«Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников. Воспитание гражданственности как педагогическая проблема

Артёменко Валентина Ильинична,
методист Городского Центра гражданско-
патриотического воспитания ГБОУ «Балтийский берег»

Проблема гражданского, патриотического и нравственного воспитания требует своего решения в контексте с многочисленными философскими, педагогическими и методическими проблемами воспитания личности, решенными и решаемыми в нашей стране к началу XXI века. В связи с этим, возрастает значение работы педагога дополнительного образования в области гражданского, патриотического и нравственного воспитания учащихся, но недостаточная разработанность методики организации такой работы, а также существующая подготовка в педвузах и курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования, не обеспечивает обучение их методам формирования у учащихся на современном уровне гражданственности, патриотизма и нравственности.

Всё вышеизложенное определило цели нашего исследования:

1. Выявление возможностей занятий в дополнительном образовании для решения задач воспитания, формирования высоконравственной личности с активной гражданской позицией.

2. Разработка эффективной методической модели формирования гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения, обеспечивающей становление воспитанной личности учащегося.

Объектом нашего исследования является процесс воспитания гражданств венности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения на занятиях в учреждении дополнительного образования.

Предметом исследования явились содержание, методы и формы деятельности педагога дополнительного образования по воспитанию у учащихся гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения в объединении.

В основу исследования положена гипотеза, включающая систему предположений, вытекающих из общей концепции решения проблемы повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию учащихся:

1. Одна из важнейших целей образования - формирование высоконравственной, любящей свое Отечество личности с четко выраженной гражданской позицией - будет достигнута, если разработать методическую модель воспитания гражданственности,- патриотизма и нравственности у школьников, в процессе обучения на занятиях в дополнительном образовании, обеспечивающую осуществление процесса воспитания во взаимодействии педагога и обучающихся, включающую цели, задачи, формы, методы воспитания и критерии диагностики уровня развития гражданственности, патриотизма и нравственности.

2. Гражданские, патриотические, нравственные качества личности воспитанника будут сформированы на высоком уровне, если будут созданы определенные педагогические условия присвоения школьниками социально-культурного опыта. Важнейшими среди этих условий являются:

Наличие возможности в дополнительном образовании одновременно с формированием знаний о научной картине мира и умением оперировать данными знаниями в повседневной жизни осуществлять воспитание гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся;

Освоение учащимися в процессе обучения сущности таких понятий как "гражданственность", "патриотизм", "нравственность", расширение объема этих понятий и умение оперировать ими на основе активной и систематической самостоятельной работы с источниками информации, содержащими историко-биографические сведения;

Значимые изменения в уровне отношений к гражданственности, патриотизму и нравственности на основе вовлечения школьников в активное участие к организации и проведению различных форм организации учебного процесса на занятиях, способствующих проявлению гражданской позиции, патриотических чувств и нравственности школьников в отношении друг с другом, к своему Отечеству, государственной символике.

3. Процесс формирования гражданственности, патриотизма и нравственности будет продуктивным, если предложить для педагога дополнительного образования структуру учебных занятий, содержание обучения которых не будет ограничено сообщением учащимся системы знаний и формированием учебных умений и навыков, а будет одновременно решать воспитательные задачи.
В качестве критериев, по которым можно судить о сформированности у учащихся гражданственности, патриотизма и нравственности, предлагаются следующие:

Самостоятельность и глубина суждений школьников о гражданской позиции, патриотизме, нравственных требованиях, нормах и принципах, степень устойчивости этих суждений;

Способность устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения;

Реализация в реальных поступках осознаваемой школьниками значимой нормы в ситуации гражданского, патриотического, нравственного выбора;

Активное противодействие попранию патриотических чувств или гражданской позиции, или нравственных норм окружающими, действенно-критическое отношение к собственным поступкам, которые не соответствуют субъективно значимым для учащихся нормам поведения, которые также необходимо прививать школьникам;

Проявление гражданской позиции, эмоционально-нравственной чувствительности и патриотических чувств к явлениям общественной жизни;

Устойчивость школьников в конфликтных ситуациях, их сопротивляемость внешним негативным воздействиям, которые противоречат сформированной у них гражданской позиции, патриотическим чувствам и нравственности.

