Какие философские и религиозные идеи нашли воплощение в традиционном японском садово-парковом искусстве? Какая образная символика японского сада

Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.


Миниатюризация и символизм. Именно эти две характеристики японского сада выделили его из сообщества мировых садов в обособленное явление, придав статус сада с особой символической философией и культурой.

Известный японский ландшафтный архитектор конца прошлого века Макото Накамура называет символизм японских садов «врождённым». И это понятно, так как символизм сада берёт своё начало в древнем языческом синтоизме, органично соединившись с даосизмом, конфуцианством и буддизмом. В сплаве этих религий, явивших миру дзен-буддизм, символизм обогатился и укрепился. Новые образы отразились в основе философских садов, символических и прекрасных.

В японском саду половина информации зашифрована в символах. Поэтому изучение символики необходимо; её знание помогает правильно сформировать среду сада.

Символика сада позволяет понять значимость того или иного элемента: вижу символ и понимаю его настоящее значение. Знание символики даёт возможность прочитать идею сада и образы, которые заложены мастером сада в ту или иную композицию.

Например, мост Яцухаси имеет ломаную конфигурацию, где могут быть и не закреплённые элементы. Он означает восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования: наступил на незакрепленный элемент - и результат сразу же заставит задуматься о бренности бытия.

В песке или гравии, «расчёсанном» специальными граблями, японец сразу увидит воду, а по характеру линий он расскажет ещё много интересных сведений о ней.

Тропинки в японском саду символизируют путешествие по жизни. У каждого жизнь по-своему интересна и своеобразна. Создавая сад в японском стиле, даже в образе дорожек мы можем символически нарисовать свой жизненный путь. Плоские камни дорожек - символ свободного пути без преград и радушно-открытого расположения хозяина сада.

Сад камней


Более всего можно понять и прочувствовать символизм именно в садах камней.

Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Небольшой камень может стать холмом. А в тяжёлом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору, почувствует стабильность и защищённость.

Сады камней символизирует бесконечную, непознаваемую Вселенную. Это определило строгие канонические законы построения таких садов.


Изречение Настоятеля дзенского монастыря: «Камни в саду расположены так, что их невозможно увидеть одновременно. В какой точке ни расположись,- всё равно, хоть один камень да ускользает от взора. Это создаёт чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же, как нет границ у мироздания».

Символика камней в японском садовом искусстве поражает разнообразием.

Символически создать море мы можем, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию и ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей, можно сделать море спокойным, волнующимся или же бушующим.

Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, мы получим символический образ морского залива.

Гравием коричневых оттенков можно символически изобразить землю.

Другой цвет гравия - и уже меняется смысл композиции, приобретают другое звучание Картины сада.

Замечательный пример символизма демонстрирует эта композиция ХVI века в саду храма Дайсен-ин в Киото. Композиция символична от начала и до конца.

Водопад - символ начала человеческой жизни.

Поток воды - река жизни, по которой плывет корабль к острову бессмертных - Хораи-сан...Морская черепаха обитает в глубинах океана. Поэтому остров черепахи символизирует потребность человека так же глубоко познавать мироздание.Поскольку журавль ассоциируется с полётом, то и остров журавля - это символ полёта человеческого духа к вершинам познания, к постижению истины бытия.

Поток воды по мере приближения к океану расширяется, соединяясь с ним, и образует мощную спокойную водную гладь. Так постепенно утихают и человеческие страсти, превращаясь в спокойный океан знаний, умений и мудрости.Всё это символически изображено камнями, гравием и талантом художника сада.В композиции тридцать камней, каждый из которых имеет своё название и несёт свою чётко определённую символику. Так минимальными средствами художником сада максимально раскрыта суть человеческого бытия на Земле.

Композиция сада с сухой рекой из гравия.Гравий, песок традиционно символизируют воду. С помощью гравия можно создать символический поток в технике «Каресансуи». Глядя на фото сухой реки святилища Дазайфу Тенмангу на о. Киото трудно поверить, что это символическая река. Рукотворный пейзаж композиции выполнен настолько правдоподобно, что остаётся только в очередной раз восхититься талантом японских мастеров, создавших этот шедевр.

Символические образы сада лаконичны и выразительны. Как всегда, японцы в малом добиваются удивительно больших результатов.

Вода - символ очищения, позитивной энергии, благополучия и процветания. Вода в движении - охрана от злых духов.

Ритуальная чаша для воды - тсукубай - так же, как и вода, несёт символику чистоты и непорочности.

Японцы считают, что вода накапливает положительную энергию, а затем вновь отдаёт её людям. С этим трудно не согласиться. Вспомним свои ощущения после того, как мы полили сад методом дождевания, или же - состояние природы (да и наше тоже) после дождя в жаркий летний день. Поэтому в Стране Восходящего Солнца отношение к воде - и к натуральной, и к символической - почтительное и благоговейное.

В японской садовой архитектуре особое распространение получили округлые формы, каждая из которых имеет свою символику.

Полусферы стриженых кустов - «символ округлых китайских гор», так как эта форма стрижки пришла в Японию из Китая.

