Ребенок стал неуправляем. Неуправляемый ребенок: ищем правильный подход

В какой-то момент родители замечают, что их ребёнок совершенно неуправляем. Это может произойти в три года, и в пять, а то и в девять. Тяжело выдержать капризы, истерики и другие проявления непослушания. Мало кто из пап и мам готов это терпеть. Как объяснить неуправляемое поведение ребёнка и что с ним делать? Ответы найдёте в нашей статье.

Взгляд со стороны

Кто такой неуправляемый ребёнок? Это ребёнок, не выполняющий требования и правила родителей, не подчиняющийся им.

Давайте вспомним, как выглядит со стороны неуправляемое поведение ребёнка. Например, представьте, что ребёнок несётся как торнадо по детскому психологическому центру. Кажется, что он одновременно в нескольких местах. Повсюду лезет, всё трогает, дёргает, тянет, обращается к встречным, не дожидаясь ответа. При хватании ценных предметов и получении замечаний - реагирует неадекватно, агрессивно, бросается в драку или отмахивается и несётся дальше, угрожая опасностью что-то разбить и сломать. В таких ситуациях мамы, обычно, в полной растерянности: не хотят быть бессердечными и жестокими по отношению к ребёнку, а что-то сделать, чтобы остановить беспорядок, не могут.

Бывает так, что ребёнок вроде бы утихомирился, проявил послушание, но спустя какое-то время всё снова становится как прежде: малыш не слушается, окружающие недовольны, родители в шоке.

А бывает, что дети вполне тихо и мирно ведут себя , школе или в гостях, однако дома превращаются в настоящих хулиганов и практически доканывают своим поведением всю семью.

Чем же может быть вызвано столь демонстративное поведение?

Рассмотрим причины

Причины детской неуправляемости различны:

  1. Врождённые особенности развития (психофизиологические). Специалисты чаще всего указывают на гиперкинетический синдром, который выражается в избыточных непроизвольных движениях. Такая патология проявляется в виде расстройств поведения. К сожалению, при таких случаях родители не всегда спешат к врачу, хотя в этом случае лечение просто необходимо.
  2. Возрастной кризис. Если вы замечаете, что ребёнок регулярно , совсем не слушается, а на замечания реагирует истерикой, то, скорее всего, причина его неуправляемости – возрастные кризисы (от года до трёх, шести-семи лет, подросткового возраста). Кризисы, связанные с возрастными особенностями, бывают у всех нормальных детей. Реагируя на события в своей жизни истериками и капризами (в младшем возрасте), упрямством и ленью (в более старшем возрасте), ребёнок растёт и познаёт мир, открывая для себя его новое понимание, осознавая границы дозволенности. В эти периоды родителям нужно быть просто внимательнее к детям.
  3. Несчастливый ребёнок. Внутренне неблагополучие может стать причиной неуправляемости ребёнка. В таком случае поведение ребёнка, которое сложно контролировать, - это крик ребёнка о помощи. Своим поведением маленький бунтарь демонстрирует взрослым, что у него проблемы.
  4. Неверное поведение родителей. Родители, у которых недостаточно педагогических знания и опыта, могут вести себя неправильно по отношению к бунтующему ребёнку: провоцировать его, поощрять капризы и т. д. Ребёнок не рождается плохим. Он просто ведёт себя так, как ему позволено родителями. На поведении ребёнка сказывается, разрешаем мы или запрещаем, позволяем или ограничиваем, внимательны ли мы к нему или равнодушны.

«Это может быть полезно. Уверенность родителей в своих действиях и последовательность в требованиях к ребёнку, чёткое представление о том, что можно, а чего нельзя – залог послушания и адекватного поведения».

Чаще всего именно педагогическая безграмотность родителей, их нежелание уделять время воспитанию ребёнка, лежит в основе детской неуправляемости.

Что делать с гиперактивностью?

Бывает так, что причина неуправляемости ребёнка кроется в его гиперактивности . Для ребёнка с повышенной активностью состояние неуправляемости – обычное дело. Такие дети даже при всём своём желании не могут сдержать себя.

Что же делать с гиперктивностью?