За учащимися велось систематическое наблюдение, которое позволило получить картину сформированности гражданственности, патриотизма и нравственности у них, судить о тенденциях развития этих качеств личности.

Независимые характеристики педагогов и родителей послужили дополнительной оценкой знаний, отношений и проявлений в поведении ребенка гражданственности, патриотизма и нравственности.

Использованные нами методы дали возможность изучить:

Силу чувств (сказывается в вегетативных изменениях организма, в характере поведения школьника);

Частоту проявления гражданственности, патриотизма и нравственности (в каких ситуациях, устойчивость);

Модальность сдвига (положительно или отрицательно);

Его действенность (появление гражданственности, патриотизма и нравственности в поведении учащихся);

Глубину патриотических чувств, нравственных переживаний;

Степень развития эмпатии (реакции на переживания другого);

Степень развития рефлексии гражданских, патриотических и нравственных отношений;

Разнообразие гражданских, патриотических и нравственных переживаний (их гамма, содержание — чувство долга, отношение к Родине, ответственности, сопереживания, честности, совестливости и т. п.);

Внешние условия, детерминирующие определенные уровни развития гражданских, патриотических и нравственных отношений.

Методы наблюдения, используемые нами при оценке поведения учащихся в следующих ситуациях:

а) в группах, моделируя различные виды деятельности (выполнения учебных заданий и общественных поручений, трудовая деятельность), связанных с достижением как личностного, так и группового успеха, учетом интересов всех участников деятельности, необходимостью проявления гражданственности, патриотизма и нравственности;

б) при обсуждении и решении воспитывающих ситуаций с гражданственным, патриотическим и нравственным содержанием, предлагаемых педагогом;

в) в естественных ситуациях, требующих проявления гражданской позиции, патриотизма и нравственного выбора.

Рассматривая теоретические основы реализации модели дидактической системы воспитания, мы пришли к следующим выводам: 1. Основной целью воспитания в дополнительном образовании является подготовка подрастающего поколения к жизни, формирование всей психики молодого человека, т.е. формирование его интеллектуальных, гражданских, патриотических и нравственных качеств, воспитание воли одновременно с побуждением к деятельности и т.д.

2. В отечественной педагогике еще нет глубокой- теоретической разработки деятельности педагога для реализации воспитательных задач на современном уровне, что затрудняет деятельность педагогов по решению воспитательных задач.

3. Главным фактором, определяющим воспитательные функции процесса обучения, является создание ситуаций восприятия учащимися образцов гражданской позиции, проявления патриотизма и нравственного поведения выдающихся личностей, так как данные ситуации позволяют раскрыть перед учащимися противоречия между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития, в результате чего у них появляется потребность в самовоспитании и в самосовершенствовании.

4. Воспитание учащихся носит непрерывный, планомерный, целенаправленный характер. Вряд ли можно ожидать серьезных результатов от проведения эпизодических мероприятий воспитательного характера. Систематичность в усвоении идейно-нравственных знаний, умений, навыков и в их хранении есть основной ключ к эффективному их использованию. Еще К.Д. Ушинский говорил, что "голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего не отыщет". Вместе с тем нельзя увлекаться систематизацией ради системы, голыми приемами гражданских, патриотических, нравственных и умственных действий, ибо голова такого "человека, - по образному выражению К.Д. Ушинского, - похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть подписи, а в ящиках пусто". Необходимо создавать условия, чтобы в процессе обучения и воспитания усвоение знаний, умений и навыков сочеталось с последовательной системой их практического применения. К сожалению, именно это направление в процессе воспитания в последнее время было утрачено.

5. Воспитание в процессе обучения не должно быть навязчивым. Ж.Ж. Руссо в одной из своих работ заметил, что в воспитании следует делать то, что хотят дети. Но хотеть они должны то, чего добивается воспитатель.

Лучше, если воспитание в процессе обучения будет иметь скрытый характер, когда - его подтекст воспринимается учащимися как внутреннее самостоятельно сформировавшееся у них убеждение или норма поведения. Вся сложность и тонкость педагогического руководства в том и состоит, чтобы умело направлять, поддерживать полезные стремления, поощрять хорошую инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде. А это требует новых методических разработок в области осуществления воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе образования, базирующихся, по нашему мнению, на концепцию коммуникативной парадигмы.

