Зрительная память. Развитие зрительной памяти. Зрительная память: эффективные упражнения для тренировки

В статье вы найдет ответы на вопросы о том, как влияет зрительная память на способности к обучению, как можно развивать и тренировать зрительную память ребенка с раннего возраста.

  • Образная память, как способ анализа и сохранения информации, наиболее ярко проявляется в детском и подростковом возрасте. Со временем такой вид запоминания сменяет логическая память, основанная не на визуальном образе предметов, а на его функциональном назначении
  • Развитая с детства образная память может быть очень полезной при определенных профессиях и увлечениях – творческих, аналитических, технических
  • При эффективной тренировке образной памяти, можно развить способности к пространственному мышлению, запоминанию и визуальному воспроизведению большого объема информации

Зрительная память, особенности

Зрительная память является одной из форм образной памяти. Характерной особенностью зрительной памяти является определенное преобразование визуализации объекта в период удержания его в памяти.

В процессе сохранения зрительной информации происходят следующие видоизменения представления объекта:

  • упрощение (отбрасывание лишних деталей)
  • преувеличение (наиболее значимых элементов образа)
  • мысленное создание симметрии (необходимой для восприятия формы)
  • изменение цветовой окраски

Такие трансформации делают образ менее точным по сравнению с описательными характеристиками, но при этом превращают его в некоторый символ, прочно зафиксированный в памяти и ассоциативно вызывающий определенные присущие ему качества.

Запоминание ярких образов характерно для зрительной памяти ребенка

Зрительная память, запоминание

Запоминание – это функция отображения прошлого практического опыта, событий, образов с последующим их распознаванием и более или менее точным воспроизведением. Основой механизма зрительного запоминания являются устойчивые ассоциативные связи, соединяющие вещественные и общие явления.

Зафиксировав однажды предмет или образ, память затем параллельно воспроизводит другие объекты или события, связанные с ним. Ассоциации формируются непроизвольно, а могут быть специально подобраны для запоминания определенной информации и классифицируются:

  • по смежности – связывают 2 или более явлений во времени или пространстве, например, выполнение последовательности операций, усвоение словесного материала, определенная реакция на звуки, опасность
  • по сходству — связывают некоторые явления, обладающие подобными чертами. Они основываются на идентичности нервных связей, вызываемых в сознании объектами или событиями
  • по контрасту – объединяют 2 или более противоположных явлений. Чаще всего контрастные объекты или события вызывают эмоциональные всплески, затем подвергаются умственному анализу и сравнению, за счет чего происходит образование новых нервных связей

Более сложные ассоциации соединяют явления, связанные в реальности, но обладающие различными свойствами, происхождением, классификацией. Например, род и вид (птица — ласточка), целое и часть (лимон — ломтик), причина и следствие (дождь — радуга), предмет и определение (мороженое — холодное).

Набор картинок для тренировки ассоциативной зрительной памяти

Для создания устойчивых ассоциаций необходимы многократные повторения. Иногда связь может возникнуть быстро, если событие произвело сильное впечатление или вызвало эмоциональное переживание.

Тогда в коре головного мозга образуется активный очаг возбуждения, отвечающий за образование прочных связей. Чтобы развить ассоциативное запоминание, следует проводить с ребенком специальные игры в виде вопросов и поиска ответов:

  • «На что похож этот предмет?»
  • «Найди подходящий к нему по форме, цвету, запаху, вкусу и т.д.»
  • «На какие части можно разбить эту фигуру?»
  • «Найди недостающий фрагмент целого (группы предметов)»

Виды зрительной памяти

Практически каждое впечатление, эмоциональное переживание, увиденный образ оставляют в сознании человека след, который может храниться длительное время и использоваться в соответствующих ситуациях. Изучение функционирования памяти направлено на управление психологическими приемами и физиологическими механизмами, позволяющими удерживать и воспроизводить большой объем материала.

Такие навыки особенно необходимы в период обучения и активной познавательной деятельности. Виды зрительной памяти разделяются на следующие:

  • Долговременная память – сохраняет и удерживает информацию в течение достаточно долгого времени. На этом виде памяти основан весь накопленный практический опыт, кругозор, функции воспроизведения зрительных образов
  • Оперативная память – запускает процессы для выполнения актуальных действий с последующим забыванием промежуточной информации. Срок хранения данных оперативной памяти может составлять от пары секунд до нескольких суток
  • Эмоциональная память – запоминание чувств и переживаний. Сохраненные в памяти эмоциональные сигналы побуждают человека к действию или же удерживают от каких-либо поступков. Способность к эмпатии – сопереживанию другому человеку, вымышленному литературному или киноперсонажу является проявлением эмоциональной памяти

Зрительная моторная память

  • Моторная (двигательная память) – способность сохранения и воспроизведения основных и специальных двигательных функций, как собственных, так и увиденных. Этот вид памяти является основой для развития ходьбы, письма, бытовых навыков, ручного труда, творческих видов деятельности, выполнения спортивных упражнений
  • Плохая двигательная память обычно выражена «неуклюжестью» и отсутствием четких, скоординированных движений
  • Развитие такого вида памяти происходит на основе наблюдений и многократных повторений движений. Допускаемые в упражнениях ошибки формируют отработку движений и устойчивое запоминание

Развитие зрительной памяти — основной элемент обучения навыками чтения и письма

Кратковременная зрительная память

Кратковременная память – отражает не полное содержание явлений, а только их интерпретацию. Например, в памяти сохраняется несколько слов из сказанной фразы или наиболее яркий, не полный, а общий образ увиденного изображения.

