Конспект по экологической тропе в средней группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект «Прохождение экологической тропы осенью». Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по эколог

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 29
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе.
Тема: «Прохождение экологической тропы».
Воспитатель: Логинова. Е. В МБДОУ №29 Нижегородской области город Кстово
Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектом экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица рябина. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица белочка (воспитатель и ребенок).

Задачи:
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
Показать объекты экологической тропы в осенний период.
Активизировать познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
Формировать бережное отношение к окружающей среде.
Методы и приемы:
- беседа;
-игровой метод;
-вопросы (в том числе проблемные);
-наблюдение;
Раздаточный материал: листочки с деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.
Предварительная работы: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход.
Воспитатель: Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать какое?
Дети: да
Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе.
Как вы думаете, что такое экологическая тропа?
Дети: на ней растут деревья и цветы.
Дети выходят на улицу.
Воспитатель: Ребятки, я сейчас вам загадаю загадку, и вы сразу поймете, кто же с нами отправится в путешествие:
Очень страшный старичок
В место носика – сучок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовется старичок
Старичок(Лесовичок).
Выходит (воспитатель, переодетый в Лесовичка).
Лесовичок: Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок. А зовут меня так, потому что я живу в лесу, я знаю много тайн и секретов природы.
Дети здороваются с Лесовичком.
Лесовичок: И сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель: Лесовичок, наши дети очень любознательные, они любят узнавать все новое и интересное. Правда, ребята?
Лесовичок: Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Лесовичок: читает стихотворение об осени.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Подногами у ребят
Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель: Раз, два, три березу найди!
Дети находят березу и бегут к ней.
Лисовичок: Дети, а как вы узнали, что это береза?
1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.
2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.
Лисовичок: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дети: желтого и зеленого цвета!
Лисовичок: а что не дает дереву упасть?
Дети: корень.
Лисовичок: я предлагаю вам сейчас вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)
Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу),
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат (поднимают листики к верху и кружатся),
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны),
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружились и опять
Опустились наземь спать (садятся на корточки).
Воспитатель: А вот еще дерево.(Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?
Дети: рябина!
Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?
Дети: на ней красные ягодки.
Лесовичок: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.
Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Лесовичок: дает каждому ребенку рассмотреть гроздья рябины. Как вы думаете, какие ягоды на вкус?
Дети: кислые и горькие.
Лесовичок: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (ответы детей). Это Бархатцы. Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки вянут, то можно собрать семена цветов для следующего года.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?
Дети: чтобы было красиво.
Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы!
Клумбы бывают разной величины. Какой формы клумбы, на которых растут Бархатцы?
1ребенок: круглой.
2ребенок: квадратной.
Воспитатель: правильно клумбы круглой и квадратной формы.
Лесовичок ведет детей по экологической тропинке.
Лесовичок: Как вы думаете, что это за дерево? Как вы узнали?
Дети: липа
Лесовичок:
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается;
А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Воспитатель: в конце лета у лип вместо беловатых душистых цветов зреют плоды- орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?
Дети: нужна земля, почва, солнышко и вода.
Воспитатель: Прорастет ли орешек, упавший на асфальт? Почему?
(Ответы детей)
Лесовичок: какие вы молодцы все знаете о деревьях. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник)
Дети: скворечник, домик для птиц.
Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»
Дети: улетели в теплые края.
Лесовичок: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.
Воспитатель: а сейчас Лесовичок с вами поиграет в игру «Найди такой же листок, какой покажу»
Лесовичок показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. (Каждому ребенку разные листочки: клен, береза, рябина, липа).
Затем Лесовичок поднимает кленовый лист и говорит «Подул ветер. Полетели такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а оп команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.
Лесовичок: Я пришел к вам не один? У пня детей встречает белочка.
Белочка: Здравствуйте ребята! Кто знает, что такое пень?
Дети: дерево срубили, и остался пенек.
Белочка: Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. Н месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – ни будь, живет?
Дети: жучки, муравьи.
Белочка: в пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня может вырасти травка, цветок и даже грибок, а я их очень люблю.
Белочка: а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте о каком дереве в нем говорится.
Угадать ее несложно.
Только будьте осторожны!
Вся она в иголках!
Но не ежик – (Елка).
Белочка: Как вы узнали, что это ель? Какая она?
Дети: высокая, пушистая, зеленая.
Белочка: Скажите мне, почему ель нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).
А какую ель можно рубить? (только старые и больные?
Какой мы можем сделать вывод: что молодые ели рубить нельзя они приносят пользу.
Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?
Дети: да.
Лесовичок: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Белочка: а я хочу передать вам гостиниц от осени, угощайтесь яблочками.
Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков, а белочка раздает яблочки и прощается с ними.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектами экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица ель. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица Белочка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 29

