лепки, и т. д.

Обучение детей творческой деятельности нужно проводить на близких, хорошо знакомых предметах. Принцип жизненности в сочетании с грамотностью изображения - это верный путь обучения. В этом сказывается забота о том, чтобы обучение было близко, интересно и доступно детям по содержанию.

Творчество детей дошкольного возраста - это умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, т.е. умение не только копировать, но и реконструировать.

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития. Исследования Э.Г. Пилюгиной, О.Г. Тихоновой 3 убедительно доказывают: если не спешить с показом ребёнку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (т.е. до трёх, а то и до четырёх лет), тогда малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. При этом, необходимо развивать его восприятие и заботиться, чтобы у него накапливались сенсорный опыт и культура.

Ребёнок не рождается фантазёром. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения, т.е. «создании новых образов на материале прошлых восприятий». Воображение необходимо не только в деятельности изобретателя или учёного-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Ни в какой другой области воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением (оба эти процесса основываются на образном эстетическом восприятии), невозможна ни одна художественно-творческая деятельность.

Следовательно, для изобразительной деятельности у детей необходимо развивать эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создадут тот сенсорный опыт, который, развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. Этому должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа. Ведь, как писал Л.С. Выгодский, «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» 4 . Также необходимо развивать образное мышление.

Каковы же условия развития творческой личности? Большие возможности для этого представляют игра и художественная деятельность. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не дол­жен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Имеется в виду повседневная жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизнедеятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.о. нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества художественной деятельности - это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы его воображения.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянный контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т. д.) Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т. п. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие меже ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. Только так ребенок поймет смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способ­ностей необходим. Важно учесть и темперамент, и харак­тер, и особенности некоторых психических процессов (на­пример, доминирующий вид воображения), и даже настро­ение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера твор­чества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым та­кого состояния у детей, когда "разбужены" их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощенно, ком­фортно. Это возможно, если на занятии или в домашней художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

Творческая активность дошкольников обеспечивается мотивацией задания, бережным отношением к процессу и ре­зультату детской работы, материальным обеспечением их изобразитель­ной деятельности.

Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, спо­собы действия, способности, позволяющие ребенку реа­лизовать любой замысел. Для этого знания, умения, фор­мируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошколь­ном возрасте (к семи годам) у детей появляется так назы­ваемый "спад" творчества. Ребенок, понимая несовершен­ство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобра­зительной деятельности, что сказывается на развитии твор­ческих способностей дошкольника в целом.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием изобразительной деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способами изображения, выразительными средствами рисунка.

Этому способствуют нетрадиционные техники рисования:

    пальчики – палитра,

    печать от руки,

    печатка (можно изготовить из ластика),

    тампонирование (рисунок наносится кусочком поролона),

    трафарет (чаще используется в сочетании с техникой "тампонирование"),

    набрызг (можно использовать зубную щетку),

    монотипия (используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.),

    кляксография (для «продвижения» клякс можно использовать трубочку для коктейля. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.),

    рисование по сырой бумаге (акварельным мелком рисовать по сырой бумаге, расположенной на влажной салфетке),

    цветные ниточки свежеокрашенные ниточки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа, половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются, затем, не снимая ладони с бумаги, нитки выдергиваются),

    граттаж (рисование-процарапывание заостренной палочкой по восковой прокладке: цветной фон акварелью затирается воском, покрывается черной гуашью с небольшим количеством шампуня),

    рисование по мятой бумаге (в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, что дает эффект мозаики),

    рисование восковыми мелками (краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой, и на цветном фоне появляется рисунок),

    штрих (можно рисовать сангиной, карандашом, углем).

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности - карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а, следовательно, овеществленный в них общественно-исторический опыт человечества, что, конечно, является важным для интеллектуального развития детей.

2.2. Взаимосвязь обучения и творчества в развитии дошкольников

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируется у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности.

В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действия для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути - творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества. Между этими двумя путями устанавливаются тонкие и взаимовлияющие связи.

Обучение – это отнюдь не механический процесс передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог должен не забывать, что художественные возможности индивидуальны. Важно создать наилучшие условия для каждого ребенка, воспитывающегося в коллективе. Заботясь о качестве педагогических приемов, мы должны учитывать реакцию детей на них. Лишь побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно спел, нарисовал, прочитал стихотворение, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремиться ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения, способен ли их преодолеть. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий и развивающий характер 5 .