  1. Изучаем вопрос гиперактивности. Вначале родителям следует разобраться в этом вопросе, узнав, какие проявления поведения присущи гиперактивным детям. Такие дети от обычных отличаются слишком свободным поведением, непослушанием. Они не реагируют на запреты и просьбы, а также не умеют управлять эмоциями и желаниями. Эти характеристики – основа их неугомонности, противоречий и страхов. Нахождение в постоянном логическом напряжении наносит эмоциональный урон ребёнку, от чего плохо становится и малышу, и его родителям.
  2. Проявляем спокойствие. Помните, что рождает агрессию. Не сдержавшись в отношении ребёнка, вы не сможете с ним договориться, а только усугубите скандал. Сдерживайте эмоции (ведь та то мы и взрослые), будьте последовательны в действиях и решениях. Увидев ваше спокойное поведение, малыш поплачет и успокоится.
  3. Вводим чёткий режим дня. Гиперактивным детям нужно быть всё время чем-то занятыми. Сделайте небольшой яркий плакат с расписанием дня и поместите его в поле обозрения ребёнка. Распишите, сколько времени отводится на каждый вид деятельности. Не забывайте напоминать ему об обязанностях.
  4. Отдаём в спорт. Лучший способ найти применение чрезмерной энергии гиперактивного ребёнка – записать его в спортивную секцию. Ребёнку должно нравиться заниматься спортом. В процессе занятий он не только выплеснет негативную энергию и скопившуюся агрессию, но и научится соблюдать дисциплину.

Если ни один из описанных способов не помогает или не подходит – лучше проконсультироваться с психологом или врачом: причина неуправляемости может крыться о врождённом заболевании мозга.

Модели поведения родителей

«А знаете ли Вы, что не существует неуправляемых детей, зато существуют родители, не умеющие справляться со своим ребёнком?».

Когда малыш подрастает, он начинает бороться за внимание к себе, за . Чаще всего это происходит в виде различных протестов против опеки и надзора, требований, строгости или, наоборот, безразличия родителей. Эти модели поведения родителей только стимулируют неподчинение детей и развивают их капризность.

Одной из самых распространённых причин неуправляемого и демонстративного поведения ребёнка, является недостаточное внимание родителей. То, что родители не обращают на ребёнка внимания либо же не проводят с ним достаточного количества времени, может побуждать его к не совсем адекватному поведению. Для детей нет ничего хуже, чем безразличие. Вот они и стараются обратить на себя внимание.

Проблемы возникают в тех семьях, где папа и мама непоследовательны в требованиях: не сдерживают обещания; сегодня разрешают, а завтра разрешают; папа говорит одно, мама совершенно противоположное, а бабушка третье. Ребёнок из такой семьи будет легко манипулировать взрослыми, устраивая целые спектакли. Родители должны договориться о единой тактике воспитания, решить, что ребёнку можно, а что - нет, очертить границы позволенного.

«Совет. Взрослый должен помнить, что он - главный инициатор построения отношений с ребёнком».

Жалеем маму

Так жаль бывает тех родителей, которые никак не могут совладать с неуправляемым ребёнком. Нередко можно услышать неприятные слова в адрес матери маленького непоседы. Окружающие считают таких матерей равнодушными к воспитанию собственного ребёнка, неспособными повлиять на него, успокоить, объяснить правила поведения. Легко так говорить: ведь это чужой ребёнок. Окружающим сложно поставить себя на место матери. А поставив - можно ощутить лишь безумное напряжение, усталость, отчаяние.

В зависимости от психологических характеристик матери, она может по-разному воспринимать неуправляемое ребёнка. Одна из них на стресс отреагирует защитным торможением, внешне проявляя равнодушие, в внутри - сильно переживая. Другая мать, наоборот, будет контролировать каждый шаг сорванца, чувствуя досаду и проявляя раздражительность. Оба стиля - далеко не лучшие варианты.

Когда мать стыдится буйного поведения своего ребёнка - это верный знак. Она осознаёт проблему, пытается найти выход из неё, ищет причины в себе. Если мать оправдывает ребёнка во всём, что бы он ни сделал, обвиняя воспитателей, учителей, детей и прочее окружение в существующих проблемах, то она неадекватно воспринимает ситуацию. У такой матери искажено представление об общественных нормах поведения, она не способна изменить ситуацию к лучшему. Эта мать легко внушит ребёнку мысль о враждебности мира, посеяв страхи в его душе. А гиперактивные дети и без этого отличаются повышенной тревожностью.

В любом случаем, окружающим следует с пониманием отнестись к матери, у которой такой проблемный ребёнок, ведь это непростое испытание. А оптимальным вариантом начала входа из проблемы для мамы должна быть любовь к ребёнку, однако, не бездумная, а направленная на позитивное воспитание.

Что делать, если ребёнок неуправляем

В большинстве случаев неуправляемое поведение поддаётся контролю, хоть и с трудом. Посмотрим, что можно сделать в каждом конкретном возрасте:

1,5-2 года. Лучше с самого раннего детства составить список ваших требований к ребёнку и следить за их исполнением. В этом возрасте на ребёнка можно воздействовать любым методом, который работает: отвлечение яркой игрушкой или сладостью, интересной игрой. , не убирает игрушки – так будет продолжаться до тех пор, пока вы не измените отношение его к этим делам. Помните: не вы зависите от малыша, а он от вас. Для малышей должно работать правило «абсолютного запрета», которое надо строго соблюдать. Например, ни в коем случае не подходить к плите или утюгу.

