Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. \ \ Роль семейного воспитания в формировании личности Требования в семье при воспитании ребенка

, Работа с родителями

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения огромна. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством взрослых ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

В общении с близкими формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, определяются отношения к людям, их делам и поступкам. Воспитание ребенка начинается в семье с самого раннего детства, с первых лет и даже месяцев жизни. Мать кормит малыша. Само присутствие, интонация речи, ласковые прикосновения оказывают на него влияние, вызывая радостное оживление, улыбку.

Для того чтобы семья успешно справилась со своими воспитательными задачами, нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия семейного воспитания. Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателей с семьей.

Одно из основных условий правильного семейного воспитания – это понимание родителями своей ответственности перед государством за воспитание детей. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, вырастет ли он настоящим тружеником и созидателем, честным и справедливым, великодушным и добрым, патриотом своей родины или эгоистом, замкнувшимся в узком кругу своих интересов.

Каждая мать и каждый отец любят своих детей и мечтают о счастье для них. Но родителям нужно объяснить, что этого недостаточно.

Воспитание детей – трудное и сложное дело, требующее от матери, отца и всех остальных членов семьи не только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступится своими личными интересами.

Некоторые молодые родители полностью перекладывают воспитание своего ребенка на уже слабые плечи бабушек, которые, излишне балуя и опекая своих внуков, наносят тем самым им вред. Такие дети, попадая в детский сад, труднее входят в коллектив, медленнее приобретают навыки самообслуживания.

Весь повседневный жизненный уклад семьи, обстановка, окружающая ребенка, вещи и отношение к ним взрослых воспитывают и формируют мировоззрение детей.

Ребенок не рождается с готовыми представлениями о том, что можно и чего нельзя делать, что хорошо и что плохо в его поведении. Разговоры являются примером для детей, источником подражания. Дети очень чутко воспринимают характер отношений окружающих их взрослых. Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношение к событиям и явлениям окружающей жизни они заимствуют, как правило, от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать свое поведение при детях.

Оценивать свои поступки ребенок тоже учится у близких, любимых им людей. Здесь важно всё, какими словами, и в каком тоне высказано родителями суждение, каким взглядом и действиями оно сопровождается.

Посоветуйте родителям чаще задумываться над тем, всегда ли их поведение может быть примером для подражания.

Большое влияние на развитие и воспитание ребенка оказывает речь окружающих его взрослых. От них он слышит и усваивает первые слова, с их помощью овладевает родной речью. Поэтому родители должны особенно тщательно следить за чистотой и выразительностью своей речи.

Следует напомнить родителям, что нельзя посвящать детей в существо ссор в семье, привлекать к выяснению отношений между родителями. Родители должны знать, что одним из непреложных условий успешного воспитания ребенка в семье является их авторитет.

Детей всегда интересует, чем занимаются родители, кем они работают. Они гордятся трудовыми успехами своих родителей. Восторженно отзываясь о хороших поступках родителей, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение как образец подражания.

Родители должны помнить, что всё их поведение находится под постоянным контролем ничего не пропускающих, внимательных глаз детей, с любопытством наблюдающих за ними.

Уважение к личности ребенка, понимание его интересов, стремление видеть в нем хоть и маленького, но всё-таки человека – необходимые условия для укрепления родительского авторитета.

Для того чтобы правильно разобраться в поведении детей, установить причину того или иного их проступка, родителям необходим определенный педагогический такт, внимательное отношение к событиям жизни ребенка, его стремлениям и привязанностям, настроению, состоянию здоровья. Иногда родители в своих взаимоотношениях с детьми не учитывают этого.

Очень важно уметь внимательно выслушать детей, правильно реагировать на их высказывания. Ведь ребенок, рассказывая родителям о чём-то своём, сокровенном, оказывает этим самым высшее доверие. Но, к сожалению, родители в таких случаях часто остаются безучастными либо стараются уклониться от разговора.

Ещё опаснее сразу выражать своё бурное возмущение, если даже поступок ребенка, о котором он рассказал, заслуживает порицания. Если поведение, о котором рассказал ребенок, необходимо осудить, это нужно сделать, но не обязательно тотчас же, а, может быть, через некоторое время и непременно в тактичной форме. Иначе он обидится, замкнется в себе, появится та скрытность в общении с родителями, которая может перейти в будущем в полную отчуждённость.

Некоторые родители объясняют причину недостаточного внимания к детям нехваткой времени, работой, хозяйственными заботами.

Важно также, чтобы родители поняли, что ребенок испытывает на себе влияние всех членов семьи, даже в тех случаях, когда кто-то как бы отстраняется от воспитания. Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребенок привыкает поступать правильно, у него вырабатывается навык оценивать ситуацию и характер своих поступков.

