Современные технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Виды организации деятельности. Обогащение представлений об истории, традициях семьи, развитие умений проявления внимания к близким в семье

Лариса Анатольевна Игнатова
«Педагогические технологии в работе воспитателя по адаптации детей раннего возраста»

Дошкольная образовательная организация является одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста . С поступлением в детский сад в жизни ребёнка наступает ряд серьёзных изменений : появляется необходимость соблюдать режим дня, установить контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, выполнять определённые правила, усваивать основы дисциплины.

Таким образом, приспособление (адаптация , к новым условиям требует изменения некоторых, сложившихся ранее связей, стереотипов поведения и быстрого образования новых. Это достаточно сложный период в жизни всех участников воспитательно -образовательного поля : ребёнка, его родных и персонала детского сада. От правильно организованного периода адаптации в детском саду зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем.

В своей работе , в период адаптации , так сложилось, (что большую часть детей принимала одна , я использовала следующие технологии :

1. Здоровьесберегающие технологии .

Почему я выделила именно эти технологии ? В период адаптации организм ребёнка испытывает нагрузку : психологические, эмоциональные переживания ослабляют его, делают уязвимым для разных инфекционных заболеваний. В это время важно, насколько возможно, обеспечить эмоционально-психологическое благополучие малыша, способствовать сохранению и укреплению его здоровья. Решить эту задачу мне помогают различные формы организации образовательного процесса : в режимных моментах (Слайд 2- зарядка, на занятиях, в свободной деятельности. Одним из факторов сохранения здоровья является чёткое соблюдение режима дня. Безусловно, посещение ребёнком дошкольного учреждения вносит определённые коррективы в уже сложившийся домашний режим дня. С этой целью был создан более гибкий, щадящий режим для некоторых воспитанников . Нашу группу посещает мальчик, который проживает в посёлке «Пролетарский» . Первое время ребёнка привозили в детский сад немного позже, т. к. долго добираться и трудно поднимать мальчика утром. Другой пример : ребёнок начинал засыпать, не дождавшись обеда. (Слайд 3- дети кушают за столом.) Побеседовав с мамой, выяснили, что у них дневной сон раньше, чем в детском саду. По этой причине кормили мальчика первым и укладывали в кровать.

2. Личностно-ориентированные технологии .

В начальный период привыкания детей к детскому саду , как я уже отметила ранее, воспитанники часто напряжены , беспокойны, замкнуты. Общение со сверстниками и взрослыми налаживается медленно, преобладают отрицательные эмоции. Чтобы облегчить процесс адаптации , ускорить вхождение ребёнка в коллектив сверстников, важно «подобрать к нему ключик» . А это невозможно без знания индивидуальных особенностей, склонностей, интересов малыша. Использование личностно-ориентированных технологий помогает установить с воспитанниками добрые , доверительные отношения, позитивно настроить его на окружающий мир.

Хотелось бы привести пример нежелания ребёнка идти на контакт с воспитателями , детьми - мальчик Андрей. (Слайд 4 – дети едут на автобусе) . Ребёнок отличался от других детей поведением : был замкнут, насторожен, чрезмерный шум, крики других детей вызывали у мальчика раздражение, предпочитал только общество мамы, проявление внимания к нему, участие в его жизни со стороны педагога категорически отвергал. Это подтвердилось и после общения с мамой. По этой причине она привела ребёнка в детский сад позже остальных детей , когда пик адаптации в группе был пройден.

Во время приёма пищи тоже были определённые сложности. Андрей отказывался садиться вместе с детьми за стол. Но взяв кусок хлеба с тарелки, ходил с ним по всей группе. Вот так проходили завтрак и обед.

Привыкание организовывали дозированно, т. е. постепенно. Видя, что дети едят за столами, мальчик стал тоже подходить к столу, позволяя покормить себя стоя. Затем ненадолго стал садиться за стол на коленях взрослого. После перешли к самостоятельному нахождению за столом рядом с педагогом и , наконец, самостоятельно. Так же было и во время посещения музыкального зала. Вначале спускались вниз к залу и возвращались назад в группу. Затем посещали часть занятия, возвращались в группу с помощником воспитателя и вскоре вместе со всеми детьми.

