Ребенку всегда скучно. Чем занять ребенка, когда ему скучно

«Мам, поиграй со мной, а то мне скучно!», «Я не пойду гулять, там скучно!» - как часто родителям приходится слушать эти слова. Если ребенку скучно, первый порыв взрослых уделить ему время, развеселить, избавить от хандры. Но не спешите. Если такие «приступы» у дошкольника появляются часто, это повод задуматься: а в чем причина?

Причины скуки

Ребенок может скучать по разным причинам:

То, чем он занимается, придумано взрослыми: родителями, воспитателями, учителями. Если ребенок при этом внутренне не замотивирован, то через некоторое время ему действительно станет скучно
. Он чувствует нехватку вашего внимания и таким образом хочет привлечь его
. Ваш ребенок много времени проводит за компьютерными играми. Из-за этого он привык к готовым решениям, его познавательная активность снижена. Ему, скорее всего, действительно не интересны те задачи, которые требуют умственного напряжения.

Если вдуматься, то все причины объединяет одно: ребенок не умеет распределять и использовать свободное время, ему скучно наедине с собой. И это педагогическая проблема, которую вы можете решить.

Как побороть скуку

Что обычно делают взрослые, если ребенку скучно? Правильно, все силы бросают на то, чтобы выбрать ему занятие по душе. И в 99% случаев ошибаются!

Отправляя скучающее чадо в различные кружки и секции, переплачивая репетиторам, призванным еще до школы пробудить в нем интерес к различным предметам, родители руководствуются убийственной логикой: чем меньше у ребенка свободного времени, тем реже он будет скучать. Что происходит на самом деле? Через какой-то период они слышат те же слова: «Скучно!» Психологи советуют, прежде чем выбирать ребенку занятие, постараться ненавязчиво вызвать интерес к нему, чтобы инициатива исходила не от вас, а от ребенка.

Ответьте себе честно на вопрос, достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку? Попробуйте чаще бывать с ним в парке, выезжать на экскурсии, выставки, разговаривать перед сном, читать вслух книги. Возможно, вскоре он перестанет жаловаться на скуку.

Уменьшайте время, которое ребенок проводит за компьютером или игровыми приставками. Это непродуктивное занятие, которое ничего не дает для его развития. Дети быстро утомляются, становятся нервными, раздражительными. А самое главное - они перестают активно мыслить, так как компьютерные игры - иллюзия самостоятельно принятых решений. На самом деле, это суррогат, к которому формируется быстрое привыкание. Ваша задача найти как можно быстрее альтернативную замену и предложить ее ребенку, заинтересовать его тем, что действительно доставит ему удовольствие самостоятельных открытий.

Дайте ему время

Взрослым тоже бывает скучно. Это чувство знакомо каждому из нас. Скука, хандра, сплин - как бы мы ни называли это состояние, психологи утверждают, что оно посещает человека в то время, когда ему пора что-то изменить в своей жизни. Это «нулевая точка отсчета», возможность погрузиться в себя и переосмыслить свою действительность.

Нечто подобное чувствует и ребенок, только не может выразить. Если вы дадите ему немного времени, то вскоре поймете, к чему стремятся ваш сын или дочь, какие у них интересы, что им нравится так, что способно по-настоящему увлечь. Это и будет в дальнейшем средством от скуки. Так что, если ребенку скучно, не надо отчаиваться: пришло время ему научиться быть самостоятельным, в том числе и в выборе занятий по душе.

Наверное, в мире нет ни одного родителя, который хотя бы раз в жизни не услышал от своего ребенка фразу "мама (папа), мне скучно!". Иногда, от такого заявления теряешься - сидит себе ребенок играет, и тут вдруг "скучно". Но всему есть причины. О них сегодня и поговорим. А также несколько советов родителям, что делать в таких ситуациях.