Данный вид запоминания позволяет опознавать предметы, основываясь только на зрительном восприятии формы, цвета, содержания, ориентироваться в пространстве, используя зрительные образы.

Объем зрительной памяти

Объем кратковременной зрительной памяти взрослого человека составляет приблизительно 7±2 единицы. Для ребенка этот показатель примерно равен его возрасту. Для более точного определения используется специальная методика, включающая прохождение теста в виде картинки.

Картинки для проведения теста на объем зрительной памяти

Ребенку предлагается поочередно рассмотреть 2 изображения, а затем на пустом трафарете воспроизвести все запомненные линии из каждой части. В результате подсчитывается среднее количество правильно изображенных линий.

Правильной считается также та линия, длина и расположение которой незначительно отличается от оригинала. Полученный показатель считается объемом зрительной памяти в единицах и оценивается по 10-тибалльной шкале:

  • 10 баллов – если ребенок 10-12 лет имеет показатель более 8 единиц, в возрасте 6-9 лет — 7-8 единиц
  • 8 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 6-7 единиц, в возрасте 6-9 лет — 5-6 единиц
  • 4 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 4-5 единиц, в возрасте 6-9 лет — З-4 единицы
  • 0 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 0-1 единицы, в возрасте 6-9 лет — 0

Диагностика зрительной памяти

Диагностика зрительной памяти у дошкольников важна с точки зрения определения степени готовности ребенка к школе и формирования навыков, необходимых для процесса обучения.

Для проведения диагностики и исследования образной памяти у детей используется методика Д. Векслера. Результаты такого теста позволят родителям обратить внимание на наличие определенных проблем и вовремя скорректировать подготовительный период.

Тест на зрительную память

Ребенку предлагают посмотреть в течение 10-15 секунд на каждое из 4-х изображений. Затем его просят воспроизвести все, что он запомнил на чистом листе бумаги. В результате теста по степени точности рисунка начисляются соответствующие баллы.

Тест на зрительную память по методике Д. Векслера

1-ое изображение

  • 2 пересекающиеся линии и 2 флажка – 1 балл
  • правильная ориентация и направление флажков – 1 балл
  • схожий угол пересечения прямых линий – 1 балл

2-ое изображение — максимальная оценка составляет 5 баллов:

  • большой квадрат, пересеченный 2-мя линиями – 1 балл
  • 4 меньших квадрата в большем – 1 балл
  • 2 пересекающиеся прямые линии и 4 небольших квадрата – 1 балл
  • 4 точки в центре каждого квадрата - 1 балл
  • сохранение пропорциональности изображения - 1 балл

3-е изображение – максимальная оценка составляет З балла:

  • маленький прямоугольник внутри большого – 1 балл
  • вершины меньшего треугольника соединяются с вершинами большего – 1 балл
  • маленький прямоугольник расположен точно в центре большого – 1 балл

4-ое изображение – максимальная оценка З балла:

  • обе стороны картинки расположены правильно относительно центра – 1 балл
  • изображен открытый прямоугольник с углом по каждому краю – 1 балл
  • правильная форма фигуры – 1 балл

Общий результат теста составляет 14 баллов. Для развитой зрительной памяти характерен показатель от 10 баллов и выше, средний результат равен 6-9 баллам, низкий – 0-5 баллам.

Нарушение зрительной памяти

  • Нарушения зрительной памяти у детей может являться следствием патологий формирования психических функций, быть вызваны заболеваниями нервной системы и головного мозга вследствие перенесенных инфекций и травм
  • Ребенок со слабой зрительной памятью обычно отстает в усвоении школьной программы, отвлекается и нарушает дисциплину во время занятий. Как следствие, такие дети плохо запоминают содержание урока, объяснения педагога и суть заданий, что приводит к серьезным проблемам с успеваемостью
  • В начальной школе нарушение зрительной памяти проявляется в трудностях с восприятием последовательности символов, замедлении приобретения навыков чтения, письма, рисования. В старших классах могут возникнуть проблемы с усвоением большого объема информации, логическим мышлением и анализом

Тренировка зрительной памяти

  • Чтобы помочь ребенку, необходимо обратить внимание на его способность к запоминанию зрительных образов еще в дошкольном возрасте
  • Если вы заметили некоторые трудности, необходимо обратиться к врачу-невропатологу и неврологу для консультации и проведения обследования на возможные заболевания
  • Наряду с этим можно тренировать зрительную память малыша, начиная с самого раннего возраста

Примерный набор карточек для игр, развивающих зрительную память

Игры на зрительную память

Тренируйте зрительную память ребенка, используя игровые методы:

  1. Приготовьте парные картинки знакомых предметов. На одной должен быть изображен объект, лучше яркого цвета и простой формы, на другой – тот же самый предмет, но с отсутствием некоторых элементов. Сначала предложите малышу первое изображение и дайте время на рассмотрение (около 1 минуты), затем уберите первую картинку и дайте другую, попросив назвать отличия
  2. Разложите перед ребенком до 10-12 картинок с изображениями простых знакомых предметов или сами предметы (это могут быть кубики разных цветов, мячики, мелкие игрушки, посуда). После того, как малыш внимательно их рассмотрит, уберите все и попросите назвать те, которые он запомнил. В возрасте 5-7 лет хорошим результатом будет, если ребенок назовет 6-8 предметов
  3. Другим вариантом этой игры станет называть картинки или предметы вместе с ребенком по очереди. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить очередной предмет
  4. Возьмите 5-8 предметов, разложите их на ровной поверхности и позвольте малышу хорошо их рассмотреть. Затем попросите его отвернуться и поменяйте 2 предмета местами, уберите или добавьте один. Предложите ребенку рассказать, что изменилось
  5. Поиграйте в суперагентов. Расскажите ребенку о секретных агентах, которые умеют запоминать все с первого раза. Теперь предложите малышу внимательно рассмотреть картинку или фотографию, например из детского журнала. Попросите ребенка рассказать подробно все, что он запомнил – кто во что одет, кто в какой позе находится, какие предметы были на заднем фоне и т.д. Если картинка была несложной, попросите ребенка нарисовать ее по памяти, используя увиденные цвета
  6. Возьмите счетные палочки и сложите из них простую фигуру (квадрат, треугольник, домик, елочку). Попросите ребенка запомнить фигуру, а затем сложить такую же. Малыш должен по возможности использовать такое же количество палочек и расположение цветов

Набор изображений для тренировки зрительной памяти

Упражнения на зрительную память

Для детей школьного возраста помимо игр полезны будут специальные упражнения для тренировки зрительной памяти. Для проведения таких занятий вам потребуется провести подготовительную работу и сформировать материал в виде специальны карточек и рисунков.

  1. Покажите ребенку лист, на котором изображены разнообразные геометрические фигуры или узоры, как симметричные, так и произвольной формы. После того, как он хорошо рассмотрит изображение, попросите воспроизвести увиденное на чистом листе. Сложность и количество фигур зависят от возраста и подготовки ребенка. Начинайте с нескольких простых форм, постепенно усложняя задачу
  2. Приготовьте карточки с цифровыми рядами, содержащие разное количество цифр. Покажите ребенку карточку, затем попросите назвать цифры подряд. Начинайте с 2-3 цифр, постепенно увеличивая их количество. Аналогичным образом можно тренировать память, запоминая последовательности букв и слов.
  3. Тренируйте ассоциативную память. Сделайте карточки, на которых на одной стороне будет написано слово, а на другой – понятное ребенку определение к этому слову
    Например, утро – туманное, друг – надежный, стол – круглый и т.д. Повторите вместе слова и определения, затем показывайте ребенку только определения и попросите восстановить по ним слова. Одновременно используйте 20-30 карточек

Видео: Тренировка зрительной памяти

Зрительная память: упражнения для тренировки

Зрительная память: упражнения для тренировки

Зрительная память развита у каждого из нас по-разному. Но иметь хорошую зрительную память очень полезно, в чем можно убедиться в самых разных жизненных ситуациях. Способность запоминать зрительные образы можно и нужно тренировать!

Когда мы смотрим на тот или иной предмет, в нашей памяти остается его зрительный образ. У каждого из нас он будет своим. Способность запоминать форму, цвет предмета и другие его особенности зависит от того, насколько человек восприимчив к зрительным впечатлениям.

По данным профессора медицины Клайва Харпера (Австралия), зрительная
память австралийских аборигенов на 50% лучше, чем у представителей белой
расы, а часть мозга, отвечающая за нее, - на 25% больше. Это результат
особенностей эволюционного развития этноса на протяжении более 80 тысяч лет.

Зрительная память и ее виды

В зависимости от того, с какими подробностями человек воспроизводит в памяти тот или иной визуальный образ, зрительная память бывает слабо развита, умеренно развита и развита в совершенстве. Большая часть людей в этом отношении находится в пределах нормы, которой хватает для обычной жизни. Но есть сферы деятельности, где этого недостаточно. Спецагентам, художникам, шоферам, искусствоведам и т. п. нужна зрительная память выше средней.
Тренировать зрительную память, которая с годами только ослабевает, желательно не только им. Если вы не хотите забывать лица знакомых, терять вещи, плохо ориентироваться на местности, регулярные тренировки зрительной памяти помогут вам сохранить ее.

Упражнение № 1: возвращаем внимание
Для этого упражнения нужно принять удобное положение, расслабиться и начать подробно разглядывать кисть руки, стараясь всмотреться в каждый ее миллиметр. Во время выполнения упражнения необходимо сосредоточиться и ни о чем не думать. Если внимание рассеивается, нужно возвращать его обратно. Общее время на упражнение: 10 минут в день (по 5-7 секунд несколько раз в день, меняя угол зрения).

