Если ребенок не слушается: эффективные рекомендации от профессионалов. Неуправляемый ребёнок

Критика – особый инструмент, который помогает родителям в воспитании. Используя его, важно соблюдать границы и дозировку, чтобы сохранить хорошие отношения с малышом и не навредить ему. С помощью замечаний мы можем регулировать детское поведение, подсказываем нужное направление в учебе, в отношениях с людьми и саморазвитии. К сожалению, очень часто ребенок не реагирует на замечания родителей, не выполняет, игнорирует просьбы, плачет или проявляет агрессию в ответ на критику.

Почему ребенок не реагирует на замечания взрослых? Главные причины непослушания

Первое, на что нужно обратить внимание, так это на форму и содержание своих замечаний. Например, дети точно не станут слушаться, если взрослые:

  1. Дают им задание, которое они не в состоянии выполнить. Бесполезно говорить малышу 2-3 лет, чтобы он спокойно сидел на месте, пока мама занята. Усидчивость в этом возрасте еще не развита. Неуемную детскую энергию необходимо направлять в нужное русло, а замечания здесь бесполезны.
  2. Озвучивают требования с приставкой «не»: не бегай, не кричи. Требование должно направить малыша на конкретное действие. Если он громко говорит, предложите говорить тише. Если беспокоитесь, что ребенок упадет, скажите, чтобы он внимательно смотрел под ноги.
  3. Ждут сиюминутного исполнения просьбы. Если ребенок играет, а родители зовут его кушать – бессмысленно ждать, что малыш тут же бросит любимое занятие и помчится к столу. Чаще всего малыш даже не игнорирует, а не слышит взрослых, потому что сильно увлечен игрой. В таких ситуациях родителям стоит проявлять смекалку, фантазию, искать способы заинтересовать малыша.

Есть причины, непосредственно связанные с личностным развитием ребенка:

  • стремление к самостоятельности, протест в качестве подтверждения своей независимости;
  • недостаточное развитие ответственности;
  • реакция на авторитарный стиль поведения взрослых (требования, критику с переходом на личность);
  • малыш обижается на маму, папу по разным причинам – из-за семейных ссор, невыполненных обещаний, потому что не чувствует их поддержку в трудных моментах.

Ребенок не реагирует на замечания. Что делать родителям?

Когда малыш не слушается, это уже проблема. Поэтому дальнейшие замечания в его адрес только ухудшат положение вещей. Разные виды замечаний детям дают разные результаты. Психологи рекомендуют всегда оставаться спокойными и попробовать разобраться в причинах нежелательного поведения.

Как делать замечания ребенку? Вот несколько простых советов родителям, которые помогут добиться желаемого результата:

  1. Делайте замечания, фокусируя внимание на хорошем: как малыш хорошо себя вел, помог маме, правильно решил задачу.
  2. Критика тоже нужна. Делайте критические замечания с добротой – со спокойной доброжелательной интонацией в голосе.
  3. Замечание должно быть конкретным, чтобы малыш понимал, чем (каким поступком, действием) недовольны взрослые и как именно он должен все исправить.
  4. Уважайте чувства ребенка. Дети слабее нас, они не могут защититься, поэтому мы не имеем морального права говорить им обидные вещи, оказывать давление или повышать голос.
  5. Слушайте малыша, если хотите, чтобы и он вас слышал.

Соблюдая эти правила, вы можете рассчитывать на положительные реакции ребенка: внимание, понимание и желание исправиться.

Ребенок не реагирует на замечания: польза развивающих курсов для детей

Если малыш не слушается родителей, скорее всего он также будет игнорировать требования и задания учителей. Помимо грамотных замечаний будущему школьнику нужно научиться правильному социальному поведению. Задача родителей:

  • развивать дисциплину, усидчивость;
  • развивать интеллект, тренировать внимание и память;
  • прививать уважение вообще к людям и к педагогу в частности.

