Как не надо воспитывать ребенка. Мультфильмы и другие помощники в воспитании. Как воспитать гармоничную, сильную и счастливую личность

Первое правило воспитания гласит: родитель, который считает себя несчастным человеком, никогда не сможет сделать счастливым своего ребенка, как бы ни старался. Он будет штудировать психологическую литературу, задаривать чадо подарками, нанимать самых лучших учителей или устраивать спартанские условия выживания, но все это окажется безрезультатным, а горе-родитель так и не приподнимет завесу над тайной как правильно воспитывать детей. Потому что у дерева лечат корни, а не плоды, то есть начинать нужно с себя.

Часто задаваемые вопросы о правильном воспитании

У меня как раз все хорошо! Проблемы у ребенка

Если вы чувствуете себя нереализованным, если живете жизнью, которой не хотели бы пожелать своему ребенку, то какой там хорошо? Очень часто психологам приходится сталкиваться с ситуацией, где родители подавляют своего ребенка, заставляя быть лучше, бежать впереди паровоза и постоянно совершенствовать свои способности. Казалось бы, что плохого? Это пригодится ему в будущем. На самом деле, как только чаду стукнет восемнадцать, натянутая пружина лопнет и поведет его в обратную сторону. Потому что он сам должен прийти к желанию расти над собой, а не стараться, потому что папа всыплет ремня.

Хорошо, вы скажете: «А как быть с семьями, где один ребенок – умница, спортсмен и медалист, а другой – конченный неудачник? Воспитание-то одно!» А дело в том, что второму нужно было больше любви, но родители этого не заметили. Ведь каждый ребенок – личность, у каждого и наклонности, свой характер. Важно разглядеть это, вовремя поддержать и направить. Не просто следить, чтобы был накормлен и в 9-ть ложился спать, но воспитывать.

А как же школа? Мы все перепробовали, но он все равно отстает

Проблема школы в том, что она делает акцент на математике и литературе вместо практических навыков, которые реально пригодись бы детям в жизни. Рассудите сами, что поможет вашему чаду больше: знание Шекспира, тригонометрических уравнений или же умение выстраивать отношения со сверстниками, правильно себя презентовать, самостоятельно решать проблемы и распределять время? Чтобы добиться успехов в жизни, больших мозгов не нужно, важно знать свои сильные стороны и уметь их правильно подать, найти своего «покупателя».

А теперь посмотрите на школьную систему. Ребенок зациклен на оценках, пытается осилить программу, которая давно превышает его возможности, но не знает самого себя, своих желаний и жизненных законов. Он выйдет из школы напичканный самой разнообразно и, в сущности, бесполезной информацией, совершенно не зная, как теперь жить. И в этом подвох! Родителям нужно не за двойки ругать, но искать таланты в маленьком человеке, вдохновлять его на их развитие.

Ну а если совсем от рук отбился, теперь и наказывать нельзя?

Наказывать детей можно и порой даже необходимо, только разделяя личность ребенка и плохой поступок, им совершенный. Например, он дал вам слово убраться в доме и выучить уроки к вашему приходу, однако ничего из этого не сделал, увлекшись игрой в Xbox. В этот момент важно сохранить самообладание, чтобы не накинуться на него с подзатыльниками и не орать благим матом, мол, не вырастет из него ничего путного. Просто подходите и с улыбкой забираете любимую игрушку (Xbox, мобильный телефон, планшет), не забывая сказать: «Я тебя люблю, но наш договор ты не выполнил, потому это я конфискую». Без истерик и оскорблений личности.

Кстати, не стоит использовать как предмет манипуляций карманные деньги. Не нужно контролировать, на что и куда он их спускает, это его личное дело. Почему? Во-первых, он должен учиться уже с детства распоряжаться своими финансами, это поможет ему в будущем. Во-вторых, успеваемость и поведение ребенка не должны зависеть от ваших выплат. Интерес к учебе и труду должен идти изнутри, а не потому, что вы за это платите.

Почему нельзя опекать ребенка?

Да, у многих родителей есть и такая идея фикс: уберечь свое дитя от всех проблем и забот этого мира, пока они живы. Как это происходит? Они берут жизнь ребенка под свой контроль, указывая, как ему думать, одеваться, с кем общаться, чем заниматься и как жить. Излишне опекающие родители навязывают ребенку собственный жизненный сценарий и амбиции, лишая своего «я», продавливают малыша своим авторитетом.

Как результат – человек вырастает инфантильным и не умеет самостоятельно принимать решения, решать проблемы. Именно такие дети впоследствии легче всего попадают под дурное влияние плохих компаний, ведь их не научили думать своей головой, им не доверяли, с их мнением не считались. И теперь ребенок пошел искать то, чего ему не додали…

Меньше критики и больше любви

Дети развиваются, копируя поведение своих родителей. Какой смысл запрещать им совершать поступки, которые вы сами систематически повторяете? «Не матерись!» - говорит родитель, а сам ругается как сапожник. «Пить вредно», - учит жизни отец-алкоголик. «Хватит лениться, взялся бы за учебу», - вычитывает мать сына, лежа на диване с пивом, пока бабушка несет на плечах семейные заботы. И кто потом вырастет? Детей не надо учить, как жить, показывайте им собственный пример. Не помогает? Ищите причину, что-то вы делаете не так.

