Значение снов по соннику карла юнга. Юнгианское толкование сновидений

Сон и сновидения

4.1 Теория сновидений Карла Юнга

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание».

В целях толкования сновидений, в отличие от Фрейда, Юнг призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. Юнг считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявлять лишь личные (индивидуальные) ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов (что Юнг доказал экспериментально), но не дает приблизиться к смыслу самого сновидения.

По Юнгу, смысловое поле сновидения гораздо шире этих индивидуальных рамок и отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного - как индивидуального, так и коллективного. Одна из идей Юнга заключается в том, что душа как саморегулирующийся организм компенсирует установку сознания противоположной бессознательной установкой. Поэтому помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, поскольку сновидения говорят на мифологическом языке символов, объединяющих противоположные установки в целостные смысловые категории.

Юнг считал сновидение средством наладить связь между сознанием и подсознанием и видел в сновидении функцию компенсации позиции Эго. Также он особо выделял «большие» сновидения, то есть сны, сопряженные с нуминозным чувством восторга и ужаса. В этих сновидениях Юнг видел высшее духовное руководство, которое исходит из центра человеческого (а возможно и всякого) бытия -- Самости.

Юнг разработал два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать - это мать, подруга - подруга и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. Юнг считал, что хотя сновидцу, может быть, сперва сложно принять субъективный подход, но в процессе работы над сновидением он сможет опознать в персонажах сна свои черты и неведомые ранее аспекты своей личности. Так, например, если человеку снится, что на него нападает сумасшедший убийца, то сновидец может осознать свои убийственные импульсы. Этот подход расширен гештальт-терапевтами: они считают, что даже неодушевленные объекты во сне могут рассматриваться как воплощения аспектов личности сновидца. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщепленные части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что Юнг считал главной задачей аналитической работы.

Юнг считал, что материал, подавляемый сознанием (к чему Фрейд и сводил бессознательные содержания вообще), подобен тому, что в его концепции именуется Тенью, и составляет лишь некоторую часть бессознательного.

Юнг предостерегал от слепого приписывания символам сна определенных значений без ясного понимания личной ситуации сновидца. Он описывал два подхода к символам сновидения: причинный подход и финалистический подход. В причинном подходе символ редуцирован до определенных базовых тенденций. Таким образом, меч может символизировать пенис, змея - тоже. В финалистическом подходе интерпретатор сновидения спрашивает: "Почему именно этот символ, а не иной?". Тогда меч может репрезентировать пенис за счет своих качеств: он твердый, острый, неодушевленный и разрушительный. А змея, репрезентируя пенис, указывает на другие качества: нечто живое, опасное, возможно, ядовитое и скользкое. Финалистический подход раскрывает дополнительные нюансы смысла установки, в которой находится сновидец.

Хотя Юнг настаивал на универсальности архетипических символов, его точка зрения противоположна пониманию знака - образа, который имеет однозначно определенное значение. Его подход заключался в том, чтобы распознавать динамику и текучесть, которые существуют между символом и его значением. Символы должны исследоваться как источники индивидуального значения для пациентов, а не сводиться к предопределенным концепциям. Это убережет интерпретатора сновидения от скатывания к теоретическим и догматическим упражнениям, которые уводят процесс от психологического состояния пациента. В поддержку этой идеи он подчеркивал, что очень важно «прилипнуть к сновидению» - раскрывать глубину его смысла через ассоциации клиента к отдельному образу. Такой подход совершенно противоположен свободным ассоциациям Фрейда, уводящим от черт образа. Он описывал, например, образ «деревянный стол». Может быть, у сновидца нашлись бы какие-то ассоциации с этим образом или, напротив, отсутствовали бы какие-либо личные смыслы (что вызвало бы подозрения в особой значимости образа). Юнг же просит пациента представить себе этот образ как можно более живо и рассказать о нем так, как если бы собеседник никогда не видел деревянных столов.

