Сценарий защиты проекта "Береза – символ Родины моей". Проект по экологии «Белая березонька

СЦЕНАРИЙ

праздника «Русской берёзки»

Оформление: Место, где будет проходить праздник, нарядно оформлено: русские орнаменты, расписные полотенца, декоративные ромашки, васильки, в сердцевинах которых написаны крылатые фразы, пословицы и поговорки:


  • Когда ешь плоды, помни о тех, кто вырастил дерево.

  • Смотри дерево в плодах, а человек в делах.

  • Человек без друзей, что дерево без корней.

  • Земля хоть кормит, но и сама есть просит.

  • Кто науку уважает, будет с урожаем.
В зале установлены два зелёных фанерных щита размером 120х70 см, берёзовая изгородь, пеньки. На подставках-крестовинах тонкие берёзовые деревца высотой в 1,5 м с искусственными листьями. Можно сделать задник с изображением берёзовой рощи, околицы села.

^ На столиках стоят вазы с веточками берёзы. Вдоль стен красочные плакаты:

Ты до того берёзонька красива,

И в полдень жаркий и в часы росы,

Чтоб без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы (И.Баляцкий)

И навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы

И холщовый её сарафан. (С.Есенин)

В её красе сурово-нежной

Природа русская смогла

Соединить и холод снежный

И зелень летнего тепла. (И.Груднев)

С обеих сторон зала расположены выставки, стенды на тему русской берёзы.

1. Берёза в живописи с репродукциями картин:


  • Н.М.Ромадин «Молодые берёзки»

  • И.И.Шишкин «Берёзовая роща»

  • И.С.Остроухов «Берёзы»

  • И.И.Левитан «Берёзовая роща», «Золотая осень», «Осенний солнечный день»

  • В.Д.Поленов «В парке»

  • И.В.Нестеров «Ранняя весна»

  • Н.К.Саврасов «Грачи прилетели»

  • И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»

  • К.Ф.Юон «Мартовское солнце»
^ 2.Выставка рисунков и фотографий с изображением берёз, которые задолго до праздника были собраны организаторами.

Звучит фонограмма песни И.Фрадкина «Берёзы». На фоне песни выходит ведущая в окружении группы девушек в русских костюмах.

Ведущая: Берёза – символ наших родных мест, нашей Родины, символ русской красоты и символ верности.

Белолицая, белоствольная,

Как невеста, горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она…

2-я девушка: А сколько песен поют о берёзе! Вот, например, помните…

Рос на опушки рощи клён,

В берёзку был тот клён влюблён…

Видите, простой клён, а соображает в кого влюбиться! Не в какую-нибудь там осину, а в стройную милую берёзку!

3-я девушка: Берёзка – она светлая, чистая, радостная, как сама любовь. Величественный образ, дорогой сердцу каждого человека.

Ведущая: И пусть сегодня звенят песни! Пусть сегодня в хороводе закружится молодёжь! И пусть символом нашего праздника станет милая, простая, вечно молодая, юная, как сама жизнь, русская берёза!

^ Фонограмма песни «Во поле берёзка стояла», под которую идёт хореографическая позиция танца. Затем выходит ведущая с группой девушек.

Ведущая: Дорогие друзья! Праздник русской берёзки празднуется обычно в самом начале лета, когда завиваются серёжки на берёзке, когда появляются всходы на полях, когда покрывается земля цветами. Этот праздник приходится как раз на время между окончанием сева и началом уборки. И, естественно, что берёзка является добрым гостем и в городских и пригородных рощах и звенит радостными голосами на лесных полянах, на берегах рек и озёр.

1-я девушка: Решили с вами у берёзы мы провести не зря досуг:

Метёт ли снег, гремят ли грозы, на всё глядит она вокруг.

2-я девушка: Немалый срок здесь ею прожит и хоть листвой шумит

О многом нам поведать может её зелёная листва.

3-я девушка: Как при царе жила округа, как на худых крича коней,

В лохмотьях босиком за плугом тащились пахари под ней.

4-я девушка: …Вновь солнца луч вплетаешь в косы,

И слышать рада ты всегда

Моторов рокот, звон колосьев и песни мирного труда.

1-я: А над тобой, глотая вёрсты, да наяву, а не во сне,

Летят земли советской звёзды в непостижимой вышине.

2-я: В жару и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,

Родная русская берёза, пусть весел будет праздник твой!

В центр зала выбегает группа ребят-коробейников. Ведущая раздаёт девушкам-ассистенткам, в русском национально костюме гимнастические обручи, оплетённые берёзовыми ветками и колокольчиками. Обручи все связаны между собой широкими лентами длинной 1м. Ассистенты держат обручи на руке, а ведущая снимает по одному, вручает девушкам и одновременно пританцовывая, продвигается по залу. Девушки становятся лицом к сидящим, держа обручи перед собой в горизонтальном положении. Девушки приглашают юношей, каждая к своему обручу. Все выстраиваются по кругу, танцуют и поют под русскую хороводную мелодию. В 1 паре русским переменным шагом идёт ведущая, остальные повторяют за ней несложные движения, изменяя положение обруча: над головой, вправо, влево, перед собой, наконец «ручеёк». Соединённые яркими лентами обручи придают хороводу необычайную красочность.

Ведущая: Дорогие друзья! Знаете ли вы историю русской берёзы? Сейчас рассказ-информация, которую вы получите в течение всего праздника.

^ Девушки проводят блиц-викторину о берёзе. За правильные ответы вручаются призы.

Блиц-викторина:


  1. Какие виды берёзы, растущие в форме деревьев, естественно прорастают на территории нашей страны?
Ответ: бородавчатая, пушистая, железная или берёза Шмидта,

Каменная или берёза Эрмана, даурская или берёза чёрная,

Жёлтая или берёза ребристая, берёза Крылова, берёза

Медведцева, берёза Радде.


  1. какие виды берёзы, имеющие кустарную форму, имеются в составе природной флоры?
Ответ : берёза тяньшанская, низкая, кустарниковая, Гмелина,

берёза карликовая, берёза Миддендорфа.


  1. К какому семейству принадлежит берёза, и какие иные известные виды древесно-кустарниковых растений входят в это семейство?
Ответ : семейство берёзовые, ольха чёрная и серая, граб

обыкновенный, лещина обыкновенная.