Поменьше критики, не оскорбляйте его личность, но анализируйте поступки. Не «дурак и бездарь», а «твой поступок был нелогичен». Не «в кого ты такой непутевый родился», но «давай покажу, как надо».

Хорошие родители всегда действуют в интересах своего ребенка, даже наказывая его или отказывая в чем-либо, решая вопрос как правильно воспитывать детей на уровне интуиции. Ребенок должен ощущать, что любим, что его окружают зрелые, сильные и добрые люди, которые на его стороне, что бы ни случилось. Только тогда он вырастет на зависть всем другим, он станет счастливым!

Главным правилом как воспитать ребенка остается комбинация 2 действий: уважать и любить . Родители должны помнить, что в свете всех методик воспитания нет идеальных, но общие советы учитывать нужно.

При этом мамам и папам, бабушкам и дедушкам надо придерживаться рассудка и не забывать о своих интересах. Дети – цветы жизни, но нуждаются в выспавшихся и отдохнувших «садовниках» с крепкой нервной системой.

Воспитание: да здравствует система?

Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.

После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.

О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.

1. Азиатская система.

Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.

2. Методика Никитиных.

Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.

3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.

Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.

4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.

Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.

5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.

Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.

Перед тем как воспитать послушного ребенка, важно учесть: даже самые непоседливые малыши могут быть воспитанными. Другое дело, что егоза не всегда удобен родителям. Но вины его в этом нет. Существует теория о гиперактивности, о поколении «зет», думающем и смотрящем на мир иначе, чем взрослые. Но нормы общественного поведения, послушания, уважения к другим им вполне могут быть привиты.

Разные системы воспитания детей дают мудрые советы, которые с легкостью заимствуются и внедряются. Если родителям сложно, можно насильно заставлять себя выполнять постулаты в течение 21 дня. Именно столько времени формируется привычка. Дальше и дети, и взрослые будут жить по установленным правилам.

  • Современное воспитание детей требует придерживаться определенного графика. Не поминутного, конечно. Но время ночного и дневного отдыха должно быть регламентированным. Полноценный сон – залог здоровья и нормального развития.
  • Обязательно проведение времени с родителями. Лучше заниматься с сыном или дочерью систематически. Пусть это будут 20 минут в день чтения любимой литературы (причем и маминой тоже, но с выражением), лепка из теста (пусть и приготовление вареников) или хенд-мейд, когда маленький внук, нехотя, порвал бабушкины бусы, и вместе с мамой собирает их заново.
  • Право выбора. Самостоятельно малышу не стоит давать планировать свой день, если ему 2 года. И выбор блюд и одежды для прогулки прохладным днем лучше не доводить до предела. Не хочет одеваться вообще? А если предложить ему на выбор теплую красную кофту или шерстяной синий свитер? Кроха почувствует себя самостоятельным, но в рамках, установленных мамой.
  • Секреты воспитания детей базируются на образе родителей. Можно повторять о том, что плохо смотреть телевизор во время еды, а самим приемы пищи сопровождать любимыми сериалами. Что выберет сын или дочь: совет мамы или пример?
  • Говорить детям правду. Не обманывать, не откладывать разговор, а говорить, как есть, но в щадящей форме. О появлении детей 5-летнему сыну можно сказать, что они рождаются у взрослой любящей пары после обмена физиологическими жидкостями. Но в 11 лет разговор должен быть более содержательным. Только без называния половых органов нецензурными или уменьшительно-ласкательными словами.
  • Говорить малышу, что его любят. Просто так, а не за красивую поделку или высокую оценку по математике.
  • Правила воспитания ребенка не мыслимы без общения. Родителям придется запастись терпением и стать живым «радио». Особенно сложно тем, кто работает в сфере общения с людьми, но ради своих наследников стоит это взять на заметку.

Нужно сопровождать все действия словами: почему на улице бывает темно или светло, птицы улетают на юг, деревья нужно обрезать, а собак выгуливать. Не нужно бояться брать малыша с собой везде – в магазин, на дачу, на генеральную уборку дома. Пусть растет и все видит сам, а не получает информацию только из гаджетов.

Не пряником едины

Метод кнута тоже должен быть в педагогике, как надо воспитывать детей отлично знают представители старшего поколения и Антона Макаренко. Но на сегодняшнее подрастающее поколение радикальные методы воспитания не действуют, даже наоборот.

Поднять руку на девочку – значит, сделать ее потенциальной грушей для битья будущими мужем. Но наказывать и ограничивать малышей и подростков стоит.