Если говорить глобально, то причин всего две:
1. Ребёнок не понимает и не чувствует, чего он хочет и что ему интересно в конкретный момент времени
Почему так происходит? А есть ли у ребёнка возможность почувствовать и разобраться, чего же ему хочется? Как часто мы, родители, стремимся к тому, чтобы время ребёнка было структурировано, регламентировано, под завязку расписано. С утра - садик, а потом еще рисование, танцы, бассейн. Весь день распланирован, скучать некогда. Да и не нужно ему скучать, мало ли с кем от скуки свяжется и чего наберётся!
А когда же ребёнку учиться прислушиваться к себе? По дороге от садика до бассейна? И когда реализовывать свои желания? Остаётся ли на это достаточно времени?
И действительно ли ребёнок не скучает, если день его так насыщенно спланирован? Замечали ли вы, что когда у такого вот загруженного ребёнка вдруг появляется свободная минутка, он часто теряется от внезапно нахлынувшей на него свободы и не знает, что с ней делать. Ему дискомфортно, пусто, скучно. Но, главное, ребёнок не может услышать себя и не понимает, что ему нужно.
И кто же первый спешит на помощь? Конечно же, мы, родители. Как часто мы берем инициативу в свои руки и предлагаем ребёнку массу «полезных» и «интересных» занятий. «Ты пойди, порисуй или полепи, или построй что-нибудь, или мультик посмотри, а я пока обед приготовлю». Такой заботой мы так и не даём ребёнку возможности разобраться с тем, чего хочет он.
Ребенок, конечно, порисует и полепит, да вряд ли долго и с удовольствием. Потому что не его это желание, цели не его (не нужны ему рисунки и вылепленные зайцы и медведи).
И поэтому снова ребёнку скучно, и чем бы время занять, и когда уже следующее занятие, которое так вовремя спасает от внутренней пустоты…
Скорее всего, идея постоянно занимать и развлекать ребёнка возникает у тех родителей, которые и свою жизнь стремятся заполнить до отказа. Лишь бы всегда в движении и ни минуты без дела. Потому что, если остановиться, с головой накрывает пустота и вязкая, липкая скука, от которой тошно, и снова хочется завертеться в бесконечном колесе нужных и ненужных дел.
Эту проблему усугубляют готовые развлечения и их доступность. Речь сейчас о планшетах, телефонах, телевизорах, компьютерных играх. Нынче они главные спасатели и взрослых и детей от скуки в любое время и в любом месте. И тем самым они всё дальше и дальше уводят нас от самих себя.

О неумении ребёнка самому чувствовать, чем ему хочется заняться, о перегруженности детей, о недостатке личного времени у ребёнка, как о причине скуки, педагоги и психологи говорят часто. Эти причины лежат на поверхности.
Но есть еще одна причина, более глубокая и более серьёзная на мой взгляд.

2. Ребёнку скучно, потому что ему одиноко
Ему не хватает близости с родными ему людьми. С родителями в первую очередь. Вспомните себя. Бывали ли вы когда-то НЕ уверены в своей значимости, ценности и важности для любимого вами человека? Разве хочется в такие моменты творить, узнавать, исследовать, радоваться? Как правило, нет. Вся энергия сводится к острой потребности - увидеть подтверждение своей значимости и любимости для того, кто вам так дорог.
С детьми все то же самое. Пока ребёнок не ощущает всем своим существом, что он нужен, его любят, и его привязанности с родителями ничего не угрожает, ему будет неинтересно и строить, и лепить, и рисовать, и учиться и развиваться.
Почему? Потому что потребность в собственной значимости у людей сильнее, чем потребность в развитии. И у больших, и у маленьких. Потому что энергия творчества, желание познавать и совершенствоваться рождаются из базового ощущения «я нужен, я есть, я любим».