  1. Когда и как цветёт берёза?
Ответ : берёза цветёт одновременно с распусканием листьев.

Цветки раздельнополые. Тычиночные цветки с упрощённым

околоцветником собраны в повислой серёжке. Пестичные

цветки без околоцветника также в соцветии-серёжке, но более

короткой и неповислой. Растение однодомное, оба типа

соцветий находятся на одном и том же дереве.


  1. Какие у берёзы плоды, когда они созревают и опадают?
Ответ: плод берёзы – маленький орешек с двумя

перепончатыми крылышками, придающими ему летучесть.

Созревают в июле, опадают в августе-сентябре.


  1. Почему берёзу называют «пионером леса»
Ответ: берёза первой осваивает открытие пространства в

лесной зоне: вырубки, прогалины, гари, заброшенные пашни,

пустыри. Проростки берёзы не боятся яркого солнца,

заморозков, ветра, быстро растут и благодаря всем этим

свойствам успешно конкурируют с другими древесными

породами и травянистыми растениями.


  1. Древесина, какой берёзы тонет в воде? Почему?
Ответ : берёза железная или Шмидта. Её удельный вес больше

единицы.


  1. Чем обусловлено название берёзы каменной?
Ответ: произрастанием на каменистых местах в горах Ситхотэ

Алиня, Камчатки, Сахалина.


  1. Что определяет белую окраску коры берёзы? У всех ли видов берёзы кора белая?
Ответ: особое красящее вещество бетулин (по латинскому

названию берёза бетула). У берёзы железной и Медведева кора

бурая, почти чёрная. У берёзы даурской – бурая. У берёзы

жёлтой – кора жёлтая.


  1. Что известно о самой маленькой берёзе?
Ответ : это берёза карликовая или берёзовый стланец. Высота

кустарника всего лишь 2-\0-70 см. Листья очень маленькие,

округлённые, короткочерешковые. Растет, а арктической

тундре, а также в болотах лесной зоны Средней Европы и

Западной Сибири. Листья служат кормом для оленей, а

древесина – топливом.


  1. А знаете ли вы, кто автор книги «Белая берёза»
^ Ответ : Писатель М.С.Бебеннов.

  1. Какое место занимает берёза в лесном фонде Украины?
Ответ: берёзовых лесов здесь почти полмиллиона гектаров или

5% лесопокрытой площади. Больше всего их в Полесье, где

удельный вес поднимается до 12%.


  1. Сколько берёзовых лесов в Донецкой области?
Ответ : их очень мало в Донецкой области – около четырёхсот

гектаров, Практически все они в Краснолимансом лесхозе. Но

лесонасаждений с участием берёзы значительно больше.

Ведущая: Знаете ли вы, дорогие друзья, что с русской берёзой связаны некоторые народные традиции и обычаи. Давным-давно на Орловщине, в Калининской области и в других районах Центральной России на летних праздниках девушки уходили в лес и искали две берёзки, стоящие неподалёку друг от друга.

1-я: Вершины их связывались платком или расшитым полотенцем так, что образовывалась живая арка. В центре арки подвешивался венок. Девушки водили хоровод вокруг этой арки с ветвями черёмухи в руках

2-я: В Поволжье существовал обычай завивать берёзку. Девушки находили в лесу красивую берёзку и украшали её лентами, «завивали» на её ветвях венки. Иногда «завивание» берёзки начиналось с хороводной песней. После того, как берёза была убрана, разрешалось прийти юношам поглядеть на девичьи пляски, самим принять участие в общих танцах и песнях. Вот как это было…

^ Фонограмма. Участники худ самодеятельности исполняют танец «Завивание берёзки».

3-я: И для малых, и для взрослых –

Всем на радость каждый год

Наши русские берёзки

Затевают хоровод.

4-я: (подходит к берёзке ) …Люблю берёзу русскую

То светлую, то грустную,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

1-я: Люблю её заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, плакучую,

Люблю берёзу русскую.

2-я: Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится

3-я: Идёт, где не горожено,

Поёт где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся – но не ломится! (А.Прокофьев)

Ведущая: Много пришлось увидеть русской берёзке!

^ Когда звучат слова ведущей, на сцене появляется пара, они танцуют.

Ведущая: Да! Народная память крепка:

… На все угрозы

Мы неизменно говорим:

«Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!»

1-я девушка: Удивительная судьба у нашей берёзы!

На миру она – радость,

В войну – воин,

В любви – помощник,

В грусти - верная подруга.

2-я: Да! Многое могут люди! И посадить берёзку, и даже послать её в заоблачные выси! Где под жарким египетским солнцем поднялась берёзка вверх, зазеленела, зашумела листвой в далёком Египте. Даже космонавт Борис Волнов с собой в космос брал веточку подмосковной берёзы. Уж как там она пережила невесомость, мы не знаем. Но вернулась на Землю. Приживили её снова к родному стволу, и ведь приросла, зацвела на радость людям.

3-я: Наша берёза издавна – символ всего молодого, прекрасного и поэтического. Не случайно чудесный ансамбль танца, покоривший своим искусством весь мир, назвав именем русской берёзки! Под пальмами Африки и каштанами Парижа, среди магнолий Италии, у кактусов Мексики блистала русская «Берёзка», неся людям радость, дружбу, мир!

Ведущая: Итак, дорогие друзья! Мы продолжаем знакомство с русской берёзкой. На более увлажнённой почве в наших лесах часто встречается берёза пушистая, которая имеет опущенные молодые ветки и даже жилки на листьях. Например, у карельской берёзы красивая древесина с необычайным узором. И не случайно её зовут древесным мрамором. Настоящее чудо – изготовленные из неё уникальные письменные приборы, шкатулки, шахмат, портсигары, художественная посуда.

1-я: А кто желает всё это получить в подарок, просим в круг выходите, хороводную песню заводите!

^ Девушки помогают ведущей организовать команды, в состав которых входит 10 человек. Проходит песенный конкурс. Определяются победители.

Ведущая: Дорогие друзья! Сегодня на нашем празднике присутствуют члены команды клуба «Цветовод». Они приготовили для вас чудесную коллекцию из комнатных растений, из которых нашим командам нужно составить лучший праздничный букет. Всё необходимое для конкурса находится вот на этих столиках, так что можно приступать к выполнению задания.

