Одаренный ребенок. Одаренные дети — это дар или проклятие. Психологические особенности их развития, обучения и воспитания

Одаренность - от слова "дар" (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
К.К.Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Одарённость может органично вписаться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Школа может играть как позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков

Проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей (это, на самом деле, пустяк), а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок.
Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, как правило, реально оказываются всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности окружающих его взрослых - учителей, воспитателей, психологов и родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно жизнью для.... Так, он становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот та психологическая тюрьма, в которую оказываются ввергнутыми большинство одаренных детей - заключенных, потерявших собственное Я. Выпущенные из такой темницы бывшие одаренные дети, ставшие заурядными взрослыми, не способны не только на акт творчества, они не способны просто на искреннее и спонтанное проявление чувств. Они способны испытывать лишь такие эмоции, которые позволяет ощущать унаследованная от родителей и учителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. Подлинное Я никак не проявляется, поскольку осталось в неразвитом состоянии. Поэтому они и не могут творить. Для этого необходимы, как минимум, самостоятельность, выразительность и внутренний мир. Творчество заключается вовсе не в том, чтобы усвоить созданное человечеством. Это умение создать что-то новое. Если дети недоиграли, недорисовали, недосочиняли - их воображение и фантазия слишком рано схлопнулись, закрылись для зрелого творчества, в том числе и научного. Кроме того, они так привыкли жить интересно, что любая обязательная работа, всякая неудача для них мучительна из-за отсутствия опыта преодоления себя. Порой это выливается в невроз потери смысла жизни.

Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо - личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потре
В создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика, оказывала психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей. Если в отношении образовательная система - одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения, тогда личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями.
Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.
Я поняла, что одаренность - не подарок судьбы, а тяжкий крест. И надо постараться помочь одаренным детям его нести

ЭССЕ

на тему

«Одаренность: дар или испытание»

Выполнила: Гусарова Оксана Михайловна

2016г

«Одарённость – дар или испытание?»

«Одаренность требует мужества»

Эрика Ландау

"Одаренность - от слова "дар", это дар природы, Божий дар. Это Слово как в русском, так и в других языках не имеет одного значения. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что у человека есть что-то такое, что ему «подарено».

Одарённость – совокупность врожденных способностей при условии их постоянной тренировки. Понятие «одарённый ребёнок» - весьма условное, и выявление одаренности – сложнейшая и плохо решаемая в психологии задача. Что это? Пожизненный дар или совокупность особых возможностей в определённый период его жизни?

В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна "встреча" ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом – с воспитателями и учителями, умеющими увидеть одаренность и работать с ней. Именно педагогический опыт пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию работы с одарёнными детьми.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо –

личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потребностью.

Одаренность – не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Некоторые считают, талант есть – человек пробьется сам. Оказывается, нет – кто-то пробьется, а кто погаснет. Я считаю, что ближе к истине другое высказывание – «таланту нужно помогать – бездарности пробьются сами». Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы. К одаренному ребенку необходимо относиться терпеливо, внимательно, бережно, как к ценности, понимая не только преимущества, но и трудности, которые несет с собой его одаренность. Родителям и учителям нужно оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам. Мы, учителя, в своей работе встречаемся с разными детьми. Кто-то из них раскрывается и старается общаться со взрослыми, а кто-то замкнут и испытывает трудности. Очень важно поддержать и помочь ребенка, направить в нужное русло. Порой мы бываем не выдержанны, слишком требовательны, а это не всегда уместно. Нам нужно терпение и выдержка, ведь ребенок с особыми способностями испытывает трудности и в общении, и в других деятельностях, не все учебные предметы даются легко. Учитель как штурман корабля, направляет ребенка и помогает ему, создает условия для деятельности. И в таких условиях дар, подаренный свыше, начинает развиваться и проявляться. Получается, что одаренность – это не всегда легко и просто, это трудности, испытания, радости и разочарования, которые не все готовы выдержать.

Я считаю, что одаренность - не подарок судьбы, а все-таки некое испытание. И надо постараться помочь одаренным детям нести тяжкий крест одарённости.

Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Главное преимущество ребенка –интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он. Родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства.

Психологи обращают внимание на то, что многие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активность познавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительному эмоциональному состоянию – удовольствию от умственного напряжения. В высшем уровне своего развития у одаренных детей данная потребность становится ненасыщаемой. Для них нет предела в познании.Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.

Людмила Миронычева
Семинар «Одаренность - это дар или наказание?»

1. Существует библейская притча

о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант.

Долгое время в мире основополагающим было мнение, что талант - генетически-врождённая способность или божий дар. Однако, многолетние экспериментальные исследования в педагогике, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант. Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других.