Очень важно, чтобы навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в семье, закреплялись в детском саду. Единые, согласованные требования семьи и детского сада – одно из условий правильного воспитания.

Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в детском саду и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой, игровой деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Особенностью воспитательно-образовательной системы, является единство целей и задач общественного и семейного воспитания.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ

Единство требований

в воспитании детей

дошкольного возраста

Октябрь 2009 год

Общественному воспитанию принадлежит в нашей стране ведущая и направляющая роль.

Ценно, что воспитание в детском саду осуществляется педагогами-специалистами на основе общей для всех детей и обязательной для воспитателя государственной программы, в специально организованных условиях, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям ребенка.

Детский сад « Росинка» работает по «Программе воспитание и обучение в детском саду». Это комплексная образовательная программа для детей дошкольного возраста, разработанная под ред. М.А. Васильевой. Эта программа основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи (охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе) конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада. Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома; строится по видам деятельности детей; имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами своих товарищей. В то же время воспитание в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться индивидуальность. Поэтому при организации занятий, игр, труда в процессе руководства повседневной деятельностью детей воспитатели заботятся о развитии интересов и склонностей каждого ребенка, различных форм его индивидуальной активности.

Все эти преимущества детского сада, особенности его работы хорошо понимают и ценят родители.

Дошкольная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты обеспечиваются в условиях содружества семейного и общественного воспитания. Н.К.Крупская подчеркивала: « Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным … создает замечательное поколение людей»

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей и стремится вырастить из них активных строителей и защитников своей Родины.

Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Единство в воспитании, осуществляемое детским садам и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями. Ребенку гораздо легче овладеть установленными, нормами, правилами.

Своевременное воспитание той или иной положительной привычки важно, как известно и потому, что она в свою очередь способствует образованию других хороших привычек.

Если же требования, предъявляемые детям в детском саду и семье, несогласованны, противоречивы, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется. В организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей, и это, естественно ведет к большому напряжению нервной системы, отрицательно влияет на его самочувствие, поведение. Подобные случаи бывают в тех семьях, в которых родители не придерживаются установленного для детей режима дня, не воспитывают у них трудолюбие и самостоятельность, организованность, начала дисциплинированности, ответственности, не приучают с уважением относиться к труду и занятиям других членов семьи.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив к всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольников и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.

Но одного хорошего примера недостаточно при воспитании. родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, читать, играть, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.

В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома, и за его пределами. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирование личности малыша.

Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.

Можно ли воспитать ребенка, не предъявляя к нему, его поведению никаких требований? Это вопрос далеко не праздный. Требования, их содержание, направленность во многом определяют степень «мягкости» и «жесткости» той или иной воспитательной системы. А воспитательные системы различны не только в конкретных семьях, но и у целых народов.

У каждого народа складывается своя система воспитательных требований, которые диктуют, в чем детей целесообразно ограничивать, а что им можно позволять. Проблема границ дозволенного всегда стояла перед родителями. До сих пор наука не располагает данными о четкой зависимости результатов воспитания от степени мягкости-жесткости отношения взрослых к детям. Например, для японской системы воспитания характерно мягкое, нетребовательное отношение к дошкольникам. Однако в школьном возрасте эта однобокость уравновешивается повышенной строгостью, требовательностью. Европейская модель воспитания несколько иная: в раннем возрасте воспитание достаточно регламентированно правилами, требованиями взрослых, но по мере взросления ребенка внешний контроль ослабляется.

В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию. Наиболее общим средством организации жизни ребенка в семье является режим, представляющий собой правильное распределение во времени основных жизненных процессов, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Выполнение режима - это прежде всего сохранение и укрепление нервной системы дошкольника, а следовательно, поддержание его в уравновешенном, спокойном и деятельном состоянии. Режим воспитывает в детях привычку к порядку, дисциплинированному поведению. Дети упражняются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности, требования взрослых.

В педагогическом требовании заключены две стороны: содержание, в котором находят отражение те или иные нормы поведения и морали, и способ осуществления - определенная форма выражения требования. Например: «Поиграл в кубики - сложи их в коробку», «Если тебе надо пройти, а в дверях кто-то стоит, попроси: «Разрешите, пожалуйста».

Побудительная сила требования зависит от его ясности, четкости формулировки. Малышам целесообразно «разложить» требования по действиям, показать отдельные из них. Благодаря такой методике у ребенка складывается образ предстоящей деятельности, необходимой формы поведения. По мере накопления ребенком опыта поведения, деятельности возможна обобщенная формулировка требования: «Артем, пора готовиться ко сну», «Олег, наведи порядок, пожалуйста, на своем столе».

Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития ребенка. В этом проявляется уважение к силам и возможностям ребенка, доверие к его личности. Родителям не следует делать за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушевлять» его на следующие достижения. Например, трехлетняя Настя умеет сама надевать кофточку, поэтому мама предлагает ей: «Кофточку надень сама, а пуговицы попробуем застегнуть вместе».

Следует помнить о разумности требований. Это значит, что ребенок должен понимать, что и для чего он делает. Кроме того, необходимо создать реальные условия для выполнения требований, указаний взрослых, обеспечить выполнение требований материальными средствами, причем важно, чтобы они подбирались с учетом сил и возможностей ребенка. Если, например, ребенку предложить взрослые столовые приборы, он нескоро научится есть с помощью ножа и вилки. Иногда дети не могут выполнить требования взрослых в силу того, что не владеют необходимыми навыками и умениями. Поэтому родители должны формировать у детей разнообразные умения и навыки с тем, чтобы последовательно повышать требовательность к их поведению, деятельности.

Требования достигают цели при условии, что они выполнены ребенком, доведены до конца (в том числе и с помощью родителей). И, напротив, дезорганизующее влияние на ребенка оказывают многочисленные требования, которые не согласованы взрослыми членами семьи и не обязательны для выполнения.

Для ребенка немаловажное значение имеет тон обращения к нему с требованиемю. Уместны ласковые, смягченные и сдержанные интонации, доля юмора и шутка, главное, чтобы ребенок чувствовал участие, заботу, интерес взрослого к своей личности. Требования в форме окрика, угрозы с раздражительными интонациями плохо воспринимаются ребенком и не вызывают у него желания слушаться взрослых.

На протяжении дошкольного детства происходит осознание требований взрослых, понимание их разумности, необходимости выполнения. Вследствие этого у детей пяти-шести лет можно увидеть зачаточные формы превращения внешних требований родителей во внутренние побудители поведения. Ребенок начинает понимать требования, выраженные в просьбе, совете, намеке, косвенном напоминании.

В воспитательных системах современных отечественных семей к требованиям относятся по-разному, что определяет и разную тактику воспитания. А.В Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер Безнравственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого воспитания - страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости плюс возможные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к таким результатам, возможно, они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

К максимуму требовательности в воспитании в свое время призывал А.С. Макаренко, но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия к ребенку. Требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату, освободить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но по сути диктат родителей и опека - явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательства - достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда - минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двух миров - родителей и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец «берегут» свой покой, занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Венгерские психологи Й. Раншбург и П. Поппер считают, что у ребенка выражена потребность в собственной компетентности, которая формируется по мере накопления жизненного опыта. Можно привести много доказательств тому, что ребенок достаточно рано хочет сам познавать мир, пробовать свои силы. Вот трехлетний малыш кинулся к ледяной дорожке: «Я хочу прокатиться!» Как поступает мама? Та, что опекает ребенка или диктует ему свою волю, скажет. «Нет, мал еще. Упадешь, разобьешь нос, будет больно...» Она пресекает желание ребенка быть активным, попробовать свои силы. В подобных случаях говорят об отрицательном стимулировании компетентности ребенка. Другая мама, которая понимает, что стремление ребенка к самостоятельности надо всячески поддерживать, скажет по-другому: «Ты сможешь, но я тебе помогу, дай мне руку». Подбадривание ребенка, разрешение что-либо выполнить характеризуют положительное стимулирование компетентности.

При отрицательном стимулировании родители высказывают опасения, отговаривают ребенка, внушают ему «ты не можешь!». Поднял ребенок сухую ветку - «выколешь глаз», подошел к луже -«упадешь!», взял чашку со стола, чтобы помочь бабушке убрать посуду, - «разобьешь!». Одним словом - бесконечные внушения словом и делом, что ребенок не компетентен. К чему это ведет? К ослаблению веры в свои силы, утверждению в отрицательном мнении о себе и своих способностях. Ребенок ориентируется на внешний контроль, а это ведет к боязни ответственности, к зависимости от ситуации, требований взрослых. Одним словом, вырастет человек, не уверенный в себе.

При положительном стимулировании детской компетентности ему, напротив, внушают, что у него все получится, что он все сумеет, тем самым укрепляют его веру в свои силы и возможности. Ребенок «растет» в собственных глазах. Ненавязчивая помощь родителей направлена на развитие у ребенка внутреннего контроля за своим поведением. А это, в свою очередь, благотворно для укрепления самостоятельности, становления ответственности. В совокупности все приемы положительного стимулирования компетентности ребенка помогут родителям воспитать личность, уверенную в себе.

Итак, задача родителей организовать жизнедеятельность детей не столько с помощью внешней регламентации, через предъявление требований, правил, а путем всемерной активизации у ребенка внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше.

Итак, что же вы, родители, должны (и чего не должны) делать, если хотите хорошо воспитывать ребёнка?