^ Фонограмма, проходит конкурс, определяются победители.

Ведущая: У меня в руках картина известного художника А.Куинджи. Как она называется? Кто ответит, получает приз праздника.

Ответ 1-й команды: «Берёзовая роща»

Ведущая! Верно! А кто ещё из известных художников назвал свою картину точно также, «Берёзовая роща»?

Ответ 2-й команды: И.Левитан.

Ведущая: Совершенно верно! За правильные ответы прошу получить заслуженный приз. А вручает его вам королева нашего праздника – Берёзка. Встречайте её и её свиту.

Фонограмма музыки финала 4-й симфонии П.И.Чайковского, в котором звучит тема «Во поле берёза стояла». Появляется Берёзка в окружении свиты. Проходит по залу, кланяясь всем присутствующим.

Берёзка: Я пригласила к себе всех,

Кто любит веселье и смех.

Милости просим, будьте как дома!

Игры, конкурсы, чудеса из чудес.

Спешите! Спешите! Спешите!

Времени осталось в обрез!

^ Подходит к победителю и вручает приз праздника.

Сосна (из свиты): Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Дубок: В кадке новой растворили,

Два часа блины ходили.

Растворили на дрожжах –

Не удержишь на вожжах!

Берёзка: Моя сестрица печь блины-то мастерица,

Напекла она поесть сотен, наверное, есть!

Сосна: На поднос блины кладу

И друзьям своим несу!

Дубок: Гости, будьте же здоровы,

Вот блины её готовы!

^ Фонограмма песни о русских блинах. Свита угощает всех блинами. Тому, у кого попался блин с начинкой – получает приз от Берёзки и её свиты.

Ведущая: Спасибо за угощение! Аппетитные да вкусные блины ваши! А к вашим блинам да берёзового сока испить!

Берёза: Прошу внести берёзовый сок!

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы, -

И капля сока, точно слёзы,

Текла прозрачною струёй.

Ведущая: А сейчас конкурс «Раскуси орешек». Завоюй хороший приз за правильный ответ! Внимание!


  1. Без рук, без ног, а поле убрал (Комбайн)

  2. Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом жёлто. (Яровое поле)

  3. Весною и летом в платье цветном, осень придёт – буду я в золотом. (Нива)
Берёзка: Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)

  1. Красный петушок, зелен гребешок, в земле сидит, а сахар дарит (Свекла)

  2. Ходит полюшком коровушка – стальной язычок. Режет травушку коровушка под самый корешок. (Самоходная косилка)

  3. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Берёзка: Не маменька родила, а гостинцами осень одарила. (Яблоня)

Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном, на столбу золотом. (Колос)

Берёзка: А сейчас викторина. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ – приз от Берёзки.

Викторина:


  1. Кто автор картины «Русская берёзка на луне» (Л.Щепачёв)

  2. Кто автор картины «Берёзовая роща»? (И.Левитан)

  3. Кто автор картины «Дорога в берёзовом лесу»? (И.Крамской)

  4. Знаете ли вы, сколько городов и посёлков, сколько рек и деревень названы по имени берёзы? Назовите их! (Брестской, Кемеровский, Свердловской, Одесской областей)

  5. Оглянитесь вокруг, вспомните всех своих друзей, знакомых, соседей по дому, по улице, и вы, наверняка, найдете человека с «берёзовой» фамилией. Если знаете, назовите! (Берёзов, Березовский, Берёзкин и т.д.)

  6. В Енисеевском крае, в далёкой Сибири молодую берёзку обряжали, ставили в красный угол избы, а к вечеру выносили на сельскую околицу, поближе к реке, и там вокруг неё плясали. А скажите, как ласково при этом называли берёзку? («Гостейкой»)

  7. Загадка: Столбы стоят белые, на них шапки зелёные, (Берёза)

  8. С кем сравнивали кудрявую берёзу поэты? (С девушкой)

  9. Как называется известный во всём мире ансамбль танца? («Берёзка»)

  10. Кто написал эти строки? В жару, и ливни, и в морозы
Всему свидетель ты живой

Родная русская берёза,

Пусть весел будет праздник твой!

(Л.Куксо)


  1. А эти? Шумят, шумят берёзы
Весёлый хоровод,

Не лей, подружка слёзы,

Любимый твой придёт. (А.Софронова)


  1. «Белая берёза, под моим окном…» Кто автор тих строк?
Прочтите отрывок из стихотворения. (С.Есенин)

  1. Как называется народная песня про берёзу? («Во поле берёза стояла»)

  2. Кто автор песни «Берёзы» (сл. Лазарева, муз. Фрадкина)

  3. Отгадайте загадку: Зелена, а не дуб, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос? (Берёза)

  1. Кто ещё, кроме Левитана, Куинджи, писал картины о русской берёзе? (Н.Ромадин, И.Шишкин, И.Остроухов, В.Яковлев, В.Поленов, Н.Нестров и др.)
Ведущая: Спасибо всем за активное участие в викторине, примите от свиты Берёзки призы.

^ Вручаются призы за правильные ответы. Один из свиты читает стихотворение В.Рождественского «Берёза»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёза – зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд её лёгкий чудесный,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы,

И так её дни хороши,

Что кажется – в шуме берёзы

Есть что-то от русской души.

^ Чтец уходит, а на сцене остаются Берёза и её свита. Фонограмма музыки и на её фоне свита продолжает рассказ о берёзках.

Сосна: Нет для русского сердца дерева более родного, более близкого, чем берёзка. Ажурная бледно-зелёная листва над молочно-белым стволом удивительно хорошо сочетается с голубым небом, всегда пробуждает у нас нежное и доброе чувство радости, лёгкости, простора и полноты жизни.

Берёза: Но как бы ни была красива одна берёза, ещё привлекательнее берёзовый лес. Он хорош во всякую пору! В таком лесу всегда светлее, чем в любом другом: как будто берёзы сами светятся тихим ровным светом. К роду берёз относится около 60 видов, из них произрастает в России 40. Распространена она по всей Европейской части – от тундры до гор Кавказа и Крыма, в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Дубок: На долю берёзы приходится около 14% лесопокрытой площади или 2/3 всех лиственных лесов нашей Родины. Среди большой берёзовой родни первое место принадлежит березе бородавчатой, так названной из-за мелких, продолговатых, слегка смолистых бородавочек на молодых ветвях. А в старину о ней пели даже в народе, как о деревне «об четырёх делах»:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – крик утешать,

Третье дело – больных исцелять

Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

Ведущая: А ведь действительно, в бедных крестьянских избах берёзовая лучина служила для освещения, из бересты получали дёготь. Её использовали и для лечения больных, а кто может представить русскую избу без берёзового веника? А кто ответит, что получают из берёзы?