В школе ментальной арифметики Соробан ® мы используем ободряющие слова, которые помогают мотивировать учеников на успех. Мы даем понять, насколько важны их маленькие победы. В нашей школе занимаются воспитанники разного возраста – от 5 до 11 лет. Все они очень разные, но каждый уже является самостоятельной личностью, требующей уважения к своим способностям, мировосприятию. Поэтому гармоничное воспитание учеников для нас так же важно, как и гармоничное развитие ума.

В России на место преподавателя школы устного счета Соробан ® учителя проходят серьезный отбор. Тренером может стать только очень внимательный педагог, который тонко чувствует детей, умеет каждое занятие для них превратить в яркое незабываемое событие, знает, как хвалить и как делать замечания ребенку, чтобы он хотел становиться лучше.

Чаще всего сложности случаются в период, когда ребенка пора вести в детский сад. Именно тогда новые обстоятельства и заставляют малыша более остро реагировать на замечания или обычные фразы других людей. Ведь родителей поблизости нет, малыш вышел из своей теплой домашней зоны комфорта, и общество начинает восприниматься им как что-то враждебное и неспокойное, отсюда и реакция на критику тоже может быть неоднозначной.

Что делать и как помочь ребенку не слишком остро переживать по поводу критики, тем более что нередко она бывает беспочвенной либо же в корне неконструктивной, расскажет 4mama .

1. Отстаивание своей точки зрения.
Важно научить ребенка понимать и разделять конструктивную критику от субъективной. Он имеет право рисовать красную кошку или фиолетовые листья на деревьях, если ему так хочется, но при этом он ни в коем случае не должен обижать других детей, забирать чужие игрушки и т.д. И если ему за плохое поведение делают замечание - то это вполне нормально.

2. Избегайте жалости.
С ребенком важно говорить, а не жалеть его. Объясняйте, почему он получил критику и насколько она серьезна. Переживать он ни в коем случае не должен, а вот думать и анализировать необходимо. Например, «Ты ударил Машу, она теперь плачет, ей ведь больно. Нельзя драться - это очень плохо. Тебе ведь больно, когда тебя бьют?»

3. Учите избегать агрессии.
Если ребенку делают замечание, учите его выслушать, но не обижаться ни в коем случае. Спросите его, понял ли он, почему его ругали? Говорите спокойно, проявляйте понимание и внимание, разговаривайте с ним, показывайте, что вам не все равно.

4. Замечания преподавателей.
Ребенок также должен понимать, что если ему что-то говорит преподаватель на занятиях (развивающая студия, спортивная секция и т.д.), то таким образом он хочет помочь ребенку исправить ошибки, стать лучше, а ни в коем случае не с целью обидеть или унизить (если такое имеется - бегите от такого учителя). Ребенок ведь и ходит в кружки, чтобы развиваться, чему-то учиться и становиться лучше. А без направлений и наставлений учителя развитие не происходит.

5. Ищите решение вместе.
Старайтесь помогать ребенку вместе искать какие-то компромиссные решения в разных ситуациях, не оставляйте его наедите со своими проблемами и переживаниями. Ребенку важно чувствовать поддержку и понимание родителей. При этом не идите на поводу у него, а спокойно объясняйте, если он неправ, и думайте вместе, как можно исправить ситуацию и почему прозвучала в его адрес критика. Кроме того, старайтесь говорить с ребенком, глядя ему в глаза, а не сверху. При такой подаче информации существенно увеличиваются шансы, что он поймет все быстрее и лучше.

Отношения учеников и учителей – очень сложная, требующая особого внимания область, а школа – это фундамент будущей жизненной позиции. И это не простое преувеличение для поднятия рейтинга профессии или обоснования необходимости достойной оплаты труда. Это реальность, от состояния которой во многом зависит будущее и страны, и каждого в отдельности. Ведь сегодняшние ученики – это завтрашние специалисты, мнению которых мы будем доверять.