Упражнение № 2: «растворяем» образ
Для этого упражнения нужно найти какой-нибудь предмет (приятный глазу или нейтральный, но не телевизор). На него нужно смотреть 3-5 секунд не отрываясь, стараясь запомнить все подробности. Затем сделать вдох, закрыть глаза на 3-5 секунд, задержать дыхание и в этот момент представить себе предмет. После этого мысленно «растворите» его образ на выдохе. Выполняя это упражнение, можно менять варианты «стирания» образа, скорость и ритм.
Общее время на упражнение: не менее 2 раз в день (постепенно можно переходить от 5-7 упражнений к 50 за один подход).

Упражнение № 3: стараемся запечатлеть предмет
Необходимо смотреть на предмет (лучше цветной) от 3 до 10 минут. После этого нужно закрыть глаза на 3 минуты и постараться воспроизвести предмет в своем воображении в как можно более четком и ярком варианте. Попытку нужно повторить несколько раз, постоянно сверяясь с оригиналом.
Если вы научились четко представлять себе предмет с закрытыми глазами, можно переходить ко второму этапу: смотрите на предмет в течение 3-10 минут. Затем развернитесь на 180 градусов и посмотрите на лист белой бумаги (приготовьте заранее). Ваша задача - увидеть образ предмета на нем. После того как вы научитесь легко воспроизводить образы предметов, можно переходить к открыткам и картинам.

Упражнение № 4: стараемся «поймать» увиденное
Для выполнения задачи нужно неожиданно остановиться и бросить взгляд на предмет перед собой. Затем закрыть глаза и постараться восстановить в своем воображении то, что вы увидели и свое состояние при этом. С помощью этого упражнения можно научиться запоминать состояния и воспроизводить их. Общее время на упражнение: 10-15 раз в день, для начала по 15-20 секунд, затем по 5 минут.

Упражнение № 5: «фотографируем» прохожих
Это упражнение легко выполнять на улице. Задача - бросить взгляд на прохожего («сфотографировать»), а затем закрыть глаза и представить, как и куда он продолжает движение. Тренироваться нужно до тех пор, пока вы с легкостью не научитесь воспроизводить «сфотографированный» образ.

Упражнение № 6: играем со спичками
Для того чтобы выполнить это упражнение, нужно попросить кого-нибудь выложить на столе фигуру из спичек и накрыть листом бумаги. Затем лист поднимается на 1-2 секунды, чтобы вы могли посмотреть на фигуру. После этого нужно закрыть глаза и мысленно подсчитать количество спичек. Потом глаза можно открыть и попробовать выложить из спичек такую же фигуру.
Заключительный этап упражнения - проверка соответствия количества спичек и схемы их размещения с оригиналом. После того как у вас будет получаться свободно выстраивать фигуру из 10 спичек, можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение № 7: выкладываем ассоциации
Это сложное упражнение также выполняется с чужой помощью. Заранее приготовьте спички (200-300 штук). Затем нужно попросить кого-то из близких вам людей произносить слова с определенной паузой (для начала в 1 минуту), которую от упражнения к упражнению нужно сокращать вплоть до 30 секунд. Во время паузы вам нужно будет выкладывать из спичек ассоциации, которые вызывает произнесенное слово. Количество слов тоже можно постепенно увеличивать, доводя до 50.

Упражнение № 8: стараемся увидеть яркое
Во время этого упражнения нужно стараться смотреть на предмет, ни о чем не думая, стремясь запомнить его целиком (этому было посвящено первое упражнение). Необходимо охватывать взглядом весь предмет, концентрируясь на его центре. Как только у вас возникнет какая-либо (любая!) мысль, нужно закрыть глаза и представить себе этот предмет в максимально ярком цвете.

Упражнения даны в той последовательности, в которой их желательно выполнять. После того как у вас получится правильно выполнять первое, можно переходить к следующему и так далее.

Особенности зрительного восприятия и памяти зависят от внешней среды,
в которой родился и рос человек. Жители пустынь и саванн или мест, где
преобладает белый цвет (снег, лед), иначе воспринимают и запоминают
внешние объекты, чем люди, родившиеся и выросшие
в городе или в условиях высокогорья.

Ярослав Колпаков, клинический психолог, кандидат психологических наук: «Иногда недостаточно развитая зрительная память может быть обусловлена недостаточностью созревания определенных нервных структур головного мозга или зрительного анализатора в детско-подростковом возрасте. Также причиной недостаточности зрительной памяти или ее снижения могут быть расстройства или заболевания указанных структур нервной системы. Если вы заметили у себя выраженные изменения (недостаточность, снижение) зрительной памяти, рекомендуется проконсультироваться у специалистов - врача-офтальмолога, невролога, нейропсихолога».

Эксперт: Ярослав Колпаков, клинический психолог, кандидат психологических наук

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com Мы получаем от мира огромное количество информации. Как известно, более 80% приобретается нами благодаря глазам. Что - то проходит бесследно, что - то оставляет в нашей душе след и возвращается в нашу голову через некоторое время.