3-4 года. В этом возрасте малыш учится быть самостоятельным, он всё хочет делать сам. Дети исследуют, что можно, а что нет. Если они хорошо себя ведут – родители одобряют их улыбками. Если нет – ничего страшного. Обратите внимание на то, что у малыша хорошо получается, и чаще хвалите его. С помощью поощрения можно изменить малыша в лучшую сторону. Задача родителей – не ругать (и ни в коем случае не бить) детей, а мягко направлять их, показывая, как вести себя хорошо.

6-7 лет. Это период интенсивного развития познавательных процессов ребёнка, а также вхождения в новый социум – в школу. Ребёнок начинает интенсивно учится, привыкает к новому режиму дня, пытается наладить отношения с одноклассниками. Родителям нужно быть внимательным к ребёнку, помочь включиться в учебный процесс, преодолеть коммуникативные трудности, поддержать.

9 лет и старше. Приблизительно в этом возрасте начинаются гормональные изменения, которые могут влиять на поведение ребёнка. Ученик растёт, меняются его интересы, он развивается физически и эмоционально. С подростками нужно работать особым способом, ведь им важна солидарность родителей, понимание. Воспитывайте в оптимистичном духе. Найдите общие увлечения, проводите вместе выходные. Будьте авторитетом для вашего ребёнка.

Если родители будут работать не только над детьми, но и над собой, задумываясь о методах воспитания, то они достигнут успехов и преодолеют неуправляемость ребёнка.

Как найти подход

Чтобы не допустить или исправить неуправляемое поведение ребёнка, предлагаем руководствоваться системой правил:

  1. Будьте последовательны. Научитесь держать слово, данное ребёнку, и выполнять обещанное. Не нарушайте установленные .
  2. Будьте тверды в запретах. Ребёнок может почувствовать слабинку, если по утрам чего-то нельзя, а вечером уже можно.
  3. Общайтесь с ребёнком на равных. Уважайте мнение ребёнка, цените его личность, считайтесь с его мнением. Когда отказываете в чём-то – поясняйте, почему.
  4. Разработайте режим дня. И добивайтесь его соблюдения ребёнком. Это приучит ребёнка к дисциплине и порядку, сократит к минимуму протесты. С малышом будьте рядом, обучая его повседневным делам. Повторяйте действия вновь и вновь. Пройдёт немало времени, пока он научится соблюдать режим по своей воле.
  5. Не кричите. Ребёнок – маленькая личность, которая хочет, чтобы и её уважали. Поэтому будьте уважительны к малышу, не повышайте голос, не ругайте, не обвиняйте, не бейте.
  6. Если истерика случилась
  • Малыша можно усадить на колени, обнять, ласково поговорить с ним, глядя в глаза, пока не пройдёт.
  • Нужно отвлечь ребёнка чем-то нейтральным, использовать юмор и ласку. Когда ребёнок успокоится, нужно ему спокойно объяснить, что так делать нельзя.
  • Выйдите из комнаты во время истерики. Представление всегда рассчитано на зрителя.

Главное в работе с детской неуправляемостью то, что ваши усилия, ограничения и запреты должны быть объединены силой родительской любви, заботы и уверенности в том, что вы воспитываете ребёнка во благо.

Выводы

Столкнувшись с детской неуправляемостью, родителям нужно задуматься, что беспокоит ребёнка, в чём истинная причина такого поведения, как ему можно помочь. Если родители будут внимательны к проблемам ребёнка, его поведение придёт в норму. Не забывайте о своём поведении. Ребёнок учится всему у родителей. Поэтому старайтесь стать эталоном для подражания.

Здравствуйте!

Дело в том, что назначать прием лекарств может только врач после точного установления диагноза. Только специалист, который знает состояние ребенка, наличие или отсутствие тех или иных соматических заболеваний, может назначить препарат в соответствующей дозировке и будет следить за ребенком, выявляя возможные побочные действия. А они случаются. Это и потеря аппетита, и бессонница, и увеличение частоты пульса и кровяного давления, и лекарственная зависимость. Реже отмечаются боли в животе, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, запоры, раздражительность, эйфория, плохое настроение, беспокойство, ночные кошмары. Встречаются и гиперчувствительные реакции в виде кожных сыпей, отеков.

Мы не только не советуем, но даже призываем родителей: не назначайте детям лекарства самостоятельно. Что бы вы ни прочитали о достоинствах препарата, каким бы прекрасным опытом ни поделились с вами коллеги по несчастью, без врача - никакой фармакотерапии.