Все чаще приходится слышать, что дети стали совершенно другими. И эта непохожесть на прежние поколения проявляется, к сожалению, в негативном отношении к учебе, старшим, сверстникам, учителям, в нежелании изучать предлагаемый материал, познавать что-то новое и просто посещать школу. Постепенно уходит в прошлое элементарное уважение, которое всегда является первостепенной основой любых взаимоотношений. Парадокс современной школы состоит в том, что ученики наделены гораздо большими правами, чем учителя. И об этом подрастающее поколение узнает еще в начальных классах, а порой и в дошкольном учреждении. О том, что у них существуют и обязанности, обучающиеся не слышат, охваченные эйфорией собственного всемогущества и правоты.

И одной из таких обязанностей является внимание к словам учителя во время урока. Но не стоит видеть все в столь мрачном свете. Порой у невнимания есть вполне объективные причины, не связанные с желанием вывести преподавателя из себя или сорвать урок.

Возможно, ребенок настолько погружен в мечты, что просто не слышит, что ему говорит учитель. Такое отсутствие реакции не требует кардинальных действий. Ни выговоры, ни замечания в дневнике здесь неуместны. Не стоит прерывать урок и отнимать время у других детей на выяснение сути проблемы. Тем более что юный романтик вряд ли откроет истинную причину своей невнимательности перед всем классом. Лучше перевести происшедшее в разряд смешных недоразумений и продолжить урок.

Если же ребенок не реагирует на замечания учителя, полностью их игнорируя, противопоставляя свою свободу общепринятым нормам поведения на уроке, то совершенно без внимания такое оставлять нельзя. Но и особо бурная реакция может привести к нежелательным последствиям. Спокойное объяснение важности и серьезности предъявляемых требований и сделанных замечаний будет иметь больше толку, чем обещание прибегнуть к помощи родителей в разрешении этого конфликта. Написать замечание и удалить с урока – это крайние меры, к которым лучше не прибегать. Возможно, именно такой реакции преподавателя упрямец и добивается. Он или она станет героем в глазах большинства одноклассников, а учитель частично подпишется в собственном бессилии.

Такой ученик – это отличный повод освежить педагогические навыки и вспомнить все, что вы знаете о выходе из конфликтных ситуаций. Постарайтесь в рамках предмета найти такую тему, которая сможет привлечь внимание всех, в том числе и этого ученика, не желающего идти на контакт. Природное любопытство, присущее большинству детей и подростков, сыграет свою роль.

Постепенно дух противоречия ослабнет, и он втянется в общую работу, забыв о недавних амбициях. Главное, не сдаваться и не выключать ученика из круга внимания. Персональные задания в подготовке докладов или сообщений могут быть полезными. Став центром несколько иного внимания, ученик сможет прочувствовать разницу и сделать для себя определенные выводы.

Для получения более точного психологического портрета «бунтаря», способного оказать помощь в выборе действенной стратегии, стоит обратиться к школьному психологу.

«Прости, но платье этого цвета тебе категорически не идет». «Разве можно прислушиваться к твоим советам?! Ты всегда говоришь какую-то чепуху!» «И что только он в ней нашел ...» «Работа на троечку» Так уж сложилось, что в нашем обществе привыкли обращать больше внимания на негативные, чем положительные стороны личности - замечать недостатки других гораздо проще, чем приятные качества или счастливые возможности.

Никто не любит критику в свой адрес, как бы деликатно она не звучала. Развитие социальных сетей и явление троллинга лишь усугубили ситуацию - высказать свое «фи» или устроить настоящую травлю в Сети стало гораздо проще.

Сколько бы мы вас не убеждали в обратном, все прекрасно знают, что любые замечания - относительно внешности, работы, поведения и даже кулинарных способностей - отражаются на нашем эмоциональном здоровье и самооценке . Так почему бы не научиться давать вездесущим критикам корректный отпор? Это поможет сохранить уверенность в себе и доказать, что вы не ведитесь на провокацию, в состоянии сделать правильные выводы и можете уверенно двигаться вперед. Никакой обиды, комплексов или разочарований.

Чего делать нельзя, если вас критикуют?

