Развивающие занятия с детьми 3 4 лет. Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком

В 3-4 года дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними. Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению.

В возрасте 3-4-х лет дети уже довольно самостоятельны, много умеют делать и накопили внушительный багаж знаний. Активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности.

Программа занятий с детьми 3-4-х лет должна включать:

  • задания для развития мелкой и крупной моторики;
  • занятия по формированию и развитию речи;
  • изучение элементарных математических понятий;
  • музыкальные занятия;
  • рисование;
  • задания, развивающие логическое мышление.

Развивающие упражнения и игры с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения, можно проводить дома.

Развитие речи

В 3-4 года у детей идет интенсивное развитие речи – она становится более сложной и развернутой, изменяется ее словарный состав. Предложения удлиняются и усложняются. Занятия по развитию речи необходимы для расширения словарного запаса, совершенствования разговорных навыков, формирования способности формулировать и связно выражать свои мысли. Дети учатся грамматически правильно строить предложения, в том числе сложные, употреблять предлоги и склонять слова. В 3-4 года многие дети знают и употребляют в речи вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д.

Упражнения для развития речи младших дошкольников:

  • составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;
  • описание предмета по картинке;
  • группирование предметов по признаку;
  • игры с использованием предлогов – перемещение предмета на стол, под стол, за стол, около стола и т.д.;
  • изучение характеристик, признаков и свойств предметов по картинкам;
  • группировка предметов по назначению;
  • пересказ небольшой сказки.

Также программа развития речи у детей 3-4-х лет должна включать игры, которые знакомят ребенка с формами слов во множественном числе, развивают навыки правильного употребления форм глаголов, местоимений и предлогов. Задания должны быть интересными и соответствующими возрасту ребенка.

В 3-4 года у детей могут наблюдаться проблемы в произношении некоторых звуков, поэтому очень полезна будет артикуляционная гимнастика. Заниматься можно дома, с помощью специальной литературы.

Развитие моторики

Начинать заниматься развитием мелкой моторики желательно с раннего возраста, так как она оказывает значительное влияние на развитие речи, которая в свою очередь является одним из самых мощных факторов общего развития детей. Более того, мелкая моторика тесно связана с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение и память. Упражнения на развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4-х лет очень важны, так как в дальнейшем точные, четко скоординированные действия пальцев и кистей будут необходимы для овладения навыком письма, рисования, бытовых нужд (одевания, причесывания и т.д.).

Упражнения на развитие моторики дошкольников:

  • пальчиковая гимнастика;
  • лепка;
  • аппликации;
  • рисование;
  • различные графические задания – штриховка, обводка;
  • игры со шнуровкой.

Дети в 3-4 года, как правило, обращают внимание на яркие предметы и картинки, поэтому в процессе занятий с детьми и в дошкольных учреждениях, и дома желательно использовать интересный дидактический материал.

Математика

Упражнения:

  • посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
  • выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
  • показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
  • указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.

Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям. В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней. Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.

Музыкальные занятия

Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет. Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики. Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.

Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:

  • простые речевые и двигательные упражнения;
  • песни, стихи;
  • пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
  • танцы с четко выраженным ритмом;
  • изучение музыкальных инструментов и их звучания;
  • подвижные игры.

Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.

Развитие логического мышления

В возрасте 3-4-х лет у детей на основе наглядно-действенного начинает формироваться наглядно-образное мышление, активно развивается логическое мышление. В 3-4 года дети, как правило, умеют собирать пазлы или разрезные картинки из 3-4 частей, определять в группе лишний предмет или находить предмету пару, знают некоторые профессии, виды транспорта, ориентируются во времени суток.

Упражнения для развития логического мышления:

  • найти отличия на двух похожих картинках;
  • определить на картинках предметы, которые относятся к одной группе – посуда, одежда или игрушки;
  • сравнить предметы по размеру, цвету и форме;
  • собрать простую картинку из 3-4-х частей;
  • определить сходства и различия между двумя предметами.