6. Осуществить воспитание в процессе обучения, значит, повлиять на мировоззрение, мотивы и стимулы поведения, связать знания с личными стремлениями и переживаниями, затронуть тончайшие, эмоционально звучащие струны души. А это можно сделать лишь при двух условиях: при неравнодушном, глубоко нравственно-эмоциональном отношении самого педагога к изучаемому материалу, и при владении языком умению выразить собственное состояние, личное отношение, патриотические чувства, свою гражданскую позицию, проникнуть с помощью слов в сокровенные мысли ребят и доверительно затронуть душевные струны.

7. Воспитание в процессе обучения должно в идеале перерастать в самовоспитание.

8. Наше исследование показало, что процесс обучения на занятиях в дополнительном образовании заключает в себе большие возможности для создания весьма эффективных воспитательных ситуаций, способствующих успешному решению воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащейся молодежи. Эти возможности заключаются:

В иллюстрации проявления гражданственности, патриотизма и нравственности на историко-биографическом материале;

В показе гуманистической составляющей дополнительного образования;

В создании ситуаций на учебных занятиях для проявления в поведении учащихся гражданственности, патриотизма и нравственности, грамотного анализа и оценивания применений открытий и изобретений, а также явлений общественной жизни;

В раскрытии путей и преодолении трудностей в ходе создания научной и материальной базы цивилизации.

Для реализации воспитательных возможностей занятий необходимо создать современную методику реализации воспитательных ситуаций в процессе обучения с использованием историко-биографического материала и различных форм организации учебно-воспитательного процесса, что и определяет суть дидактической системы воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения.

Словарь темы

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

1. Понятие и сущность патриотизма.
Патриотизм и гражданственность

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству . «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.



На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности , приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание , понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота , что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Задание 1

1. Дайте определение понятием гражданин и патриот.

2. Как соотносятся духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3. Какова наиболее общая цель гражданско-патриотического воспитания молодежи?

1.2. Патриотическое воспитание в России:
исторические традиции, направления, формы

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.

В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР».

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.

В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России.

Задание 2

1. Почему в России в начале 1990-х годов произошел кризис патриотического воспитания.

2. Какие факторы позволили преодолеть этот кризис.

Анна Татьянич
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Татьянич Анна Николаевна

Воспитатель второй

МБДОУ №16 «Росинка» .

г. Гуково Ростовской обл.

Воспитание гражданственности и патриотизма .

Вопросы гражданского воспитания и патриотизма всегда находились в центре внимания государства. Гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к Родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной национальной полноценности, терпимости.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важный из них патриотизм , ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, межличностное общение.

Гражданский долг и ответственность - это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни , тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и преумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением – важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства , составляют основу гражданского воспитания .

Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.

А как воспитать в ребенке такое сложное многообразное чувство как любовь к Родине? Естественно на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, т. е. на ту местность, где человек родился и живет.

Нельзя быть патриотом , не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма .

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач :

-- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому необходимо начинать работу с воспитания привязанности ребенка к своей семье. На занятии по теме «Моя семья» рассматривали, принесенные детьми фотографии родных и близких. Дети с удовольствием и гордостью знакомили своих друзей со своими близкими. Рассказывали о том, где работают мама и папа, чем заняты бабушка и дедушка, о том как они помогают им. Отгадывали загадки о семье. В свободное от занятий время играли в игру : «Где чей малыш?» . Дети с удовольствием рисовали членов своей семьи, свой дом. В вечернее время играли в сюжетно- ролевые игры «Дом» , «Семья» . Прикосновения к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции , заставило сопереживать.

Следующим этапом нашей работы становится знакомство с детским садом. Проводили экскурсии по детскому саду, знакомились с трудом сотрудников детского сада. Беседовали о важности труда сотрудников детского сада. На занятии по развитию речи беседовали на тему «Кто твой лучший друг в детском саду» , «Каким бы ты хотел видеть детский сад?» .Свои впечатления дети отражали в лепке, конструировании, в играх «Мой детский сад» , «Мы гуляем на участке» .

В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовали такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Мы учили детей замечать вокруг , то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.

Целью занятия «Гуково мой родной город» было знакомство с родным город, его историческим прошлым и настоящим, воспитания чувства уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного города.