Доктор Комаровский утверждает, что дети должны знать слово «нет». Но оно должно быть категоричным, а не временным. Нет – значит, нет. Нельзя лезть в розетку бабушкиными спицами: ни сегодня, ни в пятницу, ни чуть-чуть, ни после ужина.

Этой системы обязаны придерживаться все члены семьи. Но таких «нет» должно быть немного, только в случае опасности для жизни наследника или кого-то еще. Драгоценные вещи, книги, документы просто убираются в замыкающийся шкаф, или переставляются наверх.

Главное в воспитании ребенка до 2-3 лет – переключение внимания. Нельзя что-то трогать, но оно явно бросается в глаза малышу? Тогда мама дает ему что-то, что представит для него живой интерес и заставит забыть о том, что нельзя.

Также особенности воспитания детей отражаются на речи родителей. Нельзя говорить «ты плохой». Наоборот: «Ты хороший, но поступок меня расстроил».

И тут же пора учить кроху, что другие дети тоже хорошие. Каждый – лучший для своих родителей, но других детей надо уважать, нельзя бить, забирать игрушки, брать без спроса. Смоделировать ситуацию можно во время игры с куклами, роботами, плюшевыми игрушками. Так, в возрасте до 4-5 лет, быстрее усваивается информация.

Воспитание детей даже младшего возраста может содержать наказание. Достаточно изъять на время любимую игрушку, гаджет, или посадить на стул для размышлений. Родители остынут, а маленький виновник придет к выводам, что так нельзя.

Важно! Перед тем как воспитать непослушного ребенка, задаться вопросом: Почему он так себя ведет? Старается привлечь внимание уставшей на работе мамы? Сказывается нарушение графика отдыха? Недостаток витаминов, в частности железа, или переходный возраст, кризис?

Нужно обнять, поговорить по душам, если сын или дочь маленькие, пронаблюдать за ними. Бунт на корабле часто связывают с внутренним недовольством малыша.

Когда начать, чтоб не было поздно

Советы по воспитанию детей потому и называются советами, что они носят рекомендательный характер. Не более. Но общая система взглядов на домашнюю педагогику должна быть: для того, чтобы семья жила спокойно и развивалась.

С самого начала родители должны учитывать: они – главные в воспитании. Бабушки и дедушки играют вторую скрипку, поэтому последнее слово всегда за матерью с отцом. Важно и воспитание обоих родителей. Если в семье нет мамы или папы, их роль пусть возьмут на себя бабушка или дедушка, тетя или дядя. Малыш должен видеть воспитание во всех гендерных аспектах.

Задумываясь, с какого возраста нужно воспитывать ребенка, родители сами себе ответят: с рождения.

1. До года это полное восприятие мира через маму, введение системы «можно – нельзя», привитие интереса к музыке и сказкам с добрыми сюжетами.

2. До 3-4 лет – это включение в игру с наследником, приобщение к домашним делам.

Если все идет правильно, ребенок приходит к таким родителям за советом и во взрослой жизни, умеет быть благодарным и счастливым. Но он всегда хочет видеть и маму с папой здоровыми и улыбающимися. Для этого помнят: надо уделять время и себе, своим примером показывая, что и как нужно делать.

А когда с непоседами совсем сложно и опускаются руки, нужно вспомнить фразу американской юмористки Эрмы Бомбек: дети больше всего нуждаются в любви, когда меньше всего на это заслуживают. После этого можно обнять ребенка и помолчать. Решение в ситуации родится само собой, ведь его начало – неоспоримые и вечное: родительская любовь.

Тем, кто желает узнать, как правильно воспитать ребенка, психологи рекомендуют обратить внимание на следующие моменты.

Чтобы ребенок рос и развивался правильно, родителям нужно создать для этого благоприятные условия. Уточним, о чём идет речь.