Что делать родителям, если ребенок говорит, что ему скучно?
Первое и главное - дайте ему почувствовать, что связь между вами крепка, что он нужен и дорог вам. Что вы рядом и не важно, в каком настроении сейчас ваш ребёнок. Для этого не нужно ничего сверхъестественного. Просто сядьте с ним рядом, обнимите, погладьте, скажите о том, как любите его, посмотрите ему в глаза. Именно через глаза быстрее всего устанавливается эмоциональный контакт.
И не стремитесь подкидывать ребёнку идеи, чем ему заняться и как себя развлечь. Пусть ищет сам, слушает себя. Да, сначала ему будет нелегко. Первый этап - встреча с пустотой внутри себя. В ней нужно побыть, и это может вызывать сопротивление, которое у детей выражается нытьем, криками, а иногда агрессией. Но ощущение пустоты пройдёт, ребёнок справится, вы же с ним.
Следующий этап - тишина. И лишь в ней возможно услышать свои желания, свой внутренний голос, себя. Лишь в ней рождаются идеи и стремления, а вместе с ними и огромный заряд энергии, чтобы идти к своей цели.

Так о чем же скука наших детей? О том, что пора нам остановиться в потоке наших дел, покрепче обнять наших детей, сказать им о том, как мы любим их. И тихонечко прислушаться. Им - к себе, нам - к себе.

Все родители периодически сталкиваются с проблемой, что ребенку скучно дома. Вы продумываете миллион идей, как развлечь ребенка. Тем не менее, скука полезна для развития личности малыша. К таком выводу пришел знаменитый психолог Еспер Юуль. Соображениями по этому поводу специалист поделился в интервью австрийскому изданию DerStandart.

Приводим отрывок письма, с которым обратилась к Есперу Юулю одна из читательниц. Мы уверены, многие из вас узнают себя в этих строках.

Нашему ребенку 4 года. Он радостный, счастливый и подвижный малыш. В детском садике он принимает участие во всех занятиях. Он легко находит друзей. Но когда мы его забираем, он спрашивает: “А что мы будем делать, когда придем домой?”. Сначала мы думали, что все замечательно. Но со временем мы стали чувствовать себя аниматорами, которые должны постоянно придумывать новые занятия для сына. А если мы однажды ничего не придумаем, он жалуется. Тогда нашему ребенку скучно дома. Мне кажется, что наш малыш утратил способность выдумывать что-то новое или играть в одиночестве. Что же нам теперь делать?

Ребенок дома скучает. Как выйти из ситуации?

Эксперт рассказал, что из-за разных развлечений в виде садиков, спортивных лагерей, кружков или продленок родителям самим очень сложно понять, чем дома занять ребенка, какие идеи и стратегии воплотить в жизнь, чтобы ребенок был при деле. В то же время Юуль озвучил главный тезис, что скука - это совсем не плохо.

Психология родителей очень отличается. Если одни родители сами в восторге от того, что придумывают игры и проводят время с малышами, другие могут ощущать на себе давление из-за того, что надо придумывать развлекательную программу. А когда что-то не получилось и ребенок скучает, они чувствуют себя виноватыми.

Внешние стимулы скуки

Еспер Юуль отмечает, что все мы: и дети, и родители, стали потребителями, напрямую завися от планшетов, телефонов и тд. То есть, без внешнего стимула ребята сразу же ощущают скуку. А когда ребенок посещает садик, там он тоже использует внешние стимулы, в данном случае это игрушки, качели и общение со сверстниками.

Поэтому, вернувшись домой, дети требуют продолжения развлечений. А часто замученные после рабочего дня родители просто усаживают ребенка перед телевизором или дают в руки планшет. Вот что говорит по этому поводу эксперт.

Мой совет: если ребенку скучно, дайте ему поскучать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести.

В такой ситуации большинство детей почувствуют внутреннее спокойствие. Ощущение, которое будет для них в начале непривычным и не приятным. Причина - дети попытаются найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом.

Скука поможет найти источник внутреннего равновесия

Семейный терапевт абсолютно уверен, что скука помогает найти себя в любом возрасте, ведь свободное время дает возможность для креатива и полета фантазии.