1.Любить своего ребёнка.

«Что же здесь особенного?» - подумает кто-то. «Все родители любят своих детей». Да, но следует помнить, что любовь эта должна быть бескорыстной. Легко проявлять любовь, если всё хорошо. А ведь дети не всегда ведут себя «хорошо». Они не слушаются, лгут, совершают проступки. Мы раздражаемся и огорчаемся. Хуже, если с этим раздражением угасает любовь к ребёнку. Но самое печальное, когда родители начинают меньше любить своего малыша, если тот, на их взгляд, оказывается «хуже» других детей.Например, не так ловок или смышлён. Или если ребёнок не оправдывает каких-то их ожиданий (думали, будет отличником, а обучение даётся ему с трудом; надеялись, будет спортсменом-чемпионом, а ему больше нравится рисование).

Нужно любить своего ребёнка не за то, что он такой «хороший», а за то, что он есть, просто за то, что это ваш ребёнок. Дети, всегда ощущающие на себе любовь близких, растут уверенными в себе людьми, на жизнь смотрят с положительной стороны, они знают, что о них заботятся, что они защищены. Это помогает им развивать в себе лучшие качества и силы. Те же, кому в детстве не хватало живой родительской любви, чаще склонны вести себя более жёстко и сухо по отношению к своим детям и своим родителям. Но прежде, чем стать взрослым им предстоит пережить немало горьких минут – ощущения своей ненужности, нежеланности.

Хочется подчеркнуть, что любовь своих родителей ребёнок должен чувствовать всегда и постоянно, и особенно в тех случаях, когда близкие дают понять, что они не довольны его поведением. Иначе, рассудив своим детским умом, он решит, что им не довольны потому, что не любят.

Не сравнивайте детей с другими. Из-за вашего родительского самолюбия пострадает только ваш ребёнок, чувствуя на себе «незаметное» (как вы думаете) разочарование в нём. Гораздо лучше, просто любя малыша, создавать условия для его полноценного развития.

В жизни каждого взрослого бывают трудные минуты, но не позволяйте себе срываться на ребёнке только потому, что вам плохо. Напротив, пусть любовь к ребёнку станет вам опорой.

2. Растите вместе со своими детьми.

Ошибкой многих родителей является их желание навязать детям свою взрослую точку зрения на что-либо. При этом не учитывается возраст ребёнка, его способности, интересы, его внутренний мир. Мы ожидаем от детей поступков и действий, присущих взрослому человеку, и забываем при этом, что сами когда-то были такими. Правильный подход к воспитанию звучит в словах замечательного русского врача и автора педагогических работ Н.И.Пирогова: «…чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир».

Кроме того, растя ребёнка, мы как бы заново переживаем своё детство. На этот раз уже умудрённые, с жизненным опытом. Возможно, в нас есть черты (неустраивающие нас) взявшие начало в детстве. И теперь мы можем приложить максимум усилий, чтобы не только не допустить развития их в своих детях, но и искоренить их в себе. Другими словами – воспитывая детей, воспитывайте самих себя. Показывайте ребёнку только лучшие ваши стороны. Понимание того, что ребёнок будет гордиться своими родителями, поможет вам искоренять дурное в своём характере, избавляться от слабостей. Станьте сегодня лучше, чем вы были вчера.

3. Воспитательный процесс должен быть планомерным.

Это значит, что заниматься воспитанием ребёнка и его развитием нужно постоянно, изо дня в день. Кратковременные и не регулярные порывы «родительской совести» ни к чему не приведут. Часты случаи, когда родители ограничиваются лишь необходимым уходом за ребёнком, а воспитание пускается на самотёк. Причина этому – нехватка времени. Но при желании время всегда найти можно. Час или два в день качественного общения с ребёнком очень важны. Это могут быть совместные прогулки, беседы, занятия, игры. Из-за недостатка общения может страдать развитие ребёнка.

Но в воспитании, как и во всём, нужно знать меру. Существует другая крайность – ребёнок шагу не может ступить, чтобы его не направили, не поправили, не подсказали и не научили. Со временем такие дети становятся неспособными принимать решения и действовать решительно. Дух творчества и инициативы отсутствует.

4. Избегать изнеживания и чрезмерной требовательности в обращении с ребёнком.

«Изнеженный – привыкший к неге, довольству, чувствительный к лишениям» - словарь С.И.Ожегова. Изнеженный ребёнок не привык ни к духовному, ни к физическому усилию. Думает, что жизнь состоит из удовольствий, и доставлять их ему должны другие люди. Очень хорошо знает, что капризы его удовлетворятся, и капризы его бесконечны.

