Очаровательные гейши и их юные ученицы в повседневной жизни. Ученицы гейш

~Japanese tradition with Geisha~

Кто не слышал про гейш в Японии? Европейская молва приписала им славу проституток, однако это было ошибочное понятие, родившееся от американских военных, присутствовавших в Японии после второй мировой войны. Собственно, нельзя сказать, что и они ошибались, скорее их ввели в заблуждение, но об этом позже.
Информации о гейшах огромное количество в сети, и поскольку моей целью нынче не является сильно глубокое исследование вопроса, я опять-таки попросту воспользуюсь Википедией

Ге́йша (яп. 芸者 гэйся?) - девушка, развлекающая своих клиентов (гостей) японским танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему. Название профессии состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек», таким образом означая «человек искусства». Вместе с тем, для обозначения подобных артисток и их профессии, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, встречаются и другие наименования. Так, в области Кансай (где расположен Киото - один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко» (芸伎), а для начинающей гейши - понятие «майко» (舞妓). Ученицы токийских гейш называются яп. 半玉 хангёку - «полудрагоценный камень»; также имеется общее наименование яп. お酌 о-сяку - «разливающая сакэ».

Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины - актёры и музыканты театра Кабуки, то позднее представителями этой профессии становились только женщины. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней.
Традиционно в японском обществе разделяют круги общения, из-за чего жёны японцев не могли присутствовать на банкетах с коллегами, это расслоение породило гейш - женщин, которые не входили во внутренний, семейный круг общения. Уклад жизни гейш и куртизанок был чётко расписан: бо́льшую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (花街 - «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион Кобу, Камиситикэн и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.

Труд гейши в основном проходит в чайных домах, отелях японского типа и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики (яп. お座敷?, дословно «комната с татами»). Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство.
Важными профессиональными качествами гейши как тамады являются умение заинтересовать клиентов, позволяя им расслабиться, забыв о работе, а также навык хранить тайны клиентов. Ученицам и гейшам предписывается для этого при каждой встрече здороваться с клиентом, даже если он был на предыдущем банкете с этой же гейшей.
На о-дзасики играют в разнообразные игры на ловкость, проигравший должен осушить небольшую рюмку саке.
Камень, ножницы, бумага.
Компира фунэ-фунэ (яп. 金比羅船船?, лодочка-лодка Компиры (бога-покровителя навигации)) - двое играющих по очереди касаются лежащей тарелочки открытой ладонью, если один из игроков в свой ход взял тарелочку, второй должен коснуться места, где та лежала, кулаком. Перепутавший действия проигрывает.
Тосэнкё (часто играют не на очки по правилам, а просто на «сбил игрушку»).
Гоиситори (яп. 碁石取り?, брать камни для го (палочками)).
Надломанную палочку раскручивают в руках. Проигрывает тот, в кого угодит отлетевшая половина.
Тора-тора (яп. 虎虎?, тигр-тигр) - разновидность игры «камень, ножницы, бумага», в которой играющие должны одновременно выйти из-за ширмы, приняв вид тигра, охотника или старухи.
Кроме того, гейшу можно нанять для посещения спектакля, прогулки или совместного похода в ресторан (яп. ご飯を食べ гохан о табэ?, «поедание риса»). Клиент может выбрать, должна ли гейша прийти в полном облачении с макияжем, в простом кимоно, или же вовсе в западной одежде.

Танец майко на Мияко-одори.
Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд. Подсчёт времени вели с помощью ароматических палочек, сгоравших за определённое время. Когда гейша собиралась уходить с вечеринки, хозяйка подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счёт человека, который пригласил гейшу. Кроме того, гейши получают своеобразные чаевые, называемые «цветочными деньгами». Экономической стороной жизни ханамати ведает организация «камбукан» (幹部館), она подсчитывает все доходы каждой из гейш и публикует имена самых успешных из них. Именно так появилась информация о доходах Минэко Ивасаки, самой высокооплачиваемой гейши всех времён.

Однако наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых фестивалях, открытых для широкой публики. У каждого из киотоских кварталов гейш есть свой фестиваль: у Гион Кобу - 都をどり Мияко одори, у Камиситикэна - 北野をどり Китано одори. В Токио и других городах имеются городские фестивали танцев гейш. Подобные выступления позволяют гейше стать широко известной и популярной личностью.
Гейши и ученицы участвуют и в других городских мероприятиях. После Великого восточнояпонского землетрясения гейши собирали пожертвования, стоя в людных местах с ящичками для подаяний.

Обучение
Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш - окия (яп. 置屋) - куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками более старших гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.

Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальных инструментах: японской лютне - сямисэне, - флейте «фуэ» и барабане «цудзуми»; традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций - икэбана, поэзия, каллиграфия, живопись - то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется в кэмбане, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии. Гейши, помимо этого, следят за прессой и мировыми новостями. Это требуется для того, чтобы поддерживать с клиентами разговоры на любые темы.
Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окия будет заниматься с будущей гейшей: ученица обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей, или, в киотоских кварталах Миягава-тё, Гион хигаси, даже только старшей майко), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений. Так, старшей сестрой гэйко Ваканы яп. 若奈 из Тама окия яп. 多麻 является гэйко из окия Миками яп. 三上 по имени Накако яп. 奈加子. В квартале Камиситикэн в окия часто работает всего одна-две гейши, поэтому у начинающих вовсе нет «старшей сестры», а обучение контролирует хозяйка окия.

