Тема самообразования по экологии в детском саду. План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»
Всем привет! Вас приветствует Татьяна Сухих с новой темой: самообразование экологическое воспитание дошкольников. Интересно кто-то подметил: человек всегда ищет красоту, но не замечает, что она его сопровождает с самого рождения. Это – природа. Она – первый источник эстетических чувств, вдохновения, ощущения гармонии и совершенства. Но мало просто любоваться природой, нужно уважать дерево у дороги, заботиться о каждой травинке и былинке.
Вы согласны со мной? Мне очень нравится высказывание: «Окурок, брошенный в урну, более патриотичен, нежели самый громкий лозунг». Больно смотреть на мусор в посадках, парках, реках. А наши мужчины, похоже, не считают окурки мусором, мало кто из них способен сделать пару лишних шагов в сторону урны. Откуда в нас это наплевательское отношение к миру, в котором мы живем и который не ограничивается пределами квартиры?
Ответ простой: все мы родом из детства. Оттуда и хорошее, и плохое воспитание. Если ребеночка с малых лет приучить ни в коем случае не бросать обертку от конфетки на землю, на тротуар, метко целиться в урну, убирать после себя, то он и во взрослой жизни не станет свиньей. Но не просто рассказывать, что мусорить – плохо, а показывать личным примером и внушить, что мусорить – омерзительно.
Вести работу по экологическому воспитанию дошкольников нужно на двух «фронтах»: дома и в детских учреждениях. Мы, педагоги, со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы внушить ребятам понятия о нравственности, что включает и уважение к окружающей среде. Но что мы можем сделать, если, выйдя из садика, малыш видит, как папа бросает окурок на тротуар и тут же плюет? Или мама говорит: выбрось бумажку тут, никто не видит…
Вооружаемся литературой!
Если воспитателю нужно написать план по самообразованию по теме экологического образования дошкольников, обязательно придется воспользоваться методической литературой. Я постаралась подобрать все лучшее для этой цели.
« .RU» порадует воспитателя и учителя разнообразием пособий по экологическому воспитанию . Здесь есть все, что понадобится педагогу для всестороннего освоения теоретического материала.
Из «УчМага» я для себя присмотрела такие книги:
«Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста» – здесь есть методические материалы и интересная рабочая тетрадка для малышей для занятий в детском саду и дома;«Экологическое воспитание. 5-6 лет. ФГТ» – отличный материал, который стимулирует познавательную деятельность дошкольников по теме экология;«Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» – богатейший материал, который пригодится для работы воспитателя на экологическую тему (утренники, занятия, викторины, игры).Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»?
Стандартный план включает перечень литературы, задачи и цели работы, конкретные методы, концепцию образовательной деятельности, самоанализ и отчет (самообразование), выводы и задачи на будущий учебный год. Основные направления, по которым ведется работа по экологическому воспитанию в детском саду, это беседы, наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, простые эксперименты с ветром, водой.
Творческие занятия обязательно включают темы природы, окружающей среды, животные, птицы. Я всегда акцентирую внимание деток на том, как беззащитна природа перед человеком, как важно не обижать дерево, животное, реку, нашу землю.
Важно, чтобы ребята сами делали правильные выводы в результате беседы или после услышанного рассказа, стиха, сказки. В мозгу остается крепко-накрепко не та информация, которую заботливо вложил в голову ребенка взрослый, а та информация, которую малыш добыл самостоятельно.
Нужно обращать внимание детей на очевидные факты отвратительного поведения людей на природе, на улице, рассказывать, к чему приведет загрязнение воды, воздуха, наших улиц, парков. Дети очень чувствительны к несправедливости и это хорошо, ведь разбудив совесть в раннем возрасте, трудно будет ее приспать во взрослой жизни.
Самообразование воспитателя по теме «Экологическое образование дошкольников» – одновременно простое, но и с нюансами. По теме есть много литературы, материалов в Интернете, но многие педагоги игнорируют возможность общения с родителями. А ведь только во взаимодействии с семьей ребенка можно достичь поставленных целей воспитания личности.
Работа с родителями может быть организована в виде консультаций, личных бесед, совместных занятий и викторин. Также я делаю выставки рисунков деток, фотовыставки на тему экология, можно организовать совместный субботник.
Задачи экологического воспитания детей:
- Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
- Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
- Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
- Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
- Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
- Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.
Коротко можно сказать так: задачи экологического образования заключаются в воспитании нового человека с экологическим мышлением.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. В.А. Сухомлинский
Актуальность работы Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.
