Самые гениальные дети планеты (10 фото). Гений в наследство: у кого рождаются вундеркинды

Хотите, чтобы в семье появился маленький Эйнштейн? Нет идеального решения, но существуют некоторые способы, которые помогут вам убедиться, что ваш ребенок получит максимум шансов на успех в жизни. Чем отличается гений? Точного ответа нет даже у экспертов. Дело в генах или в воспитании? Все это давно обсуждается учеными. Так или иначе, некоторые данные статистики и проверенные советы могут помочь вам найти верный путь.

В спальне вашего ребенка нет телевизора

По статистике, у 30 процентов детей в возрасте до двух лет в спальне есть телевизор, а около 59 процентов ежедневно смотрят телепрограммы по два часа. Если вы хотите развивать своего малыша, не позволяйте ему смотреть телевизор. У просмотра нет никаких полезных свойств, напротив, телевидение нарушает когнитивные способности и занимает время, которое необходимо для ключевого развития мозга, бессмысленным занятием. Дети должны общаться со взрослыми людьми - только такая речь помогает процессу обучения. Язык, который можно услышать в телевизоре, не соответствует потребностям ребенка.

Вы кормили ребенка грудью

Согласно исследованиям, шестилетние дети, которых кормили на протяжении года грудным молоком, показывают лучшие результаты на тестах IQ, чем дети, которых не кормили. Ученые протестировали две группы матерей с детьми. В первой детей кормили грудью на протяжении года, не вводя дополнительный прикорм и не давая детям воду. В другой от рождения малыши практически не получали грудного молока. В результате оказалось, что дети из первой группы получили лучшие результаты в чтении, письме и математике. Выходит, что первый способ вырастить гения - кормить малыша грудью.

Ваш ребенок играет на струнном инструменте или пианино

Еще один признак потенциального гения - способность играть на музыкальном инструменте. Дети, играющие на пианино или струнных инструментах, показывают на 15 процентов более высокие вербальные навыки чем те, кто не играет. Для исследования проанализировали способности детей в возрасте около 10 лет (те, которые занимались музыкой, делали это около 3 лет). Эксперимент подтвердил связь, которую ученые подмечали и прежде - музыка действительно связана с хорошими вербальными навыками и интеллектом. Впрочем, неясно, дело ли в том, что умные дети способны и в музыке тоже, или в том, что музыка делает умнее.

Ваш ребенок терпелив

В одном известном исследовании детям сказали, что они получат два печенья, если смогут потерпеть и не съедят первое печенье сразу. Те, кто смог подождать 15 минут, оказались умнее, чем те, кто не выдержал и минуты. Способность контролировать импульсы напрямую связана с уровнем интеллекта. Она определяет умение переключаться между разными задачами, держать в памяти нужную информацию и подавлять порывы.

У вас дома много книг

Дети, у которых дома минимум 500 книг, на 36 процентов чаще хорошо заканчивают школу и на 19 процентов более склонны закончить университет, чем те, у кого дома не было книг или было мало. Исследователи обнаружили, что количество книг и грамотность родителей напрямую воздействуют на успехи ребенка. Дети учатся на примере родителей, так что, только демонстрируя любовь к чтению, вы можете побудить так себя вести и ребенка.

Вы не употребляете наркотики

Согласно данным ученых, дети женщин, употребляющих кокаин во время беременности, в пять раз более склонны к отставанию в развитии. Женщина, которая мечтает об умном малыше, категорически не должна употреблять какие-либо наркотические вещества!

У вашего ребенка нет лишнего веса

Физическая форма тоже может быть признаком гениальности: школьники с лишним весом получают оценки ниже, чем те, у кого все в порядке с формой. Сидячий образ жизни лишает ребенка многих возможностей в жизни. Привычка играть в компьютерные игры и смотреть телевизор ни к чему не приводит, для развития ребенку нужно социальное взаимодействие.

Ваш ребенок занимается спортом

Если вы вместе с ребенком делаете зарядку, вы повышаете его навыки по принятию решений практически на 100 процентов! Поощряя активный образ жизни, вы растите успешного человека. Ученые уверены, что важно не то, что ребенок унаследует с генами, а то, как его воспитывают, так что забудьте о компьютерных играх - и вперед, к активным физическим занятиям!

Ваш ребенок посещал детский сад

Дети, ходившие в детский сад, на 52 процента чаще хорошо заканчивают школу. Посещение сада с хорошей развивающей программой сказывается на жизни и развитии человека на протяжении долгих лет. Две группы испытуемых, одна из которых состояла из людей, посещавших сад, а вторая - из тех, кто в него не ходил, продемонстрировали, что даже в 40 лет результаты раннего развития могут быть заметны.

Вы обзавелись ребенком в молодом возрасте

Возраст родителей связан с риском неврологических расстройств, аутизмом и шизофренией, а также сниженным уровнем интеллекта. Дети, рожденные молодыми родителями, демонстрируют лучшие результаты, чем те, чьим родителям 40. Современная тенденция откладывать рождение ребенка может стать проблемой.

Вы научили ребенка жонглировать

Как ни удивительно, умение жонглировать увеличивает количество мозговых клеток на 3 процента. Конечно, в первую очередь структуру мозга определяют гены, но от них зависит не все. Изучение навыков, развивающих моторику, стимулирует мозговые клетки. Их количество во фронтальных долях мозга напрямую связано с когнитивными способностями.

У вас есть высшее образование

Все дело в том, что дети из семей, где родители живут на пособие, слышат меньше слов, чем дети в семье профессионалов. Чем больше слов слышит ребенок, тем больше его словарный запас и тем проще ему хорошо учиться. Уже в юном возрасте заметна разница - дети из семьи безработных знают в два раза меньше слов, чем дети из семьи образованных специалистов.

