Подросток 14 15 лет проблемы воспитания. Каким должно быть правильное воспитание подростка

Многие молодые родители думают, что менять подгузники своему ребенку и не спать по ночам из-за непрекращающегося плача младенца, это самое трудное. Но по мере взросления отпрыска, они понимают, что сильно заблуждались. Проблемы воспитания подростков актуальны всегда, а особенно в наше время: когда прогресс мчится с бешеной скоростью, и ребенок старается бежать c ним в один такт. Очень сложно уследить за ребенком, чтобы он не попал в дурную компанию, не обзавелся вредными привычками и увлечениями т.д. А особенно тяжело дается воспитание трудных подростков. Для того чтобы процесс воспитания своего ребенка прошел максимально гладко и эффективно, каждому родителю необходимо знать, как воспитывать подростка.

Будьте родителями, а не друзьями

Стоит забыть о том, чтобы стать другом своему сыну или подружкой для своей дочери. Это абсолютно не то, что нужно подростку. Настоящая, крепкая дружба придет гораздо позже, лет через десять. Само собой, необходимо сохранять душевную близость между родителями и детьми, но это должно быть вовсе не приятельство. Конечно, вы можете сказать подростку: «Ты можешь рассказывать мне все, я тебя никогда не осужу». Но, что если подросток расскажет вам что-либо действительно крайне опасное для него? Вам придется его осудить? Разговаривать со своим ребенком необходимо на разные темы, но никогда не обещайте ему, что будете поддерживать его в абсолютно любых начинаниях. Вы должны быть тверды в своих ценностях, принципах и нормах поведения. Ожидайте сопротивления и будьте к нему готовы. Реальность такова, что время опасных экспериментов – это как раз подростковый возраст. Подростку сложно принимать правильные решения, а также руководствоваться здравым смыслом. Поэтому данную задачу должны выполнять его родители. Особенности воспитания подростков подразумевают тот момент, что именно родители должны принимать правильные решения и подсказывать их своему чаду. Ребенок должен понимать, что вы его мама и папа, а не друзья. И поэтому, если родители говорят «нет», то это твердое «нет», которое не может значить «да» но позже.

Поспевайте за прогрессом

Казалось бы, Одноклассники, YouTube, Facebook, ди-джеи, эмо, что может быть здесь интересного? Неужели вам, как родителю, нельзя потратить время на что-нибудь более интересное кроме, как на изучение этих вещей? Нет, нельзя! Если ваше ребенок интересуется этим, а скорее всего он этим и интересуется, то ваша прямая обязанность также интересоваться этим. Только не для того, чтобы тайком читать переписку ребенка со сверстниками, а для того, чтобы не потерять с ним эмоциональной связи. Стоит время от времени отправлять на сотовый телефон своего ребенка забавные смски или открытки. Это поможет не только показать подростку на сколько «продвинутые» у него родители, но и ненавязчиво оставаться с ребенком в контакте. Можно также зарегистрироваться на популярных интернет ресурсах, таких как «Одноклассники», «В контакте» и т.п., и добавиться в друзья к своему ребенку. Так вы будете знать не только его друзей, но сможете разглядеть его интересы и манеру общения, которая «расскажет» вам о многом.

Ваш вкус устарел

Воспитание подростков в семье подразумевает также и проблему разносторонних взглядов на вещи. Подросток все время экспериментирует с новыми прическами, друзьями, музыкой, одеждой. Он пытается найти свое место в обществе, и хочет понять, кто же он такой. Внешний образ подростка отражает его внутренний мир, состояние поиска себя. Для родителей главное не мешать своему ребенку в этом поиске, конечно, только в том случае, если его поведение приемлемо. А именно, если он не имеет проблем с законом, хорошо учится и соблюдает нормы морали. В таком случае необходимо, стиснув зубы, поддержать его. Единственное, родителям девочки-подростка нужно обращать внимание на то, чтобы она не носила слишком откровенные наряды, поскольку это может быть опасно для нее. В таком случае родителям обязательно стоит вмешаться.

Не шпионьте

Методы воспитания подростков ставят на первое место правило «не шпионить». В большинстве случаев лучше вообще держаться, как можно дальше от личных вещей подростка. Ведь даже, если вы найдете при «обыске» что-либо неприемлемое и запретное для вас, а потом и сообщите об этом подростку, то он заострит внимание на том, каким из способов вы нашли это, а не на том, что вы нашли. Таким образом, запретный плод станет еще слаще. Если вы обеспокоены поведением ребенка или думаете, что у него могут находиться какие-то опасные вещи, то гораздо лучше будет, если вы спросите об этом прямо. Конечно, подросток может начать отрицать все ваши опасения, но он начнет понимать, что вы заботитесь о нем и обеспокоены его поведением.