Скука - ключ ко внутреннему равновесию в любом возрасте.

Те, кто дождался, когда беспокойство пройдет, вступают в контакт с внутренним творческим началом. Наше творчество - это место, в котором мы учимся ощущать себя, самовыражаться и самореализоваться. То, что еще час назад было неприятной тишиной, вызывает внутреннее успокоение и подзаряжает энергией.

Безумно важно дать ребенку возможность, чтобы он следовал за своим творческим потенциалом, поскольку именно творчество лежит в основе формирования самооценки. Так ребенок становится независимым от чужого мнения или одобрения. Более того, в моменты скуки родителям и детям приходится общаться и затрагивать темы, которых раньше не касались. Так формируются семейные узы.

Если к вам придет ребенок и скажет “Мне так скучно”, просто обнимите его и скажите: “Я очень рад, я с удовольствием посмотрю, чем ты теперь займешься”.

Вы можете сказать это, не испытывая никаких угрызений совести. Еще лучше будет, если вы станете скучать вместе. Тогда вы почувствуете, что вдруг начинаете говорить друг другу вещи, которые никогда не говорили. В такие моменты возникает настоящая близость.

А как вы относитесь к данной проблеме? Вы по первому зову развлекаете малыша или даете ему пространство для собственного креатива?

Моему ребенку 9 лет. В последнеее время он стал очень рездрожителен и обидчев. Недавно прочитала в его дневнике фразу "я с читаю, что жить скучно", что делать и как на это реагировать.

Здравствуйте, Ольга! ему лишь 9 лет и Вы ещё можете показать ему весь мир (для этого не обязательно путешествовать по свету) - общаясь с ребёнком, делясь своими интересами, совместными занятиями и играми, походом в музей, кино, кружки и секции, поддерживая его общение с друзьями, организовывая им это времяпрепровождения Вы можете его заинтересовать, показать ему стороны жизни! Ребёнок САМ этому НЕ научится, он выбирает из того, что предлагают родители, берут пример и с них в том числе (чем занимается мама? папа? как проводят время на досуге? есть ли семейные вечера? личные интересы у каждого?),здесь нужно исследовать всю семейную систему в целом, изучить время препровождения ребёнка, ваше с ним общение, услышать и его (ведь есть то, чем ОН хочет заниматься с родителями, а часто родители это не слышат или им не интересно в это играть) и уже корректировать внутренний стиль взаимоотношений, пересматривая то, что сложилось сейчас.

и конечно, НЕ вносить разнообразие в мир ребёнка с помощью компьютерных игр - книги, общение, игры, фильмы (конечно не боевики, не триллеры - только детское или семейное видео - и лучше совместный просмотр)!

Ольга, если Вы действительно решитесь разобраться в том, что происходит - можете смело обращаться ко мне - звоните - буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Что делать? Это вечный вопрос:))!

Во-первых, не нарушать границы ребенка - не читать его сокровенные мысли, написанные в дневнике! Не в школьном же, а в личном!

Невзначай (раз уж имеете информацию, добытую незаконным путём!) спросите, чего бы он хотел, чем заниматься, куда ходить-ездить, с кем общаться, что изучать и т.д.

Стал раздражителен и обидчив? Вы не пишете, что происходит в Вашей семье . Может сложности с супругом, может Вы беременны, может в школе что происходит, а Вам недосуг узнать, может кто-то в Аквапарк сходил, а он - нет, от того и последовало "я с читаю, что жить скучно", может, действительно, ему скучно живется! Посмотрите вокруг и на себя!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте,Ольга.Скучно жить,означает,что жизнь ребенка подчинена больше правилам родителей.а не удовлетворению собственных желаний.Должен быть баланс между тем и этим.А,если Вы властны и суровы,то и самооценка ребенка уже ранена.То есть,в школе он проигрывает в отношениях,Его могут не уважать,высмеивать,унижать.Не общаться с ним.То есть,проблемы в школе,которые,вероятно,он не доверяет Вам.То есть,не верит в Вас,как в защиту.И,значит,испытывает и одиночество и беспомощность.Везде отвергнут.Вам надо разобраться,в какой степени это так.Сходить в школу.поговорить с мальчиком.Привлечь школьного

– Чем мне заняться?

