Откровения юного футбольного фаната: как из подростков делают зомби. «Твоя роль всегда второстепенна". Откровения мачехи двух девочек-подростков

Илва Швенке, 15 лет, Тромсе

«Каждое утро я думаю о своей жизни - иногда о том, что уже сделала, иногда - о будущем. Если есть какая-то мысль, которая торчит у меня в голове, как заноза, - это мысль, что тот день мог стать для меня последним. Теперь, когда я еду в машине, я думаю: грузовик в соседнем ряду может резко свернуть на нашу полосу, и я погибну раньше, чем пойму, что происходит. А еще я больше не верю незнакомцам. Не боюсь их, просто мне кажется, что что-то может случиться. Но я стараюсь смотреть на все позитивно. Что бы ни случилось в прошлом, это уже случилось».

Александр Сандберг, 16 лет, Левангер

«Спустя какое-то время после 22 июля я понял, что должен заставить себя думать о чем-то другом. Я часто думаю о том, как несправедливо устроен мир и что можно сделать с этим. А еще я понял, как важна для меня семья. Сейчас мне кажется, что я почти вернулся к своему нормальному состоянию. Я никогда не рассматривал то, что случилось 22 июля, как атаку лично на меня, и потому сегодня у меня нет особых страхов».

Ида Каролина Брохольм, 21 год, Хитра

«Мне было нелегко вернуться в родной городок, потому что я ведь была «той девушкой, которая была в Утёйе». Но мне помогли, сейчас все иначе. Иногда я чувствую себя заблудившейся в собственных воспоминаниях. Я закрываю глаза и вижу тот день, когда я потеряла тех, кого любила. Я хорошо помню ночь накануне 22 июля: я сидела в палатке с тремя мальчиками, и они хором пели мне колыбельные. Одного из них больше нет».

Эйвинд Риндален, 23 года, Толга

«То, что происходит сегодня - то чувство единства, которое нас связывает, - заставляет многих думать, что он, этот человек, никогда не был таким же, как мы. Но он был одним из нас, я знаю. Сейчас, после 22 июля, я пообещал себе, что буду делать все возможное, чтобы Норвегия была свободной, демократической и максимально разной. Если ультраправые сочтут меня предателем, для меня отныне это будет комплиментом».

Эйрин Кристин Кьер, 20 лет, Лаксватн

«К осени мои раны зажили, а вот с головой стало твориться неладное. Я чувствовала внутри пустоту и усталость. В первый раз я заплакала в декабре. Мне становилось страшно, если начинал звонить телефон, если я видела полицейских… Потом мне начали сниться те, кто погиб на острове. В этих снах мы делали самые обычные вещи - гуляли и все такое. Я просыпаюсь после таких снов - и я счастлива».

Ханне Несс, 20 лет, Намсус

«Я очень хорошо помню, как на меня падает мертвое тело Лене Марии, моей лучшей подруги. Потом она стала мерещиться мне - сидящей на уголке моей кровати. Я злилась на нее, потому что она уже была мертва, и я знала это. Я пыталась прогнать ее, но ничего не получалось. Я видела ее так же ясно, как то, что вижу сейчас. Она все сидела и сидела с легкой улыбкой на лице - до того самого дня, когда ее похоронили».

Натия Чхетиани, 23 года, Кутаиси

«Это был первый раз, когда я и моя подруга поехали за пределы Грузии. Скандинавия привлекала меня всегда - особенно скандинавская модель социализма. Нас отговаривали от поездки, но мы поехали. Теперь моя подруга мертва, и я тоже могла не пережить того дня. Сейчас я чувствую себя частью большого организма, который пытается излечиться от ран. Такого чувства сплоченности и единства я не испытывала еще никогда».

Сесилия Херловсен, 17 лет, Сарпсборг

«Помню, как я смотрела на докторов, которые стояли над моей кроватью в больнице. Они сказали, что руку придется ампутировать. Мать с отцом и брат стояли рядом. К тому моменту я уже смирилась. Совершенно бесполезная из-за ран, рука просто болталась. Сегодня - как только мне требуется помощь - кто-нибудь сразу же приходит мне на выручку, и я привыкла к мысли о том, что дальше жить мне придется с одной рукой».

Изелин Роза Борх, 15 лет, Гронг

Изелин Роза Борх, 15 лет, Гронг

Праблен Каур, 19 лет, Осло

«Темнота. / Я в воде. / Время, пространство, цвета, / Все течет.
Время заморожено, разбито в дребезги. / Мой путь утерян из виду.
Тени сумерек, оставшихся позади, еще со мной».

Матиас Экхоф, 21 год, Акерсхус

«Когда я слышу слово Утёйа, я представляю безопасное и замечательное место, до сих пор остров кажется мне именно таким. Я пролежал в больнице три недели и пять дней, просто лежал и ничего не делал. За одиннадцать дней мне сделали девять операций. Остаток осени я провел на костылях. Я никуда не выходил, целыми днями смотрел новости. Я думал, что вернуться к нормальной жизни уже нет шансов, но потом я снова стал заниматься флорболом, и это помогло мне вернуться в норму. Иногда, поднимаясь по лестнице, я вспоминаю о своих травмах. Я не думаю о будущем и стараюсь жить сегодняшним днем. Никто из нас не знает наверняка что случится завтра».

Себастьян Йохансен Переу, 15 лет, Трёнделаг

«Когда я вернулся с острова меня ждали в саду друзья, мы ели кексы и смотрели кино. Жизнь продолжается несмотря ни на что. Я до сих пор ношу браслет «Утёйа», чтобы не забыть все прекрасное, что было до того, как это случилось. Мой старший брат подарил мне путевку на остров. Он всегда ездил туда и рассказывал, как там замечательно. Он познакомил меня со своими друзьями, и по вечерам мы играли на гитарах. На его похоронах я играл на рояле «Какие слова». Иногда мне кажется, что я всегда был единственным ребенком в семье, мне ужасно его не хватает».

Проблема фанатского экстремизма - это не только мат, файеры и драки на матчах. Это - жуткое социальное явление, прочно пустившее корни в российскую действительность. Только в Москве существует несколько десятков фанатских группировок-"фирм", к деятельности каждой из которых применим целый букет УК.

Самое ужасное - то, что процесс вовлечения подростков в фанатские ряды поставлен на поток. Отслеживанием и последующим промыванием мозгов юным фанатам занимаются циничные и безжалостные люди, зачастую имеющие психологическое образование. И, разумеется, обладающие незаурядной лидерской харизмой.

Через какое-то время 15-летние дети превращаются в полноценных зомби. Жестоких отморозков-беспредельщиков, у которых в головах нет ни одной мысли - только инстинкты. Ударить. Добить упавшего. Похвастаться подвигами перед друзьями. Выпить или уколоться.

А зачем думать, когда в каждой группировке есть так называемый лидер? Главный идеолог, вдохновитель и тренер по совместительству. Обычно ему даже не требуется "накачивать" подчинённых.

Использовать малолетних бойцов можно где угодно. На политических митингах или охране концертов (собственно, глава ВОБ ); для силовых акций против конкурентов по бизнесу - сжечь магазин или машину, забросать квартиру или офис бутылками или кирпичами... Кроме того, отдельной статьёй монетизации деятельности лидеров "фирм" является тиражирование записей драк подростков.