Мы здесь только приведем информацию о наиболее известных у нас в стране ноотропных средствах. Но самостоятельно назначать их ребенку мы Вам не советуем, так же как и уповать только на лекарства. Существуют и другие методы лечения, не менее эффективные и более безвредные. О них более подробно Вы можете прочитать по следующим ссылкам:

1. Коррекция гиперактивности у детей -

http://сайт/l_02_07.shtml

2. Синдром дефицита внимания с гиперактивность у детей (СДВГ) -

http://сайт/r_02_05.shtml

Ноотропные средства - это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти.

Церебролизин - освобожденный от белка гидролизат мозгового вещества свиней - с успехом применяют после травм и операций на мозге, перенесенных мозговых кровоизлияний и воспалительных процессов. С большой эффективностью применяют его и при лечении минимальных мозговых дисфункций (ММД), которые являются наиболее распространенной причиной СДВГ у детей. Правда, результат после применения церебролизина наступает не сразу: курс лечения составляет 30 дней. Кроме того, среди побочных явлений наблюдается нарушение сна при вечернем употреблении препарата.

Среди препаратов этого ряда для лечения СДВГ давно и довольно широко используется пирацетам (ноотропил). Он восстанавливает доступность и функциональную активность рецепторов, оказывает корригирующие влияние на физико-химические свойства мембран нейронов.

При лечении гиперактивности традиционно применяется фенибут, который обладает как ноотропной, так и транквилизирующей активностью, уменьшает тревогу и страхи. Препарат назначают внутрь (до еды) 2-3 раза в день в случаях преобладания гиперактивности.

При лечении СДВГ часто используют пантогам и комбинированный препарат инстенон. Инстенон особенно хорошо действует на показатели внимания, координацию движений.

Отметим также опыт применения магний-содержащего препарата Магне-В6. Во многих случаях использование этого лекарственного средства позволило снизить гиперактивность, эмоциональную лабильность без значительных изменений уровня внимания после лечения.

В клиниках Санкт-Петербурга с успехом применяют нейромультивит. Этот препарат представляет собой комплекс витаминов группы В: В1, В6, В12 с направленным нейротропным действием.

Витамин В1 (тиамин) активно участвует в процессах проведения возбуждения в синапсах. Витамин В6 играет важную роль в биосинтезе нейромедиаторов: дофамина, норадреналина, адреналина, серотонина, ГАМК. Витамин В12 благоприятно влияет на трофические процессы в нервной системе (синтез нуклеиновых кислот и липидный состав цереброзидов и фосфолипидов).

Обычно рекомендуется 1 таблетка 2 раза в день для детей от 5 до 14 лет и 3 раза в день для детей старше 14 лет (после еды) в течение 30 дней. После курса лечения этим препаратом дети становятся спокойнее, усидчивее, лучше справляются со школьными домашними заданиями, меньше отвлекаются во время уроков. Особенно хорошо идет лечение у ребят с дефицитом внимания, а вот гиперактивность и импульсивность поддаются хуже.

В последнее время в неврологии активно используется препарат глиатилин, обладающий высокой метаболической и нейропротективной эффективностью. При оценке применения глиатилина у пациентов с различными типами СДВГ самые высокие результаты получены в группе с преобладанием невнимательности, несколько меньшие - в группе со смешанным типом.

В отечественной медицине с успехом используется еще один препарат - кортексин. Его получают из коры головного мозга телят и свиней не старше 12-месячного возраста. Кортексин улучшает память, способность к обучению, позволяет повысить работоспособность, уменьшить усталость и сонливость в дневное время. Противоастеническое действие кортексина было продемонстрировано и при использовании его для коррекции функционального состояния пострадавших во время различных катастроф. Препарат показал высокую эффективность при лечении черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций, астенических состояний, эпилепсии и другой неврологической патологии. В детской практике препарат применяется при реабилитации различных форм детского церебрального паралича, последствиях черепно-мозговых травм, эпилептического синдрома, задержках психомоторного и речевого развития. Кортексин более эффективен при лечении простой формы СДВГ, особенно в случаях преобладания невнимательности.

Как правило, лекарственные препараты назначают детям в возрасте не раньше 6 лет, строго по индивидуальным показаниям. Существует несколько стратегий лечения заболевания. Медикаментозная терапия может проводиться непрерывно, либо используется метод "лекарственных каникул", то есть в выходные дни и в каникулярное время лекарство не принимается.

Мы указали не все лекарственные средства, применяемые у детей, страдающих СДВГ, так как некоторые из этих лекарств могут использовать в своей практике только те врачи, которые уже имеют опыт работы с ними (не говоря уже про самих родителей). При неправильном использовании могут возникнуть тяжелые осложнения, поэтому их применяют только под наблюдением в специализированных центрах.

