Занятие на тему эмоции детей. Конспект нод в средней группе "такие разные эмоции". Этюд «Танец радости»

Тема занятия: «Эмоции и чувства».

Цели и задачи:

развивать внутригрупповые отношения, учить анализировать и находить выход, развивать творческое воображение детей;

Оборудование:

Сюжетные карточки с названиями эмоций и чувств, калейдоскоп «Эмоций», раздаточный материал: воздушные шары, краски, альбомные листы с изображением «кляксы»

Методы:

Методики:

Упражнение «Здравствуй», игра «Угадай эмоцию», игра «Повтори фразу», игра «Азбука настроения», игра «Море волнуется раз …», Сказка про «Кляксу», игра «У-у-у-у».

Ход занятия

1. Приветствие.

Цель: снятие напряжения.

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Дети стоят, в кругу взявшись за руки, смотрят партнеру в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

Понравилось вам приветствие?

Что вы чувствовали? (радость, удовольствие).

2.Разминка.

Цель: создание настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения.

Игра «Я в кругу люблю...» Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Я в кругу люблю всех, но особенно тех, кто любит (например, бананы)». Те, кто любит бананы, должны поменяться местами.

Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Ребята, я сейчас назову удивительные слова – радость, восхищение, спокойствие, восторг.

Как вы думаете, что это за слова?

Что они выражают? (настроение, эмоции).

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какими они бывают, будем учиться управлять своими эмоциями.

3.Основное содержание занятия.

Игра «Угадай эмоцию» .

Психолог: Глядя на человека - как мы можем определить его настроение?

Дети. По выражению его лица.

Психолог: Я сейчас покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание)

Игра «Повтори фразу» .

Психолог: Как еще можно определить настроение человека?

Дети: По его голосу, интонации.

Психолог: Правильно. Давайте сейчас поиграем в игру, где необходимо будет с различными настроениями произносить русскую потешку:

Во саду - садочке

Выросла малинка.

Сначала выучим ее: повторите за мной хором. А теперь пускай один из вас повторит эту потешку по-разному: с радостью, удивленно, злобно, грустно, со страхом.

(Дети по очереди выполняют задание)

Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте, о каком настроении напоминают вам эти продукты? Например, горький лук.

Дети: Злость.

Психолог: Кислый лимон.

Дети: Печаль

Психолог: Сладкий виноград.

Дети. Радость.

Психолог: Молодцы, ребята!

Игра «Азбука настроения» .

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

(И. Белопольская)

(Детям, сидящим за столом, раздаются карточки, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием)

Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки. .. А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется. .. и т. д.

Игра «Море волнуется раз…»

Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – эмоция радости (грусти, печали, удивления, гнева, злости, испуга, удовольствия) замри.

Понравилось вам упражнение?

Какие эмоции было приятнее изображать?

Сказка про "Кляксу".

Дети слушают сказку про "Кляксу", и одновременно рисуют в альбомах акварельными красками по - мере рассказа раскрашивают кляксу в разные цвета.

"Жила - была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: "Какой ужас!" Какая жирная и некрасивая черная Клякса!" Кому такое понравиться? Вот почему она предпочитала жить в дупле в одиночку. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник. Решила она принарядиться, взяла желтой краски и покрасилась, в яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась, но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встретился, в ужасе кричал: "Какая желтая Клякса!"

Тогда она зашла в магазин, купила красной краски и покрасила ею свою шляпку, но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: "Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!"

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и это никто не оценил. Она снова услышала: "Какая огромная Клякса в зеленой юбке!" (Желтый и синий цвет, смешиваясь дают зеленый.)

Очень обиделась Клякса, Взяла она остатки синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась, размазала краску вокруг себя, и вдруг дупло стало очень уютным и красивым.

В это время пролетала Сова - мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде. Сове показалась, что это совсем и не Клякса. "Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! - сказала вежливо Сова ". Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно.

Игра «У-у –у –х »

Ребята вы хотите научиться избавляться от своей обиды и злости?

Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух – ух- ух.

У всех получилось?

А теперь представим по другому: берем шарик и надуваем его со всей грустью или злостью и … отпускаем.

Что вы сейчас чувствуете?

Можем ли сами управлять своими эмоциями?

Что можно сделать, чтобы улучшить свое настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т.д.)

От чего зависит наше настроение?

(оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами)

Рефлексия: «Мне приятно было с тобой общаться…»

Что мы сегодня делали на занятии?