Важное значение придается формированию эстетического отношения детей к произведениям искусства, отражающим жизненные явления. Ребенок сопереживает тому, что выражено в художественной форме, и таким образом приобщается к миру прекрасного. Эти переживания обогащают его духовный мир. Одна из наиболее важных педагогических задач - создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике в единстве с обучением технике рисунка Овладение навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.

Не менее важна задача образного познания действительности. В рисунках ребенок приближается к реалистическому отражению своих переживаний. Усвоение ребенком способов восприятия, направленных на самостоятельное обследование предметов, их форм, различение их свойств - все это активизирует обучение, развивает художественно-сенсорные способности. Обучение побуждает ребенка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. По собственной инициативе дети упражняются в еще недостаточно усвоенных, но заинтересовавших их способах действий. Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля.

Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе 6 .

Все это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив его, однако, словом «детское» и отметив условность его применения. Анализ продукции детского творчества позволил исследователям применить этот термин преимущественно к детям старшего дошкольного возраста. Но и на более ранних этапах у детей 2-5 лет возникают как результат их поисков элементы художественно-образного воплощения в рисунке.

Однако далеко не каждую детскую продукцию можно назвать творчеством. Наметим показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции.

В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.

Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

Третья группа - показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и их замысел.

Овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве .

Пути формирования художественного творчества своеобразны. Важнейшее педагогическое условие - организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в рисунках. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира - путь, по которому развивается творчество ребенка.

Возможность применения произведений искусств для обогащения творческого опыта детей имеет огромное значение. Отобрав несколько произведений, в которых преобладает то или иное средство (допустим, колорит в живописи), можно привлечь к нему внимание ребенка. Повторные встречи с подобным явлением помогают присмотреться, сравнить, отразить его в своих рисунках.

Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение. Важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных творческих заданий.

Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Следует отметить два его компонента. Задания названы творческими, так как дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, т.е. самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, так как предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, который организует обстановку, условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям. От личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в творчестве детей зависит успех этой сложной и увлекательной деятельности.

Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению. Конечно, многое происходит интуитивно, неосознанно. Но данные психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо новую задачу.

Исследование путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.

1. Задания, требующие от детей от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

3. Задания, предлагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребенка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и т.д.).

Необходимо деятельность продуктивного творчества ввести в содержание художественного воспитания детей. Задачи развития творческих способностей, предусмотренные программой, должны получить конкретное решение.

Обучение и творчество имеют свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения в рисунке, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов. 7

Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведет к развитию разносторонних художественных способностей. Уровень знаний и навыков устанавливается в соответствии с возрастом. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащенной художественным опытом ребенка и преднамеренностью поисков.

Различен и характер педагогического руководства. В обучении существенна систематичность, постепенность усвоения материала всеми детьми. Применяются прямые указания, порой образец. Вместе с тем художественные занятия должны быть насыщены эстетическими переживаниями, активными и поисковыми действиями детей. При развитии творчества отмечаются лишь примерные этапы, которые могут варьироваться. Способные дети преодолевают эти этапы в более короткие сроки. Отчетливее выступает индивидуальное, своеобразие детской продукции. Особую роль играет атмосфера увлеченности, возможности совместного творчества взрослого и ребенка. Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения - это тот необходимый опыт, при котором, их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретет истинно эстетический характер.

Сущность обучения - средство художественного воспитания и развития. Обучение направлено на формирование эстетического отношения и переживания, образного познания действительности и формирование художественного восприятия .

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения . Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

Характеризуя детское творчество, можно выделить следующие его черты :

    самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию,

    видение новой проблемы традиционной ситуации,

    видение структуры объекта,

    учёт альтернативы при решении проблемы,

    видение новой функции объекта в отличие от традиционной,

    комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы,

    отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода.

Важным показателем детского творчества является самостоятельность, инициатива, оригинальность решения замысла, увлечённость процессом его воплощения.

Пути формирования художественного творчества:

Вариативность педагогических условий,

Формирование поэтапного творчества у ребёнка,

Взаимосвязь между восприятием, деятельностью, творчеством и развитием художественных способностей.

Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности:

Искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;

Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;

Возникновение потребностей, интересов к творчеству, в связи с различными видами художественной практики;

Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;

Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства в условные ситуации;

Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

Показатели качества способов творческих действий:

Дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;

Применение известного материала в новых ситуациях;

Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;

Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их;

Быстрота реакций находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;

Подражание образцу, применение его при воплощении новых образов, но нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Существенную активизацию творческого мышления дошкольника обеспечивают следующие факторы: ситуации незавершённости или открытости; поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных наблюдениях, разработках, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых; внутренние мотивы творческой деятельности.