Практически все родители сталкиваются с таким периодом в жизни их ребенка, когда он начинает проявлять свой характер, показывать капризы, биться в истерики. Самый распространенный возраст, когда малыш становится неуправляемым – это период между 2-3 годами. Происходит, так называемый, кризис.

Чаще всего истеричное поведение случается по причине усталости или перегрузок. Такими методами ребенок выражает свои эмоции, потому что словами сказать он еще не умеет. Так что же делать, если ребенок в 2,3 года стал неуправляемым, как бороться с его капризами?

Для начала, стоит разобраться, почему он истерит. Родителям нужно выяснить причину капризов ребенка . Это может быть , выполнять работу по дому, собирать игрушки или уходить с прогулки. Чтобы добиться своего, малыш может начать , падать на пол, кричать и даже наносить себе боль. Так он хочет показать родителям свою точку зрения и добиться желаемой цели. Если хоть один раз уступить ребенку, то, скорее всего, в следующий раз он сделает то же самое. А с возрастом истерики перерастут в привычку, и справиться с этим будет очень сложно.

Действовать нужно сразу, как только ребенок начал проявлять свою эмоциональную неустойчивость. Не жалеть, не потакать, а успокоиться самим. Только равнодушием можно показать малышу, что своими истериками он ничего не добьется.

Помимо этого, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • Отказаться общаться с ребенком, пока у него не закончится приступ каприза.
  • Не разговаривать, не вступать в споры, тем более не нужно кричать и бить его, это еще больше заставит его плакать.
  • Нужно оставить ребенка одного, если действие происходит дома. Пусть останется рыдать в своей комнате. Главное, чтобы при этом, .
  • Если же истерика случилась на улице, тогда нужно просто быть с ребенком рядом, но сделать вид, что это не мешает. Просто спокойно смотреть по сторонам. Конечно, прохожие будут вмешиваться, и взывать к совести, но на это тоже не стоит обращать внимание.

Только спокойное состояние родителей сможет вернуть ребенку нормальное поведение .
Пожалеть ребенка можно только после того, как он успокоится.
Необходимо учить ребенка выражать свои эмоции словами, а не действиями.

Помимо всего, нужно обговаривать эти моменты с людьми, которые могут заниматься его воспитанием – бабушки, тети, няни и т.д.

Добрый и спокойный ребенок вдруг стал неуправляемым? Еще пару дней назад он был отзывчивым и послушным, а сегодня показывает свой, откуда-то взявшийся ненавистный характер, и с помощью истерик и капризов, заявляет о своем мнении? Знакомая картина, не правда ли? С подобной ситуацией рано или поздно сталкивается каждый родитель. Причем таких периодов в жизни ребенка бывает несколько. Это, так называемые возрастные кризисы, которые проявляются в нежелании ребенка идти на компромиссы и в полном отсутствии какого-либо уважения и чувства такта по отношению к родителям. Такие переломные моменты бывают примерно в 3 года, а также в 7 и 12 лет. Возрастные кризисы - это, в принципе, нормальные и естественные явления, с помощью которых родители могут наблюдать за очередным витком развития своих детей. В каждом возрасте эти кризисы имеют немного разные смыслы, но проявляются одинакового: ребенок действует с точностью до наоборот тому, о чем его просят, полностью игнорирует родных, закатывает истерики, проявляет свое упрямство и в целом становится вредным, противным и жестоким - таким, каким его никогда не видели родители и даже не могли полагать, что такое может быть с их сыном или дочерью.

Самым первым, и поэтому и самым неожиданным для родителей переломным моментом в жизни ребенка, является кризис 3-х лет, который у всех проявляется по-разному и в разное время, захватывая период от 2 до 3 с половиной лет, - о нем мы сегодня и поговорим. Что делать, если ребенок стал неуправляемым, почему послушный малыш вдруг проявляет агрессию и как реагировать на его выходки, - об этом и о многом другом в этой статье.

Кризис 3-х лет.

Ваш ребенок стал неуправляемым и ему 2 с копейками? Он постоянно делает все наоборот? Вам приходится говорить: «раздевайся», чтобы он начал одеваться на улицу, или заявлять о том, что «сегодня спать мы не будем», чтобы он отправился в постель? Вы постоянно слышите настойчивое: «Я сам»? Поздравляем, ваш малыш проходит важный этап своего развития - кризис 3-летнего возраста, который проявляется у малыша появлением таких несвойственных ранее для него черт, как: упрямство, протест, ревность, противоречивость и неадекватная самостоятельность.