Круглые окна чайных домиков, беседок и других сооружений символизируют Луну.

Полукруглые формы легких ограждений из разрезанного вдоль бамбука - это облака, плывущие в небе. Облака могут символизировать и извилистые края черепицы, и куртины мхов на фоне серо-голубого гравия.

Луна символически может быть представлена холмом из песка округлой формы


Обширен в японских садах символизм хвойных и лиственных растений.

Сосна - одно из самых любимых и почитаемых растений. Сосна - это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера.

В представлении японцев, плакучая ива символизирует стыдливость, чистоту, смирение.


Клён особо почитается в Японии как символ учёности, величия, жизненной мудрости.

Бамбук - очень колоритное, оригинальное растение, несущее в японской культуре глубокое символическое значение. Бамбук - не древесное растение, а собирательное название более сорока видов злаков. Он символизирует несгибаемость, силу воли и духа. Молодые, мощно и быстро растущие побеги бамбука символизируют напор молодости, её здоровую и несгибаемую силу. В растениях постарше японцы увидели символы преданности и правдивости.



Фруктовые деревья в цвету - символ радости бытия, красоты, восхищения.


Символический ряд цветов весьма обширен.

В этом ряду лотос занимает отдельное место, это особо почитаемый и священный цветок на Дальнем Востоке. Лотос - символ божественной чистоты, возвышенного духа, душевного целомудрия, непорочности. Мы почти всегда видим Будду сидящим или стоящим на цветке лотоса.

Мох, так любимый японцами, имеет свою символику. Частые в японских садах лужайки и обширные куртины изо мха символизируют надёжность, материнскую любовь, покровительство и защиту.

В сочетании мха и лишайника японцы видят символ бесконечного бега времени.

Архитектурные элементы и скульптура японского сада несут глубокий смысл.

Очень любим и популярен в Японии образ дракона, пришедший из Китая и получивший здесь очень широкое распространение.

Дракон - покровитель водной и воздушной стихий, символ хранителя жизни, её защитника. Ведь дракон олицетворяет водную стихию, а вода - начало всего живого на Земле. Связь с водой сделала это мифическое существо очень любимым и почитаемым в Японии. Изображение дракона на крыше дома или храма иногда «приковывают» острым предметом, чтобы он не исчез, оставив дом беззащитным. Неожиданно исчезать и так же неожиданно появляться - ещё одна особенность дракона, этого непостижимого по своей сути мифического существа, так любимого в странах Дальнего Востока.

Символичны образы животных, издревле любимых и почитаемых в Японии.Чрезвычайно распространено изображение льва. Как ранее, так и сейчас вход в жилище, парк или другие присутственные места охраняют восточные львы.

Если лев один - это символ защиты от проникновения любого зла внутрь охраняемой имтерритории. Если пара львов - это символ гармонии и счастья, так как настоящее счастье возможно только в паре.Лежащий лев - символ спокойствия, сидящий - это уже символ власти, а стоящий лев демонстрирует мощь, силу, неприкосновенность.Обитающая в глубинах океанаморская черепаха является на Востоке символомдолголетия и мудрости. Поэтому и остров черепахи, создаваемый в японских садах, символизирует достижение человеком глубин знаний и мудрости.

Журавль воспринимается как стремление к вершинам познания, к постижению истины мироздания. Поэтому остров журавля, создаваемый в саду японского стиля, символизирует беспредельные возможности воспарения человеческого духа.

Журавль - это и символ долголетия. Улетая ввысь, в небеса, журавль улетает туда, где живут вечно.


Фонарь и тсукубаи символизируют единство противоположностей - Инь-Ян: огонь и вода, мужское и женское, светлое и тёмное.

Фонарь в японском саду гораздо больше, чем просто символ огня. Это символ света учения Будды, символ мировой души. Свет внутри светильной камеры фонаря символизирует Землю, которая находится под небесами и покоится на мировых водах. Значит, фонарь - это и символ света нашей планеты.


Даже в образе Будды многое очень символично: завивающиеся локоны на лбу символизируют мудрость и проницательность, удлинённые уши - символ его особого, царственного положения среди живых существ. Волосы небесно-синего цвета - символ места обитания Будды. Каждая поза, каждый жест Будды канонизированы и символичны. Например, Будда в классической позе лотоса символизирует спокойствие, погружение в себя, умиротворение.


Символизм японского сада - это идущий из глубокой древности своеобразный язык чувств.

Японцы легко и свободно общаются на этом языке. Европейцу же, чтобы разобраться в нём, нужно познать его.

Японская пословица гласит: «Искренность трогает небеса». Если мы попытаемся с искренностью познать символизм японских садов, тогда процесс создания сада в японском стиле не вызовет у нас трудностей. И тогда наши сады будут радовать всех, кто захочет окунуться в атмосферу интересной, очень своеобразной философии и культуры садового искусства Японии.

В Японии существует обычай: в дни больших торжеств преподносить символический подарок, который представляет собой букетик из бамбука, цветков вишни и ветки сосны. Это символизирует пожелание: быть несгибаемым, как бамбук; прекрасным, как цветки вишни; постоянным и неизменным, как ветка сосны.