Знаете, как пополняются фанатские "фирмы"? Лидеры собирают 10-15 человек из числа только что присоединившихся к "секте" - и, как толпу баранов, везут на бойню с такими же баранами в майках другой расцветки. И, пока будущие "солдаты" избивают друг друга в кровь и в мясо, их "офицеры" стоят вместе, общаются и делают "скаутские" заметки.

"Так, вон тот жирный ничего, годится - как он на лицо лысому наступил-то..."

И вот это циничное "тренерство" во всех этих историях, на мой личный взгляд, - самое мерзкое.

Просто взгляните на эти кадры. На самом деле - очень и очень мягкий вариант запланированной драки. Или, как называют сами фанаты, - "темы". Руки по-спортивному бинтуются, "команды" приветствуют друг друга и относятся к соперникам с уважением... Да-да, то, что вы видите, это очень "уважительный" вариант!

Лайфу удалось пообщаться с одним из несовершеннолетних фанатов ЦСКА, за плечами которого уже несколько участий в подобных побоищах.

- Как организовываются драки?

Драки называются "темами". Их проводят фанатские группировки, которые, в свою очередь, называются "фирмами" или "конторами". Если "тема" намечается серьёзная, перед ней устраиваются "просмотры"...

- То есть?

Руководители "фирм" созваниваются и договариваются о месте тренировочной "темы". С каждой стороны собирается примерно по 15 подростков. Это так называемые нулевые ребята, которые ничего толком не знают и не умеют.

Соответственно, лидер "конторы" оповещает их о месте и времени. По итогам этой драки в формате стенка на стенку лидеры кого-то выделяют и переводят в "основной состав". Попасть в основу - очень почётно!

Их уже начинают серьёзно тренировать. Для этой цели снимается спортивный зал или просто все едут в подмосковный лес. Собственно, "темы" тоже чаще всего происходят в лесу - на больших и чистых полянах.

- Есть какие-то специальные инструкторы или обучение проводят лидеры "контор"?

По-разному. Тренировки "околофутбольщиков" больше всего походят на драки в формате ММА. Точнее даже - это сочетание ММА и регби.

- Как происходят "темы" "основных составов"?

Примерно так же, как и "просмотры". Лидеры обговаривают время, место и количество бойцов с каждой стороны. Причём очень важный момент: до самого начала "темы" вожаки не говорят своим подчинённым, с кем предстоит сражаться.

Что представляет собой лидер "фирмы"? Если взять усреднённый портрет - каков возраст и социальный статус подобных людей?

Вывести какое-то среднее арифметическое невозможно, поскольку "конторы" растут как грибы. Только в Москве их несколько десятков.

Например, у "Спартака" топовой "фирмой" считается "Школа", которая в этом году отметила 11-й день рождения. Ещё из известных: "Банда мясника", Union. У ЦСКА одна из старейших группировок - Kids, ей недавно исполнилось 18 лет. Также выделяются "Ярославка" и "Люди в чёрном".

- Чем крутая "фирма" отличается от некрутой?

Количеством побед, репутацией. Есть специальный фанатский сайт, на котором сообщаются результаты "тем". Самые сильные группировки обычно имеют в составе не так много народу, человек 15, но славятся тем, что за счёт хорошей подготовки могут победить оппонентов, имеющих значительное численное преимущество. Кроме того, они часто ездят драться за границу.

Например, Kids по-настоящему прославились после выездов в Лондон и Гамбург. Там в основном молодые ребята, и их не слишком много - человек 20. Но это не помешало им жестоко избить превосходящих в количестве немецких и английских фанатов.

Есть у фанатов какой-то кодекс чести? Считается ли этичным бить, например, соперника по затылку? Или добивать упавшего? Или нападать впятером на одного?

Никаких ограничений нет. Хоть по затылкам, хоть по яйцам, хоть лежачего. Конечно, человека, потерявшего сознание, обычно не трогают. Но бывает, что кто-то войдёт в раж и всё равно добивает. Приходится оттаскивать и успокаивать... В принципе, если боец из другой группировки говорит "стоп" - в идеале полагается прекратить его избивать. Но прекращают не всегда.

- Используются ли во время драк подручные средства - бутылки, велосипедные цепи, ещё что-нибудь?

Обычно этот момент оговаривается лидерами "фирм" специально. Стандартные "темы" проходят в формате "только кулаки". Это называется - "приходить на тему без г...на". То есть без ножей, бейсбольных бит, цепей. Но при этом в околофутболе существуют ещё и "накрывы". Это когда "фирма" подкарауливает другую группу фанатов и атакует без предупреждения. Обычно это практикуется против фанов иногородних команд. Но иногда "накрыв" - это результат недобросовестности одного из лидеров...

- Например?

Допустим, лидеры договорились о "теме", оговорили число бойцов. Оппоненты приезжают на электричке, выходят на платформу - и тут их "накрывают" соперники, имеющие значительное превосходство в силе и количестве.

- Насколько часто "темы" заканчиваются смертью или инвалидностью?

Редко, но бывает. Даже со смертельным исходом. Зависит от серьёзности мероприятия. Если "тема" просмотровая и бойцы неопытные, тухлые - в общем, никакие - обычно тяжёлых травм не бывает. Ну а если участвуют основные составы - дело нередко доходит до больницы. Например, две недели назад был такой случай: парня без сознания пришлось везти в неотложку.

Но всё-таки в большинстве своём "тема" завершается как боксёрский поединок. Если всё было достойно - можно даже помочь сопернику подняться, пожать руку...

- Какая лично у вас мотивация участия в "темах"?

Многие говорят: "Мы бьёмся за честь клуба". Раньше, когда я был совсем маленьким, дрался тоже из этих же принципов - цвета ЦСКА, все дела, бла-бла-бла. Сейчас стал повзрослее, и для меня это стало как фильм "Бойцовский клуб". То есть эдакое крутое времяпрепровождение.

- Существует какая-то стратегия групповых битв? Или просто все против всех, куча-мала - и как получится?

Обычно перед началом темы бойцы выстраиваются друг напротив друга в шеренгу и начинают что-то скандировать. Причём угрожающе, пытаясь запугать оппонентов. В среднем, если у одной из контор серьёзное преимущество, "тема" длится минуты полторы. Если составы примерно равные по силе и быстро всех положить не удаётся, может продлиться минут пять.

- Насколько всё это дело добровольное?

Добровольное, конечно. Все знают, на что идут и за что стоят.

- И за что же?

Все по-разному. Кто-то за честь клуба, кто-то за дружбу, кому-то просто нравится. Про себя уже сказал: мне кажется, это круто и здорово.

- Участвуют группировки в политических или силовых акциях?

Конечно. Многие группировки делают акцент на нацизм. То есть стоят против "чёрных"...

Лидеры фирм помогают "рядовым" финансово? Например, оплачивают билеты на стадион или поезд в другой город, если команда играет на выезде?

Нет. Каждый зарабатывает сам как может. Иногда все скидываются, чтобы заказать единые футболки или символику "фирмы".

- Как происходит вербовка новых членов фирм?

В основном через социальные сети. Сами лидеры ищут пополнение в соцсетях "ВКонтакте" или "Фейсбук" - смотрят, чем парень увлекается, чем живёт. На меня, например, вышли именно таким образом. Написали что-то типа: "Привет, я представитель такой-то конторы, не хочешь за нас встать?" Ну и дальше идёт цепная реакция. Если твой близкий друг этим занялся - он обязательно постарается и тебя привлечь. Будет рассказывать, как это классно, как офигенно...

