Возможно ли и как воспитать детей без криков и наказаний: основные принципы без давления на психику и порицаний. Почему мы кричим на детей? Видео: как вырастить ребенка, не наказывая его

Однажды на детской площадке собрались мамочки с малышами. Один ребенок бегал, не останавливаясь. Другой старательно строил замок из песка. Третий рассматривал цветы и бабочек. Четвертый сидел в сторонке и тихо напевал. Мамы на скамейке обсуждали воспитание детей .

Они много спорили, почему дети так по-разному себя ведут. Но кроме наследственности в голову ничего не приходило. Так каким должно быть воспитание, если они такие разные?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что наследственность - не главная составляющая характера, и помогает понять особенности каждого ребенка независимо от генов.

Воспитание ребенка не может быть без крика и наказаний?

Разговор привел мам к обсуждению методов воспитания. Оказалось, что все по-своему периодически кричат на ребенка, шлепают и лишают его любимых занятий. Узнав, что все они действуют одинаково, мамам стало значительно легче. Они принялись успокаивать себя, что воспитание ребенка без криков невозможно.

Немного в стороне сидела рыжеволосая девушка, которая с улыбкой смотрела на ребятишек. Слова мам долетали до нее невидимым потоком, проникая в мозг и рисуя картины их неминуемого будущего.

Когда наступила тишина, девушка поинтересовалась, почему все так уверены, что воспитание ребенка без крика и наказаний - непосильная задача. Тут же взгляды устремились в сторону говорящей:

- У вас есть ребенок? - спросила одна из мам.

- Пока нет, - застенчиво ответила девушка.

- Так что вы можете знать про воспитание? - гром прогремел прямо над головой.

- Думаю, очень многое, - она улыбнулась.

Ясновидящая

Рыжеволосая девушка поднялась со скамейки и спокойно произнесла:

- Если вы хотите вырастить развитых людей, способных стать счастливыми, то воспитание криком не подойдет. Иначе очень скоро, вон тот шустрый, непоседливый ребенок станет воровать или мучиться тиками. Этот, так усидчиво строящий замок, приобретет запоры и станет еще медлительнее. Нежный любитель цветов будет всего бояться и истерить по любому поводу. А вон тот тихоня потеряет способность воспринимать ваши слова и замкнется в себе.

Девушка удалилась, а мамы еще долго сверлили ее взглядом: «Ясновидящая нашлась».

Нужно ли говорить, что совсем скоро они будут вспоминать тот день и улыбчивую девушку с рыжими волосами…

Крик разрушает все

Крик - это разрушительная вибрация для мозга, даже взрослого. А что уж говорить про ребенка. Для него это ужас, исходящий от самых близких людей.

Малышу необходимо получать ощущение защищенности и безопасности от взрослых. Как показывает системно векторная психология Юрия Бурлана, до шести лет малыш полностью связан с мамой, которая для него - гарант выживания. Ребенок находится в точно таком же состоянии, как и она. Если мама в напряжении, беспокойстве или страхе, то кроха как в зеркале отражает это и начинает вести себя неадекватно. Каждый по-своему.

А теперь представьте. Малышу плохо и страшно, он чувствует угрозу, не знает, что делать. А вы, вместо того чтобы успокоить и дать ощущение безопасности, начинаете на него кричать. Представили?

Откуда она все знала?

Та самая девушка прошла тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, где узнала, что каждый человек является носителем одного или нескольких векторов. Вектор - это совокупность свойств и желаний человека, которые помогают найти правильное направление и лучше реализовать себя в жизни.

В каждом векторе есть своя сверхчувствительная зона, которая страдает при неправильном развитии и недостаточной реализации. Именно поэтому девушка смогла точно предугадать последствия, которые способен нанести крик малышам.

Давайте проследим, как можно навредить стрессом в каждом векторе.

Этого - ограничивать, того - не торопить

Шустрый ребенок, который с трудом может усидеть на месте, - обладатель кожного вектора. Он хватает все на лету и быстро принимает решения. Воспитание непоседы должно складываться из ласки и поглаживаний - у него очень нежная кожа. Его нужно разумно ограничивать и научить следовать распорядку дня. При стрессах такой ребенок начинает воровать, его могут мучить тики и навязчивые движения, появляются разного рода высыпания на коже.

Маленький человечек, усердно выполняющий задание, - обладатель анального вектора. Он послушен, старателен, с хорошей памятью. Но его легко обидеть.