С другой стороны, препятствуют развитию творческого потенциала ребенка следующие педагогические условия: ограничение активности, инициативности, самостоятельности; критика творческих попыток ребёнка, неодобрительные оценки его деятельности; стереотипы в мышлении, в обучении, в поведении; лимит времени, жесткая регламентация деятельности, излишняя опека; отсутствие свободы в выборе; работа по необходимости, без желания.

2.3. Подходы к развитию художественного творчества дошкольников в отечественных и зарубежных научных школах

Подходы к развитию детского художественного творчества довольно разнообразны. Иногда они отличаются кардинально, но чаще всего, придавая огромное значение развитию этого творчества, ученые расходятся в деталях.

Вероятно, самый главный водораздел между школами состоит в ответе на вопро: надо ли обучать детей изобразительной технике или дать им возможность для творческого самовыражения? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США), напротив, подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы прошлого столетия. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В.Котляр также считает, что взрослый должен помочь ребенку овладеть способами творческого отражения окружающей действительности. При этом осмысленность, которую вносит в деятельность ребенка взрослый, отнюдь не нарушает самобытности детского изображения.

Особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая подчеркивает необходимость формирования у детей изобразительных навыков и пишет о целесообразности их приобщения к нетрадиционным техникам рисования.

Но нельзя не отметить результаты исследований Э.Г. Пилюгиной, О.Г. Тихоновой, которые убедительно доказывают, что если не спешить с показом ребёнку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (до трёх - четырёх лет), то малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. При этом необходимо заботиться, чтобы у него накапливались сенсорный опыт, культура, а также нужно развивать его восприятие.

Педагог или родитель должен стремиться создавать радостную атмосферу, полную интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешной творческой деятельности детей и их самовыражения в творчестве.
Нужно обеспечить вариативность ситуаций, в которых им предстоит действовать, ибо это активизирует их мыслительную деятельность. Для формирования творчества важно время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные работы. Например, ребенок доволен своим рисунком, но коллективная работа на развернутом листе доставляет ему особое удовольствие. Общие усилия, направляемые на достижение цели, приносят детям много радости. Все это расширяет рамки творческих проявлений, и деятельность становится активной. По словам П.П. Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец» 8 .

Е.Бугрименко, А.Венгер, К.Поливанова, Е.Суткова считают, что не всякие занятия изобразительной деятельностью и конструи­рованием способствуют развитию

образного мышления на высоком уровне эффективности. Многое зависит от методики и условий прове­дения занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, от того, как эти деятельности включены в педагогический процесс, от их интеграции с другими художественно-творческими деятельнос­тями. Ни в коем случае не навязывать решения изобразительной за­дачи 9 .

Видный педагог в области дошкольного воспитания А.Волкова подчеркивает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своем творчестве виденное ими» 10 .

«Развитие художественно-творческой деятельности детей в реалистическом направлении, - пишет Н.П. Сакулина, - невозможно без эстетического освоения действительности (под освоением мы разумеем восприятие, переживание, а также оценку). При таком освоении действительности у человека накапливается запас представлений (образов), который кладется в основу художественного творчества» 11 .

А.В. Запорожец утверждая, что «детское творчество существует», обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной жизни ребенка.

Процесс художественного творчества ребенка тесно связан с речью. Психолого-педагогические наблюдения за этим процессом (в большей степени это касается изобразительного творчества и игры) показывают, что процесс создания изображения детьми, как правило, сопровождался речью (В.Гербова, Е.Игнатьев, Т.Комарова,

B.Кузин, Н.Сакулина, Н.Сокольникова, Т.Шпикалова и другие). Дети называют предметы, которые они изображают, описывают, выделяя и отмечая характерные признаки. Речевое сопровождение процесса игры, изображения позволяет ребенку осознать то, что он рисует, лепит, вырезает и наклеивает, понять и выделить качества изображаемого, последовательно строить этот процесс. Е.И. Игнатьев считает, что необходимо воспитывать у детей умение рассуждать, сравнивать, называть изображаемое. «Воспитание умения правильно рассуждать, - пишет он, - в процессе рисования очень полезно для развития анализирующего и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процесс анализа изображаемого предмета, чем систематичное этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение. Умение ребенка обозначать словом признаки предметов содействует правильности и точности изображения им каждой линии, каждого штриха» 12 .

Исходя из сказанного, необходимо не только не пресекать разговоры детей во время творческого процесса, но наоборот, поощрять общение детей, стимулировать его, спрашивая о том, как они будут создавать изображение, в какой последовательности, какие материалы могут им понадобиться дополнительно и т.п.