Зрительная память наполняет наши воспоминания яркими картинками прошлого, большим количеством деталей, элементов, которые описать словами очень сложно и очень долго. Мы помним нашу жизнь яркой и наполненной благодаря слаженной работе наших глаз и нашего мозга.

Что же такое зрительная память? Как она работает, как сочетается с памятью от других органов чувств? Как улучшить зрительную память и зачем это нужно? Об этом и о многом другом написана данная статья.

Зрительная память, что это?

Зрительная память… Объяснить, что это такое, не так и сложно. К примеру, вы куда - то едите на автобусе, в другую страну, скажем. С вами вместе – около сорока человек, которых вы в первый раз увидели во время посадки в транспортное средство. И вот, перед тем, как пересечь границу, автобус останавливается и все пассажиры, в том числе, вы, из него выходят и смешиваются с пассажирами из других автобусов. Проходит минут 20. Человек с хорошо развитой зрительной памятью (в данном случае – памятью на лица) сможет без труда вычленить из толпы не только мужчину, который сидел рядом на протяжении последних двух часов, но и большую часть путешественников из своего автобуса. Человек же с плоховатой зрительной памятью вспомнит двух - трех, которые сидели в поле его зрения.

Или вот еще пример. Предположим, лет 10 назад вы побывали в Сербии. И теперь, при одном лишь упоминании о ней по телевизору, либо в разговорах с друзьями, вы представляете себе ярко и отчетливо картинку: холмистые горы в зелени, а среди них – небольшой красивый домик.

Теперь пришло время дать определение зрительной памяти. Что это, все - таки, такое?

Зрительная память - вид памяти, который связан с работой зрительного анализатора. Ответственна за сохранение, а затем за воспроизведение зрительных образов.

Бывает нескольких видов.

Иконическая. Ее длительность меньше секунды. Информация, которая не была использована в это время, теряется.

Кратковременная. Длится до 30 секунд.

Долговременная. Особо длительная зрительная память.

Эйдетическая память, что это?

Также в отдельную группу выделяется эйдетическая память. Это способность, которой обладают не все люди, чаще всего – дети, подростки, художники. Представляет собой возможность удерживать в голове яркие и четкие образы увиденных предметов длительный период времени. Эйдетики хорошо видят картинку даже после того, как она пропала из их поля зрения.

Эйдетизм – хорошо развитая фотографическая память. Некоторые используют данное понятие как синоним зрительной памяти, мы же рассматриваем фотографическую память как часть зрительной.

Вспомните, вы наверняка слышали истории о том, что какой - то человек с поразительной точностью воспроизводит детали увиденной им некоторое время назад картины. Или же о людях, которые готовы без остановки читать наизусть самые различные стихи. Это все личности, обладающие хорошо развитой эйдетической или фотографической памятью.

Есть уникальные случаи эйдетизма. К примеру, итальянский библиофил Антонио Мальябеки, живший в конце 17 – начале 18 веков, в конце своей жизни мог наизусть продекламировать каждую из прочитанных им книг. А их было более 40 000… Или вот 40 - й президент США Рональд Рейган запоминал тексты, лишь взглянув на них.

Зрительная память – важный носитель информации

Интересно, что использование именно зрительных образов позволяет человеку закодировать очень много воспоминаний.

Нам достаточно просто запомнить, к примеру, как выглядит красивый мужчина, которого мы видим в столовой в обеденный перерыв. Вспоминая о нем, мы видим картинку. А теперь представим, что нам нужно описать его подруге, которая ни разу не имела чести встретиться с данным красавцем. Сколько понадобится слов? Сотни. Он и высокий, и широкоплечий, и волосы у него длинные, но не очень, до плеч, как у такого - то актера из такого - то фильма, и борода у него такая, как у кого - то…

Получается, что картинка несет в себе информацию сотен слов, которые запомнить, согласитесь, гораздо сложнее. Вряд ли подруга сумеет повторить все услышанное. Скорее, она будет помнить теперь образ, который у нее сформировался на основе услышанных описаний.

И еще. Кажется, что мы запоминаем только картинку. На самом деле, это не так. Зрительный образ дополняется большим количеством информации, полученной от других органов чувств.

К примеру, пять лет назад вы побывали за границей в известном ресторане. И тут, идя по улице, краем уха слышите, что кто - то посторонний упоминает название данного заведения в разговоре. Перед вами сразу встает картинка: вы сидите, и перед вами шикарный столик с висящей до пола скатертью, собранной в нескольких местах, полумрак, на столе стоит бокал вина, и много - много цветов вокруг.

Все ли это? Нет! Наверняка, вы практически почувствовали еле уловимый запах, который, вероятно шел тогда с кухни. А еще ощутили легкую прохладу, т.к. когда вы были в ресторане, хорошо работал кондиционер, и вы чуточку продрогли. Также, конечно же, в голове пронеслись звуки живой музыки, спокойной и ненавязчивой, которую вы тогда слышали. Ко всему, услышанное название почему - то сразу же улучшило вам настроение. Ведь тогда, 5 лет назад, в этом заморском ресторане ваш теперешний муж сделал вам предложение.