На экскурсии по городу познакомились с памятными местами нашего района : «Площадь победы» , «Музыкальная школа» , «Дворец культуры» . Оформили альбом с фотографиями о городе. Нарисовали рисунки для выставки «Мое любимое место в городе» . Семья Загораевых подготовила

информационный проект «Расти и расцветай любимый город» . Была представлена презентация воспитанника подготовительной группы Демчишина Гриши и его мамы Демчишиной О. А. на тему : «Мой город» .

Одним из ярких мероприятий была экскурсия музей «Шахтерской славы» . Дети познакомились с природой Донского края, его флорой и фауной, изумительным миром природы. Посетили экспозицию, посвященную труду шахтеров, которая произвела на детей сильное впечатлением.

Запоминающимся мероприятием стала для детей встреча с почетным гражданином г . Гуково, поэтом, писателям, композитором Гончаровым Борисом Владимировичем и его творческой группой. Были приглашены и гости – ученики второго класса школы №23 и преподаватель Стурчак Виктория Викторовна. Многие из этих учеников – бывшие выпускники нашего детского сада, которых мы были рады видеть в нашем зале.

Дети с интересом и вниманием слушали рассказ- воспоминание о годах детства Бориса Владимировича. Затем выступила агитбригада «Юный краевед детского сада» . Дети читали стихи о родном городе, пели песни, исполнили танец «Росиночка-Россия» .

Затем состоялся концерт творческой группы под руководством Бутылкина С. М. Были исполнены песни на слова и музыку Гончарова Б. В. В конце встречи дети подарили сувениры, сделанные своими руками. Гончаров Борис Владимирович вручил детям и коллективу детского сада авторские сборники стихов и песен о родном городе.

Была создана фото- выставка «Я и мой город» . В создании выставки приняли участие дети и родители подготовительной группы.

Особую значимость имеет ознакомление с темой : «Защитники Отечества» . В месте с детьми рассматривали иллюстрации о родах войск, разучивали песни, стихи об армии, о папе. Готовили сувениры и поздравительные открытки для пап и дедушек. К дню праздника «Защитники отечества» подготовили стенд с фотографиями пап и дедушек в период службы в армии. Дети с гордость рассказывали о своих папах и дедушках, об их службе в армии. Была организованна конкурс игра с папами на лучшую команду между группами. Дети состязались в силе и выносливости в игре «Полоса препятствий» , конкурс «Меткие стрелки» , «Чей самолет дальше улетит» и т. д. В гости к детям пришли юные солдаты клуба «Русич» . Они показали детям как они готовятся быть защитниками своей страны. По окончанию праздника дети вручили гостям сувениры.

День Победы это особый праздник. Подготовка к нему началась намного раньше. С детьми проводилась беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Читали рассказ «Медсестра» , рассматривали репродукцию картины «Медсестричка» . Была организованна экскурсия на площадь Победы к Вечному огню. Дети возложили цветы к памятнику, почтили память погибших за Родину минутой молчания. Никто из детей не остался равнодушным. Дети рассмотрели и прочли несколько фамилий на плитах. После возложения цветов к памятнику «Вечный огонь» , дети еще долго делились впечатлениями.

В День космонавтики, вместе с детьми обсудили, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник - Юрий Гагарин. Рассматривали иллюстрации, конструировали космодром и модели ракет, поиграли в сюжетно - ролевую игру «В космос» . Прослушали стихи, рассказы.

На занятиях знакомились с гербом, флагом и гимном России. Дети узнали что герб- символ России, он устанавливается на границе, на пограничных столбах и местах, предназначенных для проезда, на территорию нашей страны. Гости, туристы приезжающие из других государств, видят герб- двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе России. Рассмотрели с детьми современные российские монеты. Познакомили детей с символическим значением цветов российского флага.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -- писал К. Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание , если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине .

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма .

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет. Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста , как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка .

Главная цель в нравственном воспитании - воспитание гражданственности, которая выступает в роли обобщающей характеристики социально-политических, нравственных и правовых качеств личности. Ее измеритель - степень и характер использования человеком своих прав и обязанностей и определение в их рамках своего поведения.

Гражданственность -это совокупность качеств личности, которая определяет ее способность и готовность отражать в своём сознании правовые и нравственные требования общества (понимать и отстаивать их, руководствоваться в общественно-значимой деятельности мотивами ответственности).