Мисэдаси
Так как сейчас в Японии введено обязательное среднее образование, девочка не может стать ученицей гейши, пока не получит школьный аттестат в 15 лет. Вне Киото и Нары ученицами разрешено становиться лишь с 18. После достижения требуемого возраста соискательница вольна договориться с владелицей одного из домиков гейш (окия) и стать там «сикоми», прислужницей. Сикоми выполняет хозяйственные работы, убирает дом и помогает старшим сёстрам одеваться. Сикоми посещает занятия точно так же, как и гейши. Сикоми запрещено звонить домой, она может только писать письма. В Киото перед тем, как стать майко, ученицей, сикоми на короткий срок (две недели) превращается в минараи (слово означает метод обучения наблюдением за старшими). Минараи носит ту же причёску, что и майко, но её пояс оби свисает только на половину длины, а кимоно более разноцветное, по сравнению с майко. Минараи посещает банкеты, но только как наблюдатель. Через полгода, по правилам Киото, после сдачи экзамена происходит церемония инициации, «мисэдаси» - с этого момента соискательницы называются начинающими гейшами (майко) и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры или общий для этого окия компонент.

Примером может являться окия Тама в Гион Кобу, в котором есть «ветвь мамэ»: Мамэтэру, Мамэхару, Мамэсудзу; «ветвь ха»: Судзуха, Маюха, Котоха и другие, причём гейши одной «ветви» могут не являться «сёстрами». После мисэдаси майко всегда должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.
Следующим шагом майко раньше была потеря девственности - «мидзуагэ», - церемония, отмечающая повышение её статуса к старшей майко и смене причёски с варэсинобу на офуку. Сейчас мидзуагэ не проводится.
Майко Киото и Нара пять раз меняют свою причёску, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. Перед тем, как сменить детские украшения и шпильки на подобающие статусу гейши, происходит «смена воротничка», эри-каэ. Воротничок майко вышит белыми и золотыми нитями, а гейши носят гладкий белый. Последняя причёска майко происходит от свадебной причёски прошлого, поэтому церемонию эри-каэ Лайза Дэлби называет также «engagement», «помолвка». На церемонии «эри-каэ» прядь пучка волос причёски сакко символически стригут, чтобы более взрослой причёской обозначить переход от девочки к молодой женщине. Сейчас майко становятся гейшами в 20 или 21 год, в зависимости от успеха и желания хозяйки окия.

В других городах
Хотя в Киото гейши достигли всемирной славы, в других японских городах тоже есть окия и гейши. Во многих городах традиции отличаются от киотоских. Например, в Токио и Ямагате ученицы носят парики, а не причёски на своих волосах. В Токио срок обучения хангёку (местное название ученицы) - от года до трёх лет. В городе Андзё имеется шесть окия, а соискательницы пропускают период ученичества, из сикоми становясь сразу гейшами. Майко города Нагоя носят разноцветные воротники, вместо обычных для Киото бело-красных. Распространённое мнение о том, что гейши вне Киото менее умелы в связи с укороченным периодом обучения, не имеют под собой основания. Гейши учатся всю жизнь, только в Токио период интенсивного обучения перемещён на первые годы бытия гейшей.
Дальнейшая карьера

С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, однако, воспользоваться такой возможностью могут лишь успешные гейши, получающие много приглашений на различные мероприятия. Также с 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». Изначально «данна» - покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Зачастую гейшу и данна связывают тесные любовные отношения, включающие рождение детей. Обязанность данна состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствует (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление одного или нескольких данна в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии. Следует отметить, что институт данна существует и поныне.

Уход из профессии
Гейша должна покинуть окия, если выходит замуж. Но некоторые гейши, особенно сегодня, не хотят оставаться в профессии до старости и уходят просто по собственному желанию. Какой бы ни была причина, организовывается церемония хики-иваи (яп. 引き祝い?, поздравление с уходом). Покидающая ханамати гейша рассылает своим учителям, клиентам, хозяевам чайных домиков, где работала, матушкам окия особое угощение: коробочку варёного риса, половина риса в которой белая, а половина - красная (подкрашивается бобами адзуки). Значение этого жеста - показать, что гейша уходит из мира гейш (красный рис) в обычную жизнь (белый рис).

Еще про окия

Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являлись дочерьми хозяйки дома - гейши, в силу возраста прекратившей свою работу и выполняющей в своём доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих работниц, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый приёмной дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становится атотори (яп. 跡取り?, (наследницей)), а также получает право в будущем унаследовать имущество окия.
Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окия получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих украшений, аксессуаров и кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Точнее, гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность. Зачастую старшая сестра, надев несколько раз кимоно, передаёт его младшей. При поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) чаще всего заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия.
При многих окия имеются «чайные домики», о-тяя (яп. お茶屋?). Это не обычные «чайные дома», а особые помещения, где происходят банкеты с гейшами и ученицами. Название «о-тяя» - киотоское, в Токио используется слово матиай (яп. 待合?, «(место для) ожиданной встречи»).
Окия также называются яката (яп. 屋形?, «дворец», «поместье»).

Современные гейши
В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион, Камиситикэн и Понто-тё.
Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного: так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Токио и Киото примерно по трём сотням. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий, или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.
Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй мировой войны «колонизацией» западной культурой - исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии - времена, когда стать гейшами вынуждала нищета, прошли.
В Киото по сей день сохраняется правило «новичкам нельзя» (яп. 一元さんお断り итигэнсан окотовари?) - впервые на о-дзасики можно прийти только по приглашению постоянного клиента. В других городах, например, в Нагое это правило уже не имеет силы: единственным условием является проведение о-дзасики в традиционном японском ресторане или отеле.

Неяпонские гейши
С 1975 по 1976 в ханамати Понто-тё гейшей без оформления работала американский антрополог Лайза Дэлби. Лайза исполняла обязанности гейши для лучшего понимания их мира: она работала над диссертацией.
В декабре 2007 г. в районе Асакуса, Токио, дебютировала Саюки (яп. 紗幸?), первая в истории гейша неяпонского происхождения. Хотя изначально, будучи антропологом, Саюки стала гейшей из академического интереса, она продолжала работу в этой области более трёх лет. Её книга «Sayuki: inside the flower and willow world» (Саюки: в мире цветов и ив) готовится к публикации в Австралии; также запланирован выпуск документального фильма о гейшах.
В феврале 2010 Саюки была вынуждена оставить работу из-за игнорирования правил сообщества и организации банкетов без ведома кэмбана. Она проводила о-дзасики, не имея необходимой квалификации.
Пятого октября 2010 г. в окия Итикома города Андзё дебютировала гейша Ибу украинского происхождения.
С апреля 2011 года в окия онсэна «Идзунагаока» (Идзунокуни, преф. Сидзуока) гейшей работает румынка Изабелла Оноу.

