Развитие интеллектуальных качеств у детей. Когда начинать развивать интеллект ребенка? Игра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Дошкольный возраст период всестороннего развития и становления личности ребенка. В этот период ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции, и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, т.е. он думает, запоминает, анализирует, тем самым решая интеллектуальные задачи. А, что такое интеллект?

Интеллект - это некая сумма знаний и умений + способность эти самые знания усваивать и решать с помощью них любые нестандартные ситуации. А усваивать эти знания и умения помогают другие способности – познавательные (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие, которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка. Интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить. Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям!

Именно в дошкольном возрасте маленькие «почемучки» очень любознательны. Они как маленькие губки впитывают все новые и новые знания. Очень важно не упустить момент для интеллектуального развития ребёнка. Научно доказано, что дети в первые пять лет жизни усваивают столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь. Чем раньше позаботится об умственном развитии ребенка, тем легче ему будет потом получать новые знания. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к новой информации. Поэтому для интеллектуального развития дошкольников крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность малышей в нужное русло.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы ненавязчиво «подобрать ключик» к каждому малышу, учитывая его таланты, способности и умения, а также возраст. Ребенок должен постигать новое постепенно и без принуждения. К тому же взрослые должны поощрять маленького человечка к самосовершенствованию и получению новых знаний и навыков. Только в таком случае, при соблюдении всех необходимых условий, интеллектуальное развитие детей будет организовано должным образом.

Что нужно сделать взрослому для интеллектуального развития ребёнка?

Поощряйте его активность;

Научите любить чтение;

Дать возможность проявлять свое творчество:

Подбирать игры от простого к сложному;

Ребенок должен получать удовольствие от занятий;

Чаще хвалите ребенка.

Таким образом, только давая ребенку возможность развиваться, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.


Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?:

1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?:

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Стадии интеллектуального развития:

1. Конец первого и начало второго года жизни. В это время малыши изучают окружающий мир с помощью тактильных анализаторов (они стремятся все потрогать);
2. От 4 до 6 лет - этап становления наглядно-образного мышления;
3. Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием словесно-логического мышления.
Каждый предыдущий этап интеллектуального развития является фундаментом для последующего этапа. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии интеллектуальных способностей на каждом этапе развития своего ребенка.

Способы развития интеллекта:

1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания.   Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
6. Расширяйте круг общения детей;
7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Как определить уровень интеллекта ребенка?:

Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.

Задания для оценки интеллекта ребенка:

1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;
2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;
3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.

Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
Предлагайте ребенку "полезные" игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
Используйте многофункциональные игрушки;
Не перегружайте ребенка;
Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!


На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Благодаря этому у детей складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началом математики и грамоты. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка, т.е. о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей, связанных с органическими нарушениями или другими причинами, ведущими к проблемам в формировании основных психических процессов (3; с.10).

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Логика нашего исследования предполагает рассмотреть понятие "умственное развитие" ребенка.

Умственное развитие - это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка (под влиянием воспитательных воздействий возраста, обогащения опытам), необходимым условием которых является полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности и всех функциональных систем организма (9; с.154).

В целом уровень умственного развития можно определить как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшимися при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими) (39; с.118).

С современной точки зрения, умственное воспитание - специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности, способов умственной деятельности, формирование системы знаний и умений детей (72; с.23).

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста (Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Ф. Фребель и др.) (72; с.25).

В настоящее время сенсорное воспитание (от лат. Sensus чувства) определяется дошкольной педагогикой как специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурной человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов (5; с.9).

При этом исследователи, процессе сенсорного воспитания детей, называют три вида ориентировочных действий, различающих по использованию форм социального опосредования.

Первый вид действий - действия идентификации, т.е. сравнение качества воспринимаемого объекта с эталоном. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняя, одинаковы ли они (по какому-либо критерию). В частности, дидактическая игра "Спрячь мышку" поможет научиться определять цвет, прикладывая дверь к домику.