Не носите «розовые очки»

Основная масса родителей, глядя на своих отпрысков, видят совершенных ангелов. Но, к сожалению, реальная картина не имеет абсолютно ничего общего с этим восприятием. Конечно, хорошо знать всевозможные рекомендации по воспитанию подростков, но если упорно не замечать проблем, то никакие советы не помогут. Не имеет никакого значения, то насколько хорошо воспитан ваш ребенок, а также каких жизненных ценностей придерживается вся ваша семья. Шанс, что ваш ребенок делает что-то, что вам не понравилось бы, очень велик. К сожалению, это подтверждает и статистика: 75% подростков к окончанию 10 класса уже пробовали алкоголь, столько же пробовали курить, а 1 из 5 подростков признается, что позировал в обнаженном виде. И эти вещи всего лишь «цветочки» в сравнении с наркотиками или сексом. Поэтому не надо вести себя, как страус, прячущий голову в песок, а лучше обсудите со своим ребенком все неприятные аспекты, которые могут появиться в жизни каждого подростка. Также, самым лучшим способом, позволяющим понять мышление подростка, является необходимость вспомнить себя в его возрасте, ведь вы, скорей всего, сами прекрасно знаете, как хотелось иногда ослушаться родителей или же сделать что-то запрещенное. Поэтому будьте хоть немного снисходительны и расскажите своему ребенку, что делали вы в молодости и какие последствия имели ваши действия.


Воспитание подростков.

Помочь родителям подростка - основная задача этой статьи. Мы уверены, что прочитав ее полностью , вы сможете лучше понять, как сделать воспитание подростка более эффективным, предотвратить или сгладить конфликты. Узнаете психологические основы воспитания подростков.

В ней вы найдете информацию о психологии подростка, конкретные рекомендации по воспитанию подростка, которые помогут избежать типичных ошибок родителей в воспитании подростков, сохранить гармоничные отношения в семье, помочь подростку и взрослым успешно справиться с трудностями переходного возраста. Часто конфликты подростков и родителей происходят из-за элементарного незнания последними психологических особенностей подросткового периода развития.

Надеемся, что эта статья поможет родителям и другим взрослым успешно преодолеть все трудности в воспитании подростка.

Структура статьи.

  • Рекомендации родителям подростков.
Психологические особенности подросткового возраста.

О том, как воспитывать подростка написаны сотни книг и тысячи статей, но часто они основаны на личном опыте автора и его мировоззрении.

В этой статье мы опираемся исключительно на информацию, подтвержденную многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, результаты которых опубликованы в научной литературе.

Родители и педагоги часто выделяют отдельные темы в воспитании подростков: нравственное воспитание, половое воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание и т.д. Но любое направление воспитания подростков только тогда эффективно, когда оно осознанно и основывается на возрастных особенностях подросткового периода развития человека.

Речь пойдет о возрасте 11-18 лет. Хотя границы подросткового возраста достаточно условны, у кого-то он может начаться чуть позже, у кого-то чуть раньше.В статье нет деления на подростков-мальчиков и подростков-девочек. Все в ней сказанное относится к подросткам вне зависимости от их пола. Разумеется, некоторые типичные подростковые реакции проявляются у девочек - подростков чаще в более скрытом виде, чем у подростков -мальчиков, а некоторые, наоборот, у девочек более выраженные, чем у мальчиков.

Все знают, что период от рождения до трех лет является очень важным в развитии ребенка. Полученный в это время опыт во многом определяет дальнейшее становление человека и сказывается на всей жизни.

Но гораздо меньше известно, что подростковый период оказывает не менее важное влияние. Связано это с тем, что в подростковом возрасте возникает второй период повышенной пластичности мозга, т.е. способности головного мозга к изменениям под влиянием внешней среды.

Повышенная пластичность мозга в подростковый период дает возможность позитивных результатов в воспитании подростка, но и одновременно является зоной риска, т.к. последствия неблагоприятного внешнего воздействия могут быть сильными и сохраниться на всю жизнь .

Подростковый возраст – это период, когда человек приобретает набор навыков и способностей, необходимых ему для дальнейшей самостоятельной жизни.

В это время формируются способности осознавать потребности других людей, их мотивацию и намерения; умение планировать и достигать поставленных целей; прогнозировать последствия своих действий; контроля собственного поведения и эмоций.

Знание и учет психологических особенностей подростков помогут родителям избежать ошибок в воспитании своих детей подростков.

Что необходимо знать и учитывать в воспитании подростков.