Все это происходит потому, что зрительная память не работает одна. К ней добавляется еще и слуховая, обонятельная, тактильная, эмоциональная. Картинка дополняется результатами работы органов чувств, благодаря чему формируется более полный, законченный образ, наполненный большим количеством информации.

У кого зрительная память развита сильнее?

Многих не оставляет в покое вопрос, у кого зрительная память лучше? Чтобы лучше принять ответ на данный вопрос, приведем немного отвлеченный пример. Тот, кто интересуется, знает – у американцев показатели IQ в целом выше, нежели у европейцев. И это притом, что тесты, которыми его проверяют у жителей США, сложнее.

Ученые связывают это с тем, что американцы постоянно, день за днем, вынуждены использовать в своей повседневной жизни те навыки, возможности, которые проверяются в тестах на IQ. Получается, без их активного участия, способности их мозга совершенствуются.

Примерно то же самое и со зрительной памятью. Она хорошо развита у тех, кто ею постоянно пользуется.

Вот, к примеру, эскимосы. Живут там, где жить практически невозможно – на просторах Арктики. Кругом однообразные белые пейзажи, кто - то бы даже сказал – депрессивные. Глазу не на чем остановиться.

И местные жители здесь обладают сверхострой зрительной памятью. Она фиксирует малейшие детали, которые мы, выросшие в большом образном многообразии, и близко бы не уловили. Глаза эскимосов подмечают среди однообразных картин – льдов и снежных гор – различные опознавательные знаки. Именно поэтому, даже в самых тяжелых условиях, эскимос не боится заблудиться. Зимой он легко и быстро найдет свой тайник, в котором еще летом припрятал добытую дичь. В его памяти хранится большое количество визуальной информации, которая помогает ему выжить в сложных условиях.

Также можно услышать точку зрения, что зрительная память у женщин развита лучше, нежели у мужчин. Якобы данные различия связаны с особенностями строения мозга у разнополых людей. Мы же придерживаемся точки зрения, что если отличия и имеются, то связаны они, прежде всего, с разными условиями, в которых растут и живут мальчики и девочки.

К примеру, у девочек, вполне вероятно, с детства преобладают увлечения, игры, где активно задействована зрительная память, имеется большое количество зрительных образов. У мальчиков же несколько другой опыт. Поэтому на каком - то периоде жизни могут фиксироваться различия качества зрительной памяти. Но, не будь различий в опыте девочек и мальчиков в их детстве, не было бы и различий в памяти.

И еще немного о животных. Ученые все пытаются выяснить, какая зрительная память у них? Сделать это достаточно сложно. Прибегают к опытам, в течение которых от животных прячут прямо у них на виду еду в одно из нескольких укрытий и ждут, через какой промежуток времени животное сможет вспомнить, куда именно положили еду, в какое укрытие.

Так выяснили, что собака безошибочно бежит к укрытию с едой после 17 минут ожидания, а кот – через 6. Кажется, не очень долго. В то же время, полную картину того, что твориться в голове у животного, представить себе сложно. Ведь у них гораздо сильнее, нежели у нас, развита обонятельная, слуховая память. Поэтому они отлично ориентируются в своих жизненных ситуациях, вспоминают то, что им нужно, моментально, не страдают, в общем.

Как улучшить зрительную память?

Тренировка зрительной памяти способна значительно улучшить возможности человека в целом. Учеба, работа, повседневная жизнь… В каждой из сфер будут одни только плюсы. Человек получает возможность более глубоко воспринимать предметы вокруг, благодаря чему становится более внимательным, сконцентрированным.

Как развить зрительную память? Существует множество способов. К примеру, вы можете найти в интернете специальные игры - тренажеры. В большинстве из них лежит одна и та же идея. Вам в течение определенного промежутка времени показываются различные предметы – картинки, черты лица и прочее, после чего изображения пропадают и предлагается вспомнить, что и в какой последовательности было показано.

Также зрительную память тренируют следующие занятия.

Рисование. Портреты, пейзажи, натюрморты… Суть в том, что мы сначала вычленяем какую - то деталь, затем запоминаем ее, а уж потом переносим на холст. Это хорошо развивает зрительную память.

Игры. Помните детские игры типа «Найди 10 отличий»? Как раз они и направлены на активное развитие зрительной памяти. Найдите усложненные варианты для взрослых, и вперед!

Воспоминания. Это лучший способ тренировки не только зрительной, но и памяти вообще. Заключается в том, что перед сном, лежа в постели, человек вспоминает все, что с ним произошло за день. Главное – чтобы в процессе воспоминаний в голове постоянно возникали соответствующие зрительные образы.

Запоминание образов. Заключается в том, что вы пытаетесь как можно точнее вспомнить какое - то изображение, которое не так давно было у вас перед глазами. К примеру, лицо человека, которого несколько раз видели в метро.

Как улучшить именно фотографическую память?

Есть также хорошее упражнения для тренировки именно фотографической памяти.


Упражнение №1.