Второй вид - соотнесение с эталоном. Они необходимы, если какое-нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, но похоже на него. Например, ребенку показывают ту или иную геометрическую форму, и он должен найти игрушку данной формы.

Третий вид действия - перцептивное моделирование, доставляет дошкольникам особую трудность. Оно необходимо для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона. Дети могут выполнять эти действия, например, выкладывая картинки, состоящие из элементов различной формы (елочка, домик, человечек) (27; с.31).

При формировании оптимальных условий для развития сенсорных и умственных способностей детей важнейшую роль играет обобщение опыта наблюдений, предметной и продуктивной деятельности в функционально-знаковой форме (10; с.114).

Знаково-символическая деятельность неотделима от планирующей, регулирующей и обобщающей функции речи. Действительно, речь ребенка теснейшим образом связана с его предметной и экспериментальной деятельностью: в роли знаков могут выступать и предмет, и действие, и слова, их обозначающие. С помощью речи ребенок осваивает смысл всего происходящего и фиксирует его собственными символическими способами (индивидуальный символ).

Освоение языковых знаков - это более сложный процесс, в нем определяющим является процесс мышления, а не восприятия. На первый план выступают уже не просто отдельные свойства, параметры и стороны вещей, а различные внутрипредметные и межпредметные связи и зависимости, изменение, развитие предметов и явлений и т.д. поэтому некоторые исследователи отождествляют умственное воспитание ребенка с процессом развития и становления основных форм детского мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического (12; с.25).

Наглядно-действенное мышление - мышление, протекающее в наглядно воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действия с предметами.

На каждой фазе решения познавательной задачи основным признаком наглядно-действенного мышления выступает тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Каждый очередной акт такого преобразования может приносить информацию, требующую изменения направления и стратегии следующих преобразований, ориентировки на новые стороны объекта.

С возрастом развивается игровая и продуктивные виды деятельности и усложняются взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, что требует более совершенных форм мышления, обеспечивающих возможность преобразовать ситуацию не только в плане внешней практической деятельности, но и в плане представляемом, идеальном. Формируются предпосылки для развития наглядно-образного мышления.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при необходимости поиска существенных связей и отношений объектов, явлений, которые не представлены в наглядной ситуации. Для этого требуется перейти на уровень формирования представления в виде операторных эталонов как своеобразных средств оперирования образом и способность представлять возможные изменения и преобразования в целостном и организованном виде (16; с.73).

Действия взрослого должны быть направлены на то, чтобы ребенок понял общую схему действия, связь его отдельных звеньев между собой, смысл каждого звена в общей системе действия, иерархию второстепенных и главных целей. В этом случае у ребенка появляется способность действовать " в уме", которую М.В. Ермолаева считает ключевым условием развития специфических для человека интеллектуальных способностей (18; с.91).

На этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинно-следственные отношения познаются ребенком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Основой формируемых образов наглядно-образного мышления являются общие схемы логического подхода к объектам (отнесение предметов к той или иной категории, членение их на определенные части, нахождение связей между частями и др.). поэтому развитие наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием словесно-логического мышления, когда мыслительная задача формулируется и решается в словесной (вербальной) форме.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, протекающей во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация и др.

Понятия, которые формируются в процессе использования перечисленных мыслительных операций, могут вступать в разные отношения друг с другом. Словесно-логическое мышление как раз и предполагает умение усваивать и моделировать эти взаимоотношения (по Ч. Коферу, Д. фоли и др.): отношения существования и не существования; отношения части и целого, целого и части; родовидные отношения, отношения координации; отношения субъекта и действия, действия и субъекта; отношения уменьшительности, количества и качества; отношения определения и объекта; отношения омонимии; отношения противоположности и контраста; отношения последовательности, отношения пространства и времени; причинно-следственные отношения и т.д.

Данные отношения выступают для ребенка в качестве основных категорий мировосприятия, поэтому считается, что словесно-логическое мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека, и благодаря этому обобщенно решает сложные мыслительные задачи (20; с.177).

Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать как процесс овладения ребенком такими способами познания действительности, в ходе которых совершается переход от поверхностного отражения отдельных объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов систем прежде разрозненных единиц и отношений между ними (20; с.178).

Умственное развитие человека, процесс его мышления непосредственным образом связаны с уровнем его интеллектуального развития.

Интеллект или интеллектуальная деятельность представляет собой важнейший структурный компонент человеческой психики.

Интеллект в наибольшей степени связан с важнейшими проявлениями психики человека и наиболее полно может дать представление о ее состоянии. В интеллекте выделяют большое число разнообразных навыков и способностей, которые можно определить как факторы интеллекта. В дошкольной практике именно по развитию интеллекта часто решается, в какую школу или класс направить учащегося (19; с.139).

По Ж. Пиаже, "интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведения элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира)". Следовательно, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять быстрое и устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение - в организации взаимодействия человека со средой.

По мнению Ж. Пиаже, "посредником" между ребенком и окружающим миром является предметное действие. Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта. Нужны именно действия самого ребенка, который мог бы активно манипулировать и экспериментировать с реальными предметами. По мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами происходит интериоризация предметных действий, то есть их постепенное превращение в умственные операции. По мере формирования операций взаимодействие ребенка с миром все в большей мере приобретает интеллектуальный характер (9; с.122).

Следовательно, интеллектуальное развитие - это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т.д.), автоматизированность (непроизвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев,"мгновенность" актуализации) (16; с.81).

Я.Н. Ковальчук в качестве основных интеллектуальных свойств человека определяет:

обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале;

осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

гибкость мыслительной деятельности; устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельность мышления; его восприимчивость к помощи (28; с.91).

Данные интеллектуальные свойства человека составляют характеристику его обучаемости, которая выступает в качестве основного показателя умственного развития. Таким образом, современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга. Например, считается, что при совпадении умственного возраста с хронологическим уровень интеллекта индивида соответствует возрасту. В этом случае понятие "интеллект" может рассматриваться как диагностированный результат:

адаптации к усложняющимся условиям окружающей среды (Ж. Пиаже, У.Р. Чарлсворз);

социализация ребенка и приобщения его к человеческой культуре (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Л. Леви-Брюль и др.);

целенаправленного обучения (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, А. Стаатс и др.)

При подобной трактовке понятия "интеллектуальное развитие" оно имеет смысл только в ситуации диагностики развития ребенка и становится практически бесполезным, когда речь идет об организации воспитательно-образовательного процесса (44; с.175).

Между тем ряд исследований предлагают отойти от тестовых определений интеллекта и сосредоточиться на структурно-уровневом и процессуально-деятельностном подходах.

Так, Д. Векслер, рассматривал интеллект как структурное образование. Под интеллектом ученый понимал "способность целенаправленно действовать, рационально размышлять и эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью" (9; с.166), д. Векслер разделил умственные способности на вербальные и невербальные (способности к представлениям) и разработал тесты для определения умственного развития детей, состоящие из соответствующих одноименных шкал. Дифференцированная оценка уровня умственного развития детей по вербальной и невербальной шкалам позволяла выявить не только возрастные, но и качественные индивидуальные особенности интеллекта детей. Это позволило предположить, что дети могут не только обладать неодинаковым уровнем развития интеллекта, но и что у них могут быть диагностированы уровни вербального и не вербального интеллекта (9; с.167).

Практически в это же время Л. Терстоун 91938) своими исследованиями подтвердил, что существуют различные группы интеллектуальных способностей:

способность к вербальному понимаю (понимание значений слов);

словесная гибкость (способность к быстрому манипулированию словесным материалом типа решения анаграмм);

способность формировать количественные представления и действовать с числами;

способность памяти (воспроизведение вербальных стимулов); скорость восприятия (быстрое различение деталей изображений, установление различий между объектами);

умение рассуждать (способность находить общее правило организации материала).