1. Полностью отрицать, избегать или игнорировать замечание другого человека. Другими словами, делать вид будто ничего не произошло или «сменить тему». Замалчивание ситуации, как правило, гарантирует еще больше нерешенных проблем в будущем, риск вернуться к той же «закрытой теме» позднее и накопление негативных эмоций.

2. Самая распространенная реакция на критику - не просто обида, а довольно агрессивная ответная реакция. Что, по объективным причинам, не лучшая тактика.

3. Еще одна форма неприятия критики других людей - отговорки по поводу того, что произошло. Чаще всего, это еще больше раздражает - другой человек решает: вы игнорируете его точку зрения, не придавая ей значение, или намеренно не хотите просить прощения.

Как реагировать на критику?

#1. Самый простой способ выяснить, что имел ввиду суровый или язвительный критик - спросить его об этом. Смело задавайте вопросы! Что именно тебе не нравится? Почему ты думаешь, что мне не стоит это делать? То, что я сказал, тебя обидело? Почему ты так говоришь? Таким образом вы будете иметь лучшее представление о жалобах и причинах недовольства другого. Часто оказывается, что за критикой скрываются сильные переживания и обида, а само замечание - не конечная цель, и в действительно человека беспокоит нечто иное. Например, кого-то может рассердить, не тот факт, что вы пришли на десять минут позже, а переживание, что вы не воспринимаете его всерьез.

#2. Отбросьте все эмоции и подумайте - есть ли хоть какая-то доля правды в критике в ваш адрес? Может это вполне конструктивные замечания? Трудно согласиться с тем, что ты делаешь что-то неправильно или твой образ жизни - не самый подходящий... Но это важный шаг для преодоления ситуации. Почувствуйте разницу: слова были сказаны только для того, чтобы вас ранить? Или из них можно извлечь какую-то пользу? Возможно, вы действительно одеты или ведете себя неподобающе ситуации или статусу, и своим замечанием другой человек сделал большое одолжение, и вы получили возможность стать лучше.

#3. Учитесь принимать мнение другого человека , даже если не разделяете его. Пусть вы и не измените ваше поведение, потому что не согласны с критикой, но по крайней мере признайте, что существует иное, допустимое мнение, и избегайте нападок.

#4. Если вы понимаете, что в замечаниях есть доля истины, и критика заслушивает внимание - работайте над собой . Например: «Ты права, я регулярно сильно опаздываю, похоже, что пора завести два будильника, чтобы не проспать».

#5. Не бойтесь говорит правду и устанавливать границы . Смело расскажите о своих чувствах - вам неприятно слышать комментарии в свой адрес, поясните, что именно задело вас за живое и расстроило. Таким образом вы обезопасите себя от колкостей в будущем и обозначите, какое общение считаете неприемлемым.

#6. Критика как источник информации о человеке . Или нет худа без добра. Напомните себе простую истину - замечания в адрес других чаще говорят больше о самом комментаторе нежели о человеке, подвергшемуся критике. Используйте отзыв как источник информации о том, кто его дал. Сохраняйте спокойствие и вы узнаете о человеке много нового. Заметим, что тот, кто привык расстраивать других, а не приободрять или поддерживать, сам по себе несчастливый человек. Не стоит воспринимать его слова близко к сердцу.

Деконструктивная критика

Стоит признать, очень часто критика звучит некорректно, а рассерженный «обвинитель» прибегает к унижениям, оскорблениям и использует слова, которые преувеличивают и искажают реальность. В этих случаях можно признать долю истины, но не согласиться с раздутыми фактами. Например: «Ты забыла забрать пакет. Ты всегда все портишь!» «Это правда, что я его забыла, но есть множество вещей, которые я делаю прекрасно!» Таким образом, вы признаетесь в проступке, но и не занижаете самооценку.

Часто, наблюдая за своим ребенком, его капризы и истерики, неприятие его окружающими людьми, мы испытываем растерянность - что я делаю не так, почему мой ребенок такой невоспитанный, и так ужасно себя ведет?

Я люблю своего ребенка, он - самый лучший, но не только окружающие, но даже я в ужасе от его поведения. Что делать, если ребенок не слушается? Как правильно реагировать на плохое поведение?

