основ пожарной безопасности». Интеграция образовательных областей

Школа безопасности для детей очень полезна, навыки и знания, полученные на этих занятиях, уберегут ребенка от травм. А проводить занятия в рамках этой школы удобнее всего в игровой форме.

Школа безопасности для детей свою работу начинает с привлечения родителей. Изначально им раздаются памятки и буклеты, оформляются стенды, на которых можно посмотреть полезную информацию и показать это детям. На подготовительном этапе можно организовать конкурс рисунков на тему безопасности, они потом помогут в проведении соревнований и занятий. Мероприятия, которые готовились заранее, проходят интереснее и веселее. Тематика рисунков и поделок может быть примерно такой: «Как вырасти без опасности». Можно рисунки скрепить в виде паровозика, каждый лист будет представлять какую-либо опасность, которая может угрожать детям.

Программа школа безопасности может включать в себя игровые минутки, например, о том, что можно есть, а что в пищу не употребляют. Перед таким занятием стоит цель научить детей понимать, что есть можно не все. Если продукт съедобный, то он должен быть подготовлен, фрукты, например, следует помыть. Если продукт незнакомый, самостоятельно его кушать нельзя, можно отравиться. Особенно это касается ягод и листьев. На прогулках в лесу или парке дети могут пытаться попробовать дикорастущие растения на вкус, что чревато серьезными отравлениями. На занятиях детям объясняют, что лекарственные препараты тащить в рот тоже нельзя, это опасно.

Школа безопасности для детей учит поведению на улице, на тротуарах и проезжей части. Перед тем, как перейти на другую сторону дороги, нужно посмотреть на светофор и дождаться зеленого сигнала. В это время машины останавливаются, а пешеход может двигаться. Уместным будет чтение стихов Сергея Михалкова о светофоре. Ситуацию можно смоделировать прямо в кабинете, где идут занятия, а светофор изобразить кружками из цветной бумаги.

Заслуживает внимания ситуация, когда ребенку предлагает угощение незнакомый взрослый, ситуацию необходимо проиграть. Здесь важно сделать акцент на то, что брать у чужого человека ничего нельзя, что так детей могут заманить в ловушку, увести, а потом убить. Ребенок взрослых в целом бояться не должен, но ему следует избегать ситуации вступления с ними в контакт. Также не следует входить в лифт, если там есть взрослый, лучше выйти из подъезда вовсе и подождать там, пока лифт уедет.

Мероприятия школа безопасности должна проводить регулярно, чтобы дети не забывали правила и всегда им следовали. Отдельно следует организовать занятие на тему электричества, электроприборов, об их пользе и исходящей опасности при несоблюдении правил использования. Ситуацию можно смоделировать, например, нельзя совать спицы или иные тонкие металлические стержни в розетку. Произойдет короткое замыкание, может возникнуть пожар, а озорника может убить током. Если утюг включен, он должен стоять на подставке, в противном случае материал, на который его положили подошвой, может воспламениться и произойдет возгорание.

Будет отлично, если школа безопасности соревнования проведет и на другую тематику, например, что делать, если поранил пальчик. Нужно объяснить ребенку, что нужно обратиться к маме сразу, чтобы ранку промыть и помазать зеленкой, а то она будет долго болеть. Можно в игровой форме предложить детям забинтовать друг другу палец. Будет увлекательно и весело, если соревнования устроить на скорость. Тут же детям демонстрируются предметы, которые могут нанести ранения, такие, как ножницы и ножи.

И показать опасные предметы, а это спички, свечи, утюг. От них может возникнуть пожар. И как обращаться с другими игрушками, например, что карандашом нельзя тыкать в лицо. И рассказать детям, почему нельзя прикреплять к елке на Новый год горящие свечи и бенгальские огни. Смоделировать ситуацию «Пожар в доме». За основу можно взять произведение «Кошкин дом», и научить детей правильному поведению, что при пожаре нельзя прятаться, потому что спасатели могут не найти и тогда ребенок погибнет. И не играть со спичками и свечками. Зажигалки – тоже предметы высокой пожарной опасности. И рассказать о том, что нельзя поджигать сухую траву весной и тополиный пух.