Что нового мы узнали?

САМООНАЛИЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Представленное занятие является фрагментом из цикла занятий «Эмоции», направленных на эмоционально – волевое развитие. В нем принимали участие дети средней группы в количестве 6 человек.

Цели и задачи занятия:

создание положительного эмоционального фона в группе;

развивать внутригрупповые отношения, учить анализировать и находить выход, развивать творческое воображение детей

развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;

выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими;

формировать навыки рефлексии.

Методы:

Беседа, развивающие упражнения, игры, прием сказкотерапии, арт – терапии.

Методики:

Упражнение «Здравствуй», упражнение «Я люблю всех…», «Мимика, пантомимика»,

Сказка «Два лисенка».

В самом начале занятия было приветствие.

Цель: снятие напряжения.

Затем детям была предложена игра «Я люблю всех…» с целью создания настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения.

Я не просто так выбрала это упражнение, а потому что оно очень нравится детям и они с удовольствием играют в него.

Цель: повторение нового материала, развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля.

На этом этапе дети вначале повторили пройденный материал, затем им была предложена * Игра «Море волнуется раз…»

Цель: снятие внутренних зажимов, комплексов.

Затем была работа с карточками.

Цель: дать возможность выделить эмоции и прочувствовать их.

Одни дети работали самостоятельно, другие принимали участие в обсуждении ситуаций.

Затем с воспитанниками была беседа «Культура эмоций и чувств»

На этом этапе воспитанникам была предложена История про мальчика

Также ребята играли в игру «У-У-х» с целью научиться управлять своими эмоциями.

Для закрепления данного этапа занятия воспитанникам была предложена сказка для обсуждения

Цель: учить анализировать, находить выход из сложившейся ситуации.

Рисование эмоций (арт – терапия)

Цель: развитие воображения, умения фантазировать.

Итогом занятия было Упражнение «Дерево настроения»

Цель: выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими;

формировать навыки рефлексии.

После каждого этапа занятия воспитанники делали выводы, подводили итоги.

Упражнения были подобраны в соответствии с задачами коррекционной работы и данного занятия, учитывались индивидуальные особенности воспитанников.

Доброжелательный тон и похвала способствовали повышению самооценки.

Пыталась продумать структуру занятия, чтобы все части были взаимосвязаны, соблюдались ритуалы начала и окончания занятия. Использовала вопросы открытого характера (проблемные), которые способствовали развитию мышления, речи детей, умения рассуждать.

Смена деятельности способствовала поддержанию интереса и активности детей.

В ходе занятия дети проявляли активность, заинтересованность.

Считаю, что задачи были реализованы в полной мере. Этому способствовало активное поведение детей на занятии, подбор упражнений в соответствии с возрастом.

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Использованные технологии занятия:

Сопровождении музыки: Магнитофон с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; экран, проектор.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех! А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку?
(ответы детей)

Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Мы посетим «Царство эмоций». Жители этого царства приглашают нас в гости и высылают ковер-самолет. Дети садятся на ковер и под музыку летят. Звучит песня “Дорогою добра”.

Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).

Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Ребята у меня есть карточки с лицами. Они называются пиктограммы. Давайте рассмотрим их. На них изображены люди с разным выражением лица. Какое выражение лица у этого человека, у этого? (Раздает конверты с пиктограммами каждому ребенку.) - Какую пиктограмму вы покажите, прослушать эту песню? (показывают).

Ковёр-самолёт приземляется. Детей встречают герои сказок.

Воспитатель: - А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок.
- Какие чувства испытывают герои этих сказок?
1.Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость)
2.Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нм без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть)
3.И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать (радость)
4.Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!» (страх)
Воспитатель: - Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей)
- Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение
«чувства»? (ответы детей)

Дети проходят на полянку.

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

А какое у него настроение?

Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет.

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру, будьте внимательны.
Игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.
Вы ленивые - Мы трудолюбивые.
Вы злые - Мы добрые.
Вы рассеянные - Мы внимательные.
Вы неряшливые – Мы аккуратные.
Вы грубые - Мы вежливые.
Вы злые - Мы добрые.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам
этого города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех
людей, которые встретятся нам в пути

По мостику дети проходят на остров. Их встречает Человечек-Грусть.

Что такое грусть?

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

На пути « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Воспитатель включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

«Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

Как вы догадались?

Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…»

Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садятся на еовёпр-самолёт.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

Конспект открытого занятия (2 «В» класс дети с ОВЗ)

Тема: "В мире эмоций".

