В какой семье не вырастет зависимый ребенок. Методическая разработка на тему: Единственный ребенок в семье. Быть в центре внимания родителей

Всегда считалось, что если ребенок в семье единственный, то значит, он обязательно должен быть избалованным. Но так ли это, и какие правила в воспитании нужно соблюдать, чтобы этого не произошло?

Конечно, нельзя отрицать тот факт, что детям, у которых нет братиков и сестричек, всегда достается больше внимания и заботы от родителей и бабушек с дедушками. Они не знают, что такое делить свою любимую игрушку с кем-то, уступать свою кровать или одеяло другому маленькому человечку и оставлять самый вкусный кусочек торта не для себя.

Вся любовь, все свободное время посвящается только им. К такому отношению дети очень быстро привыкают и начинают думать, что мир вращается только вокруг них. А вот тут уже решать родителям, поддерживать эту идею дальше или попытаться разубедить ребенка в собственной значимости.

Как организовать досуг для ребенка?

Многие мамочки жалуются, что с появлением ребенка у них совсем не остается свободного времени на себя. Так быть не должно. Всегда нужно выкраивать время для себя. Очень хорошо если у мамы есть какое-нибудь хобби или любимое занятие, которое позволяет не зацикливаться на ребенке. А сын или дочка, глядя на маму или папу понимают, что мир не крутится только вокруг них и у родителей есть свои интересы и увлечения. Дети любят подражать взрослым и возможно, у них тоже появятся какие-то интересные увлечения.

Когда ребенок воспитывается один в семье, все свое свободное время он практически предоставлен сам себе, ведь мама с папой не могут развлекать его и играть с ним каждый час. Чтобы ребенок не скучал в одиночестве, найдите для него какое-нибудь занятие по душе.

Понаблюдайте за ним и расспросите, чем бы он хотел заниматься. Развивайте творческие способности и таланты своего чада. Например, если у него хорошо, получается рисовать, он усидчивый и спокойно может просидеть несколько часов за лепкой, отдайте в развивающий кружок рисования или лепки. Если ваш непоседа очень активен и не сидит на месте и минуты, запишитесь на танцы или спортивную секцию. А если у ребенка проявляется актерский талант и любовь к выступлениям на сцене, то театральный кружок подойдет вам больше всего. Общаясь в кругу сверстников, ребенок научится сопоставлять себя с другими детьми, у него появятся свои друзья и интересы. Он станет более открытым и общительным.

Воспитание единственного ребенка в семье

Какие правила нужно соблюдать в воспитании, чтобы ребенок не страдал от недостатка общения со сверстниками? Прежде всего, нужно научить его быть открытым внешнему миру. Для этого родители сами должны предоставлять ему максимальное общение и свободу в познании окружающих его людей и событий. Например, гуляя по парку, не запрещайте малышу изучать различных обитателей флоры и фауны. Пусть разглядывает насекомых и птиц. И обязательно знакомьтесь и общайтесь с другими детками, играющими по соседству.

Старайтесь приглашать почаще к себе в гости друзей вашего ребенка. Конечно, они не могут в полной мере заменить братиков и сестричек, но дружеское общение так же выполняет важную функцию для социального развития детей. Они учатся делиться игрушками, обмениваться своими идеями и переживаниями. Если у вашего ребенка еще совсем не много друзей, приглашайте двоюродных братьев и сестер, одноклассников, детей из садовской группы.

Заинтересуйте ребенка каким-нибудь развивающим кружком или спортивной секцией. Расскажите, что там очень весело, ребята приходят, чтобы научится чему-то новому. Наверняка ваш ребенок найдет себе среди них новых друзей.

Когда в семье воспитывается один ребенок, родители часто начинают проявлять слишком много заботы и опеки над ним. Они очень волнуются и переживают, как он дошел домой, как он устроился в новом коллективе, правильные ли у него друзья. Конечно, все эти волнения не напрасны, и от них никуда не деться. Но следите за тем, чтобы ваша любовь и забота не переросла в гипер опеку. Иначе ребенку придется нелегко во взрослой жизни. Боясь, что за пределами семьи его не будут любить и уважать так же сильно, он не сможет полностью реализоваться в различных коллективах как самостоятельная личность.