2. Что же такое «одаренность»?

Одаренность – а). Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

б) Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

в) Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

г) Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижение высокого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность.

Одаренность - высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных

Одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля, и в словаре Ожегова. и в Советском энциклопедическом словаре. и в словаре иностранных слов

- А что же такое «одаренный ребенок»?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Одаренный ребенок - а) Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.

б) Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.

- А что такое «способности»?

Способности – это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют – развиваются и проявляются – в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.

- Как можно сформулировать понятие «талант»?

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.

Талант – это выдающиеся врожденные качества, особые способности

Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Слово "талант" происходит от меры веса с аналогичным названием. Эта денежная единица в золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена.

Существует еще одно понятие – гениальность .

Как этот понятие можно сформулировать?

Гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

3. Одаренные дети… Как разглядеть детскую одаренность? Как ее поддерживать в дальнейшем. Что это: проблема педагогу и родителю или подарок им? А для ребенка: дар или наказание? Трудные вопросы и ответить на них сразу непросто.

Дошкольное детство – благодатный период для развития одаренности. Однако на практике такое развитие реализуется слабо.

Отсутствие у взрослых /педагогов, родителей/ необходимых знаний о методах выявления одаренности в дошкольный период

Слабое знание, а порой отсутствие знаний о психологических особенностях одаренного ребенка

Неумение правильно развивать одаренность ребенка и такого ребенка вообще

Взрослым довольно трудно понять и принять такого ребенка

Так какой же одаренный ребенок?

Отличается ли он от ребенка обычного?

И как выделить одаренного ребенка?

4. Мини-сообщение воспитателя об особенностях психического развития одаренного ребенка.

Акцентируем отдельные моменты психического развития одаренного ребенка

Отличается выдающимися достижениями в какой-либо области (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений). Яркость этих достижений выделяют его среди сверстников

Одаренный ребенок обладает определенными признаками одаренности. Какими?

Высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность, нестандартность мышления, способность к длительному сосредоточению, любимым делом он может заниматься долго, порой как бы «уходя в себя»

Высокая познавательная активность, любознательность, получает удовольствие от процесса познания, высокий уровень обучаемости

Способность и стремление доводить дело до высокого уровня, до соответствия высоким требованиям

Креативность, яркое воображение, возбудимость, ранимость, гиперактивность, привлечение к себе внимания окружающих

У ребенка высокий энергетический потенциал, его гиперактивность, возбудимость – это основание острой реакции на несправедливость (у таких детей часто обостренное чувство справедливости, днем такие дети рано перестают спать, а в течение дня очень активны

Характер стихийный, самодеятельный

5. Как видим, характер, темперамент такого ребенка своеобразный. Как думаете, легко или просто общаться с одаренным ребенком, ведь, мышление, речь у него развиты очень хорошо.

Если общение представляет трудность – почему?

Он непонятен окружающим и часто его не принимают, и сверстники и взрослые

Часто взрослые, особенно родители, создают вокруг него «эффект ореола», ожидая от ребенка высоких результатов во всем. Однако вполне возможно, что высокие результаты, проявление способностей может быть в отдельных сферах

Нестандартность мышления ребенка тоже вносит в общение определенные трудности, порой трудно понять что он имеет ввиду, а значит может снижаться интерес к взаимодействию с таким ребенком

6. Педагогам предлагается мини-тест – эксперимент :

Отметьте знаком + качества, которые Вам нравятся в детях, а знаком – то, что не нравится.

1. Дисциплинированный

2. Неровно успевающий

3. Организованный

4. Выбивающийся из общего темпа

5. Эрудированный

6. Странный в поведении, непонятный

7. Умеющий поддержать общее дело

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)

10. Занятый своими делами (индивидуалист)

11. Быстро, «на лету» схватывающий

12. Не умеющий общаться, конфликтный

13. Общающийся легко, приятный в общении

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю

Каких «+» у Вас больше?

Если четных+ больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одаренность

Пусть никому не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей

С этим связан стереотип – одаренные те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов, далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни.

Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой для своих родителей и гордостью учителей. Многие его считали не способным и за успеваемость (правда не по математике) он был отчислен из гимназии при достаточно благонравном поведении.

Продолжение следует.

«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.

Одаренные дети... Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают ребенка на его жизненном пути и понимают свою ответственность за его будущее.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости.

Однако возможности дошкольного возраста на практике реализуются слабо.

Одной из причин является отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.

В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. Эта работа должна вестись родителями, социальными институтами, широкой общественностью.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагога – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.

Как выделить одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;
обладание хорошей памятью;
проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;
высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;
самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;
креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Одаренные дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду. Не редко родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка "эффект ореола", ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает.

Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен постараться изменить непростую ситуацию.

Одаренность – это, безусловно, природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как драгоценный камень, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно- образовательной системы.

Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности

В психологии принято выделять следующие признаки способностей.

Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют - развиваются и проявляются - в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка - и, с другой стороны, от его желания или нежелания что-либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.

Разные виды способностей выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются. Существуют общие способности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятельности, называют специальными.

Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но далеко не обязательно - во всех. Для этого у них может не хватить соответствующих специальных способностей.

Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому мы стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

В России около 20-25 % одаренных детей. Эта цифра кажется большой? Возможно. Проблема в том, что не все дети, нуждающиеся в продвинутом образовании, замечены. Одаренность остается не выявленной или забитой обычной образовательной программой. Определить особенного ребенка не просто, но это можно и нужно сделать. Признаки одаренности заметны с раннего детства.

Психология не знает слов «дар» и «проклятие». На языке науки одаренность – это ярко выраженные в одной или нескольких сферах, например, острый музыкальный слух.

Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.

Основа одаренности – врожденные задатки, но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, .

Какой бывает одаренность:

  • спортивная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • актерская;
  • социальная;
  • гуманитарная;
  • техническая;
  • академическая (повышенная способность учиться, осваивать и понимать материал из любой области);
  • интеллектуальная (аналитические умения, успехи по конкретному предмету);
  • творческая (выразительные эмоции и нестандартное мышление).

Как видно, не все виды имеют прямое отношение к среднестатистической общеобразовательной школе. Например, музыкальная или художественная одаренность там скудно себя проявит. Но такому ребенку нужно не просто дополнительное образование (увлекаясь музыкой, он забудет или не найдет силы заниматься учебой), а основное особенное образование. Речь идет о центрах развития детской одаренности, о школах с особым уклоном и т. д.

В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую.

Амбидекстры и амбицеребральная одаренность

В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.

С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.

Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).

Проблемы одаренности

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок , . Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает , . Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как . Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном. Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе .

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Психологические особенности взаимодействия с одаренным ребенком

Одаренность – отклонение в развитии. Любое отклонение нуждается в особом наблюдении и сопровождении. 50 % способностей проявляется к четырем годам, 70 % – к шести, а 90% – к восьми. В этом возрасте родители должны особенно внимательно общаться с ребенком.

На протяжении всей жизни важно учитывать психологические особенности одаренных детей. Какие это особенности:

  1. Выраженная потребность в самоактуализации. Одаренные дети раньше сверстников начинают ее испытывать. Это стремление заметно уже с детства. Важно обратить на это внимание и поддерживать. в самоактуализации и творческой самореализации – потребность пятого уровня по теории А. Маслоу. Дети активно творят и радуются этому.
  2. . Одаренный ребенок уже в раннем возрасте выполняет все дела настолько хорошо, насколько может. Например, ребенок рвет тетрадь и переписывает ее из-за одной кляксы. Или разбирает собранную модель самолета (с которой возился неделю), потому что придумал, как ее усовершенствовать. Прежде чем что-то нарисовать, он найдет образец и сделает все строго согласно ему. Эта особенность скрывает опасность – недовольство собой, снижение самооценки, неврозы, депрессия. А перфекционизм, предоставленный сам себе, лишает личность .
  3. Самостоятельность. В норме потребность в самостоятельности формируется к трем годам (). Одаренные дети раньше учатся ответственности, независимости суждений, саморегуляции. Нельзя подавлять самостоятельность, но нужно помнить о безопасности ребенка и избегать вседозволенности.
  4. Социальная автономность. Качество, схожее с предыдущим. Предполагает непринятие одаренным ребенком традиционного обучения. В обычной школе ему скучно. Это вызывает конфликты.
  5. . Ему подвержены все дети и взрослые люди, но у одаренных детей эгоцентризм реже обусловлен возрастом и встречается чаще. Выходит эгоцентризм из чувства собственной уникальности, одаренности. Больше развит познавательный эгоцентризм (стремление к личной активности и получению знаний из собственной практики). Моральный эгоцентризм встречается реже, чем у сверстников (способность устанавливать причинно-следственные связи помогает лучше понимать мотивы людей). В общении одаренные дети тоже проще занимают позицию другого человека (коммуникативный эгоцентризм проявляется слабо).
  6. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональная уязвимость. Одаренные дети постоянно наблюдают и обращают внимание на мелочи. Все услышанное и увиденное принимают на свой счет (другие дети даже не заметили бы этого).
  7. Творческое отношение к случайностям и восприятие трудностей как возможностей. Не каждому взрослому это под силу, а одаренный ребенок умеет извлекать пользу из любого положения.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.