В беседе с мамой выяснили, что мальчик любит собирать пирамидки, строить из кубиков, рассматривать книги. Чтобы Андрей не чувствовал себя одиноким я организовывала с ним индивидуальные игры : «Собери пирамидку» , «Построй башенку» , «Найди такой же» , «Подбери пару» , т. д. (Слайд 5 – мальчик делает постройку из кубиков) . Путём такой целенаправленной работы Андрюша стал оттаивать, происходило постепенное включение его в различные виды деятельности во всех режимных моментах.

Индивидуальный подход прослеживается и во время воспитания культурно-гигиенических навыков.

(Слайд 6 – дети моют руки) . Алёнка отказывалась от посещения туалета. По этой причине было предложено маме принести горшок из дома, и проблема была решена.

Ещё один пример : Матвей не расставался со своей подушкой. Чтобы процесс привыкания прошёл безболезненно, разрешили входить в группу с подушкой и укладываться на дневной сон с ней. (Слайд 7 – мальчик готовиться ко сну) . Подушка сопровождала его весь день нахождения в детском саду. Это помогало ребёнку успокоиться, сохранить связь с родным домом. Подушка - кусочек дома.

Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие присущих ребёнку личностных качеств и способностей, формирование положительной «Я» - концепции, развития творческих способностей. В группе мало говорящих детей , хорошо говорят, знают много стихов Полина М., Вася В. (Слайд 8 – девочка с книжкой) . Во время чтения знакомых книг, потешек, стихотворений, малыши просят дать возможность высказаться. Это поощряется. Тем самым я помогаю ребёнку участвовать в самостоятельной речевой деятельности, проявить свою активность и способности.

3. Игровые технологии .

В сохранении хорошего настроения, положительных эмоций, отвлечения от негативных переживаний помогает игра. Игра – ведущий вид детской деятельности. Она раскрывает наклонности, увлекает и активизирует малышей, помогает объединить их, установить доверительные отношения. Игра должна сопровождать ребёнка весь период его дошкольного детства. Очень эффективен приём внесения игрушки (игрушку выбираю по теме календарного плана, вокруг которой строится образовательный процесс. Как правило, новая игрушка привлекает воспитанников , а с возникновением интереса я могу организовать с ними какую-либо деятельность (сюжетно-ролевую игру; чтение книг, подвижные игры; рисование или лепку; пригласить детей вместе с игрушкой на прогулку, т. д.) (Слайд 9 – дети лепят) .

В группе есть девочка Алёнка, у которой очень сильно развито чувство собственничества. Входила в группу, держа игрушки в обеих руках, и не выпускала их из рук в течение дня. Чужие понравившиеся ей игрушки она тоже считала своими. Увидев у девочки игрушки из мультфильма «Маша и медведь» , она решила забрать одну из игрушек, чем очень расстроила ребёнка. Пришлось пойти на хитрость. Напомнила Алёнке, что Маша и медведь всегда вместе и предложила обыграть игрушки с помощью строителя или в кукольном уголке. Тем самым подтолкнула воспитанников к объединению и совместной игре. (Слайд 10 – девочки играют на ковре) . Всем взрослым, кто заходил в группу, Алёнка с гордостью рассказывала, что подружилась с Настей. Различные игровые проявления помогают нам настроить Алёнку на позитивное отношение к сверстникам.

Спустя полгода хочется отметить, что все воспитанники группы адаптированы к дошкольному учреждению, у детей появились определённые достижения : малыши стали реагировать на речь взрослого, просьбы, ориентироваться в пределах ближайшего окружения (Слайд 11 – дети спускаются по лестнице в музыкальный зал) . У воспитанников формируются разные виды деятельности : игровая, продуктивная, трудовая, познавательная, речевая.

Галина Алексеева
Статья «Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево. Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве просто поставить на ноги человека? Необходимо помочь ему, несмышлёному малышу, набраться силёнок, понять мир вокруг себя, научить общаться и быть самостоятельным. Это очень сложный и ответственный труд, требующий знаний, большого мастерства и, конечно же, любви. Труд воспитателя!