Задачи экологического воспитания в детском саду: -углубить и расширить экологические знания; -привить начальные навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные; -развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности, -воспитать чувства бережного отношения к природе. Основная цель экологического воспитания научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Формы работы: Экологические праздники С детьми дошкольного возраста Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок Работа кружка. Трудовая деятельность детей. Оформление группы и раздевалки Туристические походы. Занятия – экскурсии. Познавательные занятия
Занятия – экскурсии. Цель таких занятий – расширить представление о природе, способствовать развитию современного экологического мышления. Планом предусмотрены экскурсии к водоёмам, по экологической тропе, по деревне, к грачовнику и т.д. Проводим их во все времена года. Маленькие дети непосредственно восторгаются при виде цветка, бабочки, стрекозы, желто-красного листочка, птички сидящей на рябине.
Туристические походы. Традицией в нашем саду стало проведение туристических походов. Вместе с родителями мы отправляемся в поход, предварительно определив место посещения и план проведения. Во время похода мы знакомим детей с правилами поведения. Непосредственно общаясь с природой, воспитанники чувствуют себя её частичкой, и поэтому стараются бережно к ней относиться, соблюдая все правила поведения.
Праздники. В соответствии с каждым временем года проводим экологические праздники: « Осень золотая», «Праздник урожая», «Синичкин день», «Встреча весны», «Здравствуй, гостья – Зима», «День птиц». Дети лучше воспринимают материал и запоминают что-то новое, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи.
Работа кружка. Работа кружка направлена на воспитание любви к природе. Привлекаем внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; продолжаем формировать опыт взаимодействия детей с природой, навыки экологической культуры,учим оценивать поступки окружающих с точки зрения экологии. На кружке дети сами сажают растения и ухаживают за своими посадками, наблюдают за проведением различных опытов и сами проводят простейшие эксперименты.
Трудовая деятельность детей. Осуществляя экологическое воспитание необходимо помнить о роли положительного отношения к труду на природе. Разъясняю детям значимость их труда, поощряю тех, кто проявил инициативу и добился хороших результатов. Дети зимой подкармливают птиц на кормушках, ухаживают за цветами на клумбах и в группе.
Оформление группы и раздевалки Немалая роль в воспитании отводится эстетичному оформлению группы и раздевалки. Работая над проблемой экологического воспитания, обращаем внимание и на этот аспект. Сменяемость стендов в зависимости от времен года, оформление выставок – все это создает соответствующий эмоциональный настрой.
Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Необходимость её диктуется всей нашей жизнью. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Именно в дошкольном возрасте формируются особенности характера человека, его нравственный облик. Если в воспитании дошкольника упущено что-то существенное, эти проблемы проявятся позже и останутся неизлечимыми.
План по самообразованию
воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Чишма» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Горбуновой Лилианы Фаритовны
с 2015 по 2020 учебный год
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
ЛИЧНАЯ КАРТА
Горбунова |
|
Отчество | Фаритовна |
Должность, по которой аттестуется работник | Воспитатель |
Место работы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Чишма» |
Населенный пункт (город, район) | г. Мензелинск |
Стаж (педагогический) | |
Стаж (по специальности) | |
Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) | Высшее, г.Казань Академия социального образования 09 июня 2009 года, квалификация педагог –психолог по специальности «Педагогика и психология». |
Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | 1)«Набережночелнинский государственный педагогический институт», апрель 2011 год, 72 часа, «Формирование у воспитателей ДОУ компетенции необходимых для эффективной работы в сфере воспитания и обучения дошкольников». № 1987. 2)Елабужский институт (филиале) К(П)ФУ, 20 Февраля 2015 года, 72 часа, «Обновление основных направлений деятельности педагога/воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС» № УПК11-000028/2015 |
Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | Институт экономики, управления и права (г. Казань) специальность «Педагогика и психология дошкольного образования» |
План САМООБРАЗОВАНИЯ
ДО (ДОУ) работает над проблемой : «Формирование экологической культуры детей через ознакомление с родным краем».
Тема: «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы
Задачи:
формирование у детей системы знаний.
формирование у детей трудовых навыков и умений.
формирования у детей любви в природе.
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной
проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.