Наконец, последнее:
Гейши и проституция

Вопреки расхожему мнению, гейши не проститутки. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.
Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов - если гейша и отдаётся кому-либо, то происходит это исключительно по её воле и является частью личной жизни, а не профессии.
Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время американской оккупации Японии после Второй мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.
Кроме того, существовали и существуют так называемые «онсэн гэйся», девушки на горячих источниках; героиня произведения Ясунари Кавабата «Снежная страна» - именно такая «гейша», а, скорее, хостесс.
Несмотря на вышеупомянутое, нельзя точно сказать, продавалась любовь гейши или нет. Наверняка были как люди, которые чтили традиции, так и те, кто предпочитали чести деньги.

Внешние различия между гейшами и проститутками (которые, конечно, тоже были) есть.
Главное отличие было банальным: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и, тем более, завязать его невозможно. Гейш одевают специальные люди, называющиеся отокоси (яп. 男衆). Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и причёске гейш и японских высококлассных куртизанок таю и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой, а также чётко указывали на социальный статус женщины и её род занятий. Каждый ранг проституток был чётко оговорён: таю должны были носить в причёске четыре шпильки с длинными подвесками и три гребня, а куртизанки третьего ранга, обслуживающие борцов сумо - два гребня. Носить шпильки с подвесками им было запрещено. Гейши, в свою очередь, могли носить только простой гребень и небольшую шпильку.

Поступив в качестве ученицы в дом гейш - окия, - девушка проходит долгий путь, прежде чем сможет назваться гейшей. Ученицы гейш называются майко (舞子, т.е. "танцующее дитя") в Киото и хангёку (半玉, "половина драгоценного камня") в Токио. Стадии обучения варьируются в Киото и Токио, и даже в самом Киото в каждом из пяти действующих ханамачи (花町, яп. ханамати - "город цветов", т.е. квартал гейш) есть свои особенности в том, что касается нарядов, причёсок, etc. для каждого этапа. Тут я опишу обучение и смену нарядов, как это происходит в наиболее престижном ханамачи Киото - Гион-кобу (祇園甲部, яп. гион ко:бу ).


Сначала немного о внешних различиях между гейко и майко. Гейко (芸子, яп. гэйко ) - так называют гейш (芸者, яп. гэйся , или 芸妓, яп. гэйги ) в Киото. Гейко - это артистки, они поют, танцуют и развлекают гостей на вечеринках-озашики (お座敷, яп. одзасики ) в чайных домиках, или очая (お茶屋, яп. отяя ).

Ученицы-майко носят разноцветные наряды и пышные хана-канзаши (花簪, яп. хана-кандзаси ) - шпильки с шёлковыми цветами, соответствующими месяцу года. Они не надевают парики, а делают причёски из собственных волос. В отличие от гейш, рукава кимоно которых нормальной длины (т.е. такой, какая полагается взрослым женщинам), майко носят кимоно с длинными девичьими рукавами-фурисодэ (около метра). Пояс майко называется дарари-оби (だらり帯), т.е. "свисающий пояс": его длинные концы опускаются едва ли не до щиколоток. Майко, особенно младших, часто можно видеть в высоких сандалиях-окобо.

Гейко можно отличить по нарядам более приглушённых цветов, по более коротким рукавам, по поясу-оби, который завязан классическим тайко-мусуби , т.е. узлом в форме барабана-тайко (см. фото ниже). На ногах гейко носят обычные гэта . Сейчас многие гейши Киото носят парики, но это зависит от обычаев конкретного ханамачи или окия.


Костюмы, украшения учениц-майко гораздо ярче и вычурнее, чем у взрослых гейш. Этому есть несколько причин:

Во-первых, майко - это совсем молодые девушки, девочки-подростки, и стиль их одежды призван подчёркивать их юность. Яркие краски, пёстрые узоры, цветы и ленты в волосах, чрезмерно длинные рукава - всё это характерно именно для детской одежды.
Причёска младших майко, варэшинобу (割れしのぶ, яп. варэсинобу ), - это та же детская причёска эпохи Эдо момоварэ ("разрезанный персик"), только с бо льшим количеством украшений. Причёска старших майко, офуку , - это старинная причёска девочки-подростка.

Ещё одна важная деталь: хорошо заметные на фото выше складки на рукавах и плечах кимоно майко (майко и гейши носят хикидзури - особые танцевальные кимоно с длинным шлейфом) - это отсылка к тому времени, когда майко становились, будучи ещё детьми: большая часть детских кимоно шьётся с запасом ткани, на вырост. Они подгоняются по росту при помощи складок, и по мере взросления ребёнка складки постепенно распускаются.

Итак, образ гейши - это элегантность и достоинство взрослой женщины, образ майко - очарование милого ребёнка.

Во-вторых, майко пока ещё не освоили искусство танца и беседы в совершенстве, как гейко. Чтобы вызвать интерес гостя, им нужно выделяться иначе - внешностью, а не умениями: отсюда пёстрые кимоно, яркие хана-канзаши ("цветочные шпильки"), высокие сандалии-окобо с бубенчиками, свисающие до земли концы пояса дарари-оби... В то время, как гейко используют свой отточенный шарм и совершенные навыки, майко приходится пышно наряжаться, чтобы произвести впечатление.