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе.

Тема: «Прохождение экологической тропы».

Воспитатель: Логинова. Е. В МБДОУ №29 Нижегородской области город Кстово

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектом экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица рябина. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица белочка (воспитатель и ребенок).

Задачи:

  1. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
  2. Показать объекты экологической тропы в осенний период.
  3. Активизировать познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
  4. Формировать бережное отношение к окружающей среде.

Методы и приемы:

Беседа;

Игровой метод;

Вопросы (в том числе проблемные);

Наблюдение;

Раздаточный материал: листочки с деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.

Предварительная работы : рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход.

Воспитатель: Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать какое?

Дети: да

Воспитатель : А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе.

Как вы думаете, что такое экологическая тропа?

Дети: на ней растут деревья и цветы.

Дети выходят на улицу.

Воспитатель: Ребятки, я сейчас вам загадаю загадку, и вы сразу поймете, кто же с нами отправится в путешествие:

Очень страшный старичок

В место носика – сучок!

По лесу гуляет-

Лес он охраняет.

А зовется старичок…

Старичок…(Лесовичок).

Выходит (воспитатель, переодетый в Лесовичка).

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок. А зовут меня так, потому что я живу в лесу, я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с Лесовичком.

Лесовичок: И сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель: Лесовичок, наши дети очень любознательные, они любят узнавать все новое и интересное. Правда, ребята?

Лесовичок: Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Лесовичок: читает стихотворение об осени.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Подногами у ребят

Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель: Раз, два, три березу найди!

Дети находят березу и бегут к ней.

Лисовичок: Дети, а как вы узнали, что это береза?

1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.

2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.

Лисовичок: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Дети: желтого и зеленого цвета!

Лисовичок: а что не дает дереву упасть?

Дети: корень.

Лисовичок: я предлагаю вам сейчас вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)

Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу),

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат (поднимают листики к верху и кружатся),

Ветер дунул: раз-два-три,

Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны),

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружились и опять

Опустились наземь спать (садятся на корточки).

Воспитатель: А вот еще дерево.(Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?

Дети: рябина!

Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?

Дети: на ней красные ягодки.

Лесовичок: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Лесовичок: дает каждому ребенку рассмотреть гроздья рябины. Как вы думаете, какие ягоды на вкус?

Дети: кислые и горькие.

Лесовичок: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (ответы детей). Это Бархатцы. Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки вянут, то можно собрать семена цветов для следующего года.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?

Дети: чтобы было красиво.

Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы!

Клумбы бывают разной величины. Какой формы клумбы, на которых растут Бархатцы?

1ребенок: круглой.

2ребенок: квадратной.

Воспитатель: правильно клумбы круглой и квадратной формы.

Лесовичок ведет детей по экологической тропинке.

Лесовичок: Как вы думаете, что это за дерево? Как вы узнали?

Дети: липа

Лесовичок:

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается;

А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

Воспитатель: в конце лета у лип вместо беловатых душистых цветов зреют плоды- орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?

Дети: нужна земля, почва, солнышко и вода.

Воспитатель: Прорастет ли орешек, упавший на асфальт? Почему?

(Ответы детей)

Лесовичок: какие вы молодцы все знаете о деревьях. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник)

Дети: скворечник, домик для птиц.

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»

Дети: улетели в теплые края.

Лесовичок: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.

Воспитатель: а сейчас Лесовичок с вами поиграет в игру «Найди такой же листок, какой покажу»

Лесовичок показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. (Каждому ребенку разные листочки: клен, береза, рябина, липа).

Затем Лесовичок поднимает кленовый лист и говорит «Подул ветер. Полетели такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а оп команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.

Лесовичок: Я пришел к вам не один? У пня детей встречает белочка.

Белочка: Здравствуйте ребята! Кто знает, что такое пень?

Дети: дерево срубили, и остался пенек.

Белочка: Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. Н месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – ни будь, живет?

Дети: жучки, муравьи.

Белочка: в пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня может вырасти травка, цветок и даже грибок, а я их очень люблю.

Белочка: а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте о каком дереве в нем говорится.

Угадать ее несложно .

Только будьте осторожны!

Вся она в иголках!

Но не ежик – (Елка).

Белочка: Как вы узнали, что это ель? Какая она?

Дети: высокая, пушистая, зеленая.

Белочка: Скажите мне, почему ель нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).

А какую ель можно рубить? (только старые и больные?

Какой мы можем сделать вывод: что молодые ели рубить нельзя они приносят пользу.

Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?

Дети: да.

Лесовичок: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Белочка: а я хочу передать вам гостиниц от осени, угощайтесь яблочками.

Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков, а белочка раздает яблочки и прощается с ними.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Жаворонок» города Абакана

Паспорт экологической тропы

«В гостях у Топтыжки»

Средняя группа компенсирующей направленности «Умка»

Основные характеристики экологической тропы……………………………3

Формы работы на экологической тропе………………………………………3

Основные критерии выбора маршрута экологической тропы………………4

Станции маршрута экологической тропы…………………………………….

«Старт»…………………………………………………………………………..

«Советы Топтыжки»……………………………………………………………

«Чудо - огород»…………………………………………………………………

«Цветочный рай»……………………………………………………………….

«Березовая роща»………………………………………………………………

«Паутинка насекомых»………………………………………………………..

«Песочные фантазии»…………………………………………………………

«Финиш»……………………………………………………………………….

Приложения

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

П. Гвездослав

Основные характеристики экологической тропы

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности ребенка, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи:

Образовательная – расширять у воспитанников знания об объектах и процессах окружающей нас природы.

Воспитательная – воспитывать экологическую культуру поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе.

Развивающая – использовать экологическую тропу для организации активного отдыха воспитанников на природе.

Назначение экологической тропы : познавательная

Режим пользования : познавательные экскурсии.

Цели познавательных экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование экологической культуры поведения в природе;
  • показ причинно-следственных связей в природе;
  • проведение природоохранительных связей в природе;
  • проведение природоохранительной работы;
  • пропаганда экологических знаний.

Формы работы на экологической тропе:

Познавательная - наблюдения, беседы, дидактические и подвижные игры, игры с природным материалом – песком, водой, снегом, листьями, исследования, конкурсы, викторины, практическая деятельность в природе, выставки детских работ, театрализованные представления. Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов, сухоцветов, семян и др.

Природоохранная работа – рассматривание плакатов, природоохранные акции.

Пропагандистская работа с родителями – беседы по озеленению экологической тропы, о помощи в дальнейшем пополнении тропы кустарниками, малыми формами, памятки, брошюры, консультации, круглые столы, анкеты, совместное проведение экскурсий.

Основные критерии выбора маршрута экологической тропы:

Маршрут экологической тропы включает в себя 8 станций: «Старт», «Советы Топтыжки», «Цветочный рай», «Березовая роща», «Паутинка насекомых», «Песочные фантазии», «Чудо – огород», «Финиш». Здесь дошкольники могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы, через формирование практического опыта природопользования.

Начало маршрута начинается со встречи с медвежонком Топтыжкой - хозяином тропы. Он встречает детей в беседке, на начальной точке

(старт), где знакомит с картой - схемой тропы.

Периодически медвежонок «оживает», посылает детям письма-задания. В карман медвежонка заранее кладутся задания для детей - просьбы Топтыжки, а затем, например, веселые улыбки - в благодарность ребятам за помощь.

После просмотра карты – схемы движение по тропе продолжается от станции «Советы Топтыжки» . Здесь дошкольники рассматривают плакаты и книги по пожарной безопасности, а также рассказывают об охране жизни и здоровья, о необходимости охраны природы, о правилах поведения на тропе, проводят беседу и по безопасности дорожного движения.

Затем прохождение экологической тропы зависит от желания детей.

Не все станции обязательны для прохождения во время экскурсии, часть из них может быть пропущена, а на некоторых можно остановиться более длительное время. Проведение экскурсий на экологической тропе не зависит от времени года.

Станции маршрута экологической тропы.

«Старт»

Цель: создание интереса у детей для прохождения станций экологической тропы.

Объект станции: беседка, медвежонок Топтыжка, карта – схема экологической тропы.

Описание станции «Старт»: Педагог с детьми знакомятся с хозяином тропы, рассматривают тропу на карте – схеме, выбирают маршрут, читают обращение Топтыжки к посетителям Тропы (см. Приложение 1).

«Советы Топтыжки»

Цель: создание условий для обобщения знаний по пожарной безопасности, по охране жизни и здоровья, необходимости охраны природы, по безопасности дорожного движения.

Объект станции: плакаты – схемы, книги.

Описание станции «Советы Топтыжки»: Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи схем, рассматривают книги, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила.

Формы работы на станции «Советы Топтыжки»:

Познавательная (см. Приложение 2):

  • Беседы: «Как вести себя в лесу?», «Береги природу», «Пожар!», «Будь осторожен на дороге»;
  • Рассматривание иллюстраций «Средства пожаротушения», «Знаки безопасности»;
  • Экскурсия по детскому саду: «Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения»;
  • Проблемная ситуация «Если случилась беда…»;
  • Тренинг «Действия при пожаре»;
  • Дидактические игры: «Правильно ли это?», «Назови электрический предмет», «Опасные предметы», «Горит – не горит», «Хорошо-плохо», «Выбери нужное», «С чем играть нельзя», «Как избежать опасности?», «Назови причины пожара», «Собери картинку», «Чрезвычайные ситуации», «Горит – не горит», работа со схемой «Где опасно?»;
  • Подвижные игры: «Пожар», «Пожарные сборы», «Отважные пожарные», «Затуши костер», «После пожара», «Наверху», «Коридор», «Два сапога – пара», «01», «03»;
  • Конкурсы, викторины.

Природоохранная работа (см. Приложение 2):

  • Составление схем «Безопасность в лесу», «Как уберечь природу», «Убери мусор!»
  • Проведение природоохранных акций: «Мы сбережем природу!», «Чистота – здоровье природы»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 2):

  • Беседы: «Как вести себя с природой», «Проведи выходные активно»;
  • Консультации: «Покажи ребенку красоту природы», «Берегите лес»;
  • Памятки, брошюры: «Правила поведения в лесу», «Правила поведения на водоемах»;
  • Анкеты

«Чудо - огород»

Цель: создание условий для знакомства детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

Объект станции: грядка с посаженными овощными культурами (лук, салат, морковь и др.), надувная игрушка - Зайчик с морковкой.

Описание станции «Чудо - огород»: Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают овощные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений (лук, салат, морковь и др.). Дети наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, об инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Формы работы на станции «Чудо - огород»:

Познавательная (см. Приложение 3):

  • Беседы: «Овощные культуры и растения огорода», «Как ухаживать за растениями?», «Инструменты в помощь», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;
  • Наблюдения: «Рост растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;
  • Рассматривание иллюстраций: «Условия для роста овощных культур»;
  • Сбор семян, коллекций для гербария;
  • дидактические игры: «Овощное кафе», «Собери картинку», «Закончи предложение»;
  • подвижные игры: «Зайцы в огороде»
  • Конкурсы, викторины
  • Практическая деятельность: посадка овощных культур, прополка грядок, рыхление почвы.

Природоохранная работа (см. Приложение 3):

  • Составление схем наблюдений «Рост растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 3):

  • Беседы:
  • Консультации:

«Цветочный рай»

Цель: создание условий для обогащения представлений детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста.

Объект станции: цветы: петуния, ноготки……, бабочки, вертушки.

Описание станции «Цветочный рай»: Дети совместно с педагогом ухаживают за растениями, наблюдают за их за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи.

учит понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Дети знакомятся с растениями (цветами), произрастающими на нашей территории, участвуют при высадке рассады, выращенной в групповом помещении.

Формы работы на станции «Цветочный рай»:

Познавательная (см. Приложение 4):

  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
  • Практическая деятельность: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму;
  • Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
  • Исследования о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
  • Составление схем наблюдений «Рост цветковых растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста цветов», «Цветы и насекомые», «Уход за цветами», «Строение цветов»;
  • Дидактические игры: «Собери картинку», «Цветы – медоносы», «Колокольчик», «Найди пару», « Цветы» (пальчиковая), «Цветок» (пальчиковая), «Пчелки и жуки» (пальчиковая), «Подуй на одуванчик» (дыхательная), «Собери букет», «Какой цветок лишний?», «Цветочный магазин» (по мнемотаблицам), «Посчитаем цветы», «Назови какое?», «Посади цветок», «Собери цветок», «Распускаются цветы небывалой красоты» (познавательно-исследовательская), «Желтый, белый, синий»;
  • Подвижные игры: «Собери букет», «Незабудка», «Кузнечики. Травы, бабочки, цветы», «Гимнастика для цветов», «Кто быстрее выложит цветок?», «Живая клумба» (малой подвижности), «Догони цветок», «На лужайке», «1-2-3- выросли цветы», «Одуванчик», «1-2-3- к цветочку беги!»
  • Психологический этюд «Цветок»

Природоохранная работа (см. Приложение 4):

  • Беседы: «Не рви цветы», «Красота природы»
  • Составление схем: «Береги природу – не рви цветы»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 4):

  • Беседы;
  • Консультации;
  • Практическая деятельность: создание грядок, благоустройство территории станции.

«Березовая роща»

Цель: создание условий для обогащения представлений детей о березе, ее строении, росте, пользе для природы и человека, о жизни насекомых в березовой роще, росте грибов.

Объект станции: береза

Описание станции «Березовая роща»: Педагог беседует с детьми о березе, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с березой, читает стихи. Рассказывает об истории: Наши далекие предки к лесу относились бережно . Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой . Издавна это дерево считается символом нашей Родины.

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, сережки), наблюдают за изменениями в разное время года. Педагог рассказывает детям об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них, вместе с детьми повторяют правила поведения в лесу, организуют дидактические и подвижные игры.

Формы работы на станции «Березовая роща»:

Познавательная (см. Приложение 5):

  • Беседы: «Русская березка» (строение, рост, польза для природы и человека), «Береза в произведениях русского народа, поэтов», «Забота человека о деревьях», «Посуда из бересты. Польза и значение», «Связь насекомых и деревьев», «Могут ли деревья лечить?», «Знакомство с профессиями – дворник/лесник», «О пользе деревьев и кустарников», «Берёзовый чай и напиток из берёзовых почек. Чага. Березовый сок»;
  • Создание тематического альбома «Береза»;
  • Подборка медицинской литературы с информацией о лекарственных качествах березы;
  • Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • Исследовательская деятельность: «Для чего дереву почки?», «Какой стороной дышат листья?», «Жизненный цикл растения» и др.;
  • Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету» и др.;
  • Составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе (с занесением их в альбом). «Снятся ли березе сны? Если снятся, то, о чем?» (фантазирование);
  • Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе;
  • Дидактические игры: «Что лишнее», «Что от чего», «С какого дерева листок», «Составь картинку». «Опиши дерево» по мнемокарте, «Береза» (развитие речевого дыхания), «Дождик» (координацию речи с движением), сюжетно-ролевые игры: Магазин «Семена», «Озеленитель» «Осенние листья»;
  • Подвижные игры: «Поймай листок», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрее оббежит вокруг березы», «Карлики – великаны», «Листопад». Спортивные игры и соревнования;
  • Конкурсы: «Знаток березы», «История березы»;
  • Практическая деятельность: сбор коллекций для гербария., уборка листьев, укрывание дерева первым слоем “одеяла” (одеяло из опавших листьев, вторым слоем “одеяла” (снежное одеяло), изготовление скворечников, изготовление осенних букетов, поделок, составление совместного с воспитателем коллажа;
  • Подбор художественной литературы о берёзе;
  • Чтение и заучивание стихотворений о березе: Е. Трутневой, И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева, и др., «Русская душа березы» (легенды и мифы о березе); оформление выставки в книжном уголке «Моя любимая книга о березе»;
  • Слушание музыки: П. И. Чайковский «Осень», «Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера, фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы» и др.;
  • Пение: «Песня о родине», «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);
  • Хороводы: Хоровод «Аи, да берёзка», «В золоте берёзонька».

Природоохранная работа (см. Приложение 5):

  • Беседы: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»,

«Почему опасно бегать с палками?»;

  • Составление схем: «Береги лесные богатства!»;
  • Придумывание природоохранных знаков «Сохраним русскую красавицу».

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 5):

  • Беседы;
  • Консультации: «История русской березки»;
  • Брошюры: «Сохраним русскую красавицу»;
  • Практическая деятельность: создание грядок, благоустройство территории станции.

«Паутинка насекомых»

Цель: создание условий для знакомства детей с представителем класса насекомых, отметить места их обитания, способ передвижения, особенности строения.

Объект станции: паутина с насекомыми, пени, пихта.

Описание станции « Паутинка насекомых »:

Педагог рассматривает с детьми насекомых, проводит беседы о среде обитания, способах их передвижения, особенностях строения. Дети рассматривают пеньки, затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащими пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок.

Формы работы на станции «Паутинка насекомых»:

Познавательная (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Осторожно, насекомые!», «Правила поведения при встрече с насекомыми», «О насекомых»;
  • Наблюдения за насекомыми;
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Хорошо - плохо», «Собери картинку», «Составь насекомое из палочек», «Чье брюшко, чьи лапки?», «Найди насекомых» (зрительное внимание);
  • Подвижные игры: имитация передвижения насекомых.
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;

Природоохранная работа (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Правила поведения при встрече с насекомыми»;
  • Составление схем: «Наши маленькие друзья!»;
  • Придумывание природоохранных знаков «Дай жизнь насекомым!»;
  • Природоохранные акции: «Дай жизнь насекомым!».

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Осторожно, насекомые!», «Правила поведения при встрече с насекомыми»;
  • Консультации: «Наши друзья насекомые!»;
  • Брошюры: «Сохраним лесные богатства!»;
  • Практическая деятельность: создание лесного уголка, пополнение атрибутами, малыми формами.

«Песочные фантазии»

Цель: создание условий для знакомства со свойствами песка, развития творческого мышления.

Объект станции: песочница, формы для создания песочных фигур, вода.

Педагог, совместно с детьми, рассматривает песок, определяют свойства песка при помощи воды, рассматривают иллюстрации о том, что можно сделать из песка, придумывают сказки по сделанным сюжетам, играют в игры.

Познавательная (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Песок и вода»;
  • «Охотник и пастух»;
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;
  • Подбор произведений о насекомых;
  • Отгадывание и придумывание загадок о насекомых;
  • Исследовательская деятельность: рассматривание насекомых под лупой.

Природоохранная работа (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Каким песком можно играть?»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Полезные игры с песком»;
  • Брошюры: «Поиграем в песочнице с детьми»;
  • Практическая деятельность: пополнение песочницы, помощь в создании песочных формочек для творчества.

«Финиш»

Цель: создание условий для закрепления и обобщения полученных знаний после прохождения станций экологической тропы.

Объект станции: стол с лавочками для творчества, карандаши, восковые мелки, разнообразный природный материал, листы бумаги, стол для организации питьевого режима, ковер для отдыха.

Описание станции «Песочные фантазии»:

Педагог беседует с детьми о том, что нового они узнали сегодня, что было особенно интересным, предлагает отразить свое настроение в творческой работе («Сделайте, то, что хотите, используя предложенные материалы в работе»)

Формы работы на станции «Песочные фантазии»:

(см. Приложение 8):

  • Беседы: «Песок и вода»;
  • Пальчиковые игры: «Отпечатки пальцев рук», «Секретик», «Поиграй на пианино», рисование на песке, «Спрячь ручку», «Муравей»;
  • Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кого не стало», «Откопай разгадку», «Угадай что спрятано»; «Кукольный домик», «Что изменилось?»;
  • Подвижные игры: «Шагаем по дорожке», «Охотники», «Повтори за мной», «Охотник и пастух»;
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;
  • Подбор произведений о насекомых;
  • Отгадывание и придумывание загадок о насекомых;
  • Исследовательская деятельность: рассматривание насекомых под лупой.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Программные задачи:

  • Закреплять знания детей о лекарственных растениях.
  • Учить распознавать и называть лекарственные растения, деревья по листьям, цветам и плодам.
  • Учить видеть красоту леса и радоваться ею.
  • Расширять представления об охране природы, закреплять правила поведения в природе.
  • Учить передавать в рисунке впечатления от окружающего, использовать элементы
  • аппликации.
  • Развивать образное восприятие, воображение, творчество.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: название лекарственных растений.

Материал: иллюстрации лекарственных растений, деревьев, игровые зоны «Лес», «Поляна», дидактическая игра «Угадай что, где растет?», аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум леса», П.Чайковский «Вальс цветов», заготовки животных из цветной бумаги, восковые карандаши, клей, кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение «Птичка» В. Туманского

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.

Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдет;
Птичка-душенька устанет,
Спит, и петь перестаёт.

– Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на кассете.
– А где можно услышать голоса птиц в природе? (В лесу, в парке)
– Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречаем здесь? (К нам прилетают воробьи, вороны, голуби. Мы наблюдали как ворона звала других ворон к себе.)
– Как мы с вами заботимся о птицах? (В кормушку насыпали корм, кормили голубей хлебными крошками).
– Для того чтобы на территории детского сада пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют зеленые насаждения, сажают цветы.
– А вы знаете правила поведения на территории детского сада? (Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы. Если кто-то идет на встречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать на клумбу. Если увидишь мусор, надо подобрать его. Нельзя рвать цветы, траву, ломать ветки.)
– Молодцы, вы все правильно сказали. А скажите в лесу можно рвать цветы, траву? (Нет) вот и на знаке нарисовано (показ знаков) 1). Не рвите в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! 2). Не сломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

2. – А теперь пройдем на полянку. (Дети вместе с воспитателем подходят к стенду «Лекарственные растения»)
– Посмотрите, какие травы вы здесь видите? (Крапива, одуванчик, лопух, мать-и-мачеха и т.д.).
– Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат их. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживет.

Ребенок читает стихотворение «Подорожник».

Грело солнце, капал дождик
И в лесу, на бугорке,
Вырос гибкий подорожник
В Арлекинском колпаке.

– Какую пользу приносит мать-и-мачеха людям? (Листья ее сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля).
– Что же такое лекарственные растения? (Это растения, которые приносят пользу людям, лечат их.)
Уже много веков люди применяют лекарственные растения для лечения болезней и их знания дошли до современности.
Лекарственные растения служат сырьем для приготовления различных целебных препаратов: настоек, мазей, пластырей, смесей, порошков. Лекарства приготавливаются на специальных заводах, в аптеках, лабораториях и отпускаются населению по рецептам врачей. Сотни людей, которые воспользовались этими препаратами и излечились от неизлечимых или трудноизлечимых болезней, обрели вторую жизнь благодаря силе природы, которая заложена в лечебных лекарственных растениях.
Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача.
– Какие правила поведения в лесу вы знаете? (В лесу надо ходить по тропинке, чтобы не мять траву, чтобы не наступить на жучков, муравьев)
– Посмотрите, какой я вам знак еще покажу. 3) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

3. Физминутка

«Лес»

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы. Ребятишки.
Замедляем дети шаг.
И на месте стой! Вот так.

4. – Посмотрите, мы с вами пришли в лес. (Дети вместе с воспитателем подходят к оформленному уголку «Лес»)

– Кто знает стихотворение про лес?

Ребенок читает стихотворение «Лес».

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какие птицы?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – мы. Свои.

Погореловский

– Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. (Звучит запись шума леса)
– Назовите деревья, которые растут в лесу. (Береза, ель, сосна, рябина, клен и т.д.)
– Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их. А как их отличить? (У березы ствол белый, листочки мелкие, круглые, а у рябины ствол темно-коричневый, листочки узкие, продолговатые. У елки иголки.)
– На каком дереве всю зиму висят ягоды? (На рябине) Правильно, мы с вами наблюдали как зимой снегири клевали рябинку. А какое дерево наряжают один раз в год? (Елку)
Загадка «Русская красавица стоит на полянке,
В зеленой кофточке, в белом сарафане» (Береза)

5. Дидактическая игра «Угадай, что где растет?» (Лес, луг)

6. – Кто знает пословицы и поговорки о природе?

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
  • Лес – наше богатство.
  • Рощи да леса – всему свету краса.
  • Растение – земли украшение.

– Вот сколько пословиц и поговорок вы знаете о лесе. Сегодня мы с вами вспомнили как надо правильно вести себя в лесу. Не забывайте заботиться о родной природе не только на территории детского сада, но и в лесу, в парке, чтобы всегда было красиво, чтобы цветы цвели, птицы пели.

7. В конце занятия предложить детям создать общий плакат «Лес – наше богатство».

(Творческая деятельность детей. Звучит «Вальс цветов» П.Чайковский).

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: Средняя группа.

Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень» .

Задачи: Создание условий для расширения представлений детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Создать условия для формирования бережного отношения к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материалы: Объекты экологической тропы: берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень.

Ход деятельности:

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдём по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед.

Дед Природовед. Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательны, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Дед Природовед. Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей) .

Воспитатель. Читает стихотворение М. Авдеевой «Разноцветный парк…» .

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель. Раз, два, три – к берёзе беги! Дети бегут к берёзе.

Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это берёза? (Ответы детей) . Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета?

Воспитатель. А вот ещё дерево. (Показывает на рябину) . Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Дед Природовед. Далее экологическая тропинка ведёт нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) давайте рассмотрим цветок, у которого в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) конечно, чтобы было красиво. Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы.

Дед Природовед. А вы знаете, кто живёт в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется - скворечник» . А где же птицы? (Ответы детей.)

Дед Природовед. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) посмотрите, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – нибудь живёт? (Ответы детей.) в этом пне тоже идёт жизнь. В пне прячутся маленькие жучки и букашки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом.

Воспитатель. Вот какие остановки мы сегодня сделали на нашей экологической тропинке. Ребята, что вы узнали нового и интересного? (Ответы детей) .

Дед Природовед приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу» . Игра повторяется с разными листочками.

Дед Природовед. Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Дед Природовед раздаёт детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Дети возвращаются в группу.