Перспективный план самообразования
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | Первый год | Курсы повышения квалификации. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) | Второй год | Выступление на семинарах, конференциях воспитателей дошкольных образовательных учреждений. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | Создание основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДОУ. Участие в неделях открытых дверей (показ открытых мероприятий, круглого стола для родителей) Участие в конкурсах с детьми. |
|
Обобщающий | Подведение итогов. | Четвертый год | Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. Привлечение родителей к организации проектов в группе |
Итогово-контрольный Внедренческий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | Пятый год | Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. Обобщение результатов на заседании. педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2015 – 2020 учебный год)
2015-2016 учебный год
Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь 2015 г. |
|
Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь 2015г. |
|
Посетить занятия воспитателей, занимающихся данной проблемой | ||
Участие в педагогических конкурсах, экспериментальной деятельности, для воспитателей. | ||
Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
|
Оформить альбом «Насекомые». Создать картотеку дидактических игр | Январь 2016г. |
|
Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
|
Сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка. «Об отношении взрослых к вопросам детей» | Февраль 2016г. |
|
Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы. | Март 2016г. |
|
Наблюдения и опыты в природе. | ||
Провести районную олимпиаду для дошкольников на тему «Природа вокруг нас» | ||
Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2016-2017 учебный год
Сентябрь |
||
Оформить уголок природы: подбор комнатных растений. | ||
Знакомиться с новыми формами, методами и примами в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течении года |
|
Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | ||
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | ||
Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня математического развития детей на начало и конец учебного года. | Сентябрь, май |
|
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Декабрь 2016г |
|
Познавательно- исследовательский проект «Волшебная водичка» | ||
Подготовка методического материала для родителей и воспитателей | ||
Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. | В течение года |
|
Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | ||
«Прогулка с детьми в лес» Папка-передвижка | ||
Провести итоговое развлечение для родителей по экологии |
2017-2018 учебный год
Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
|
Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
|
Сентябрь-октябрь |
||
В течение года |
||
Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
|
Разработка методических, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми. | ||
Изготовление совместно с родителями макетов: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» | ||
Консультация для молодых специалистов «Дидактические игры в обучении детей эколгии» | ||
Оформление выставки «Дидактические игры для детей по эколгии» | ||
Опыты с комнатными растениями. | ||
Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | В течение года |
|
Консультация для коллег | ||
Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» | В течение года |
|
Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. |
2018-2019 учебный год
Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
|
Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
|
Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы». | ||
В течение года |
||
Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | ||
Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, | В течение года |
|
Разработка дидактических и наглядных пособий для работы с детьми и пополнение методических пособий и пакета материала в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по обучению детей экологии (презентации) комплекта раздаточного материала (карточки, задания и тесты) | ||
Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. | ||
Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | ||
Изготовление эколого – дидактических игр: -«Овощи и фрукты». -«Животные и птицы». | ||
Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
|
Пополнить картотеку дидактических игр |
2019-2020 учебный год
Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
|
Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду» | ||
Консультация «Учим стихи – развиваем память». | ||
Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
|
Пройти курсы повышения квалификации. | ||
Составление конспектов занятий, развлечений. | ||
Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. | В течение года |
|
Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
|
«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-передвижка | ||
Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород» | ||
Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!» | ||
Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр. |
План самообразования по теме :
" Экологическое воспитание
детей дошкольного возраста".
Балабановой Нины Александровны
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ№1 пгт Актюбинский
Азнакаевского муниципального района
на 2015 - 2020 учебный год.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
№п/п
Тема
Сроки
Форма
распространения
опыта
1 этап: Информационно-аналитический
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Составление перспективного плана работы
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры
П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»
М. В. Лучич «Детям о природе».
Н. А. Рыжова « Не просто сказки»
Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»
В.Дрязгунова «Дидактические
игры для ознакомления детей с растениями»
В течение года
При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педчасов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников
Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.
Январь-май
Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Март-апрель
Выставка игр, пособий для практической деятельности.
Разработать карты мониторинга.
Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.
В течение года
Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.
"Под парусом Лето плывёт по Земле".
Июнь, июль, август
Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.
II . ЭТАП - внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ
Сентябрь-май
Календарно – тематическое планирование
Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.
Сентябрь-май
Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».
Март
Просмотр деятельности педагога
Родительское собрание «Дошкольник и экология».
Апрель
Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.
Май
Подбор методического оснащения.
Пополнение методической копилки.
Составление перспективного плана работы.
Подготовка материала к информационным стендам.
Ноябрь, май
День открытых дверей
III . ЭТАП - представление опыта работы по теме
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.
В течение года
Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования
В течение года
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
Подготовка статьи для публикации в СМИ
Сентябрь
статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»
Презентация опыта работы по теме самообразования
Февраль
Творческий отчёт для педагогов ДОУ г. Азнакаево и Азнакаевского района.
Обобщение опыта.
Май
Оформление отчета
Информационные листы в виде таблицы с результатами
IV . Работа с семьёй
Наглядная агитация
В течение года
1. Оформление родительских уголков по теме "Наш режим", "Примите наши правила" "Расписание НОД"
2. В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье.
Анкетирование
В течение года
«Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе»
Выставка
Ноябрь
Март
Семейных творческих газет «С днём рождения, детский сад»
Фотовыставка «Я и мой воспитатель»
Групповые родительские собрания
Раз в квартал
По плану работы с родителями
День открытых дверей
Ноябрь
Апрель
«Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!»
Фотоотчет
Июнь
Июль
Август
О летней оздоровительной работе «Вот оно какое – наше лето!»