Воспитание ребенка с анальным вектором, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, должно основываться на терпении. У него замедленный метаболизм, он делает все на совесть, кропотливо, основательно. Основное правило воспитания - не торопить, давать договорить мысль до конца. Не сдергивать с горшка, пусть сидит столько, сколько нужно. При стрессе, спешке, перебивании у такого ребенка наступает еще больший ступор, он замедляется сильнее и начинает страдать запорами.

Один - смотрит, другой - слушает

Малыш, смотрящий на мир огромными глазами, замечающий красоту и часто плачущий, - обладатель зрительного вектора. Он видит мельчайшие детали, жалеет каждый цветок, пугается каждой мелочи и часто боится темноты.

Воспитание ребенка со зрительным вектором должно включать чтение книг и просмотров мультиков на сострадание, где нужно кого-то пожалеть и поплакать. Ему нельзя запрещать выражать свои эмоции, пусть плачет. Только так он научится видеть боль других, искренне желая помочь. Вводя такого мечтателя в стресс, вы вырастите бесчувственного эгоиста, мучающегося фобиями, страхами, вызывающего жалось к себе постоянными истериками.

Ребенок, часто сидящий в сторонке, слушающий тишину и не выносящий шума, - обладатель звукового вектора. Он тяжелее всех остальных переживает крик родителей. Уши - сверхчувствительная зона. Для него крайне необходима спокойная обстановка в доме. Никакого скрипа дверей, громкой музыки, шумного телевизора!

Такой ребенок, как показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, рано начинает задумываться о смысле жизни. Давайте ему думать, оставаться одному в комнате и никогда не унижайте словами. Пребывая в стрессе и крике, ваше чадо замкнется в себе, перестанет слышать и воспринимать слова, потеряет способность к обучению и общению.

Для каждого ребенка примером для подражания и идеалом служат родители. Прежде чем привить ребенку какие-либо навыки в поведении: мыть руки перед едой, уважительно относиться к старшим, этими навыками должны владеть родители. Если родителя проводят вечер перед телевизором, ребенку будет сложно объяснить, почему он не должен долго смотреть мультики.

Даже у самых послушных и тихих детей бывают периоды, когда они особенно капризны.

  • 1 год;
  • промежуток от 2 до 4 лет;
  • 7 лет;
  • подростковый возраст.

В эти периоды родителям кажется, что ребенок делает все «назло». Однако это не так. Если ребенок не согласен с родительской точкой зрения, значит, он нашел другой путь решения проблемы, но не может донести его до взрослых.

Родителям необходимо научиться находить корень проступков. Например, на проверку может оказаться, что ребенок не виноват, в том, что что-то разбилось – этот предмет изначально мог быть плохо зафиксирован или стоял в опасной близости к краю.

Для более глубокого понимания причины конфликта, можно в процессе рассказа задавать наводящие вопросы: как ты думаешь, почему герой сказки так поступил? Зачем он совершил этот поступок? В ответ ребенок расскажет о себе.

Один из способов решения конфликта с ребенком:

Сказкотерапия. То есть, родители должны придумать и рассказать ребенку сказку с похожим сюжетом проблемной ситуации и показать на примере героя верную модель поведения. Для более глубокого понимания причины конфликта, можно в процессе рассказа задавать наводящие вопросы: как ты думаешь, почему герой сказки так поступил? Зачем он совершил этот поступок? В ответ ребенок расскажет о себе.

Подавляющее большинство детских психологов советуют разговаривать с детьми как можно больше. Если у ребенка истерика, и он не слушается, можно его прямо спросить, почему он это делает? Каких действий он ждет от родителей?

Для того, чтобы ребенок стал прислушиваться к словам родителей, им следует забыть про тон командира.

Для того, чтобы ребенок стал прислушиваться к словам родителей, им следует забыть про тон командира. Чтобы ребенок что-то сделал, его следует попросить об этом. Практически безотказно действует выражение «А давай мы с тобой …..». При этом следует помнить, что риторические высказывания и намеки ребенок просто может не понять и услышать в них только упреки в свою сторону.

Для продуктивного общения с ребенком, следует определить —

к какому типу относится ребенок:

  • Чувствительный ребенок нуждается в постоянном общении, его нужно выслушать и понять.
  • Отзывчивый ребенок нуждается в своевременном переключении внимания.
  • Осторожный ребенок должен знать последовательность действий.

Если ребенок не сразу реагирует на ваши замечания, не следует его наказывать. Можно поступить наоборот – поощрить хорошее поведение. Таким образом, в ребенке можно развить собственные здоровые амбиции. При этом не обязательно использовать материальные блага, вполне достаточно бумажных флажков или звездочек, которые родители будут крепить на видное место, например, над кроватью ребенка, за каждый хороший поступок.