  • В подростковом возрасте возникает потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым. Именно эта потребность часто лежит в основе подросткового негативизма, стремлении подчеркнуть свою индивидуальность, сопротивлению взрослым.
  • Подростки нуждаются в признании со стороны сверстников. Для большинства подростков мнение приятелей может быть более значимым, чем мнение взрослых, в том числе и родителей. Часто это приводит к неразумным поступкам в компании сверстников. С другой стороны, отвержение со стороны сверстников приводит к эмоциональным проблемам подростка, чувству одиночества и проблемам в общении, которые могут закрепиться на всю жизнь.
  • Всем людям не безразлично внимание окружающих, их мнение и отношение. Но в подростковом возрасте это проявляется в значительно большей степени, чем у взрослых. Подростки становятся более чувствительными к мнению и оценкам окружающих (особенно сверстников), они часто преувеличивают внимание окружающих к себе, особенно остро переживают чувство отверженности сверстниками, одиночество.
  • В подростковом возрасте положительные эмоции кажутся сильнее и ярче, чем в других возрастах, при этом самоконтроль еще недостаточно развит. Саморегуляция подростков еще не сформировалась. Для подростков характерно стремление к получению вознаграждения «здесь и сейчас», но они менее склонны избегать ситуаций, в которых могут что-то потерять или потерпеть неудачу. Стремление получить немедленное вознаграждение часто берет верх над здравым смыслом, т.к. они в меньшей степени способны контролировать свое импульсивное поведение, особенно в компании сверстников. Очень часто подростки совершают какие-либо нежелательные поступки не из-за незнания, а под влиянием сиюминутных эмоций.
  • В обычных условиях подросток часто способен на такой же уровень самоконтроля, как и взрослые. Но беспокойство, усталость или стресс в гораздо большей степени влияют на его способность к самоконтролю, чем у взрослых. (Это связано с неразвитостью префронтальной коры головного мозга, ответственной за саморегуляцию). В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых им решений ухудшается.
  • Из-за повышенной возбудимости лимбической системы головного мозга подростки проявляют большую эмоциональность, переживают эмоции острее, чем взрослые, а также стремятся получить более яркий и интенсивный опыт – психологи называют это «стремлением к чувственному опыту».
  • В случае негативных эмоций у подростков снижается активность в областях мозга, отвечающих за контроль над эмоциями и понимание того, что им говорят. Саморегуляция подростков при негативных эмоциях снижается гораздо сильнее, чем у взрослых.
Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
  • Излишний контроль, попытки все регламентировать. Отношение как к маленькому ребенку. Не считаются с желаниями и мнением подростка.

    Тем самым родители или подталкивают подростка к бунту, к выраженной реакции эмансипации или подавляют его самостоятельность.

  • Пытаются воздействовать только авторитарным способом, используют исключительно запреты и наказания. Считают, что главное, чему должен научиться ребенок – это послушание, покорность и почитание авторитетов .

    Жесткие авторитарные воспитательные меры часто подталкивают ребенка к изощренному вранью из-за страха наказания. Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания не способствует здоровому развитию, часто приводит к меньшей самостоятельности и настойчивости в дальнейшей жизни, неуверенности в нестандартных ситуациях.

  • Пускают все на самотек, уступают всем капризам ребенка, ничего не контролируют, избегают конфликтов.

    Это может привести к воспитанию низкой мотивация к достижениям, к большей степени подверженности влиянию со стороны сверстников и нарушениям поведения. Тормозит развитие саморегуляции подростка.

  • Ругая за что-либо, оценивают не сам поступок и его последствия, а личность подростка.

    В этом случае родители провоцируют протестную реакцию или ощущение беспомощности и отверженности у подростка.

  • Недооценивают степень влияния сверстников. Не придают значения, если у него нет друзей

    Если у подростка нет друзей, то это повод для беспокойства. Так же из-за подверженности влиянию сверстников очень важно его окружение. Иногда даже следует поменять школу или класс, если подросток оказался в изоляции или в неподходящей компании сверстников (но делать это надо в крайних случаях).
  • Недооценивают внешние обстоятельства, когда требуют от подростка осознанного поведения и самоконтроля.

    Подросток часто просто не может себя контролировать, противостоять каким-либо обстоятельствам. Вспомним, что саморегуляция подростков еще недостаточно развита.

  • Пытаются воздействовать на подростка «на эмоциях», в стрессовой ситуации.

    В стрессовой ситуации мозг подростка просто хуже способен к аналитической работе. До подростка просто может «не доходить», что ему говорят рассерженные взрослые.

  • Неумеренно поощряют подростка даже за незначительные успехи, тем самым приучая к получению «удовольствия» без особых усилий.
Это может привести к развитию эгоцентричности, а также к тому, что во взрослой жизни человек испытывает постоянные разочарования, теряется в ситуации, когда к нему предъявляют какие-либо требования.
  • Не учитывают индивидуальные особенности подростка и современные условия жизни. Действуют по принципам: «Что хорошо для меня, то и для него». «Что мне нравится, то и ему это должно нравится» и т.п.

    Все люди разные. Во многом личностные особенности человека обусловлены свойствами его нервной системы, зависящими от генотипа и формирования в пренатальный период. Как учитывать индивидуальные особенности в воспитании подростка - чуть ниже в этой статье.