Планируемые результаты: Формирование обстановки доверия и эмоционального комфорта учащихся. Умение различать эмоциональные состояния, развивать коммуникативные навыки школьников.
Задачи:
- закреплять знания детей об эмоциях человека и важности их в жизни;
- развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас;
- создание положительного эмоционального настроя.
Структура занятия:
1. Организационный момент:
- психологический настрой «Давайте поздороваемся»;
- сообщение темы занятия, цели;

Установление правил работы в группе.

2. Основная часть занятия:
Интеллектуальная разминка Игра «Наоборот»;
Игровое упражнение «Назови эмоцию»;
Положительные и отрицательные эмоции (разделить по группам)
Физкультминутка

Упражнение « Угадай эмоции»

Задания по группам: «собери эмоции», «изобрази и угадай эмоции», «произнеси слова, фразы с разной интонацией»

Составление памятки « Секреты хорошего настроения»

3. Заключительный этап
Игра «Закончи предложение»

- « Пирог положительных эмоций»

Рефлексия

Используемое оборудование: мяч, презентация с картинками различных эмоций, пиктограммы эмоций. Игровое поле, на котором изображены разные эмоциональные состояния. Письменные обозначения эмоциональных состояний. Мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран)

План занятия:
1 этап Организационный момент
«Давайте поздороваемся»
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Действия детей и педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. На слог здравст - хлопнуть в ладоши над головой, на слог вуй - хлопнуть по ладошкам соседей справа и слева, на слог те - хлопнуть себя по коленкам.
Скажите ребята, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг друга? (Дети рассказывают, какие они испытали эмоции).

Наше занятие называется «В Мире эмоций». Сегодня мы продолжим разговор об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.

Установление правил работы в группе

    Быть активными

    Говорить по одному

    Отвечать при поднятой руке

    Не перебивать

    Не дразнить

    Не обижать друг друга


2 этап Основная часть занятия

Интеллектуальная разминка
Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.
Пособия и материалы: мяч.
Действия детей и педагога-психолога: А чтобы проверить, какие вы внимательные, мы с вами проведем разминку. Пришел, ребята, нам черед сыграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий.

Поняли задание? (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)

веселый - грустный
бодрый - усталый
довольный - сердитый
спокойный - взволнованный
смелый - трусливый
медленный - быстрый
злой - добрый
радостный - печальный

Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть ? Правильно, это эмоции.

Что же такое эмоции?

Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания.

Человек не может оставаться равнодушным в окружающем мире, человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, охвачен гневом или восторгом, страхом и яростью.

Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!

Какие бывают эмоции?

Положительные и отрицательные. Они помогают человеку регулировать своё поведение.

Где выражаются эмоции? (на лице)

При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта)

Верно, т.е. при помощи мимики лица.

А ещё при помощи чего? (при помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движений)

«Назови эмоцию»

Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх). Учащиеся смотрят на экран и называют эмоции. Вспомните, и назовите, пожалуйста, эмоции, которые вы уже знаете! (радость, страх, злость, грусть, удивление, любопытство, печаль, стыд, гнев, восхищение).

Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные!

Я предлагаю вам самостоятельно, по группам, посовещавшись, разделить положительные эмоции от отрицательных. В конверт с солнышком вложите только положительные эмоции, в конверт с тучкой – отрицательные эмоции.

(Работа в группах)

Если человек будет испытывать, проявлять только отрицательные эмоции, он может заболеть или испортить настроение другим людям. Они навредят его здоровью.

А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение.

А теперь, идёмте в круг (хором)

Физкультминутка.

Мы здоровыми растём,
Вместе с солнышком встаём!
Для здоровья, настроенья,
Выполняем упражненья:
Руки вверх, на пояс, вниз.
Потянись!
Улыбнись!
То присели, то нагнулись,
И опять же улыбнулись!

А теперь, давайте поиграем:

“Угадай эмоции”

Я буду произносить фразу, а вы – отгадывать какой эмоции она может принадлежать.

    Ты не любишь мороженое? (Удивление).

    Я злой и страшный серый волк! (Злость).

    Зачем ты меня толкнул? (Обида).

    Как темно в лесу! (Страх).

    Какое теплое море! (Радость).

    Никто со мной не играет (обида, грусть)

Давайте продолжим играть!

« Собери эмоцию» радость, грусть, удивление.

Цель: Развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.