Юнг подчеркивал важность контекста в понимании сновидения. Он считал, что сновидение надо понимать не просто как сложную загадку, изобретенную бессознательным, которую надо расшифровать для раскрытия каузальных факторов, стоящих за ней. Сновидения не могут служить детекторами лжи, которые раскрывали бы нечестность сознательной установки. Сновидения, как само бессознательное, говорят на собственном языке. Будучи репрезентациями бессознательного, образы сновидений самодостаточны и обладают собственной логикой. Юнг полагал, что сновидения могут содержать важные сообщения, философские идеи, иллюзии, дикие фантазии, воспоминания, планы, иррациональные переживания и даже телепатические прозрения.

Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

"Я-концепция" как социально-психологический феномен

С точки зрения психологии как науки, Я-концепция является определяющей в подходе американского психолога и психотерапевта Карла Роджерса (1902-1987). Фактически...

Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады

Создание теории архетипов связано с именем швейцарского психолога, психиатра и философа начала XX века, Карла Густава Юнга. Один из выдающихся учеников Зигмунда Фрейда...

Аналитическая психология К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу...

Влияние фрейдизма: теории Э. Эриксона, К.Г. Юнга,Г. Мюррея

Предметом анаитической психологии являются бессознательные аспекты структуры и динамики личности. Основные задачи данного направления: 1)исследование роли коллективного бессознательного; 2)аналитическая терапия. Личность в целом...

Неофрейдизм

Архетипы - это такие общие для людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, обнаруживаются в различных произведениях самобытного народного творчества (сказаниях и притчах, былинах и сказках)...

Проблема бессознательного

Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания...

Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека

Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей...

Работа психолога с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях

Методика используется для профилактики родительско-юношеских конфликтов на почве девиантного поведения ребенка, в основе которых лежит вовлечение ребенка в деструктивные взаимоотношения между родителями...

Роль и значение сновидений в психической жизни индивида

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. - 99 с...

Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы...

Теории мотивации потребностей: Карл Юнг, Зигмунд Фрейд

Юнг - исследователь и первооткрыватель. Именно ему принадлежат такие термины, как "интроверсия-экстраверсия", "архетип", "синхрония", "самость", "эго-инфляция" и многие другие...

Теории сновидений

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна...

Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)

Для раскрытия вопроса происхождения личностных качеств в данном направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом, с позиции К. Роджерса...

Характер как интегративное свойство личности

Наибольшее распространение получила классификация направленности личности на внутренний или внешний мир, ее еще иногда называют классификацией Юнга...

Человек в поисках смысла: проблемы личности в гуманистической психологии

В результате своих клинических наблюдений К.Роджерс пришел к заключению, что природа человека заслуживает глубокого доверия, что человек - это не поле битвы бессознательных сил...

Карл Густав Юнг

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) начинал как ученик Фрейда, а впоследствии стал его равноправным партнером (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Карл Густав Юнг

Многие текущие события, по мнению Юнга, остаются словно за кадром сознания. Иначе говоря, мы их не замечаем. В памяти они все-таки фиксируются и проявляются во время ночных грез. Эту взаимосвязь дневной и ночной работы мозга Юнг показал в исследовании «Значение, функции и анализ снов». Продолжая его мысль, можно сказать, что в работе над постановкой сновидения значительную роль играет интуиция. Когда мы анализируем сюжет сна, становится ясно, что именно мы не заметили, пропустили или что было неприятно для нас, а потому забылось. Сон – форма мысли, изложенной с помощью символов и образов.

Ученые по-разному объясняли процессы взаимодействия сознания и подсознания. Юнг брал весьма распространенный пример: «Случалось ли, что вы вдруг забывали что-то? Только что об этом помнили, но мысль куда-то внезапно улетела?». Психоаналитик считал, что мысль не исчезла, а просто ушла на бессознательный уровень и стала частью интуиции. Если перестать о чем-то настойчиво думать, из подсознания вдруг всплывает нужное слово или имя. Это еще одно доказательство, что мысли не исчезают, над ними продолжает работать наше подсознание. Оно решает не одну, а сразу несколько задач из образов, мыслей, впечатливших нас событий, эмоций.