Если изнеживание расслабляет, то суровость ожесточает и подавляет. Дети, выросшие в условиях чрезмерной требовательности, чувствуют бессилие и подавленность от того, что не в состоянии выполнить требования своих близких. Ожесточённость, которую они испытывают, и к родителям, и ко всем вокруг, выходит в подростковом возрасте, и может проявиться в желании доказать своё право никому не подчиняться. И, что ещё хуже – своё право самому чинить суд и расправу.

Самое лучшее использовать тактику «золотой середины», самим определить меру ласки и требовательности, учитывая особенности характера вашего ребёнка.

5. Укреплять веру ребёнка в себя и в свои силы.

Неправильно воспитывать постоянно одёргивая, делая замечания и выражая своё неодобрение. Лучше наоборот: отмечать любое достижение ребёнка, поощрять его улыбкой, одобрительным словом. Указывать на положительное в его поведении, а не постоянно высказывать претензии.

Чувство успеха помогает малышу поверить в себя, а значит, и стремиться к большему. Желание быть признанным и «показать себя» вполне здоровое явление, и не обязательно разовьет в нём заносчивость и высокомерие.

Итак, поощряйте активность малыша, отмечая его достижения. И позаботьтесь, чтобы требования, которые вы ставите перед ребёнком, были, при определённых усилиях с его стороны, достижимыми, чтобы он мог их выполнить. Слишком сложные задания не будут выполнены. И вот тут уже чувство неудачи. Одна неудача, вторая, в результате у ребёнка разовьется неуверенность, робость. Теперь он не в состоянии преодолеть то, что мог бы преодолеть.

Но будьте осторожны, если ставить перед малышом только слишком лёгкие требования, то у него сложится не уверенность, а самоуверенность. А дальнейшее не ясно – либо самоуверенность перерастёт в стойкую неприятную черту характера, либо при столкновении с настоящими трудностями в неуверенность.

6. Учите ребёнка уважать других людей.

Не надо надеяться на то, что такие качества, как, доброта, отзывчивость, уважение и т.д. заложены в ребёнке «от природы» и появятся сами. Да, человек рождается с заложенной в нём программой «сотрудничества», он не может обходиться без других людей, но со временем, ребёнок устанавливает свои отношения с миром взрослых и детей, и эти отношения могут приобрести различную окраску.

Это очень сложная программа. И выполнить её можно только при одном условии – ребёнок должен на доступном для него уровне включаться в труды и заботы семьи. Выполнение несложных обязанностей по дому способствует не только росту умений и навыков малыша, - он учится находить своё место в мире, понимать свою индивидуальность, а с этим приходит и понимание ценностей других людей.

7. Поддерживайте эмоционально благоприятную атмосферу в семье.

Если в семье вечные споры и неурядицы из-за пустяков, если члены семьи ни в чём и никогда не уступают друг-другу, то в такой семье трудно жить и большим и маленьким. Семейная жизнь состоит в большей степени из будней. Но если в ней присутствуют любовь и уважение друг к другу, радость повседневного общения, радость от того, что вы растите ребёнка, то жизнь наполняется особым смыслом.

Для женщины-матери, любовная, ровная атмосфера в доме особенно важна. После рождения ребёнка «свободы» у молодых родителей становится меньше, бытовых хлопот больше. На этой почве часто возникают взаимные недовольства, а иногда и настоящие конфликты. Женщина может перестать чувствовать себя желанной и любимой, и связывает это с тем, что стала матерью. Таким образом, ребёнок становится невольным виновником её переживаний. Но малыш чувствует это, он как бы заражается мамиными ощущениями. Если она нервная и раздражительная, то ребёнок тоже.

Но и состояние других членов семьи так же важно, потому что оно, так или иначе «передаётся» ребёнку. Отец ребёнка не должен чувствовать себя обделённым вниманием, со стороны своей жены, из-за того, что появился малыш. Иначе возможно возникновение ревности по отношению к нему. Бабушки и дедушки, если они живут с молодыми родителями, так же имеют право на своё участие в воспитании внуков. И не нужно устраивать «сцены» если вам что-то не нравится в их методах, особенно при ребёнке. Но и сами старшие члены семьи должны проявлять тактичность по отношению к своим детям, и не отнимать у них возможность самим решать, что для их ребёнка будет лучше. Установлено, что семейные ссоры плохо сказываются на нервной системе ребёнка. Помните об этом!

8. Пусть каждый член семьи вносит свой вклад в воспитание ребёнка.

Каждый взрослый играет свою «роль» в семье. Именно это создаёт необходимое разнообразие в жизни ребёнка. Не существует твёрдых законов, но всё-таки чаще от матери исходит нежность и ласка, от отца твёрдость и рациональность, от дедушки и бабушки мягкость в сочетании со здоровым консерватизмом. Если в воспитании ребёнка участвует несколько поколений, то у него возникает ощущение «корней», очень важное в становлении самосознания человека. Уважение к прошлому воспитывается не только знанием истории своего государства, но видимо, ещё раньше, в нежном детском возрасте, оно приходит как любовь к пожилым людям, к дедушкам и бабушкам, к их сказкам.