Рекомендации родителям по воспитанию подростков.

Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, - это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье.

Основные принципы воспитания подростка:

Проявления любви.
Справедливость.
Оказание поддержки.

Основные средства воспитания подростка:

Общение, разговор.
Контроль.
Совместные мероприятия.
Личный пример.
Пластичность нервной системы, то есть степень восприимчивости человека к влиянию окружающей среды, предопределена генетически. Другими словами, кто-то больше подвержен внешним воздействиям, кто-то меньше. Но внешняя среда способна оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие подростка в зависимости от ее содержания. И хотя генетический код определяет силу влияния среды на развитие подростка, будет ли это влияние положительным или отрицательным, зависит от условий окружающей среды . А семья - это важный фактор, влияющий на развитие подростка.

Если человек растет в благоприятной обстановке, то это делает его психологически более устойчивым, а если условия его жизни неблагоприятные, то наоборот. Именно проявления любви и безусловного принятия создают благоприятную и психологически безопасную «среду обитания» для человека, особенно для подростка.

Проявления любви не противоречат твердости в установке границ и требований к подростку . Более того, сами подростки нуждаются во внешнем контроле, установке границ приемлемого поведения и правил. Но если подросток не будет чувствовать, что родители его любят, то, скорее всего, воспримет требовательность как жесткость, несправедливость или слишком суровое наказание.

Часто подростки чувствуют себя в семье одинокими.

Рекомендация 1 . Проявляйте свою любовь, не скупитесь на ласку и похвалы. Даже когда ругаете подростка, никогда не оценивайте его личность, говорите только о конкретном поступке и его последствиях. Не ставьте свою любовь к нему в зависимость от его успехов, соблюдения правил и каких-то поступков.

Рекомендация 2. Помогайте развивать уверенность в себе, давайте возможность совершать самостоятельные поступки и принимать решения. Поддерживайте его потребность в самостоятельности.

Рекомендация 3. Участвуйте в жизни подростка. Но без навязчивости и избыточного контроля, не пытайтесь по любому поводу «влезать в душу». Просто разговаривайте, интересуйтесь его жизнью без морализаторства и «воспитательных» речей. Помогайте в планировании, постановке целей и способах их достижений.

Рекомендация 4. Если ставите какие-то ограничения, то обосновывайте их, четко формулируйте правила поведения и требуйте их исполнения. Если правила и ограничения будут обоснованные, с учетом возможностей подростка, то они не будут им восприниматься, как нечто негативное. (Что вовсе не означает, что он всегда будет их соблюдать). Лучше мотивировать подростка потенциальной наградой, чем угрозой наказания или лишения чего-либо.

Рекомендация 5. Не прибегайте к суровым наказаниям. Физическое наказание или наказание, унижающее подростка, не является эффективным. Наказание должно быть строго за конкретный поступок, обоснованным, конкретным и ограниченным во времени. Лучше совсем обойтись без наказаний, заменив их выражением неодобрения и объяснением, почему это плохо и к каким последствиям (в том числе и лично для вас ) это привело.

Рекомендация 7. Не стесняйтесь сообщать подростку о своих эмоциях и чувствах, которые вызываются его поступками. Подростки могут не понимать, что на самом деле и почему чувствуют родители и неправильно интерпретируют их действия и слова. (Для этого есть очень эффективная техника «Я - сообщение», в конце страницы есть ссылка на он-лайн тренинг для родителей по общению с подростком, очень рекомендуем).

Рекомендация 8. Исследования показывают, что уровень развития саморегуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность. В развитии саморегуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением .

Отдельная тема - сексуальное воспитание подростков. Рекомендуем статью на нашем сайте на эту тему.

Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.

Люди рождаются с разными особенностями нервной системы.
Приведем цитату из книги выдающегося отечественного психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи».

«Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет ….»

Многие особенности личности и психологического развития детей определяются биологическими предпосылками. Изменить их мы не в силах. Но мы можем принимать их во внимание при общении с человеком. Разумеется, у каждого человека бывает разное настроение, он по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств, проявляет разные эмоции и т.д. Но у каждого есть индивидуальные, наиболее ярко выраженные черты личности, проявляющиеся в поведении и эмоциях. Ниже приведем несколько рекомендаций, как учитывать наиболее часто встречающиеся сильно выраженные индивидуальные особенности подростков .

1. У подростка повышенная активность, он очень не любит однообразия, ему очень некомфортно находиться в одиночестве. Он постоянно жаждет общения, склонен к частым сменам увлечений и видов деятельности, но редко доводит начатое до конца, он невнимательный и имеет постоянные проблемы с дисциплиной, может переоценивать себя, стремится выделиться, заработать похвалу .
В этом случае лучше уделять больше внимания контролю и помощи в планировании времени. А главное - проявлять интерес к жизни подростка, к его увлечениям и эмоциям, чтобы он не ощущал безразличия родителей к себе. Но если родители будут чрезмерно пытаться контролировать абсолютно все и ограничивать самостоятельность, навязывать очень жесткие правила, осуществлять мелочный контроль, то это может подтолкнуть его к «бунту». Подросток будет искать способы избежать обходить контроля и жить своей жизнью, скрытой от родителей.