Логические игры учат ребенка сравнивать предметы, анализировать их свойства, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные умозаключения о различных явлениях. Во время игры ребенок учится просчитывать ход событий и делать выводы.

Рисование

Занятия рисованием полезны для развития моторики, воображения, творческих способностей, фантазии и воображения. В процессе рисования ребенок знакомится с различными цветами, экспериментирует с линиями и формами, изучает свойства материалов. Для детей в 3-4 года это особенно важно, так как именно в этом возрасте дети усваивают простейшие математические понятия, знакомятся с формой, величиной и цветом предметов.

Упражнения :

  • дорисуй по точкам;
  • раскрась по образцу;
  • выполни штриховку.

Рисование – это увлекательное, интересное занятие, которое развивает художественный вкус и обогащает знания детей. Оно помогает подготовить руку ребенка к письму и познакомить его с основными геометрическими фигурами.

Занятия с детьми 3-4-х лет как в дошкольном учреждении, так и дома должны проходить в игровой форме и дружественной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту ребенка. Очень важно поощрять старания и помогать крохе, если какие-то задания вызывают у него трудности. Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям, чтобы сохранить познавательную активность. Ввиду особенностей развития детей возраста 3-4-х лет рекомендуется чередовать умственную, творческую и физическую деятельность, чтобы не допустить переутомления ребенка.

Вам может быть интересно:


  • Ольга Белоцерковская

    Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.

    Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

    Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.

    Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.

    Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет

    «МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»

    Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.

    Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.

    Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).

    Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.

    Разучите с малышами это стихотворение.

    Программное содержание:

    Образовательная задача:

    Даем понятие о частях тела;

    Учим детей выполнять элементы психогимнастики;

    Развивающая задача:

    Развиваем мышление;

    Развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова - «ногти» и «когти»);

    Развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;

    Воспитательная задача:

    Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

    Словарная работа:

    Вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);

    Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

    Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек

    Ход занятия

    1. Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

    Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Тело будем изучать.

    (Шагать на месте. )

    Вот спина, а вот животик,

    (Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

    (Потопать ногами.)

    (Протянуть вперед руки и вращать кистями.)

    (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

    (Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

    (Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки,

    (Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

    (Положить руки на голову.)

    Показать успел едва.

    (Покачать головой из стороны в сторону.)

    Шея крутит головой -

    (Обхватить шею ладонями.)

    Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

    Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.

    Попросите малышей показать еще:

    (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

    (Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)

    Вот реснички

    (Указательными пальцами показать ресницы)

    Запорхали словно птички.

    (Поморгать глазами.)

    Розовые щечки,

    (Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)

    Подбородок кочкой.

    Волосы густые,

    (Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)

    Как травы луговые.

    А теперь взгляну пониже,

    Назову я, что увижу:

    (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)

    (Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)

    (Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

    У меня, Сережи, Лены.

    (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

    Затем попросите детей сесть за стол.

    2. Мишка-топтыжка.

    Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.

    Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.

    Скажите за медвежонка:

    Я Мишка-топтыжка.

    Весело пляшу, лапками машу.

    Глазками моргаю,

    Ротик открываю. ]

    3. Мишкины вопросы.

    От имени Мишки задайте детям вопросы.

    Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)

    А для чего уши? (Чтобы слушать.)

    Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

    А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)

    Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)

    А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)

    Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.

    Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».

    Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».

    4. Будь внимательным.

    Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.

    Педагог

    У кого есть ногти?

    Дети

    Движения, выполняемые педагогом и детьми

    (Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)

    Педагог

    У кого есть когти?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть лапы?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть ноги?

    Дети

    (Потопать ногами.)

    Педагог

    У кого есть хвост?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть руки?

    Дети

    (Протянуть вперед руки.)

    5. Уронили Мишку на пол.

    Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке лапу.

    Все равно его не брошу

    Потому что он хороший.

    Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».

    Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.

    Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».

    Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».

    Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».

    6. Снова Мишенька веселый.

    Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

    Игры и задания для закрепления материала

    Игра «Стенка, стенка, потолок»

    Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.

    Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.

    Стенка,

    (Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)

    Стенка,

    (Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)

    Потолок,

    (Указательным пальцем дотронуться до лба.)

    Два окошка,

    (Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)

    Дверь,

    (Указательным пальцем показать на рот.)

    Звонок: «Дзи-и-и-инь!»

    (Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)

    Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.

    Игра «Пять братцев»

    Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.

    Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.

    Утро настало,

    (Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)

    Солнышко встало.

    - Эй, братец Федя,

    (Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)

    Разбуди соседей!

    (Показать ладонь левой руки.)

    - Вставай, Большак!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)

    - Вставай, Указка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)

    - Вставай, Середка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)

    - Вставай, Сиротка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)

    - И Крошка-Митрошка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)

    - Привет, Ладошка!

    (Вращать кисть левой руки.)

    Все потянулись -

    (Обе руки поднять вверх.)

    Зашевелились,

    (Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)

    Мигом проснулись,

    Развеселились.

    Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.

    Игра «Человечек»

    Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.

    Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг - голова, овал - туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»

    Игра «Зеркальце»

    Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

    Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:

    Ну-ка, зеркальце, смотри,

    Да все верно повтори.

    Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.

    Игра «Отгадай загадки»

    Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.

    Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.

    На ночь два оконца

    Сами закрываются.

    А с восходом солнца

    Сами открываются.

    (Глаза)

    Красные двери в пещере моей,

    Белые звери сидят у дверей.

    И мясо, хлеб - всю пищу мою -

    Я с радостью этим зверям отдаю.

    (Губы и зубы)

    Есть гора, а у горы

    Две высокие норы.

    В этих норах воздух бродит -

    То заходит, то выходит.

    (Нос)

    Он нам кушать помогает,

    Вкус прекрасно различает.

    Без умолку каждый день

    Говорить ему не лень.

    (Язык)

    Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»

    Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек

    Для того, чтобы организовать развивающие занятия дома детям 3-4 лет, нужно не только продумать их содержание, но и пробудить интерес ребёнка к обучению.

    Обычно обучением детей 3-4 лет занимается детский сад. Работая по специализированным программам, педагоги дают там маленьким дошколятам весь необходимый им набор знаний и навыков. Но бывают и такие ситуации, когда ребёнок не может посещать это заведение или много пропускает из-за частых болезней. Тогда родители сами берутся за образованием крохи. Посредством систематических развивающих занятий для детей 3-4 лет даже дома дети могут усвоить всё, что положено их возрасту, если знать чему и как их учить.

    Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет дома

    Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?

    Принципы организации домашних занятий

    Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?


    Условия проведения «уроков» для дошколят

    В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.

    Тематический материал:

    Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.

    Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения.

    Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.

    Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом. Так будет проще удержать внимание ребёнка.

    Отдохнуть от умственного напряжения физические упражнения — танец под музыку, ходьба по линии и наклону, игры с мячом и т.д. Их необходимо включать в каждый урок.

    Задачи и планирование

    Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.

    К основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:

    • формирование мыслительных навыков;
    • развитие моторики, воображения и творческих способностей;
    • совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
    • формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
    • воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.

    Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.

    Как подобрать задания детям 3-4 лет

    Все приобретенные дошколёнком знания и навыки можно условно поделить на несколько блоков. Так, зная, что должно быть изучено ребёнком к 4-летнему возрасту, можно понять какие развивающие задания ему предложить.

    Логика, внимание, память

    В 3 года малыш должен уметь собирать картинку из 4 частей, видеть несоответствия, различия и сходства на рисунках, убирать лишний предмет по заданному признаку, удерживать в кратковременной памяти 3-4 слова или изображения, концентрироваться на задании около 5 минут.