Л. Терстоун доказал, что разные интеллектуальные способности имеют различную динамику развития в каждый возрастной период. Кроме того, их развитие и корреляция между собой являются индивидуальными для каждого ребенка, начиная от момента его рождения. Так, дети, имеющие высокие показатели развития одних способностей интеллекта, могут иметь низкие показатели развития других (49; с.158-159).

Таковы в общих чертах основные положения структурного подхода к определению интеллекта развития дошкольников.

При использовании альтернативного - процессуально-деятельностного подхода к определению понятия "интеллект", последний рассматривается как особая форма человеческой деятельности, объединяющая в систему разноуровневые познавательные процессы или хотя бы представляющая собой совокупность элементарных процессов переработки информации. Очень важно, чтобы исследователи при формулировании определений данного понятия учитывали его взаимосвязь с поведением, взаимоотношениями и социальным развитием ребенка (50; с.78).

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного). На это обстоятельство особенное внимание обращал А.В. Запорожец (58; с.165).

Согласно мнению Л.А. Парамоновой и сотрудников центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца, интеллектуальная компетенция старшего дошкольника - это вид компетентности, который характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (58; с.167).

Интеллект позволяет построить целостную картину мира, определить свое место в нем и в системе взаимоотношений с объектами этого мира. На основе анализа информации о том, является ли конкретная жизненная ситуация проблемной или не проблемной, относится ли к категории стандартной или не стандартной, на основе усвоенных моделей и программ поведения, вырабатывает критерии оценки и достижения субъективно значимых целей (41; с.125).

Поэтому естественно, что интеллектуальное развитие личности является более широким понятием, чем умственное развитие. Например, оно снимает противопоставление между социально-нравственным и умственным развитием ребенка, когда рассматривает межличностное восприятие и установление взаимопонимания между людьми как участниками совместной деятельности в процессе общения - феномен интеллектуальной коммуникативности, по Л.И. Уманскому.

Критериями интеллектуальной зрелости, согласно результатам исследований Н.Н. Поддьякова, могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему:

широта умственного кругозора;

гибкость и многовариантность оценок событий;

готовность к принятию необычной информации;

умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий);

способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего;

Таким образом, интеллект - это специфическая форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего.

Важнейшее значение в деле интеллектуального развития детей в ДОУ имеет управление методической работой педагогов, особенности которого мы рассматриваем в следующей разделе дипломной работы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Белочка» г. Котовска

«Интеллектуальное развитие детей

дошкольного возраста»

Кормышова Ю.А.

Котовск 2015

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста (дети 3-4 лет)

Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии.

В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и продуктивные деятельности.

Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта».

Способность к решению задач в плане образов – представлений выражается в овладении формообразованием и появлении предметного рисунка, социального замещения в игре, умении работать по простейшему образцу, конструированию целого из частей и др.

Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений.

Таким образом, развитие детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) имеет характерные способности. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры.

Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст с 4-5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

Дошкольный возраст от 4 до 5 лет имеет свои нормы развития:

Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми Желание помогать взрослым и т.д.).

Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется (3-4 года: хорошо держат карандаш, бросают мяч через голову; 5 лет: подбрасывают мяч вверх и ловят двумя руками, закрепляют навыки самообслуживания).

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть форму, цвет, вкус, используя слова – определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет называния основных предметов. К пяти годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.

Значительно развивается память и внимание (запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут).

Формируются математические понятия и навыки счета (знают и называют части суток, счет в пределах 5).

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка.

Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально-образного переходит к абстрактно – логическому.

Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению.

« На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач».

Исследуя интеллектуальное развитие дошкольников, Н.Н. Поддъяков писал: «Одна» из общих задач исследования проблемы интеллектуального воспитания дошкольников заключается в разработке такого содержания обучения, овладение которым позволило бы детям в доступных им пределах успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни».

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире, и закладывается фундамент содержательно – предметного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно – историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах и т.д.

Под сущностью интеллектуального развития понимают – уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.