"Самому из этого адского круга не выскочить"

На ваш взгляд, за счёт чего вербовщикам фанатских "фирм" удаётся постоянно пополнять свои ряды новым "материалом"?

Самый сложный возраст с точки зрения становления собственной идентичности - именно подростковый. В этом возрасте люди ищут ответы на многие вопросы и не могут найти.

Для мальчиков этот период особенно важен. Им надо отстаивать своё место в мужской иерархии. И, конечно, самоутверждение идёт в первую очередь через агрессию. Таким образом подростки пытаются выразить своё мнение, донести его до окружающих. Очень важно при этом чувствовать себя частью какой-то сплочённой группы, проповедующей какую-то глобальную идею.

К сожалению, часто эта объединяющая идея является вещью весьма негативной. Как, например, фанатский экстремизм. Или, если помните, в 90-е подростки дрались район на район... То есть они объединяются не сколько из любви к условному "Спартаку" или рок-группе, сколько на почве ненависти к какому-то "внешнему" врагу.

Им необходимо доказать: именно моя группа - самая сильная и лучшая! Это явление в психологии носит название групповой фаворитизм.

Мужчины по своей природе - гораздо более командные существа, чем женщины. Ещё с архаичных времён привыкли охотиться или воевать группой, стаей. Именно поэтому футбол и хоккей гораздо более популярны, чем индивидуальные виды спорта.

И ведь сейчас в России - весьма благодатная почва, чтобы направить всю эту агрессию в позитивное русло! Возрождается институт ГТО, осуществляется масса детских спортивных программ...

- Какие конкретно психологические "крючки" забрасывают лидеры фан-группировок в отношении детей?

В период, когда сам ребёнок не знает, что хорошо и что плохо, есть целая технология прививания ему правильных ценностей. Разумеется, за эту самую благодатную аудиторию идёт постоянная война. Со стороны фанатских группировок войну против семей ведут самые харизматичные персонажи, наделённые ярко выраженными лидерскими качествами.

Подростки в возрасте 14-15 лет характеризуются повышенной агрессивностью, очень низким самоконтролем и лёгкой втягиваемостью в авантюры любого характера. Поэтому они в опытных руках - идеальный материал, из которого можно слепить группировку, занимающуюся откровенно криминальными вещами.

Чаще всего ребята клюют на образ эдакого всезнающего и много повидавшего мужчины, который учит их "правильной жизни". У него обязательно должна быть какая-то красивая легенда, чтобы морочить юные головы. Эти манипуляторы очень ловко используют желания подростков стать частью важной и сильной группы, поднять за счёт этого свою значимость в собственных глазах.

Часто вожак оказывает на подростков психологическое давление. Иногда берёт "на слабо", а иногда откровенно запугивает. Подавить волю ребёнка взрослому мужчине несложно.

Очень важно, чтобы родители всё время держали руку на пульсе! Были в курсе, с кем сын дружит, чем увлекается.

- Как и где именно чаще всего происходит процесс "вербовки"?

Социальные сети задачу вербовщиков облегчили очень сильно. Сейчас легко проникнуть сквозь семейные и школьные границы. Чтобы определить "болевые точки" жертвы, понять, чем ребёнок живёт и дышит, достаточно проанализировать его странички в соцсетях.

Можно ли говорить применительно к этой проблеме о принципе домино или цепной реакции: достаточно "заболеть" фанатизмом одному ребёнку и он заражает всех своих друзей?

В подростковом возрасте очень высока потребность быть похожим на друзей, разделять их увлечения. А ещё - поклоняться чему-то, творить себе идолов. Это может быть футбольная команда, музыкальная группа...

- Или нацистская идея?

В том числе... То есть всё, что требует активной и агрессивной формы "поклонения". И распространяется это со скоростью пандемии. Дети, открывшие для себя новый смысл жизни, поначалу выглядят такими счастливыми и одушевлёнными, что заражают остальных.

Если же возвращаться к проблеме нацизма... Как я уже сказала, для подростков очень важна идея собственной особенности. Эту идею опытный оратор и психолог легко может увязать в детском сознании с главными ценностями нацизма. Налицо действительно серьёзная социальная проблема.

- Подростки каких социальных групп наиболее уязвимы?

Гипотетически жертвой может стать совершенно любой подросток - если он поддаётся влиянию окружающих. Но, конечно, в самой большой зоне риска находятся дети из неблагополучных семей. Они не могут опереться на авторитет собственных родителей - и потому особенно уязвимы. У них формируется злость против всего мира, потребность себя этому миру противопоставить, выместить на ком-то свои проблемы.

Также экстремальным фанатизмом увлекаются подростки, склонные к самодемонстрации. Им всё равно, что о них говорят, - главное, чтобы говорили как можно больше.

И, наоборот, ребята, у которых есть чёткие цели и жизненные ориентиры, у которых выстроена линия собственного будущего, в сети фанатских зазывал попадут с меньшей вероятностью. Собственно, таких детей гораздо реже трогают - потому что это сопряжено с большими рисками. Ребёнок может пожаловаться родителям, на которых привык полагаться.

Поэтому ищут тех подростков, которые недовольны своей жизнью. Им предлагается некая идея, и их заставляют этой идее служить.

- Какие механизмы выхода из этого адского круга?

Самостоятельно это сделать почти невозможно. Во всяком случае, в подростковом возрасте. Но со временем желание чувствовать себя общностью какой-то группы ослабевает. Но если у человека нет собственных целей, и ему подсунули цели чужие - в зомбированном состоянии можно оставаться много лет. Вырваться очень трудно. Он привык быть частью группы и не понимает, что делать вне её...

Человек так устроен, что нам всем необходима поддержка и ощущение собственной нужности. Поэтому здесь очень важна работа социальных органов.

Во-первых, по профилактике попадания детей в подобные экстремистские группы. Во-вторых, должна существовать система помощи выхода из группировок. Да, при хорошем прогнозе со временем эта деятельность будет терять для человека значимость, вытесняться более важными и правильными вещами. И в конце концов эта энергетика перестанет его подпитывать и возбуждать. Но, повторюсь, это благоприятный сценарий. А на практике: лидеры групп тоже ведь не дремлют и постоянно отслеживают психологическое состояние подчинённых.

"Если топчешь ногами "чёрного", нельзя сознаваться, что бьёшь его за цвет кожи"

Правоохранительные органы ведут с фанатскими группировками постоянный и незримый бой. В МВД существует Центр противодействия экстремизму, и в каждом регионе у него имеются отделы по работе с фанатскими группировками.

Все фанаты, когда-либо привлекавшиеся по уголовным или административным статьям за правонарушения на стадионе или около стадиона, внесены в чёрный список. Всего в этом списке - 4 тысячи человек. Между прочим, посещение матчей чемпионата мира 2018 года в любом из российских городов им запрещено.

Правда, в перечень попали не только активисты фанатского движения, но и люди вполне безобидные. Например, те, кого подвергли административному наказанию в виде штрафа за курение в общественном месте - то есть на стадионе.

Сотрудники МВД имеют своих анонимных осведомителей во многих группировках. Принципы получения информации и сотрудничества самые разные... Разумеется, внимательно отслеживаются фанатские форумы и сайты.

Однако все эти меры результат дают не всегда, и в предвкушении очередной "темы" фанаты едут в леса, как истосковавшиеся по природе грибники.

Статьи УК за различные направления фанатской деятельности на первый взгляд звучат весьма сурово, но юных зомби это не пугает. Чтение в принципе не их "тема" во всех смыслах...