В старину обучение гейши могло продолжаться с 6 до 16 лет. В настоящее время на обучение принимают только после окончания средней школы (15 лет). Майко старше 21 года не бывает. Если женщина старше 21 года решит стать гейшей (такое случается, при условии, что есть необходимые навыки в танцах и музыке), она минует стадию майко. Само обучение длится, как правило, от двух до шести лет. Девочкам преподают хорошие манеры, пластику, вежливую речь, танцы и пение, а также каллиграфию, икебану и чайную церемонию. Майко также обучаются игре на многих традиционных музыкальных инструментах - от барабанов до сямисэна.

За время обучения майко проходит следующие этапы:

1) Шикоми (仕込み, яп. сикоми , т.е. "воспитанница").

Пожалуй, сейчас это самый трудный этап - ведь девочки (многие из которых пришли из "внешнего мира" и совсем не знакомы с жизнью в ханамачи) не только должны учиться музыке, танцам, этикету и успевать по всем предметам, но и выполнять работу служанки в окия: мыть полы, ходить за покупками, прислуживать живущим в окия гейко и майко... Шикоми осваивают особый киотский диалект, учатся ходить в кимоно и гэта, отращивают длинные волосы, чтобы было из чего делать причёску, привыкают к жизни в ханамачи. Стадия шикоми длится год-два.

Шикоми могут носить современную одежду, но постепенно переходят на традиционный японский костюм. Обычно их можно увидеть в простых кимоно неброской расцветки, летом - в юкатах.

Гейко Юкако и шикоми, впоследствии ставшая майко Тисако:

2) Минараи (見習い, что дословно можно перевести как "учиться путём наблюдения") - следующая ступень после шикоми, но до формального дебюта в качестве майко.

Минараи становятся за месяц до дебюта. Перед этим девочкам нужно сдать экзамен по классическому танцу - кёмай (京舞, яп. кё:май , - старинный танец в киотском стиле). В случае провала на экзамене (скажем, перепутала порядок движений) даётся ещё две попытки с интервалом в полгода. Если девушка провалила и их - она прощается с шансом стать гейшей. Впрочем, успешно сданный экзамен не означает, что с учёбой покончено, - майко и гейши продолжают брать уроки до самого завершения карьеры.

Стадия минараи длится месяц, и в течение этого месяца девушки начинают посещать банкеты и различные мероприятия, где лишь наблюдают за происходящим, не принимая в нём активного участия. На этой стадии они привыкают к обстановке озашики и учатся на примере своих старших сестёр. Минараи носят полный наряд майко и причёску младших майко варэшинобу, но концы их пояса - хандара-оби - достигают лишь половины длины оби майко. В отличие от майко, минараи носят "внесезонные" канзаши.



3) Мисэдаши (見世出し, яп. мисэдаси ) - это официальный дебют в качестве майко.

К дебюту-мисэдаши майко получает новое имя - вернее, сценический псевдоним, - гэймё . Часто по нему можно определить принадлежность к конкретному окия: например, гейши одного дома носят имена Кикунэ, Кикумару, Кикуцуру, Кикуно, Кикуюми... Все эти имена начинаются с иероглифа 菊 кику - "хризантема", который входил в имя гейши, когда-то основавшей этот окия.

На мисэдаши майко надевает куромонцуки (黒紋付), чёрное парадное кимоно с гербами окия, - наряд для самых торжественных случаев. Ноги обуты в сандалии-окобо с бубенчиками. Майко наносит оширои (おしろい, яп. осирои ) - традиционный белый макияж, но красит только нижнюю губу в знак своей юности и неопытности. В причёску по обеим сторонам головы вставляются шпильки бира-канзаши из серебра (в обычные дни их носят только справа), сзади причёска украшается серебряными бумажными лентами:

Следующие три года майко не меняет причёску: она будет носить только варэшинобу - особую причёску младших майко:


4) Младшую майко можно узнать по макияжу - накрашена только нижняя губа, красному вышитому воротничку-эри и шидарэ-канзаши (しだれ簪, яп. сидарэ-кандзаси ) - шпилькам со свисающей сбоку "гроздью" цветов:



Спустя год после мисэдаши майко красят обе губы. Через два года в воротничке появляется больше белой вышивки, шидарэ-канзаши больше не носят.


5) Затем девушка становится старшей майко .

После ритуала мидзуагэ , когда хозяйка окия символически надрезает пучок волос на макушке майко, причёска сменяется с варэшинобу на офуку . По особым случаям старшие майко Гиона носят причёски кацуяма (на фестиваль Гион-мацури) и якко-шимада (когда одевают чёрные парадные кимоно с гербами) . Воротничок становится всё белее и белее и постепенно заполняется белой вышивкой целиком.


Старшая майко Тосикана из окия Комая в ханамати Миягаватё, Киото:


Спереди причёски варэшинобу и офуку идентичны, но сзади пучок волос выглядит совершенно по-другому. Вот майко Итимамэ с причёской офуку:

По мере приближения следующего этапа карьеры детали причёски офуку меняются: лента, прикреплённая сзади на узел волос, "бледнеет": сменяется с красной на розовую, затем на белую и синюю.


6) Спустя примерно 4 года после мисэдаши период обучения заканчивается. Приближается дебют в качестве гейши - эрикаэ (襟代, от "эри " - воротник, и "каэру " - заменять): превращение майко в полноправную гейшу символизирует смена воротничка, выглядывающего из-под кимоно, - вместо вышитого красного воротничка майко девушка получает белый воротничок гейши. Окасан ("матушка" - хозяйка окия) назначает день эрикаэ, и начинаются приготовления.

За месяц до эрикаэ причёска вновь меняется: с офуку на сакко (先笄, яп. сакко: ). Майко Гион Кобу в этот период носят только сакко:, а вот майко других ханамачи успевают сменить несколько разных причёсок.


Майко из Гион Кобу в этот период своей карьеры носят белые вышитые воротнички, а майко из ханамати Миягаватё и Камиситикэн - алые с золотой вышивкой.