2. У подростка наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность и склонность беспокоиться по поводу своего здоровья. Могут быть неожиданные вспышки эмоций по незначительному поводу. Как правило, все это сочетается с аккуратностью и дисциплинированностью.
В этом родителям не стоит чрезмерно опекать подростка, пытаться контролировать каждый его шаг, постоянно все запрещать и наблюдать за ним. Все это будет способствовать усилению несамостоятельности и неуверенность в себе, нерешительности и неумению постоять за себя. Здесь большую роль будет играть нормальный, упорядоченный ритм жизни, чередование умственных и физических нагрузок .

3. Очень сильная склонность к самоанализу и бесконечным рассуждениям, постоянные колебания при принятии решений. Нерешительность и колебания в действиях особенно в ситуациях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, тревожная мнительность. Все это сочетается с опасениями, как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ним самим и особенно с близкими людьми.
В этом случае для подростка нежелательно, когда родители сильно «грузят» его своими ожиданиями и надеждами в отношении его будущего. Делают подростка ответственным за воплощение в жизнь их собственных несбывшихся надежд, возлагают недетские обязанности. Такие особенности подростка, как мнительность, нерешительность, склонность к тревоге по каждому поводу будут усиливаться.

4. У подростка очень сильно выражен эгоцентризм и жажда внимания окружающих. Он часто сочиняет и фантазирует с целью приукрасить себя и свои достижения. Переживания и эмоции носят театральную наигранность .
Эти черты личности получат подкрепление и будут усиливаться, если родители подростка будут всячески ему покровительствовать, ограждать от любых трудностей и неприятных обязанностей, неумеренно восторгаться мнимыми способностями и придавать излишне большое значение его достижениям. Другими словами, все время восхищаться подростком, даже в тех случаях, когда его реальные способности и достижения не очень велики.

Мы привели всего несколько примеров ярко выраженных индивидуальных особенностей и их учета в воспитании подростка.
Но кто лучше родителей знает своего ребенка? Присмотритесь к его поведению и эмоциям. Попробуйте проанализировать, - какие ваши действия вызывают ту или иную его реакцию. Подумайте в чем и как вы можете ему помочь. Одни и те же слова и действия могут воздействовать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.

В заключение отметим следующее.

К сожалению, не так редко встречаются случаи, когда родители тяготятся подростком, хотя гонят от себя подобную мысль и не признаются в этом себе. В этом случае подросток не получает эмоционального тепла, хотя родители и заботятся о нем, проявляют внимание к его воспитанию.
В зависимости от индивидуальных черт личности подростка его реакция может быть разной – от ухода в оппозицию к родителям до стремления всеми силами завоевать их любовь. Но в любом случае такая ситуация психологически травматична для любого ребенка, несмотря на заботу родителей, он все равно чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
Почему так происходит? Как правило, причины кроются в детстве самих родителей.
Что делать родителям, если они осознают такое свое отношение к ребенку? Здесь каждый самостоятельно должен найти ответ на этот вопрос. Часто в этом помогает консультация психолога.

И последнее, в разрешении и профилактике конфликтов с подростком важную роль играет способ поведения родителей в конфликтных ситуациях.

Когда в семье растет подросток , иногда родителям бывает нелегко. Чтобы его правильно воспитывать, нужно обладать большим терпением и эмоциональным интеллектом.

Только в этом случае мы сможем привить ребенку нужные ценности и адекватные ограничения и постепенно воспитать в нем зрелость и ответственность.

Мы объясним, как это сделать.

Подросток: как его воспитывать?

1. Предлагать новые права и обязанности

Обычно девочки развиваются несколько быстрее, чем мальчики, и в 11-12 лет они становятся более требовательными по отношению к родителям.

Мальчики развиваются медленнее, но лет в 13 и они «вдруг» становятся упрямыми и высокомерными , и мы перестаем их понимать.

В этом возрасте подросток начинает «входить» в мир взрослых, но еще «на детских ногах». Это нелегко. У него внутри царит гормональный, и когнитивный хаос, в котором ему предстоит разобраться.

Подростки жаждут учиться «быть взрослыми», требуют больше прав и свобод , но не могут объективно оценивать свои действия: насколько они рискованны и какими последствиями грозят.

Лучшее, что могут сделать родители, — это поддерживать определенное равновесие между правами и обязанностями подростка . Например, отпускать гулять с друзьями только после того, как выполнены все школьные задания. Важно, чтобы дети возвращались домой к условленному времени; если же ребенок опоздал, этого права его можно на какое-то время лишить.