Ваш ребенок занимается иностранным языком

Согласно научным данным, дети, изучавшие иностранный язык около двух лет, показывают на 14 процентов более высокий результат во время тестов, чем те, которые никогда не делали этого. Всего за один год обучения результат уже становится выше, но через два года показатели возрастают еще заметнее, чем прежде. И развитие продолжается с каждым последующим годом!

Ваш ребенок мало играет за компьютером

Воздействие компьютерных игр на интеллектуальное развитие постоянно вызывает споры специалистов. Исследование, проведенное в Великобритании, заключалось в сравнении оценок детей, которые часто играли, с оценками тех, кто вообще не играл на компьютере. Никаких положительных результатов частые игры не дали! Излишний интерес к видеоиграм приводит к снижению оценок, потере интереса к чтению или активным играм, нарушает сон и мешает нормальным контактам с друзьями и родственниками. Хотите растить маленького гения - ограничивайте время, проведенное ребенком перед монитором компьютера!

Вы не употребляете продукты с нитратами

Если вы подвергаетесь воздействию пестицидов во время беременности, у вашего ребенка может оказаться низкий уровень интеллекта. К такому выводу пришли ученые из Колумбийского университета, проанализировавшие группу семилетних детей и их матерей. Распространенные удобрения могут негативно воздействовать на уровень интеллекта. Это заметно и по качеству памяти, и по умению принимать решения. Выходит, вашему желанию вырастить гения может помешать что-то, даже не заметное на первый взгляд!

Новость о гениальной малышке, которая уже в 4 года разговаривает на семи языках, поразила пользователей Рунета. Девочка стала настоящей звездой после телепередачи «Удивительные люди» на канале «Россия 1», где она продемонстрировала свои необычные способности.

Своим успехом малышка обязана маме, которая с рождения общалась с дочкой на русском и английском. А затем, увидев, что девочка проявляет талант, подключила другие языки.

Мы решили разобраться, кто же из детей на самом деле может считаться гениальным, благо это или проклятие и куда бежать родителям юных Эйнштейнов и Моцартов ?

7 признаков одаренности ребёнка

Согласно данным многолетних исследований, от 1% до 5% детей по всему миру рождаются с задатками гениальности, но проявить их удается лишь каждому сотому из одаренных. Шансы вырастить взрослого гения из маленького весьма ничтожны, однако попытаться стоит.

Для начала нужно отличить ребенка с необычными задатками от сверстников. У гениального ребенка всегда есть следующие черты:

  • Тяга к общению со взрослыми и проблемы со сверстниками из-за отсутствия общих интересов;
  • Перфекционизм;
  • Повышенная любознательность, которая не уменьшается с годами;
  • Умение самостоятельно приобретать новые навыки (чтение, счет, рисование);
  • Зацикленность на любимом занятии, нежелание переключаться;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Умение строить причинно-следственные связи в самом раннем возрасте.

Если несколько из этих качеств вы обнаружили у своего ребенка еще до 4-5 лет, обратитесь к специалисту. Опытный детский психолог или педагог подскажет, соответствует ли развитие ребенка норме, а если он опережает ее, то насколько.

Детский психолог Татьяна Любезнова часто повторяет родителям своих маленьких подопечных:

iconmonstr-quote-5 (1)

Особенность одаренных малышей - не только ум или талант к творчеству, но и крайне «хрупкая» психика. Часто взрослые, видя не по годам развитого ребенка, общаются с ним на равных, без скидок на уровень психоэмоционального развития. Таким детям любая грубая фраза или интонация может нанести травму. Две крайности (общение как со взрослым и сюсюкание как с крохой) одинаково неприемлемы в работе с подобными детьми. И то и другое убивает самооценку малыша и его доверие к близким.

4 типа одаренности детей

Всех талантливых детей, опережающих сверстников по развитию, можно условно разделить на четыре группы:

Творческие дети - самые редкие из одаренных, проявляют талант к одному из видов творчества уже на первом году жизни. В остальном развиваются наравне со сверстниками, однако могут лениться и не проявлять интереса к общей программе развития. Требуют работы с опытными педагогами и индивидуальными наставниками.

Вундеркинды - увлекающиеся всем дети, одаренные от природы. С самого раннего возраста проявляют тягу к учебе и новым знаниям, очень рано учатся читать, писать, считать и начинают добывать информацию всеми доступными путями. Чаще всего не интересуются общением со сверстниками, играми, физической активностью. Требуют особого образования, обучения в спецшколах-интернатах, не приспособлены к быту.

Гипермотивированные дети - прилежно изучают все, что от них требуется. Заинтересованы в обучении ради похвалы, типичные отличники и «ботаники», стараются учиться лучше всех в рамках общей программы, побеждают на олимпиадах по одному или нескольким предметам.

Способные дети - немного опережают сверстников в развитии, любят учиться, крайне любопытны, причем с детства понятно, «технарь» малыш или «гуманитарий», ведь он увлекается лишь определенным типом знаний. Именно эти дети к 2-2,5 годам учатся читать и считают книгу лучшим подарком. Неконфликтны, послушны, усидчивы. Редко проявляют интерес к сверстникам и могут стать изгоями в коллективе из-за нежелания общаться.

Особенности воспитания одаренных детей

Воспитание одаренного ребенка - всегда дополнительная нагрузка на родителей. Однако важно понимать, что для ребенка такая умственная активность - стресс не меньший. Любая гениальность имеет «побочные эффекты», а дети требуют особого подхода с первых дней жизни.

Педагог ДОУ с 35-летним стажем Марина Кудейкина рекомендует помнить о следующих аспектах воспитания: «Чем раньше вы выявите таланты ребенка, тем проще их будет совершенствовать. Например, способности к творчеству развить проще, если начинать занятия в 3-4 года, к языкам - в 3 года, к музыке - с 1,5 лет.