V. Мероприятия для детей
«Волшебный сундучок осени»
Сентябрь
Выставка поделок из природного материала и овощей
«Дети о родном саде»
Ноябрь
Выставка детских рисунков
"Земля - наш дом родной"
Ноябрь
«Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка»
Апрель
КВН и викторины по экологии
«Цветок моего настроения»
Апрель
Экологическая игра-наблюдение
«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»
«Что нужно растениям для роста» и др.
В течение года
Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа .
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме :
" Экологическое воспитание
детей дошкольного возраста»
Егоровой Надежды Николаевны
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Берёзка»
Верхнеуслонского муниципального района
на 2016 - 2021 учебный год.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель :
Формирование у детей элементов экологического сознания к природе;
Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
Развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.
Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей
Задачи:
Пополнить педагогическую копилку новой информацией;
Изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.
Форма самообразования: индивидуальная
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс
Воспитание защитников природы
Творческая активность воспитанников
Форма отчётности:
Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию
Провести анкетирование родителей
Изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок
Составить конспекты занятий, развлечений
Создание и внедрение проекта «Экология души»
№п/п | Тема | Сроки | Форма Распространения Опыта |
1 этап: Информационно-аналитический Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования |
|||
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г. | Сентябрь- октябрь | Составление перспективного плана работы |
|
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?» М. В. Лучич «Детям о природе». Н. А. Рыжова « Не просто сказки» Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой» О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду» | В течение года | При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников |
|
Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста. | Январь-май | Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста. |
|
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март-апрель | Выставка игр, пособий для практической деятельности. |
|
Разработать карты мониторинга.
| В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. |
|
"Под парусом Лето плывёт по Земле". | Июнь, июль, август | Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов. |
|
II. ЭТАП - внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса |
|||
Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ | Сентябрь-май | Календарно – тематическое планирование |
|
Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. | Сентябрь-май | Наглядный материал |
|
Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду». | Март | Просмотр деятельности педагога |
|
Родительское собрание «Дошкольник и экология». | Апрель | ||
Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. | Май | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана работы. |
|
Подготовка материала к информационным стендам. | Ноябрь, май | День открытых дверей |
|
III. ЭТАП - представление опыта работы по теме |
|||
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
|
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии | В течение года | Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. |
|
Подготовка статьи для публикации в СМИ | Сентябрь | статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» |
|
Презентация опыта работы по теме самообразования | Февраль | Творческий отчёт для педагогов МБДОУ Верхнеуслонского муниципального района |
|
Обобщение опыта. | Май | Оформление отчета Информационные листы в виде таблицы с результатами |
|
IV. Работа с семьёй |
|||
Наглядная агитация | В течение года | 1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето", "Примите наши правила" 2. Оформление папок-передвижек на темы: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения», «Зелёный спецназ» |
|
Анкетирование | В течение года | «Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе» |
|
Выставка | В течение года | Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»; «Здоровячок» Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Наши лучшие места отдыха в нашем селе», «Вот оно какое-наше лето!» |
|
Групповые родительские собрания | Раз в квартал | По плану работы с родителями |
|
День открытых дверей | Ноябрь Апрель | «Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!» |
|
Акция | Апрель | Трудовой десант «Очистим берёзовую посадку от мусора», «Поможем вырасти аллее наших детей.» «Дома для птичьих семей» |
|
Круглый стол | Май | «Волшебный мир книги, как средство повышения экологической культуры родителей» |
|
V. Мероприятия для детей |
|||
«Дары осени» | Сентябрь | Выставка поделок из природного материала и овощей |
|
«Дети о родном саде» «Природа глазами детей» «Зелёная красавица» «Волшебный сундучок зимы» | Октябрь Ноябрь Декабрь | Выставка детских рисунков, коллажей. Выставка поделок из бросового материала |
|
" Земля - наш дом родной" | Январь | Экологическое мероприятие |
|
«Знатоки природы» «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» ; «Зелёная аптека» | Февраль Март Апрель | КВН и викторины по экологии |
|
«Цветок моего настроения» | Апрель | Экологическая игра-наблюдение |
|
«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай» «Что нужно растениям для роста» и др. | В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа. |
|
Акции: «Берегите природу», «Юный эколог», «Поможем птицам» | В течение года | Рисование плакатов в защиту природы; Конкурс на лучшую кормушку |
|
«Что в уголке леса тебе нравится больше всего»; «Волшебница-зима»; «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»; «Зелёная аптека» | В течение года | Тематические прогулки |
|
«Осень», «Зима» | В течение года | Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок |
|
«Читайте вместе с нами», «Четыре времени года», «Двенадцать месяцев» | Май В течение года | Литературная выставка; Театральное представление; Театральное представление |