Полезная тема для беседы – бродячие собаки. Дети должны понимать исходящую от них опасность, им нужно знать, почему нельзя к этим животным подходить, и не пытаться погладить их щенков. Рассказать, что мама-собака кинется защищать и искусает. Человека эти собаки боятся и могут проявить агрессию. Если бросится кусать одна, ей на помощь сразу поспешит вся свора.

Зима, снег, и с наступлением небольшой оттепели он подтаивает. Если сразу после этого снова ударят морозы, на дорогах образуется гололед. И целью игры является формирование навыков безопасного передвижения в этот период. Школа безопасности для детей научит правильно падать, переходить улицу, внимательно следить за другими участниками движения на дороге и около нее. Правильно ходить во время гололеда – это значит ставить ногу на стопу полностью, если ступать сначала на носок, можно поскользнуться. Идти по льду нужно медленно, аккуратно, расслабив ноги в коленях. Если не проявить осторожность, двигаясь по льду, можно упасть. При падении высока вероятность получения травмы.

На скользкой дороге водитель с трудом может остановить машину, а если он резко затормозить, транспортное средство может занести и выбросить на тротуар. От этого могут пострадать и даже погибнуть другие люди, в том числе и водитель машины. И когда идет густой снег, люди часто поднимают воротники, надвигают почти на глаза шапки, надевают капюшоны, а очки всегда запотевают.

Все эти действия затрудняют обзор и приглушают звук, пешеход может не заметить и не услышать вовремя приближающееся авто, и не обратить внимания на потенциальную опасность. Дорогу они видят плохо, светофор тоже, поэтому могут внезапно появиться перед движущимся автомобилем. У водителя тоже стекла залеплены снегом, и он с трудом различает светофор и других участников движения. Нужно быть очень аккуратным, чтобы пересечь проезжую часть и не попасть под колеса. Правильное поведение на скользкой дороге поможет сохранить жизнь и здоровье. И ситуацию эту можно обыграть с детьми.

Следующей игрой может стать сравнение плохого и хорошего. Например, нож – хорошо это или плохо? И таким образом перечислять предметы, чтобы дети отвечали на вопрос и мотивировали свой ответ. Можно использовать не только предметы, но и действия. Хулиганить, например, плохо или хорошо? И обязательно побеседовать с каждым ребенком по теме «Как держаться за руку мамы при переходе улицы или при нахождении на эскалаторе? » На завершающем этапе занятия дети могут нарисовать картинки, иллюстрирующие тематику прошедшего занятия, затем соединить рисунки в виде паровозика, один за другим, как этапы безопасных действий в разных ситуациях.

Многое дает ребенку школа безопасности. Соревнования, устроенные для детей взрослыми, помогают закрепить информацию, учат действовать, не бояться, правильно себя вести, избегать опасных ситуаций.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.

Задачи:

Образовательные:

— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме, закреплять умение соблюдать осторожность.

— Формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим».

— Закрепить знания о пожароопасных ситуациях.

— Закреплять умение пользоваться телефонами службы спасения.

Развивающие:

Развивать внимание, речь.

— Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

— Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

— Помочь обрести уверенность в себе, уметь найти выход из опасных ситуаций.

Ход развлечения:

Воспитатель: Сегодня мы с вами ребята будем говорить о «Безопасности в доме».

Звучит музыка, в зал входят Незнайка, Буратино.

Незнайка: Это о какой безопасности вы говорите!

Буратино: Да ещё в доме!

Незнайка: Это чего же опасного может быть дома?

Буратино: Придут ребята – озорники домой, а там опасность.

Незнайка: Отец с ремнём!

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, в доме есть опасные предметы? (В доме много полезных предметов, но если с ними неправильно обращаться, то они могут быть опасными.)

Незнайка: А что это за такие предметы?

Воспитатель: А вы оставайтесь у нас и узнаете.

Буратино: Ну что останемся?

Незнайка: Давай, останемся, послушаем, что это за такие опасности.

Воспитатель: Об опасных предметов нас предупреждали ещё в старых сказках. Помните, в одной из сказок принцесса уколола палец веретеном. (Спящая красавица.) Иногда бывает так, что опасными предметами являются те, которыми мы чаще всего пользуемся. Посмотрите, какая история произошла с одним «гостем».

Инсценировка детьми стихотворения «К нам пришёл сегодня гость».

(Реквизит: макеты – гвоздь, кнопка, спица, топор, нож, пила).

К нам пришёл сегодня гость

И случайно сел на гвоздь

Гость смертельно побледнел,

Встал со стула робко

И на кресло пересел

(Где лежала кнопка).

Бедный гость из-за стола

Вылетел, как птица…

А внизу его ждала бабушкина спица.

С полки вдруг упал топор,

Нож, пила и гвозди…

Гость несчастный с этих пор

К нам не ходит в гости!

Воспитатель: Ребята как вы думаете, а почему гость больше не хочет ходить в гости в этот дом? Какие правила безопасности поведения не соблюдали хозяева? (Ответы рассуждения детей).

Дидактическая игра: «Опасные предметы».

Перед детьми на магнитную доску выставляются картинки «Как избежать неприятностей» (игровой дидактический материал по основе безопасности жизнедеятельности). Воспитатель задаёт вопросы, дети, опираясь на картинки, дают развёрнутые ответы.

1. Можно ли детям играть с острыми предметами: вилками, ножами, ножницами?

2. Можно ли прикасаться руками к кастрюле, чайнику, если они находятся на газовой плите.

3. Можно ли совать в нос, уши мелкие предметы – булавки, гайки, гвоздики.

4. Можно ли без разрешения взрослых брать молоток, плоскогубцы, рубанок и другие предметы для работ по дому.

5. Можно ли шпильку, гвоздь, спицу совать в розетку?

6. Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы (утюг, пылесос, телевизор, компьютер и другие электроприборы).

Незнайка: Спасибо ребята, теперь мы с Буратино знаем, какие предметы в доме могут быть опасными и что нужно делать, чтобы избежать неприятностей.

Буратино: А я теперь больше никуда не буду совать свой длинный нос, особенно в розетку.

Воспитатель: Да Буратино, электричество – это большой друг человека, если только с ним правильно обращаться, но не осторожное обращение с ним может привести к беде. От неправильного обращения с электричеством может случиться такая беда как пожар. Ребята, давайте вспомним, от чего может возникнуть пожар? (От спички, от непотушенного окурка, не выключенные газовая плита, утюг и другие электроприборы.)

Незнайка: А у меня самая любимая игра «Зажги спичку». Я не знал, что в неё опасно играть.

Воспитатель: Ребята давайте расскажем нашим гостям, к чему могут привести игры со спичками.

Инсценировка стихотворения. (Реквизит: большая коробка спичек, спичка).

Мать на рынок уходила

Дочке Лене говорила:

— Спички, Леночка, не тронь,

— Жжется, Леночка, огонь.

Мама уходит. Лена берёт большую коробку со спичками и зажигает спичку.

Воспитатель: Лена маму не послушала. Как вы думаете, ребята, что произошло потом? (Ответы рассуждения детей).

Буратино: Кто же теперь спасёт Леночку и дом!

Дети: Пожарные.

Незнайка: А это кто?

Игра «Ответь на вопрос, собери картинку»

Дидактическую картинку с изображенными пожарными во время тушения пожара разрезают на шесть фрагментов. На другой стороне каждого фрагмента пишется вопрос. Дети отвечают на вопросы и складывают картинку.

1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные).

2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома).

3. Какая у них работа? (Трудная, интересная, тяжёлая, но нужная людям).

4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными).

5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне дыму).

6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).

Буратино: А по какому номеру телефона можно вызвать пожарных?

Дети: 01.

Воспитатель: Если ж вдруг пожар случиться,

Нужно вам поторопиться,

К телефону ты беги

И по 01 звони.

Мчится огненной стрелой,

Пожарная машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина.

Подвижная игра «Огонь и вода». (Атрибуты: ленточки – красные, синие)

Дети делятся на две команды. Дети с красными ленточками — это огонь. Дети с синими ленточками – это вода. Ленточки прикрепляются на поясе. Дети с голубыми ленточками должны собрать все красные, изображающие огонь, то есть «потушить огонь».

Воспитатель: Но это ещё не все опасности поджидающие нас дома. Вот в этих красивых пузырьках тоже прячется опасность. (Воспитатель показывает пузырьки, коробочки от различных лекарств).

Буратино: А что в них?

Незнайка: Да это, наверное, вкусные сиропы и конфетки. Вы всё придумываете, что они опасны, наверное, просто делиться с нами не хотите.

Воспитатель: Нет, это не конфетки!

Буратино: А что это?

Дети: Лекарства.

Незнайка: А почему лекарства опасные?

Буратино: Они даже очень полезные. Вот, например, заболел ты ангиной, выпил пузырёк микстуры, 2-3 упаковки таблеток съел и здоров. Красота!

(Незнайка берёт лекарства и начинает складывать их в карман, воспитатель забирает их у него и складывает в аптечку).

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашим гостям, где и как надо хранить лекарства и почему их нельзя брать детям. (Рассказы детей).

Буратино: Ну что же надо делать, если сильно заболел?

Дети: Обратиться к врачу или вызвать скорую помощь по телефону 01.

Инсценировка «Врачи». (Белые халаты, медицинская аптечка с медицинскими инструментами).

Ребёнок: Всем понятно, что лекарство

Без врача давать опасно.

Если ж болен ты,

Набери скорей 03.

(Звучит сирена «скорой помощи», входят два ребёнка одетые в костюмы врача и медсестры).

Медсестра: Пилюльки и таблетки

Нельзя тайком глотать!

Об этом все ребята обязаны узнать.

Вот если заболеете,

Врача вам позовут,

То взрослые таблетку

Вам сам принесут.

Врач: Но если не больны вы.

Таблетки есть нельзя:

Глотать их без причины

Опасно вам, друзья.

Ведь отравиться можно:

В таких таблетках – вред!!!

Так будьте осторожны –

Живите много лет!!!

Воспитатель: Но в жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка.

Буратино: Мой папа Карло много работает, и я часто бываю дома один. А если ко мне приходят гости, я отрываю дверь и говорю:

— Проходите гости дорогие!

Дети: Так нельзя делать, за дверью может оказаться преступник.

Воспитатель: Бывают разные ситуации, преступник может переодеться врачом, сантехником или сказать что он знакомый вашей мамы или папы. Но вы должны помнить, что незнакомым людям дверь открывать нельзя.

Инсценировка. (Атрибуты: дверь, стол, телефон).

Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок

В гости кто пришел, узнай,

Но чужим – не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?» — спроси всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не надо отвечать!

Если телефон звонит.

Кто – то в трубку говорит:

— И куда же я попал?

Номер я куда набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?-

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!» — скажи

Быстро трубку положи!

Игра «Свой – чужой».

Детям показываются картинки с изображением людей в профессиональной одежде.

Воспитатель: Кому из этих людей вы бы открыли дверь?

Дети: Никому. (Объяснения детей).

Воспитатель: А если чужой человек долго не уходит от вашей двери или пытается открыть её, что надо делать?

Дети: Вызвать полицию по телефону 02.

Буратино: А кому же можно открывать дверь?

Дети: Своим родным и близким.

Незнайка: Я всё понял! Двери чужим открывать нельзя об этом даже предупреждают в сказках. Ребята, а вы помните эти сказки?

— «Волк и семеро козлят».

— «Три поросёнка».

-«Красная Шапочка».

-«Петушок золотой гребешок».

Воспитатель: Вот и подходит к концу наша встреча, но чтобы вы друзья ещё раз повторили опасные ситуации, давайте сыграем в игру.

Игра с мячом «Опасно – не опасно».

Дети встают в круг, воспитатель просит определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасна – ребёнок отбрасывает мяч, если не опасна – ловит.

Примерные ситуации: Открывать крышку горячей кастрюли; сушить вещи над газовой плитой; помогать маме по дому; разговаривать с незнакомым человеком по телефону; поджигать бумагу; смотреть с папой футбол по телевизору; совать в розетку ножницы, рисовать картину с бабушкой.

Незнайка и Буратино прощаются с ребятами. Воспитатель приглашает их на следующие развлечения.

Список использованной литературы:

1. Т.П.Гарнышева « ОБЖ для дошкольников», Санкт Петербург, детство –пресс, 2012г.

2. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, «Безопасность», Санкт Петербург, детство –пресс, 2012г

3. ОБЖ безопасное общение «Беседы с ребёнком», издательский дом «Карапуз», 2013г.

Наши дети - это самое дорогое, что у нас есть. Мы просто не можем себе представить, что с ними может случиться что-то плохое. Поэтому часто пренебрегаем простыми правилами для родителей, у которых есть дети школьного, а тем более дошкольного возраста.

А ведь выполнять их не так уж и сложно. «Так Просто!» расскажет тебе, как защитить ребенка любого возраста от самых распространенных бед.

Правила безопасности для детей

  1. Научи ребенка звонить папе или маме, когда он вышел на улицу, пришел домой из школы или отправился на тренировку . Приучать к этому нужно, показывая пример. Мама и папа на глазах у ребенка звонят друг другу, сообщают, что вышли с работы: «Буду через час».

    Нужно акцентировать внимание ребенка на этом, показать ему, что родители беспокоятся друг о друге. Если заставлять ребенка звонить, то он может решить, что его по малолетству просто держат под контролем, ограничивают, не доверяют.
    © DepositPhotos

  2. Прежде чем отправляться на многолюдное мероприятие, например концерт, непременно сфотографируй своего ребенка в полный рост .

    Родители, потерявшие ребенка, иногда в панике не могут нормально объяснить, во что ребенок был одет, в какую кофточку и какую шапочку. Гораздо проще будет искать ребенка, показывая фотографию: вы вот этого ребенка не видели?

    Если ребенок не найдется в ближайшие 2–3 часа, то именно она будет самой свежей фотографией в ориентировках, с которыми будут работать правоохранительные органы.

  3. Родители должны всегда точно знать, сколько времени у ребенка занимает дорога до школы, кружка, секции, к репетитору . Если, к примеру, это 30 минут, то, если он не появился там спустя 60 минут, нужно бить тревогу.

    Следует писать и звонить абсолютно всем: бывшим мужьям, бабушкам и дедушкам, родителям одноклассников, одноклассникам. Не надо думать, что это неудобно. Неудобно будет, если он никогда уже не найдется.

    Зачем это делается? Ты никогда не знаешь, что могло произойти. Например, ребенок мог чего-то испугаться, побежать от кого-то и, оказавшись в условно знакомом ему районе, мог пойти по хоть какому-то знакомому ему адресу.

    Если ты уверен, что ребенок потерялся, немедленно звони в полицию. Звонок на номер 112 - это уже заявление о пропаже, которое принято и зафиксировано. История про три дня - миф, ложь и нежелание полиции работать. Такого постановления, акта, закона не существует.

  4. Всем членам семьи (и детям, и престарелым родителям) полезно установить на телефон ряд программ . Это могут быть «Мои друзья» (на iPhone), «Моя семья» (на Android). Но имей в виду, эти приложения требуют подключения к Интернету и на дешевых кнопочных телефонах работать не будут.

    В этом случае вам нужно будет подключить услугу от мобильного оператора, например, «Билайн. Координаты» (50 рублей в месяц), «Мегафон-Навигатор» (84 рубля в месяц). Зачем? По твоему телефонному запросу ни один оператор не выдаст тебе координаты телефона твоего ребенка. Не имеет права.

    Если телефон зарегистрирован на твой паспорт, то в отделении оператора тебе выдадут распечатку последних звонков. Но координаты телефона оператор имеет право выдать только по решению суда, то есть как минимум через 2–3 дня.

  5. Научи детей говорить «нет», не разговаривать с незнакомцами и не слушать их . Мы часто приучаем детей слушаться маму, папу, няню, бабушку, воспитательницу, не спорить со всеми этими людьми, быть вежливыми. В результате мы получаем детей, которые уходят с незнакомыми взрослыми.

    В прошлом году поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» провел шокирующий социальный эксперимент «Угнать ребенка за 60 секунд». Из 22 детей ушли с детской площадки с незнакомой тетей 19! Только трое детей остались ждать маму.

    Объясни ребенку, во-первых, кто такие эти незнакомые взрослые. Что это не всегда страшный дядя, это может быть и миловидная девушка (как, например, было в том самом эксперименте). Во-вторых, донеси до ребенка следующую мысль: нормальные, адекватные взрослые не просят детей о помощи, не просят ничего донести, постеречь, найти в багажнике машины.