  1. Для правильного развития ребенку жизненно необходимы любовь и забота родителей. Когда он их не ощущает, создается почва для возникновения большого количества проблем. Речь идет не только об отклонениях в поведении. Вполне реально появление проблем со здоровьем.
  2. Иногда бывает так, что родители любят ребенка, но он этого не ощущает. Поэтому демонстрируйте детям свою любовь: говорите им о своих чувствах, обнимайте и целуйте их, другими способами проявляйте свою любовь.
  3. Ребенок должен чувствовать, что любовь родителей безусловна. Это значит, что мама и папа будут любить его, несмотря ни на что. Какой бы проступок ребенок не совершил, в какой бы ситуации не оказался, родители никогда его не разлюбят, всегда придут на помощь.
  4. Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками: полного, невнимательного, гиперактивного и т. д. Некоторые родители начинают подгонять ребенка под свой идеал. И если это не получается, испытывают разочарование. Ребенок чувствует ваше неодобрение, ощущает, что в него не верят, что он не оправдал ожиданий. От этого страдает его самооценка, что, опять же, нередко приводит к проблемам.
  5. Поддерживайте своего ребенка, когда это необходимо. И малыш, и подросток должны ощущать, что в сложной ситуации им есть к кому обратиться за помощью и советом, что они не окажутся один на один со своей бедой. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, под защитой родителей.
  6. Не пугайте ребенка страшилками. К примеру, если вы говорите малышу, что в случае плохого поведения придет баба-яга и утащит его в лес, то ребенок это понимает так: во-первых, страшная старуха может проникнуть в квартиру в любой момент, во-вторых, родители позволят бабе-яге утащить его в своё логово. Значит, доверять родителям нельзя, они не защитят. Ребенок больше не чувствует себя в безопасности.
  7. Интересуйтесь жизнью ребенка. Разговаривайте с ним на разные темы, а не только на те, которые интересны вам. Почаще проводите время вместе, занимаясь обоюдно приятными вещами. Совместный досуг, наполненный приятными эмоциями, способствует возникновению дружеского общения между родителями и детьми.
  8. Уважайте ребенка. С уважением выслушивайте его мнение по тому или иному вопросу, не отмахивайтесь от него («мал еще мне советовать», «не умничай»). Хвалите ребенка за пусть даже маленькие достижения и успехи. А то некоторые родители живут по принципу «похвалы не дождёшься, а наругать — всегда пожалуйста». Как в таких условиях у ребенка сможет сформироваться хорошая самооценка? Не обижайте ребенка несправедливыми словами и поступками. Не применяйте в отношении него физическую силу. Не кричите на него.
  9. Если вы хотите научить ребенка чему-либо, то возьмите на вооружение такую особенность внимания: то, что нам интересно, запоминается само собой, без усилий. Вам не придется вдалбливать в ребенка необходимые знания и умения, если вы сделаете свои занятия интересными для малыша.
  10. Не злоупотребляйте нотациями. Они скучны и неинтересны ребенку. Лучше покажите хороший пример. Дети берут за образец поведение родителей. Например, сын будет представлять жизнь мужчины так, как устроена жизнь его отца. Если папа после работы валяется на диване, ничего не делает по дому, время от времени возвращается домой навеселе, то ребенок будет считать такое поведение нормой и в будущем, скорей всего, будет вести себя также.
  11. Занимайтесь самообразованием в сфере детской психологии, например, читайте литературу для родителей, написанную для них психологами. Тогда вы не только вовремя заметите и исправите свои ошибки, но и, на будущее, ознакомитесь с перечнем возможных проблем и заранее будете знать о способах их решения. Рекомендую к прочтению книги для родителей, написанные психологом Екатериной Мурашовой. Они читаются легко и интересно, содержат много полезной информации. Если вы столкнулись с трудностями в воспитании ребенка, то, скорей всего, именно в этих книгах найдёте ответы на свои вопросы. Автор описывает самые частые проблемы, с которыми родители обращаются к психологам, и дает рекомендации по их преодолению. Также Екатерина Мурашова пишет книги для детей.
  12. В сложных ситуациях, а также в тех случаях, когда своих знаний недостаточно, нужно обращаться к соответствующему специалисту: психологу, психотерапевту, психиатру, психоневрологу и т. д. Психолог – это понятно, но при чём здесь врачи? При том, что проблемы в поведении ребенка иногда являются симптомами психических и неврологических заболеваний. Бывает, что родители оттягивают визит к врачу из-за своих страхов и опасений. Это неправильно. Болезнь сама собой не рассосется, а вот усугубиться может. В любом случае, врага (в данном случае болезнь) нужно знать в лицо. Чем раньше ребенок получит помощь специалиста, тем лучше.

Каждый родитель должен осознавать степень своей ответственности в важном деле воспитания детей. С ребенком нужно общаться аккуратно, так как каждое слово и действие родителя имеют значение. Они могут не только негативно сказаться на развитии ребенка сегодня, но и иметь неприятные последствия в будущем, во взрослой жизни.

В воспитании сыновей и дочерей существуют некоторые различия. Если тема вам интересна, прочтите статью . Мамам тоже стоит почитать. Хоть статья и написана для пап, но многими советами могут воспользоваться и мамы.

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда .

Комментарии

    Елена (платная консультация) :

    Здравствуйте! Почитала статьи на Вашем сайте и послушала ролики о недолюбленных детях. Страшно… Потому что у меня дочь, 15 лет. Десять лет с 4-х до 14 воспитывалась с няней. Теперь я стала ощущать, насколько мы с мужем далеки он нее, а она от нас. Недопонимание и взаимные упреки у нас случаются чаще чем могло быть. Как преодолеть эту пропасть, которая растет между нами с каждым днем? Может быть еще не поздно.