Если же переговоры не помогли можно перейти к «шоковой» терапии – оставить маленького скандалиста наедине со своими капризами. Для этого достаточно закрыть его в комнате на несколько минут. Ребенок наорется, позлится, подуется и, в конце концов, успокоится. Не следует к этому относиться, как к наказанию – это тоже метод наладки диалога между ребенком и родителями. Он должен оценить свое поведение, гладя на него со стороны.

Не нужно бояться признаться ребенку, что мама или папа в какой-то ситуации были не правы. Если объяснить ему, что именно послужило причиной родительской злости, крика или шлепка, можно не только сохранить свой авторитет, но и укрепить его. Таким образом, ребенок поймет, что именно ему больше не следует делать.

Большую роль в воспитании играет стабильность поведения родителей. То есть, на похожие ситуации реакция должна быть одинаковой. В противном случае, ребенок будет стараться подстроится под родителей, но отсутствие единой системы поведения вызовет у него смятение и может стать причиной тревоги. Одинаковая реакция на поступки должна быть длительное время, тогда у ребенка выработается модель поведения в разных ситуациях.

В общении с детьми, родители, особенно папы, не должны бояться показывать свои эмоции . Ребенок сам сможет увидеть, что он своим поступком расстроил маму или папу или обидел их. В следующий раз он уже задумается, а стоит ли это делать снова?

Основным пунктом в воспитании ребенка без крика и наказаний – хвалить его. Он выполнил вашу просьбу – похвалите, сделал что-то хорошее – похвалите. Ребенок должен чувствовать свою необходимость родителям и тогда он вырастет полноценной личностью.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний

5 - Оценок: 4

Другие интересные статьи:

  • Неадекватное поведение детей. Детские…

Теорию воспитания детей без крика воплотить в жизнь крайне сложно. Вот маленький хитрец снова пытается стащить со стола тарелки вместе со скатертью и делает вид, что не слышит десять раз сказанного «нельзя». Или откровенно саботирует спешные сборы в магазин, который может через полчаса закрыться. А чего стоят эти «концерты» в торговых центрах, когда воспитанный в духе понимания и партнерства карапуз валяется посреди зала и бьется в настоящей истерике, пытаясь получить желаемое.

В такие моменты даже у самой хладнокровной мамы руки начинают дрожать, и она старается либо быстрее ретироваться вместе с орущим чадом, либо отшлепать его, как следует, чтобы «в следующий раз неповадно было».

Мама четырех детей, практикующий психолог Наталья Удовенко полагает, наказания по отношению к ребенку могут применяться, однако родители должны четко понимать, как именно и за что они наказывают.

Кризис или каприз?

Подумайте, не попадает ли время повышенной капризности вашего чада на период одного из возрастных кризисов. Их четыре:

Кризис 1 года,
- кризис третьего года жизни (бывает в промежутке с 2 до 4 лет),
- кризис 7 лет,
- кризис подросткового возраста.

«Если ваш ребенок находится в одной из этих возрастных категорий, и вы видите, что его „колбасит“, возможно, это не капризы, а очередной этап развития, который очень важен», - предупреждает Наталья Удовенко читателей Interfax.by.

Ребенок все делает «назло»!

Такие жалобы от мам и пап психологи слышат нередко. И не устают повторять: семилетний ребенок, не говоря уже о малыше, не может ничего делать назло, по крайней мере, так, как это представляют себе взрослые.

«Если ребенок что-то такое делает, значит, он нашел лучший выход из ситуации, а другого способа донести свое мнение просто не видит», - убеждена Наталья Удовенко.

Стабильность – признак послушания

Часто причиной капризов детей, в которых не могут разобраться взрослые и которые, как нам кажется, требуют наказания, является нестабильность в поведении мамы. Сегодня она наказывает за что-то, завтра уже нет, дома она разрешает все, а при людях или в гостях все те же действия запрещает.

Оказавшись в таком положении, ребенок сначала пытается подстроиться под мамины требования, но не видит единой системы в ее поведении - и его чувства сменяются на смятение и страх.

Если мама нестабильна в своих запросах, то ребенок будет все время пробовать разные пути поведения, «прощупывать почву», чтобы понять, на каком же варианте поведения ему остановиться.