К нам в группу приводят таких крох, что вначале трудно представить, как через 5 лет они, говорливые и рассудительные, будут готовы сесть за парту. Пока же они не могут выговорить наших имён и отчеств, крепко привязаны к маме и многие очень болезненно переживают разлуку с ней даже на несколько часов. Мы постепенно становимся вторыми мамами. В этот переходный период для ребёнка особенно важно тёплое, доброе отношение к себе, чтобы почувствовать себя защищённым.

В этом возрасте формируется речь ребёнка. Некоторые дети долго остаются молчунами или говорят односложно, но это вовсе не значит, что наша работа по развитию речи бесполезна. Дети «копят» слова, набирают грамматических конструкций, просто момент говорения для них наступает позже.

Каждый день я учу и учусь. Ведь наша работа немыслима без саморазвития, без чтения педагогической литературы , без общения с коллегами. В ней нельзя узнать всё сразу и навсегда. Опыт набирается по крупицам и помогает в непростом, увлекательном и таком необходимом для общества деле - воспитание детей.

К. Гельвеций говорил : «Воспитатель – волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых» . Приятно чувствовать себя волшебником!

Цель моей работы – обеспечение организации педагогического сопровождения детей , что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

Одной из задач с детьми раннего возраста является обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей и использование в работе инновационные технологии и методики .

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании их в нашем дошкольном учреждении .

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий , для детей раннего возраста приемлемы следующие :

1. здоровьесберегающие технологии ;

2. технологии проектной деятельности;

3. технология исследовательской деятельности;

4. информационно-коммуникационные технологии ;

5. «Кейс-технология » .

Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях. В специально оборудованном зале со всеми необходимыми атрибутами и инвентарем проходят занятия по физической культуре. Свои занятия организуем в игровой форме, немного фантазии - и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Во время занятий учитываем разную степень их подвижности, дифференцированно подходим к дозировке физических упражнений. Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с родителями . Для подержания «обратной связи» с семьей мы предлагаем воспользоваться такой формой взаимодействия, как система домашних заданий, обучение родителей методике точечного массажа, дыхательной и корригирующей гимнастик.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста . Так, в нашей группе основное внимание педагог обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы,

получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы, также

смогли реализовать свои творческие способности.

Сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной ауди- видеотехникой . Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОУ . В своей работе мы используем различные программы : Microsoft Office ; Excel ; Power Point; Office Publisher, педагоги групп раннего возраста прошли обучение по программе в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего» .

ИКТ помогают в подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, в подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, в знакомстве со сценариями праздников и других мероприятий, в обмене опытом, в знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья , в оформление групповой документации, отчетов. Компьютер облегчает работу педагога , позволят не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Создание презентаций повышает эффективность образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. У компьютера много преимуществ : информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; образный тип информации, понятен дошкольникам раннего возраста ; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; компьютер обладает стимулом познавательной активности детей.

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога . В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации , кейс-фото.

Кейс-иллюстрации и кейс-фото активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, помогают развивать речь.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи) .

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок , направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. А использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность .

Литература :

1. Акулова, О. В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О . В. Акулова, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, Л. М. Гурович. - М.: Центр педагогического образования , 2008. - 240 с.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ . -М.: Сфера, 2007.

3. Ремезова Л. А., Куренкова О. В., Костина Н. В., Амплетова Е. В. Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования . Самара; Тольятти, 2013.

4. Филиппова В. А., Руденко И. В., Макарова О. Б. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками . Тольятти Издательство ТГУ, 2013.

Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации

Воспитание и развитие детей раннего возраста - одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.

Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

Технологический подход, первоначально разрабатываемый применительно к сфере предметного образования, в последние годы расширяет границы своего использования, что приводит к разноречивости трактовок его ключевого термина - педагогической технологии. В ряде источников последняя рассматривается как упорядоченная совокупность действий, приводящая к получению намеченных результатов (Б.Т. Лихачев , В.Ю. Питюков, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов , М.А. Чошанов и др.), что сближает ее с существующим в науке понятием методики (Е.В. Титова ).

Между тем становление технологического подхода в зарубежной, а затем и отечественной педагогике (L.W. Anderson, P.D. Mitchell, В.И. Боголюбов , В.П. Беспалько, М.В. Кларин и др.) происходило под влиянием системного подхода, вследствие чего правомерно рассматривать технологию как способ и продукт проектирования целостного педагогического процесса, которое осуществляется на основе оценки и гармонизации множества факторов, определяющих достижение прогнозируемых системных изменений.