– А можно планшет?

– Скукота!

Многие родители слышат эти фразы по несколько раз в день, и, признаться, это нас раздражает. Как можно скучать ребёнку, у которого есть и книги, и краски, и фломастеры, и железная дорога, – словом, ассортимент целого детского магазина? Тем не менее новые игрушки занимают малыша на 10 минут, а потом отправляются в ящик – к десяткам «товарищей по несчастью». Фломастеры валяются без колпачков, книги скучают на полках. Пожалуй, только мультики, планшет и компьютер никогда не надоедают современным детям. Почему так происходит, нормально ли это, и что делать нам, родителям? Ответы знает «ЛегкоПолезно».

Чем плохи «хорошие» игрушки

Наверняка вы не раз укоряли ребёнка: «Вот у меня в детстве не было таких хороших игрушек, как у тебя!» Действительно, наши простенькие куклы, кубики, солдатики и машинки ни в какое сравнение не идут с говорящими, шагающими, думающими игрушками наших детей. Однако так ли плохо играть с простыми игрушками? Вспомните, как было интересно!


Почему им скучно, а мы не скучали? Психологи говорят, что игрушка не должна быть «готовой». Пусть она оставляет простор для фантазии. Именно с такими мы играли много лет назад. А сегодня на полках стоят куклы, у которых есть всё: от домика до лака для ногтей. Если фантазия ребёнка не работает, он быстро теряет интерес. Нажмёт на все кнопки, примерит кукле все наряды, один раз соберёт конструктор по картинке на коробке. Всё, потом набор отправляется в общую кучу.

Совсем по-другому дети играют с предметами, которые дают толчок фантазии. Простой конструктор станет в руках малыша и самолётом, и домом, и щенком. Набор деревянных кружочков – лучше, если он неокрашенный – превратится у маленькой хозяюшки, вооружённой карандашами, в тарелки с супом и другими угощениями. Чем дольше предмет нужно «доводить до ума», тем ребёнку с ним интереснее.

Если ваш ребёнок пресытился «хорошими» игрушками, перестаньте тратить на них деньги. Вместо этого начните покупать то, во что можно играть до бесконечности. Вот несколько примеров:


Часто бывает, что ребёнок, привыкший к готовым сценариям игры, не знает, чем заняться с простыми игрушками. Сядьте рядом, поиграйте вместе, покажите, как можно пофантазировать. Ваше время и внимание – самое ценное, что вы можете дать ребёнку.

Век технологий: как он влияет на наших детей

Посчитайте, сколько у вас дома техники с экранами. Компьютер, ноутбук, планшет, смартфоны – по одному на каждого члена семьи, по телевизору в каждой комнате… Наши дети с рождения смотрят на экраны. Мамы замечают, что гораздо проще накормить или одеть кроху, пока он заворожённо смотрит телевизор. Действительно, происходящее на экране куда интереснее привычной обстановки. Там всё яркое, быстро сменяются кадры, герои то смеются, то плачут, каждую минуту включается новая музыка. Конечно, внимание ребёнка оказывается приковано к экрану, даже если он пока не понимает сюжета.

Дети постарше уже вникают в происходящее, быстро запоминают имена героев и требуют включить новую серию, как только закончилась предыдущая. Благо, следующий эпизод можно быстро найти в интернете. А благо ли это? Давайте разбираться.

Экранная «жизнь», как мы уже выяснили, намного ярче и динамичнее реальной жизни. Поэтому после мультфильма или компьютерной игры обычные игрушки, книжки, игры и прогулки кажутся скучными. Они не нагружают до предела все органы чувств малыша, как это делают мультики. Конечно, ведь такая нагрузка вредна и неестественна, она быстро утомляет детей, вызывает стресс и агрессию.