На эти вопросы отвечает кандидат психологических наук, детский и семейный психолог и психотерапевт, Могилева Вера Николавена.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Наверное, многие помнят это стихотворение Владимира Маяковского. В нем поэт дает детям четкие указания, что хорошо, а что - плохо. Сейчас со многими примерами, которые описывает автор, можно поспорить. Психологи скажут, что стихотворение полно оценок «плохой мальчик», «хороший мальчик», «мальчик очень милый», «дрянной драчун» и т.д. и т.п. Возникает вопрос:

Как же показать детям, что можно, а что нельзя?

Родителям молчать нельзя!

Многие родители, начитавшись разных статей, которыми пестрит интернет, оказались в полной растерянности, приняв для себя решение, что если я не знаю, как правильно реагировать на неадекватное поведение ребенка, то лучше не буду реагировать никак.
Сегодня мы можем встретить детей, которые кидают камни в голубей, грубо и заносчиво ведут себя с окружающими, разрисовывают стены. При этом рядом находятся родители и молча наблюдают за происходящим.

Есть родители, которым, реально, все равно, что делает их ребенок. Таким родителям придется получить обратную связь от этого мира и своего ребенка позже, когда выросшему ребенку будет абсолютно все равно, что происходит с его родителями. Не случайно сейчас так много одиноких стариков, забытых и брошеных своими детьми и внуками.

Есть другая категория родителей, которые наблюдают за происходящим, им стыдно за действия своего ребенка, но их как бы парализует при виде того неадекватного поведения, которое может демонстрировать их чадо, например, на детской площадке, в компании взрослых. Они не знают, что делать. Часто они надеятся, что кто-то из окружающих остановит их хулигана. Когда же это происходит, то их захлестывает жалость к своему чаду - его обидели.

Когда замечания ребенку делает кто-то другой в присутствии родителей, то это оказывается малоэффективным, т.к. именно родитель до определенного возраста (примерно до 10-12 лет) сохраняет главенствующие позиции в смысле морального авторитета для ребенка. Даже если кто-то и сделает замечания сорванцу, но при этом рядом будет стоять молчаливый родитель, то ребенок получит сигнал, что он делает все правильно, так делать можно и нужно.

Более того, молчание родителя подстегнет его интерес и подчеркнет безнаказанность всей ситуации.

Такой ребенок будет из кожи вон лезть, чтобы проверить реакцию всех окружающих, нарушая правила и при этом будучи просто не в состоянии остановиться.

Что же делать? Как правильно себя вести и в каком возрасте необходимо останавливать ребенка?

Как воспитывать детей?

Если ребенок нарушает правила поведения, то родитель должен ВСЕГДА его останавливать, независимо от того, где находится ребенок: в общественном месте (магазине, кинотеатре, кафе) или дома.

Ребенок должен знать, что есть определенные границы, нарушать которые нельзя.

Например, ребенок тянет кота за хвост. Его необходимо остановить и сказать, что это запрещено. Остановить лучше лаконичным словом «Стоп», т.к. такие слова как «НЕльзя», «НЕ делай» и т.д., являются словами-провокаторами и как бы подстегивают ребенка к дальнейшим действиям.

Истерика у ребенка

Если ребенок устраивает истерику в гостях, на вечеринке или в магазине, то ему следует спокойно проговорить, что здесь не место для истерик, и, если он что-то хочет, то может сказать спокойно (при этом Вы должны быть абсолютно спокойны). Если это не помогает, то ребенка уводят из общественного места.

Так Вы продемонстрируете ребенку:

  • во-первых , что такая форма поведения неприемлема,
  • во-вторых , установите некие социальные нормы,
  • в-третьих , избавите окружающих от необходимости слушать крики и вопли вашего ребенка. Помните, что от них страдаете не только Вы.