    Предложите крохе рассмотреть картинку, а потом закройте её и задайте несколько вопросов. Также память будет хорошо развиваться при разучивании небольших стихотворений, если ребёнку трудно, пусть вначале говорит только окончания строчек.

    Разложите перед дошколёнком 4-5 игрушек или картинок, а потом уберите одну, и попросите вспомнить, какой не стало.

    Развитию логики и внимания способствуют игры «найди тень», «подбери заплатку», «найди пару», «продолжить цепочку» из нарисованных предметов, мозаики или конструктора.

    Математика

    До 4 лет кроха может освоить числовое и количественное значение чисел от 2 до 10; сортировать предметы по размеру, называть самый длинный/короткий, большой/маленький; называть основные цвета и различать несколько оттенков; кроме круга, треугольника и квадрата, знать ромб, прямоугольник и овал.

    Цифры, геометрические фигуры можно, как и буквы составлять из сподручных материалов. Также существует много раскрасок по цифрам, паззлов и картинок с обозначением количества предметов и числового знака.

    Развитие речи

    3-4-летний дошкольник уже понимает обращенную речь, поддерживает беседу, использует местоимения «я» и «мы», описывает увиденное предложениями (до 6 слов), называет антонимы и группы предметов (одежда, посуда и т.д.), отвечает на вопросы по картинке, знает свое имя и фамилию, управляет силой голоса.

    Над звуковой стороной речи можно работать при помощи или чистоговорок. Для умения формулировать свои мысли подойдут задания типа «Что может быть?.. (называете свойства, а ребёнок подходящие предметы), «Что было сначала и потом?» (на примере сказки, явления природы, бытовых ситуаций), «Для чего нужен?..» и т.д.

    Основы грамоты можно начать с изучения букв и звуков. Изучая графическое изображение буквы важно называть не её название («эм»), а звук («м»).

    Окружающий мир

    В три года дети разделяют животных на домашних и диких, многие знают, где они обитают и чем питаются, распознают несколько видов растений, насекомых, рыб и птиц, различают овощи, фрукты, грибы. Они называют время суток, явления природы, некоторые знают несколько признаков времен года.

    Данная область знаний расширяется у ребёнка с опытом. Превращайте в экскурсию гуляние в парке, поход в поликлинику или магазин, акцентируйте внимание малыша на происходящем вокруг, не ленитесь подробно отвечать на все вопросы «почемучки».

    Тематический материал:

    Дома можно использовать детские энциклопедии, компьютерные презентации и печатные игры.

    Творчество

    Данный возраст – время, когда творческая энергия проявляется у детей особенно сильно. Они уже умеют вырезать ножницами (некоторые с мамой), клеят готовые и «рваные» аппликации по образцу или фантазии.

    Творческие занятия могут занимать много времени, поэтому лучше их проводить отдельно.

    Кроме рисования, лепки и аппликаций, развить нестандартное мышление и фантазию поможет домашний кукольный театр и ролевые игры.

    Чтобы включать в деятельность мелкую моторику ежедневно используйте мозаику, крупы, песок, бусины, пуговицы или другие мелкие предметы.

    Пример тематического занятия «Птицы весной»

    В начале занятия показываем ребёнку презентацию о перелётных птицах, рассказываем, почему и куда они улетают зимой.

    Превращаемся в птичку (на скорую руку можно сделать бумажную маску с клювом и вырезать крылышки). Под весёлую музыку можно «полетать» на кухню (в тёплые края) и «поклевать зернышек» (собрать с пола макароны).

    Учим буквы. Замечаем, что слово «птицы» начинается на букву «П». Рассматриваем её и выкладываем при помощи счетных палочек или макарон. Также можно предложить дорисовать букву за мамой карандашом.

    Нарисуйте заранее несколько птичек, на крылышках которых изображена буква «П». Просим ребёнка её найти.