Важно ещё то, что своим отношением к собственным родителям отец и мать малыша - дают образец для подражания.

9. Требования в воспитании должны быть едины.

Если мать говорит одно, а отец другое, если родители что-то запрещают ребёнку, а бабушка, тайком от родителей, разрешает, то добра не ждите. Ребёнок будет просто играть на «слабых струнах» взрослых, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Он чётко поймёт только одно – нет ничего безусловного, просто надо знать к кому подойти и что попросить.

Конечно, выработать единство в воспитании это не просто. Все люди разные, воспитывались по разному, у каждого свой взгляд на воспитательный процесс. Иногда эти подходы сближаются, по мере того как люди начинают жить вместе, а иногда требуются и сознательные усилия. В некоторых случаях необходима взаимная терпимость. Для тех, кто считает себя правым, но остаётся в «меньшинстве» следует помнить, что для ребёнка гораздо полезнее, если взрослые придерживаются единой линии воспитания. А неправильная тактика всё равно проявится, и тогда можно будет вместе её исправить.

Пока ребёнок маленький, дошкольного возраста, проблем с вашим авторитетом не возникает. Он беспрекословно верит своим родителям, у него не появляется ни капли сомнения в их правоте. Сложность может возникнуть в другом. Позаботьтесь, что бы авторитет ваш не был подавляющим. Иначе ребёнок всё будет делать с оглядкой на вас. Чаще побуждайте его к самостоятельным действиям. Задавайте вопросы: «Как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?», «В какую игру ты хочешь поиграть?» и т.д.

А вот угроза авторитету родителей может возникнуть тогда, когда они при ребёнке демонстрируют взаимное неуважение, спорят друг с другом, и самое тяжёлое, если поступают неправильно, не так как сами учат. Помните, что ваш малыш не будет всегда «несмышлёнышем». Прилагайте все усилия, чтобы сохранить его уважение к вам, и ваш беспрекословный авторитет в его глазах.

11. Воспитывайте собственным примером.

Если ваше поведение не соответствует вашим наставлениям, то чему бы вы не учили ребёнка – всё окажется бесполезным. Ребёнок копирует не только движения родителей или их слова, но и весь стиль поведения старших. Например, вы слышите как малыш грубит дедушке или бабушке, не удивляйтесь, взгляните на себя: может быть вы разговариваете со старшими членами семьи грубо, недовольным тоном, позволяете себе не считаться с ними. Или, вы возмущаетесь тем, что вашей дочери не хватает собранности и аккуратности («А ведь она уже ходит в школу! Что с ней будет дальше?»). Ещё раз критически посмотрите на себя: какой вы человек в быту. Собраны ли вы? Порядок ли у вас в доме, всё ли на своём месте? Всё ли делается вовремя, доводятся ли до конца начатые дела?

Почему же так важен личный пример в воспитании? Психологи говорят, любое обучение должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом» - только тогда оно прочно ляжет в характер. Другими словами, ребёнок легко усвоит хорошее, если при этом он испытывает радость.

Для сравнения: если ребёнка принуждать силой к исполнению какой-либо обязанности, то этим взращивается не трудолюбие, а в лучшем случае – привычка делать то, что требуют. В худшем – отвращение к труду.

Как же достигается «положительный эмоциональный сдвиг»? Любовью и вниманием взрослых, одобрением ими поведения ребёнка. Но больше всего удовольствия малыш получит, если будет учиться трудиться у вас, родителей, подражая вам, делать что-то вместе с вами. Общение со взрослым, для ребёнка, самый большой источник радости, поэтому ваш живой пример трудолюбия, доброжелательности,обязательности или вежливости обязательно западёт ему в душу.

12. Воспитывая единственного ребёнка не делайте из него кумира.

О трудностях, связанных с воспитанием единственного ребёнка в семье, написано немало. Малыш находится в центре внимания взрослых, все его желания удовлетворяются, нет младших, о которых нужно заботиться, делиться игрушкой или сладостью. В результате – эгоизм. Также, обычно, единственным детям труднее входить в коллектив.

Как же не развить в ребёнке эгоистичные наклонности? Дать понять ему, что он не один в семье, что заботяться не только о нём, но и все друг о друге. Поощрять малыша проявлять заботу о других, в любой доступной для него форме. Использовать каждую возможность, чтобы он мог позаботиться о младших, будь то дети соседей или родственников. Поощрять его к самостоятельности и играм со сверстниками. Удерживать себя от попыток чрезмерной опеки над ним.

13. Если в семье несколько детей, относитесь справедливо к каждому.