    Елена Лосткова :

    Здравствуйте, Елена. Да, ситуация у Вас непростая. Но никогда не поздно что-то изменить. Дайте ей свою любовь, внимание и уважение хотя бы сейчас. Пусть она впитает их столько, сколько сможет. Пусть в Вашем с дочерью общении будет как можно меньше отрицательных моментов и как можно больше положительных. Разговаривайте с дочерью на интересные ей темы (но не нарушайте установленных ею границ, не лезьте туда, куда она не хочет Вас пускать). Поддерживайте её, когда ей это нужно (например, поссорилась с подругой, боится экзаменов и т. д.). Поддержка родителей очень важна для любого ребенка. Без этой поддержки он не чувствует себя защищенным. Хвалите её за маленькие и большие достижения (не игнорируйте их, словно так и должно быть). Хвалите иногда и просто так («какая ты у меня красивая девочка!» и т. д.). Это необходимо для того, чтобы у ребенка формировалась нормальная самооценка. Замечания делайте аккуратно, очень корректно, так, чтобы дочь чувствовала, что Вы хотите ей помочь, а не унизить её, оскорбить или показать свою власть над ней. Что касается обязанностей дочери, то старайтесь не заставлять её, а убеждайте в необходимости сделать так, как положено. В случае каких-то дочкиных неудач не употребляйте фразы типа «я тебе говорила, но ты сделала по-своему!». Это воспринимается ребенком как злорадство и лишний раз заставляет его сомневаться в Вашей любви к нему. Пусть общение с Вами по большей части доставляет дочери удовольствие, а не вызывает негатив. Вместе ходите в кино, по магазинам и т. д. Ориентируйтесь на те развлечения, которые интересны Вашей дочери. Насколько это возможно, общайтесь с дочерью по-дружески, как подруга с подругой. Болтайте с ней о приятных пустяках (о только что вместе просмотренном фильме, о совместном шопинге и т. д.). С уважением и интересом относитесь к её вкусам, увлечениям, взглядам, мыслям и т. д. Интересуйтесь её мнением по разным вопросам. Пусть у дочери не будет ощущения «мама всегда мной недовольна, что бы я ни сделала». Пусть у неё будет ощущение «мама любит и принимает меня такой, какая я есть», «мама всегда поддержит и поможет, что бы я ни натворила». Как-нибудь, когда Вы будете говорить с дочерью по душам, скажите ей, как сильно вы сожалеете о том, что раньше уделяли ей мало внимания. Будьте готовы к тому, что дочь выплеснет на Вас свои обиды. Не исключено, что это будет Вам неприятно. Выслушайте все её претензии, ничем не выдавая своего недовольства. Где нужно, признайте свою неправоту. Где нужно, объясните свою точку зрения на некоторые претензии (например, не пришла на школьный спектакль, потому что не отпустили на работе, сама была очень расстроена этим, обязательно бы пришла, если бы смогла, и т. д.). В завоевании любви своей дочери используйте маленькие приятные мелочи. Например, вкусняшки и тому подобные вещи, про которые можно сказать «мелочь, но приятно». Когда болеет, уделяйте ей больше внимания (чаёк с малиной, шипучие пакетики от простуды, опять же вкусняшки и т. д.). Болезнь – это хорошее время продемонстрировать свою заботу не на словах, а на деле. И конечно, как в детстве, пожалейте и приласкайте своего ребенка. Вывод: в общении с дочерью стремитесь к максимуму позитива и минимуму негатива.

    Елена Лосткова :

    Здравствуйте, Татьяна. Заранее прошу прощения, если неправильно поняла Вашу ситуацию или Ваш вопрос. Отвечаю так, как я поняла.
    Во-первых, нужно честно признаться себе, что характер ребёнка – это во многом результат Вашего воспитания. Трудные дети и подростки – это в большинстве своём дети, не получившие достаточно любви и внимания родителей. Они чувствуют себя беззащитными, никому не нужными и не интересными. Но внешне ничем не выдают своей уязвимости. Наоборот, учатся защищаться, давать отпор агрессорам (в том числе и родителям). Во всех сферах, где недовоспитали родители, ребёнок «заткнул дыру» тем, что было. Отсюда всякие перекосы в поведении. Кроме того, когда есть проблема недолюбленности, всё начинается с родителей. Сначала они отвергают ребёнка, затем ребёнок начинает отталкивать их (вплоть до полного разрыва отношений). Ребёнок может и не осознавать причины того, почему он так относится к родителям. Но подсознательно он мстит им за то, что когда-то они его отвергли.
    Во-вторых, при нормальном общении люди не стремятся обижать друг друга (разве что изредка). Если ребёнок Вам регулярно грубит и отговаривает, значит с Вашим общением не всё благополучно. Вспомните, как Вы общаетесь с людьми, на которых хотите произвести хорошее впечатление, с которыми хотите сохранить хорошее общение (например, с подругой). Вы подбираете слова, чтобы нечаянно не обидеть, используете дружелюбную интонацию, выбираете интересные собеседнику темы. К сожалению, с детьми многие родители общаются, как не самые лучшие начальники с подчинёнными. Такое общение не способствует хорошим отношениям. Стройте свои отношения с детьми на дружеской волне. Дайте им достаточно своих любви и внимания. При выборе совместных развлечений и тем для разговоров ориентируйтесь на интересы детей. Станьте другом своему ребёнку. Такая родительская стратегия имеет массу преимуществ. Родителю-другу не грубят, к его мнению прислушиваются. Если ребёнок Вас чем-то обидел, нужно всего лишь объяснить ему, что его слова или действия Вас сильно обижают. И ребёнок прислушается к Вашим словам. Ведь он сам стремится сохранить хорошее общение. Удачи Вам!