Меняется и способ ношения обиагэ - шарфика, завязываемого под оби: у майко он плоский и хорошо виден над верхним краем пояса - он торчит примерно на ширину ладони, но майко перед эрикаэ и гейши носят обиагэ по-другому - он завязан узлом спереди и заправлен под оби:


Некоторые майко в этот период также красят зубы в чёрный цвет (это называется охагуро ):



7) Наконец, происходит эрикаэ - дебют в качестве гейши .

Гейши обычно носят парики, но для них это необязательно. Иногда они носят обычную (хотя и строгую) причёску и не наносят оширои. В отличие от "детей"-майко, гейшам больше не подобает носить в причёске легкомысленные шпильки с цветами, яркие ленты: теперь они носят только украшения из твёрдых и дорогих материалов: черепахового панциря, серебра, коралла, нефрита.

Гейко Мамэхана в "парадной" одежде:


Гейко Кимика в менее официальной одежде:

Обычная причёска гейко, с которой их можно видеть чаще всего, - это элегантная така-cимада , но для чайной церемонии гейко делают кё:фу:-симада , с серебряными шпильками бира-канзаси и украшениями из черепахового панциря:

Чтобы "закрепить материал", давайте проследим за девушкой, ставшей майко под псевдонимом Аяно, из окия Фукусима в Гион-кобу, и посмотрим, как изменялись её одежда, макияж и причёска. В 2007 году она стала шикоми, в 2012 состоялся её эрикаэ.


Шикоми, 2008 год (слева):


Минараи, 2008 год (внесезонные хана-канзаши):


Мисэдаши, 2008 год (видите серебряные бира-канзаши по обе стороны лба?):


Младшая майко, 2008 год (красный воротничок, шидарэ-канзаши, накрашена только нижняя губа):

Младшая майко, 2009 год (с момента мисэдаши прошёл год - обе губы накрашены):

Гейши – удивительные создания, чья жизнь дo сиx пop cкpытa зa тонкой зaвecoй тaйн, cтpoгим coблюдeниeм цepeмoний и тpaдиций. Зачастую этих хрупких, словно фарфоровые куклы женщин, сравнивают с девушками лёгкого поведения, но на самом деле это далеко не так. Ведь гейши в первую очередь – люди искусства, которые проходят обучение в специальных школах, где изучают каллиграфию, литературу и поэзию, песни и танцы, а так же особенности чайной церемонии и игру на традиционных музыкальных инструментах. В нашем обзоре представлена серия фотографий, в которой запечатлены не только жрицы искусства, но и их ученицы – майко в повседневной жизни в период XIX-XX ст.










Как бы прискорбно это не звучало, но большинство привыкло думать, что гейши – девушки лёгкого поведения, оказывающие услуги интимного характера. Такой стереотип был «рождён» ещё во времена Второй мировой войны, когда американские солдаты всех жриц любви называли гейшами. На самом же деле, куртизанки в Японии - это юдзё, которые в своём внешнем виде имеют некоторые отличия. «Ночные бабочки» традиционно завязывали пoяс кимoнo yзлoм спepeди, чтoбы облегчить поставленную задачу - в мгновение ока избавиться от одежды, гeйши жe наоборот – зaвязывaли yзeл cзaди, пoэтoму paзвязaть eгo былo дocтaтoчнo проблематично. Так же, интересным фактом является то, что изначально гейшами были – юноши и молодые мужчины, которые развлекали гостей театральными постановками, пением и танцами, а так же поддерживали беседу на любую тему. И лишь спустя десятки лет, начиная с 1870 года, эту почётную профессию заняли представительницы прекрасного пола.












В настоящее время в Японии осталась приблизительно тысяча гейш, которые и по сей день пользуются огромной популярностью среди состоятельных мужчин, жаждущих отдохнуть в первую очередь душой. Гейши – это хранительницы древних традиций и церемоний, которые готовы не только развлекать своих гостей, но и молча выслушать их, а так же дать дельный совет, поддержав в трудную минуту. К тому же, эти девушки по традиции не имеют права выходить замуж, но при этом они могут завести свободные любовные отношения вне работы, имея богатого покровителя, который может быть даже женат.



...

Гейши - удивительные создания, чья жизнь дo сиx пop cкpытa зa тонкой зaвecoй тaйн, cтpoгим coблюдeниeм цepeмoний и тpaдиций. Зачастую этих хрупких, словно фарфоровые куклы женщин, сравнивают с девушками лёгкого поведения, но на самом деле это далеко не так. Ведь гейши в первую очередь - люди искусства, которые проходят обучение в специальных школах, где изучают каллиграфию, литературу и поэзию, песни и танцы, а так же особенности чайной церемонии и игру на традиционных музыкальных инструментах. В нашем обзоре представлена серия фотографий, в которой запечатлены не только жрицы искусства, но и их ученицы - майко в повседневной жизни в период XIX-XX ст.













Как бы прискорбно это не звучало, но большинство привыкло думать, что гейши - девушки лёгкого поведения, оказывающие услуги интимного характера. Такой стереотип был «рождён» ещё во времена Второй мировой войны, когда американские солдаты всех жриц любви называли гейшами. На самом же деле, куртизанки в Японии - это юдзё, которые в своём внешнем виде имеют некоторые отличия. «Ночные бабочки» традиционно завязывали пoяс кимoнo yзлoм спepeди, чтoбы облегчить поставленную задачу - в мгновение ока избавиться от одежды, гeйши жe наоборот - зaвязывaли yзeл cзaди, пoэтoму paзвязaть eгo былo дocтaтoчнo проблематично. Так же, интересным фактом является то, что изначально гейшами были - юноши и молодые мужчины, которые развлекали гостей театральными постановками, пением и танцами, а так же поддерживали беседу на любую тему. И лишь спустя десятки лет, начиная с 1870 года, эту почётную профессию заняли представительницы прекрасного пола.