  • Найдите специалиста, который составит для вашего ребенка индивидуальную программу обучения, а также педагога или нескольких, которые будут с ним работать. Уделите особое внимание не только знаниям преподавателя, но и его контакту с ребенком. Слишком строгий или неприятный учитель может отбить у малыша все желание заниматься и свести на нет любой врожденный талант.
  • Не требуйте от ребенка постоянных результатов и достижений, дайте ему учиться в удовольствие и ни в коем случае не давите на него и не шантажируйте его. Даже обычный малыш, услышавший «ты не сделал задание, и поэтому мы с папой тебя больше не любим», впадет в панику, а гениальные дети с их обостренным восприятием и вовсе могут выдать непредсказуемую реакцию.
  • В погоне за рекордами не забывайте о таких аспектах жизни, как спорт, общение с другими детьми, эмоциональное становление. Хорошими помощниками в этом станут домашние животные и дети старшего возраста. Помните, очень часто гениальность граничит с эмоциональной холодностью, поэтому учите ребенка не только решать алгоритмы, но и любить, выражать привязанность, сострадать слабым.
  • Не выставляете особенность ребенка напоказ, это лишь приведет к зависти со стороны других детей (и родителей) и помешает ему завести друзей.
  • Помните о том, что большинство гениальных детей к 7-8 годам сравниваются по уровню развития со сверстниками, а значит, не приучайте ребенка к тому, что он лучше других. Если разница в развитии сотрется, осознание своей обычности станет сильнейшим ударом для маленького человечка, привыкшего смотреть на окружающих со снисхождением».

Интерес к детской гениальности появился давно.

Еще в 1905 году великий писатель Герман Гессе писал о том, что в школе учитель предпочтет посредственность маленькому таланту.

Посредственные дети, как правило, предсказуемы, зачастую более усидчивы и не задают лишних вопросов.

Подавляющее большинство родителей одаренных детей отмечали, что чем выше способности ребенка, тем острее может быть неприязнь со стороны преподавателя.

А ведь маленькие дети так остро нуждаются в одобрении со стороны взрослых.

Есть одна статистика, согласно которой на 100 тысяч простых детей приходится один вундеркинд .

Однако только 3-5% из них вырастают гениями.

И этому есть физиологические объяснения. Когда ребенок развивается быстрее, чем его сверстники, его развитие со временем начинает замедляться и «сравнивается» с другими.

Иногда талант затухает по вине неправильного воспитания - решив, что надо развивать только то, к чему малыш предрасположен, взрослые не уделяют должного внимания физическому развитию и развитию иных умений и навыков.

Одаренные дети

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях.

Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам.

В научной области раньше других проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Общеинтеллектуальная одаренность может выступать в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением.

И х отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

(Это, в частности, проявляется и в характерном для одаренных детей увлечении коллекционированием).

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.

Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере , которая им интересна.

Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Позиции родителей могут быть различны. Некоторые, обнаружив у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания.

При этом, как отмечает психолог А. В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом (чудо-ребенком), внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком.

Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей.

Недавно на экраны вышла автобиографическая драма Эвы Ионеско о том, как её мать шаг за шагом сделала из 10-летней дочери звезду эротики

В 11 лет Эва благодаря настойчивости своей матери появилась на страницах мужского журнала абсолютно обнажённой, а затем сыграла в эротиче-ском фильме «Распутное дет-ство». Спустя годы «модель» выросла и подала на мать иск в суд. Казалось бы, нетипичная история. Но нет...

В прошлом году 10-летняя француженка Тилан Лена-Роз Блондо устроила переполох во взрослом мире.

Самая юная топ-модель снялась для одного из глянцевых журналов во «взрослом образе»: в открытой одежде, на шпильках и с ярким макияжем. Общественность была шокирована.

А между тем эта девочка - далеко не первый ребёнок, который пытается побыстрее распрощаться с детством.

Диана Козакевич из Днепропетровска покорила и Украину, и Россию .

Девочка записалась на кастинги программ «Украина ищет таланты» и «Минута славы» не для того, чтобы прославиться.

Планы у Дианы были совсем другие. И на сегодняшний день Диана - самый известный ребёнок не только на Украине, но и в России.

«Диане было 5 лет, когда она пришла с прогулки, подошла ко мне и говорит:

«Мама, у нас во дворе есть мальчик Витя, он глухонемой. Я хочу, чтобы он стал отцом моих детей», - рассказывает мама Дианы. - Я удивилась:

«Ну а как же вы будете общаться? Будешь учить азбуку глухонемых?» Дочка ответила: «Нет, это слишком долго. А какие ещё варианты?»

Я в шутку говорю: «Иди на кастинг и выиграй миллион, чтобы Вите сделали операцию». Диана закричала: «Я иду!» Мы с ней ни в каких студиях не занимались. Но на кастингах Диана не стеснялась.

Единственное, ей сложно было наравне со взрослыми профессионалами проходить все репетиции, тренировки. Иногда съёмки длились до глубокой ночи. Она не капризничала, но очень сильно уставала. Диана со своим стихом заняла пятое место. Когда узнала, ужасно расстроилась.

Ярослав Ясаков несколько лет назад стал самым юным художником на планете . Первую картину он нарисовал в… 1,5 месяца.

В 3 месяца прошла его первая выставка из 20 работ под названием «Импульсы любви», а в «солидном» возрасте 6 месяцев мальчик показал 80 картин на своей второй выставке, за что и попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Пианист Ваче Хачатрян в свои первые гастроли отправился в 3 года, сыграв произведения любимых композиторов - Бетховена и Моцарта.


13-летние студенты престижных высших учебных заведений, как правило, физико-математической направленности, 11-летние маленькие гении, заканчивающие школы с золотыми медалями, талантливые пианисты 7 лет - интервью с такими детьми и рекомендации их родителей, как вырастить гениального ребенка периодически появляются на страницах газет или на ТВ. Однако мало, кто задумывается, что происходит с ними потом, насколько хорошо сказывается на них раннее взросление разума, как им приходится в кругу взрослых студентов и какие серьезные психологические нагрузки ложатся на их хрупкие детские плечи...