Я от всей души дарю всем этот символический подарок. Пусть он сделает вас несгибаемыми в жизненных трудностях, как бамбук; прекрасными в любом возрасте, как цветки вишни; неизменными (не подвластными времени) и постоянными в деле создания сада, как ветка сосны.

Использованы материалы госпожи А.И. Фоминой, ландшафтного дизайнера (г.Тольятти)

Фото Петера Янссена



Санкт-Петербургский Университет Культуры и Искусств (СПбГУКИ)
Факультет музееведения и экскурсоведения

Реферат по предмету
Сады и парки
Тема:
Символика японского сада.

Выполнила студентка 4 курса
Группа № 28406
Шабакаева Анна-Мария

Санкт-Петербург 2011 год
Список оитературы:

    Материалы с сайта http://leit.ru ;
    Материалы с сайта http://www.binran.ru/botgard/ ;
    Материалы с сайта ;
    http://www.baltinfo.ru/2011/ 05/27/V-Botanicheskom-sadu- otkroyut-yaponskii-chainyi- pavilon-207754 ;
    http://domasahi.ru/news?view= 6976 ;
    Голосова Е. Сад в японском стиле. – М.: ЗАО «Фитон+», 2003
    Ландшафтный дизайн по-японски Издательство Эксмо 2009

Японский сад.

Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.
Художественной и эстетической задачами японского сада являются следующие - показать величие и великолепие девственной природы, но в то же время не скрывать, что все это создано воображением и руками человека.
В своем реферате я бы хотела рассмотреть Японский сад на примере сада в Ботаническом саду Санкт-Петербурга.
Уголок Японии в центре Петербурга
27 мая 2011 г. в парковой зоне Ботанического сада Санкт-Петербурга состоялось открытие экспозиционного участка японского сада. Он включает в себя чайный павильон, два небольших водоема, композиции из камней и растений.
Если пройти через ротонду, где производится сбор экскурсионных групп, вы сразу увидите изящный чайный домик, стоящий на берегу пруда – здесь и расположился знаменитый японский сад.
Ландшафтный дизайн японского сада – это авторское решение профессора со-катоку Института Икэнобо, Кавалера Ордена Страны Восходящего Солнца "Золотые и Серебряные лучи" Ямады Мидори. Проект самого павильона сделан архитекторами из России, для планировки чайной комнаты был приглашен архитектор из чайной школы Урасэнкэ.

Перед создателями этого маленького ландшафтного шедевра стояло много задач. Первая и главная – познакомить жителей и гостей нашего города с уникальной культурой Японии. Все слышали про то, что в Стране Восходящего Солнца есть сакура, сады камней, сложнейшие и красивейшие ритуалы чайной церемонии, волшебные пруды с "золотыми" рыбками (карпами кои), и, возможно, видели даже фотографии в Интернете, но возможность соприкоснуться с этим загадочным миром Востока вживую представилась петербуржцам впервые. Вторая задача – постоянное развитие участка с японским садом в качестве выставочной площадки, где будут проводиться сезонные выставки, посвященные тем или иным группам растений, чайной культуре Японии, ландшафтному искусству восточных стран и много других интересных экспозиций, которые мы все сможем увидеть. Немаловажна и дальнейшая работа: совершенствование японского садика, пополнение коллекций Ботанического сада растениями Дальнего востока и Японии. Сейчас это маленькие деревца сакуры, небольшие кустики азалий и других растений, но со временем этот сад разрастется и расцветет пышным цветом, став истинной жемчужиной Петербурга.

Маленькие изящные прудики – неотъемлемая часть традиционного японского ландшафтного искусства. Конечно же, нас с вами заинтересуют именно они – и их замечательные обитатели.
Чтобы понять, по какому принципу создаются японские пруды, необходимо сказать пару слов о связи японской культуры и японской философии.
Япония – это великая культура, выросшая на крохотных островах. Ограниченность пространства и суровый изменчивый климат приучили японцев с нежностью и трепетом относиться к своей земле, своей природе и не просто ценить красоту - благоговеть перед ней. Там, где очень дорога каждая пядь земли, там, где могут случаться страшные непредвиденные катаклизмы, важен каждый миг жизни, каждый рассвет над горами, каждое цветение деревьев весной. Там, где мало места для отдохновения и созерцания, культура созерцания и наслаждения красотой природы вырастает до гигантских масштабов. Только в Японии мог появиться праздник цветения сакуры, только в Японии могла развиться такая поэзия – короткие и лаконичные строчки хокку и танка, в которых заложена мудрость веков. Одним словом, японцы чтят свою природу, и в искусстве (в том числе и ландшафтном) стараются сохранить ее первозданность. Не покорить, не видоизменить, а заботливо сохранить и выгодно подчеркнуть ее красоту.
Каким же будет традиционный японский водоем? Конечно же, он будет максимально приближен к водоему природному.
Японский архипелаг – это острова вулканического происхождения. Большую часть территории Японии занимают горы, покрытые сетью кристально чистых речек, стекающих вниз и впадающих в море. В неровностях рельефа часто образуются маленькие пруды потрясающей красоты. Их берега окружают влаголюбивые растения, характерные только для Японии. Вода в таких озерах прозрачная и чистая потому, что круглый год имеет довольно низкую температуру. На поверхность около озер выходят базальтовые породы, имеющие характерную структуру и необычную расцветку. Поэтому крупные, красивые, зачастую причудливые камни на берегу водоемов – это естественное "украшение" практически любого японского пруда, как природного, так и рукотворного. Дно горных водоемов состоит из камней тех же пород, только более мелкого размера.
Исходя из всего сказанного, "классический" вариант дизайна японского пруда будет таким:
– никаких острых углов и правильных линий: форма пруда должна быть близка к естественной;
– кристальная чистота и прозрачность воды;
– минимум декора, чтобы не "перегружать" композицию;
– обязательные камни на берегу, каменистое дно и берега водоема.

