Ребенок кинестетик: как это определить и воспитывать правильно. Учимся с кинестетиком

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.

От рождения ребенок, как губка, впитывает в себя информацию о мире. Все дети без исключения просто обожают узнавать новое и чему-то учиться. Так почему же у некоторых малышей возникают проблемы с усвоением школьных знаний.

Дело в том, что все люди по восприятию информации делятся на три группы:(тот кто лучше всего воспринимает информацию на слух), (тот кто лучше всего воспринимает информацию на слух), (зрительное восприятие) и кинестетик (познает мир с помощью тактильных ощущений). А поскольку обучение в школе - это в основном процесс восприятия и усвоения информации, для успешной учебы нужно найти к ребенку правильный подход.

Кстати, в раннем возрасте большинство людей являются кинестетиками, именно поэтому не нужно ругать кроху, если он запустил ладошку в тарелку с кашей, он так познает мир. А со временем способ восприятия информации может измениться. Как говорят психологи, мальчики чаще становятся визуалами, а девочки - аудиалами. Именно отсюда пошла расхожая фраза о том, что мужчины любят глазами, а женщины ушами.

Как распознать кинестетика?
Итак, как уже говорилось, кинестетики воспринимают мир через осязание , а также обоняние, с помощью движений.

Чаще всего в своей речи употребляет слова, описывающие ощущения или движения (теплый, мягкий, схватить, прикосновение, уютно и т. д.) Чтобы узнать как воспринимает информацию ваш ребенок проведите простой тест. Попросите малыша описать какое-то событие. Например, поездку к морю. Визуал скажет: море синее, солнце желтое, вспомнит блики на воде и другие зрительные образы. Аудиал расскажет о шуме прибоя и крике чаек, а кинестестик - о ласковых волнах и теплом песке.


Получает истинное удовольствие от прикосновения к разным поверхностям, а также общения с животными.

При общении у кинестетиков взгляд направлен в основном вниз.

Кинестетику трудно фиксировать свое внимание, он легко отвлекается.

Легче всего запоминает информацию в движении , помнит общее впечатление.

В школе вместо того, чтобы записать задание в дневник, предпочтет обвести нужное упражнение кружочком прямо в учебнике.

Перемену использует как возможность подвигаться, размяться.

Как донести информацию до кинестетика?

  • Нуждается в большем времени для выполнения домашних заданий и терпении со стороны учителей и родителей.
  • Нельзя заставлять его сидеть долгое время неподвижно. Ему обязательно нужна моторная разрядка. В школе он с удовольствием сходит за мелом, журналом, выйдет к доске.
  • Лучше всего воспринимает информацию в движении, с помощью мышечной памяти.
  • Общайтесь с ребенком на его языке: используйте жесты, прикосновения, замедленный темп подачи информации.
  • Если хотите сделать ему замечание - просто положите руку на плечо.

И запомните, к какому типу ни относился бы ваш малыш, можно и нужно развивать и другие каналы восприятия информации. Чем больше органов чувств эффективно работает, тем лучше идет процесс обучения.

Кинестетик - он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены.

Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д.

Очень важно с раннего возраста распознать кто ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик. Поскольку это позволит построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка. Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.
Отличия между кинестетиками, визуалами, аудиалами касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать егособственноручно, Аудиал - произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он

выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему

нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу

обычно надо все это проговорить внутри себя. Кинестетику нужно щупать, делать,

двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что

нужно нажать, и желательно сделать все своими руками.. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал - рассказать подробнее. Девочки, подскажите как заниматься с ребенком-кинестетиком, нам 3 года и 2 месяца, на что делать акцент? Аппликации не любим, лепим тоже так себе. Рисуем не особо, расскрашиваем только гуашью или фломастерами, другое не признаем. Конструктор -есть игольчатый-не играем (зря купили), лего -иногда собираем, может машину собрать и пару тройку деталей соединить, и все.. нравятся "бешеные"игры-с подкидыванием, щекотанием, щипанием. Любим массаж рельсы рельсы, шпалы, шпалы...но уже надоело.. вопрос у меня-как развивать ребенка с кинестичечким восприятием? В инете инфу не нашла, сестра говорит что кинестетикам сложнее всего что то объяснять и им сложнее воспринимать информацию (она на учителя учится) но как информацию доносить, я не знаю.Сын не горит желанием заниматься, знает некоторые буквы алфавита, но не все, не знаю как заинтересовать, не знает квкие животные относятся к домашним, какие к диким. Он у меня развивается не по годам, но простые, казалось бы вещи не знает и слушать даже не хочет....не знаю квк заинтересовать своего товарища.....

Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.

Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?

Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.

В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.

Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.

Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:

  • постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
  • не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
  • при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
  • приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
  • школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
  • научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
  • поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.

Читайте также: Как научить ребенка дружить с помощью игр?

Особенности ребенка-визуала

Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.

Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.

Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов:

  • создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
  • особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
  • в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
  • разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
  • повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
  • разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.

Особенности ребенка-кинестетика

Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.