С осознанным опытом все понятно. Однако как объяснить появляющиеся «из ниоткуда» новые мысли, идеи, решения? А как насчет предчувствий и гениальных суждений? Эти размышления привели Юнга к новаторской идее: подсознание является источником будущих переживаний и идей. До поры до времени наш психологический опыт пребывает в зародыше. Похожие события, случайные фразы или даже запахи могут вызвать к жизни новый психологический опыт – свежие идеи и оригинальные находки. Утверждение, что из подсознания можно не только извлечь уроки прошлого, но и найти материал для будущего, вызвало немало противоречивых споров.

Если З. Фрейд считал, что сновидения не случайны и напрямую связаны с сознательной жизнью, то К. Г. Юнг, наоборот, придерживался мнения, что интуиция, находящая проявление во сне, часто приводит к ложным выводам. Впоследствии швейцарский психоаналитик перестал использовать предложенный учителем метод ассоциаций. Аргумент в пользу такого выбора следующий: аналогии уводят от мотивов сновидений. Чтобы получить достойное толкование, нужно исследовать содержание сна. Ведь именно ночные грезы и есть, по мнению Юнга, то уникальное, что служит выражением бессознательной сущности нашего «я».

Что поможет понять сигналы психики? Только собственный опыт. Для расшифровки своего сна психоаналитик предлагает напряженно и сосредоточенно размышлять над ним. В этом случае можно приблизиться к наиболее достоверной отгадке. Смена взглядов, безусловно, сказалась и на методе исследований. Благодаря Юнгу многие ученые стали использовать подход, заключавшийся не в анализе отдельных символов, а в целостном восприятии сновидения. За основу толкования сна теперь брали лишь явный и достаточно понятный сюжет, вернее, его часть. Ночные грезы небезграничны, рассуждал Юнг, а потому своеобразная форма картинки, которую мы видим, закрывает от нас основной материал. Свободный полет фантазии и бесчисленные ассоциации уводят нас от истины. Разобраться в сути поможет лишь настойчивое возвращение к основному сюжету. Важно постоянно задавать себе вопрос: «Что же мне снилось?».

Из книги Finis Mundi. Записи радиопередач автора Дугин Александр Гельевич

FINIS MUNDI № 3 ГУСТАВ МАЙРИНК - ДЫХАНИЕ КОСТЕЙ Господин императорский лейб-медик рассеяно сидел за бутылкой Мельника, в утробе которой электрическая настольная лампа рождала вспышки рубиновых искр. Временами поднимая голову, он видел в дверном зеркале второго

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

FINIS MUNDI № 16 Карл Хаусхофер - Континентальный Блок "На всех парусах спустили они корабль В пролив, полный рифов и скал. В бурю. Они слишком рано исторгли победную песнь, Но проиграли. Их поражение стало нашим поражением. И на ином конце пролива штурвал выпал из наших

Из книги Коронованный на кресте автора Ходаковский Николай Иванович

Поппер Карл Английский философ австрийского происхождения (1902–1994). Преподавал философию науки в Лондонском университете. Наиболее известные работы: «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги», «Предположения и опровержения». Поппер был убежденным

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора

Фейерабенд Пауль Карл (1924–1994) Американский философ австрийского происхождения, представитель философии науки. Выдвинул идею научного анархизма. Согласно его взглядам, условием развития науки является пролиферация [размножение]

Из книги Полдень магов. Оккультная перестройка мира автора Нойегард Отто

ИИСУС НАВИН И КАРЛ ВЕЛИКИЙ Фоменко и Носовский делают интересный вывод о тождестве библейского Иисуса Навина и Карла Великого. Они пишут, что библейский Иисус Навин в западноевропейской истории известен как Карл Великий. Другими словами, библейский рассказ об Иисусе