Возраст 3-х лет для любого ребенка является переломным моментом в его жизни. Не зря, даже ученые, наблюдая за различными психическими процессами, происходящими в это время у маленьких детей, называют 3-летний возраст вторым рождением, когда малыш начинает осмысливать свою деятельность и делать ее целенаправленной. В это время у ребенка ломаются абсолютно все стереотипы в отношении окружающего его мира. Он начинает понимать окружающий мир как целостную категорию со своими законами, порядками и причинно-следственными связями, а себя воспринимать как личность, занимающую определенное место в этом мире. В этом смысле появившийся у ребенка повышенный негативизм и отрицание всего и вся, является признаком психологической эмансипации. То есть ребенок выражает свою индивидуальность, свое личное "Я". Он желает, чтобы с его мнением делились и воспринимали его наравне с окружающими. Если в этот момент ребенок не получает поддержки и понимания со стороны взрослых, он начинает все свои действия и поступки сопровождать еще и бунтом, плачем, а также жуткими истериками. Именно поэтому педиатры отмечают у 3-летних деток гиперактивность , и как следствие, повышенную утомляемость.

Появление тех или иных новых негативных для родителей черт характера у всех детей индивидуально. У одних детей 3-летний кризис выражается жестким негативизмом к окружающим; у других - упрямством и своеволием; у третьих - этот момент проходит практически незаметно, проявляясь лишь в настойчивости исполнения всех его желаний. Но любой из них требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, которые, в свою очередь, должны быть в этот момент особенно спокойными, заботливыми и терпеливыми. А еще, чуточку хитрыми и, конечно, любящими, ведь деткам в 3 года как никогда требуется любовь, забота, понимание и поддержка со стороны близких и родных.

Что делать, если ребенок стал неуправляемым?

1. Необходимо принять, что кризис 3-х летнего возраста - это нормальный процесс абсолютно для всех детей. К тому же это временное явление, которое обязательно закончится, и к вам вернется ваш спокойный и послушный малыш, но уже с новыми знаниями и сведениями. Каким он будет: самостоятельным и умеющим отстаивать свою точку зрения, агрессивным и обиженным на весь мир или забитым и запуганным - зависит именно от вашего поведения.

2. Следует понять, что в этот момент ребенок приобретает свой личный опыт и задача родителей - помочь ему в этом поддержкой, любовью и уважением его мнения. Дайте ребенку чуть больше свободы и самостоятельности. Дайте ему возможность сделать то, что он хочет, конечно, аккуратно корректируя его деятельность и поведение.

3. Для ребенка в это время важно одобрение результата его деятельности. Он хочет делать все сам, потому что у него обостряется чувство собственного достоинства. Если он не будет получать одобрения от своих родных, - он может стать обидчивым и не принимающим никакую критику.

4. Если малыш закатывает истерики, особенно на глазах у прохожих, вы должны быть спокойны и равнодушны. Если вы будете жалеть его и потакать всем капризам - в будущем ребенок сможет достигать всех своих целей только подобным способом. Если ребенок, для того, чтобы получить желаемое, падает на пол, начинает кричать, бить ногами и в целом ведет себя неадекватно, - дайте ему понять, что такими действиями он никаких результатов не добьется. Научите его добиваться своего не агрессивной деятельностью, а разговором и просьбой. Научите его идти на компромиссы, а для этого идите на них и сами. Учитесь договариваться и уступать друг другу.

5. Оставайтесь в любой ситуации спокойными и уравновешенными. Не уподобляйтесь ребенку и не впадайте в панику и истерику вместе с ним. Но и не будьте агрессором по отношению к нему. Старайтесь не использовать авторитет и не давить слишком на ребенка. В его глазах вы всегда должны оставаться союзником.

6. Однако в ситуациях, когда вам срочно нужно остановить истерику и агрессию ребенка, и вы понимаете, что разговоры и просьбы в каком-то конкретном случае не помогут, крепко возьмите его за руку и отведите в сторону, а затем успокойте.

7. Установите правила и ограничения для ребенка и четко придерживайтесь их, договариваясь и отвлекая ребенка. Вообще, любые отвлечения, особенно в виде игры, отлично действуют на маленьких детей. Стоит лишь переключить внимание малыша на «птичку в окошке», «звездочку в небе», «машинку на дороге» - и ребенок уже забыл, почему он только, что пытался расплакаться.

8. Уделяйте ребенку в этом возрасте как можно больше внимания. Почаще играйте с ним, читайте книжки, разговаривайте. При любой возможности целуйте и обнимайте. Тактильный контакт очень хорошо налаживает доверительные отношения между ребенком и взрослым. Главное, чтобы малыш научился доверять вам и ценить ваше мнение. А сможет он сделать это только тогда, когда увидит, что и вы его понимаете, цените и уважаете.