Читайте также: Что делать, если у вас вспыльчивый ребёнок? Советы психолога

Малыш перед сном не станет слушать сказку, если мама при этом не будет гладить или обнимать его. Он сильно привязан к родителям, растет «ручным» ребенком и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.

Маленькие кинестетики отдают предпочтение подвижным играм, чтение же они зачастую считают скучным занятием.

Именно такие дети начинают писать раньше, чем читать, вот почему чтению их следует обучать через письмо.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:

  • для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалыобъемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
  • приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
  • обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
  • не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
  • чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.

Как определить тип восприятия у ребенка?

Подросток может пройти тест «Аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцева, ответив на 48 несложных вопросов.

Чтобы узнать ведущий канал восприятия у маленького ребенка, обратите внимание на несколько важных моментов.

  1. Употребляемые слова:
  • Аудиал использует слова, связанные со слухом – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо»;
  • Визуалы основной упор в речи делают на слова, связанные со зрением – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю»;
  • Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую».
  1. Выражение любви к родным:
  • Аудиал выражает эмоции словами, даже не смотря на родителей;
  • Визуалу важно видеть мамино лицо, необходим контакт глаза в глаза;
  • Кинестетикам необходим физический контакт – поцелуй, объятие, поглаживание.
  1. Направление взгляда:
  • При общении ребенок-аудиал чаще всего смотрит прямо;
  • Взгляд визуала направлен вверх;
  • Кинестетики же смотрят преимущественно вниз, как будто под ноги.

В зависимости от преобладающего типа восприятия всех людей условно можно поделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Индивиды, которые воспринимают происходящее через картинки и другие внешние проявления называются визуалами. Аудиалы – это люди, для которых информация по большей части раскрывается через звуки. Кинестетик воспринимает среду через тактильные ощущения. У маленьких детей, как правило, более выражен последний тип восприятия.

Особенности ребенка – кинестетика

1. Дети – кинестетики очень чувствительные . Они нуждаются в прикосновениях мамы. Такие малыши засыпают только тогда, когда родители берут их на руки. Ребенку – кинестетику сложно привыкнуть спать отдельно от взрослых. Они дольше других детей нуждаются в кормлении грудью.

2. Маленькие кинестетики являются подвижными детьми. Они с удовольствием бегают, играют в активные игры. Такие малыши не могут долго высидеть на одном месте. Они не любят слушать сказки или долго рассматривать иллюстрации в книгах. Однако ребята – кинестетики с удовольствием лепят, рисуют, конструируют.

3. Комната маленького кинестетика нуждается в постоянной уборке. Таких детей сложно приучить к порядку. Так как разбросанные игрушки не являются для них существенной проблемой.

4. Одежда ребенка с таким типом восприятия должна быть мягкой и удобной. Ведь любой колючий свитер вызовет неприятные ощущения, гнев, недовольство.

5. Дети – кинестетики с легкостью управляют своим телом. Им понравиться заниматься танцами, борьбой, пантомимой или в театральном кружке.

6. Домашние обязанности таких детей должны сводиться к прикосновениям. Ребята – кинестетики могут мыть посуду, вытирать пыль, чистить вареные яйца.

7. Ребенок – кинестетик любит ухаживать за домашними питомцами. Прикасаясь к ним, такие дети получают массу положительных эмоций.

8. Проявление любви к такому ребенку должно заключаться в объятьях, поцелуях, прикосновениях. Таким детям нравятся щекотки, рукопожатие, массажи.

Обучение детей – кинестетиков

Как правило, дети с ярко выраженным тактильным восприятием мира, имеют трудности в обучении. Это происходит из-за того, что вся информация, которую предлагают взрослые, рассчитана на зрительные и звуковые ощущения. Чтобы ребенок – кинестетик не отставал в обучении от своих сверстников, важно соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Изучая что-либо, ребенок – кинестетик нуждается в тактильных ощущениях. Именно поэтому при изучении алфавита стоит применять материалы разных фактур: гласные буквы делать из шелка, а согласные – с более жесткой ткани. Обучая малыша арифметике, важно позволить ему перебирать в руках яблоки, бусинки, монеты. Так ребенок быстрее запомнит важную информацию.
  2. Поскольку детям с преобладающим тактильным восприятием сложно быть неподвижным на протяжении длительного времени, необходимо изредка делать перерыв или пальчиковую гимнастику.
  3. Дети – кинестетики запоминают не картинки и звуки, а свои ощущения. Поэтому при заучивании стихов или правил, стоит позволить сыну или дочке двигаться, теребить в руках какую-то вещь: ручку, игрушку, платок.
  4. Ребята с таким типом восприятия, как правило, слабо реагируют на многократное повторение информации. Чтобы малыш лучше запомнил, можно сообщать ему важные детали шепотом. Ощущая губы на своих ушных раковинах, дети эффективнее запоминают информацию.

Родители ребенка – кинестетика должны помнить об особенностях своего малыша. Важно избегать физического наказания. Ведь для таких детей это будет равносильно предательству.