Психологи утверждают: какую бы тактику в общении с ребенком вы не выбрали, вы должны претворять ее в жизнь на протяжении длительного времени. Реакция мамы на один и тот же поступок ребенка должна быть одинаковой и стабильной не менее пяти раз подряд, чтобы говорить о какой-то эффективности предпринятого вами метода.

«Первый раз ребенок может еще не услышать, второй – оглянуться, третий – понять, что где-то это уже слышал, и только раз на четвертый или пятый может отреагировать, - поясняет Наталья Удовенко и снова напоминает читателям : - Самое важное в воспитании ребенка – стабильность. Даже постоянные крик и наказания не столь страшны для ребенка, как родительская нестабильность, которая „подобна смерти“ и является причиной очень сильной тревожности».

Поговори со мною, детка

Один из способов не наказать, а понять причины „неправильного“ поведения своего ребенка – сказкотерапия. Придумайте сказку с героем, похожим на вашего ребенка. Доведите ситуацию до пика, а потом покажите на примере героя, как найти выход, как общаться с окружающими, как попросить о помощи.

Еще один вариант построения сказок: в ходе сюжета, приближенного к реальности, спрашивать мнение ребенка: „Как ты думаешь, почему Петя так себя ведет?“, „Зачем он грубит?“, „Почему он не слушается и плюется?“… И, скорее всего, ребенок расскажет вам о себе. Прислушайтесь к его ответу – и вы сможете многое узнать и понять.

А еще с детьми нужно разговаривать. Много и подробно. Ребенка, который капризничает, истерит и не слушается, можно спросить напрямую: „Зачем ты это делаешь?“, „Чего ты хочешь от меня?“ И, возможно, ребенок сам даст вам ответ на вопрос.

Если мама не права…

Наверное, у каждой мамы найдутся истории взаимоотношений с собственными чадами, которые она не хотела бы вспоминать. Вы сорвались и наорали на ребенка, когда его нужно было пожалеть? Подняли на него руку и теперь корите себя за это помутнение рассудка? Со всеми бывает…

Ребенок тоже может помнить об этом неприятном эпизоде, в котором мама вела себя „неправильно“, и бояться его повторения.

Не бойтесь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Скажите ему, что вы разозлились, объясните, на что именно, и попросите прощения. Не бойтесь уронить авторитет в глазах ребенка – таким поступком вы, скорее, его приобретете.

»Золотые" правила наказания

Собираясь наказывать за что-то, задумайтесь, хорошо ли понимаете причины, которые побудили ребенка совершить неприглядный поступок, и не совершаете ли вы ошибку, прибегая к наказанию как методу. Вам удастся найти гармонию, соблюдая «золотые» правила наказания, выведенные многолетней практикой психологом и мамой Натальей Удовенко.

- Если вы не успели что-то запретить, то это разрешено. Например, разбитая ваза, оставленная на краю стола, должна остаться на совести родителей.
- В первый раз – не наказывайте. Совершив некий проступок впервые, ребенок не должен быть за него наказан. Достаточно ему разъяснить, что он неправ.
- Наказание твердо и неизменно. Относитесь к наказаниям как к красному сигналу светофора. Сколько бы ребенок ни ныл, что хочет перейти дорогу побыстрее и на красный свет, вы его не отпустите и будете держать за руку.
Предупреждайте ребенка о последствиях. Фраза «Если ты не сделаешь вот это, произойдет вот то…» должна быть произнесена четко и ясно.
- Исполняйте наказания. Это бывает самым сложным, но коль вы в пылу гнева закричали «теперь неделю без компьютера», то крутитесь, как хотите, но этот срок ребенок должен «отбыть».
- Определите правила наказаний и поощрений. На семейном совете в спокойной обстановке распишите, за какие шалости вы готовы наказывать ребенка и как именно.
- Наказание не должно быть физическим. Также наложите «табу» на игнорирование ребенка в качестве наказания.
- Лучший вид наказания – лишение ребенка какого-либо приятного времяпрепровождения или того действия, которым он увлечен в данный момент.
Наказание не должно быть отложено во времени. Оно должно быть «здесь и сейчас», чтобы ребенок четко понимал, за что он наказан и чем.
- Критикуйте поступок, но не ребенка.
- Спокойствие, только спокойствие! Вы должны иметь достаточно выдержки, чтобы вытерпеть несколько детских истерик. Убедившись, что они не дают результата, ребенок оставит свои попытки манипулировать мамой.
Доводите наказание до конца. Если ребенок поставлен в угол на 15 минут, но через 5 минут говорит, что осознал свою вину и просит его отпустить, этого делать не стоит. Простить – да, пожалеть – да, поговорить – да. В противном случае слова «прости меня, я больше так не буду» из уст ребенка будут слетать автоматически.
- Говорите шепотом в тех случаях, когда вы готовы сорваться на крик. Это поможет и маме успокоиться, и ребенку начать прислушиваться к тому, что вы говорите.
- Посмотрите в зеркало. Наказывая ребенка, задумайтесь еще раз о причинах его плохого поведения. Часто оно – в нас самих. Дети являются зеркалом своих родителей, их чувств и их поведения. Вы уверены, что его поведение – не реакция на ваши поступки?