Ответ : Древесину превращают в высококачественную фанеру, мебель, посуду, ложе для охотничьих ружей. Путём перегонки из неё получают ацетон, уксус, метиловый спирт.

Ведущая: Верно! В давние времена береста выполняла роль бумаги. Исписанные рулоны не найдены в Новгороде, других центрах древнерусской культуры.

^ Выходит чтец и читает стихотворение Н.Брауна

«Пастух кору надрезал у берёзы».

Пастух кору надрезал у берёзы,

Склоняясь, тянет сладковатый сок,

За каплей капля падает в песок,

Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.

А над землёй – движение весны

И все деревья с корня до листочков

Едва раскрывшихся, напоены

Железной силой, рвущей силу почек.

Так ясен день! Так небосвод глубок!

Так журавли курлычут, пролетая!

И в этот миг берёзе невдомёк,

Что, может быть, смертельна рана злая.

Что может быть, от муки холодея,

Она увянет к будущей весне:

Посохнет ствол и ветви онемеют

И помертвеют корни в глубине.

Берёза: Любите природу так, как призывал великий русский писатель А.П.Чехов: «Когда я сажаю берёзку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью…»

А какое огромное применение имею я – берёза, в медицине. Мои берёзовые почки (водный настой) применяются как антиспазматическое (при спазмах кишечника), антисептическое и противовоспалительное средство для ванночек. Моим лиственным отваром лечат цингу, подагру, водянку, заболевание почек, некоторые кожные заболевания. Из бересты получают берёзовый дёготь, который входит в состав мазей и паст, имеющих широкое применение. Древесный уголь из берёзы используется в качестве адсорбента при острых отравлениях. Берёзовый сок употребляется как мочегонное, глистогонное, противоцинготное, аппетитное, общеукрепляющее, стимулирующее средство.

^ Фонограмма весёлой музыки. Два коробейника катят бочку с вязанками дров. Их 14: 7 берёзовых, 7 сосновых. Из каждой вязанки можно составить букву.

Ведущая: Для буквы «Б» приготовлено одно поленце длиной 25 см, четыре – по 12 см. Для буквы «Е» нужно одно поленце 25 см и три по 12 см и т.д. Все поленца представляют собой кругляки шириной 3-4 см, расписанные под берёзу и под сосну. Берёзовая вязанка скреплена сосновой лентой с промежутком 30 см так, чтобы их можно было перебросить через плечо. Прошу принять участие в следующем конкурсе. Те, у кого в руках будут берёзовые вязанки, садятся от меня справа, а те, у кого сосновые – слева. Итак, у нас с вами две команды: «Берёзка» и «Сосенка». Как видим, вас 7 и вас 7, а я одна. Поэтому назовите пословицы и поговорки, где упоминается семёрка и единица.

^ Семеро одного не ждут; Семь раз отмерь, а один отрежь; Семеро с ложкой, один с сошкой; Семеро наваливали, один тащи и т.д.

Берёза: Вот продолжаем наше состязание. А чтобы зрителям было видно, кто сражается, выложите из берёзовых и сосновых вязанок название своих команд. По моему сигналу все подбегают к этим щитам и закрепляют каждое поленце-букву в соответствующие петли (достаточно оттянуть резинку, связанное в колечко, с обратной стороны).

А вот и новое задание. Связать берёзовый веник. На бутафорских пеньках лежат берёзовые ветки. По сигналу первый играющий передаёт по контейнеру по одной ветке. Последний в команде передаёт в свою очередь ветки, связывает их лентой-бечёвкой и насаживает на палку.

^ Фонограмма музыки. Проводится конкурс. Определяется победитель.

Ведущая: Итак, берёзовый вник готов. Можно и в баньку отправляться. Следующий конкурс «Банька» Для участия приглашаются по 4 человека от команды.

^ Фонограмма. Конкурс. Победителям вручается приз.

Берёза: Ну что ж, друзья! Пора за шишками сходить и самоварчик растопить.

Ассистенты – девушки в русских национальных костюмах, выносят самовары, чашки, сладости и ставят на столики. Идёт 10 минут чаепитие.

Ведущая: Следующее задание командам – «Забавный совок». Совок изготовлен из плотного картона с узким отворотом. Каждому игроку нужно замести веником шишки в совок. Сделать это не так-то просто.

^ Фонограмма. Проводится конкурс.

Ведущая: Ну а пока самовар закипит, пусть наша песня прозвучит! Исполнят её участники вокального ансамбля. (Выступление)

Ведущая: А теперь за отличное выступление

Принимайте наше угощение!

^ Выходят девушки-ассистентки и угощают всех сладостями и чаем. Идёт небольшое застолье.

Ведущая: Обращаюсь я к командам!

Почему бы, в самом деле

В назидание друзьям

В танцах, песнях и забавах

Не блеснуть сегодня нам!

Как же любим мы берёзку, как сказку,

И любим задорную русскую пляску!

Ведущая делит зал на две группы. Одна хором произносит фразу: «Веретена не точены», а другая – «В бане веники мечены», 3-я – «Барыня-барыня», 4-я – «Сударыня-барыня». Ведущая в разбивку с группами «репетирует» эти фразы, затем предлагает каждой поочерёдно исполнить свою часть песенной присказки под мелодию «Барыни». Музыка набирает темп, все быстрее приходится поворачиваться ведущей к той или иной группе. Определяется победитель этого конкурса.

Ведущая: Вот и закончился праздник русской берёзки!

1-я девушка: И в завершение хотелось бы сказать

Все хором: ПОКЛЯНЁМСЯ!

2-я: Любить деревья – лесных великанов

И юный – едва зеленеющий ряд!

3-я: И каждый побег, пробудившийся рано,

Но рвущийся к солнцу, не зная преград!

Берёза: И каждую почку на ветке сирени,

И каждый листок на берёзке лесной!