9. Если ребенок стал неуправляемым, буйным и очень агрессивным, обязательно строго соблюдайте режим его дня. Ребенку в 3 года как никогда необходим четкий распорядок, а также здоровый образ жизни, крепкий сон и хорошее питание.

10. В это время необходимо тщательно дозировать и его впечатления, особенно если ваш малыш слишком эмоциональный.

11. Также следует аккуратно отнестись и к различного рода мультфильмам и передачам, которые смотрит ваш кроха. Оградите его от жестоких и злых мультиков, а лучше и вовсе замените просмотр телевизора чтением книги или прогулкой.

12. Родителям малыша, который проходит момент становления личности, просто необходимо научиться разговаривать спокойно, размеренно, успокаивающе и уверенно, без агрессии и злости.

13. Если ребенок стал неуправляемым, подумайте и о том, как и куда выплеснуть его неугомонную энергию. Займите его чем-нибудь: сходите в центр развития детей, займитесь спортом или отправьтесь в бассейн. Но обязательно дозируйте нагрузку и помните о повышенной утомляемости и эмоциональной неустойчивости малышей в этом возрасте.

И самое главное, всегда помните, что если вы хотите вырастить здорового и в физическом, и в психическом плане человека, а также воспитать полноценную личность, умеющую отстаивать свою точку зрения, добиваться результатов и иметь уважение в обществе - проявите чуточку терпения в момент, когда ваш малыш проходит кризис 3-летнего возраста. Ведь именно сейчас в нем закладываются все моральные ценности и жизненные приоритеты, придерживаться которых он будет всю свою жизнь.


Неуправляемым принято называть ребенка, отказывающегося слушать родителей и выполнять то, что его просят. В реальности психологи убеждают, что неуправляемых детей нет, просто бывают родители, которые не могут найти подход к самому младшему члену семьи. У так называемой неуправляемости есть причины, и эти причины должны быть определены. Психологическая неграмотность мам и пап, нежелание вникать в детское сознание не только может усугубить ситуацию, но и нанести существенный вред психическому состоянию ребенка. Неправильный подход к детскому поведению может иметь последствия хуже, чем непосредственно его причины.

Причины детской неуправляемости:

Существует четыре основных причины детской неуправляемости:

1) Особенности физиологического и психического развития. Многие слышали о дефиците внимания и гиперактивности и об одноименном синдроме (СДВГ). Расстройства поведения и непослушание часто объясняется именно синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Тут без лечения и врачебной консультации не обойтись.

2) Кризисы определенных возрастов. В определенные периоды у детей отмечаются кризисные переломные моменты в восприятии окружающего. Это: 2-3 лет, 6-7 лет и 10-15 лет. В эти возрастные промежутки милый, добрый и неконфликтный ребенок превращается в нечто упрямое, истеричное и неуправляемое. Родителям в такие моменты нужно быть особенно внимательными и чуткими. Это не проявление плохого поведения, а особенность детского развития в тот или иной возраст.

3) Внутренний дискомфорт у ребенка также проявляется в специфике поведения. Нужно постараться понять, что же тревожит или выбивает из равновесия ребенка, т.к. своим поведением малыш явно «кричит» о помощи.

4) Некорректное родительское поведение. Это такой тип поведения, когда взрослые неосознанно провоцируют детские капризы или, того хуже, потакают им. Даже самый капризный и непослушный ребенок таким не родился, чаще таким делает его родительское воспитание. В большинстве случаев дети становятся неуправляемыми из-за необоснованных противоречий в воспитании: чрезмерная любовь сменяется равнодушием, сплошные разрешения сменяются категорическими запретами, гиперопека приходит на смену безразличия.

Как можно скорректировать детское поведение?:

Синдром дефицита внимания и гиперактивность сопровождаются обычно неврологическими изменениями и нарушениями мозговых функций. Неуправляемость становится проблемой не только для родителей, но и для самих детей. Ребенок переполнен неорганизованной энергией, чрезмерной активностью, ему часто сложно сосредоточиться. Школьники не усидчивы, им сложно долго слушать, у них нарушается концентрация внимания. У подростков может преобладать асоциальное поведение. Методы лечения и коррекции поведения в таком случае подбираются врачом и строго индивидуально каждому ребенку.

Кризисы в разные возрастные периоды объясняются взрослением и переходом на новый, более сложный этап развития. Это еще один шаг на пути к самостоятельности. Как бы ребенок не стремился стать более независимым, он нуждается в контроле, защите и чувстве безопасности. Родители должны быть готовы объяснить любой свой запрет или аргументировать свои волнения так, чтобы любимое чадо не ощущало резкого вторжения в личное пространство. Именно недовольство тем, что ребенок не воспринимается взрослым и самостоятельным, проявляется в грубом, неуправляемом поведении. Отрицающий все малыш в глубине души ожидает родительский совет и заботу, а не гнев с раздражительностью.