Интерес к детской гениальности появился давно. Еще в 1905 году великий писатель Герман Гессе писал о том, что в школе учитель предпочтет посредственность маленькому таланту. Посредственные дети, как правило, предсказуемы, зачастую более усидчивы и не задают лишних вопросов. Подавляющее большинство родителей одаренных детей отмечали, что чем выше способности ребенка, тем острее может быть неприязнь со стороны преподавателя. А ведь маленькие дети так остро нуждаются в одобрении со стороны взрослых.

Особенно серьезную проблему представляет такое отношение в адрес девочек, отличающихся повышенными способностями. Например, профессор Карен Отто, председатель Немецкого общества по исследованиям особо одаренных детей, утверждает: - "Девочки более склонны терять веру в себя после ряда ошибок или неудачных попыток решить ту или иную задачу. Им легко можно внушить, что на большее они не способны и навсегда отбить охоту активно развивать свои таланты дальше. В какой-то степени им не хватает здоровой агрессии. Часто одаренные девочки страдают от бессонницы или пищевых отклонений, заработанных от проблем в школе".

Между прочим, обычный учитель не подходит на роль преподавателя для нестандартных детей. Нужны специалисты узкого профиля, знающие, как правильно работать с детьми, чьи способности далеки от средних. Причем, профессиональное образование должно в идеале сочетаться с психологическим. Подумайте, сколько российских школ могут похвастаться наличием специалистов такого профиля?

Важной проблемой, касающейся всех гениальных детей, является психологическая адаптация. Своих сверстников чаще всего попросту игнорируют сами одаренные дети. А то, окружение, в которое они попадают, поступив, допустим, в 13-летнем возрасте в ВУЗ, игнорирует в свою очередь их. Неудивительно, только представьте, что интересует помимо учебы 17-летних первокурсников - секс, развлечения, алкоголь. Понятно, 13-летний подросток не способен разделить эти увлечения. Также преподаватели, привыкшие работать с более-менее сформировавшимися личностями, не могут найти правильный подход к 13- или 14-летним студентам.

В итоге подросток оказывается в вакууме , который может быть наполнен только бесконечной учебой и занятиями спортом. На передний план выходит проблема этического толка: дело в том, что ребенок лишается детства. А ведь взросление должно происходить поэтапно, а в случае с одаренными детьми, им приходиться проскакивать целые куски детской жизни. Конечно, внимание родителей может смягчить некоторые углы, но не заменит поступательного взросления. Суть дилеммы в том, что взрослый, бурно развивающийся мозг, заключен в панцирь детской психики и детского тела.

Грег Смит окончил школу в 13 лет (в США стандартно это происходит в 18) и в данный момент изучает математику в колледже. Он говорит, что почувствовал себя не таким как все, когда в первом классе учителя приносили ему контрольные по математике для пятого класса, чтобы чем-то занять на уроках "настырного первоклашку". "Они хотели тогда поставить меня на место, показать, что я просто маленький обнаглевший нахал", вспоминает Грег Смит. Кроме своих математических талантов мальчик может похвастаться очень высоким IQ: когда он сдавал последний тест, результат показал больше 130. Позже специалисты пришли к выводу, что интеллект мальчика настолько высок, что даже не подлежит измерению.

Выявление гениальности детей важная и не простая задача. Считается, что таковых в среднем около 2% . Однако, лишь малая часть из них получает возможность проявить себя. Взять Россию - провинцию. Зачастую в школах элементарно не хватает учителей и учебников, не говоря уже о таких достижениях цивилизации как персональный компьютер. А ведь подобная исключенность из процесса техногенного развития не идет на пользу одаренному ребенку, зачастую лишая его шанса обнаружить свои таланты.

Складывающееся положение вещей вокруг одаренных детей не могло остаться без внимания. На Западе пошли следующим путем. Особый упор был сделан на раннее выявление таких детей и создания специальных классов или же школ, где дети находятся в окружение сверстников с одинаковым уровнем развития. Например, в Германии существует ряд обществ. Самое известное из которых - это Немецкое общество для особо одаренных детей, вице-президент которого Томас Лоурен утверждает, что главной проблемой является тот факт, что часто на бумаге стоит одно, а в школах на деле, происходит совсем другое. Задачей таких обществ является приведение бумажных принципов с согласие с реальностью.

Также важным аспектом деятельности таких организаций является налаживание тесных контактов между школами и высшими учебными заведениями, разработка специальных программ, позволяющих юным студентам нормально учиться в нестандартной для них обстановке. Профессор Франц Монк, один из ведущих специалистов в Европе в данном вопросе, считает, что, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, в целом в вопросах европейской политике образования должны происходит изменения, направленные на создания благоприятной обстановки для обучения одаренных детей.

Конечно, нет ничего удивительного в том, что взрослые хотят использовать детские, но уже гениальные умы на благо науки. Гениальные детишки проливают бальзам на души родителей, которые получают за свои труды повод для бесконечной гордости и зависти окружающих. Гениальность ребенка это, - прежде всего, нестандартная ситуация, которая требует нестандартных решений. Таково единодушное мнение детских психологов, нуждающаяся в особом внимании, как со стороны родителей, так и педагогов. Особый кризис в отношениях одаренных детей и их родителей наступает в тот момент, когда дети начинают предъявлять претензии за загубленное детство. Особенно часто это происходит тогда, когда гениальность ребенка не приводит его к успеху в жизни, столь ожидаемому как уже подросшими детьми, так и их родителями.

Во многих случаях гениальный ребенок превращается, например, в обычного ученого - только с большим багажом знаний, накопленном в более раннем возрасте. И человек, с раннего детства привыкший к особому отношению окружающих к себе, ломается, не выдержав психологического давления. Для предупреждения таких печальных последствий психологи советуют не заострять излишне внимание ребенка на его сверхнеординарных способностях.