В настоящее время в Японии осталась приблизительно тысяча гейш, которые и по сей день пользуются огромной популярностью среди состоятельных мужчин, жаждущих отдохнуть в первую очередь душой. Гейши - это хранительницы древних традиций и церемоний, которые готовы не только развлекать своих гостей, но и молча выслушать их, а так же дать дельный совет, поддержав в трудную минуту. К тому же, эти девушки по традиции не имеют права выходить замуж, но при этом они могут завести свободные любовные отношения вне работы, имея богатого покровителя, который может быть даже женат.

, секс в услуги гейш не входит .

Обратите внимание на длинное хикидзури — кимоно для танцев . Такие изготавливаются и в настоящее время, поскольку танцуют , как вы понимаете, и до сих пор.
, ее отличают свободно свисающие концы , в то время как у гейши концы пояса заправлены в узел. Майко носят разноцветные кимоно с длинным рукавом «фурисодэ» 振り袖. Воротнички нижнего кимоно «эри» 襟 у майко-дебютантки чисто красные, со временем их меняют на всё более и более расшитые белыми и золотыми нитями. Церемония «эри-каэ» 襟替 - «смена воротничка» проводится, когда майко становится гейшей. Майко носят копурри «окобо» на большой танкетке .

На языке оригинала это слово звучит как «гэйся», где «гэй» обозначает искусство, а «ся» - человек. Совместив это, соответственно получаем «человека искусства».

Существует несколько версий этих событий. Версия первая: гейшами являлся первоначальный состав . Версия вторая: гейшами называли артистов квартала Ёсивары в Эдо, развлекавших посетителей.

Большую часть времени в Ёсивара мужчины проводили не за занятиями сексом, а за чашками , танцами, песнями и весельем. Собственно, именно этого им не хватало дома, где отношения между супругами были строго кодифицированы, а излишняя веселость могла сказаться на родительском авторитете. Поэтому, кроме собственно проституток, с самого появления квартала Ёсивара в нем и работали мужчины-заводилы, совмещавшие функции массовика-затейника, тамады и аккомпаниатора песен. Их называли гэйся («искусники»), а также хокэн («шуты»).

И вовсе почитали развлекательное общение с женщинами в чём-то нечистым и недостойным доблестных и учёных мужей, поэтому предпочитали представителей своего же пола, столь же образованных и могущих поддержать интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ.

В 1751 году в киотсском квартале Симабара появилась первая женщина-заводила. В 1761 году в Ёсивара появилась первая профессиональная женщина-гэйся . Ею была Касэн из дома Огия , сначала работавшая , но выплатившая все долги и начавшая самостоятельный бизнес. Вскоре женщины-гэйся стали так популярны, что полностью вытеснили с этой работы мужчин. Уже к началу XIX века термин «гэйся» (или , как принято писать в России), стал обозначением исключительно женской профессии.

Основными центрами, где процветала культура гейш были Эдо, Киото и Осака - началось это в XVII веке, а в XIX веке наступила эра расцвета гейш, когда они в буквальном смысле правили балом. В то же время были заложены нормы поведения гейш, традиции и изучаемые ими искусства, сохранившиеся неизменными до нашего времени.

В отличие от , работали не только и не столько в «веселых кварталах». Они приходили по вызовам всюду, где мужчины собирались на дружеские вечеринки (гейши называли их «дзасики» — буквально это переводится как «комната», клиенты — «энкай», «банкет»). Основным достоинством гейш было умение весело и остроумно поддерживать беседу. Они шутили, читали стихи, пели песни, танцевали, аккомпанировали мужскому пению, организовывали немудреные, но веселые групповые игры.

Официально секс в программу развлечений гейш не входил, так как они не имели на него правительственной лицензии. С самого зарождения ханамати любые переговоры между клиентом и гейшей шли исключительно через окия, где следили за этим моментом. Более того, фактически, смогли удержаться на плаву и выдержать конкуренцию с (которые были, кстати говоря, не менее искусны в пении, танцах, чайной церемонии и музыке) только потому, что никогда никоим образом не претендовали на их нишу (оказание сексуальных услуг). В реальности, однако, запрета на интимные отношения между гейшей и мужчиной не было и все зависело от сговорчивости девушек, но это уже являлось частью личной жизни, а не профессии. Как и , имели право завести полуофициальных поклонников-любовников — данну и находились у них на содержании, но в отличии от юдзё , настоящие гейши хранили верность данну, не марали репутацию своей доступностью для других мужчин. В противном случае − им придется подыскивать себе нового содержателя, что вовсе не просто и без такого конфуза, который любой данна воспримет как личное оскорбление.

Примерно с 1840-х годов начались активные гонения на проституцию, изобретались различные схемы «перевоспитания» юдзё , и на их фоне гейши выглядели более благопристойно. К тому же, они были совершенно необходимы для достойной организации банкетов.

Жизнь гейш не была так легка и беззаботна, как это представлялось на первый взгляд. За один вечер успевали побывать на десятке всевозможных вечеринок, зарабатывая деньги для своих общин. И это был нелегкий труд: ведь выглядеть они должны свежо и неотразимо, хотя к концу своего рабочего дня едва не валились с ног.

Сами гейши , с одной стороны, требовали больших затрат на одежду, украшения, духи, косметику, еду, напитки и тому подобные «производственные расходы». Казалось бы, такие заурядные вещи, как шпильки для волос, являлись весьма интимными предметами, и потому никогда не только не одалживались, но даже не давались в руки кому-либо другому. Шпильки для гейш были такими же интимными предметами туалета, как, например, нижнее белье для женщин Запада.

Ни одна молодая гейша не могла себе позволить иметь в личной собственности из-за невероятной его дороговизны. Поэтому в роли собственника всегда выступала окия , и потому весь гардероб кимоно и множество сопутствующих, но совершенно необходимых аксессуаров тоже находился в ее владении.

С другой − именно и были основными добытчиками денежных средств. На деньги, зарабатываемые гейшами, существовала вся община и все домочадцы, включая отошедших от дел, состарившихся гейш, родственниц или подруг самой хозяйки, которые продолжали заниматься посильной для них работой, наблюдая за порядком в общине, распределяя текущую работу, помогая в обучении подрастающей смены.