Гражданская ответственность, при этом, проявляется в способности личности в различных ситуациях принимать правильные с точки зрения общества решения, уметь отвечать за последствия своих поступков.

Кроме того, человек должен руководствоваться гражданской убежденностью, вершиной которой становится активная гражданская позиция личности, её целенаправленная деятельность, включающая в себя 2 стороны:

  • а) познавательную - заключается в формировании у учеников понятий и представлений о правах и обязанностях гражданина и человека;
  • б) практическую - носит деятельностный характер (реализация прав и обязанностей), для формирования которого необходимы реальные действия, а не только словесное начало, рождающее стремление к положительному поступку, но не вырабатывающее характер и волю. А значит, гражданственность мотивов должна слиться с общественно - полезными результатами практической деятельности.
  • 1. Правовое воспитание, как уже отмечалось, направлено на формирование правосознания и правовой культуры людей. При этом правосознание - это совокупность распространённых в обществе теорий, идей, взглядов и представлений, выражающих отношение людей к праву, а также к поведению людей, к ценности общественных отношений (с точки зрения этих представлений о праве). Правосознание личности может меняться в связи с экономическими, социальными и иными изменениями общественной жизни.

При этом оно имеет и неизменные элементы, такие как:

Знание права. Непосредственное ознакомление ученика с правовыми актами (чтение законов, прослушивание их текстов) из рассказов окружающих, практического ознакомления в жизненных ситуациях (составление протокола, ведение допроса). Правовые знания должны сочетаться с анализом соответствующих жизненных обстоятельств. Ученики должны знать необходимые им сегодня и в будущем правовые нормы, правовые акты, адресованные им: Устав школы, правила поведения, содержание Конвенции «О правах ребёнка» (1989 г.). Учитель права также должен своевременно информировать учеников о новых правовых актах, оперативно откликаться на различные события, имеющие правовое значение, корректировать правовоспитательную деятельность с учётом особенностей фактического положения дел. Ученик должен иметь знания и представления, помогающие ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях: о месте государства в общей политической системе гражданского общества, о роли политических партий, общественных движений. При этом эффективно будет разграничить общие правовые положения (теория государства и права) и нормы права, регулирующие отдельные виды правоотношения.

Представления о праве. То есть о том, что является правомерным и противоправным вообще и в данном конкретном случае, каковы последствия определённого деяния и т. п. Самостоятельное значение имеет информированность несовершеннолетних об ответственности за неисполнение правовых предписаний, уяснению того, что нарушитель закона неизбежно «встречается» с государственным принуждением. Формирование представлений о моральных, политических и правовых требованиях (нормах), о праве в целом - повышают культурный уровень субъекта образования. В формировании представлений по конкретным правовым вопросам существенную роль играет знание отдельных общих положений закона, его правовых принципов, в соответствии с которыми решаются более частные вопросы. Представления о праве формируются также под влиянием жизненного опыта людей, в рамках закона, обычаев и традиций.

Отношение к праву и к исполнению правовых предписаний. Отношение к закону и отношение к его исполнению взаимосвязаны, так непонимание закона часто приводит к его неисполнению. Например, родители не исполняют обязанности по надлежащему воспитанию своих детей. Иногда, правда, люди могут с уважением относиться к закону, но при этом не исполнять отдельные его нормы. А поэтому, правовое отношение населения к исполнению закона, понимание значимости законных путей, реагирование на его нарушения и предупреждение подобных нарушений - гарантия совершенствования и права, и охраны порядка. Кроме того, общее понимание правовых положений должно сочетаться с готовностью и умением следовать им на практике в конкретных ситуациях.

Требования, предъявляемые к праву (ужесточить или смягчить его нормы). Формируются под совокупным влиянием политических, моральных и других взглядов, социальной практики людей, их осведомлённости, об общих правовых принципах и конкретных правовых нормах. Должна быть информированность граждан о социальной роли права, о том, как создаются его нормы, что они могут, каковы пределы правового регулирования и т. д.

Правовые убеждения и взгляды - это стимул для правомерного поведения, готовность действовать в соответствии с ними. А, таким образом, элементы правосознания необходимо формировать на уровне убеждений, взглядов, которые являются важнейшими компонентами их складывающегося мировоззрения.

В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы.

Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма граждан, направленная на формирование социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.

Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента РФ В.В.Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики.