    Кристина :

    Здравствуйте, моей второй девочке 1,9 месяцев; она не разговаривает хотя и все понимает, произносит слов десять только, истерики постоянные, не знаю что делать, может это у неё такой характер и это перерастает, или ещё хуже будет. До года она была очень спокойная, сейчас не соседа ничего не боится, очень сложно ей что то объяснить, у нас очень много игрушек развивающих, стараюсь заниматься но ей почти ничего не интересно, это пройдёт или у нас проблемы? Старшая дочка старше на год, ей же напротив интересно абсолютно все, она в свои три года очень хорошо развита, много всего знает. Переживаю за младшую очень…

  • Маринка :

    Здравствуй. у меня две дочери старше 11лет младший 7лет почаще сорет. старше не уступает.иногда руки поднимают на друг другу.оба подходит камне и начинают плакт. Старше не любить поделится и капризная.как исправится сними саветвите пожалуйста ….

  • Маргарита (платная консультация) :

    Здравствуйте. Мне 21 год. Дочери 2 . Чувствую себя неопытной глупой мамой. Постоянно прислушиваюсь к чужим советам, но опасаюсь применять их на деле. В последнее время чувствую, что теряю контроль над ребенком. Дочь мной манипулирует, не слушается. Я постоянно в растерянном и утомленном состоянии. Подскажите, что делать?

  • Ната :

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста нам.сестренке 13 лет. неуправляемая становится, врет, грубит и мне и родителям. связалась с нехорошей компанией из класса, как быть? запрещать общаться? но ведь тогда она будет отшельницей в классе, а разрешать страшно, не знаешь чего ожидать. Стала врать, ходят на всякие стройки, по вышкам лазиют, а нам говорит что в парке с девочками гуляют. (узнали из ее переписок в интернете). а как быть с интернетом? Мне кажется вся агрессия из-за интернета. запрещать опять же жалко, не хочется чтобы она была хуже других, чтоб чувствовала себя обделенной. но помоему ничего хорошего нет от этого интернета. И еще один вопрос, у нас папа очень строгий и ничего не знает о ее проделках, нам просто страшновато как то ему говорить.Защищаем ее, не рассказываем.Чтобы не получила от него.это наверное неправильно?

  • Айка (платная консультация) :

    здравствуйте у я ребенку недавно показала фотки попрошаек и бобжей и прокоментировала что если он не будет учиться то будет таким, для того чтобы жить хорошо нужно хорошо учиться ему 8 лет. теперь переживаю правильно ли я сделала

    • Елена Лосткова :