Пособия и материалы: Карточки с изображением эмоций.

Ребята, сейчас я каждому из вас раздам половинки карточек с изображениями различных эмоций. Вы под музыку будете свободно передвигаться по ковру, держа каждый свою половинку. Как только музыка останавливается, вы должны найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.

Молодцы, давайте назовем, какие эмоции у вас нарисованы. Кто всех быстрее нашел свою пару? Кто ошибся? Кому было трудно выполнить задание?

« Изобрази эмоцию»

Каждый из группы достаёт из конверта эмоцию и изображает не вербально (позой, мимикой, жестами) наиболее точно и правильно. А остальные должны угадать.

Упражнение «Закончи предложение»

Продолжить фразу: « Я радуюсь, когда…… (наклеить солнышко на лист ватмана)

« Мне грустно, когда….. (наклеить тучку) рядом

Обсуждение в группах. Составление памятки "Секреты хорошего настроения".

Существуют секреты хорошего настроения. Составим их, продолжив работу в группах.

Каждой группе я выдаю по несколько отдельных слов. Составьте из них предложение - секрет хорошего настроения.

(Дети читают полученные составленные предложения)

Говорить добрые слова .
Делать больше добрых дел .
Никогда не расставаться с улыбкой .
Заниматься любимым делом .

Запомните, пожалуйста, их!

Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.

Взяли мы немножко смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!

(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).

Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?

3 этап

Рефлексия

(Подводится итог.)

- Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно? (жёлтый мячик по кругу)

- Что было сложно, не понравилось? (синий мячик по кругу)

Цель: Развитие умения определять свое эмоциональное состояние.

Прощание

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Пособия и материалы: Фонограмма «Улыбка».

Действия детей и педагога-психолога: Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в кружок. Я желаю, чтобы вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю медаль с изображением радостного человечка. А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».

Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения - групповое занятие, 6-8 человек.

Материалы : магнитофон; аудиозаписи В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга», звуки природы, музыка для релаксации; коробочка, картинки с изображением эмоций; карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, тактильные дорожки.

Ход занятия.

I . Вступление.

1.Приветствие «Радостная песенка».

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что (имя) в группе есть», а теперь все вместе «Мы рады, что (имя) в группе есть»

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче.

2.Игра «Разноцветное настроение».

Цель - отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

  • красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
  • желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
  • зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
  • синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
  • малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
  • серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
  • коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
  • черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу, и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

II. Основная часть.

3.Этюд «Танец радости».

Звучит аудиозапись музыки В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Все становимся в круг, беремся за руки, теперь скачем, как радостные воробушки в солнечную погоду (дети танцуют 1-2мин) Теперь подставляем бока солнышку, как радостные котята (дети танцуют 1-2мин) У вас хорошо получается! А теперь прыгаем как радостные ребята на солнечной прогулке (дети танцуют 1-2мин) Хорошо! Настроение поднимается, ребята? Дети отвечают.

4.Игра «Коробочка эмоций»

Цель - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.

Ребята, посмотрите, вот «Коробочка эмоций» предлагаю с ней поиграть. Внутри набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый берет себе одну карточку, не показывая ее остальным. После этого все по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Обсуждение: Какие эмоции легче показывать? А какие сложнее? Почему?

Ответы детей.

5.Упражнение «Музыка и эмоции»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством музыки, и развитию образного мышления.

Сейчас мы будем слушать музыкальные отрывки, а затем описывать настроение музыки.

Обсуждение: Какое настроение у каждой музыки было? Какие чувства вызывает? (веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная)

Дети прослушивают музыку и отвечают.

6. Упражнение «Волшебные дорожки»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством ощущений, прикосновений (мягкий, колючий, жесткий и т.д.)

Сейчас мы пойдем по волшебным дорожкам. Как думаете, почему дорожки волшебные?

Ответы детей

(Дорожки волшебные, потому что они разные - есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие)

Какие чувства, ощущения вызывает у вас каждая дорожка? Какие прикосновения бывают у нас в жизни? Ответы детей.

III. Заключение.

7.Упражнение на релаксацию.

Цель - обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте по удобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, подумайте о приятном.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Цель: развивать социальные эмоции.

Задачи:

— развивать способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

— формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;

— преодолевать психологический барьер застенчивости, снимать эмоциональное напряжение;

— обучать приемам саморегуляции;

— развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.