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Глава 20 Карл Юнг, оккультный Интернет и мир мёртвой жизни за океаном Итак, запутанные следы, оставленные организаторами удара по Америке в лабиринтах политики и оккультизма, привели нас в огромную, плохо освещённую пещеру, над входом в которую выбита надпись «МИФ». И

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Карл Анжуйский и конец Римской республики См., стр.749- 752. Заявление Иннокентия IV, что он не потерпит на троне даже детей Фридриха, не было забыто его преемниками. Да и наследник Фридриха Манфред ничего не сделал, чтобы помириться с папством. Наоборот, он продолжал

Из книги Нострадамус: благая весть. Предсказание известного прорицателя автора Ридинг Марио

Карл Значение и происхождение имени древнегерманское - «смелый, мужественный». Это люди с претензиями, они талантливы во многих областях искусства. Карл - сильная, неуправляемая личность. Умеют быть убедительными, воздействуют на окружающих, не насилуя психику.

Из книги Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты? автора Лобков Денис Валерьевич

Карл Густав Юнг Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) начинал как ученик Фрейда, а впоследствии стал его равноправным партнером (рис. 3.2). Рис. 3.2. Карл Густав ЮнгМногие текущие события, по мнению Юнга, остаются словно за кадром сознания. Иначе говоря, мы их не

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Тема «Великий» король Швеции Густав II Адольф Дата: 9 декабря 1596 года Катрен 3/94 De cinq cent ans plus compte lon tiendra Celuy qu’estoit I’ornement de son temps: Puis ? un coup grand clart? donrra Que par ce siecle les rendra trescontens. Пять сотен лет они будут его держать. Он был эталоном своей эпохи. Внезапно все станет предельно

Из книги Герольды «Наследия предков» автора Васильченко Андрей Вячеславович

Тема Король Англии Карл I Дата: 1649 год Катрен 4/49 Devant le peuple sang sera respandu Que du haut ciel ne viendra esloigner: Mais d’un long temps ne sera entendu L’esprit d’un seul le viendra tesmoigner. Перед толпой прольется кровь, Кровь будет недалеко от небес, Но в течение долгого времени никто не услышит ни одной души

Из книги автора

Из книги автора

cc) Карл Ранер, вклад немцев [в учение об инспирации] К числу значительнейших богословов XX столетия принадлежит также Карл Ранер SJ (1904–1984). Уже в 1958 г. он представил свою диссертацию о боговдохновенности Священного Писания. Карл Ранер в своих размышлениях стремится к

Из книги автора

в) Карл Ранер Карл Ранер (Karl Rahner) SJ (1904–1984) в своих обширных и тематически разнообразных трудах отводит «традиции» весьма существенное место. Путь к содержательному наполнению и оценке традиции открывает его христология. Откровение Бога о Себе в Иисусе Христе как

Из книги автора

Приложение I Карл Конрад Руппель РОДОВЫЕ СИМВОЛЫ Предисловие Не имеется более блистательного документа об изначальной связи семьи и дома, чем эти родовые знаки на зданиях. В.Г. Риль …Таким образом, каждый мог позволить себе заботиться и чтить свою часть полученного

Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария - 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) - швейцарский психиатр, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции).

Предложил более широкую концепцию для анализа (неосознанных) снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Анализ сновидений. Зачем?

Сны и их грамотный анализ — классные помощники на пути познания себя и повышения нашей осознанности, обязательные спутники не только нашего личностного роста и нашей внутренней работы , но и Осознанности Красоты или Mindful Beauty , которые неминуемо приводят:

  • К повышению энергетического уровня. Постепенно нам становится легче отпускать и прощать людей, которые наносят нам травмы, освобождаться от ограничивающих убеждений о мире.
  • Делает этот процесс самопознания и личностного роста гораздо более доступным (написать «легким» рука не поднялась:)). Все мы знаем, что этот процесс всегда сопряжен с трудностями, но приносит бонусы.