Главная задача родителей: стать для ребенка настоящим авторитетом. Повышение голоса и наказание в большинстве случаев – признак отсутствия педагогических способностей у отца и матери, их неумения или нежелания добиться любви и уважения своего ребенка. Если родители в глазах малыша являются не только «абсолютной защитой», но и высшим авторитетом, олицетворением всего доброго и светлого в этом мире, ребенок будет слушаться их без окриков, и тем более без наказаний. Просто потому что он любит родителей и не хочет их огорчать.

Но в любом правиле есть исключения. К тому же каждый ребенок проходит через так называемые «возрастные кризисы», когда резко возрастает упрямство и вероятность демонстративного непослушания, истерик. Как же родителям сохранить выдержку в такой ситуации?

Как обходиться без криков и наказаний

Ни один родитель, даже самый любящий, заботливый и справедливый, не может считаться идеальным. Кроме того, при усталости, нервном напряжении, спешке, непослушание, капризы, тем более сильно раздражают. Поэтому у родителей возникает искушение повысить голос на малыша или отшлепать его. Но необходимо все-таки пересилить себя.

Самый простой и эффективный способ борьбы с теми же истериками – это демонстративное игнорирование. Как только малыш обнаружит, что его крики и слезы не производят никакого эффекта, он быстро успокоится.

Некоторые родители прибегают к более радикальному, но также весьма эффективному способу – оставляют ребенка в пустой комнате со словами: «А теперь подумай, почему так вести себя нельзя». Кто-то при первых признаках истерики умывает малыша холодной водой. Вести себя можно по-разному, главное – не прибегать к телесным наказаниям.

После того как ребенок успокоится, необходимо четко и ясно объяснить ему, что его поведение было недопустимым и огорчительным для родителей, но они по-прежнему любят его и надеются, что он больше не будет так капризничать.

Когда ребенок достигает такого возраста, что начинает понимать родительскую аргументацию, необходимо подробно объяснять ему смысл ваших запретов, ограничений. Чтобы малыш знал, что мама и папа запрещают ему делать что-то не из вредности, а потому что это опасно для его здоровья, например. И запомните, что крича на ребенка, вы добьетесь совсем не того результата! Да, возможно, он перестанет требовать желаемого, плакать, но авторитета вы не завоюете.

Связанная статья

Очень часто родители кричат на детей по поводу и без повода. Но можно ли таким образом воспитывать подрастающее поколение? Улучшатся ли отношения между родителями и детьми, если постоянно на них кричать?

Маргарет Тэтчер сказала очень правильные слова: «Если вам приходится доказывать свой авторитет другим, значит, вы им не обладаете». Когда вы кричите, то теряйте авторитет в глазах ребенка и показывайте ему свою слабость. Иногда на детей, конечно, стоит прикрикнуть, но главное, с какими эмоциями вы это делаете, и по какой причине.


Очень часто, особенно это касается мам, они кричат на ребенка, потому что устали, чем-то расстроены, и через крик выплескивают свои эмоции. Однако, ребенок очень часто не понимает, по какой причине на него начали кричать.


Мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному. Отец должен прививать будущему мужчине основные мужские качества, одно из них - это умение контролировать свои эмоции. Это качество позволит ему добиться успеха в жизни. Без этого качества к нему будут относиться снисходительно даже близкие люди.


Если девочка не понимает, откуда берутся разные эмоции и что с ними делать, то она загоняет себя в настоящую ловушку страхов и комплексов. Девочка - будущая мать, она будет также воспитывать своих детей.


Родительский крик делает детей неуверенными в себе и в своих силах, делает их психику неустойчивой. Родитель - главный защитник в глазах ребенка, а когда этот защитник кричит на них, то дети не знают, .