Символика японского сада.
Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку, для воплощения образа используются самые различные материалы – разномастные камни, песок, скульптуры, гравий. Особенно важное значение и наиболее важную смысловую нагрузку имеют камни – именно с их помощью формируется эстетическая основа всего сада. Выбор именно таких материалов пришёл из седой древности, когда японцы считали, что места, окружённые камнями, избираются ками для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны.

Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Камнями оформляются пруды и другие водоемы, что дает эффект зеркального отражения и усиливает впечатление.

Маленький камень обозначает небольшой холм. Маленькие камни, которые как бы скатываются с возвышенности, символизируют водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток.

Плоскими камнями обычно вымащивали дорожки и переходы. Они символизируют открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада.

Своё определённое значение имеет выбор и подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа, это означает, что мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение. Если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера, то это свидетельствует о том, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей

Камни серо-голубых тонов символизируют водную и небесную стихии, черные и коричневые - земную. Камни, в которых присутствуют зеленый и желтый оттенки, олицетворяют растительный мир. Некоторые необработанные камни, имеющие рельефную форму, обозначают животный мир.

Особое значение камни имеют в японском «саду камней». Образ «чистого пространства», покрытого белым песком, с разнообразными узорами и камнями, объединяет в себе природу и мысль человека и в высшей степени символичен.

Японские сады еще с древних времен обязательно включали в себя символическое изображение морского пейзажа: пруд, окруженный скалистыми берегами, рукотворные «горы», струящиеся потоки воды. В этих случаях вода символично изображалась гравием, песком, камнями.

Гравий - традиционный символ воды. Рассыпанный на обширной площади белый гравий обозначает море. Серый гравий, обнесенный большими камнями, - залив. Серый гравий на открытом пространстве - озеро. Черный гравий с небольшими насыпями красного может символизировать землю после дождя.

Широко распространенные в японских садах «сухие» ручьи символически обозначаются сочетанием гальки или песка и камней. Для этого используется белая или светло-серая галька, насыпанная не слишком плотно. Если используют песок и камни, то берут белый песок и маленькие серые или светло- коричневые камни. Все это воплощает прозрачность и чистоту. Образ волн создается расчесыванием граблями используемого материала.

Темно-серая галька, насыпанная неширокой полосой и по краям оформленная светло- желтым песком с небольшими камнями, символизирует реку, спокойно текущую среди невысоких берегов. Рассыпанный белый гравий, на котором расположены плоские камни, представляет собой море с расположенными на нем таинственными островами.

Каменная башня в художественной композиции, как правило, символизирует храм. Значение несколько меняется в зависимости от места, занимаемого башней в пейзаже. Если башня располагается в середине пруда или озера, окруженного камнями, она являет собой чистый, священный храм, жилище богов, покой и умиротворение. Как правило, все компоненты пейзажа способствуют акцентированию внимания именно на этой башне.

Башня может располагаться сбоку от водоема или в тени зелени, что означает таинственность и загадочность храма. Композиция как бы скрывает храм, заставляя зрителя взглядом искать недостающий элемент. В одном саду может быть несколько башен, которые символизируют храмы различных духов: воды, земли, воздуха, природы и т. д.

Каменные фонари, которые являются одним из лучших украшений пейзажа, - неотъемлемый атрибут японского сада. Они имеют различную форму и высоту, символизируют источник света, тепла и озарения. Располагаются они в любом месте сада, акцентируя внимание на том или ином элементе.

Все компоненты живой природы также имеют символическое значение и очень важны для понимания идеи, воплощенной мастером. Очень часто в композиции японского сада используется сосна, являющаяся символом сильного характера, отваги и мужественности, умения преодолевать трудности и препятствия. Если в саду есть сосна, то его хозяин - человек с сильным характером, умеющий слушать, сострадать и оказывать поддержку в нужный момент.

Плакучая ива вносит в композицию теплоту и умиротворенность. Связано это с тем, что она является символом чистоты, смирения, стыдливости и женственности. Причем такое понимание этого образа свойственно не только японской символике, но и русской.

Особенно почитается в Японии клён - символ вечности, величия, учёности, жизненной мудрости, тактичности. Как правило, его используют пожилые владельцы садов, умудренные большим жизненным опытом.
и т.д.................

«Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота».
В.А.Сухомлинский

Традиционный японский сад пришел к нам из далекого прошлого. Он сформировался в 10–12 веках и достиг расцвета в период средневековья, в 14–16 веках. На протяжении многих столетий в Японии продолжала существовать идея, что человек - часть Природы, находящейся не только вне его, но и внутри. В Природе уже есть все - и красота, и разумность, и гармони, и одухотворенность; нужно только уметь увидеть это, открыть, понять и выявить. Внутренняя суть Природы подобна нашей собственной. Пытаясь постичь суть Природы, различных ее частей, человек учился понимать суть своей собственной души. Различные элементы сада должны были затронуть и пробудить чувство священного в душе человека.

Многие принципы, заложенные в садах, пришли в Японию из Китая, но в Японии сады приобрели свои характерные черты. Это не столько созерцание Природы, сколько поиск сути любого ее элемента и стремление подчеркнуть его с максимальной выразительностью, отсечение всего лишнего, дабы «голос Природы был слышен более ясно и более сильно». Прославленный мастер икэбана Икэнобо Сэньо (1532–1554) говорил в «Тайных речениях»: «Горсть воды или небольшое дерево могут вызвать в памяти громады гор и половодье рек. В одно мгновение можно пережить таинства бесчисленных превращений».

Японский сад являл собой идеальную модель мира. По словам Цзы Чена: «Хотя сад создается человеком, в нем само собой раскрывается небесное». Для японцев характерно отношение к элементам Природы как к равноправному собеседнику.

Одна из заповедей Кодекса Чести самурая предписывает чутко относиться ко всему прекрасному, встреченному на пути. Чрезвычайно ценилась «мгновенная красота», исчезающая спустя секунду, но замеченная. Неожиданность прекрасного, его внезапное появление там, где не ждешь. Любое мгновение может сулить открытие.

На основе всего этого определился и закрепился устойчивый круг ассоциаций и символов в искусстве создания садов.
Например, два главных принципа всех японских садов - наличие камней и воды.

Камни - отражение звезд на земле, чистейшая энергия Неба. Внести камни в сад и правильным образом расположить их все равно, что установить законы Неба на Земле. Камни созерцали, трогали, слушали их музыку. Считалось, что в камнях необычной интересной формы обитают духи природы. Поэтому в камнях старались разглядеть их суть, они получали названия: камень бегущий, догоняющий, прислоняющийся, летящий и т. д.

Камни также могли олицетворять в саду горы - принцип духовной высоты, стремления к Небесному.

Вода отражает небеса, накапливает энергию Неба и распределяет ее по всему сакральному пространству сада. Вода, как человеческая душа, способна отражать то, что наверху, способна быть прозрачной и журчащей, как ручеек, или глубокой и таинственной, как гладь озера. Во многих японских садах ручей преодолевает препятствия, из маленького и робкого становится широким и спокойным, течет и претерпевает на себе все испытания, как поток человеческой жизни. Часто эти принципы передаются сухими водоемами, где в качестве воды выступает гравий.

В зависимости от тех состояний, которые хотелось передать, в Японии различают 30 видов воды: текущая, капающая, струящаяся, бурная и т. д.

Водопад, вообще говоря, был одним из самых любимых элементов сада. Говорят, что наверху каждого водопада живет дракон, как символ мудрости. А священная рыбка карп, подобно ученику, стремится преодолеть бурлящий поток воды и подняться вверх по водопаду, к его истокам, где и превращается в дракона - символ мудрости и приобретенного внутреннего опыта.

Вообще, древние японские сады всегда затрагивали многие моменты, которые важны человеку в его внутреннем поиске.
Дорожка символизировала путь человека к Божественному в Природе и в самом себе. Попадая в сад, человек оставлял свои будничные заботы за воротами сада и пускался в некое духовное путешествие, где встречался с разными «героями» сада, навеянные мифами и легендами. Это могли быть и деревья, и камни, и водные потоки, выступающие в роли определенных символов. Это могли быть и природные образы из мифов, саг, легенд, любимые всеми японцами, имеющие для них глубокое символическое значение.

Каждая дорожка имеет свой ритм, который навевает определенный ход мыслей. Вот дорожка ведет нас крупными плоскими камнями - по ней можно идти только большими размашистыми шагами, а тут камни становятся мельче, и мы невольно замедляем шаг, открывая новый поворот или миниатюрную деталь сада, которую могли бы и не заметить, если бы дорожка своим ритмом не подсказала бы остановиться.

К чайному домику - месту особой встречи - ведет дорожка «родзи» («росистая земля»), поддерживаемая постоянно влажной и чистой.

Дорожка в японском саду может быть четкая и ясная, довольно широкая, а может быть едва угадываемая, которую приходится отыскивать среди зеленых пышных мхов…

Мостик на пути означал переход через порог, переход в иное пространство. Мостики могли иметь разную форму (прямой мостик, мостик полукруглый,который вместе с отражением Мостик на пути означал переход через порог, переход в иное пространство. Мостики могли иметь разную форму (прямой мостик, мостик полукруглый, который вместе с отражением его в воде образует круг, зигзагообразный мостик и т. д.) в зависимости от того, в какую по символическому содержанию часть сада переходит человек.