4-я: Быть может, на свете нет лучших творений,

Чем друг наш зелёный, навеки родной!

Ведущая: Клянёмся! Ценить деревья! Ничто не заменит

Красы первозданной узорных ветвей

1-я: В свежем дыханье, в живительной тени

Здоровье, и отдых, и радость людей!

Звучит песня о русской берёзе М.Фрадкина. Все покидают зал.

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

Название Праздник русской берёзки Ведущий Дата конвертации08.04.2013 Размер62.91 Kb. Тип Документыисточник

Праздник русской берёзки

Ведущий. Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

1 ученик . Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы на глаза, отёкшие от слёз.

2 ученик . Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у неё скромные – серёжки. А когда появятся на берёзе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе. Плоды берёзы легко разносятся ветром. Она быстро идёт в рост там, где на лесной вырубке ещё не могут расти другие деревья, поэтому берёзу называют пионером лесов.

3 ученик . Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз.

4 ученик. Ты до того, берёзонька, красива и в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия, и я не мыслим без твоей красы.

5 ученик . Растёт берёза быстро. За четверть века (25 лет) поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока ведер влаги. берёзы достигает порой 120 лет.

6 ученик . И всё из берёзы идёт на дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Из древесины изготавливают фанеру, мебель. Прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

"Березы, русские березы..."... Но почему именно русские???

"Березы, русские березы..."... Но почему именно русские??? Почему считается, что береза "российский" символ? С таким же успехом ее можно назвать и белорусской, и украинской... Вот это я снял с вагона поезда Минск - Киев на поезде к Коростеню...

7 ученик . На поляне, на пригорке, под окном, среди полей

Белокорая берёзка – символ Родины моей.

11 ученик . Всего насчитывается более 140 видов берёз. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.

12 ученик . Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве.

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

От луны свет большой прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, как зимой у печки.

И вдали за рекой, видно за опушкой,

Сонный сторож стучит мёртвой колотушкой.

13 ученик. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.

14 ученик . У красы-берёзки платье серебрится,

У красы берёзки зелёные косицы.

Со двора к берёзке выскочили козы,

Стали гнуть берёзку, а берёзка в слёзы.

Защитить берёзку мы бежим гурьбою, чтоб краса-берёзка выросла большою.

Ведущий. Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас? Если надрезать ранней весной ствол берёзы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – берёзовый сок. Он идёт на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица; «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое берёзу и не калечить её.

А вот умелое её использование в лечебных целях не повредит дереву. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик – чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся чёрной поверхностью. Их собирают круглый год. Но, собирая почки и листья, обязательно помните о том, что это нужно делать не во вред дереву.

15 ученик . Средь избранных дерев берёза не поэтически глядит;

Но в ней – душе родная проза живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных от ближних радостная весть.

Хоть пара слов собственноручных, где сердцу много что прочесть.

16 ученик . Почтовый фактор на чужбине нам всем приятель дорогой;

В лесу он просек, ключ в пустыне нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, берёза, словно от милой матери письмо.

Ведущий. Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.

17 ученик . За селом, вдали на перекрёстке полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые берёзки, у которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали ветки их от взрывов и огня…

Возле тех берёзок подобрали чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на берёзках чёрные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о берёзках говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил, ты бы тяжких ран не перенёс,

Если б мы тебя не напоили светлыми слезинками берёз…

Ведущий. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо об этом рассказал в своём романе «Белая берёза» М. Бубённов.

«…Всё поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла..

А среди этого страшного поля, где целый с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза.

Стоит! – изумлённо прошептал Андрей. Сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

18 ученик . Затихли военные грозы, свинцовый не цокает град,

Но горькие раны берёзы, как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые, ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия, не в силах отнять у тебя.

Летела б во мраке планета, и трудно бы людям жилось

Без этого доброго света исконных российских берёз.

19 ученик . Хотелось мне постичь простую прелесть – увидеть вас, кудрявых, на ветру,

Ребята, а вы знает, какими ласковыми словами называют берёзку? (берёзка - белоствольная, берёзка - стройная, берёзка - кудрявая).

Ребёнок:

Ёе узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете!

Ребенок:

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Ведущая: Ребята, пойдёмте в гости берёзке.

Цели:

    расширить знания детей о русской березке;

    познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева;

    представить березу как символ России, как символ русских традиций;

    воспитывать эстетический вкус детей, чувства к природе;

    воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: выставка детских рисунков, плакатов, посвященных празднику Русской березы, литературно-музыкальный монтаж.

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Ведущий.

Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе. В музыке и живописи. Россия и береза! Эти два понятия не разделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов… такая картина запоминается на всю жизнь!

Ведущий.

Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты ни был, всматриваясь в березовый лес. Разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

^ Ученик №1.

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты отчизны моей

И девичей мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей

Ведущий.

Нельзя представить жизнь наших предков без березы.

В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:

Стоит дерево цветом зелено:

В этом дереве четыре угодья:

Первое-больным на здоровье

Другое- от теми свет,

Третье – дряхлых, вялых пеленать.

А четвертое- людям –колодец

(береза угодила нам четырежды)

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),

Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),

Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),

Четвёртое дело – чистоту соблюдать и сок березы испивать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ведущий.

Береза…Сколько стихов и песен посвящено этой красавице!

Ученик №2

Как будто в свадебном наряде

Берёзка русская стоит.

Ей ветер нежно кудри гладит,

Серёжки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня берёзка эта –

Мой край родной и песнь моя.

(звучит аудиозапись песни «Береза» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любе»)

Ученик №3

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную!

С. Прокофьев.

Ведущий.

Ребята, а кто из вас знает загадки о березе?

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Разработка сценария экологического праздника

«Давайте беречь нашу землю»

Составила: , воспитатель - методист

г. Хабаровск, 2011 г.

Экологический праздник

Цели и задачи : подведение итогов экологического месячника; воспитание у обучающихся экологической культуры: экологического сознания и мышления, нравственных качеств личности на основе регионального компонента; закрепление правил поведения при общении с природой, как норм поведения людей любого возраста; развитие разговорной речи, творческих способностей.

Оборудование: зал украшен рисунками детей на темы природы. Висят плакаты и рисунки на экологическую тему. На сцене – название праздника: «Экологический праздник». В зале на столах - выставка работ детей из бросового материала. Компьютер, проектор для демонстрации слайдов.