Важно, чтобы подросток понял, что во взрослой жизни также есть множество обязательных норм и требований. Вещи не «падают с неба». Взрослые работают, чтобы обеспечивать семье достойный уровень жизни, покупать еду, одежду и другие необходимые вещи.

От подростков нужно требовать, чтобы они учились отвечать за свою учебу, за свои действия. И если вы устанавливаете нормы, эти нормы должны соблюдаться , а за их нарушением — следовать наказание.

Нельзя сегодня прощать за отступление от нормы, а завтра за это наказывать; поступая так, родители теряют уважение своих детей-подростков.

2. Воспитывать в позитивном духе: лучше поддержать, чем наказать

Некоторые родители постоянно ругают и наказывают своих детей-подростков. Выговоры, упреки… Это неправильно. Между наказаниями и поощрением и поддержкой должно быть определенное равновесие, и не стоит наказывать, когда можно помочь все исправить.

Рассмотрим пример. Ребенок «провалился» на экзамене, он приходит домой и его встречают криком и обвинениями. Мол, он бездельник, он никогда ничего не добьется в жизни и т. д.

Так делать не следует. Таким образом мы пробуждаем в подростке отрицательные эмоции , чувство беззащитности и понижаем его . Лучше расспросить его о причинах случившегося и сказать, что мы не сомневаемся в его способностях и верим в успешную сдачу экзамена после необходимой «работы над ошибками». При этом нужно по возможности помочь ему в этой «работе».

Когда ребенок совершает ошибку, подскажите ему, как ее исправить, как сделать лучше, а не подвергайте сразу уничижительной критике, не «уничтожайте морально». Вместо постоянных упреков и наказаний предлагайте стратегии поведения и демонстрируйте доверие . Это гораздо лучше.

3. Стараться установить и поддерживатьдоверительное общение

Старайтесь всегда выкроить время, чтобы пообщаться с ребенком, спросить его, как прошел день, что было интересного. Не нужно «выставлять оценки» за то, что он сделал или не сделал. Родители должны ориентировать подростка в жизни , а это предполагает постоянный и доверительный диалог.

Старайтесь не допускать, чтобы ваш ребенок-подросток, как это часто бывает, постоянно сидел в комнате за компьютером, слушая музыку, и выходил только поесть или погулять с друзьями. Старайтесь, чтобы он не отстранялся от общих домашних дел.

Во время еды и разговаривайте с детьми. Спрашивайте их об их вкусах, друзьях, о тех, кто им нравится.

В идеале дети должны видеть в вас друга, готового прийти на помощь, а не «врага», который постоянно критикует и наказывает, и от которого нельзя ждать помощи и поддержки.

Выслушивайте детей, помогайте им ориентироваться, будьте им родителем, но также другом. Устанавливайте ограничения, когда нужно, и давайте права , когда можно. Так вы воспитаете в детях зрелость и ответственность.


В заключение отметим, что быть родителем подростка нелегко. Никто не даст вам идеального «учебника» по этому «предмету».

Тем не менее, уверяем вас, что, обладая оптимизмом, любовью и волей, вы сможете воспитать зрелую и ответственную личность, способную принимать важные жизненные решения. Это будет личность, способная быть , которая знает, что для достижения целей нужно прилагать усилия, что для того, чтобы иметь хороших друзей и мужа (жену), нужно уметь их уважать и понимать.

Озвучим еще одну важную мысль: необходимо, чтобы отец и мать придерживались одних взглядов на воспитание детей. У них должны быть одни ценности и одни требования.

С 11 до 18 лет дети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких. В англоязычных странах таких детей называют тинейджерами.

  • Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
  • В его жизни появляются новые кумиры.
  • У тинейджера часто меняется настроение.
  • Повышаются финансовые требования.
  • Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.
  • В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

Как решать проблемы подросткового возраста?

Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания - это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к серьезному стрессу или даже самоубийству. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают свои методы воспитания правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.

Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, например, трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.

Особенности развития подростков

В процессе воспитания ребенка подросткового возраста родителей могут насторожить многие моменты - родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим).

Физиологическое развитие:

  • Половое созревание: у девочек - начало менструаций, у мальчиков - поллюции.
  • Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек - женские формы тела, у мальчиков - рост бороды, мутация голоса.

Психическое развитие:

  • Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
  • Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
  • Поиск примеров для подражания.
  • Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
  • Частая смена настроения.
  • Чрезмерная чувствительность.
  • Мечтательность.
  • Желание завязать отношения с противоположным полом.
  • Излишняя самостоятельность в принятии решений.

Каждой семье знакома ситуация, когда наступает период времени непослушного подростка. Это переходный возраст ребенка. Его важно не упустить, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами в более серьезных форматах. Ведь хочется, чтобы ребенок понимал происходящие события в жизни, воспринимал все правильно и мог пользоваться советами старших людей.