Отличия в воспитании детей в семьях с одним ребенком и несколькими детьми

Единственные дети в семье, привыкшие к вниманию со стороны взрослых только к своей персоне, дольше остальных привыкают к большим коллективам, например в школе или в саду. Ведь они ждут от воспитателя или учителя такого же отношения к себе, как и от родителей. То есть, что больше внимания будет уделено им, и что их будут выделять среди других детей. Когда этого не происходит, ребенку становится не уютно, и не комфортно в таком коллективе, где внимание распределяется равномерно между детьми. Отсюда у ребенка появляется чувство конкуренции.

В отличие от тех детей, которые воспитывались в семье с братиками и сестричками. У них напротив отношения складываются на основе сотрудничества. Такая модель поведения зачастую переносится и во взрослую жизнь, когда находясь в коллективе человек, выстраивает свое общение с точки зрения конкуренции, а не сотрудничества.

Так же ребенок, выросший, в семье с несколькими детьми имеет преимущество в плане самостоятельности, и умения сопоставлять себя с другими сверстникам. Родители с одним ребёнком обладают, несомненно, большим количеством свободного времени, чем родители, воспитывающие нескольких детей. Соответственно они все это время уделяют одному ребенку и помогают ему часто с такими задачами, с которыми он бы мог справиться и сам.

Чрезмерно опекая своего ребенка, мы делаем тем самым ему медвежью услугу. Ведь, например, когда ребёнку в 5 лет мы все еще помогаем одеваться или часто собираем за него раскиданные игрушки, мы тем самым балуем его. Не давая развиваться его ответственности за себя и самостоятельности. В то время как дети, выросшие с братиками и сестричками, очень быстро становятся взрослыми и самостоятельными. Потому что старшие дети, у которых появляется младший братик и сестричка, просто вынуждены сами больше обслуживать себя, из-за нехватки времени у родителей. А младшие в свою очередь тоже быстро становятся самостоятельными. Родители, как правило, уже не осуществляют за ним такой контроль как за первым ребенком и дают больше свободы.

Воспитываясь единственным ребенком в семье, не нужно отстаивать свое мнение и свои интересы, родители всегда прислушиваются только к тебе, и твои предпочтения учитываются беспрекословно. В то время как дети в многодетных семьях с детства развивают навыки выражения своих идей и учатся уважать чужое мнение, что немаловажно во взрослой жизни. Умение контролировать свои эмоции и доверять друг другу помогает стать таким детям более эмоционально защищенными.

Важно не зацикливаться только на воспитании ребенка и не приучать его к мысли, что ваша жизнь полностью просвещена ему. Постарайтесь заботиться, о своем единственном ребенке в меру, чтобы в будущем это не принесло ему неудобств. Ведь если он сам сильно привыкнет к вашей заботе, ему трудно будет строить свою личную жизнь. Есть много печальных примеров из жизни о маменькиных сынках или о девушках, которые не могут довериться другому человеку, кому-то кроме родителей. Таким образом, они не подготовлены к самостоятельной жизни.

Не зависимо от того, есть ли у вашего ребенка родные братики и сестрички, главное всегда прислушиваться к нему, уважать его интересы и поддерживать его. Воспитывайте в нем желание быть открытым и общительным, развивайте социальные навыки взаимоотношений.

Среди людей выросших единственными детьми в семье есть много очень талантливых и выдающихся людей. Они бывают даже более ответственными, более развитыми и более чутким к людям, чем те кто вырос в семьях с несколькими детьми. Все зависит от самого человека, его характера, но и воспитание играет огромную роль в становлении личности. Для любого ребенка, независимо от возраста,очень важно чтобы родители его понимали и всегда поддерживали, не нарушая при этом личные границы и интересы.

Более подробно о воспитании единственного ребенка в семье, смотрите видео

Все чаще в последнее время родители принимают решение рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в семье, ходят самые разные и далеко не все они приятные. Как уже говорилось ранее, считается, что такие дети эгоистичны, избалованы и страдают от проблем преждевременного развития. Но, ведь не только у родителей единственного сына или дочери наблюдается склонность к тому, чтобы без меры баловать свое любимое чадо. В результате детские комнаты трещат по швам от обилия игрушек, а сами чада слишком много времени просиживают перед телевизором или компьютером. И это вполне понятно - ведь родители во всем им потакают. Однако одним из методов воспитания является слово "нет". Установить правила, которых должны придерживаться обе стороны. Вот что не маловажно. Результат превзойдет все ожидания, с какой легкостью дети начинают выполнять правила, если мама с папой четко дадут им понять, что приступы бешенства и истерики на них не действуют. .

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Но давайте разберем по порядку особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Зачастую наш герой считает себя средоточием своего маленького мира. Родители, бабушки и дедушки, а также многочисленные родственники осыпают его знаками внимания. Чрезмерная опека может привести к тому, что ребенок утратит связь с окружающим миром. Но ведь детям надо учиться обращаться с собственными чувствами. Потому что это очень нелегко для маленького человека справляться с разочарованиями, скукой, фрустрацией или яростью. Чувства необходимо переживать самостоятельно и преодолевать тоже самостоятельно. Поэтому очень важна доверительная атмосфера в родительском доме - атмосфера, в которой можно открыто говорить о том, что ты чувствуешь.

Родители очень часто ведут себя со своими единственными детьми как хозяева. Любые мероприятия, которые таят в себе потенциальную опасность, строжайше запрещаются. И подобные запреты сказываются на творческом мышлении и любопытстве детей. Даже если очень сложно - нужно пытаться преодолеть себя и позволить своему ребенку учиться самостоятельно.

Единственным детям в семье очень не хватает отношений с братьями или сестрами. Поэтому с другими детьми они ведут себя скромно и зажато. С самого раннего возраста ребенок должен общаться со своими сверстниками.

Тот, кто пережил проблемы и разногласия с братьями и сестрами, ни за что не поверит, что только единственные дети в семье не любят делиться своими вещами. По натуре дети сконцентрированы на себе, и только правильное воспитание может научить их ценностям и нормам поведения. А готовность родителя прийти на помощь и его собственная социальная позиция могут стать ориентирами для ребенка.

Единственные дети в семье вовсе необязательно в будущем становятся одиночками. Если они играют с другими детьми, они непременно научатся выстраивать отношения. Важно предоставить ребенку самостоятельно решать, с кем ему дружить, ну без крайностей конечно же. Это укрепит его чувство собственного достоинства. Поосторожней с критикой. Нужно чаще хвалить своего ребенка, но только в тех случаях, когда похвала действительно заслужена.

Дети, которые в семье воспитываются одни, очень часто имеют более интенсивную связь со своими родителями, которая возникает за счет того, что оба родителя посвящают себя своему ребенку в свободное время. Отсутствие соперничества с братьями и сестрами позволяет отношениям развиваться в гармоническом ключе.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т.п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка. Но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что родив еще одного ребенка, сразу можно добиться полной адаптации первого, хотя чрезмерная опека уже разделиться на двоих деток, а может и увеличится. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует собственного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

На сегодняшний день не многие семьи могут позволить себе иметь несколько детей. Дети – большая ответственность, они требуют особого внимания. Родители иногда не в состоянии оказывать его, поскольку целыми днями работают и уставшие возвращаются домой только поздно вечером. Кроме того не малую роли играет и финансовое положение семьи. Обеспечение ребенка – весьма затратный процесс, поэтому родители даже если и хотят, не могут решиться на второго малыша. В вашей семье единственный ребенок и вы боитесь, что он вырастет эгоистом? Давайте попробуем разобраться, как же воспитывать одного ребенка.

Конечно, когда в семье всего один ребенок ему достается не только все внимание, любовь и забота родителей, но и все материальные блага. У малыша нет сестер и братьев, а поэтому и сравнивать не с кем. А это может негативно сказаться на развитии его личности. В большинстве случаев такие дети сравниваются себя с взрослыми, в результате чего может пострадать детская психика.

Единственный ребенок – центр всеобщего внимания.

Самая главная ошибка родителей – поддерживание в малыше ощущения центра вселенной. Если у него что-то не получается все члены семьи незамедлительно оказывают помощь. Однако это неправильно. В следующий раз ребенок даже не попытается сделать что-то сам. А зачем? Ведь родители выполнят все за него.

Повторение такой ситуации приведет к тому, что малыш будет требовать помощи даже тогда, когда он может справиться и самостоятельно. В результате ребенок будет относиться с ревностью к работе родителей, к друзьям, постоянно требуя повышенного внимания с их стороны.

Адаптация малыша в коллективе.

Если в вашей семье один малыш, то ему будет довольно сложно влиться в коллектив , поскольку внимание будет обращено совсем не на него. Ему придется адаптироваться к новым правилам и режиму.

Если ребенок попадает в конфликтную ситуацию, он может быть весьма агрессивным и обидчивым, поскольку будет считать, что ему все обязаны.

Жизнь единственного ребенка с взрослыми.

В большинстве случаев единственный ребенок испытывает слабость и беззащитность в семье, поскольку он должен соответствовать всем требованиям его родителей и родственников. Все они хотят, чтобы их ребенок был особенным, многое умел и знал. Каждый из них постоянно следит за ребенком, за его поведением и жизнью в целом. А это весьма тяжело для малыша с точки зрения психики .

Результаты неправильного воспитания.

Воспитание единственного ребенка требует особых усилий. Постоянная опека и выполнение всех капризов может привести к тому, что ребенок может стать весьма неадекватной личностью.

Типы личности :

Застенчивый.

Для такого ребенка делали все, что он только хотел. Поэтому он и вырастает несамостоятельным человеком, который с трудом может найти друзей, не любит проявлять инициативу и постоянно нуждается в помощи других;

Эгоистичный.

Такой малыш думает только о себе и считает себя самым лучшим человеком на свете. Он не желает подстраиваться под других людей, поэтому часто конфликтует в коллективе. Все должно происходить по его правилам , иначе это может привести к раздражению.

1 . особенности воспитания одного ребенка в семье.

С рождения единственные дети воспитываются в особой атмосфере. Окруженные только взрослыми людьми, они приобретают более узкий личностный опыт по сравнению с теми детьми, которые имеют братьев и сестер. Психологи еще в прошлом столетии скептически относились к подобной структуре семьи. Но эта однозначная оценка не вполне обоснованна, и в наши дни встречает немало возражений.

Единственный ребенок в семье на протяжении длительного времени общается близко только с взрослыми людьми. Но один в "стране великанов" – это непросто. Ребенок не имеет возможности повседневно сравнивать себя с братьями и сестрами примерно такого же возраста. Постоянно видя перед собой только недосягаемых и знающих обо всем взрослых, ребенок остро переживает личную слабость и детское несовершенство. В результате потери контроля над ситуацией, у ребенка может уйти вера в собственные силы.

Единственный ребенок постоянно находится в поле зрения родителей. Проявляя бдительность, они отмечают моменты, когда у него что-либо не получается, и если возникают малейшие трудности, родители торопятся оказать посильную помощь. В результате подобного отношения ребенок со временем начинает чувствовать собственную беспомощность.

Развиваясь в атмосфере безмерной опеки, единственные дети привыкают принимать услужливость и помощь родителей как разумеющийся факт, требуют ее в любой ситуации, даже когда помощь не требуется. Ребенок начинает осознать силу собственной слабости, начинает злоупотреблять участием и заботой окружающих. Поэтому родители нередко попадают в капкан маленького тирана: во всем ему нужна помощь и ни в чем не получается отказать. Иначе за отказом последует приступ истерики, слезы, капризы или демонстрация слабости. Иногда ребенок применяет и другие методы манипулирования родительским поведением. Например, жалуется на ночные страхи, соматические проблемы (боли в области живота, головные боли и т. п.). Это делается для того, чтобы родители всегда заботились о нем, уступали во всех прихотях. Дети незаметно превращаются в маленьких деспотов, при этом родители, хоть и чувствуют внутреннюю усталость, не понимают, что происходит: делают вывод, что ребенок или очень чувствителен, или действительно чем-то болен.

Единственный ребенок не имеет возможности близкого общения со сверстниками, что нередко приводит к формированию у него неверной самооценки. Единственный ребенок склонен считать себя незаурядной личностью, ставить себя выше окружающих. В школе часто раскрывается завышенное самомнение ребенка, но он изо всех сил стремиться поддержать фальшивый образ самого себя.

Из-за отсутствия возможности общения с братьями и сестрами, единственным детям сложнее найти общий язык со сверстниками. Они не имеют полноценного опыта общения в детском коллективе, не знают, как приспосабливаться к потребностям других детей, не стремятся учитывать их интересы. Нередко единственный ребенок от сверстников отличается и своим лексиконом. В его речи присутствует немало терминов, взрослых выражений, часто не понятных ему самому и сверстникам, он с трудом понимает шутки других детей.

Эти особенности приводят к тому, что единственные дети имеют меньшую популярность среди сверстников, что, безусловно, влияет на формирование личности ребенка. Испытывая дефицит близкого общения с детьми, единственные дети уже в раннем возрасте начинают искать новые контакты. Они уговаривают родителей, чтобы им «подарили» или «купили» сестренку или братика, либо страстно желают завести домашнее животное.

Но, кроме недостатков, в ситуации воспитания единственных детей имеются и положительные стороны. Родители дают им больше внимания и любви. Только если родители "перегибают" с воспитательным процессом, не уступают инициативе ребенка, не предоставляют ему возможности испробовать свои силы, самому справляться с возникшими препятствиями, вреда будет гораздо больше, чем пользы. К сожалению, тенденция большинства родителей именно такова: так как ребенок у родителей один. Но встречаются родители, у которых получается преодолеть свою "слабинку" и создать для ребенка нормальные условия для гармоничного развития .

Родители единственного ребенка имеют высокие шансы развить его способности, проявлять больше внимания к его внутреннему миру, его мыслям и переживаниям. Чем ближе родители к ребенку, тем активнее они влияют на формирование его личности.

Итак, мы выяснили, что отрицательные и положительные аспекты родительского воспитания в семьях с единственным ребенком оставляют наиболее яркий отпечаток в его личности. В социальном плане единственные дети имеют ряд преимуществ над сверстниками. Их развитию и обучению уделяется больше времени, для этой цели привлекаются репетиторы, дети посещают различные кружки. В будущем единственные дети получают лучшую материальную поддержку, что играет важную роль для начала самостоятельной жизни.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

2. позитивные особенности в восп. ед. реб.

Несмотря на повышение рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители делая выбор в пользу одного ребенка выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток времени.

Родители единственного ребенка считают, что он не будет нуждаться ни в чем, будет лучше развиваться и не лишен их внимания, как дети из многодетных семей. Они в чем-то правы, есть и другая сторона медали.

Интеллектуальное развитие единственного ребенка опережает ровесников, он не только раньше начинает говорить, но и читать, поскольку ему родители уделяют много внимания и стараются развить его способности.

Обычно, такой ребенок рано «взрослеет», умеет на равных общаться со взрослыми и выражать свое мнение. У таких детей довольно высокая самооценка. Также, считается, что единственный ребенок вырастет эмоционально устойчивым, поскольку не волнуется в связи с соперничеством с братьями и сестрами .

Имея много возможностей он может полностью реализовать себя и занять достойное место в обществе.

3. неготивные особенности

В тоже время, единственный ребенок может испытывать трудности при общении с другими детьми, тяжелее вливается в коллектив. Родители часто чрезмерно оберегают своего ребенка, стараются предугадать его желания, поэтому такому ребенку трудно решать сложные задачи и справляться со стрессами. Кроме того, он может разочароваться в людях, поскольку ждет от них того же внимания и уступок, которые делали его родственники. Особенно это ярко проявляется в школе, где от учителя ребенок ждет того же отношения, что и от родителей и не умеет делить его внимание с одноклассниками. А если в семье ставятся интересы ребенка превыше всего, он может не только вырасти эгоистом, но и не уметь учитывать интересы других.

Очень часто на единственного ребенка возлагаются большие надежды или с помощью него родители хотят осуществить свои не реализованные мечты и задумы. Все это накладывает отпечаток на психику ребенка, а не в состоянии оправдать надежды родителей он становиться подавленным и неуверенным.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка

4.проблемы родителей при воспитании одного ребенка

Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста. Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко .

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Единственный ребенок, как правило, опережает сверстников в интеллектуальном развитии, ведь ему одному достаются все силы, все время и внимание родителей и родственников. Такие дети раньше начинают говорить, читать, с ними много занимаются, стараясь развивать любые способности.

Находясь преимущественно во взрослой компании, ребенок часто слышит серьезные разговоры и учится на равных общаться с взрослыми. Он привыкает, что с его мнением считаются, его самооценка при этом повышается. Но многие взрослые признаются себе: воспитывая одного ребенка, трудно избежать сложностей и перекосов. И то, что в большой семье дети получают естественным путем, в процессе общения, игры, благодаря необходимости выстраивать отношения с самыми разными людьми, единственный ребенок может получить благодаря лишь каким-то специальным усилиям, предпринятым взрослыми.

Психологи советуют родителям в первую очередь понять, почему они больше не хотят детей. Это важно. Заводить ребенка не ради него самого, не ради его жизни, а для себя -- нередкий вариант. В этом случае все ожидания, все надежды переносятся на единственного ребенка, родители его не принимают таким, каков он есть, а формируют идеальный образ и встраивают малыша в искусственную схему. Это может привести к отклонениям в поведении и развитии ребенка. Нужно признать, что ребенок -- совершенно отдельное существо, он имеет право на свой путь развития и очень нуждается в уважительном к себе отношении .

Единственному ребенку нужно предоставлять те способы взаимоотношений с людьми и с жизнью, которые естественным путем формируются в больших семьях. И хорошо бы еще взрослым знать об основных возрастных периодах детского развития, чтобы не вынуждать ребенка перескакивать через ступеньки этого естественного, природой

Многие родители, вспоминая свое нерадужное садовское детство, не хотят того же для своих детей. В лучшем случае ребенок идет в сад перед поступлением в школу. Если у вас один ребенок, отдайте его в детский сад и желательно не позже четырехлетнего возраста. Ему очень нужен коллектив!

Родители, у которых всего один ребенок, живут в сильном напряжении. Их ребенок одновременно и первый и последний, он - их единственный шанс проявить родительские способности, поэтому они стремятся выполнить все правильно.

Озабоченность родителей и привязанность к ребенку возрастают, если этот ребенок единственный, ведь в этом случае родители и ребенок "настроены" друг на друга. Тесная близость заставляет обе стороны неустанно заботиться о том, как доставить друг другу радость. Часто один ощущает эмоциональный дискомфорт, когда второй попадает в беду или чем-то расстроен.

При таких интенсивных отношениях часто случается, что родители искренне хотят дать своему чаду все самое лучшее, а ребенок чувствует себя обязанным соответствовать ожиданиям родителей.

Живя под неослабным родительским вниманием, ребенок относится к ним как к самым важным людям в мире и наслаждается таким же отношением к себе .

Союз двух родителей и одного ребенка кажется нерушимым, и, когда развод разбивает такую семью, ребенок переживает сильное потрясение.

Разрушен мир, вращавшийся вокруг него. Теперь рядом с ним стало одним родителем меньше, чтобы разрешать его проблемы. Так как живущая с ним мама теперь больше занята и менее доступна, она откладывает или вообще отказывается выполнять просьбы, которые раньше удовлетворялись автоматически. Единственный ребенок вынужден приспосабливаться к реакциям матери, которые кажутся новыми и малоприятными. Часто у единственного ребенка в семье развод отбирает немало из того, к чему он привык.

Единственному ребенку может быть больно видеть родителей поодиночке, потому что, находясь с одним из них, он скучает по второму. Ребенок тоскует по старому уютному триединству, которое они некогда составляли вместе. Эта боль становится неизмеримо больше, если разведенные родители не могут избавиться от обид друг на друга. Их продолжающееся противостояние разрывает верное детское сердце и порождает глубокий внутренний конфликт. Такие близкие, такие любимые - чью сторону принять? Величайшую радость разведенные родители могут доставить своему единственному ребенку, примирившись друг с другом, и чем скорее, тем лучше. Помните о том, что единственные дети особенно тяжело переносят развод.

Помимо воздействия развода, есть общие особенности, свойственные большинству единственных детей, которые порой могут стать причиной для беспокойства. Это само ощущение единственности, влекущее за собой трудности эмансипации, социализации, принятия общественных норм.

Большинство единственных детей четко себя осознают (это относится и к первым детям, которые некоторое время тоже были единственными). Их самовыражение и саморазвитие поощряются, их интересы и возможности принимаются близко к сердцу. Их усилия поощряются, успехи вознаграждаются .

Пользуясь повышенным вниманием и поддержкой родителей, они могут быстро проникнуться преувеличенным чувством собственной значимости, их самооценка, как правило, завышена. В отношениях с людьми единственные дети часто считаются со своим мнением в гораздо большей степени, чем с чужим. В таком случае их приходится учить уважать обоснованные нужды других.

Единственный ребенок в семье — избалован и не приспособлен к жизни. Так думали еще в начале прошлого века, когда семьи с одним ребенком были скорее исключением. Современные психологи не спешат соглашаться с такой однобокой позицией. Но все же не исключают, что в воспитании единственного ребенка есть свои особенности. Дело в том, что такие дети нередко окружены любовью, повышенным вниманием и заботой. Все это может сослужить ребенку плохую службу, если родители поставят его в центр семьи.

Все больше семей решают остановиться на одном ребенке. Психологи и социологи говорят об этом, как о новой тенденции, к которой стоит приспосабливаться. Они подчеркивают, что это не хорошо и не плохо. Просто устройство и подход к воспитанию в маленьких семьях будет во многом другой, чем в больших.

С какими проблемами сталкиваются единственный ребенок в семье

    Сильная привязанность к родителям и комфортному маленькому миру, который они создают. Отсюда вытекает страх перед большим миром и проблемы с общением и отношениями.

    Завышенная самооценка и стремление к перфекционизму.

    Нерешительность в принятии решений.

    Нежелание брать на себя ответственность.

Впрочем, единственные дети имеют и свои преимущества. Они ценят дружбу и семейные отношения, трепетно относятся к семейным ценностям и традициям, они интеллектуально развиты и верят в свои силы, которые позволяют им достичь успеха.

А вот проблемы в их воспитания напрямую вытекают из того, какую линию воспитания выберут родители.

Мы подобрали несколько советов, которые помогут сгладить проблемы в воспитании единственного ребенка

Дайте ребенку больше самостоятельности

Когда в семье один ребенок, то все будет вертеться вокруг него. Забота, любовь и внимание к внутреннему миру ребенка — хорошо. Но не тогда, когда это превращается в гиперконтроль. Кстати, он имеет мало отношения к родительской любви, а скорее маскирует их личные тревоги и страхи. Гиперопека душит ребенка, лишает его личности и желания развиваться. Она не обязательно присутствует только у родителей одного ребенка, но у них есть больше возможностей и сил для контроля.

Как воспитывать в ребенке независимость:

    Давайте право выбора с самого раннего возраста. Например, что съесть на завтрак, как отпраздновать день рождение, что одеть на прогулку. Решения должны быть посильны для возраста ребенка. Сначала это может показаться мелочью, когда малыш сам выбирает расцветку для своих колготок. Но именно так формируется умение выбирать, прислушиваться к себе и брать на себя ответственность.

    Не критикуйте выбор ребенка и дайте ему нести ответственность за свой выбор. Соблазн вмешаться и помочь ребенку всегда будет велик, но так он поймет, что каждое его решение будет нести за собой определенные последствия.

    Признавайте право ребенка на ошибку. Ошибки нужны для того, чтобы научиться делать что-то новое. Вопреки распространенному мнению, они помогают развиваться.

Будьте для ребенка родителем, а не другом

Ребенок должен обладать равными правами с другими членами семьи, но при этом видеть в родителях главных взрослых, а не своих друзей. Детям нужны границы, которые не в состоянии выстроить друзья-родители. Они бывают чересчур откровенны с ребенком, делятся всеми своими проблемами, не умеют говорить «нет», дают право голоса в тех вопросах, которые дети не в состоянии решать. Все это делает мир ребенка шатким и ненадежным. А ведь одна из задач родителя — обеспечить психологический комфорт. Поэтому границы в воспитании должны быть, что не отменяет хороших отношений с ребенком. Родителям надо учиться достигать гармонии между этими двумя потребностями ребенка.

Учите ребенка дружить

Братья и сестры в семье учат друг друга договариваться и взаимодействовать. Единственный ребенок в семье этого лишен. Наоборот, он окружен взрослыми, внимание которых сосредоточено на нем. Поэтому очень важно развивать у ребенка социальные навыки.

Общению с другими детьми поможет:

Это поможет единственному ребенку в семье не чувствовать себя одиноким, учиться сотрудничать с другими детьми, а не видеть в них только конкурентов.

Избавьтесь от завышенных ожиданий

Когда в семье один ребенок, на него ложится большая ответственность оправдать ожидания родственников. Все хотят видеть в нем выдающуюся личность и, как правило, не берут в расчет то, что хочет, любит и к чему стремится сам ребенок. Чтобы заслужить одобрение родителей, такие дети стараются изо всех сил. Но во взрослом возрасте это может обернуться кризисом личности и самореализации.

Позвольте ребенку наслаждаться детством, совершать ошибки, искать себя, наслаждаться процессом и пробовать разные занятия. Не культивируйте в нем перфекционизм и стремление быть лучше всех. На самом деле, это убивает творчество и креативный подход. А это главные профессиональные качества для XXI века.