Когда ребенок не удовлетворен любовью, общением, вниманием или эмоциональной поддержкой, он начинает испытывать внутренний дискомфорт. Проявляется это повышенной агрессией, протестами, полным или частичным непослушанием и другими способами заострения внимания к внутреннему состоянию. Ребенок провоцирует взрослых на определенные ответные реакции, от которых зависит, поспособствует ли подобное поведение достижению детских целей и реализации капризов. Когда с помощью истерики и бунтарского поведения ребенку удастся добиться желаемого, это станет первым шагом к осознанному истеричному поведению. Для ребенка важно внимание. Не существенно, в какой форме оно проявится со стороны взрослого. Эмоциональный срыв на ребенка благодаря его неуправляемым провокациям – это тоже своеобразное внимание от взрослых, которого удалось добиться. Есть смысл вникнуть в суть детского непослушания и неуправляемости. Поведение придет в норму, когда ребенку будет оказана необходимая психологическая помощь от родителей.

Некорректное поведение родителей по отношению к ребенку проявляется в непоследовательности требований и правил. Когда завтра разрешают то, что сегодня запрещали, это непроизвольно наталкивает ребенка на мысль, что, в принципе, можно делать абсолютно все. Главное, найти пусковой крючок, который этому поспособствует. В поиске этого крючка ребенок не будет себя ни в чем ограничивать. Капризная неуправляемость – отличный способ манипуляции взрослыми. Если взрослые идут на поводу у неестественного детского поведения, значит, система работает и ребенку можно продолжать в том же духе. Следует отметить, что дети ведут себя по-разному с разными членами семьи. Следовательно, когда непослушание, капризы и неуправляемость наблюдается только рядом с мамой, значит, именно она ведет себя некорректно с ребенком и что-то в их отношениях складывается не так. Когда с бабушками (дедушками) – значит существует, проблема в общении с бабушками (дедушками), когда с папой – значит, в папе.

Ребенок стал неуправляемым: что делать?:

Все дети – это личности и индивидуальности. Загнать всех детей в одни рамки и дать всем родителям одинаковые советы – невозможно. Но выбрать из всех советов что-то правильное и эффективное для себя и своего ребенка – вполне возможно.

Существует 6 основных правил поведения родителей, у которых ребенок стал неуправляемым:

1.   Родительская последовательность. Каждый родитель должен обязательно выполнять свои обещания, держать данное ребенку слово и не «плавать» в запретах. Ребенок практически всегда готов проверять, правда ли то, что запретили вчера, также нельзя сегодня. Родители должны проявлять твердость и всегда подтверждать свои запреты. С разрешениями та же ситуация – нельзя запрещать то, что всегда было разрешено, потому что кто-то из родителей сейчас не в духе.

2.   Общение с ребенком на равных. Уважать детское мнение и интересы – это не значит идти у ребенка на поводу. Взрослые, общаясь между собой, всегда объясняются и мотивируют. Перед ребенком также нужно всегда аргументировать свои решения: «я не разрешаю то-то и то-то, потому что…», и «это можно, потому что…».

3.   Твердый дневной режим, четкий его распорядок. Многие требования могут быть введены в качестве правил, поэтому их не придется добиваться дополнительными усилиями. Чистка зубов, застилание постел, уборка игрушек должны стать правилами, а не постоянными просьбами. Нужно иметь выдержку и терпение, пока эти действия не войдут в привычку. Чем больше будет автоматических действий, тем меньше будет повода манипулировать взрослыми непослушанием.

4.   Если ребенок упрямится, истерит, его накрыла вспышка гнева, нужно попытаться его чем-то отвлечь (игрой, юмором), заговорить, озадачить интересными вопросами. Нужно постараться сгладить детский негатив, а не распылять его сильнее ответным раздражением. 5.   Любое непослушание или истерика рассчитаны на своего зрителя. В момент подобного поведения лучше увести ребенка в отдельную комнату или уйти самому, чтобы предоставить возможность ворчуну самостоятельно успокоиться. Только после успокоения можно спокойно обо всем говорить и доброжелательно выяснять, в чем было дело, и чем ребенок был недоволен.

6.   У маленьких детей обязательно должны быть абсолютные запреты: не трогать утюг, не лезть в розетку, не играть со спичками. Жесткие запреты создают маленькому ребенку ощущение физической безопасности и эмоциональной стабильности. Параллельно с запретами нужно медленно расширять границы самостоятельности, не вмешиваясь в дела ребенка, веря, что запреты нарушены не будут.