Значение творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Американский ученый В. Лоунфельд называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на его важную роль в эмоциональном развитии ребенка.

По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен посторонним.

Американские авторы В.Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считали, что художественное творчество оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, что растормозит его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Важнее изменение в его развитии.

Стоит упомянуть о таком интересном зарубежном педагогическом явлении, как вальдорфская система образования, основой которой является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о том, что детство - уникальный

период в жизни человека, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. День разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативный-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке.

Итальянским педагогом Марией Монтессори была создана другая целостная психолого-педагогическая система индивидуального воспитания детей дошкольного возраста. Главными характеристиками этой системы является личностно-ориентированная цель (ребенок - в центре воспитания), творчески продуктивное содержание обучения, свобода в воспитании. Эта система вобрала в себя гуманистические традиции Ж-Ж Руссо, И-Г Песталоцци, Ф.Фребеля, которые придавали особую значимость врожденному потенциалу ребенка и его способности развиваться в условиях свободы и любви. Один из ведущих принципов педагогики М Монтессори - «Помоги мне это сделать самому» - иллюстрирует то, что взрослый не учит ребенка, а помогает ему познавать окружающий мир. Главным условием при этом является свобода и самостоятельность.

Выдающийся французский педагог и гуманист Селестен Френе утверждал, что в каждом ребенке содержится более истин, чем во всех педагогических учебниках мира вместе взятых. «Ядром ценностей» он считал здоровье, развитие творческих возможностей ребенка, признание детского стремления к максимальному саморазвитию, создание благоприятной для развития детей среды, обеспечение «естественного, живого и всестороннего воспитательного процесса». Главная цель воспитания: «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить».

Основными средствами реализации этой цели С. Френе считал природу, труд в школе-мастерской, умственную деятельность, художественное творчество, собственный опыт ребенка.

3. Заключение

Творческое развитие личности дошкольника является приоритетной задачей воспитания подрастающего поколения.

Обучение и творчество, будучи явлениями самостоятельными, в эстетическом развитии дошкольников они неразрывно связаны. Чтобы заниматься творчеством, ребенок должен получить определенные знания, умения и навыки. Для того чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть хотя бы простейшими художественными средствами. Задача педагога или родителя - помочь ему в этом.

Особое значение для формирования творчества на этом этапе приобретает освоение ребенком способов сенсорного обследования материалов, которое заключается в освоении детьми формы, цвета и качества материала.

Изобразительная и игровая деятельность выступают эффективным средством творческого развития детей дошкольного возраста.

Обучение ведет к развитию творческих способностей и воображения. Ребенка нужно научить образному видению окружающего. Знакомство с различными явлениями жизни человека, сказками, песнями, произведениями искусства – источник «питания» творчества. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащают мир его душевных переживаний. Вместе с тем, они способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Наибольшую трудность представляет создание радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и удовлетворяет внутреннюю потребность ребенка в самовыражении в творчестве.

Для формирования творчества важно время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные работы.

Проблема развития детского творчества имела достаточно широкий диапазон в истории научных исследований, и волновала ученых разный областей и направлений, как отечественных, так и зарубежных. Проблема развития детского художественного творчества и сейчас является достаточно актуальной. Это позволяет переосмысливать предшествующие взгляды знаменитых ученых и находить новые пути решения данных проблем.

Список использованной литературы:

1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.

2. Библиотека развивающего обучения. Вып.II. "Го­товность детей к школе, Диагностика психического развития и кор­рекция его неблагоприятных вариантов." Бугрименко Е.А, Венгер А.Л., Поливанова К.Н, Суткова Е.Ю. под ред, В.В.Слободчикова. Томск, 1992.

3. Ветлугина Н . А . Основные проблемы Ветлугина Н . А . // . – М .: Педагогика , 1972 . – 215 с.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Москва, 1999.

6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1994.

7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2008, с.20

8. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2010, с.67

9. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1956. С. 107.

10 Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г

1 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

2 Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.

3 Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2010, с.67

4 Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2008, с.20

5 Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г

6 Ветлугина Н . А . Основные проблемы художественного творчества детей/ Ветлугина Н . А . // Художественное творчество и ребенок . – М .: Педагогика , 1972 . – 215 с.

7 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Москва, 1999.

8 Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984, с.141

9 Библиотека развивающего обучения. Вып.II. "Го­товность детей к школе, Диагностика психического развития и кор­рекция его неблагоприятных вариантов." Бугрименко Е.А, Венгер А.Л., Поливанова К.Н, Суткова Е.Ю. под ред, В.В.Слободчикова. Томск,1992.

10 Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1994.

11 Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1956. С. 107.