Часть своих доходов отдавали в счёт заведения, зачастую часть была довольно значительной, поэтому и вырваться из-под такой «опёки» было довольно затруднительно. Таким образом они получали в своё пользование весь доход этих гейш, а сами гейши получали доступ к обширной коллекции , без которого деятельность гейш была просто невозможной, а также со временем гейша могла получить окия в наследство - были случаи, когда бездетные хозяйки окия удочеряли какую-либо из своих гейш для того, чтобы передать им окия. Т.е. обе стороны были вполне довольны создавшимся союзом.

Чаще всего гейшами становились девочки из бедных семей, проданные в дома гейш (окия - ед. число) , дочери владелиц таких домов или дочери самих гейш.
Даже в первой половине XX века девочек в такие общины продавали их семьи, не способные не только дать им хоть какую-то специальность, но даже не имеющие возможности их прокормить. Это достаточно традиционный путь для симпатичных и смышленых детей из очень бедных или неблагополучных семей.

Однако далеко не все такие горемыки попадали именно в окия , а не в публичный дом. Такое считалось за большую удачу: отбирали только миловидных, сообразительных и способных к обучению. К тому же их учили, кормили, обеспечивали одеждой. Дабы служба не казалась им медом, на них возлагали и всю работу по дому, начиная с самой черной и неблагодарной.

Руководили гейшами «матушки» (ока-сан) – владелицы окий , а сами они называли друг друга сестрами. Естественно, речь не шла об их равенстве, так как в японском нет просто «сестер», есть только «младшие сестры» и «старшие сестры». Старше считались не те гейши, кто старше по возрасту, а те, кто дольше занимается этой работой. Районы, в которых жили общины гейш, назывались ханамати — «цветочные улицы», а самих гейш часто называли женщинами-цветами .

Как и у , у гейш была сложная система именования. У них не было фамилий, а имена переходили по наследству от предыдущих гейш этого ханамати. Обычно все эти имена начинались на корень, придуманный для этого при основании ханамати.

Учились они, как и юдзё, методом «минарай» — «наблюдение и участие».
Статус майко — гейши-девственницы — столь же ясно маркируется поясом, как и статус юдзё. Концы пояса майко всегда свисают свободно .

В первую очередь учились правильно краситься, одеваться, ходить, танцевать, играть и петь. Всем этим майко и занимались, пока их старшие сестры общались с мужчинами. Именно умение свободно и раскованно, но при этом почтительно говорить считалось самым трудным в обучении гейши.

Другой важной функцией гейши во время застолья было подливать гостям саке. В Японии во время пиршества не принято наливать себе спиртное самому. С другой стороны, очень важно, кто, как и сколько кому наливает. Помимо умения наливать саке, существенным для гейши было также умение его пить или изображать, что пьешь. Зато во время банкетов гейши никогда не едят.

Будущие гейши обучались искусству пения и игры на музыкальных инструментах, искусству аранжировки цветов, умению выбирать и носить кимоно, традиционным танцам, каллиграфии и живописи, поэзии, также гейши должны были уметь вести чайную церемонию — тяною. Таким образом, они получали практически всестороннее и неплохое для того времени образование, что позволяло им на равных участвовать в беседах с мужчинами, а иногда и занимать более превосходящую позицию по отношению к своим гостям.

Не обходилось и без крайностей. Например, чтобы научить спать на спине, не меняя позы, ученицы подвергались весьма изощренным испытаниям: под подставку, на которой можно было спать, только опираясь на нее затылком или шеей, воспитательницы ставили поднос с рисовой мукой, а утром смотрели, в каком состоянии была эта своеобразная «контрольная полоса». Если во сне девочка всё же касалась головой подноса, то она подвергалась суровому наказанию. Эти навыки вырабатывались вовсе не из-за жестокости наставниц, а из чисто прагматичных соображений: стоила немалых денег, и потому было важно научиться сохранять ее во сне, обычно − в течение многих ночей.

Следует также пояснить, что в корпорации гейш со временем сложилась специализация в обучении. Ведь сложных предметов было много, и потому некоторые окия, ставшие по сути школами профессиональной подготовки, специализировались исключительно на обучении девочек из окрестных общин. Например, в одних школах обучали игре на музыкальных инструментах, в других − учили национальным танцам, чайной церемонии и т. п. Такая специализация была экономически целесообразна, так как окия не могли себе позволить держать полный штат опытных учителей.

Общины имели устоявшиеся традиции и опытных наставниц, но это не гарантировало всем девочкам, что, пройдя долгий и изнурительный путь обучения, они в конечном итоге станут гейшами. Вовсе нет: нерадивые и неспособные к обучению могли навсегда остаться в служанках. Ибо по расчетам хозяйки окия выходило, что, взяв на содержание деревенских неумех, неспособных стать гейшами, они ввели общину в большие расходы и потому те всю жизнь должны безропотно отрабатывать свой непомерный долг.

Впрочем, самостоятельно выйти «в свет» ни одна майко не могла. Какой бы красивой и талантливой она ни была, она не имела права появляться в мужском обществе без своей опытной наставницы. Такую нахалку просто не пустили бы на порог. Это было не только одной из старинных традиций, но и необходимостью. Старшая сестра будет водить свою сестренку по чайным домикам, ресторанам, театрам и другим местам, где предпочитают отдыхать состоятельные мужчины. Она будет знакомить младшую сестру с нужными ей людьми: прежде всего − с хозяйками чайных домов, с шеф-поварами популярных ресторанов, с искусными мастерами, делающими парики для разнообразных представлений, и так далее.