Тем более что многие из фанатов - несовершеннолетние. А значит, закон не судит их по всей строгости.

По статье 111 ("За умышленное тяжкое телесное повреждение") в теории можно получить вплоть до 15 лет - в случае смерти потерпевшего.

Однако большинство травм, возникающих во время "тем", подпадает под определение "умышленное причинение лёгкого вреда здоровью". Диапазон наказания - от штрафа до 2 лет. Даже за вред "средней тяжести" можно отделаться штрафом и лёгким испугом - если нет отягчающих обстоятельств.

Статья 213 "Хулиганство" имеет множество разделов и подразделов. Если собрать "полный букет", где будет и предварительный сговор группы лиц, и сопротивление представителю власти, и применение взрывчатых веществ, можно отправить за решётку на срок до 8 лет. Однако большинство приговоров по данной статье всё-таки заканчиваются штрафами либо условными наказаниями, особенно если речь идёт о несовершеннолетних. Статья 282 "Об организации деятельности экстремисткой организации" (простите за тавтологию, нашей вины здесь нет. - Прим. Лайфа ) в большинстве своих пунктов тоже звучит грозно. Однако всё перечёркивается следующим примечанием:

"Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьёй, и добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления".

То есть по факту: доказать "экстремистскую деятельность" той или иной "фирме" - дело почти безнадёжное. Тем более что в качестве официальных организаций они не зарегистрированы.

В 2014 году в УК была внесена поправка, предусматривающая уголовную ответственность за "реабилитацию нацизма". Наказание - до трёх лет. В принципе, над многими фан-группировками эта статья действительно висит дамокловым мечом...

Однако - е сли топчешь ногами "чёрного" и тебя забрали в полицию - главное, не сознаваться, что ты его топчешь по идеологическим мотивам. Тогда экстремизм не пришьют, максимум "хулиганку", - смеётся наш собеседник-фанат.

Смейся, парень. Дай бог тебе повзрослеть и соскочить с "темы" живым и здоровым.

(5 голосов : 4.2 из 5 )

Родителям кажется, что их дети все еще такие дети, а у сына уже пробились усики, у дочки появилась грудь. Они растут и развиваются, они становятся взрослыми и начинают пробовать «взрослую» жизнь.

По данным социологических исследований, средний возраст, в котором российские подростки получают первый сексуальный опыт, определяется как 14 лет и 8 месяцев. С точки зрения родителей это очень рано. С точки зрения врачей это тоже слишком рано. Несмотря на то, что признаки полового созревания у современных детей могут наблюдаться в очень раннем возрасте — в 10-11 лет, несмотря на то, что все чаще отмечаются случаи беременностей в 12, 11 и даже в 10 лет, физически, эмоционально и психологически они еще не готовы к половой жизни.

Половые отношения требуют от организма определенных энергетических затрат. Если в детском возрасте, когда каждая капля энергии направляется на рост и развитие тела, ее значительная часть будет отниматься на «это», то у подростка может отмечаться замедление физического развития, истощение нервной системы и даже недостаток мышечной массы — об этом говорят ученые из Университета штата Огайо, США.

У человека после начала «взрослой» жизни меняется гормональный фон. Несвоевременное начало таких перемен может привести к тяжелым гормональным расстройствам, что вполне может оказаться причиной бесплодия у здоровой девушки.

Подростковый организм еще не обладает устойчивым иммунитетом, подростки легче подхватывают инфекции, передающиеся половым путем, пресловутые ЗППП, которые могут доставить много неприятностей, включая невынашиваемость и бесплодие в будущем. Более того — есть вирус, который является возбудителем рака шейки матки. Если у взрослых женщин с развитым иммунитетом это вирус в большинстве случаев успешно подавляется, то у юной девочки иммунитет может не сработать.

Подростки еще не умеют грамотно предохраняться, у них вообще отсутствует связь половая жизнь — беременность. Поэтому у девушек особенно велик риск беременности. Подростковая беременностьголовная боль любого гинеколога, и чем она грозит самой девушке — от аборта до осложнений в родах — рассказывать очень и очень долго. Ну и стать матерью в 15-16 лет — перспектива не из приятных.

Тем не менее, как родители ни стращают всякими ужасами, все подростки просто одержимы сексом и всем, что с ним связано, при этом юноши более «повернуты» на этом, чем девушки. Так или иначе даже у самых благовоспитанных молодых людей тема интимных отношений все равно прорывается. Но фантазии и разговоры это одно, а вот как уберечь детей от непосредственно начала половой жизни?

В группе риска прежде всего находятся дети из неблагополучных семей. Слабый контроль со стороны родителей, ранее начало употребления алкоголя и наркотических средств, побеги из дома — все это благоприятная обстановка для начала половой жизни. Для таких детей характерна частая смена партнеров, мальчики часто вступают в отношения со взрослыми женщинами.

Как ни странно, в группе риска находятся дети и из чрезмерно положительных семей. Тотальный контроль, постоянный страх родителей «как бы детка чего не натворила», лозунг «мы — порядочные люди!» могут подтолкнуть подростка к необдуманному шагу. Это своего рода протест против власти родителей, стремление обрести свободу, почувствовать себя взрослым.

Нездоровая обстановка в семье, скандалы и ругань, тоже могут стать катализатором для начала половой жизни. В такой ситуации это будет попытка создать собственный мир, в который нет доступа вечно орущим родителям.

Подростки нередко вступают в отношения под давлением общественного мнения. Общественное мнение, представленное сверстниками, в этом возрасте куда весомей, чем самые разумные доводы родителей, учителей и врачей. Иметь полового партнера в подростковом возрасте это круто, это престижно. Ради того, чтобы не быть посмешищем, чтобы не чувствовать себя малышом, подростки обоего пола вполне могут самоутверждаться через половые контакты.

Любовь. Часто причиной, по которой подростки хотят вступить в близость, является влюбленность. Можно сколько угодно говорить им о том, что в эти отношения надо вступать только по большой любви — подростки уверены, что те чувства, которые они испытывают, и есть та самая большая любовь, а, значит, они имеют право.

Совращение — юные мальчики могут быть совращены зрелыми женщинами, а молоденькие девочки — опытными старшими мужчинами. Причем нередко в роли совратителя выступает хороший знакомый или даже родственник. Родителям следует тщательно наблюдать за кругом общения своих детей, за людьми, приходящими в дом и, невзирая на родство и многолетнее знакомство, пресекать попытки ухаживания.

Нередко родители сами толкают детей на этот путь неправильным воспитанием. Например, если матери чрезмерно стремятся воспитать в девочке женственность, слишком много внимания уделяя нарядам и прическам. Такие девочки нередко в 8-10 лет уже чувствуют себя женщинами и ведут себя как взрослые женщины, подражая матери или увиденному по телевизору. Невольно, еще не отдавая себе отчета в своих действиях, такая девочка может провоцировать ровесника или старшего мужчину на соответствующие действия.

Как же уберечь подростков от ошибки?

Во-первых, их энергию необходимо сублимировать, перенаправлять — для юношей это спорт, туризм, охота, рыбалка. Для девушек — творчество, занятия танцами, гимнастикой, искусством.

Во-вторых, необходимо определить золотую середину степени контроля за подростком, чтобы он не чувствовал себя ни оставленным, ни запертым в клетку.

В-третьих, нельзя чрезмерно табуировать тему интимных отношений и чрезмерно свободно к ней относиться. И то, и другое может подстегнуть интерес.