    Логика – найти на изображениях самую большую птичку, с жёлтым кругом на крылышке, без красного квадрата и др. (готовим карточки заранее).

    Закончить серию тематических развивающих заданий для детей 3-4 лет о птицах можно раскрашиванием, лепкой или аппликацией.

    Организовывая дома развивающие занятия, будьте готовы к тому, что результат обучения никогда не бывает быстрым. Если крохе что-то сложно даётся, не давите на него, отложите задание и вскоре он обязательно со всем справится!

    Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.

    Весёлая игра «Парикмахерская»

    Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!

    Вам понадобятся:

    • - листы бумаги А4
    • - цветная бумага
    • - клей-карандаш

    Как изготовить :

    Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.

    Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.

    Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.

    Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!

    Лепка из пластилина

    Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.

    Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.

    Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.

    Уроки рисования

    Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!

    Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.

    Занятия рисованием с малышами очень хорошо развивает воображение, образное мышление, воспитывает чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность, помогают в понимании природы окружающих предметов, развивает мелкую моторику.

    Конспект занятия в детском саду по развитию речи. ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ для детей 3-4 лет

    • путешествие в сказку.

    Цели занятия в детском саду:

    • закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования;
    • учить детей отвечать полным предложением;
    • активизировать словарь;
    • развивать связную речь детей;
    • умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей;
    • воспитывать любовь к русским народным сказкам.

    Оборудование и материалы для занятия в детском саду:

    Ход занятия в детском саду:

    1. Организационный момент.

    Дети стоят в кругу.

    Воспитатель: - Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

    Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
    Если сказка в дверь стучится,
    Ты скорей ее впусти,
    Потому что сказка – птица,
    Чуть спугнешь и не найти.

    2. Сюрпризный момент.

    Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки лисы.

    Ребята, посмотрите, что это?

    Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

    Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

    Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.)

    А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (У нее пушистый хвост.)

    3. Беседа.

    А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся описать нашу гостью.

    Анечка, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (Шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

    Хорошо, Алеша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы? (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

    Молодец, Алеша. А Саша расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

    Алиса, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

    Молодец, Алиса. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

    Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

    Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

    4. Игра с загадками.

    Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

    Ведущий показывает слайды.

    Наш зверек живет в тревоге,
    От беды уносит ноги.
    Ну-ка, быстро отгадай-ка,
    Как зверек зовется? (Зайка.)

    Кто, большой и косолапый,
    Мед достал из бочки лапой?
    Скушал сладость и реветь.
    А зовут его? (Медведь.)

    «Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
    Крыльями хлопает громко.
    Курочек верный пастух
    Как зовут его? (Петух.)

    У меня отличный слух,
    Острый взгляд и тонкий нюх.
    Сразу лезу с кошкой в драку,
    Потому что я… (Собака.)

    Скачет по болоту
    Зеленая квакушка.
    Зелененькие ножки.
    Зовут меня… (Лягушка.)

    Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки.)

    5. Физминутка.

    После игры в детском саду ведущий проводит с ребятами физминутку.

    Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.

    Эй, ребята, что вы спите,
    Нам животных покажите.
    У лисички острый нос,
    У нее пушистый хвост.
    Шуба рыжая лисы
    Несказанной красоты.
    Лиса по лесу похаживает
    Шубу рыжую поглаживает.

    Заяц по лесу скакал,
    Заяц корм себе искал.
    Вдруг у зайца на макушке
    Поднялись, как стрелки, ушки.
    Зайчик прыгнул, повернулся
    И под деревом согнулся.

    Вылез мишка из берлоги,
    Разминает Миша ноги,
    На носочках он пошел
    И на пяточках потом.

    6. Моделирование сказки.

    Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.

    На столах лежат листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

    Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Алиса, расскажи, с чего начинается сказка.

    Правильно! А Аня выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису. Аня, что отличает лису от других животных?

    Давайте на первом круге покажем, что это лиса. Нарисуем острые уши и длинную мордочку.