Ход.

Пока дети рассаживаются в зале, идёт показ слайдов о природе Хабаровского края в разное время года, животном мире края. Звучит спокойная музыка.

Ведущая:

Здравствуйте, ребята! Заканчивается наш месячник по экологии. Вы за это время узнали много нового об окружающем мире, природе нашего Хабаровского края, побывали на экскурсиях, в музеях, цирке, поработали на субботнике, помогли природе, навели красоту и чистоту вокруг себя. А сегодня у нас экологический праздник. Начинается он с шоу «Экологическая Фея». Приятного просмотра.

Ведущая (после просмотра, пока модели стоят на сцене): Ребята, вам понравились наши модели? А их наряды понравились? А ведь эти наряды изготовлены из материалов, которые люди выбрасывают в отходы. Оказывается, из отходов можно изготовить чудесные вещи!

В конце праздника мы выберем самую интересную модель, нашу Экологическую фею.

(Вед. Приглашает моделей сесть. Модели спускаются в зал и рассаживаются в первом ряду)

Ведущая: Сегодня мы будем часто произносить слово «экология». А что это за наука, кто может сказать? (ответы детей)

На экране высвечивается определение слова «Экология».

«Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой»

Ведущая: А что такое природа?

(Дети отвечают, что это растения, животные, лес, реки, поля горы, и т. д., и человек )

Ведущая: Человек, люди тоже часть природы, а экология - это наука, которая подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя, как лучше поступить, чтобы сохранить природу. Ведь человек своей безграмотной хозяйственной деятельностью наносит природе ущерб. Ухудшает и своё здоровье.

Сегодня у нас в гостях сама госпожа «Экология». Встречайте!

(выходит «Экология» с перевязанной полотенцем головой, с большим градусником, в общем, «больная», с ней небольшая группа животных (4 ребёнка))

Ведущая: Что случилось? Что с тобой, дорогая Экология?

Экология: Беда, беда! Большая беда со мной приключилась! С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он ни выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь! Например, придумал пластиковую посуду, пакеты, банки, бутылки.

Люди бросают их везде: и в воду, и на землю. А это так вредно для меня! Человеку всё лучше и лучше, а мне всё хуже и хуже!
(Говорят дети в костюмах животных)
1-й ребёнок: А ещё, человек придумал страшные яды, которые убивают животных, насекомых и растения.

2-й ребёнок: Человек придумал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

3-й ребёнок: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

4-й ребёнок: И теперь из-за деятельности человека всему живому на земле грозит страшная беда! Всё живое может погибнуть!

Ведущая: (Предлагает «Экологии» отдохнуть на стуле )

Ребята, вы согласны, что наша Экология в опасности? А что же тогда останется на Земле, если человек не изменит своего поведения?

Выходит Мусорный Монстр:
Я - мусорный монстр, царь мусорья!

Из помойки вышел я,

Вижу: всюду хлам и грязь,

Я люблю за это вас!

В благодарность же за это

Жить всегда я буду на планете.

А теперь я здесь хожу,

На друзей своих гляжу.

И сказать хочу вам, дети:

Да здравствует мусор на всем белом свете!»

Привет, друзья мусора и грязи! Есть такие?

· Ну-ка поднимите руки, кто бросает бумажки где попало?

· Кто не любит порядок наводить в своём шкафу?

· Кто ходит в грязной обуви по интернату? Сейчас проверю.

· Кто плохо дежурит в спальне, интернате?

· Кто не любит руки мыть перед едой? У кого грязные руки, покажите-ка!

(Дети отвечают на его каверзные вопросы отрицательно)

Ведущая: Ты видишь, мало у тебя здесь друзей! Дети, неужели вам хочется, чтобы таких монстров становилось всё больше? Можно с ними справиться? (ответы детей)

Правильно! Надо просто любить порядок и чистоту, не бросать мусор, где попало, а в специально отведённые места. Мусор и отходы можно превратить, например, в полезные вещи. Посмотрите, какие игрушки сделали наши дети из ненужных, выброшенных вещей. На заводе в Хабаровске мусор перерабатывают и изготавливают нужные вещи. (Показ на слайдах, что делают из отходов: плёнку, кашпо для цветов, тазы, ячейки для яиц и другое). Уходи-ка, чудище, не мешай нашему празднику. (Монстр уходит, но обещает вернуться).

Звучит фонограмма леса. Снова идёт показ красот природы в городе (кратко)

Ведущая: В нашем Хабаровском крае очень красивая природа. Мы всегда любуемся ею. Летом мы любим отдыхать на берегу реки Амур. Дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Зимой любим кататься на лыжах, выезжая за город.

Экология: Ребята! А как надо вести себя в лесу, за городом? Мусорить можно? Костры зажигать и не тушить можно? Ломать ветки, топтать жуков, пауков можно?

Ответы детей - хоровые.

Экология: Сейчас поиграем в игру «Если я приду в лесок». Проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить, а вы отвечать. Если говорю про хорошее, кричите - "да", если про плохое, то кричите - "нет"!

(Во время игры снова появляется Мусорный монстр, который мешает детям, сбивает их при ответах на вопросы «Экологии» )

Если я приду в лесок
Я сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
Выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Экология: Молодцы, почти все правильно ответили. Ведь если каждый будет выполнять правила с детства, то и став взрослым, он также будет беречь природу. И ещё запомните, в лесу нельзя шуметь, чтобы не помешать спокойной жизни жителей леса, сохранить их жизнь.

Ведущая: Сейчас перед вами выступят ребята, которые покажут сценки.

1. Сценка: «Встреча с Водяным». (6 «а»класс)

Грустный Водяной сидит среди замусоренного водоёма , среди бутылок, пакетов, палок

Водяной:

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои - лягушки болеют, как старушки.

На дне моей квартиры-бутылки, тряпки, вилки.

Кругом лежат жестянки,

Коробки, склянки, банки,

Как загрязнили озёра и реки!

Бессовестные человеки!

(Примерный сюжет сценки. Пантомима.

Водяной ложится отдохнуть на мусоре, но тут появляются туристы.