Зигзагообразный мостик обычно бывает в самом начале сада. Он ведет через заросший пруд, похожий даже на болотце. Японцы считают, что тень, постоянно сопровождающая человека, отстает от него на поворотах мостика. Таким образом человек избавляется от всего темного, что его сопровождало, и может продолжить путь «чистым».

Плоский мостик так близок к земле - это еще земное, горизонтальное перемещение. К святыням ведут высокие мосты, поднимающиеся над земной суетой. Верх совершенства - мост Луны, мост с аркой правильным полукругом. Вместе со своим отражением в воде он образует совершенный круг.

Большое значение в японских садах придавали пустому пространству. Пустоты должно было быть больше, чем растений и камней. Пустота - это вечность, содержащая в себе все, это начало всех начал, точка отсчета. В каждом саду есть такое место, как возможность новых начал, место, в котором скрыты все потенциалы.

Многие сады камней «построены» на пустоте, как принцип рождения проявленных вещей. Такой сад неброский, ненавязчивый, он не отвлекает ум яркостью красок, но дает ощутить чистый ритм Вселенной и приобщиться к нему.

С другой стороны, в дзенских садах камней пустота завершает путь, пустота заключает в себе все познанное - это абсолютная истина.

Любой водоем в саду обязательно имеет острова. Каждый остров, в зависимости от своих очертаний и окружения, несет определенное смысловое значение.

Два главных героя японских садов Остров Журавля и Остров Черепахи. Они всегда вместе, как Инь и Ян, одного без другого не может быть. С точки зрения человека, Остров Черепахи символизирует необходимость человека погрузиться в глубины загадок собственной души, познать самого себя, а Остров Журавля - стремиться к Небу, к новым открытиям, познаниям, горизонтам.

Но среди всех островов, символизирующих различные моменты внутри человека, всегда есть один главный Священный Остров, к которому стремится человек на Пути. Это может быть или большой камень, или холм земли с растениями и со священными символами, или остров в водоеме.

В зависимости от символики сада, такой остров символизирует или Священную Гору Хораи - гору сокровищ, бесценных сокровищ мудрости и внутреннего опыта, которые приобретает человек по пути к ней; или это Священный Остров, который является своего рода Небесной Родиной человека, его истоками и одновременно конечной целью пути. Этот Остров словно путеводная звезда, которая ведет человека. К нему не перекинут мост и дорожка никогда не подходит вплотную, позволяя лишь издали созерцать нечто Высшее.

Важными элементами многих садов при храмах и позже чайных садов стали каменные фонари и каменные сосуды с водой (Цукубаи), символизировавшие свет на пути и очищение. Один вид сосуда с водой должен был вызывать состояние чистоты.
Условия, влияющие на процесс восприятия сада:

Постепенное раскрытие сада подобно разворачивающемуся свитку рукописи.
Незавершенность, дающая простор воображению, побуждающая следовать дальше.
Простота, через которую передана красота и суть каждого элемента.
Сад должен был быть интересным во все четыре сезона года. В садах было мало ярко цветущих растений, чтобы не отвлекать человека от главного.

При столь четких канонах все японские сады разные, неповторяющиеся в своих формах и смысловом значении. Способы передачи доведены до мельчайших деталей, до нюансов. Каждая деталь сада - наклон ветки, разворот камня, сила журчания водного потока - имеет строго определенное значение, и, кроме того, может играть иную роль в зависимости от сочетания с другими элементами.

Японский сад в Ботаническом саду представляет собой синтез различных элементов, его назначение - знакомство с культурой японского народа, но, тем не менее, многие его детали узнаваемы и несут определенную смысловую нагрузку. Попробуйте пуститься в самостоятельное путешествие по дорожкам сада и увидеть то, что бывает скрыто от поверхностного взгляда.