Наблюдайте за каким - либо предметом, к примеру, за вашим письменным столом на расстоянии двух метров, 2 минуты. Постарайтесь запомнить как можно больше мелочей. Не отводите от картинки своих глаз все 2 минуты. Теперь зажмурьтесь и постарайтесь представить цвет предметов, пропорции, формы… Все, что только можно. Если что - то забыли, то откройте глаза на несколько секунд. Это позволит вспомнить недостающие детали.

После того, как с предметами вам станет просто тренироваться, начинайте использовать тексты, сложные картины.

Упражнение №2.

Его можно выполнять, когда вы идете домой или едете на работу. Быстро посмотрите на какой - либо предмет, который попался вам на дороге. К примеру, небольшой магазинчик. Отведите глаза и постарайтесь вспомнить, что вы видели, нарисуйте у себя в голове картину. Через некоторое время такое развлечение - тренировка станет вашей привычкой. Вы и не заметите, как улучшение зрительной памяти превратится в удовольствие.

Всегда завидовали киношным сыщикам, которые после беглого взгляда на человека могут рассказать о мельчайших деталях его костюма? Тогда самое время разобраться, как развить визуальную , потому что улучшить этот навык можно в любом возрасте. Конечно, если потрудитесь заниматься регулярно, от разовых акций эффект будет чуть выше нуля.

Как развить визуальную память - способы тренировки

  1. Кинофильм . Вечером попробуйте вспомнить все события прошедшего дня, как будто прокручиваете кинопленку в обратном направлении. Если первое время все будет сложно, начните с небольших участков, например, с дороги на работу. Только старайтесь вспоминать даже мелкие подробности.
  2. Ассоциации . Вспоминая, как фильмах советуют улучшить визуальную память, первое, что приходит на ум - создание воображаемого хранилища – чертогов. Несмотря на кажущуюся несерьезность, способ действительно хорош. Работает он за счет ассоциаций, которые придумывают к каждому понятию, которое требуется запомнить. А чтобы все воображаемые предметы не разлетелись, нужно поместить их в хорошо знакомое помещение, если одного недостаточно, открывают следующее. Чтобы запоминание было лучшим, рекомендуется регулярно гулять по своим чертогам, рассматривая каждую деталь, и вспоминая, что она обозначает.
  3. Фотография . Еще одна интересная методика развития визуальной памяти человека заключается в мгновенном запоминании слов или предметов. К примеру, возьмите незнакомый текст, посмотрите на несколько слов, обращающих на себя внимание. Закройте глаза и представьте их в правильной последовательности. Постепенно переходите к целым предложениям и абзацам.
  4. Рисование . Если вы любитель чертить на листе разные линии, то этот способ, как развить визуальную память, отлично подойдет. Найдите изображение среза деревянного бруска или натурального камня, и срисуйте их, повторяя не только направление прожилок, но и их толщину и оттенок. Затем закройте фотографию, уберите рисунок и попробуйте нарисовать их еще раз, но уже по памяти.
  5. Концентрация . Рассматривайте несколько минут какой-то предмет, затем убирайте его из поля зрения и старайтесь максимально точно описать или нарисовать его. Понемногу усложняйте себе задачу, сокращая время рассматривания и увеличивая число деталей.

Правильная тренировка визуальной памяти потребует 20-30 минут в день. Меньшее время не позволит вам сосредоточиться на занятии, а большее на первых порах вызовет чрезмерное утомление и отвращение к процессу.

Визуальная память стойкая – она сохраняется до глубокой старости, помогает найти адрес, когда название улицы и дома забыты, найти потерянные предметы, восстановив картину действий. Зрительную память можно поддерживать и развивать.

Память дана человеку, чтобы помогать связывать прошлое с настоящим. Если бы не было памяти, человечество бы не развивалось и не двигалось вперёд. Именно историческая память позволяет не повторять ошибок прошлого. Однако это в масштабах человечества. А для чего нужна память каждому человеку в отдельности?

Есть разные виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Она может быть кратковременной или долгосрочной, сенсорной или механической. Самая главная функция памяти для человека – это накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение своего индивидуального опыта.

Для каждого вида памяти есть свои способы развития, но, пожалуй, больше всего человеку необходимо развивать зрительную память. Какие способы для этого существуют?

1. Внимание и ещё раз внимание

Есть люди, наблюдательные от природы. Оказавшись в незнакомом месте, они запоминают всё, что видят, и потом с лёгкостью воспроизводят по памяти. Этого можно добиться и произвольно. Каждый день, гуляя по одному и тому же маршруту, можно запоминать все попадающиеся на пути объекты: дома, заборы, деревья, трансформаторные будки, а потом, что называется, добравшись до конечного пункта, восстановить в памяти весь маршрут.

А вот если в течение недели менять маршрут, то спектр объектов для запоминания расширится ещё больше, а значит, тренировка станет более интенсивной. При этом желательно не просто запоминать цвет или этажность дома, но и сколько окон по ширине этажа, или сколько подъездов, или какие качели есть на игровой площадке перед домом. "Прокручивая" в памяти всю ленту в обратном порядке и вспоминая все эти детали, можно добиться феноменальной зрительной памяти, а попутно стать очень наблюдательным, что, в свою очередь, создаст готовность для освоения других занятий: например, наблюдательность поможет стать хорошим криминалистом, экспертом или психологом.