Материалы: плакат с изображением двух мешков — темного и цветного; Весельчак-гном (игрушка); таблички, на которых написаны различные качества людей; цветной клубочек шерстяных ниток; колокольчик, схематичные маски-лица (пиктограммы), аудиокассета.

Вводная часть

Дети приходят в игровую комнату к психологу, идут к домику, каждый открывает свое окошко.

Педагог . Дети, давайте выполним упражнение «Связующая нить».

Дети сидят в кругу. Они должны по кругу передать друг другу клубок ниток так, чтобы тот постепенно разматывался, и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок, ребята желают друг другу здоровья и радости. Начинает взрослый. Когда клубочек вернется к ведущему, дети натягивают нить, образуя круг. Затем они закрывают глаза, представляя, что составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом целом.

Основная часть

Педагог. Посмотрите, пожалуйста, на лицо этого человека (пиктограмма «Радость»). Как вы думаете, этот человек грустный, сердитый?

Дети . Нет.

Педагог. Да, этот человек радостный. Когда человек бывает радостным?

Дети . Когда ему весело.

Педагог. Изобразите радость на своем лице.

Дети выполняют.

А теперь выполним этюд «Встреча с другом». У мальчика был друг. Но вот однажды им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, продолжал ходить в детский сад, а его друг уехал с родителями в другой город. Прошел месяц. Однажды утром, когда дети уже садились завтракать, открылась дверь, и в группу вошел его товарищ. Они очень обрадовались друг другу.

Ролевое проигрывание ситуаций.

Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, на развитие эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.

♦ Ты участвовал в соревновании, бежал на скорость и был первым, а твой друг — последним. Что ты будешь делать, что скажешь?

♦ Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, ты дал ему, а он вернул ее уже сломанную.

♦ Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь, почему?

♦ Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя приняли. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?

Педагог читает стихотворение «Дружу с мальчишкой». Вариант: «Настоящий друг» (из мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий, верный друг.

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий, верный друг!

Выполняется упражнение «Копилка трудностей». Психолог предлагает детям собрать «копилку трудностей» мальчика или девочки, которые ходят в детский сад. Например: «Мне трудно засыпать в тихий час», «Мне трудно сидеть тихо на занятиях», «Мне трудно заниматься на компьютере» и т.п. Дети выполняют.

А теперь игровое упражнение «Смешинка». К нам пришел гномик Весельчак. Он хочет нас развеселить, но мы постараемся оставаться серьезными. Кто рассмеется, тот будет играть роль Весельчака.

Дети выполняют.

Выполним упражнение «Похвалилки» (в кругу с мячом).

Ребенок бросает мяч другому и говорит о нем что-нибудь хорошее (личностные качества, умения, хорошее поведение, внешность и т.п.). Тот отвечает: «Да, это так, я... (ловкий), а еще я... (и называет еще одну похвалу в свой адрес)».

Молодцы! Вы отлично со всем справились. Не устали?

Дети. Нет!

Педагог. Тогда выполним упражнение «Два мешочка».

Педагог подготавливает два мешочка, например, серый и желтый. Затем берет по одной табличке, на которых написаны различные качества людей, зачитывает их и складывает в соответствующие мешочки (вариант: дети читают сами). Таким способом следует определить, какое качество в какой мешочек положить. (Доброта — добрый, злость — злой, сердитый и т.п.).

В темном мешочке качества, мешающие нам жить мирно и счастливо, в светлом соответственно — те, что помогают, радуют.

Дети выполняют.

Заключительная часть

Выполняется игровое упражнение «Сверточек» на развитие групповых и межличностных отношений, сплоченности группы; развитие мелкой моторики руки.

Педагог . А на прощание я приготовила вам сюрприз. (Психолог достает огромный сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги (можно газетной), причем каждый слой закреплен скотчем, но только в одном-двух местах, чтобы чуть-чуть фиксировать бумагу. Внутри этого свертка сюрприз — мелкие предметы: маленькие картинки, разноцветные бусинки, фишки, воздушные шарики или бумажные цветы.) Этот маленький подарок за ваше старание, инициативу, активность на занятиях и проявление уверенности.

Увесистый сверточек дети должны по очереди развертывать: снимать один за другим слои бумаги. Делают это они под тихую музыку. Когда музыка обрывается, сверточек следует передавать другому игроку. С каждым разом время пребывания сверточка у одного ребенка сокращается — музыка прерывается все чаще, надо спешить и соблюдать правило. Наконец, сверточек развернут, подарки розданы.