Итак, гениальный ребенок - это не только отсутствие головной боли родителей по поводу несделанных домашних заданий и двоек по алгебре, а также автоматически решаемый вопрос с поступлением в институт. Это еще высокая ответственность за будущее маленького гения, который зачастую, благодаря именно своим талантам, оказывается беззащитным перед лицом общества.

Source:



Other articles in Other News :


20 Oct 2016

20 Aug 2016

8 Aug 2016

Гениальный ребенок: Как не проглядеть Эйнштейна?
Гениальный ребенок, блистающий талантами с младых ногтей, – мечта многих родителей, сознание которых наполнено тщеславием и амбициями. Воспитать маленького гения – это сложная задача. Иногда сами задатки уникальности, заложенные природой, например, особенности строения головного мозга и центральной нервной системы, - это всего лишь 5% от будущего успеха.
Главный секрет, это совместный труд самого ребенка, его родственников, а также педагогов. Психолог-консультант Евгения Дьякова делится способами не проглядеть в своем малолетнем чаде будущего Моцарта или Эйнштейна...

Обычно есть три основных пути:
1) Первый, самый печальный, когда родители попросту игнорируют таланты ребенка, не находя времени или сил достойным образом развить заложенное природой. Чаще всего в такую категорию попадают дети из неблагополучных семей: иной раз родители не могут обеспечить даже элементарные условия для жизнедеятельности ребенка, не говоря уже о занятиях по музыке или посещении изостудии.
Также в эту группу, по мнению Евгении Дьяковой, психолога-консультанта социально-психологической службы "Кабинет доверия" при Центре внешкольной работы САО, входят родители, которых пугают необычные способности ребенка. Не все родители готовы к тому, что семилетний ребенок, скажем, посещает ежедневно библиотеку, возвращаясь со стопкой книг, которые проглатываются им за сутки. Причем, предпочтение отдается литературе, которую выберет не всякий 15-летний подросток. Обычно такие опасения усиливаются тем, что в итоге ребенок перевозбуждается, плохо спит или не находит языка со сверстниками. Кроме того, в практическом смысле с такими детьми сложнее: они в меньшей степени склонны признавать авторитет взрослых и быть послушными. Бывает так, что в таких случаях родители склонны подавлять способности ребенка. Или пытаются направить их в другое, скажем, более стандартное русло. В первую очередь, их пугает тот факт, что гениальность сама по себе, с точки зрения науки, делится как на ущербную, так и на творческую. Не даром, существуют два полюса: добрый гений и злой. Правда, в реальности эти две области стоят близко друг другу – достаточно вспомнить биографии признанных мировых гениев.
2) Во вторую группу попадают родители, чьи амбиции льются через край. Они необычайно гордятся талантами малыша, всячески подчеркивают его уникальность и "готовый дар". Наверняка, Вам уже встречались ритуальное исполнение этюдов на рояле или декламации "Евгения Онегина" четырехлетним карапузом в кругу родственников и друзей семьи. Подобный перегиб приводит к искажению самооценки ребенка, стимулирует тщеславие и чаще всего не идет ребенку на пользу. Особенно в тех случаях, когда с возрастом ребенок теряет ранние способности и становится ближе к среднему варианту психоэмоционального развития, ему крайне трудно приспособиться к тому, что уже не самый-самый. Иногда такая потеря в подростковом возрасте приводит к разного рода сложностям, например, ко внутренним конфликтам или неврозам. Вообще перехваленные дети в большей степени склонны к манипуляционной линии поведения в отношении собственных родителей.
3) В третью группу входят родители, детям которых повезло в большей степени. Такие родители в большей мере склонны к тому, чтобы трезво оценивать таланты ребенка. Основу такого адекватного отношения составляет создание условий для полноценного развития ребенка, но без чрезмерного и постоянного подчеркивания его необычности. Такие родители не станут насильно засаживать ребенка за гаммы, если областью его интересов является электротехника. Такие родители умеют слышать своего ребенка и воспринимают его, как маленькую личность. В первую очередь, они ориентируются именно на увлечения ребенка, отдавая пальму именно его непосредственному интересу к тому или иному предмету. Также родители понимают, что при всех способностях ребенка, истинную основу его будущих успехов во взрослой жизни может заложить только ежедневный труд. При этом, очевидно, что не каждый 5-летний ребенок готов проводить по 6 часов за пианино или рисуя бесконечные вазоны и чайники. Задача родителей состоит в умении приучить ребенка к труду, привить ему мотивацию, а также найти подход, делающий ежедневные упражнения менее травматичными для ребенка. По мнению Е. Дьяковой, данная родительская группа является самой малочисленной.