Туристы – несколько человек, пришли на берег водоёма. Они с пакетами, у них в руках магнитофон, музыка гремит, они шумят, пьют воду из бутылок, играют ими в футбол, бросают в озеро пустую посуду. Бутылка попадает в Водяного. Водяной в гневе просыпается. Одна из девочек хочет умыться, наклоняется к воде. Водяной хватает её за руку, тащит к себе «на дно». Показывает ей, сколько мусора от людей в озере. Делает внушение : «Что же вы, люди, делаете?!» Девочка ужасается. Вернувшись на берег, «рассказывает» друзьям об увиденном. Они советуются, встав в круг, затем берут пакеты и собирают мусор, извиняются перед Водяным. Расходятся, «рисуют» что-то. В руках у них появляются экологические знаки о правилах поведения в природе. (Нарисованы заранее учениками 7 «а» класса).

(Ведущая делает вывод по сказке, спрашивает мнение детей из зала.)

2. Сценка «Репка» , (4 «а» класс)

Рассказчик. Посадил дед репку. А когда ее сажают?

Дети отвечают: «Весной!»

Дед. Сколько времени прошло, а она не растет?! Бабка, иди помоги!

Бабка. Да, мала наша репка. Надо полить водой. Принесу водички из речки.

Приносит воду красного цвета.

Дед. Почему такая вода красная? Где ты ее взяла?

Бабка. В нашей речке. Внучка иди сюда. Смотри, какая водичка красивая!

Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду?

Бабка. В нашей речке.

Внучка. Что ты, бабушка! Нельзя такой водой поливать. Репка сразу погибнет! Завод сливает в речку яд. Я принесу воду из родника.

Приносит чистой воды и поливает репку. Дед, Бабка и Внучка садятся вокруг репки и ждут.

Дед, Бабка, Внучка (вздыхают). Не растет!

Внучка. Жучка! Кошка! Идите, помогайте!

Жучка. Надо землю взрыхлить.

Жучка и кошка рыхлят землю лапами и выбрасывает консервную банку, полиэтиленовый пакет, разный мусор

Кошка. Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Сами отдохнули, а вокруг намусорили.

Кошка. Ух, устала!

Жучка и Кошка садятся рядом с Дедом и Внучкой.

Все. Расти репка большая-пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая.

Репка начинает расти.

Мышка. А что меня не зовете? Репка выросла?

Все (хором). Да!

Дедка за репку,

Бабка за Дедку,

Внучка за Бабку,

Кошка за Жучку,

Мышка за Кошку,

Тянут-потянут - Вытянули репку.

Рассказчик делает вывод, спрашивает мнение детей

Ведущая. Каждое живое существо на земле любит свою привычную среду обитания и хочет, чтобы там было безопасно, чисто. В какой среде живут некоторые животные, узнаем, отгадав загадки.

Игра «Три стихии»

(Ведущая обозначает три стихии: Вода, Земля, Воздух , загадывает загадки. Отгадав, дети должны назвать, какая стихия важна для этого животного

Загадки про насекомых, птиц, животных

1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка. Летает в воздухе)

2. Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? (Медведь. Живёт на земле в лесу, берлога в земле.)

3. В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

всех проглотит... (Крокодил. Живёт в воде и на земле)).

4. Скачет квакушка,

Не рот, а ловушка,

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка. Живёт в воде и на земле.)

5. Чик-чирик,

К зернышкам - прыг,

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей. Летает в воздухе. Клюёт зёрнышки на земле)

6. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. Кто это? (Рыбка. Живёт в воде)

7. Он из веточек и хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? (Муравей. Живёт в земле)

8. Крыльями стрекочет с вечера до ночи. (Стрекоза. Живёт у воды, летает в воздухе)

Ведущая: Каждому человеку также мил свой родной дом, край, где он живёт, где его семья. Как называется край, где мы с вами живём? Ребята, нам надо беречь всё, что нас окружает. Ведь охранять природу – значит любить Родину. Хабаровского края. Послушайте стихотворение о Хабаровском крае

Люблю мой край.

Как странно это слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее,

солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут по небу облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

Приходит Новый год в дома

Тайга шумит.

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ведущая благодарит детей и взрослых за участие в празднике и объявляет о награждениях: (награждение классных коллективов и детей за рисунки, красивые костюмы из бросового материала, поделки, настенные газеты, постановку сценок)

(На сцену выходят участники праздника, идёт демонстрация слайдов о плохих и хороших проявлениях деятельности человека по отношению к природе)

Ведущая: Чтобы процветал наш Хабаровский край , давайте скажем наше ДА:

· миру и спокойствию (слайд: дети с родителями гуляют в парке, лесу)

· любви и уважению к природе (слайд: посадка деревьев)

· чистому городу, чистому Амуру (слайд: город Хабаровск, берег реки Амур)

· тишине (слайд: лес, птицы, животные)

· осторожности и мудрости во всех делах человека (слайд: изучение природы)

Скажем наше НЕТ:

· любым войнам (слайд: взрывы)

· пожарам в лесу (слайд о пожаре в лесу)

· грубому обращению с природой (слайд: развороченная земля, браконьерство , слив стоков)

· всему тому, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку.

Ведущая объявляет об окончании праздника.

Действующие лица:

  1. Ведущий.
  2. Старичок – лесовичок.
  3. Воспитанники старшей группы.

(Встречают гостей дети (6 пар) и ведущий, одетые в русские народные костюмы с хлебом и солью. Звучит русская народная песня.)

Ведущий: Здравствуйте гости – господа, мы ждем вас с самого утра.

1 ребенок: Нам начинать досталась роль.

2 ребенок: Мы принесли вам хлеб да соль.

Ведущий: Нашим хлебом угощайтесь, да за работу принимайтесь.

(Ведущий предлагает гостям угоститься хлебом да солью.)

Ведущий: В народе говорят, что с хорошими песнями и плясками и работа спорится. Давайте работать и веселиться.

Ведущий: Мы приглашаем вас пройти и посмотреть, что же растет на наших участках.

(Ведущий предлагаем гостям, вместе с детьми, пройти на территорию участка средней группы. На дереве висит письмо.)

Ведущий: Ой, смотрите, какое-то письмо! Ребята, вы не видели, кто его принес? Давайте его прочитаем? (Ведущий читает письмо)

«Дорогие мои друзья! Я приглашаю вас в гости, к себе и к моим верным друзьям: деревьям, зверюшкам, насекомым, птицам. Мы пройдем с вами по волшебной лесной тропинке, в конце которой вас ждет сюрприз. Но чтобы до него дойти нужно очень постараться. Если вы готовы, тогда в путь. Желаю вам удачи!