    А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

    Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

    А что отличает собаку в нашей сказке? Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

    Аня, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь? Правильно! Нарисуем маленькие круглые уши.

    Продолжит сказку Ирина.

    Аня, а что есть у петушка особенного? Правильно! Нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

    Чем же, Лера, заканчивается сказка?

    Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.

    7. Инсценировка сказки.

    Детям раздаются роли и маски.

    А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток. Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе
    избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

    Лиса:

    Ой, ой, ой, сюда, косой!
    Как же быть? Где домик мой?

    Заяц:

    Вся изба твоя с крылечком
    Убежала в речку.
    Очень не переживай,
    Ты ко мне переезжай.

    Лиса (в сторону говорит):

    Повезло, скажу косому.
    Выгоню его из дому.
    Не хочу с ним вместе жить,
    Хлеба корочку делить.

    Обращается к зайцу:

    Эй, послушай, милый Зая!
    Новость есть!

    Заяц: - Да ну! Какая?

    Лиса:

    Есть за лесом огород,
    Там капуста круглый год!

    Заяц:

    Неужель, уже поспела?
    Ну-ка, ну-ка, побегу
    И капусту поищу!
    Это что? Закрыта дверь.

    Лиса (выглядывает из домика): - Я в избе живу теперь. Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг - и заняла его домик.

    Прибежал зайчик, а дверь заперта.

    Заяц: - Да ведь это домик мой!

    Лиса: - Не пущу тебя, косой!

    Заяц отходит, садится рядом плачет.

    Строил себе заяц очень крепкий дом,
    Да лисица злая поселилась в нём.
    Кто не побоится заиньке помочь?
    Хитрую лисицу
    Кто прогонит прочь?

    Появляется собака.

    Собака:

    Гав, гав, гав!
    У меня горячий нрав!
    Не боюсь ни ссор, ни драк!
    Покажи мне, где твой враг?

    Заяц:

    Вот сидит в моей избушке,
    Вот торчат в окошке ушки.

    Собака:

    Эй, лиса, слышишь лай?
    Гав, гав, гав, прочь ступай!

    Лиса:

    Как взмахну хвостом,
    Опалю огнём, берегись!

    Собака (трусливо):

    Ой, совсем забыл, косой!
    Нужно мне скорей домой!

    Ведущий:

    На пеньке опять сидит
    Бедный заинька, грустит.
    Что же делать, он не знает,
    Лапкой слёзки утирает.

    Появляется медведь.

    Медведь:

    Я Мишка-лежебока,
    Спал я долго и глубоко.
    Не боюсь ни ссор, ни драк!
    Покажи мне, где твой враг!

    Заяц:

    Вот сидит в моей избушке,
    Вот торчат в окошке ушки.

    Медведь:

    Эй! Кто там в избе?
    Вот достанется тебе!

    Лиса:

    Как взмахну хвостом,
    Опалю огнём, берегись!

    Медведь (трусливо):

    Ой, совсем забыл, косой!
    Нужно мне скорей домой!
    (медведь уходит)
    Кто не побоится
    Заиньке помочь?
    Хитрую лисицу
    Кто прогонит прочь?
    Появляется петушок

    Петух:

    Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
    Я помогу, я помогу!
    Ты не плачь, не плачь, косой,
    Живо справимся с лисой!

    Лиса:

    Как взмахну хвостом,
    Опалю огнём, берегись!

    Петух:

    Как тряхну гребешком -
    И развалится весь дом!
    У меня есть коса,
    Ну-ка, выходи, лиса!

    Лиса:

    Лиса выбегает из домика и бежит в лес.

    Заяц:

    Ну, спасибо, Петушок!
    Справиться с лисой помог!
    Будем вместе в доме жить,
    Вместе жить и не тужить!

    8. Подведение итогов.

    Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

    Ну а нам пора прощаться,
    И со сказкой расставаться.