Как воспитать подростка? Это самый насущный и важный вопрос, возникающий в каждой семье, где есть дети. Чаще всего родители начинают свое воспитание с того, что объясняют, почему неправильно поведение ребенка и чем это будет грозить ему в дальнейшем. Но в большинстве случаях обычные воспитательные беседы и разговоры не дадут никакого результата. И на этом воспитание трудного подросткового возраста останавливается, поскольку родители думают, что не в силах бороться с этим поведением. Но кто, как ни папа с мамой, должны помочь ребенку и направить его в нужное русло?

Формирование привычек и навыков

О том, как правильно воспитывать подростков, можно услышать от любого психолога. Большинство ученых вывели гипотезу о том, что мозг ребенка очень пластичен. И с самого детства он будет меняться от внешних событий, факторов. Ребенок станет подстраиваться под ту или иную ситуацию. И на основе этого станут формироваться привычки и навыки, которые в дальнейшем сложно переломить.

С возрастом мозг уже не настолько пластичен, но он может развиваться. И это является ключевым моментом, который необходимо использовать. Поэтому важно не упустить момент исправления поведения в подростковом возрасте. Ведь иногда случается так, что данный период является последним шансом создать и укрепить нервную систему подростка, правильные манеры его поведения. Все это будет оказывать влияние на дальнейшую жизнь вашего взрослеющего ребенка.

Чувствительность и эмоциональность детей-подростков

Вопросом о том, как воспитывать детей-подростков, задается каждый обычный родитель. Важно знать то, что в таком возрасте дети становятся очень чувствительны, подвержены частым эмоциональным срывам. Все это происходит у них в голове. В этом-то и состоит опасность, поскольку, как активно работает мозг и что там происходит, понять сразу невозможно. У подростков активизируется та часть мозга, которая отвечает за эмоции. Дело усугубляется тем, что часть мозга, способствующая принятию здравомыслящих решений, только развивается. Отсюда и импульсивное поведение, и перепады настроения, и многое-многое другое.

Нужно заранее выяснять, как правильно воспитывать подростков, чтобы потом не возникало проблем. К каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход, который подойдет конкретно его характеру, манерам поведения.

Способы, воспитывающего воздействия

Ребенок часто хочет испытывать какую-то радость, какие-то эмоции. Но ведь дети не всегда понимают, что эмоции могут быть не только положительными, но и отрицательными. Поэтому в случае отрицательных ощущений или негативной ситуации подросток не сможет правильно поступить. Родителям важно знать, какие есть способы воспитывающего воздействия на детей и подростков. Можно выделить как минимум пять различных методов:

  • убеждение;
  • упражнения и приучения;
  • процесс обучения;
  • метод стимулирования;
  • обязательно контроль и оценка поведения.

Каждый из этих способов должен проявляться от воспитывающего человека, поскольку он различными методами будет влиять на ребенка. В педагогике существует несколько важных позиций. Первоначально с помощью правильной речи преподносятся объяснения той или иной ситуации. После чего происходит контроль того, как подросток понял слова и какой вывод он делает. И в конце обязательно нужно дать оценку его поведения.

Первый способ - это убеждение наших подростков

Воспитывать, понимать, любить - это три составляющие, которые обязательно должен применять любой родитель. В момент проведения воспитательной беседы нужно приводить такие аргументы, которые станут основными моментами и будут держать внимание подростка конкретно на возникшей ситуации. Метод убеждения - это возможность с разных сторон действовать на разум, ум юного человека. Здесь следует использовать различные доказательства, способы объяснения и внушения своей точки зрения. Важно знать, как воспитать самостоятельность у подростка. Ведь данному навыку можно научить только на этапе воспитания. А именно через упражнение, например, планомерно организовывать выполнение разных действий. Такие упражнения помогут сформировать и развить личность.

Метод обучения и стимулирования

Тому, кто интересуется вопросом, как воспитать подростка, будет интересно узнать еще о двух методах, которые пригодятся в общении с ребенком. Поговорим об обучении. Метод является практически доминирующим средством. Можно обучать словами, наглядным примером и действиями. Эту классификацию необходимо дополнять способами проверки и закрепления.

Следующий метод - это стимулирование. Данный процесс помогает ребенку осознавать проделанные поступки. Стимулирование поможет пробудить, дать импульс, сделать толчок мыслям, чувствам, и тогда ребенок станет действовать в нужном направлении.

Демонстрация любви между членами семьи

По сути, подростки девочки и мальчики сильно не отличаются. Но есть небольшие склонности и различия между ними в воспитании. Существует три метода воспитания. Первое правило - это демонстрация любви. Ребенок должен чувствовать комфорт и уют в доме. Для этого важно окружать его не только заботой, но и любовью. Часто в непонятных ситуациях ребенку важно выражать поддержку. Каждый член семьи должен проявлять нежность и внимание, а также активно участвовать в жизненных планах юного человека. При любом положительном или отрицательном событии важно отметить поведение ребенка и в мягкой форме дать оценку его действиям.