Старичок-лесовичок».

Ведущий: Ну что ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда, в путь!

(Все, под музыку, идут «в лес» (на участок средней группы.)

Ведущий: Вот мы и добрались. Давайте прислушаемся к природе. У каждого цветочка, у каждого листочка, у каждой веточки есть своя неповторимая песня. Закройте глазки, послушайте эту песню. (Дети закрывают глаза и слушают звуки природы.)

Как – будто мы очутились в лесу. Приветливо встретил нас лес. Давайте и мы с ним поздороваемся.

1 ребенок: Будь здоров, зеленый лес,

Стой в торжественном наряде

Парты, книжки и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

2 ребенок: Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже

Процветай, наш друг хороший

Будь здоров, зеленый лес.

3 ребенок: Здравствуй лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

4 ребенок: Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Ведущий: Когда любуешься природой, становиться на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому. И как же страшно, что есть на свете люди, которые не любят природу, губят ее красоту. А ведь как в лесу чудесно, правда, дети? Так чудесно и радостно, что хочется петь.

(Дети исполняют песню. Появляется старичок- лесовичок.)

Старичок-лесовичок: Ох, хорошо пели, напевно так, но очень громко. А вы разве не знаете, что лес любит тишину и покой? Ведь даже хруст ветки может спугнуть маленького зайчишку под кустом и птицу, высиживающую птенцов.

Ведущий: Какой же ты добрый старичок-лесовичек.

Старичок-лесовичок: Я – старичок-лесовичек

В бороде травы клочок

Я хожу с клюкой вокруг

Сторожу и лес и луг.

Я давно за вами наблюдаю, и сейчас вам предлагаю.

Отгадайте-ка, ребятки, вы мои загадки.

1 загадка: Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук, и тысячи ладошек. (Дерево.)

Старичок-лесовичок: Правильно, это дерево. Деревья – это украшение Земли, их нужно беречь. А эта загадка, о каком дереве?

2 загадка: В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.

Её узнаешь по примете –

Нет деревца белей на свете. (Берёза.)

Старичок-лесовичок: Давайте поспешим, ребятушки, к берёзке – заждалась она нас, принарядилась красавица.

(Дети, со старичком-лесовичком подходят к берёзке, на стволе повязан платочек, обнимают её за ствол, снимают письмо.)

Старичок-лесовичок: Вот и письмо она для нас приготовила. Прочти его девица. (Отдает письмо ведущему.)

«Милые детки! Наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, надеялась, что вы меня услышите».

Ведущий: Поэт Сергей Есенин называл Россию страной березового ситца, а березку – нежной, юной, чистой девушкой. А давайте, вокруг березки хоровод заведем, да песню запоём.

(Дети исполняют хоровод «Во поле березка стояла».)

Старичок-лесовичок: Ох и славный вы хоровод завели, но надо отправляться дальше. Вот смотрите, что это за дерево? (Показывает на тополь.) Правильно, это могучий и важный тополь. Надо же, он тоже приготовил для нас письмо. (Снимает письмо с ветки и отдает ведущему.)

«Здравствуйте, ребята! Я сильный, старый тополь. Мои корни глубоко уходят в землю, поэтому мне не страшны ни какие бури. Стою я здесь на одном месте, а как бы мне хотелось пуститься с вами в пляс. Может, порадуете меня, исполните что-нибудь веселое».

Ведущий: А что ребята, порадуем тополь?

(Дети исполняю «А мы просо сеяли», затем «Во саду ли, в огороде».)

Старичок-лесовичок: Ребята, посмотрите вокруг, какие еще деревья нас окружают? Конечно – яблоня. Посмотрите, какая она красивая, раскидистая. Давайте с ней поздороваемся. (Дети обнимают яблоньку за ствол.)

А как вы думаете, кто сильней, вы или яблонька? Ну, конечно же, яблонька. А как думаете, почему? (Выслушиваются ответы детей.)

А что ее в земле держит?Конечно, корни. Смотрите ребята, яблонька нам сказать что-то хочет. (Лесовичок слушает шум веток.)

Старичок-лесовичок: Яблонька интересуется, а умеете ли вы играть в «Гори - гори ясно»? Давайте порадуем яблоньку и поиграем.

(Проходит игра «Гори – гори ясно». Ведущий предлагает гостям присоединиться к игре.)

Ведущий: Спасибо тебе Старичок-лесовичок за интересное путешествие.

Старичок-лесовичок: Я так рад, что познакомился с вами и подружился. Вы много знаете о лесе, умеете себя правильно вести, знаете, как охранять природу.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Старичок-лесовичок: Каждый куст берегите ребята,

Где росток ты увидишь простой

Может вырасти дуб в три обхвата

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод

Свято помни, что лес – наша радость

Вместе с лесом и сам ты растешь.

Ведущий: Старичок-лесовичок, к нам сегодня гости пришли, чтобы сделать наш детский сад еще краше, зеленей. И для этого они привезли с собой саженцы. Я предлагаю сейчас, всем вместе, высадить эти саженцы в землю.

(Ведущий приглашает всех пройти к приготовленному месту для посадки саженцев. Дети также помогают высаживать саженцы в землю: кто поливает, кто поддерживает саженец, кто подает инвентарь, …)

Старичок-лесовичок: Друзья мои, как мы славно потрудились, теперь пора и отдохнуть. Ребята, вы когда-нибудь видели в лесу деревья, на которых растут конфеты? (Ответы детей и гостей.)

Не знаю как в других лесах, а в моем лесу точно есть такое дерево. Хотите я вам его покажу? Тогда в путь!

(Лесовичок ведет всех к дереву, на ветках которого навязаны конфеты, угощает детей и гостей конфетами.)

Старичок-лесовичок: Хорошо мне было с вами, но меня ведь и другие ребята ждут. Буду рад видеть вас у себя в гостях. До встречи! (Лесовичок уходит.)

Ведущий: До свиданья Старичок-лесовичок, нам тоже надо возвращаться обратно в детский сад.

(Дети благодарят гостей и, попрощавшись уходят в группу.)