  • К более глубокому переживанию окружающего мира и его Красоты, к расширению сознания и более глубокому пониманию происходящих с нами событий и наших реакций на них.

  • К изменению в положительную сторону вашего окружения. По мере того, как вы становитесь более осознанными, вы начинаете выбирать близких вам по духу людей и партнеров.

  • Вы бросите надоевшую работу и обязательно найдете свою страсть и предназначение, в общем, начнете делать то, что будет вставлять вас не по-детски:).




Сны и их символы в интерпретации К.Г. Юнга (даже представлять его как-то неловко, мы про него и так все знаем, любим его труды и уважаем) являются вестниками и маркерами личностной трансформации и внутренней работы, другими словами, синхронизируются с глубинными подсознательными процессами и могут нам рассказать, что с нами происходит на самом деле!

Для улучшения запоминания снов, рекомендуется завести специальный журнал, держать его на прикроватной тумбочке, чтобы по пробуждении немедленно их фиксировать. Со временем эта полезная практика приведет к запоминанию все большего числа сновидений и их деталей, они станут красочнее и интереснее. Ваше подсознание начнет с удовольствием разговаривать с вами:), а по свидетельствам многих энтузиастов, вы даже сможете осознать во сне, что спите, и изменять ход сновидений на свое усмотрение. Если кому-то интересно, пишите, я с удовольствием поделюсь тем, что знаю об этом и своим опытом более подробно.

Теперь снова о символизме: конечно, уважаемый К.Г. Юнг всегда подчеркивал, что единой универсальной интерпретации снов не существует, и все сугубо индивидуально. И тем не менее…

12 символов сновидений и их толкование с точки зрения юнгианского подхода:

1 . ПОГОНЯ, за вами гонятся — нечто в вашей жизни нуждается в вашем внимании.

Мы легко запоминаем такие сны, они заставляют нас беспокоиться и вызывают страх. Такие события во снах сигнализируют нам, как правило, о том, с чем мы внутренне работаем, подсознание дает подсказку, что нечто требует более пристального внимания, на что вы не обращаете внимания, а надо бы.

2. ЛЮДИ — на самом деле это характеристики нашей личности.

Люди во сне являются символами представлений о себе или характеристиками различных ваших собственных аспектов, помогают нам понять, какие из них нуждаются в более пристальном внимании и в каком направлении нам вести нашу внутреннюю работу. Если вы видите конкретных людей, то это может указывать на межличностные вопросы и конфликты, которые вы должны проработать.

3. ДОМ — сознание сновидца.

Есть несколько уровней сознания, которые составляют наш ум. А различные его части — это различные аспекты психики. Например, подвал может представлять то, чему не уделяется должного внимания, либо уверенно не признается сновидцем в реальной жизни; спальня может быть переведена на наш язык, как интимные мысли, чувства и воспоминания. Деятельность в доме означает деятельность сновидца по интерпретации информации и способы использования структуры сознания.

4. ЕДА — ЗНАНИЯ.

В физическом мире еда питает наши тела. В мире снов еда является представлением о питании наших умов, проще говоря, знаний. Сны о пище можно также интерпретировать, что ум «голоден» и ищет новые идеи и знания.

5 ШКОЛА — ОБУЧЕНИЕ.

Когда в вашем сне появляется школа или класс, или вам снятся типичные школьные события, такие как, например, прохождение теста, на деле это означает процесс внутреннего обучения, и может быть интерпретировано как необходимость понять что-то из ситуации, в прошлом или настоящем, или свидетельствует о том, что у вас есть некая потребность в самоанализе.

6. ОБНАЖЕННОСТЬ — искренность и открытость, вполне вероятно избыточная.