В-четвертых, и юношам, и девушкам следует объяснять, к чему приводят эти отношения, рассказывать об обоюдной ответственности партнеров друг за друга, за возможную беременность и будущего ребенка.

Азбука воспитания

Исповедь - вещь очень серьезная и ответственная. Это относится не только к исповеди взрослых, но и к исповеди детей и подростков. Мне вспоминаются слова приснопамятного протопресвитера Михаила Помазанского, который говорил, что исповедь - это не только получение отпущения грехов, но и духовная врачебница. Об этом духовном врачевании следует сказать несколько слов.

Первым долгом, когда пастыри приступают к исповеди своих прихожан, они должны проверить свое собственное духовное состояние. Чтобы исповедовать, надо начать с работы над собой. Все наши духовные наставники и учители говорили нам об этом. Следует пастырям самим исповедоваться не раз в году, не только Великим постом, а как можно чаще. Приступая к исповеди пасомых пастырь должен проверить себя. Бывает, что священник усталый и у него нет настроения выслушивать исповеди. Надобно себя перебороть, заставить себя делать это священное дело, вспоминая слова Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) о том, что нет ничего важнее чем наставлять овцы своего стада. Выходить на исповедь надо с крепкой молитвой и надеждой на милость Божию к нам, чтобы наши наставления были действительно душеполезными для кающихся. Наш Первоиерарх, Владыка митрополит Виталий неоднократно напоминает пастырям, чтобы они молитвенно поминали своих прихожан, особенно за проскомидией. Молитва за проскомидией имеет особую силу и необходимо именно тогда поминать своих духовных чад.

Приступая к исповеди в сердце пастыря должна быть любовь. По словам святителя Иоанна Златоуста, духовная любовь не рождается от чего-либо земного - она нисходит свыше, от неба, и дается в таинстве священства. Пастыри должны просить Господа о даровании им такой любви. Как удивительно и трогательно читать в книге об исповеди Блаженнейшего митрополита Антония, что он обращается с кающимся как душелюбезный пастырь, что он называет кающегося своим братом. Какое проявление милости! Вот эту милость кающийся должен почувствовать от пастыря, и тогда он будет священника действительно воспринимать как духовного отца. Если мы, пастыри, будем правильно подходить к великому таинству исповеди, то действительно исполнятся слова Господня: «Не вы бо будете глаголющии, но Дух Святый» (Мк. 11, 13).

Священник должен иметь сострадание к кающемуся, а не просто холодно выслушивать грехи - он же должен спасать душу человека. Когда кающийся приходит к духовнику, он ему открывает то, чего никому другому не откроет. Опытность не должна нас беспокоить. Для приобретения опыта духовник должен поработать над собой и как можно больше читать, особенно толкования святых Отцов, «Добротолюбие», «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, авву Дорофея, преподобного Феодора Студита и др. Есть советы у этих отцов, которые по духу применимы к каждому православному христианину, не только к монашествующим. Во время Великого поста на богослужениях весьма полезно и назидательно читать избранные места из этих книг. Надо заранее выбирать места, т.к. есть места, например в Добротолюбии, трудные и не подходящие для живущих в мiру.

Очень опасно пренебрегать ответственностью во время исповеди, тем более когда приходят дети. Исповедь для детей - фундамент их духовной жизни. На этом фундаменте они строят свой будущий духовный дом. Иногда подходят к исповеди дети или подростки, к которым, быть может, мы не благоволим - мы должны перебороть это чувство и осознать, что мы их духовные отцы. Они почувствуют наше доброе настроение, и мы сможем проникнуть в их души и сердца.

Конечно, как и у всех, и у детей и подростков свои трудности и проблемы. Все невозможно перечислить. Поговорим лишь о некоторых. Можно сказать, что мы должны стараться, чтобы в юном возрасте у детей не было пороков, и, чтобы они с раннего возраста поняли, что такое духовная брань. Если они с раннего возраста это будут осознавать, то в будущем им будет легче в духовной жизни. Часто дети на исповеди сознаются, что говорили неправду. Это большой грех и необходимо детям помочь понять, что ложь недопустима. Полезно детям объяснить, что привычка - это вторая натура, что если мы нарушаем свое слово или обманываем, нам уже не будут верить, наше слово не будет иметь никакого веса. В христианстве ведь честность и правдивость очень важны. У юношей и девушек начинают появляться плотские страсти. Необходимо внушить им, насколько важно при появлении таковых их искоренять, чтобы в будущем не впасть в б`ольшие согрешения и не повредить души своей. И когда дети начнут понимать, что грехи повторяются, и у них начнется борьба с ними, тогда появится и настоящая духовная жизнь. Важно, чтобы у детей и молодежи было доверие к священнику. Если будет доверие к священнику, тогда в трудное время или в момент падения, ребенок или юноша поспешит к батюшке - он будет знать, что батюшка его примет, ему проявит сострадание, его направит и его укрепит.

Одно дело работать с молодежью, другое дело, что пастырю необходимо одновременно работать и с их родителями. Когда ребенок или подросток часто исповедует один и тот же грех, тогда становится довольно ясным, что чего-то в его домашнем воспитании не хватает - это часто и приводит к повторению греха. Мне вспоминается, как приходил на исповедь мальчик и часто исповедовался в том, что неправду говорит. Оказывается, что родители его часто несправедливо наказывали. Мальчику было все равно, говорит ли он правду или нет, т.к. независимо от того, говорит ли он правду, или обманывает, его наказывали. Он не понимал в чем заключается правда, и в чем ложь, и его жизнь могла бы оказаться из-за этого духовно исковерканной. В данном случае пастырь должен был не только заботиться о мальчике, но, по возможности, заняться родителями мальчика, чтобы они поняли, что надо не только разбираться в том, говорит ли их сын правду, но также не наказывать одинаково за все проступки. Наш Владыка митрополит говорил нам, что бывает одно наказание, когда ребенок, например, небрежно относится, скажем, к посуде и ее разобьет, а другое - когда ребенок явно лжет. Когда ребенок шалит - это одно, а когда он нарочно вредит или бьет кого-то - это дело другое. Родители должны понимать тонкости душевных и духовных нарушений и наказаний. А пастыри должны родителей воспитывать так, чтобы они это понимали. Потому надо работать не только с детьми, но и с родителями. Естественно, что если замечаются у ребенка больше проблем, надо больше внимания обратить на его родителей, почаще к ним заходить и с ними беседовать. Полезно, если священник, прочитав душеполезную статью, сделает ксерокопию ее и передаст прихожанам для прочтения.

Меня в настоящее время беспокоит один вопрос касающийся воспитания детей и подростков. Сейчас многие наши родители боятся слово «нет». Они считают, что дети этого слова не должны слышать, что вместо этого слова надо детям объяснять суть их поступка. Но дети еще не в состоянии понять объяснения или не хотят понять. Они путаются и не знают границ дозволенного и недозволенного, и у них отсутствует дисциплина. К сожалению, у нас дисциплина сходит на нет. Родители не хотят и бояться сказать слово «нет», «так нельзя» и вместо этого начинают развивать всякие философствования и объяснения, а это все без толку. И тогда, когда такие дети вырастают, у них нет понятия простого послушания, нет почитания старших - они не почитают и священнического сана, потому что с раннего возраста не были воспитаны с понятием послушания вообще.