Гениальный ребенок: подводные камни подарка природы
Ответить на вопрос, подарок гениальный ребенок или испытание, однозначно нельзя. Уникальные способности ребенка часто имеют обратную сторону. Пример из практики Е. Дьяковой, мальчик, отличающийся необыкновенными для своего 9-летнего возраста познаниями в области техники и астрономии, предпочитающий, вместо собачек и домиков, рисовать схемы транзисторов, лампы и чипы. Мало того, речь этого ребенка мало, чем отличалась от размеренной и насыщенной терминами речи преподавателя. Но при этом у ребенка диагноз: пограничное состояние, тяжелый аутизм.
Не меньшую проблему для детей, представляют и учебные заведения. По мнению Е. Дьяковой, стандартная школа рассчитана именно на средние способности детей. Те дети, которые не соответствуют так или иначе усредненной норме, оказываются в проигрышной ситуации. Прежде всего, у педагогов, как правило, не хватает времени на всезнаек или отстающих. Мало того, зачастую ребенок, отличающий уникальными способностями, оказывается в "тисках": имея обыкновение прочитывать учебники за лето или обладающий знаниями, превышающими программу, он рискует заработать стойкую нелюбовь, как преподавателей, недовольных опасностью быть постоянно застигнутыми врасплох каверзными вопросами или скучающим лицом, так и одноклассников, испытывающих неприязнь к "белым воронам".
Стереотипы в голове учителя приводят к тому, что таких детей то ли постоянно спрашивают, автоматически возвышая его над остальными, то ли незаслуженно забывают, исходя из принципа, "за чем спрашивать того, у кого на все есть правильный ответ". Иногда масла в огонь подливают и сами родители, например, требуя от ребенка отличных отметок по всем предметам, но, забывая о том, что оценка не всегда ставится за знания. Учителя имеют обыкновение учитывать такие факторы, как аккуратность выполнения домашнего задания, удобочитаемый почерк, поведение на уроках и умение найти контакт с самим педагогом. А, как правило, дети, наделенные талантами не склонны ни к примерному поведению, ни к чрезмерной аккуратности - быстрота мысли и склонность искать нестандартные решения служат в стандартизированной схеме помехой.
Е. Дьякова подчеркивает, что дети отличаются мягкой, подвижной самооценкой, кроме того, они как губки склонны впитывать происходящее вокруг них. Поэтому если в школе такой ребенок не получает индивидуального подхода, то возможна инволюция, которая приводит к усреднению ребенка, так как он теряет интерес к учебе или, привыкая автоматически пожинать лавры былых достижений, перестают развиваться. Выход один: отдавать ребенка в те школы, где он может получить дополнительную нагрузку, например, с углубленным изучением языка или с математическим уклоном. Или же обеспечить ребенка внешкольными занятиями: музыкой, живописью, кружками моделирования или шахматами. Особое значение, при этом, имеет тот факт, что ребенок получит возможность общаться с детьми равными себе по духу, а не будет зарабатывать комплекс "белой вороны" и обидные прозвища. К сожалению, в нашей стране, с точки зрения политики в области образования, нет специальных программ или школ, рассчитанных на детей с задатками гениальности. Вернее, имеющиеся программы не могут конкурировать с теми, какие существуют, например, в Германии, когда в школах проводят специальные тесты, выделяют особенных детей, а потом создают отдельные классы или переводят в школы со специальной учебной программой. В нашей стране весь процесс "создания гения" лежит на плечах родителей и чутких педагогах. Последние, пока скорее редкость, чем правило.
Что касается, популярного в настоящее время "перескакивая через класс" или экстерната, то психологи советуют хорошенько взвесить все плюсы и минусы данного решения. Например, Е. Дьякова считает, что при высоких интеллектуальных способностях ребенка, никто не отменял такие аспекты, как физическое и нравственное развитие. Учебная программа построена на систематичности, поэтому перескоки неизбежно влекут за собой проблемы в виде пробелов. Также ребенок оказывается в компании детей, не подходящих ему по возрасту, в итоге: изоляция. Кроме того, практика показывает, что дети, которые раньше сверстников заканчивают среднюю школу, а в 13 лет становятся студентами высших учебных заведений, к 20 годам превращаются в рядовых сотрудников НИИ, которым трудно похвастаться чем-либо, кроме раннего развития. У ребенка при всех его способностях, талантах и задатках должно быть детство, в котором должно быть место не только пианино, учебникам по физике и палитре, но и играм, общению с друзьями, спорту.

Как вырастить вундеркинда
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был самым умным и способным, может быть, даже и вундеркиндом. Но как этого добиться?
Для начала расскажу поучительную историю жизни Миши К. Мальчик с раннего детства проявлял склонность к музыке, окружающие пророчили в нем нового Паганини. Родители окружили его атмосферой восхищения, исключительности, ограждали от забот, обязанностей, труда. Из-за хороших результатов на публичных выступлениях взрослые прекратили обучение музыканта. Все чаще стали появляться неудачи, которые его приучили воспринимать как результат непонимания, зависти, недоброжелательности. Его способности не получили развития, так и оставшись "потенциальными".
Вывод из этой истории: ведущую роль в развитии одаренности играют воспитание и обучение. И именно с помощью этого оружия стоит бороться против отсутствия врожденных способностей. Но все-таки как же определить, является ли ребенок одаренным или нет? Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Моцарт с трех лет сочинял музыкальные произведения, Рафаэль рисовал с восьми лет, Пушкин писал стихотворения с девяти. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что "на нем природа отдохнула".
Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка. Прежде всего, это любознательность: уже с младенческого возраста ребенок хватает различные предметы, ощупывает их и разглядывает со всех сторон. Позже старается постичь, для чего служит та или иная вещь, как она действует, задает массу вопросов. Способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию. Одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Как же воспитать вундеркинда? К сожалению, а может быть и к счастью, готового рецепта нет. Но я все же дам несколько советов:
1. С ребенком обязательно нужно много общаться. В США было проведено исследование важности взаимодействия с детьми. В одном из сиротских пансионатов находились младенцы, которых считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отделены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей не хватало, вся их психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления. Из этого пансионата взяли группу детей и поместили в заведение для умственно неполноценных женщин, где детей баюкали и ласкали. У детей вскоре развилась речь, их интеллект достиг нормы. Многие из них потом получили высшее образование, завели семью.
2. Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому полезно просить ребенка что-то объяснить своему младшему брату, сестре или же другу.
3. Не погашай природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Что было бы, если бы Моцарта заставили заниматься физикой?
4. Никогда не говори ребенку, что он неспособный. Он ведь может в это поверить.
5. Воспитывай в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли.
6. Не подавляй взрывы фантазии, если они не вредят окружению.
7. Не подгоняй ребенка под какие-либо стандарты и, прежде всего, традиционно связанные с полом. Например, не следует говорить девочке, что она должна быть "прежде всего, хорошей матерью и хозяйкой", в то время как она интересуется "темами для мальчиков".
8. Не расстраивайся, особенно в младших классах, умеренными успехами в науках. Эйнштейн, например, развивался очень медленно, с трудом, поздно научился говорить и очень поздно пошел в школу. А Ньютон в школе слыл лентяем и тупицей. Его взяли домой из-за неспособности к обучению.
9. Не расслабляйся, если твой ребенок высоко одарен от рождения. Если ребенок, обучаясь с обычными детьми, затрачивает на учебу мало времени и усилий, не испытывает трудностей при выполнении домашнего задания, одновременно проявляя успехи в школе, стоит насторожиться. Твой ребенок обладает богатым потенциалом, но не использует его. В нем не развивается усидчивость, трудолюбие, воля. Лучше перевести его в другую школу, где ему будет сложно учиться.
10. Не тормози, а всячески поощряй скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: детский сад, кружки.
11. Не переусердствуй! Не стоит отнимать у ребенка детство, слишком заботясь о его образовании.
Известен следующий случай, имевший место в начале девятнадцатого века. Джеймс Милль - английский ученый, сделавший вклад во многие науки - решил сделать своего сына вундеркиндом. Джон Стюарт Милль к тринадцати годам изучил арифметику, геометрию по Евклиду, алгебру по Эйлеру, дифференциальное исчисление, логику, политэкономику, греческий и латинский языки. Был знаком с баснями Эзопа, прочитанными в подлиннике, Геродотом, Платоном, Плутархом, освоил "Робинзона Крузо", "1001 ночь", "Дон-Кихота"! Последствия эксперимента? "Подорванное" здоровье ребенка и лишение детства. Джон Стюарт сам не знал, больше ли он выиграл или потерял. Позже он вспоминал: "Я никогда не был ребенком, я никогда не играл в крикет! Лучше предоставить природе идти своей собственной дорогой."