Когда кто-то видит себя или другого обнаженным во сне, это означает, что определенный аспект или эмоции сновидца в настоящее время выражаются открыто и без ограничений, вплоть до того, что сновидец чувствует себя незащищенным.

7. СЕКС — сексуальное вырaжениe или объединение и созидание.

Когда снится секс, это может представлять собой признание, принятие сновидцем своих бессознательных желаний и эмоций, другими словами, некую обретаемую целостность. Сны о сексе также могут символизировать создание новых интимных отношений с другими или с Собой. Хотя во многих случаях сексуальные сны — просто выход энергии.

8. АВТОМОБИЛИ — давать или получать ОПЫТ.

Транспортные средства во сне символизируют средства для преодоления того, что происходит в нашей сознательной жизни, насколько мы контролируем жизнь или то, с чем мы сталкиваемся по пути, происходящие события и препятствия. Тип и размер автомобиля тоже играет свою роль: скорая помощь будет указывать на необходимость лечения, полицейская машина будет указывать на необходимость дисциплины.

9. РЕБЕНОК — новое.

Сны о ребенке символизирует новую идею или разработку, или потенциал для роста в конкретной области вашей жизни.

10. СМЕРТЬ — кардинальные изменения.

На языке разума смерть обычно представляет собой переход от одного состояния к другому. Хотя многие воспринимают смерть во сне, как страшное или отрицательное событие, оно, как правило, коррелирует с резким изменением или переходом, происходящем в жизни сновидца.

11. ЖИВОТНЫЕ — привычки сновидца.

Учитывая, что функция животных в основном основывается на инстинкте, наличие животных во сне является представлением наших привычек. Когда нам снятся животные, это может оказать нам неоценимую пользу в понимании нашей повседневной рутины, а также наших глубочайших желаний. Тип животного, что он делает и его среда обитания — все может быть использовано для интерпретации того, о чем нам сигнализирует наше бессознательное.

12. ПАДЕНИЕ — возвращение к бодрствованию.

Обычно, если вы падаете во время сна, это символизирует процесс возвращения к состоянию осознанности или бодрствующего сознания. Зачастую свидетельствует о том, что вы не чувствуете себя способным контролировать определенный аспект вашей реальной жизни или боитесь что-либо или кого-либо отпустить из своей жизни.

Анализ сновидений и повышение осознанности в сновидении — oдни из самых эффективных практик для «прорыва в другое измерение» нашей жизни и трансформации ситуаций, основа прекрасных изменений, но важно получать удовольствие от них и не позволять себе проваливаться в интерпретацию и бесконечный анализ событийности, заменив ими саму жизнь, а главное, ее невероятную Красоту!

Всем, кто на трудном пути работы с собой, выражаю глубокое уважение и поддержку!:)

И желаю нам всем хорошего настроения!:)

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».

Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений. Для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. «Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного.

  • - Все сны служат здоровью и целостности.
  • - Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.
  • - Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.
  • - Не бывает сна только с одним значением.
  • - Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез. Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным как важный шаг их интеграции

В неспособности интегрировать сознание и бессознательное, которые комплиментарны по своей природе, кроется причина психических заболеваний. Для достижения нормального состояния развития психотерапевт должен использовать архетипы коллективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые формы. Эти архетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их интерпретации. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, «направленные ассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, для того, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента».

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Толкование сновидений невыполнимо без знаний мифологии и фольклора, без понимания психологии древности и примитивных народов, а также религий. Это помогает выделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в основе психологической компенсации.

Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.

«Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса.

В «средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат.

Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции. Юнг считает, что многие люди «склонны поддаваться предрассудку о том, что сновидения преследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают, утешают, предсказывают будущее». В этот период своего творчества он призывает не переоценивать бессознательное, так как это может привести к ухудшению процесса принятия сознательных решений. Бессознательная функция действует успешно когда выполняет требования сознания в ограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.

«Большие» (важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна.