Я знаю, что некоторые считают, что нельзя даже физически наказывать детей. В Ветхом Завете говориться о том, что кого мы любим, того и наказываем. Конечно, могут быть крайности, но обычно, когда дети совершенно выходят из себя и совершенно не слушают родителей, «шлепки» являются единственным способом их угомонить. Сейчас новые гражданские законы, во всяком случае в Северной Америке, доходят до сумасшествия. Недавно в передаче новостей я слышал, что ребенок судил свою мать за то, что она его наказала ударом. Это ужас и дело может дойти до разделения семьи! Но опять-таки другая крайность - сильно наказывать детей. Я знал случай, когда отец так сильно наказывал своих детей, их так избивал, что он их совершенно от Церкви оттолкнул. Они заявили, что Церковь - место жестокое, а Бог немилосердный. Я теперь никак не могу этих детей привлечь к Церкви из-за жестокости отца. Родители должны избегать этих крайностей, а мы должны помнить, что любвеобильное сердце пастыря всегда притянет детей, всегда они с радостью будут исповедоваться.

Я хотел бы затронуть еще один вопрос. Это касается переходного возраста от младенчества к юношеству. До семи лет детей приводят в храм, и они во все воскресные и праздничные дни причащаются. И вот, достигают они семилетнего возраста, и в связи с необходимостью каждый раз перед причащением исповедоваться, начинают редко причащаться. Мы как бы до семи лет даем им величайшую духовную пищу, святое Причастие, а исполнилось им семь лет, и ребенок вдруг больше не причащается, или же это делает редко. Если бы мы такое сделали в отношении пищи, т.е. если бы мы привыкли вкушать еду три раза в день и вдруг перестали бы есть, что бы с нами случилось? Мы бы пропали. Как мы можем допустить такое в духовном отношении с детьми достигающими семилетнего возраста? Они так вдруг лишаются духовного питания! Может быть было бы более полезно, чтобы дети, достигнув семилетнего возраста, не прекращали бы подходить к причастию из-за того, что не исповедовались, а с семилетнего возраста начали бы постепенно к исповеди приучаться, продолжая за каждым воскресным и праздничным богослужением приобщаться. Так можно было бы вводить исповедь в течение 2-3 лет. Отрок, начиная исповедоваться, понял бы, что исповедь является духовной подготовкой к причастию, понял бы, что он духовно растет и теперь, кроме причастия, прибавляется исповедь. В этот момент родителям также важно осознать, что чем старше становятся их дети, тем больше духовных усилий они, родители, должны будут проявлять.

Я немного отвлекусь от главной темы и обращу внимание пастырей на то обстоятельство, что все дети разные и нельзя требовать от них одного и того же. Это касается и вопроса вкушения пищи младенцами перед причастием. Некоторые священники требуют, чтобы дети до семи лет ничего не вкушали перед литургией. Но некоторые дети из-за этого изнемогают и делаются очень капризными, плачут и не дают ни родителям, ни молящимся в храме, покоя. Родители должны знать своих детей, знать что им посильно, и что слишком трудно и с этим сообразоваться в отношении вкушения или невкушения пищи перед литургией. Все надо делать с рассуждением. Бывает даже так, что у ребенка появляется тошнота, если он не съест сухарик и не выпит молока. Конечно детей надо приучать к воздержанию перед литургией, но мера воздержания для каждого, до семилетнего возраста, разная.

Я хотел бы сказать несколько слов о том, что священник может оказывать духовное влияние даже на грудного ребенка. Очень важно, мне кажется, чтобы священник, причащая ребенка, смотрел бы ему в глаза. Этот взгляд уже будет началом духовного контакта между ребенком и священником. Если мы думаем влиять на ребенка только когда он начинает исповедоваться, мы уже на семь лет опоздали в его духовном воспитании. Семь лет прошло, и мы с ним ничего не сделали. Замечали ли вы, что когда родители приводят ребенка в храм, он всегда смотрит на священника. Если у священника будет духовный, полный любви, как на собственного чада, взор на ребенка, ребенок это почувствует и потянется в храм, потянется к священнику. А если такого взора нет, то ребенок почувствует холодок, и уже начнется потеря этого ребенка для Церкви. Вспомним, что глаза являются окном в сердце.

Еще важно, чтобы ребенок видел, что его родители причащаются, и причащаются довольно часто. Нередко родители заботятся, чтобы их дети причащались регулярно. А где пример для детей? Взрослые говорят: «идите исповедоваться, идите причащаться», а сами этого избегают. Для ребенка родители - это все, и если родители не подают примера, откуда детям его брать? Обратите внимание на взор ребенка, когда родители его подводят к причастию и когда они сами причащаются. Ребенок не сводит с родителей глаз. Он не может выражаться словами или действиями, но душа все испытывает с раннего возраста. Причащаясь и видя пример родительский, дети по-настоящему воцерковляются. Бывают случаи, когда родители совершенно не участвуют в церковной жизни. Это печально, но надо быть осторожным с детьми, чтобы их против таких родителей не настраивать и не раскалывать семью. Хорошо детям таких родителей давать читать жития тех святых, у которых родители препятствовали детям быть верующими, например житие св. великомученицы Варвары. Учтите, что есть хорошие примеры и плохие примеры. Можно хорошему научиться даже от плохого примера.

Когда дети становятся подростками, священник должен возбудить у них желание вести духовную брань. Они должны понять и осознать, что духовная жизнь не значит просто прийти и поисповедоваться. Духовная жизнь - это борьба со страстями, борьба со злом. А страсти начинаются с раннего возраста. Священник должен объяснять подросткам, какие бывают страсти, как они появляются, и как с ними бороться. Необходимо укорениться в добродетелях, истребляя в душе зло.

Нельзя позволять, чтобы развивались плохие привычки - неприличные слова, ложь, воровство, плотские увлечения. Чтобы помочь молодежи, надо с ней общаться. Священник может проводить беседы, организовать встречи молодежи. Юношам несколько легче в церковной жизни, в том плане, что они могут во время богослужения прислуживать. Но это тоже не так просто. У меня в приходе рядом с алтарем нет ни пономарки, ни ризницы. Когда я был назначен на этот приход, я несколько удивился, но потомя успокоился и даже обрадовался, т.к. вследствии этого прислужники все время в алтаре и под моим надзором. Они никуда не могут скрыться и им негде шалить. В некоторых приходах прислужники удаляются в пономарку или ризницу и там себя ведут неподобающим образом, а затем очень мило выходят со свечами. А у меня им некуда деваться. Это мне очень помогает сохранять благоговение и страх Божий в святом алтаре. Слава Богу, у нас хорошие прислужники. Я знаю, что нередко самые далекие от церкви прихожане - бывшие прислужники. Иногда я встречаю мужчин, не посещающих храм, и когда я об этом их спрашиваю, они часто отвечают, что будучи детьми они в храм ходили и прислуживали. Мы должны себя спросить, что прислуживание дало этим людям? Ничего. А кто за это ответит? Ответим мы, пастыри. Почему эти прислужники перестали прислуживать? Почему они не стали чтецами? Я лично стараюсь, чтобы в алтаре обязательно были взрослые прислужники. Притягивая детей к прислуживанию, я притягиваю и взрослых, чтобы старшие следили за порядком и поведением младших. Кроме того, и взрослые и дети получают от этого пользу.