СИМВОЛИКА ЯПОНСКОГО САДА Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией. Миниатюризация и символизм. Именно эти две характеристики японского сада выделили его из сообщества мировых садов в обособленное явление, придав статус сада с особой символической философией и культурой. Известный японский ландшафтный архитектор конца прошлого века Макото Накамура называет символизм японских садов «врождённым». И это понятно, так как символизм сада берёт своё начало в древнем языческом синтоизме, органично соединившись с даосизмом, конфуцианством и буддизмом. В сплаве этих религий, явивших миру дзен-буддизм, символизм обогатился и укрепился. Новые образы отразились в основе философских садов, символических и прекрасных. В японском саду половина информации зашифрована в символах. Поэтому изучение символики необходимо; её знание помогает правильно сформировать среду сада. Символика сада позволяет понять значимость того или иного элемента: вижу символ и понимаю его настоящее значение. Знание символики даёт возможность прочитать идею сада и образы, которые заложены мастером сада в ту или иную композицию. Например, мост Яцухаси имеет ломаную конфигурацию, где могут быть и не закреплённые элементы. Он означает восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования: наступил на незакрепленный элемент - и результат сразу же заставит задуматься о бренности бытия. В песке или гравии, «расчёсанном» специальными граблями, японец сразу увидит воду, а по характеру линий он расскажет ещё много интересных сведений о ней. Тропинки в японском саду символизируют путешествие по жизни. У каждого жизнь по-своему интересна и своеобразна. Создавая сад в японском стиле, даже в образе дорожек мы можем символически нарисовать свой жизненный путь. Плоские камни дорожек – символ свободного пути без преград и радушно-открытого расположения хозяина сада. Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Небольшой камень может стать холмом. А в тяжёлом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору, почувствует стабильность и защищённость. Сады камней символизирует бесконечную, непознаваемую Вселенную. Это определило строгие канонические законы построения таких садов. Изречение Настоятеля дзенского монастыря: «Камни в саду расположены так, что их невозможно увидеть одновременно. В какой точке ни расположись,- всё равно, хоть один камень да ускользает от взора. Это создаёт чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же, как нет границ у мироздания». Символика камней в японском садовом искусстве поражает разнообразием. Символически создать море мы можем, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию и ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей, можно сделать море спокойным, волнующимся или же бушующим. Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, мы получим символический образ морского залива. Гравием коричневых оттенков можно символически изобразить землю. Водопад – символ начала человеческой жизни. Вода – символ очищения, позитивной энергии, благополучия и процветания. Вода в движении - охрана от злых духов. Японцы считают, что вода накапливает положительную энергию, а затем вновь отдаёт её людям. С этим трудно не согласиться. Вспомним свои ощущения после того, как мы полили сад методом дождевания, или же - состояние природы (да и наше тоже) после дождя в жаркий летний день. Поэтому в Стране Восходящего Солнца отношение к воде - и к натуральной, и к символической - почтительное и благоговейное. В японской садовой архитектуре особое распространение получили округлые формы, каждая из которых имеет свою символику. Полусферы стриженых кустов – «символ округлых китайских гор», так как эта форма стрижки пришла в Японию из Китая. Круглые окна чайных домиков, беседок и других сооружений символизируют Луну. Полукруглые формы легких ограждений из разрезанного вдоль бамбука – это облака, плывущие в небе. Облака могут символизировать и извилистые края черепицы, и куртины мхов на фоне серо-голубого гравия. Луна символически может быть представлена холмом из песка округлой формы Обширен в японских садах символизм хвойных и лиственных растений. Сосна - одно из самых любимых и почитаемых растений. Сосна - это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. В представлении японцев, плакучая ива символизирует стыдливость, чистоту, смирение. Клён особо почитается в Японии как символ учёности, величия, жизненной мудрости. Бамбук - очень колоритное, оригинальное растение, несущее в японской культуре глубокое символическое значение. Бамбук - не древесное растение, а собирательное название более сорока видов злаков. Он символизирует несгибаемость, силу воли и духа. Молодые, мощно и быстро растущие побеги бамбука символизируют напор молодости, её здоровую и несгибаемую силу. В растениях постарше японцы увидели символы преданности и правдивости. Фруктовые деревья в цвету - символ радости бытия, красоты, восхищения. Символический ряд цветов весьма обширен. В этом ряду лотос занимает отдельное место, это особо почитаемый и священный цветок на Дальнем Востоке. Лотос - символ божественной чистоты, возвышенного духа, душевного целомудрия, непорочности. Мы почти всегда видим Будду сидящим или стоящим на цветке лотоса. Мох, так любимый японцами, имеет свою символику. Частые в японских садах лужайки и обширные куртины изо мха символизируют надёжность, материнскую любовь, покровительство и защиту. В сочетании мха и лишайника японцы видят символ бесконечного бега времени. Архитектурные элементы и скульптура японского сада несут глубокий смысл. Очень любим и популярен в Японии образ дракона, пришедший из Китая и получивший здесь очень широкое распространение. Дракон – покровитель водной и воздушной стихий, символ хранителя жизни, её защитника. Ведь дракон олицетворяет водную стихию, а вода – начало всего живого на Земле. Связь с водой сделала это мифическое существо очень любимым и почитаемым в Японии. Изображение дракона на крыше дома или храма иногда «приковывают» острым предметом, чтобы он не исчез, оставив дом беззащитным. Неожиданно исчезать и так же неожиданно появляться – ещё одна особенность дракона, этого непостижимого по своей сути мифического существа, так любимого в странах Дальнего Востока. Символичны образы животных, издревле любимых и почитаемых в Японии.Чрезвычайно распространено изображение льва. Как ранее, так и сейчас вход в жилище, парк или другие присутственные места охраняют восточные львы. Если лев один – это символ защиты от проникновения любого зла внутрь охраняемой имтерритории. Если пара львов – это символ гармонии и счастья, так как настоящее счастье возможно только в паре.Лежащий лев - символ спокойствия, сидящий - это уже символ власти, а стоящий лев демонстрирует мощь, силу, неприкосновенность.Обитающая в глубинах океанаморская черепаха является на Востоке символомдолголетия и мудрости. Поэтому и остров черепахи, создаваемый в японских садах, символизирует достижение человеком глубин знаний и мудрости. Журавль воспринимается как стремление к вершинам познания, к постижению истины мироздания. Поэтому остров журавля, создаваемый в саду японского стиля, символизирует беспредельные возможности воспарения человеческого духа. Журавль - это и символ долголетия. Улетая ввысь, в небеса, журавль улетает туда, где живут вечно. Фонарь и тсукубаи символизируют единство противоположностей – Инь-Ян: огонь и вода, мужское и женское, светлое и тёмное. Фонарь в японском саду гораздо больше, чем просто символ огня. Это символ света учения Будды, символ мировой души. Свет внутри светильной камеры фонаря символизирует Землю, которая находится под небесами и покоится на мировых водах. Значит, фонарь - это и символ света нашей планеты. Даже в образе Будды многое очень символично: завивающиеся локоны на лбу символизируют мудрость и проницательность, удлинённые уши - символ его особого, царственного положения среди живых существ. Волосы небесно-синего цвета - символ места обитания Будды. Каждая поза, каждый жест Будды канонизированы и символичны. Например, Будда в классической позе лотоса символизирует спокойствие, погружение в себя, умиротворение. Символизм японского сада – это идущий из глубокой древности своеобразный язык чувств. Японцы легко и свободно общаются на этом языке. Европейцу же, чтобы разобраться в нём, нужно познать его. Японская пословица гласит: «Искренность трогает небеса». Если мы попытаемся с искренностью познать символизм японских садов, тогда процесс создания сада в японском стиле не вызовет у нас трудностей. И тогда наши сады будут радовать всех, кто захочет окунуться в атмосферу интересной, очень своеобразной философии и культуры садового искусства Японии. В Японии существует обычай: в дни больших торжеств преподносить символический подарок, который представляет собой букетик из бамбука, цветков вишни и ветки сосны. Это символизирует пожелание: быть несгибаемым, как бамбук; прекрасным, как цветки вишни; постоянным и неизменным, как ветка сосны. Я от всей души дарю всем этот символический подарок. Пусть он сделает вас несгибаемыми в жизненных трудностях, как бамбук; прекрасными в любом возрасте, как цветки вишни; неизменными (не подвластными времени) и постоянными в деле создания сада, как ветка сосны.