Для того чтобы справиться со своим плохим настроением, которое вырывается в крике, нужен контроль над собой. Если вы не можете контролировать свои эмоции, срываетесь на крик, то нужно хотя бы объяснить ребенку, что вы на него кричите не потому, что он плохой, а потому, что он сделал что-то неправильно. Если вы не можете сдержаться, то можно попросить ребенка напоминать вам о том, что кричать нехорошо. Это несколько оградит ребенка от вашего крика, плюс это наладит взаимосвязь.


Чаще всего кричит мама, поэтому нужно восстановить материнские силы путем известных способов поднятия женской энергии. Выделите время на себя, займитесь любимым делом, сходите на массаж. Включите в свою жизнь и воспитание юмор. Когда вам захочется накричать на ребенка, поменяйте грубое слово на шутку.


Дети очень хорошо чувствуют настроение. Поэтому важно объяснить ребенку, что вы чувствуете себя не очень хорошо. Если вы уважаете ребенка, прислушивайтесь к его мнению, его словам, то и ваши слова, которые идут от всего сердца, доходят до него гораздо быстрее. Помните, что слова ругани очень сильно ранят ребенка.

Видео по теме

Вопрос взаимопонимания в семье очень важен, ведь проблемы дома наносят непоправимый психологический урон всем членам семьи. Особенно остро стоит вопрос воспитания детей и поиска общего языка.

Согласитесь, что мы достаточно часто сталкиваемся со случаями, когда разозленная мама кричит на свое чадо из-за того, что он что-то уронил, испачкался и т.п. В результате малыш плачет, не понимая, почему на него кричат. Да, маму понять можно - как правило, на ней держится вся семья, у нее вечно куча дел, она устает и практически не отдыхает, нервы копятся… Но в чем виноват ребенок?

Почему в результате вашего переутомления должны страдать ваши нервы и нервы окружающих? Ведь можно найти способ спокойно объяснить ребенку, что он сделал не так, чтобы такого больше не повторилось. А вы, если чувствуете, что силы на исходе - попросите у родных выходной и перезарядитесь - пусть в семье царит покой и улыбки.

Также стоит отметить, что крики в семье приносят ряд проблем:

1) Психологическая травма, которая будет мешать как в детстве, так и в будущем.

2) Закомплексованность и замкнутость.

3) Неуверенность в себе.

4) Ребенок будет бояться браться за какие-то дела и чему-то учится, ведь он запомнил, что при каждой неудаче он получал со стороны родителей вместо поддержки, помощи и объяснений одну агрессию и крик.

5) Проблемы с общением.

6) Если мама и папа показывали плохой пример детям, то в результате у детей в будущем будут аналогичные проблемы в семье из-за того же поведения и криков.

Поэтому вот несколько советов:

1) Не кричите и не ругайтесь - старайтесь все проблемы решать спокойным объяснением, примерами, историями и лучше иногда к чему-то относиться даже с юмором - берегите нервы свои и семьи.

2) Показывайте хороший и достойный пример.

3) Поддерживайте друг друга в любой ситуации (ведь это очень важно) и говорите хотя бы иногда, что вы очень любите друг друга.

4) Если у вас нет сил в какой-то момент терпеть поведение ребенка - скажите ему о том, что вы устали и можете (даже возможно нехотя) его отругать сгоряча.

Старайтесь сохранять мир в семье - как в отношениях с детьми, так и с близкими. Если вас что-то беспокоит - учитесь разговаривать, а не копить в себе. Всегда ставьте себя на место другого перед тем, как что-то сказать или сделать. (Например, как бы вы отреагировали, если бы испачкали платье, а муж не поддержал бы вас, а накричал). Все должны дома отдыхать и находить успокоение, недаром говорят «Мой дом - моя крепость». И побольше юмора, как известно, смех продлевает жизнь.

Воспитание ребенка – настоящий ежедневный труд добросовестных родителей. Частые крики, ругань и истерики вместе с регулярным непослушанием говорят о том, что что-то в семейной педагогике идет не так. Кто-то кричит на своих чад из-за отсутствия знаний в области детской психологии, кто-то в силу своего темперамента, а кто-то от бессилия, поскольку не видит иного выхода. Но выход есть, и он здесь – в этой статье.

Как можно наказывать без крика и ругани в целях воспитания — что говорит закон и опытные родители

Как утверждают некоторые детские психологи, хорошее воспитание – это устойчивая система наказаний и поощрений.

И если в сторону одного из этих направлений пошел перегиб, то ждите криков и истерик от своего чада.

Чрезмерные поощрения развивают у ребенка эгоцентризм и чувство того, что он – избранный, любое желание которого будет исполнено. И наоборот, частые наказания сковывают развитие личности, а все воспитание будет зиждиться на страхе.

Что говорит закон РФ?

По закону РФ насильственные действия в сторону детей запрещены. Избиение классифицируют по трем группам: истязание, умышленное причинение вреда здоровью и побои. Так же, как отягчающий фактор, в меру наказания виновного ставится психологическая травма, полученная ребенком в ходе этих противоправных действий. В Семейном кодексе сказано, что жестокость в отношении родителя к малышу выступает веским основанием для лишения родительских прав.

Конечно, никто из соседей не побежит в органы опеки жаловаться, увидев, как вы отвешиваете мягкий подзатыльник своему чаду или бьете его по попе, а вот регулярные крики в квартире и синяки на детском теле дадут зеленый свет бдительным соседям.

Личный опыт многих педагогов, взрастивших целые поколения, говорит о необходимости придерживаться системы воспитания, в основе которой должны лежать устойчивые отношения поощрение-наказание. Выдвигаются множество теорий о том, как наказывать ребенка, когда он перегибает палку в своем поведении, но все они сходятся в едином мнении – наказание должно проходить без криков и ругани.

Почему ребенок нас не слышит, если мы говорим спокойным тоном?

Говорить с малышом нужно спокойным голосом. Такой тон настраивает на доверие и внимание, в то время как крик, кроме страха, оторопи и противодействия, у него ничего другого вызвать не может. Но иногда даже просьбы, высказанные в спокойном тоне, дети игнорируют. В чем же причина?

Есть несколько самых топовых ошибок, которые совершают взрослые в общении с детьми.

  1. Нет зрительного кон такта . Любое здоровое общение строится на зрительном контакте, а поскольку чадо гораздо ниже взрослого, то, чтобы этот контакт состоялся, последнему нужно присесть, доверительно посмотреть в глаза и озвучить свою просьбу. Часто бывает такое, что родитель говорит о своем пожелании, совершенно не смотря в сторону своего дитя, не обращая внимания на то, слышит он его сейчас или нет.
  2. Несколько просьб сразу . Малыши – одни из самых ответственейших жителей нашей планеты. По этой причине они, услышав сразу несколько пожеланий, сконцентрируются на первом из них настолько, что об остальных попросту позабудут. А иногда малыш, наоборот, стремится запомнить сразу все эти просьбы, и у него в голове уложатся лишь их отрывки. В итоге ни одна из этих просьб не будет выполнена.
  3. Просьба-отрицание . Удивительно, но дети не воспринимают просьбы с частицей «не», их восприятие попросту ее пропускает. Например, вместо «не ходи по луже» стоит произнести «давай обойдем эту лужу вон по той деревяшке» или же вместо «не шуми в библиотеке» лучше предложить «давай будем разговаривать тихонечко, чтобы никому не мешать».

Психолог С. Ройз:

Родители, представьте, что кто-то с вами разговаривает так, как вы позволяете себе говорить со своими детьми. Вы будете в ужасе от такой атаки! Ведь мы же говорим с ними, как правило, только указаниями, понаблюдайте. Ребенок рано или поздно нач­нет сопротивляться всеми доступными для него способами. Как минимум, он перестанет нас слышать. (Детки, которые устали слышать назидания, критику, «советы», очень часто рисуют человечков без ушей.) В одной из книг я нашла забавную практику для родителей: в тот момент, когда вы скажете ребенку что-то указующе-наставительное, положите в карман монетку или спичку. Одна из клиенток призналась, что была в ужасе от того, как быстро на протяжении дня заполнился ее карман. Попробуйте провести этот эксперимент.

С детьми надо говорить коротко и уважительно. У меня есть собственный тест. Когда занимаюсь «воспитанием» своего ребенка, я себя спрашиваю: обращалась бы я так с чужим человеком? Позволила бы себе такое говорить?

Что происходит, если мы начинаем кричать — эмоции и чувства ребенка

Постоянные крики на чадо грозят серьезными последствиями. Вот только некоторые из них.

  • Крик вызывает страх . Исследования показали, что частые крики в семье у детей могут вызывать депрессию, головные боли, тревожность, которые затем он возьмет с собой во взрослую жизнь.
  • Крик подрывает доверие . Американская академия педиатрии говорит нам о том, что крик убивает в малыше самооценку и чувство защищенности.
  • Крик растет . Сперва ребенок будет реагировать на крик боязнью, а затем постепенно к нему привыкнет. И тогда родителю придется кричать чаще и громче, чтобы чадо его услышало. Отмечено, что в семьях, в которых практикуется воспитание криком, поведение детей ухудшается с каждым годом.
  • Крик преграда слов . Дети больше обращают внимание не на то, что говорит взрослый, а на то, как он это говорит. Поэтому его внимание сконцентрируется на тоне, а не на смысле слов.
  • Крик войдет в привычку. Дети копируют модель поведения своих родителей. Ученые из Университета Брауна пришли к неутешительным выводам: к 9 годам у ребенка формируется большинство привычек, которые он перенесет во взрослую жизнь.