С девушками в этом плане сложнее. Они прислуживать не могут. Но, слава Богу, есть клирос. Когда я приехал на приход, в храме не было клиросов. Я подумал, что хоры далеко и на хорах не ощущается близость к алтарю, к священнодействиям, а также на хорах гораздо легче поговорить и отвлечься от службы. Со временем у нас были установлены клиросы. Теперь у нас на клиросе стоят дети. Священник выходит из алтаря и может им объяснить, что происходит на службе, может объяснить церковный устав. Чрезвычайно важно проходить богослужение с детьми не только в классном помещении, не в приходском зале, но и в храме, на клиросе. Тогда дети сразу понимают, что происходит, понимают не только умом, но и сердцем и таким образом втягиваются в богослужение. А что может быть благотворнее для молодежи нежели участие в богослужении? Я думаю, что если дети и молодежь полюбят и почувствуют богослужение, все остальное приложится - «Ищите прежде Царство Небесное (а наше богослужение ведь небо на земле), и все остальное приложится». В субботу вечером на всенощной у нас в храме не много молящихся, а клирос переполнен молодежью. Это большая радость. И молодежь спрашивает: «Когда можно еще лучше и подробнее изучить устав?» Это то, чего мы, пастыри, и желаем достигнуть. Через участие в богослужении молодежь становится церковной, а став церковной с ней во всех отношениях легче работать.

Мы все окружены множеством соблазнов плотского характера. Это не может не повлиять и на души нашей молодежи. Блаженный митрополит Антоний советует духовникам особое внимание обращать на грехи плотского характера. Иногда приходится принимать строгие меры, чтобы помочь кающемуся от таких грехов избавиться. Нельзя на такие грехи смотреть сквозь пальцы. Владыка митрополит Виталий советовал одному священнику, в случаях плотского падения пасомого, давать последнему особое правило или назначать строгую епитимью. Опять-таки, если плотской грех имеется у ребенка или юноши, надо обратить внимание и на родителей. Нередко родители заняты своими делами, а дети смотрят что угодно по телевизору и на Интернете. Может быть родители недостаточно следят за школьной программой детей или за тем, с кем их дети дружат и чего от них набираются. У родителей часто есть возможность предотвратить падение или порчу своих детей - если они ими действительно занимаются и за ними следят.

В отношении бесед я хотел бы отметить еще следующую практику: я провожу беседы не только с молодежью, но и со старшими и с детьми. Тема бесед одна и та же для всех, только на разном уровне. А то выходит, что молодежи мы говорим что-то, а родители об этом не знают. Как родители могут, не зная чего священник старается добиться, это ввести в домашней жизни. Поэтому мне кажется важным, чтобы на всех уровнях был контакт, на всех уровнях проводилось бы духовное воспитание и просвещение.

У нас приход несколько раз в году устраивает встречи в парке. Собираются и дети, и молодежь, и родители; приходят и священник и диакон. Все вместе на дворе, прихожане играют в футбол, и дети видят, что все вместе и всем радостно. Потом эти дети и молодежь помогают взрослым с работой над чисткой храма и церковного участка.

В заключение разрешите сказать несколько слов об одиночестве православной молодежи. Как известно, наши приходы немногочисленны и нередко молодежь себя чувствует одинокой. Этой зимой ряд приходов Канадской епархии впервые устроил т.н. «мини-съезд», т.е. межприходскую встречу молодежи. Обычно наша молодежь ездит на большие Свято-Германовские съезды, но мы решили устроить съезд шести приходов, находящихся на расстоянии 500 километров друг от друга. Собралась молодежь в красивом местечке на север от г. Монреаля. Там имеется храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Несмотря на то, что съезд длился всего лишь три дня, он прошел с большим успехом. Молодежь участвовала в зимних играх, были беседы с духовенством и богослужения. Все остались очень довольны и хотят, чтобы такие «мини-съезды» устраивались регулярно. Такого рода общение очень много дает молодежи. Это также увеличивает шансы на то, что православные повенчаются с православными.

Современная техника может также помочь в преодолении одиночества. Благодаря электронной почте можно быть в постоянном контакте с другой православной молодежью.

И последнее - христианство есть крестоношение. И одиночество может быть частью этого крестоношения. Мы должны помогать молодежи не столько избавляться от этого крестоношения, а помогать ей нести свой крест и понять, что это часть христианства. Если они это поймут, поймут, что это их подвиг, тогда они будут делать усилие. «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».

Протоиерей Владимир МОРИН

«Это папина жена», — представляет меня наша старшая дочь своим знакомым на выпускном в школе. «Наташа», — я протягиваю руку в знак приветствия. Мачеха изначально в проигрышной позиции. Злобная, жадная, любящая только собственных детей, — такой образ сформировался в фильмах и мультиках. И никому не интересно, как живётся самой мачехе. Три года назад я ей стала . Детям было 11 и 15 лет.

За три года, которые я знаю детей, они задавали мне много сложных вопросов и подняли столько же важных тем. Я училась отвечать на их прямые вопросы, в первую очередь отвечая на них самой себе.

«Вы с папой навсегда?», «Вы с папой так часто ругаетесь. Зачем ты вообще за него вышла замуж?», «Ты рада, что мы у папы есть?».

Я поняла, что дети обнажают наши самые большие страхи и запрятанные поглубже драмы. Иногда от этих вопросов становится сложно и больно.

И первой реакцией может стать крик и озлобленность. Я шла к психологу и разбиралась в себе. Квинтэссенцией этих исканий стала книга «Детям о важном. Как говорить с детьми».

Неловкие ситуации

Дети значительно усложнили мою жизнь, и в то же время сделали её проще, понятнее и глубже. Когда ты мачеха, а мамы нет, вокруг постоянно возникают неловкие ситуации.

В первый раз это случилось, когда я записывала нас со старшей дочерью на массаж. И тут меня спросили дату её рождения. Это была наша шестая встреча, и я просто не знала.

Я зависла, девушка на ресепшн смотрела с непониманием и повторила вопрос. Я что-то невнятно пробурчала и выбежала на улицу. Могла придумать или пошутить, но я растерялась.

Постоянно приходилось решать: что сейчас нужно сказать?

Когда официант в ресторане говорит: «Старшая — вылитая папа, а младшая так похожа на вас» или кассир в магазине отправляет ребёнка в примерочную: «Иди с мамой» . Логично было бы промолчать. Но согласен ли с этим ребёнок?

Когда записывала годовалую дочь в детский сад, в строке «количество детей» уверенно поставила цифру три. А через пару дней получаю смс, в котором старший ребёнок деликатно просит меня не забывать, что я — не мама.

Или когда в присутствии детей кто-то из взрослых пытается сосчитать, когда я родила старшую, если мне 35 лет, а ей 18.



«Знаешь, почему в подростковом возрасте возникают сложности между детьми и родителями?»

В очередной раз обсуждаю с Лолой (средней дочерью) необходимость участия в домашних делах. Я впервые назвала себя родителем в отношении неё, и всё сжалась внутри. Ведь «родитель» от слова «родить». Только спустя три года я перестала сжиматься.

«Ты обидела свою маму?» — говорит Лола Мире, нашей общей с мужем дочери.

Она всегда добавляет слово «твоя» или «своя». «Иди к своей маме», «где твоя мама», «твоя мама пришла». Это не злость, не неприязнь — это непонимание, как нужно.

Когда дети не знают, как себя вести

Мира приносит из сада открытку с отпечатанной краской ладошкой. На ней воспитательница красиво написала «С праздником, мамочка». «С Днём матери», — говорит Лола и смотрит куда-то вдаль.

В этот день она не знает, как себя вести. Должна она что-то или нет? Она живёт без мамы почти всю жизнь и не отмечает этот праздник. Ей явно некомфортно.