Одаренные дети
Характерное отличие всех "вундеркиндов" - умственная активность, иначе говоря, стремление к познанию. Психологи установили, что способности развиваются из задатков при одном обязательном условии: деятельность, которой занимается ребенок, обязательно должна быть эмоционально положительной, т.е. приносить радость. Есть радость от какой-либо деятельности - задатки развиваются, превращаясь в способности, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет. От безрадостных и утомительных занятий можно ждать пятерки, похвалы, даже знаний, не будет только главного - способностей.
Способности ребенка развиваются только в любимой деятельности, а значит, длительные дополнительные занятия, проводимые без желания ребенка, как правило либо бесполезны, либо вредны, т.к. принуждение к деятельности вызывает у ребенка дополнительные отрицательные эмоции по отношению к ней.
Отметки, особенно в начальных классах, не характеризуют способности ребенка. Старательная и аккуратная девочка может получать в начальной школе пятерки, но остаться неспособной, потому что никакого удовольствия от чтения и от решения задач не испытывает. К старшим классам роль способностей в обучении становится больше и многие тихие отличницы становятся весьма посредственными ученицами, а мальчик, получавший двойки за плохой почерк и грязную тетрадь, становится гордостью школы.
И самое главное - начинать учить ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности. Конечно, это не значит, что в учебном процессе должны совершенно отсутствовать элементы обязательности. Но начало, когда организованная умственная деятельность только начинается, обязательно должно быть интересным и радостным для ребенка.
Возникает вопрос: если все определяется познавательной потребностью, почему она есть только у одаренных детей? Ведь познавательная потребность в достаточной степени дается всем без исключения детям (кроме случаев тяжелых врожденных и приобретенных патологий). И если способности надо развивать, то познавательная потребность - дар, которым награжден каждый. У одаренных детей, благодаря ярко выраженной потребности в познании, связь радости и умственного труда очень тесная. Практически любая умственная деятельность доставляет им огромную радость и их способности активно развиваются. С этой точки зрения проблема задатков ребенка становится второстепенной. Доказано, что наш мозг использует едва ли 10-15% своих возможностей. Таким образом дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что сумели в большей степени реализовать себя.

Что мешает вашему ребенку развиваться?
В настоящее время родителей беспокоит больше всего, пожалуй, два основных вопроса: здоровье ребенка и его интеллектуальное развитие. Открываются различные группы развития для малышей, на прилавках полно развивающей литературы, беспокойные матери находятся в поисках все новых и более, как им кажется, эффективных программ развития. Дети, в свою очередь, становятся неким объектом выгодного вложения средств, либо "товаром" на рынке социального сравнения. К сожалению, немногие родители задумываются о том, что же на самом деле необходимо ребенку. А если и задумываются, то отвечают себе сами: "В жизни моему ребенку это пригодится, он должен пойти в самую лучшую школу и окончить самый престижный университет, и вообще:быть самым-самым!" Цель благородная, но, на мой взгляд, однобокая. По-видимому, видеть в своем ребенке будущего гения, заложено природой. Какая же мать будет мечтать о том, чтобы её дочурка стала домохозяйкой? А какой отец захочет видеть своего сына кондуктором коммерческого автобуса? Понятно, что родители хотят лучшего для своих детей, но зачастую смутно себе представляют, что нужно сделать, чтобы получилось действительно лучше.
Давайте разберем несколько вариантов помех на пути действительно благоприятного развития вашего ребенка:
Склонность родителей сравнивать своего ребенка с другими.
Я думаю, есть немало родителей, которые могли бы себе признаться в том, что они сравнивают свое чадо с чужими детьми. В психологии такой феномен получил название социального сравнения. Несомненно, что такое сравнение помогает нам сориентироваться, нормально ли развивается наш ребенок. Но порой, социальное сравнение доходит до абсурда. Самая распространенная картина - две матери наперебой рассказывают друг другу, на что же способен их ребенок. Или такая ситуация: одна мать рассказывает о достижениях своего ребенка, а другая вздыхает и тихо говорит: "А мы еще считать не умеем, и из алфавита только несколько букв знаем, и букву "р" не выговариваем:" Социальное сравнение полезно в определенных пределах, но оно ни в коем случае не может быть основным средством познания своего ребенка. Все дети развиваются по-разному, и у каждого ребенка должен быть свой рекорд! Вот, вчера он знал только три цвета, а сегодня уже четыре! И не в коем случае не так: Маша знает только три цвета, а Аленка уже четыре.
Миф об интеллектуальном развитии, как о ведущем факторе для дальнейшей успешности ребенка.
Родители совсем забывают о том, что развитие должно быть многосторонним, многомерным и равномерным. Чрезмерное развитие какой-то одной специфической функции, способности приводит к искажению общей картины развития. Интеллект в современном мире, особенно в глазах обывателей, приобретает репутацию основного залога успешности. Эмоциональное, физическое развитие уходят на последний план, и развитие интеллекта идет "вне конкуренции". Кроме того, в понятии многих родителей интеллектуальные способности детей раннего возраста сводятся к объему используемых слов, количеству выученных букв, цифр и стишков. Более "продвинутые" родители начинают обучать ребенка иностранным языкам. Но мало кто из родителей, в сущности, понимает, что и для чего он делает.
Миф о детской сообразительности ("сразу дает ответ, значит умный").
Зачастую дети испытывают на себе раздражение матери из-за того, что не могут быстро сориентироваться в ситуации, ответить на поставленный вопрос и т.д.. Едет мама в автобусе со своим малышом, а рядом сидит пожилая дама, которая обращает внимание на ребенка: "Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А в садик ты ходишь?". Мама начинает нервно подсказывать ребенку как его зовут и отгибать пальцы на руках, чтобы он правильно показал "два годика". Интересно, почему мама решила, что ребенок непременно должен дать ответ? А может он не хочет общаться? Или, например, мама решила, во что бы то ни стало научить ребенка считать до десяти: "Раз, два, три:ну повторяй: раз, два, три, четыре.. давай скорее". Ребенок молчит, изучающе смотрит, а потом со смехом бросается к матери обниматься. Мама раздражена, отталкивает, пытается продолжить обучение счету, и даже не замечает, что ребенку сейчас хотелось бы другого.