«Большое», несущее смысл сновидение поднимается с глубинного уровня коллективного бессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от субъективного выражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм. Такие сновидения чаще встречаются в критические моменты жизни. «Этот архетипический продукт не связан с личным опытом, а связан с основной идеей, чей смысл заложен внутри нее, а не в личном опыте и личных ассоциациях» (Jung C. G., On the Nature of Dreams, The Structure and Dynamics of the Psyche, pp. 288-296).

Некоторые сновидения могут быть осмыслены только с помощью мифологии, когда становится понятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией, полной аффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может быть универсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывела себя в сознание сновидца как объективную.

Силы бессознательного могут взять верх на «маской» человека, в форме архетипического сновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры, потому что выражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются бесконечное число раз, и не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

Универсальные законы человеческой судьбы разбивают цели, ожидания, взгляды, принадлежащие личному сознанию. Эти размышления связаны со смыслами «больших» сновидений, с процессом реализации той части личности, которая еще не воплотилась, а находится в процессе становления.

Итак, сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны - это природная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческому сознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и это необходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.

В 1957 году Юнг прочел лекцию «о синхронистичности» и в этом же году опубликовал одноименную работу. В этой работе компенсаторная функция сновидений не упоминается, но образы сновидений встраиваются в такой ряд событий, который невозможно объяснить с точки зрения причинности. Приводя пример такого ряда из шести событий, где ключевым образом является «рыба» (и сновидение с образом рыбы в том числе), Юнг все же считает эту группу событий совпадением. Приводя еще один случай совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться от впечатления, что имеет место предчувствие наступления серии определенных событий» 1. Особо возникает вопрос: что побуждает человека запоминать то первое событие, которое создает основу серии случайных событий.

«Чем больше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатление существования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность». Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение сновидения и события в бодрствующем состоянии, которое произошло с другом Юнга, когда он узнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор, которые точно соответствовали тем, что приснились ему.… Не успел он повернуть за угол, как на самом деле увидел карету, запряженную двумя булаными лошадьми».

Юнг обнаружил, что «ощущение уже виденного» (sentiment du deja-vu) в большом количестве случаев основывается на предчувствии во время сна (это предчувствие может посетить и во время бодрствования). «В таких случаях простая случайность становится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оно утрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но и объективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшает вероятность случайности, как определяющего фактора». Если в данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это уж вопрос «смыслового совпадения». «Как правило, его объясняют предчувствием - иными словами, предвидением». Можно говорить и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга, «не научные концепции, которые могут считаться формулировкой принципа, ибо никому еще не удалось построить причинный мост между элементами, образующими «смысловое совпадение». Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти «невероятные происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями».

Опираясь на эксперименты Д.Б. Райна («карты Зенера»), Юнг считает, что психе может преодолевать пространственный фактор, а временной фактор может стать психически относительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и закон причинности.

Пример Юнга о своей пациентке, которая накануне увидела во сне золотого скарабея, и он потом влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрирует роль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история «не более чем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые наблюдались» не только им, «но и многими другими, и обильно задокументированы».

Далее я привожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все случаи «смыслового совпадения». «Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения, телепатии и т.д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно имевшая впоследствии место авария самолета Годара.

Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:

  • 1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.
  • 2)Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).
  • 3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события "синхронистическими", что не следует путать с "синхронными".

Если между параллельными событиями нельзя проследить никакой причинной связи, и единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла или эквивалентность, то это также есть основа древней теории соответствия «высшей точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница о заранее установленной гармонии». Синхронистичность - это, по мнению Юнга современный и модернизированный вариант устаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии, который основан на эмпирических ощущениях и экспериментах.

Интересующие нас «синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе. То же самое относится к временному (темпоральному) определению психе и к психической относительности времени».

В дополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор, который модифицирует или даже исключает принципы, лежащие в основе мировоззрения физика, связан с эмоциональным состоянием субъекта».