      Здравствуйте, Айка. Хорошо, что Вы почувствовали сомнения в правильности своих действий в данной ситуации. Многим родителям это и в голову не приходит. Дело в том, что родители являются для ребенка значимыми взрослыми. Это значит, что он верит во всё, что они говорят. Слова и действия родителей откладываются в его подсознании. Поэтому можно сказать, что родители программируют будущее своего ребенка. Представляете, какое ужасное будущее Вы ему нарисовали? И не исключено, что он ощущает безвыходность ситуации. Многие дети хотели бы учиться лучше, да не знают, как это можно сделать. Это для взрослых всё просто: нужно поднажать на учёбу и проблема будет решена. А для ребёнка ситуация может казаться безвыходной. Хочет учиться лучше, но по какой-то причине не может. Вам нужно поговорить с ребёнком (по душам, по-хорошему, по-дружески) и постараться выяснить причину плохой успеваемости (или нежелания учиться). Может не ладит с учителем или со сверстниками. Или есть какая-то другая причина. Проблемы нужно выявить и ПОМОЧЬ ребёнку решить их (например, нанять репетитора, заниматься с ребенком самой и т. д.) Во время разговора с ребёнком предложите ему свою помощь, скажите, что если у него возникнут проблемы любого характера, чтобы он обращался к Вам. Что Вы всегда будете стараться ему помочь решить любую проблему. Это нам кажется, что об этом и говорить не нужно, это само собой разумеется. А на самом деле дети очень часто не рассказывают родителям о своих проблемах. И самостоятельно их решить не могут, так как некоторые из них даже взрослым не по зубам. Еще хочу сказать про будущее, которое мы рисуем перед своими детьми. Нельзя создавать такой его образ. Все люди делают только то, что «надо», то, что «правильно». А то, что интересно, то, что хочется, делать нельзя (такие люди оказываются на обочине жизни). Все «нормальные» люди не хотят, но через «не хочу» ходят в школу; в институте осваивают не ту специальность, которую хочется, а ту, которую «надо»; работают не на той работе, которая интересна, а на той, которую не любят, но которая приносит деньги. И ребёнку предоставляется возможность выбрать только из этих двух вариантов действий: «правильного» и «неправильного». От «правильного» повеситься хочется. А «неправильный» приводит к краху. Тяжёлый выбор, правда? Захочет ли ребёнок прожить такую жизнь? Знаете, чем может закончиться, если поставить ребенка перед таким выбором? Чувством безнадёги, безразличия к своему будущему, алкоголизмом, наркоманией, депрессией, суицидом, которые могут настигнуть ребёнка может и не прямо сейчас, но в подростковом или уже во взрослом возрасте. Ведь многие проблемы из детства мы перетаскиваем с собой во взрослую жизнь. Постарайтесь нарисовать перед ребёнком другую картину будущего: более привлекательную. Расскажите ему, что в жизни не только можно, но и нужно заниматься тем, что нравится, тем, что интересно. Нужно стараться жить так, чтобы получать от жизни удовольствие, исполнять свои желания, реализовать свои планы. Понятно, что не всегда получается так, как хочется, но не надо отказываться от тех возможностей порадовать себя, которые у Вас есть. Нужно жить полной жизнью, а не зажимать себя со всех сторон в тиски. Расскажите ребёнку, как приспособились к обстоятельствам другие люди. Например, в ситуации с работой. Как правильно, какую работу лучше выбрать: нелюбимую и неинтересную, но денежную? или интересную и любимую, но безденежную? Правильного ответа на этот вопрос вообще не существует. Выбор каждый человек делает для себя сам. Выбирает то, к чему больше лежит душа, что он сам считает более правильным для себя. Один предпочтет нелюбимую работу, чтобы зарабатывать хорошие деньги и тратить их на любимые увлечения (путешествия, рыбалку и т. д.). Другой выберет любимую работу, даже если благодаря ей придётся жить впроголодь. А третий вообще умудрится совместить приятное с полезным: выберет работу одновременно и интересную, и денежную. Главное, чтобы человек понимал, что у него есть такой выбор. Что всё зависит от него. Научите ребёнка получать удовольствие от жизни. Узнайте у него, чем он хотел бы заниматься, к чему у него лежит душа. И запишите его в соответствующую секцию, кружок, студию и т. д. И пусть даже Вам кажется, что данное занятие не соответствует его полу, не показывайте ему своих сомнений, поддерживайте его во всех его начинаниях и увлечениях: если хочет, пусть учится вышивать, вязать, готовить и т. д. Еще круче, когда родители своим примером показывают ребенку, как надо жить правильно. Например, мама работает менеджером, но всегда хотела заняться танцами. Мама записывается в студию танца, посещает занятия, получает от них удовольствие, а когда приходит домой, всем рассказывает о своих впечатлениях. Ребёнок видит модель поведения матери и старается подражать ей. Он с детства усваивает: если какое-то занятие нравится и интересно, значит иди и занимайся им; мечтай, строй планы и добивайся своих мечт. Кстати, бОльшего успеха в работе добиваются те люди, которые её любят. Потому что она им интересна, потому что они готовы заниматься ею и день, и ночь. Еще парочку слов о том эффекте, который может оказать любимое и интересное занятие в жизни ребенка. Гарантий, конечно, никаких нет, но есть вот какая связь. Ребёнок начинает заниматься любимым делом, в результате у него растёт самооценка. Последнее приводит к тому, что он начинает лучше учиться в школе и отношение сверстников к нему меняется в лучшую сторону. Вот как-то так. Удачи Вам!

  • Ольга (платная консультация) :

    Здравствуйте! Моей дочери 3 года. У меня такая проблема не знаю как быть и что делать? Уже 6 месяцев как ребёнок заикатся. А до этого говорила чисто и понятно. Водила к бабулькам лечила, испуг сливали. Но заикание так и не прошло. Песенки поёт, стишки читает чисто, а вот когда со мной начинает говорить,что-то рассказывает начинает заикаться. Постоянно закатывает мне истерики. Пока не добьётся своего не успакаевается. Что посоветуете?