И майко, и гейши, и хозяйки общин − все были чрезвычайно суеверны и потому шагу не могли ступить, чтобы не свериться с восточным гороскопом. Их всегда интересовало, что сулит грядущий день: чему он будет или не будет благоприятствовать, в какую сторону от окия можно удаляться, а в какую − нет. Из-за суеверия высекали кресалом искру и за спиной молодой стажерки − на удачу, когда ее ждало очень трудное испытание − дебют в обществе мужчин, и за спиной любой опытной гейши.

Излишне добавлять, что в тот, очень важный в жизни дебютантки вечер, ее будет опекать старшая сестра. Опытная гейша представит ее мужчинам именно как − то есть с того вечера она начинала свою официальную карьеру. Это же будут подчеркивать и обязательная для майко прическа, и особенности ее кимоно: пояс повязан гораздо выше, чем у состоявшихся гейш, а само кимоно будет наиболее ярким из всей коллекции окия. Старшая сестра будет ее представлять всем своим клиентам, а майко, как примерная пай-девочка, скромно потупив взгляд, будет обязательно добавлять: «Меня зовут так-то… Я начинающая гейша и прошу проявить ко мне благосклонность».

От того, как пройдет дебют, в значительной мере зависело то, как сложится карьера молодой гейши. Просто старательно прислуживать и угождать мужчинам, наливать им чай или подносить сакэ − майко не имела права. Она должна так изящно и умело продемонстрировать свое искусство, чтобы ее приметили, оценили ее старания и обязательно пригласили бы вновь. Несмотря на очевидные трудности, дебютантка не имела права плакать, дрожать нервной дрожью и потеть от волнения. Всё это было строго запрещено: кукольная красота может потечь.

Велика в том испытании была и роль ее старшей сестры: от того, насколько умело она представит майко , насколько правильно выберет для этого место и время, насколько удачен окажется ее выбор в отношение тех или иных своих давних клиентов, зависел успех дебюта, и как правило − сама карьера молодой гейши. Опытная гейша могла умело затушевать допущенные стажеркой неловкости, вовремя подсказать, как ей себя вести, что надо или не надо делать в сложившихся обстоятельствах, вовремя предупредить или дать знак, могла перевести в шутку явные ошибки и т. п. − словом, всеми силами содействовать тому, чтобы дебют был удачным. Поэтому и заработок неопытной майко делился между тем заведением, где проводилась вечеринка, ассоциацией гейш, старшей сестрой и окия.

С этого момента они начинали работать вдвоем, причем у каждой из них был в том свой резон. Это тоже было давней традицией. Также как такой традицией было и то, что именно старшая сестра будет проводить своеобразный аукцион среди самых состоятельных и сластолюбивых своих клиентов с целью как можно дороже продать девственность начинающей гейши…

Следует пояснить, что пока майко не потеряет свою девственность и не станет женщиной, она не считалась гейшей. Но это был единственный момент в жизни гейши, когда она оказывала клиенту сексуальные услуги в обязательном порядке. В дальнейшем же, спать или не спать с мужчиной, зависело только от нее самой.

Итак, переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности . Эта процедура проходила практически как обряд, называлась мидзу-агэ , а совершал ее один из пожилых и уважаемых клиентов ханамити. Отношение к девственности в культуре гейш было трепетным: майко понятия не имели об этой стороне отношений с мужчинами, поэтому право первой ночи стоило очень дорого и клиент для этой цели отбирался с особой тщательностью. По окончании процедуры майко переставала быть ученицей и становилась полноправной гейшей, имея с этого момента право на специальную причёску.

Майко пять раз меняет свою прическу, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей . На церемонии мизуагэ пучок волос на макушке символически стригут, чтобы более взрослой прической обозначить переход от девочки к молодой женщине. С этого времени она носит прическу с красным шёлковым бантом у основания пучка. После обряда мизуагэ следующий важный поворот в жизни майко - это церемония эрикае , или «превращение воротника». Это происходит, когда меняет красный вышитый воротник «ребенка» на белый воротник взрослой гейши. Как правило, все случается приблизительно в двадцатилетнем возрасте.

По достижении совершеннолетия – в 18 лет — гейша начинала работать по индивидуальному графику, оплата же труда была повременной с фиксированной ставкой за один час времени с клиентом. С самого начала своей карьеры гейши создавали себе репутацию, которую старались поддерживать всеми силами. Очень часто индивидуальный график предусматривал то, что гейша находила себе покровителя - «данна», с которым и проводила большую часть своего рабочего времени. Однако здесь тоже были свои традиции. При этом, как правило, женские симпатии и антипатия в расчет не брались: гейшами становятся не для того, чтобы наслаждаться жизнью, а потому что у них нет другого выбора.

Взамен эксклюзивного права на интимную близость, покровитель оплачивал её расходы (что было весьма нелёгким бременем - цены на одни только кимоно были заоблачными), а также способствовал её «карьерному росту», т.е. росту популярности. Данна мог даже иметь от нее детей, о которых он тоже будет заботиться.

Следует пояснить, что в Японии издавна не считается грехом забеременеть вне брака, и потому могли заводить собственных детей. При этом дочерей ждала карьера гейши − это тоже являлось традицией, а сыновья были вправе выбирать себе профессию самостоятельно.

Единственное, чего данна не мог сделать для своей прелестницы − так это жениться на ней. На это было по крайней мере две причины. Как и юдзё, гейши не имели права выходить замуж, не «выйдя из бизнеса». Такое право имели только «матушки».
Во-вторых, среди мужской элиты страны просто не бывает неженатых мужчин. Не иметь семьи означает для них признание собственной незрелости или неполноценности, что, естественно, вызывает настороженное отношение в высшем обществе. Поэтому браки в Японии прочны и устойчивы, количество же разводов невелико.

Любопытно, но сами общины были заинтересованы в том, чтобы у гейш были такие покровители. Во-первых, потому, что данна вовсе не освобождался от обычных платежей и даже не пользовался скидками, когда приглашал свою чаровницу на вечеринки и рауты, а во-вторых, такой статус многократно повышал часовой тариф самой гейши, когда ее приглашали другие мужчины.