Технология в широком понимании есть совокупность последовательным образом организованных методов и процессов преобразования некоего социального формирования с целью приведения ее в состояние, соответствующее целевой установке.

  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

При множестве определений понятий "педагогическая технология" большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями:

  1. планирование обучения и воспитания на основе точно определённого желаемого эталона;
  2. программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий воспитателя и ребенка;
  3. сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;
  4. коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса .

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  1. Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);
  2. Технология проблемного обучения.

Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.

3. Технология проектного обучения

Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач.

4.Технология игрового обучения.

Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
  2. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.
  3. Личностно – ориентированные технологии.

Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .

Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, помимо других, мы используем следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.

Тематически сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией.

Основой для подобной коробки может стать:

  • таз для белья;
  • большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;
  • картонные коробки;
  • деревянный ящик и т.д.

В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох.
Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт.

Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.

Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского "случаться").

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу,можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Польза от рисования пальчиками:

  • Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
  • Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
  • Осознание ребёнком собственного тела.
  • Раннее развитие творческих способностей.
    Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
  • Развитие представлений о цвете.
  • Развитие воображения и образного мышления.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Список использованной литературы

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2006. - № 3. - с. 78.
  2. Аркусова И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения)
  3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008. -352с.
  4. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
  5. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
  6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». – 2010
  7. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
  8. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
  9. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
  10. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2010. - 342с.
  11. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 2009. – 94с.
  12. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 2014. – 216с.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 256с.
  14. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 2004. – 152с.
  15. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,2007. – 456с.
  16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 576с.
  17. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128с.
  18. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. - Ярославль;Изд-во ЯГПУ, 2012. - 311 с.
  19. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2006. – 96с.
  1. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2010. - 176с.

Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.

Подготовила воспитатель

На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность.

Новые образовательные технологии - это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ , рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.

Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание - это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер (A. B. Запорожец,).

Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие и развитие практических умений и навыков.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Ф. Фребель.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка , а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Сенсорное развитие ребёнка ‑ это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться только правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения » при оценке свойств веществ.

Педагогическими исследованиями (, и другими) и практическим опытом дошкольных образовательных учреждений доказана необходимость включения сенсорного развития дошкольников во все виды детской деятельности. Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.

В исследованиях, и показано, что приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать, ещё не достаточны для успешного освоения ребёнком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватными формой и содержанием обучения, может стать возникновение у ребёнка невротических заболеваний (заикание, синдром навязчивых движений, нервные тики, детские страхи, энурез и др.)

Современные научные данные, по словам и К. Ландерса, свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие методы и приёмы обучения, которые используют в работе со школьниками: чисто словесные объяснения, инструкции, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста вызвало ряд противоречий:

1.Быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением соответствующих инноваций в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.

2.Необходимостью использования новых педагогических технологий сенсорного развития раннего дошкольного возраста и недостаточной изученностью особенностей деятельности, способствующей повышению эффективности развивающих процессов.

Необходимость поиска путей преодоления этих противоречий определяет актуальность данного опыта работы.

Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.

Задачи:

1. Выявить актуальность и обосновать пути сенсорного развития детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.

2. Изучить особенности современных технологий и пути достижения ими сенсорного развития раннего возраста детей.

3. Разработать, апробировать и определить эффективность современных технологий, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста.

4. Оценить результативность работы с детьми раннего возраста и обобщить опыт работы.

Процесс сенсорного развития детей раннего возраста будет эффективен при реализации следующих п ринципов:

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип сенсорного воспитания предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры , и в этом смысле вести за собой.

Для разрешения обозначенных противоречий необходимы новые подходы к поиску эффективных средств, методов, педагогических технологий.

Одним из таких средств обучения в настоящее время, как считают российские и зарубежные педагоги, являются конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях.

Обозначим, какие психофизические характеристики развиваются у детей раннего дошкольного возраста в процессе обучения с использованием технологии LEGO DACTA:

1. Развитие психических процессов:

– памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);

– внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);

2. Развитие сенсорных эталонов:

– цвет (дидактическая игра «Змейка»);

– форма (дидактическая игра «Двойняшки»);

– величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);

3. Развитие речи:

– дидактические игры «Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;

4. Знакомство с окружающим миром:

– дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий».

В результате деятельности с использованием конструктора данного типа дети учатся соединять детали конструктора различными способами, читать схемы-сборки и работать по ним, представлять и защищать свою модель.

В дошкольной педагогике методикой с использованием конструкторов LEGO DACTA в нашей стране занимается. Педагог предлагает систему работы по курсу «Моделирование объектов реального мира средствами конструкторов LEGO DACTA».

Цель - развитие способностей детей к наглядному моделированию.

Главные задачи:

– развитие умения анализировать предмет, то есть выделять его характерные особенности, функциональные основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

– обучение планированию процесса созидания собственной модели и совместного проекта;

– стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или по свободной теме;

– ознакомление с окружающей действительностью;

– формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO DACTA;

– развитие речи и коммуникативных способностей.

Виды организации деятельности:

– по образцу;

– по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору LEGO DACTA;

1. Первое знакомство и контакт с конструкторами LEGO DACTA. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые данные наборы им предоставляют.

2. Формулировка задачи. Перед детьми ставят задачу, которую они должны решить с помощью конструктора. Например: «мой дом»; «моя комната»; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.

3. Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе , сами задают себе темы; они выполняют задание, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.

4. Представление результатов работы. Детям предоставляется возможность демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку и оказывает не только положительное влияние на его знания, но и приносит эффект: происходит смена самовосприятия, осознания собственных резервов.

Самым сильным воздействием на процесс сенсорного развития детей раннего возраста обладает Сенсорная комната. Работа в сенсорной комнате проводится как с группой детей, так и индивидуально.

Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты уменьшает у детей чувство страха при падении. Занятия в Сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

Методика работы в Сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора упражнений для развития сенсорики.

Этапы работы в Сенсорной комнате:

1. Развитие тактильных и кинестетических ощущений, поскольку, кожно-кинестетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

2. Развитие слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых ощущений.

В группах работа проводится при одновременном участии детей и их родителей. Создаются ситуации, когда ребенок должен быть наравне с мамой или даже помочь маме в какой-либо деятельности. В последующих видах деятельности обыгрываются ситуации, когда дети остаются одни, без родителей.

В групповых видах деятельности идёт развитие коммуникативных навыков. Однако общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Все упражнения в организованной деятельности будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.

Результаты:

Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.

Перспектива:

Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Дата публикации: 07.01.18

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста

(из опыта работы)

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» - Станислав Теофилович Шацкий.

Василий Александрович Сухомлинский предлагает такую метафору : «Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Лев Семёнович Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.

В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности дошкольников - их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью образования дошкольников. К числу современных образовательных технологий можно отнести: - здоровье сберегающие технологии; - технологии проектной деятельности; - технологии исследовательской деятельности; - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - игровые технологии.

Я в своей работе активно использую игровые технологии, так как именно игровые технологии - фундамент всего дошкольного образования.

Что такое игровая технология и какова её роль для дошкольника?

Понятие « игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

В отличии от игры вообще, игровая технология обладает существенным признаком – четко обучение и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. У детей младшего возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей. Помогает использование игровой технологии для развития внимания. К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же предмет”, в ходе, которой я предлагаю ребенку выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек «такой же», как у него. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры "Что изменилось?”, "Запомни картинку” и "Чего не стало?” и другие.

В группе, где я работаю, имеется сенсомоторный уголок с множеством пособий и игр по сенсорному развитию детей раннего возраста. Направление сенсомоторного уголка:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.

При ознакомление детей с сенсорными эталонами, используется игровой персонаж. Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с окружающим миром. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

В группе собран материал на развитие тактильных ощущений. используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

Лепка из глины, пластилина, теста;

Рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

Игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

Собирание крупных пазлов;

Сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки, крупные пазлы и кубики. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.

На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. С детьми, которые не справляются с этими задачами, провожу индивидуальную работу. Зная уровень подготовленности каждого воспитанника, работу по отбору дидактических игр я строю с учётом интересов детей, а также близким опыту детей с постепенным усложнением дидактических задач и игровых правил. Когда ребёнку интересно играть, обучение проходит более успешно и результативно.

Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.

В своей работе применяю наглядные, практические и словесные методы обучения, обеспечивающие приобретению знаний, умений и навыков. Эти методы обучения сочетаю с методическими приемами.

Особый акцент делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

В работе по сенсорному развитию для детей младшей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:

1. Игры на различение основных цветов:

«Бантики для котят» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета), «Грибочки», «Весёлые бусы» (предложить по памяти собрать бусы из разноцветных кружков в соответствии с образцом), «Красивый петушок»,«Разложи в бутылочки по цвету» (учить различать и называть цвета)«Закончи картинку» («Яблонька», «Цыплята», «Самосвал», «Ёжик», «Ракета», «Машина и светофор»), «Разноцветные бусы», «Разноцветные трубочки»,«Бабочки и цветочки», «Половинки», «Собери автобус»,«Волшебные коврики». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.

2. Игры на различение величины предметов:

«Цыплята на лужайке»,«Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Посади ёлочки», «Яблочки». «Большие и маленькие бусы", "Большая и маленькая куклы", «Соберём башенку", «Сбор фруктов", «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.

3. Игры на закрепление знаний о форме:

«Закрой окошки», «Разложи бусинки», «Закончи картинку», «Светофор», «Волшебная книжка-малышка», «Собери автобус», «Чудесный мешочек», «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото", «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «На что похоже?». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

4. Игры на закрепление понятий большой-маленький, много-мало и основных цветов:

«Ёлочки и грибочки»", «Пирамидки», «Подкати большой, маленький мяч», «Собери матрёшку».

5. Игры и упражнения на слуховое восприятие:

Упражнения: «Как гром гремит?», «Как дождь стучит?», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок» и т. д.

6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке.

Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».

В свободной деятельности включаю игры: «Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики. А также предлагаю детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.

В режимных моментах включаю игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.

Знакомясь с явлениями природы, включаю игры:

Игры: «Солнышко и дождик», «Соберем листочки», «Что за дерево?».

Упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало», «Большой-маленький», «Тихо-громко».

В своей работе использую игры Воскобовича «Квадрат», «Чудо-крестики», «Лепестки». Занятия с пособиями Воскобовича начинаются с простого манипулирования, а в дальнейшем усложняются за счет разнообразных заданий и упражнений методики.

Такие игры увлекут даже взрослых, хоть и рассчитаны они на детей от 2 до 7 лет. В зависимости от возраста просто усложняется задание и увеличивается количество действий для его решения. Одна и та же игра будет приносить пользу на протяжении нескольких лет. Ребенок может складывать из них всевозможные геометрические фигуры, трениру я память, мелкую моторику, расширяя представления о геометрических понятиях

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным и 4х цветным. Игра с двухцветным квадратом предназначена для детей 2–5 лет. Квадрат состоит из треугольников красного и зеленого цвета, наклеенных на тканевую основу. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер». Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу.

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Игра сопровождается рядом сказок. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа.

«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать формируют понятия целое и части учится использовать схемы для решения поставленных задач.
Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности.

Игра «Лепестки» развивает мелкую моторику, творческие способности: умение самостоятельно придумывать фигуры и складывать их из заданных частей. Один вариант игры: «складываем крестики в рамку поля». Другая игра: “конструирование фигур”. Ребенок учится конструктивной деятельности и складыванию предмета из частей по образцу. Если ребенку трудно конструировать фигуры, для него предложен вариант с наложением крестиков на приложенные схемы.
Двухлетний ребенок научится собирать целые крестики из частей, различать цвета и сравнивать размеры деталей. И будет рад, когда из разрозненных кусочков сложит лошадку, цветок, самолет. С помощью занимательных и

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяет его кругозор.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.

Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.

Моим малышам очень нравятся эти игры, и они с большим удовольствием играют в них и развиваются соответственно своему возрасту.

Игры выполняют функцию - контроль над состоянием сенсорного развития детей. Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму. С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала. В результате, дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов.. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в результате получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.