По сравнению с семьёй где один ребёнок, семьи с несколькими детьми имеют воспитательные преимущества. Старшие детки берут на себя часть воспитательных обязанностей родителей, и делают это даже очень неплохо. Малыши тянутся за старшими братьями и сёстрам, и обычно раньше начинают говорить, считать, читать, ходить на горшок и т.д. Младшие и старшие много времени проводят вместе – гуляют, рисуют, читают, смотрят телевизор, помогают или сочувствуют друг- другу. Это развивает чувство коллективизма. Всё это хорошо пока родители не начинают допускать ошибки в своём отношении к детям.

Происходит так, что старший чувствует себя обделённым родительской лаской. А к маленькому больше внимания и требований меньше. Младшие быстро начинают понимать своё особое положение и спешат этим воспользоваться. Таким образом они становятся «тиранами» не только по отношению к своим родителям, но и по отношению к своим братьям и сёстрам. В результате у старшего может возникнуть обида на родителей, а к младшему недобрая зависть.

Чтобы избежать этого, нужно вовремя ослабить опеку над младшим ребёнком, требовать от него самостоятельности и активности. А старший должен видеть, что вы по другому, но тоже заботитесь о нём.

Родителей никогда не должно покидать чувство справедливости. Иметь среди детей «любимчика», или просто давать повод так думать, совершенно недопустимо.

14. Детям нужны товарищи.

Для полноценного развития ребёнку нужны товарищи-сверстники, с которыми он может играть на равных, а не как «маленький». Сверстники не будут оказывать ему снисхождения, как могут это делать взрослые. Только в коллективе сверстников ребёнок будет правильно развиваться, научится считаться с другими и постоять за себя.

Конечно, самые благоприятные условия для такого общения создаются в детском саду, но, если ребёнок не посещает детский сад, то родителям стоит позаботиться о том, чтобы ему нашлась компания.

15. Стремясь изменить какие-либо черты в поведении ребёнка, не пытайтесь «ломать» их.

Например, ребёнок медлителен, и мы хотим, чтобы он действовал побыстрее. Что же предпринять? Обычное поторапливание ничего не даст. «Понукание» и угрозы приведут лишь к обиде и протесту. В таком случае нужно опереться на собственные интересы ребёнка. Например: «Если ты успеешь одеться до того как зазвонит будильник, мы успеем ещё немного порисовать» или др., «Сможешь быстро убрать игрушки, успеешь посмотреть мультик», «Закончишь еду вместе со всеми – поможешь мне помыть посуду, но ждать тебя я не буду».

Стоит не только побуждать малыша совершать всё быстрее, но и учить делать это правильно. Пусть в начале это будет медленно, но правильно.

Обязательно хвалите деток за быстроту. И пусть об успехах ребёнка знают все в семье.

Главная задача родителей: не превратить медлительного ребёнка в стремительного, а ввести эту его черту в приемлемые рамки – добрым словом, советом, игрой. (и уж тем более не применять для этого, совершенно бессмысленные, и не нужные «крутые» меры).

16. Подавляйте в себе родительское честолюбие.

Видеть своего ребёнка хорошо развитым вполне естественное и похвальное желание для родителей. Но иногда родители с такой самоотдачей занимаются развитием малыша, что забывают о самом главном. Дошкольное детство – это возраст, в котором закладываются прежде всего некоторые общие основы личности человека. Об этом вы должны заботиться в первую очередь. Другого времени не будет.

А вот развитость ребёнка, при внимательном рассмотрении, оказывается не что иное как «натасканность» в каком-то умении. И порой общее умственное развитие его, уровень развития нравственных черт оставляют желать лучшего.

Рано или поздно любая семья сталкивается с разногласиями в процессе воспитания детей. Причины разногласия в определенных вопросах воспитания корнями уходят в их семьи, а также в характерах мужа и жены. Очень важно для супругов – уметь договориться и выработать единые требования к ребенку. Это поможет малышу сформировать четкие моральные принципы и убеждения. Как преодолеть разногласия и научиться сотрудничать? Об этом пойдет речь.

Вроде бы совсем недавно вы принесли вашего кроху из роддома. И вот уж он совсем не крошка, а вполне сформировавшийся человечек со своими желаниями и чувствами. Наступает время, когда дитя начинает , демонстрировать упрямство и даже !

В этот период многие родители сталкиваются с серьезной проблемой. И она даже не в том, как именно реагировать на детские проступки. У мамы и папы, главных воспитателей, взгляды на методы воспитания могут не совпадать, а то и в корне различаться. Часто в семье из-за этого даже разгораются настоящие конфликты.

Почему важно единство между родителями в воспитании?

Приведу классический пример. Наверное, каждый наблюдал ситуацию, когда в магазине дитя просит купить какую-нибудь игрушку, сладость (не важно что именно), что никак не входит в родительские планы. Как реагируют на это родители?