2. Ассоциации

Ассоциативное мышление больше присуще людям с художественными способностями, причём у многих эти способности проявились уже с детства. Есть дети, способные увидеть в обычном стуле кресло пилота или трон короля. Но с возрастом стремление искать ассоциации сходит на нет, ведь взрослые уже не обладают такой силой воображения.

Однако для развития зрительной памяти придётся вспомнить об ассоциациях. Например, запоминая дорогу на карте, можно сравнить её со змеёй или лентой. Эмблемы, гербы, какие-то символы могут восприниматься с определённым смыслом. Нужно только наполнить этим скрытым смыслом каждый подобный знак. Он будет понятен только вам, но этого вы и добиваетесь.

Запоминание телефонов, дат и других цифровых последовательностей может быть существенно облегчено, если каждая цифра в ряду будет порождать ассоциацию с событиями в вашей жизни или жизни друзей, знакомых. Это может быть год рождения, год окончания школы, замужества, рождения детей и т. п.

3. Фотографирование

Освоив этот способ, со временем можно будет запоминать целые тексты с одного взгляда (см. « »). Начинать тренировку нужно с двух-трёх слов, которые запоминаются с первого взгляда. "Выхватив" их глазами из текста, нужно закрыть глаза и представить. Когда успех будет закреплён, нужно начать запоминать предложения, потом абзацы, а некоторые умудряются это делать даже с целыми текстами. Но такой уровень мастерства возможен только при упорной каждодневной тренировке.

Можно тренироваться и на картинках или мелких предметах. Глядя на какое-либо сложное изображение в течение 10 секунд, нужно постараться через минуту или две восстановить в своей памяти малейшие детали. Если на первых порах их запомнится не больше десятка, то после усиленных тренировок количество запомнившихся деталей может достигать двадцати и более.

То же касается и предметов. Если кто-то будет доставать из коробки небольшие предметы, оставляя их на столе, а потом прикрывая на какое-то время, то позже нужно будет вспомнить их все. Начиная с пяти-семи предметов, можно добиться запоминания порядка двадцати, а то и более предметов.

4. Метод римской комнаты

Этот метод, называемый ещё цепочкой Цицерона, – это очень эффективный способ научить структурировать информацию для её лучшего запоминания. Суть заключается в следующем: запоминаемые объекты надо мысленно расположить в хорошо знакомом помещении (например, в своей комнате), но в строго определённом порядке. И тогда потом, чтобы воспроизвести необходимую информацию, нужно будет вспомнить эту комнату.

Якобы именно так поступал Цицерон, известный римский мыслитель и оратор, перед своим выступлением. Прогуливаясь по своему дому, он размещал самые важные моменты своей речи в хорошо знакомых или любимых уголках. А произнося речь, как будто заново проходил по этому маршруту, вспоминая ключевые моменты. Можно, конечно, использовать в качестве такого "хранилища" не только комнату или дом, но и улицу, шкаф или даже свой рабочий стол, лишь бы эти предметы были хорошо знакомы для запоминания этих самых "закоулков".

5. Мнемотехники

Этим загадочным словом на самом деле называют целый комплекс упражнений, направленных на запоминание ("мнемо" – память). Это могут быть упражнения, направленные на запоминание лиц, фамилий и имён, номеров телефонов. Для этого важно расположить информацию особенным образом. Если номер телефона с расположенными в нём 11 цифрами, воспринять, а уж тем более запомнить представляется крайне сложным, то эти же цифры, разбитые знаками – скобками и дефисами, запомнятся с лёгкостью.

Если при этом в памяти возникнет фамилия этого человека и его лицо, то можно говорить об определённых успехах. Вспомните, как Глеб Жеглов в фильме Станислава Говорухина мастерски вспомнил все прозвища предполагаемой преступницы. Эффект будет намного больше, если запоминать телефоны малознакомых людей, например, заказчиков или посетителей.

Есть техники, рассчитанные на самовнушение или гипноз. Люди, склонные к таким особенностям, могут при нужном настрое запомнить целую книгу, причём на всю жизнь. Но таких единицы, а вот упражнения с таблицами Шульте доступны любому. Их применяют при обучении скорочтению, так как при работе с таблицами растёт скорость зрительных поисковых движений и ускоряется темп восприятия нужной информации. Они помогают расширить периферийное зрение.

Изначально таблицы Шульте использовали для нейролингвистического программирования, чтобы вызвать состояние высокой продуктивности для переключения сознания и выполнения последовательных логических операций.

Самыми простейшими техниками могут быть упражнения для сравнения похожих картинок, содержащих некоторый набор отличий. Либо, наоборот, такие изображения, в которых найти общее практически не возможно, и только ассоциации способны вызвать в сознании нужную информацию.

Конечно, зрительная память может развиваться естественным путём у тех людей, которым по долгу службы приходится запоминать множество лиц: учителей, кондукторов, проводников. Однако важно понимать, что даже отсутствие хорошей памяти как таковой ещё не приговор, и благодаря упорным тренировкам можно достичь неплохих результатов. Главное – выполнять упражнения в системе.