Стыд за своего ребенка.
Стыд является сильной эмоцией и играет роль регулирования поведения человека в соответствии с нормами. В большей степени стыду подвержены матери, чем отцы. Зачастую можно наблюдать, как любые неприглядные выпады ребенка (крики и истерики на улице или в магазине, ковыряние в носу, почесывания, ёрзания ребенка и т.д. у людей на виду) легко выводят мать из себя. Постоянные одергивания, окрики, замечания вносят не самый лучший вклад в развитие ребенка. Кроме того, родители транслируют и ребенку свой стыд и учат стыдливости, не замечая при этом, что сами сковывают и тормозят нормальное развитие ребенка.
Полусознательное видение ребенка как "должника", которому за время детства набегают "проценты".
Многим родителям трудно увидеть в своем малыше растущую личность. Ребенок часто оказывается всего лишь объектом. Родители вкладывают в ребенка то, что сами хотят видеть в нем и мало учитывают его желания. Зачастую, будучи уже взрослыми, такие дети слышат от родителей "Я же тебя вырастила! Кормила, одевала, выучила! А ты??!!". А вот в данной ситуации себя узнают многие: мама много времени проводит на кухне, а ребенок отказывается кушать. Маме обидно до слез ("Я так старалась!"). На самом деле мама должна понять, что готовила она для себя на самом деле, а ребенок просто сока хотел попить. К сожалению, матери часто допускают подобные ошибки, оттого и устают.
Чувство вины по отношению к ребенку.
Чувство вины является одним из самых разрушительных эмоций. Матери наивно полагают, что если они страдают от чувства вины перед ребенком, то значит, они его очень сильно любят. Мать, которая стремится загладить вину, готова на многое для ребенка. Но нужно ли это ребенку? Не лучше ли для ребенка, если с ним рядом будет уверенная в себе, самодостаточная спокойная мать без невротических замашек?

Итак, каждый должен знать, что интеллектуальное развитие ребенка - не основной вопрос, который должен волновать родителей. Прежде всего, родители должны работать над собой, тогда им будет легче понять, что необходимо ребенку для оптимального и всестороннего развития. Ребенок все впитывает от родителей, как губка. Специальные тренировки и занятия для ребенка раннего возраста может быть и необходимы, но все-таки самым главным фактором в развитии ребенка остается общение и взаимодействие со взрослым в деятельности. Любое спонтанное занятие в бытовых условиях приравнивается к нескольким специальным занятиям. Например, бессмысленно садится с двухлетним ребенком за столик и начинать учить буквы. Куда более эффективно происходит усваивание алфавита, если буквы развешаны по квартире или при чтении книжек и вывесок магазинов. Прививание бытовых навыков также легче происходит в текущей деятельности.
Очень многие матери спрашивают, как приучить ребенка два раза в день чистить зубы, одеваться, смывать воду в унитазе, стирать свои колготки, мыть пол и посуду. На самом деле, просто, не надо мешать ребенку самому этому учиться. Когда полуторагодовалый малыш лезет к маме во время стирки, она пытается отвлечь его, сует ему игрушки, усаживает в манеж или просит, чтобы с ним кто-нибудь поиграл из членов семьи. А ведь он уже готов учиться! Ему необходимо просто поучаствовать в стирке! Если позволять ребенку "помогать" матери, можно быть спокойным о приобретении им элементарных бытовых навыков.
Вредные привычки вроде ковыряния в носу дети тоже перенимают от родителей. Осанка, походка, мимика, жесты, разговорная речь, дурные и полезные привычки - все это берется от родителей практически без разбора. Бесполезно говорить "Надо говорить всегда правду" и тут же пообещать что-то ребенку, а потом не сдержать слова, или привирать при ребенке "для пользы дела". Трудно приучить ребенка читать и стремиться к знаниям, если он сам редко видит своих родителей за книжкой.
Обеспечьте своему ребенку полноценное с вами общение, не отмахивайтесь от него как от назойливой мухи, уважайте мнение вашего ребенка в любом возрасте. Помните, что ребенок сам настроен на развитие. Не надо стремиться развивать ребенка, необходимо создать оптимальные условия для его всестороннего и равномерного развития.