  • Кто-то (чаще мамы) пытаются утихомирить карапуза, переключить его внимание, поскорее уйти из магазина;
  • Другие (обычно папы) готовы купить что угодно, лишь бы прекратить истерику и крики ребенка;
  • Третьи (тоже больше папы) грозно сдвигают брови и строгим голосом выговаривают малышу, что такое поведение недопустимо. Возможно, дома ребенка ждет еще и суровое наказание.

Ситуация может еще более накалиться, если мама и папа выбирают разную тактику. Скажу по секрету: часто детские истерики в магазине вызваны тем, что от кого-то из родителей кроха уже получил таким образом желаемого. Поэтому он искренне не понимает, почему же в следующий раз ему не покупают заветную вещь.

Чем опасны для ребенка разногласия между родителями?

Когда в семье нет единых требований к ребенку, это обязательно скажется на его внутреннем мире. Когда один разрешает, а другой за это ругает, у малыша не формируется четких понятий о том, что хорошо и плохо, что можно, а что — нельзя.

Это может вызвать повышенную тревожность, ведь ребенок постоянно находится в неопределенности и ожидании – накажут или похвалят его за конкретный поступок. Или, наоборот, малыш учится хитрить и манипулировать. Папа наказал за проступок – мама пожалеет и выполнит желаемое.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Особенно печально, когда противоречия между взрослыми переходят в открытое противостояние. Ребенок становится заложником родительских конфликтов. Он хочет быть хорошим для каждого, а это невозможно. Поэтому малыш не может выбрать единой линии поведения, сформировать собственные нравственные принципы. Это может вызвать и проблемы со здоровьем: страхи, неврозы, депрессии.

В чем причина разногласий между родителями?

Причин разногласий между родителями в вопросах воспитания может быть много. Вот 2 основных из них:

  1. Различия в стилях воспитания семей, в которых выросли мама и папа. Многие из нас проецируют те методы, которые мы видели в родительской семье, на собственных детей.
  2. Различия в характерах родителей . Например, жесткий, волевой, энергичный отец склонен впадать в гнев, если ребенок в чем-то провинился. А мама, по характеру мягкая и добрая, стремится все прощать малышу, потакает капризам.

Такие причины неизбежно вызывают расхождения во взглядах на воспитание отпрысков. Их невозможно устранить, ведь это личные особенности мужа и жены, и от этого никуда не деться. Но очень важно, а иногда и необходимо для блага ребенка и семьи уметь согласовывать свои точки зрения. Согласовать – это значит не заставить супруга разделить свое мнение, а выслушать и понять точку зрения другого. И только с учетом двух мнений выработать единую линию воспитания.

Учимся договариваться

Что же делать, если родители имеют разные взгляды в вопросах воспитания собственного чада? Необходимо научиться договариваться. Как это сделать?

  1. Проговаривать, обсуждать различные мнения своевременно, не накапливая. Ведь без разговора по душам сложно договориться.
  2. Для обсуждения используйте нейтральное время . Нейтральное время – это 10-15 минут беседы, когда никто никуда не спешит, оба родителя находятся в уравновешенном состоянии, не взвинчены взаимными претензиями.
  3. Если вы сильно взволнованы, раздражены — отложите беседу до момента, когда будете готовы спокойно выслушать друг друга .
  4. Всегда помните: если муж (жена) имеет другую точку зрения, он не действует вам назло. Просто он – другой человек, со своими принципами и убеждениями.
  5. Близкие люди не всегда должны думать одинаково, но им очень полезно учиться уважать и принимать мнение супруга.
  6. Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка , тем самым вы подрываете родительский авторитет в его глазах. Ему очень важно знать, что мама и папа – одна команда.
  7. Не допускайте обвинений в адрес супруга «Вот, полюбуйся на свое воспитание». Это вызывает чувство вины и стремление защищаться. Ну а лучшая защита – это нападение.
  8. Не втягивайте в свои разногласия третьих лиц – бабушек, дедушек, подруг. Этим вы только усугубите ситуацию.
  9. Не допускайте того, чтобы один из родителей (чаще папа) устранился от процесса воспитания (). Ребенку необходимы оба родителя, и даже в уходе за младенцем у отца должны быть свои обязанности.

Без умения договариваться не обходится ни одна семья: согласовывать свои мнения приходится постоянно. Важно, чтобы это делалось в атмосфере сотрудничества и взаимного уважения. Видя это, ребенок будет чувствовать надежный тыл, учиться взаимопониманию на вашем примере. А истерики и капризы останутся в прошлом.

Читаем также: и читаем интересную статью о том как общаться с непослушным ребёнком — .

Как быть, если у родителей разные подходы в воспитании ребенка? Разговор с психологом

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!