Я смогла вернуться к этой теме только через два дня. Договорились, что когда она говорит Мире «мама», она не имеет в виду, что их мама я, так что можно просто выкинуть слово «твоя».

И да, можно не поздравлять меня с Днём матери, я не обижусь, и что они всё равно мои дети, пусть я и не их мама.



За 3 года стала дважды мачехой

Относительность жизни становится очевидной, когда ты неожиданно меняешь роль, как произошло в моём случае. Ещё три года назад я была вечно молодой, свободной, бездетной, распоряжалась своим временем, как хочу. За три года я стала женой, мамой и дважды мачехой.

Понятие свободы, возраста, своего или чужого дома, независимости и даже маленьких радостей жизни — всё меняется.

В классическом варианте мужчина и женщина полюбили друг друга, у них появился ребёнок или они взяли ребёнка из детского дома. Они установливают свои правила.

Когда ты приходишь в дом, где живёт взрослый человек и его взрослые дети, ты вынужден подстраиваться под их правила. Ведь любые нововведения встречают сопротивление со всех сторон.

Место, где ничего нельзя трогать

Как выглядит дом, в котором интерьером на протяжении десяти лет занимался мужчина? Он работает 17 часов в день, а в выходные развлекает детей.

Мне хотелось поменять чашки, тарелки, переложить ножи и купить новый диван. Но абсолютно всё попадало под категорию «наши воспоминания», а значит, менять их нельзя. И это не воспоминания о маме, как может показаться, — это просто вещи, которые просто нельзя трогать.



Боялась идти наперекор детям

В советской системе ценностей дети, как правило, не имеют права слова. Они идут в ресторан, который для ужина выбирают родители.

У нас было по-другому. Существовал общий чат, в котором обсуждали все решения. Я откровенно сходила от этого с ума.

Если я хотела в индийский ресторан, то дети обязательно хотели в китайский. Их большинство, и я просто соглашалась.

Я не настаивала: я очень боялась быть мачехой . За ужином мы обсуждали только дела в школе, а вечером все вместе смотрели кино.

Уводить мужа в другую комнату, чтобы побыть вдвоём, означало бы — забирать у детей. Это были отношения семьи, где места паре нет.

Настаивать на своих желаниях — идти наперекор детям. Менять чашки — разрушать их воспоминания. Я злилась, сидела часами на лавочке в соседнем дворе, жалела себя и ходила по два раза в неделю к психологу. Мне кажется, мы все тогда сильно злились.



Когда рождается родная дочь...

Через два месяца после моего переезда родилась Мира, и меня охватила паника. А если не любят, а если мешает, а если думают, что люблю её больше. В самом начале я задала психологу вопрос, как сделать так, чтобы дети не чувствовали себя неродными.

«Обнимайте и целуйте их одинаковое количество раз в день. Одного поцеловала 10 раз, второго тоже поцелуйте 10», — сказала терапевт.

Это просто, когда дети маленькие. Но когда им 12 и 16, их приходится выцарапывать из компании друзей и находить окно в плохом настроении, чтобы хотя бы раз поцеловать.

Подростка ты вообще почти не видишь: он либо не дома, либо сидит в своей комнате, либо демонстративно злится на весь мир у тебя на глазах, либо устраивает истерики. И это норма возраста — мы все были такими.

Отдельная задача — стать значимым взрослым. Дети привыкли воспринимать взрослым, к которому нужно прислушиваться, только папу

Как только он выходил из дома, возникало ощущение «Кот из дома, мыши в пляс». Вещи разлетались по комнатам, гремела музыка, везде стояли чашки из-под сока.

За полчаса до возвращения папы с работы они начинали носиться по квартире, распихивать всё по местам, разбирать посудомойку, стиральную машину и бежать выносить мусор. Когда терпение подпирало подбородок, я пыталась договориться.

«Лола, разбери, пожалуйста, посудомойку», но Лола отводила взгляд: «Я устала». «Лола, убери, пожалуйста, со стола». «Почему я должна убирать, если все ели», — отвечала она.



Папа решает все

Девочки спрашивали папу, можно ли, чтобы домой пришли подруги. А я узнавала об этом, когда открывалась дверь и вламывались пять шумных подростков.

Роль мачехи априори проигрышная в сравнении с мамой. Тебя начинает кидать из одного состояния в другое.

Сначала ты хочешь стать им самым близким человеком, помочь во всем разобраться . Ты, как наседка, хочешь их спрятать под свое крыло и рыдаешь над их детскими фото. Они тоже не слезают с твоей кровати, требуют внимания, говорят по три часа. Они открывают дверь в ванну, когда ты там закрылась на замок, и могут по 30 минут «висеть над душой», когда ты говоришь по телефону, постоянно спрашивая «Ну когда? Когда ты закончишь?».

Я пыталась понять: это откровенность, доверие или нарушение моих границ? Они меня любят или испытывают?

В какой-то момент они начинают раздражать своим поведением. Ты начинаешь испытывать чувство вины, потому что сама в себе чувствуешь мачеху. То, как их воспитывает муж, перестаёт совпадать с твоим представлением.

Ты не понимаешь, до какой степени они «наши дети» и где твои права родителя начинают действовать.

Тебе кажется, что ты не можешь ругать

Но и защищать не можешь. Твоя роль всегда второстепенная, хотя времени с ними ты проводишь в разы больше, чем муж: мой декрет совпал с их каникулами, да и школа заканчивается в два часа дня.

Мне в моём статусе мачехи приходилось себя останавливать, потому что любой негатив в сторону ребёнка воспринимался остро. Папа занимал позицию защитника и проверял на хорошее отношение к ребёнку.

Для детей ты в целом чужой человек, который неизвестно на сколько времени в этом доме задержится.

После каждой ссоры с мужем Лола меня спрашивала:

«Ты теперь уедешь в Москву?».

Вообще взаимоотношения детей и мачехи находятся в постоянной эволюции. Вы мечетесь от иллюзий к разочарованиям и опять к иллюзиям. Это какие-то американские горки.



Однажды Лола спросила меня:

«Можно ко мне придёт Альба?» .

Это был первый вопрос-разрешение, обращённый лично ко мне. А потом было много таких моментов, которые я запоминаю.

И здесь удивительно то, что с приёмными детьми многое работает так же, как со своими. У вас есть свои особенные и свои сложные моменты.

Я помню, как Мира впервые меня обняла. Но я так же помню, как Лола впервые положила мне на плечо голову. Я помню, как Лола прошла мимо, когда я делала кофе, и поцеловала меня в руку. И как мы сидели со старшей дочерью Жасмин на лестничной площадке два часа и обсуждали её проблемы.

Когда они сводят меня с ума, уровень моей злости на Жасмин, Лолу и Миру примерно одинаковый. Но так же быстро эта злость сменяется теплотой.

В ребенке надо видеть своего

Однажды я общалась с женщиной, которая усыновила 13 детей. Она сказала золотые слова:

«Ребёнка надо просто сразу принимать, видеть в нём своего. Если вы этого не сделаете, сам по себе он своим не станет».

Мне хотелось бы заглянуть на семь-восемь лет назад, увидеть их маленькими, понюхать их макушки. Но так же сильно я хочу увидеть их через 10 лет, послушать их мысли, посмотреть на их жизнь.

Сейчас мне кажется, что быть мамой или мачехой — значения не имеет. В любом варианте получаешь всю радугу впечатлений, которую можно получить в роли родителя.