    • Елена Лосткова :

      Здравствуйте, Ольга. Заикание – штука сложная. Не нужно пытаться вылечить его самостоятельно. Такие проблемы решают три специалиста: детский невролог (невропатолог), психолог и логопед. Все они важны. Желательно проконсультироваться у каждого из них. Непосредственно речью занимается логопед. Он проводит с ребенком занятия, во время которых малыш выполняет специально для него подобранные упражнения. Психолог работает с психологическими причинами возникновения заикания. Возможно, был испуг, возможно, родители что-то делают неправильно в плане воспитания и т. д. Как раз это и должен выяснить данный специалист, а затем уже он работает с конкретной проблемой. Третий специалист – это детский невролог. Заикание может быть вызвано не только психологическими причинами, но и неполадками со стороны нервной системы. Невролог – это врач. Если потребуется, он может подключить лекарственную терапию, может дать направление в отделение патологии речи в стационаре. Именно детский невролог должен руководить процессом лечения от заикания. А психолог и логопед должны помогать ему в этом (решать конкретные задачи в соответствии со своим профилем). Если хотите побольше узнать о проблеме, то вот Вам две ссылки. Статья про заикание:

Воспитание ребенка достаточно сложное дело. Каждый взрослый, не имеющий собственных детей и видящий на улице несправедливость по отношению к ним, думает, что сам он так никогда не поступил бы. Или думает, что его дети не будут такими, как этот невоспитанный юнец. К тому же, совершенно верным считается утверждение, что все зависит от родителей. Безусловно, родительский пример - это уже половина воспитательного процесса. Но и на генетическом уровне молодому поколению передается очень многое. В том числе, манера поведения.

Чтобы знать, необходимо оценить в первую очередь себя.

Психологи выделяют пять детей. Они распространяются практически на всех несовершеннолетних, независимо от их возраста.

Метод убеждения

Данный метод можно рекомендовать всем родителям, когда в их сознании только появляется вопрос - как правильно воспитать ребенка. Любому человеку приятно, когда с ним беседуют. Метод убеждения основан именно на беседе. Это ни в коем случае не нравоучение. Во время такой беседы люди разговаривают на «равных». Лучше всего, когда во время или после проступка ребенка, его мама или папа скажут: «Нам надо поговорить». Ни в коем случае нельзя использовать наставления или угрозы, беседа должна идти в плавном ритме, может быть подкреплена примерами из жизни (у взрослых всегда может найтись пример - если не из жизни, так из сказки). А вывод в конце разговора сможет сделать сам ребенок. Это будет его решение.

Метод подкрепления

Система воспитания детей обязательно должна быть построена с учетом этого метода. Именно в этом русле возможны похвала или порицание. Особенно эффективно этот метод работает в дошкольном и школьном возрасте. Каждому человеку приятно, когда его хвалят. Поэтому родителям необходимо замечать маленькие победы своего ребенка. Однако похвала не должна превращаться в восхваление. В некоторых случаях достаточно просто родительской улыбки или отцовского рукопожатия. Безусловно, необходимо в присутствии других людей (родных, друзей) рассказывать о победах ребенка. А последующие поступки малыша могут стать подтверждением тому, что родители точно знают, как правильно воспитывать детей.

Поступки, которые заслуживают порицания, ни в коем случае не следует выносить на суд посторонних. Наказание в каждом случае может быть разным: отказ в сладостях, в приобретении чего-либо и т.п.

Многие родители считают данный метод ответом на вопрос, как правильно воспитать ребенка.

Метод «непререкания»

Достаточно сложный метод в системе воспитания детей. Маленькие дети часто без всяких объяснений парируют: «Не хочу, не буду». В таком случае родительское терпение может творить чудеса.

Самое главное для родителей в этом случае помнить о том, как правильно воспитать ребенка, и знать, чего хочется добиться и от малыша.

На его «Не хочу» необходимо просто и твердо говорить: «Надо».

Например:

«Пойдем кушать кашу...» - «Не хочу!» - «Каша - это обязательный завтрак». - «Не буду!» - «После каши в твоем животике перестанет булькать, и он скажет тебе спасибо». - «Не хочу!» - «Надо кушать кашу». Ребенок в этот момент поймет, что данное действие неизбежно. И перестанет пререкаться.

Метод «раз, два, три»

Особенно маленькие дети хорошо включаются в этот метод. При действиях ребенка, которые ему не разрешены, родителю достаточно начать считать, перед этим предупредив малыша, чем ему грозит отказ от выполнения просьбы.

После «раз, два, три», если ребенок не прекращает свои действия, обязательно должно наступить наказание. В следующий раз, когда начнется счет, ребенок будет знать, что взрослый настроен решительно.

Метод физического наказания

Самый недостойный прием воспитания. Некоторые психологи считают, что им, как правило, пользуются ущербные взрослые. Они могут применить силу в отношении человека, который гораздо слабее. Данный метод ничего кроме агрессии и озлобленности вызвать не может.

Как правильно воспитать ребенка - решать каждому родителю самостоятельно.

Только у самых грамотных и умных взрослых получается воспитать себе друга. Это большое достижение. Но оно под силу каждому.

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку —

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова «нельзя» , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

«Важные мелочи» для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

«С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.»

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно «разбаловать» ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках — вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года — участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. телеграм-канал