    Даже если ребенок встретил вашего знакомого или друга, который предлагает подвезти его до дома, малыш должен в ту же минуту позвонить родителям и сказать: «Я встретил дядю Мишу, он предлагает меня подвезти». Вы тут же звоните дяде Мише и убеждаетесь, что ребенок с ним.

  6. Учи ребенка доверять себе и своим ощущениям . Часто дети убеждают себя (или правда не понимают) в том, что ничего «такого» не происходит, что неудобно отказать дяде, что о нём подумают плохо или отругают. Ребенок должен четко знать, что чужие люди не должны к нему прикасаться и ничего просить.

  7. Если твой ребенок или престарелый родственник звонит и говорит: «Встреть меня, пожалуйста» - встань с дивана / отпросись с работы, но сделай это .

    Очень редко люди просят встретить их, потому что это блажь. Возможно, ребенок не может сказать, что какой-то дядя очень пристально смотрит на него, так как этот человек рядом.

    Если ты скажешь:«Ну что ты, ты же уже взрослый», а потом что-нибудь произойдет, ты себе этого не простишь. Не ленись.

  8. Научи ребенка кричать . Мы постоянно говорим ребенку, когда он шумно себя ведет на улице: «Потише, не кричи». Очень многие - и дети, и взрослые - кричать не умеют. Сходите в лес и поучитесь кричать там, покажи ребенку пример.

    Объясни ребенку, что он никогда не должен стесняться обратиться за помощью к человеку с ребенком, полицейскому, охраннику, работнику заведения, где он находится. И вложи ему в голову основное правило безопасности: если ты потерялся - стой на месте, не уходи никуда.

    © DepositPhotos

  9. Ни в коем случае не запрещай детям пользоваться социальными сетями . Разреши ему завести собственную страничку - так перед твоими глазами будет информация о том, чем он интересуется, какую музыку слушает, с кем дружит.

    Раз в месяц просматривай список его друзей, тебя должны насторожить взрослые люди, если это не преподаватели. Запрет спровоцирует создание фейковых страниц с чужими фотографиями и неверно указанным возрастом. Подумай, чем это чревато.

  10. Научи ребенка, что в Интернете и в жизни - он никому ничего не должен . Если незнакомые люди просят прислать фотографию или сказать свой номер телефона, первый вопрос, который ребенок должен автоматически задать себе: «Зачем?». Ты должен объяснить ребенку, какая информация является личной и не должна передаваться посторонним людям.
  11. Развитие технологий привело к появлению новых угроз: троллинг, травля, стремление заработать лайки любой ценой. Теперь защищать любимое чадо нужно не только в реальности, но и в Сети .

    Оказывается, сделать это не так просто. Порнография - самое безобидное, что можно найти в Интернете. А еще можно найти информацию о самоубийствах, наркотиках, встретить опасных мошенников, злоумышленников.

    Одна из самых больших опасностей виртуального мира - игра «Синий кит», которая провоцирует детей и подростков на самоубийство. Жертвами этого страшного квеста уже стали 130 подростков, погибших при разных обстоятельствах с ноября 2015 года по апрель 2016 года.

    Чтобы попасть в смертоносную игру, любопытные подростки вступают в определенные интернет-сообщества в социальных сетях, где находят себе кураторов и единомышленников.

    С самого начала подросткам предлагают порезать руку лезвием, вырезать тематическую надпись, например, «море китов», F57, F58 или нарисовать кита. Финальный этап игры для всех одинаков - суицид участника.

    Чтобы подростки не попали в такие группы, в полиции советуют родителям проверять кожные покровы ребенка на наличие повреждений и в случае их обнаружения, выяснять обстоятельства, при которых они появились. А также уделять больше внимания психологическому состоянию детей и их кругу общения.

  12. Правила безопасности для родителей включают в себя знание телефонов - учителей, друзей, подруг, одноклассников, спортивных секций, кружков.

    Если по каким-то причинам ребенок не пришел из школы вовремя, обязательно звони классному руководителю. Вполне вероятно, что это связано со сменой расписания или дополнительными занятиями.