Обычно эти нормы дети при правильном поведении взрослого усваивают к 4-5 годам. Если подобное поведение мы встречаем у детей 6 лет и старше, то это может говорить о некой социальной незрелости и педагогической запущенности. Причиной которой является, прежде всего, пассивность родителей в отношении воспитания их чада.

Более того, нередко родители не пассивны, но их реакция на девиации поведения детей лишь усиливают их. Взрослые, наблюдая истерики детей 2-3 лет, часто начинают его жалеть, целуют и т.д., объясняя себе, что он маленький и перерастет. Если причиной истерики является некое стремление демонстрации и желание добиться своего, то таким образом взрослый только поощряет подобное поведение, закрепляя его. Ребенок, как бы получает сообщение «Устрою истерику - получу внимание и ласку (игрушку, поцелуи и т.д.).

Жалость к ребенку

Что касается возникающего чувства жалости по отношению к ребенку в моменты истерик, то с одной стороны, важно понимать, что часто мы жалеем даже не нашего ребенка, а себя самих - мы в этой ситуации беспомощные дети, которые не знают, как успокоить нашего ребенка; с другой стороны - жалость - это страшная эмоция по отношению к другому, она часто лишает сил, делает человека жалким и беспомощным, может лишить его важного психологического ресурса, это чувство, когда оно проявляется в неуместно ситуации (ребенок кого-то бьет, что-то разрушает), создает извращенную картину мира для малыша.

Он начинает понимать, что агрессия, истерики и разрушение - это то, за что он получает внимание и может быть даже нежность от близких ему людей.

Данные модели поведения бывает сложно корректировать самостоятельно и часто требуется помощь психотерапевта.

Попадая с ребенком в общественное место, приходя в гости и т.п., важно уточнить некоторые правила, которые приняты на данной территории и проговорить их ребенку. Если малыш их нарушает, то именно родители должны его остановить, т.к. даже хозяева квартиры не являются пока что для него авторитетом.

Именно родители - источник всех знаний о нормах и правилах.

Непослушный ребенок

необходимо научить ребенка спрашивать разрешения

Часто дети легко идут на контакт с чужими взрослыми, лезут на колени, заглядывают в чужие сумки и пакеты. И родители, и посторонние могут умиляться крохе. Но именно в этом возрасте (1-3 года) мы показываем, что же все-таки можно, а что нельзя.

Если ребенок взял чужую вещь без разрешения, то его просят вернуть ее на место и предварительно уточнить доступным для него способом, можно ли ее брать. Если ребенок решил сесть на колени незнакомого человека, то его тоже необходимо научить спрашивать разрешения, понимать границы других людей.

Многие говорят - это ответственность того, кто пускает к себе на колени. Это и так, и не так. С одной стороны, ребенок получает разную обратную связь: кто-то пустит, а кто-то скажет: «Я устал, иди поиграй сам». Так естественным образом малыш узнает, что не все готовы держать его на коленях, или играть с ним в любой момент, когда он захочет.

С другой стороны, если Вы видите, что ребенок не реагирует на замечание другого взрослого и переходит границы, то Вы должны сами остановить его , сказав, например, что «тетя устала, она не готова сейчас с тобой играть, пойдем посмотрим вон ту книгу».

Тем самым Вы обозначите, что надо слышать желания другого.

Но, конечно, если тетя с удовольствием играет с вашим малышом, то не стоит их прерывать и додумывать за тетю ее состояние и желания.

Невоспитанные дети

Если обратная связь о личных границах у ребенка отсутствует, то вырастая, в 6-7 лет он может запросто нарушать личные границы окружающих. Лазить по сумкам, с разбегу садиться на колени незнакомцев. В этом возрасте он уже не вызывает такого умиления, а его поведение кажется несколько странным.

Но объяснить младшему школьнику, что это поведение неприлично, становится несколько сложнее, т.к. до этого его никто не останавливал и он получал позитивную обратную связь (все умилялись, улыбались и т.

Родителям важно помнить, что их четкое однозначное поведение, их обратная связь для ребенка - это гарант его безопасности и уверенности.

Так он получает четкий посыл о границах, о том, что можно, и что нельзя.