И с другой стороны, ребёнок, не привыкший сидеть часами перед экраном, находит интерес в обыденной жизни. Поиграл в игрушки, полистал книжку, поглазел, как бабушка лепит пирожки, напросился с папой на прогулку с собакой. Ему всё интересно, он во всё вникает, наблюдает за происходящим и познаёт мир.

Вы можете возразить: «В нашем детстве тоже были мультики, но мы же от этого не потеряли интерес к учёбе, играм и прогулкам!» Да, наше поколение тоже росло с мультфильмами. Но есть несколько важных отличий.


Сейчас костюмы продаются готовыми, а для игры есть фигурки персонажей на любой вкус: пластмассовые, плюшевые, интерактивные. Хотя зачем играть фигурками, если можно включить приложение на планшете и погрузиться в мир любимых героев с головой? И родителям удобно: такие игры или бесплатные, или стоят дёшево. Надоела эта – устанавливаем новую.

В игре ребёнок может создавать армии, строить города, побеждать монстров, – разве будет ему потом интересно играть в обычные прятки или казаки-разбойники? Станет ли девочка придумывать наряды куклам, если в приложении она может создать «настоящий» наряд любого цвета и фасона, украшенный всеми видами бантиков и блестящих камешков?

Выходит, что мы сами обкрадываем своих детей, «подсаживая» их на мультики и гаджеты. Хотя намерения у нас самые благие:


Однако мнимые выгоды оборачиваются потом бесконечными «скучно», проблемами в учёбе (разве учебник такой же красочный и интерактивный?), трудностями в общении. Немаловажно, что в копмьютерной игре ситуация неудачи всегда смягчается. Не вышло один раз – всегда можно попробовать ещё. Не получилось играть в это приложение – удалил его и поставил другое. Но в реальной жизни проблемы надо решать, ведь их не получится удалить нажатием кнопки. Возможно, нынешнее поколение молодых людей, не желающих брать на себя ответственность и «взрослеть», усвоили эту модель поведения в компьютерных играх? Кто знает…

Как победить детскую скуку?

Не пытайтесь одолеть вечное «скучно» покупкой новых игрушек, приложений и гаджетов. Если вы действительно хотите вернуть ребёнку интерес к реальной жизни, то, как радикально бы это ни звучало, заберите у него планшет. Некоторым детям помогает 15-минутное ограничение на «виртуальную жизнь», другим придётся расстаться с гаджетом навсегда. То же самое касается и смартфона, который можно заменить обычным кнопочным телефоном.

Для подростков важно преодолеть постоянную зависимость от соцсетей. Одно дело – проверить сообщения раз в день на компьютере, и совсем другое – когда каждую минуту в кармане раздаётся призывный «динь-динь»: сообщение пришло, комментарий написали, «лайк» поставили. Так и проводит подросток целый день, прилипнув к экрану.

Мало просто забрать планшет и выключить мультики – надо придумать, чем ребёнок будет занят. Привыкшее к «готовенькому» чадо первое время будет слоняться без дела, сетуя на вашу строгость. Позанимайтесь с ребёнком, почитайте ему, придумайте новую игру, сочините сказку, записывая каждый по предложению. Подборки идей можно найти в интернете или вспомнить из своего детства.

Отдайте ребёнка на кружок, а лучше – в спортивную секцию. Заполните его день полезными и интересными делами, и постепенно малыш или подросток научится жить не в виртуальном, а в реальном мире. Но если вы сами весь день проводите, уставившись в смартфон, то не ждите, что ребёнок воспылает интересом к книгам или урокам. Подавайте пример: сами читайте, учитесь новому, занимайтесь творчеством, придумывайте интересные занятия. Дети обязательно за вами потянутся.

«ЛегкоПолезно» желает вам и вашим детям интересной и насыщенной жизни, в которой не будет места скуке!