Психолог И. Силенок:

Во все времена и в любом возрасте ребенка нужно поддерживать. Он должен знать, чувствовать, что его любят, уважают, ему доверяют, его не разлюбят за ошибку. Об этом нужно говорить. Дело в том, что дети всю информацию воспринимают буквально. Когда мы их хвалим, значит, любим, если ругаем, они уверены, что не нужны родителям.

Как нельзя кричать, ругать и наказывать детей?

Лучше заранее обсудить с ребенком систему наказаний, чтобы она не стала для него полной неожиданностью и мирской несправедливостью. Он должен понимать, что за поломку чужой игрушки придется постоять в углу и подумать над содеянным. Любое наказание должно быть озвучено спокойным сухим тоном, который подчеркивает неотвратимость наказания.

Однако есть случаи, когда наказывать ребенка категорически нельзя: во время еды, перед сном или ранним утром, во время увлекательных игр, во время болезни, в случае его сильного падения духом. Особенно не стоит заниматься наказанием в те моменты, когда сам родитель сильно рассержен.

Дети рождены, чтобы получать и давать радость. И чем больше у родителей будет любви к своему чаду и теоретических знаний по воспитанию, тем счастливее вырастет он.

Что сделать, чтобы ребенок слушался без крика и наказаний — полезные приемы воспитания от психологов

Психологи сходятся во мнении, что дети начинают капризничать чаще всего из-за недостатка внимания. Если ребенок любит прилюдно устраивать , падает на землю и кричит, то в этом случае родителю лучше постоять рядом, ничего не предпринимая. Совсем скоро чадо увидит, что никто не обращает должного внимания на его мнимую истерику, и быстро успокоится. После чего можно проводить воспитательную беседу.

Рекомендуют специалисты и заранее обговорить систему поощрений и наказаний. В таком разговоре стоит детально рассказать ребенку о причинах, почему вести себя в некоторых случаях нужно себя так, а не иначе. И старайтесь от этой системы не отходить в сторону, чтобы ее не расшатывать, а она, в свою очередь, не будет расшатывать воспитание вашего ребенка.

Доктор психологических наук Козлов Н.И.:

Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш родительский авторитет, у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.

Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей – сложно, для многих мам почти нереально (папы чаще силовики и поэтому проще решают эти вопросы), а выработать такую привычку у маленького ребенка — задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.

Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод «Восемь шагов». Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого — к сложному. Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко — и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он — слушаться правильно.

Отрывок из книги А. Мусихина «Воспитание детей без криков, угроз, наказаний и истерик»:

«Пряником» мы в этой книге называем все то хорошее, что случится, если ребенок сделает, как мы просим. Сюда относятся награды, обещания успеха (у тебя получится, если… ) и другой позитив.

Что получается, когда мы мотивируем ребенка «пряником»? Ребенок испытывает массу позитивных эмоций: удовольствие, радость, предвкушение, восторг, восхищение, азарт. Они собираются в одно большое желание .

Это желание переносится и на дело, к которому мы приучаем ребенка (то есть ребенок с удовольствием собирает игрушки, делает уроки, подметает, выносит мусор), и постепенно – на все просьбы родителей. Родители, мотивирующие детей наградами, получают желание сотрудничать и выполнять просьбы. Ребенок в таком настроении делает максимум того, на что способен. Потому что делать это – приятно.

Формулируйте «пряники»

А теперь – самое главное в этой ступени: любое наказание можно сформулировать как награду; любую награду можно сформулировать как наказание.

Сравните 2 высказывания:

– Дети, если вы не уберете игрушки, не почистите зубы и не ляжете спать, никакой книжки на ночь не будет!

– Дети, давайте соберем игрушки, почистим зубки, ляжем в кровать, и тогда мы успеем почитать сказку на ночь. А если все это сделаем быстро, то можем успеть даже две!

Родитель озвучивает одни и те же факты, но эмоциональное восприятие этих двух фраз кардинально различается.

В первом случае это кнут, а во втором – пряник.