    Если этого не было, звони всем друзьям ребенка. Вполне может быть, что он просто пошел в гости и заигрался. Если и это не помогло, тут же набирай телефон экстренной службы. Помни, когда пропал ребенок, дорога каждая минута. В России существует единый номер экстренной службы - 112.

  13. Потренируйся с ребенком, как он будет действовать в опасной ситуации . Чаще всего в любой экстремальной ситуации человек сильно теряется. И ребенок не исключение. Поэтому обязательно потренируйся с сыном или дочкой, как они будут себя вести.

    Выучите с ребенком имена родителей, его адрес проживания. Постарайся, чтобы ребенок точно запомнил, что он будет делать, если потеряется в магазине, сядет не в тот автобус, заблудится в незнакомом месте.

  14. Если ребенок потерялся, а потом (слава Богу!) нашелся - не кричи на него . Спокойно объясни, что волновался, и почему то, что произошло, было опасно.

    Помнишь родителей Малыша из мультфильма про Карлсона? Мальчика с крыши снимала пожарная команда, а когда родители встретили его, мама обняла его и сказала: «Малыш, как же мы волновались».

    © DepositPhotos

Все эти советы могут выручить твою семью и даже спасти детям жизнь. Тем не менее, впервые отправляя детей куда-то одних, рассказывай им про безопасность взвешенно, не стоит их излишне запугивать.

Объясни, что опасность может возникнуть в перспективе, но вовсе не обязательно, что это случится. В противном случае ты заставишь детей чувствовать излишнее беспокойство и страх перед окружающим миром.

Николай Ладуба обожает активно проводить время, занимается пешим туризмом. Он большой поклонник фантастики. Сыну Николая всего 7 лет, но он разделяет папины увлечения: что может быть лучше, чем уютно устроиться и смотреть всей семьей сериал «Звездный путь»? Наш автор ко всем вопросам подходит обстоятельно, об этом говорит качество его статей. Любимая книга Николая - «Черный принц» Айрис Мердок.

Составитель - воспитатель Елена Игоревна Попова

"Прежде всего, каждому виду живых существ

природа даровала стремление защищаться,

защищать свою жизнь"

Цицерон.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Поэтому необходимо научить ребенка адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у них самостоятельность и ответственность.

Особую значимость данная проблема приобретает для детей, лишенных родительской поддержки, находящихся на воспитании в государственных учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних. Воспитанники таких учреждений часто имеют негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В своих семьях, оставаясь без должного родительского контроля, они часто подвергались опасности дома, на дорогах, на водоемах, в лесу, а также со стороны родителей и незнакомых людей.

Изучение данной проблемы показало, что воспитанники детских социозащитных учреждений имеют низкий уровень знаний в области безопасности жизнедеятельности у детей. У них не сформированы некоторые навыки личной гигиены, их знания о своем организме ограничиваются понятиями о том, что он состоит из рук, ног, головы и желудка. Младшие школьники ничего не знают о витаминах и их роли в работе организма; не имеют четкого представления об опасных ситуациях (им известны лишь пожар и грабеж); не слышали о природных катастрофах; они не знакомы с правилами поведения в транспорте, имеют весьма расплывчатые представления о правилах безопасности дорожного движения (дорожные знаки называют лишь с помощью взрослых); зная номера телефонов экстренных служб, они не имеют четкого представления о том, как вести себя при пожаре, в случае нападения; что можно, а что нельзя делать дома, когда нет старших.

Эта проблема представляется актуальной, послужила основанием для составления программы по воспитанию безопасного поведения у детей «Школа безопасности». Программа разработана для работы с детьми младшего школьного возраста (7-12 лет) в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Цель программы:

создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения.

Задачи:

  • расширить и систематизировать знания детей об окружающей среде и здоровом образе жизни, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
  • развивать практические навыки безопасного поведения детей в окружающей среде;
  • формировать позитивное и ответственное отношение к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью
  • развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации;
  • учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитывать культуру здорового образа жизни;
  • воспитывать самостоятельность и ответственность, толерантность;
  • развивать речь, внимание, память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес, волевые и физические качества.

Программа представлена двумя разделами: «Опасности в окружающей среде» и «Здоровый образ жизни».

Воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности :

  • сообщение теоретических знаний (вербальная информация);
  • самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач, подбор материала для газеты и т.д.);
  • практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте, дома (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, практикумы).

Основными формами организаци и работы по программе определены следующие.

  • тематические занятия;
  • беседы;
  • практикумы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • встречи с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, полицейскими, пожарными и т.п.);
  • выступление агитбригад;
  • досуговые мероприятия;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • выпуск детской газеты, памяток для детей, бюллетеней;
  • еженедельные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.

Основными методами организаци и работы с детьми выделены:

  • примеры из личного опыта и примеры правильного безопасного поведения окружающих взрослых;
  • показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций;
  • сбор фотоматериалов по теме «Опасные места и предметы быта»;
  • словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры;
  • метод сравнения;
  • метод моделирования ситуаций;
  • придумывание сказок на разные темы.

В программе активно используются следующие средства воспитани я навыков безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни:

  • мультимедийные средства (презентации,развивающие игры, видеофильмы, аудиоматериалы);
  • использование произведений детской художественной литературы (в работе со сказками активно можно использовать прием «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми);
  • гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда);
  • природные факторы (солнце, воздух, вода);
  • спорт, туризм, утренняя гимнастика;
  • ручной труд.

Основные принципы работы:

  • воспитание у детей навыков безопасного поведения в окружающей обстановке, а не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения;
  • педагог не должен ограничиваться словами и показом картинок: важно рассматривание и анализ различных жизненных ситуаций, проигрывание их в реальной обстановке; экскурсии по улицам города; чтение рассказов; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; творческая деятельность;
  • проведение внеплановых занятий: использование возможностей игры, прогулок, физическая и трудовая активность в течение дня (гигиена, закаливание и др.) и т.д.;
  • развитие специальных качеств безопасного поведения ребенка: его координации, внимания, наблюдательности, реакции и т.д.;
  • грамотный подбор материала при проведении занятия: не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией (дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности).

Программа рассчитана на 54 часа (1-2 занятия в неделю). Реализуется в течение года, с сентября по май предпочтение отдается тематическим занятиям, в летний период проводятся физкультурно-оздоровительные и досуговые мероприятия, экскурсии и практикумы.

Продолжительность занятия от 30 и более минут каждое. Занятия проводятся согласно циклограмме в специально отведенном в режиме месте. Предположительное количество участников от 4-5 человек до 10 в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, содержания занятия.

Возрастной состав участников - дети младшего школьного возраста. Возможно участие детей разного уровня психического развития, при формировании групп учитывается степень выраженности интеллектуального дефекта.

Нестабильность состава воспитанников, частая его сменяемость, разный возраст, уровень развития, специфика режима работы учреждения обуславливают необходимость гибкости программы, темы которой не требуют строгой последовательности. Это позволяет ребенку на любом этапе реализации программы включиться в педагогический процесс.

Тематика занятий определена нами достаточно условно. Содержание деятельности может быть упрощено и усложнено в зависимости от конкретного опыта, имеющегося у детей, от их включенности в общение личностного типа, от общего культурного и умственного развития. Проблематика может быть легко расширена и определить ее могут сами дети. Иногда целесообразно посвятить одной теме не одно, а два и более занятий.

Реализация программы осуществляется в тесном взаимодействии с ГИБДД, ОВД, Госпожнадзором, медицинскими учреждениями.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно - развивающей среды созданной в группе, которая включает:

  • уголок безопасности;
  • познавательно-агитационные материалы;
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых;
  • подборка литературы;
  • подборка иллюстрационного материала;
  • проведение фотосессий.

Методическое обеспечение программы

Методические пособия :

  • Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
  • Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
  • Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. 2006.
  • Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н.Авдеева., О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина: С-Пб. «Детство- Пресс», 2002;
  • Волков С. Про правила дорожного движения. Часть 1,2. «Омега-пресс», 2007;
  • Основы пожаробезопасного поведения. Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.- Вологда, 2002;
  • Пожарная безопасность. Нестандартные занятия / Автор-сост. Р.А.Жукова - Волгоград: ИТД «Корифей» 2008;
  • Попова Г.П. ОБЖ. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками.- Волгоград: Учитель, 2005;
  • Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М. ООО «ТЦ Сфера» 2005;
  • Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2008.