У многих ландшафтных дизайнеров в обиходе содержатся приемы, которые привносят нотки восточного в оформление сада. Культура таинственного островного государства всегда манила европейцев своей загадочностью, которую многие хотели и пытались понять, создав и в своем саду нечто подобное.

Но без понимания тонких граней философии, символизма, без того, чтобы постоянно вдохновляться глубиной миниматистических откровений вещей, предметов и обстановки нельзя постичь всю суть и красоту японских садов.

Макото Накамура, ландшафтный дизайнер конца XX века, неоднократно отмечал, что японские сады сразу были созданы с присущим им и до сих пор символизмом. Всё это роскошество философской системы, проявляющееся в вещах и обстановке японского сада, упирается корнями в древнеязыческий синтоизм, позже подчерпнувший основы от даосизма, буддизма и конфуцианства. Настоящим нерушимым сплавом этих воззрений явился дзен-буддизм, который также лег в основу философии японских садов. Изучение и понимание этого символизма позволит создать настоящий японский сад, а не дешевый западный кич.

Мост Яцухаси, так часто изображающийся на гравюрах, и сейчас – любимый многими фотографами, имеет 8 «ступеней», 8 изгибов, символизирующих восьмиступенчатый путь познания истины. В своем более классическом дизайне мост Яцухаси имеет диковатый вид, и некоторые его элементы не закреплены. Незакрепленные элементы тоже несут в себе символ зыбкости и условности опоры, на которую мы порой опрометчиво рассчитываем.

Если вам не совсем привычны такие ярые эксперименты, можно попробовать использовать и более классические декоративные мостики в вашем саду. Понравившийся вариант можно выбрать из этого каталога в Интернет-магазине Хитсад .

Вообще, любые дорожки в японском саду (особенно, конечно, если они проходят прямо по воде, либо в непосредственной близости от воды, либо идут над водой) – это тоже символ, символ жизненного пути. В форме, в очертаниях дорожки, в её направлении хозяин сада старается изобразить свой жизненный путь.

Однако настоящий показатель мастерства при создании японского сада – это создание сада камней. Истинно каноничный сад камней никогда не открыт для наблюдателя полностью: какие-то камни, либо фрагменты рисунка сада, либо части сада должны скрыты от наблюдателя – чтобы одним взглядом он не смог охватить весь сад. Тем самым даже на маленькой площадки можно создать ощущение того, что сад бесконечен для понимания, и непостижим, как Вселенная.

Сад камней – это сочетание мелкого гравия, песка и крупных булыжников. При помощи грабель на песок или мелкий гравий наносится «рисунок». Художник-дизайнер рисует «волны» на поверхности камней, и в зависимости от рисунка сад может быть изображен спокойным, волнующимся, лениво колышущимся под легким бризом, и тому подобное. Гравием различных цветовых оттенков, песком, расположением больших камней можно «зашифровать» символы залива, островов в целостной картине «морской глади».

Продолжение следует