В статье 2 Закона РФ Об образовании среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе> (см.: Известия РАО. - М" 1999. - № 4. - С. 12).

История показывает, что идея патриотизма в России всегда занимала особое место. Она изменялась вместе с развитием общественной жизни и опиралась на народность, на особенности национального характера.

Патриотизм - любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде (см.: Педагогический энциклопедический сло-варь. - М., 2003. - С. 185). Патриотизм как моральный принцип, как социальное и нравственное качество включает любовь к Родине и родным местам, родному языку; уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; понимание об-щеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной, нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины; активно участвовать в трудовой дея-тельности, сочетая личные и общественные интересы.

Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости. Он включает также любовь к своей семье, своим родителям. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, в основе которого лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность людей жить в мире и дружбе со всеми государствами. Патриот - это, прежде всего гражданин. Многие педагоги рассматривают патриотизм в качестве составляющей такого понятия, как граждан-ственность.

Гражданственность - интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится (см.: Российская педагоги-ческая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224).

К основным компонентам гражданственности относят политическую, правовую, духовно-нравственную, трудовую культуру человека, проявляющуюся в чувстве собственного достоинства, уважении и доверии к государственной власти, соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернацио-нальных чувств.

Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства.

Выдающиеся деятели, ученые, педагоги прошлого, изучая вопросы воспитания, выявили ряд идей и обосновали значимость подлинно гражданского воспитания. Например, французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо главной функцией государства считал воспитание хороших граждан и утверждал, что гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства. Подлинный гражданин должен служить обществу, четко выполнять гражданские обязанности, его чувства и поступки должны быть направлены на защиту большинства людей.

Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский считал, что гражданин - это патриот, обладающий чув-ством национального самосознания. Идея народности воспитания в его педагогической теории является основополагающей. Он до-казал, что народное, национальное начало формируется истори-ей народа, воздействием жизни во всех ее проявлениях. Цель воспитания К.Д.Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно достигнуть только при опоре на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. В нравственном воспитании детей он главное место отводил патриотизму.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что гражданин - это прежде всего патриот; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность и труд - основа человеческого достоинства.

Проблема патриотического воспитания продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Это подчеркивается в официальных документах по образованию (Закон РФ Об образовании>, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция и Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 гг.).

В Государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 гг. подчеркивается, что военно-патриотическое воспитание является составной частью патриотического воспитания граждан, уточняется понятие, определяются цели и задачи, основные пути развития системы патриотического воспитания граждан всех возрастных групп, характеризуются ее основные компоненты, предлагается система программных мероприятий. Патриотическое и гражданское воспитание является частью государственной молодежной политики в области культурного и на-ционального развития Российской Федерации.

Патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Основными задачами патриотического воспитания в современных условиях являются: создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости, за свою страну; воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; формирование комплекса нормативного, право-вого и организационно-методического обеспечения функциони-рования системы патриотического воспитания.

Одним из важнейших организационно-содержательных направлений современного патриотического воспитания является создание научно-теоретических и методических основ. Данное направление предполагает мобилизацию творческого потенциала ученых, исследователей и практиков, направленного на решение проблем патриотического воспитания, организацию массовой патриотической работы, написание учебников, учебно-методических пособий и рекомендаций по воспитанию у молодежи гражданственности и патриотизма, приобщению ее к патриотическим ценностям, формирование у молодых граждан уважения к истории и культуре Отечества, подготовке к военной службе и достойному служению своей Родине и народу.

В соответствии с Программой разрабатываются и реализуются ведомственные и региональные программы и подпрограммы патриотического воспитания граждан. В системе школьного гражданского и патриотического воспитания выделяют несколько главных направлений: воспитание у учащихся патриотического сознания и поведения, гражданской и патриотической позиции, общественно значимой мотивации патриотической деятельности, уважения к государственной символике в процессе обучения и внеучебной деятельности, подготовка школьников к службе в армии, организация школьного краеведения и др.

Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности. Разрабатывая концепцию и программу патриотического воспитания учащихся, следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность; следование закону; ответственность за собственные действия; приоритет общественно-государственных интересов над личными; терпимое отношение к мнениям других; неприятие национальной и религиозной нетерпимости. Ее содержательная часть включает такие идеи, как создание воспитывающей сре-ды и опыта патриотического поведения, использование воспитательно-образовательного и развивающего потенциала содержания учебных дисциплин для формирования патриотических взглядов и убеждений, исторического сознания учащихся; использование учебного диалога; самостоятельной поисковой деятельности; проблемных ситуаций с целью выработки патриотических ценностных ориентации; формирование положительной мотивации и раз-витие гуманных отношений; самодеятельное участие учащихся в различных видах патриотической творческой деятельности, отличающихся разнообразием форм, методов и средств. Основными методами организации патриотического воспитания являются убеждение, организация практической деятельности, методы стимулирования, оценки и самооценки. Главными средствами и формами формирования патриотизма являются: урок, семинары, факультативы, экскурсии, тематические вечера, дискуссии, конференции, тренинги, игры, поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа.

Процессуальная часть организации патриотического воспитания предусматривает использование вариативных технологий: информационных, проблемного обучения, исследовательских, технологий саморазвития личности, военно-патриотического воспитания, технологий взаимодействия с социумом.

Необходимость интернационального, патриотического, духов-но-нравственного развития ребенка диктует обогащение содержания учебно-воспитательного процесса материалом патриотического характера, Доказано, что одним из основных средств воспитания гражданственности и патриотизма является краеведение (историческое, педагогическое, туристическое). Оно направлено на всестороннее изучение какой-либо небольшой территории и проводится на научной основе. Знание своей ближней Родины, ее природы, истории, хозяйства, быта, верований, традиций и обычаев местного населения - это путь, метод и процесс познания. Осознание опыта прошлого каждого из народов имеет большое значение не только для познания прошлого, но и для предвиде-ния будущего, и это ставит перед современной педагогикой задачу научного осмысления передовых идей и положительного опыта народа в области воспитания.

Например, нравственно-патриотические традиции русской культуры, национального воспитания уходят далеко в глубь тысячелетий. Это богатое духовное наследие лежит в основе черт русского характера, высокого русского духа. Благородство душевных качеств, храбрость, честность отличали руссов-славян за много тысяч лет до н. э. Свободолюбием и нетерпимостью к рабству сла-вились они на Земле. Сильным, уверенным предстает перед нами древний русич. Чувство собственного достоинства, гордость и независимость, служение Родине, родной русской земле - характерные черты русского человека.

Удивительна и необыкновенна древнейшая русская черта - единение, родство с ближними, дружелюбными народами. Верность долгу, слову, любви, русским традициям, русской вере и правдивость, справедливость отличали русского человека. Воинственные и грозные для врагов, русы издревле оберегали другие народы и не кичились этим, были радушными, гостеприимными, честными и в то же время доверчивыми.

Почитание своих родителей, предков (отца и мать надо почи-тать) с одной стороны, и уважение гостя () - с другой, характеризует открытость русского человека.

Яркие отличительные черты есть у каждого народа, этноса. Знание их, ориентация на особенности поведения, типологические характеристики народов дают возможность каждому человеку научиться взаимодействовать с другими людьми.

Региональные программы, учитывая, что краеведение является главным средством воспитания у учащихся патриотизма, включают систему мероприятий патриотического характера. С целью активизации деятельности в указанном направлении в образовательных учреждениях создаются музеи истории развития родного края, которые становятся центрами формирования граждан-ственности и патриотизма учащихся. Проводятся праздники города, научно-практические конференции, посвященные поисковой деятельности и результатам исследовательской работы; изучается и обобщается опыт патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях и социуме. В конкретной обстановке, например в социуме, учащиеся приобретают опыт гражданского поведения, реализуют важнейшие человеческие ценности, выра-жают отношение к обществу и самим себе.

На основе региональных программ разрабатываются конкретные программы воспитания школьника как гражданина. Например, при разработке программы воспитания школьника конкретного города следует акцентировать внимание на блоках качеств личности, включающих воспитание патриота России, патриота своего города, человека культуры, активного труженика, духов-но-нравственной личности, творческой индивидуальности.

При формировании гражданской грамотности школьников важно использовать вариативные технологии развития, когда учащимся предлагается подготовить проекты патриотического характера для различных гражданских и общественных служб, учреждений и организаций. При этом могут быть использованы инноваци-онные способы и приемы, применяемые в моделировании, создании проектов, например таких, как фрагменты деловых и ролевых игр.

Таким образом, национальное своеобразие воспитания, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом.