Образовательный портал. Занятие во второй младшей группе "пасха красная"

Нина ТИТОВА
Конспект занятия по ознакомлению детей второй младшей группы с праздником «Пасха»

Тема : «Словно в сказку попали, и о Пасхе мы узнали » .

Программное содержание : 1. Дать детям элементарные знания о празднике Пасха .

2. Приобщать детей к культуре русского народа.

3. Воспитывать любовь и уважение к русским праздникам .

Материал : Кукла в народном костюме, наглядные пособия (Картинки кулича, пасхи , пасхальных крашеных яиц , загадки, стихи.

Предварительная работа : Рассматривание с детьми иллюстраций – корзина с пасхальными крашеными яйцами , рассматривание кулича и Пасхи .

Ход НОД:

Звучит веселая музыка с пением птиц и журчанием воды (Звуки природы) .

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Кукла Маша в русском народном костюме.

Здравствуйте, ребята! Шла я к вам шла, и где то по дороге сундучок свой забыла.

Помогите мне ребята отыскать его, этот сундучок нам интересную и волшебную тайну откроет, отправится в сказку из которой вы узнаете о большом светлом празднике .

Поможем ребята нашей кукле Маше? Поищем сундучок? Ведь и вправду интересно, что же в нем находится.

(Вместе с ребятами отправляемся в разные уголки группы , и находим сундучок среди книг.)

Ребята, посмотрите, а сундучок то не простой и не пустой, а с загадками. А тут еще и записка : «Отгадаете загадки- попадете прямо в сказку »

Ну что ребята, будем загадки отгадывать?

-Слушайте первую загадку :

«Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо-(куличи!»

Правильно, ребята, это куличи, слушайте следующую загадку :

«Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные (яички)

Ребятки, мы загадки отгадали, и посмотрите в сундучке еще записка одна :

-«Вы загадки отгадали, только в сказку не попали, так закройте вы глаза, ожидайте чуда, палочкой волшебной, я взмахну легко, в сказке мы очутимся от группы далеко

Ребятки, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что же это такое у нас изображено?

Да это же Пасхальные угощения на стол в праздник . Ребята, Пасху празднуют очень давно , с самых давних времен люди верили, что в Пасху происходят чудеса и волшебство.

Пасха - это наш самый главный праздник , а символами этого светлого праздника являются крашеные яички, куличи и конечно сама Пасха .

Яйцо - это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами : «Христос воскресе!» В ответ следует сказать : «Воистину воскресе!» - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А еще когда все готовятся к празднику в доме обязательно все прибирают, чтобы встретить праздник с чистотой и уютом .

Так же на Пасху принято печь куличи , это очень вкусные высокие пироги украшенные сахаром и маленькими конфетками. А еще в Пасху обязательно делают Пасху – ее называют так в честь праздника и она сделана из творога, а не из теста.

А теперь послушайте ребята небольшое стихотворение о Пасхе , которым мы и завершим наше занятие :

«Радует природа в светлый праздник Пасхи ,

Колоколен звоны рвутся ввысь небес!

Появилась зелень, стали ярче краски,

В храмах торжествуют, ведь Христос воскрес!»

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с праздником светлой Пасхи . Я желаю вам всем помогать готовиться вместе с мамами, папами, бабушками, со всей семьей готовиться к этому замечательному светлому празднику .

Татьяна Адонина
НОД для 2 младшей группы «Встречаем Пасху» (нетрадиционные методы рисования)

Программные задачи : приобщать детей к истокам русской – народной культуры, прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа. Воспитывать нравственные и эстетические чувста, развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук. Закрепить технические навыки рисования тычками . Учить отгадывать маленькие описательные загадки.

Материал : колокольчик, песочные часы, музыкальная шкатулка, раскрашенное яйцо, проектор, компьютер, мультимедийная доска, презинтация.

На каждого ребенка : яйцо на подставке, гаушь, тычки, салфетки.

Воспитатель звонит в серебрянный колокольчик приглашает к себе детей.

Вос – ль : Какое сейчас время года?

Дети : Весна.

Вос – ль : Какие весенние праздники вы знаете?

Вос – ль :Из страны далекой ласточки летят

Весело щебечут, людям говорят :

«Люди, пробудитесь! К вам весна идет,

А с весной и пасха радость к вам несет !

Ребенок читает стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка»

Вос- ль : Дети, скоро будет праздник пасхи . В каждой семье готовятся к этому празднику : пекут пасхи , пироги, печенье, покупают много конфет и красят яйца в разные красивые цвета. Все это выставляют на блюдо, угощают своих родных, знакомых. Яйца раскрашивали разными узорами : тычками, завитками, волнистыми и прямыми линиями.

Воспитатель достает из музыкальной шкатулки раскрашенное яйцо, рассматривает его с детьми. Показывает образец раскрашивания яйца. Приглашает детей пройти на свое рабочее место.

(у каждого ребенка на подставке окрашенное яйцо разных цветов)

Проводится дидактическая игра «Назови цвет»

Вос – ль : Показываю детям песочные часы, как песочек пересыпится отложим работы и поиграем (перед началом работы дети в воздухе проводят прямые и волнистые линии, точки)

Вос – ль : Ребятки для того, чтобы узор на яйце получился красивым, радостным. Давайте улыбнемся друг другу.

Индивидуальная работа : воспитатель помогает начать работу Гале М, Андрею Ц, Ксении Ч.

Вос –ль : Ребята посмотрите песочек в часах уже пересыпался, пора нам немножко поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Наши руки как цветочки

Пальчики как лепесточки

Солнце просыпается

Цветочки раскрываются

В темноте они опять

Будут очень крепко спать

Вос –ль : А теперь продолжим раскрашивать яйцо и оставляем его подсыхать.

Вос –ль : Напоминает детям, что яйцо – это предмет природного мира, а раскрашенное яйцо это предмет рукотворного мира.

Вос –ль : Давайте поиграем. Игра передай яйцо (дети встают в круг передают яйцо друг другу)

Вос – ль : Отгадайте загадку

Нашел я шар, разбил его

Белый дом с желтым жильцом (яйцо)

Раньше был желток яичный,

А теперь – (цыпленок)

Вос – ль : К какому празднику мы с вами раскрашивали яйца?

Дети : Пасхи .

Вос – ль : Чем мы их раскрашивали?

Дети : тычками

Вос – ль : добиваюсь полных ответов.

Вос – ль : Молодцы вы правильно отгадали загадки, красиво раскрасили яйца, играли в игры, отвечали на вопросы, за это я вам приготовила сладкий сюрприз. (Показываю на тарелочке шоколадную курочку с яйцами)

Тема: Пасха

Цель: узнать о традиции празднования праздника Пасхи

Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа.

Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

3) Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений.

Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.

Конспект занятия

Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игры на улице:

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

Цель: обогащение знаний детей о празднике Пасха.

Задачи:

1. Расширять знания детей о традиционных русских народных праздниках.

2. Развивать изобразительные навыки, воображение, творческую активность.

3. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Занятие проводится в группе (русской избе).

Хозяюшка приветствует гостей:

Здравствуйте гости дорогие!

Вас сюда в свою светлицу,

Рада пригласить друзья!

Будем мы одна семья-

Пасху светлую встречать.

Только надо вот позвать

Деток, чтоб звучал их смех,

И больших, и малых — всех!

Звучит запись русской народной песни. В избу входят дети.

Х. — Проходите гости дорогие. Красному гостю-красное место. Рассаживайтесь. Вот теперь мы, как

одна большая семья.

Слайд 1 .Скоро придёт к нам прекрасный весенний праздник, который называется Пасхой.

Его отмечают на Руси уже тысячу лет. Пасха — это праздник жизни,

торжество весны, солнца, тепла над зимним холодом. К пасхе люди готовятся очень долго, и эта подготовка называется великий пост. Этот праздник символизирует победу добра над злом.

Это праздник добра.

Слайд 2 . К Пасхе с давних пор готовят особую еду: куличи, творожные пасхи

Слайд 3 . Красивые расписные яйца было принято дарить в этот праздник. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

Х. А сейчас у нас рубрика «Это интересно!». Его ведущий Матвей Петрухнов нам расскажет, какими же волшебными и чудесными свойствами обладают пасхальные яйца.

Слайд 4. (рассказывает ребенок) Пасхальные яйца считались чудесными, волшебными, ведь из яйца получается новая жизнь.

например:

Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, скорлупу пасхальных яиц крошили и закладывали в фундамент дома.

Слайд 5 .Чтобы собрать осенью хороший урожай, весной скорлупу пасхальных яиц крошили яйца и рассыпали по земле.

Слайд 6. Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил пасхальным яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел и вырос крепким конем.

Я вас сегодня приглашаю в мастерскую. Сегодня мы станем мастерами по росписи яиц. А кто такой мастер?

А где же яйца? Они спрятаны в разных местах нашей группы. Каждый из вас получит план, где спрятано яйцо (дети находят яйца, делятся на подгруппы, рассаживаются по местам, за столы).

Х. Посмотрите, я меня есть две корзинки с яйцами. Чем отличаются? (ответы детей). Опыт: как отличить вареное яйцо от сырого?

вареные яйца хорошо вращаются, если их попробовать покрутить;

Сырые яйца, как не пытайся их вращать, не крутятся. Яйцо останавливается, не сделав и одного поворота.

Это обусловлено тем, что вареное яйцо в физическом смысле представляет собой единое твердое тело, и вращая его, мы передаем энергию вращения всему телу, где она равномерно распределяется - яйцо крутится. Сырое же яйцо - твердое только снаружи, а внутри жидкое. Вот и получается, что мы по сути пытаемся вращать скорлупу, а внутренняя жидкая часть при этом «остается на месте» и гасит вращательные движения.

Слайд 7 . Образцы украшения яиц.

Подумайте, как вы будете украшать свое яйцо. Ваше яйцо должно принести радость тому, кому вы его подарите.

Дети украшают яйца Одна подгруппа украшают в технике «Декупаж» (когда выбранный рисунок с салфеток переносится и закрепляется на скорлупе яйца) , другая-расписывает гуашью. (перед этим пальчиковая гимнастика, проводит ребенок.) Звучит спокойная русская народная музыка.

Со дня Святой Пасхи начинались весенние игры, водили хороводы.

Давайте и мы поиграем. Проводится игра «Катание яиц»….. Все по очереди подходят и катают яйца. Та вещица, которой коснулось яичко, и будет выигрышем.

Итог.

Х . — Понравилось ли вам у меня в избе Пасху встречать? Чему вы научились? Что было сложным? Вижу я, что

У меня в корзинке остались сырые яйца. В следующий раз мы с вами научимся отделять желток от белка и готовить пасхальные пряники.

Дети прощаются, благодарят хозяюшку и уходят.

Конспект

комплексного занятия в младшей группе

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«В гости к хозяюшке»

(Яичко не простое, яичко золотое)

Воспитатель Мамонова Н.М.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи: 1. Развивать интерес детей к народным традициям

(праздник Пасхи) через знакомство с русской избой, утварью, народными костюмами и празднествами.

2. Способствовать развитию связной речи детей с помощью инсце-нировки сказки «Курочка Ряба».

3. Вызвать живой эмоциональный отклик у детей, желание учас-твовать в народных забавах, играх, драматизации.

Материалы, используемые на занятии:

1. Костюмы – сарафаны, кокошники, ленты, косоворотки,

Платочки, фартучки, рубаха, картузы.

2. Музыкальные инструменты: балалайки, дудочка, свирелька, трещотки, бубенцы, колокольчики, гусли.

3. Утварь: самовар тульский, хохломская посуда, чугунок,

Горшки, метла, расписные яйца.

Убранство интерьера в русском народном стиле.

Ход занятий: (воспитатель в роли Хозяюшки принимает гостей,

дети и Хозяюшки в русских народных костюмах).

Хозяюшка: Здравствуйте, ребята. Заходите в избу, садитесь на лавку. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Зовут меня Варвара Никитишна. Вы знаете где я живу? Правильно в избе. Здесь у меня есть печка, прялка, самовар, и т.д. (подводит детей, показывает и рассказывает для чего нужны эти предметы, предлагает помочь по хозяйству).

Ой, вы знаете я так устала, целый день трудилась: избу подметала, печку топила, дрова рубила, пироги пекла, пряжи напряла, воды наносила, даже стишок сочинила, вот такой (взяла метлу).

Всюду нос метла совала

Но и не отставала,

От сарая до крыльца,

Подметала без конца.

Приходите, поглядите-

Хоть сориночку найдите!

(пословица) «Порядок-душа всякого дела».

(выучить с детьми)

Ребята, не успела я еще сарафан да рубаху постирать,

Помогите мне, пожалуйста. (дети помогают Хозяюшке).

И правду говорят: « Сделал дело – гуляй смело».

Молодцы, ребята, спасибо.

(Предложить детям поиграть на народных инструментах и поплясать под русскую народную песню «во саду ли, в огороде», выполняют знакомые русские народные движения, играют в игру «Цапки»).

Шел Фрол под мостом,

Поймал курицу с хвостом,

Эта курица была

Тимофеева жена:

Папа, мама, жаба, цап.

(рука взрослого и детские пальцы, в конце цапать палец ребенка).

Воспитатель: Ребята, у меня беда приключилась,

Куда-то пропали мои бабушка и дедушка.

Предварительный просмотр:

(грустит, подходит ребенок).

Девочка: Не переживай, Варвара Никитишна, мы

Найдем бабушку и дедушку.

Хозяюшка: Ребята, они наверное в чужую сказку

ушли. К нам наверняка утром приходил Леший и

и перепутал все сказки и мои бабушка и дедушка

заблудились в стране сказок. Я придумала как

вернуть их домой. Давай обыграем сказку про

Курочку Рябу. (выходят дети и одевают костюм

бабушки и дедушки, воспитатель комментирует как

называется одежда в которую наряжают артистов, а

именно: рубаха-косоворотка, лапти, рубаха, сарафан,

платок и т.д. Инсценировка сказки «Курочка Ряба».)

Хозяюшка: Смотрите, вернулись мои бабушка

и дедушка домой. (куклы би-ба-бо). Давайте, посмотрим

может курочка снесла яичко (дети находят пасхальные яйца-

крашенки, Хозяюшка предлагает поиграть, катать яйца и поздравить

Друг друга с праздником Пасха, дети раскрашивают крашенки).

Ребята, я приглашаю вас за праздничный стол, угощу вас чаем

Из самовара, пирогами, куличом, баранками, пряниками. (Хозяйка

Предлагает проиграть потешку «Кот на печку пошел...», сопровождая

Текст жестами).

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи, как огонь горячи,

Пряники пекутся, коту в лапы не даются.

(дети дарят Варваре Никитишне рисунки и благодарят

За угощение).