Строгость в воспитании. Должна ли она быть?

Второе правило воспитания - это строгость. Если вы интересуетесь тем, как воспитать подростка правильно, то про строгость забывать не стоит. Ребенок не сможет правильно воспринимать поучительные слова, если родители не будут держать внешний контроль. Причем он должен быть строго озвучен. Только тогда есть возможность проявления самостоятельности у ребенка, чтобы он мог самостоятельно контролировать свои действия.

Соблюдать последовательность необходимо также в своих действиях и поступках. В случае возникновения повторной ситуации не нужно прибегать к крику и создавать атмосферу страха для ребенка. Такая агрессия только замкнет чувства подростка. Контроль необходимо постепенно ослаблять. Ребенок должен делать самостоятельные шаги к правильной цели. Иначе все подконтрольные действия не дадут ему понять свое поведение. Подросток должен ощущать контроль над своим поведением, разбираться в том, что он делает правильно, а что - нет.

При соблюдении этих трех правил воспитания получится отличный результат. У ребенка должно проявляться чувство саморегуляриции своего поведения. Укрепить самоконтроль возможно, выполняя физические упражнения. Самым эффективным видом спорта считается командный - футбол, баскетбол, хоккей.

Период полового созревания

Самый сложный этап развития личности человека - это подростковый период. Каждый родитель должен знать, как воспитывать подростка в 14 лет. Это период, когда происходит процесс полового созревания, формируются физиологические признаки, вырабатывается характер, проявляются определенные эмоции. Переходный возраст у девочки начинается гораздо раньше, чем у мальчиков. Поэтому задумываясь о том, как воспитывать подростка мальчика или девочку, следует помнить, что методики их обучения немного отличаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

Особенности и отличия в воспитании мальчиков и девочек

Основными отличительными чертами считаются такие нюансы, что мальчику нужно доверять, а вот о девочке следует заботиться. Если к мальчику часто проявлять любовь, дарить ему нежную заботу, то в глазах ребенка это будет выглядеть так, будто родители не доверяют ему. От отсутствия веры у него не будет самостоятельности. А вот если девочке дать полную свободу в выборе своих действий, то она может подумать, что она никому не нужна и ее никто не любит. Свою заботу сыну нужно выражать только через доверие.

Чувства девочки и мальчика в раннем возрасте также будут отличаться. Это следует всегда учитывать. Если мальчик-подросток сделал правильный поступок, то его самостоятельное действие необходимо поддержать. Также обязательно следует мотивировать его поступок, чтобы в дальнейшем каждое действие обдумывалось.

Особенности воспитания девочек. Что следует учитывать?

Каждой маме следует знать, как воспитать подростка-девочку. Ведь девочка - это нежное создание, которому необходимо забота и особое внимание. Она при любом случае будет проявлять свои чувства, эмоции и порой даже слезы.

Девочек нужно любить и постоянно проявлять к ним эту любовь на деле, чтобы они чувствовали ее и понимали, что ими дорожат. Девочкам нужно одобрение, забота и понимание. Особенно важно также помогать в сложную минуту и поддерживать. Как только девочка почувствует заботу, направленную на нее, сразу появится уверенность в себе, своих поступках и действиях. И в дальнейшем ей будет легко справляться с теми или иными трудностями и проблемами.

О том, как воспитать подростка, много уже сказано. Из всего большого количества рекомендаций можно выделить самые главные критерии, на которые стоит обращать внимание каждому родителю, имеющему у себя в доме подростка:

  1. Родители должны интересоваться делами своего ребенка и обязательно участвовать в них. А точнее помогать и поддерживать. Это поможет проконтролировать его поступки и совместно пройти трудности. Если внимательности и помощи родителей будет недостаточно, то у ребенка может появится низкая самооценка.
  2. Мамы и папы должны не только воспитывать, но и слушать и сопереживать чаду. Родители, которые не обладают такими чувствами, будут вызывать у ребенка равнодушие.
  3. У пап и мам должна присутствовать любовь и положительные эмоции. Они должны проявляться не только к подростку, но и друг к другу. Если ребенок будет видеть в семье любовь и нежность, то и у него в душе всегда будут положительные и легкие эмоции.
  4. Признание и одобрение поступков детей со стороны родителей.
  5. К ребенку должно проявляться доверие. Недоверие к подростку приведет к тому, что станет проявляться страх.
  6. Родители должны подавать ребенку личный пример, который будет основываться на правильном поведении, совершении только обдуманных поступков и действий.
  7. Обязательно нужно проявлять внимание к школьной жизни подростка. Это необходимо, чтобы он чувствовал контроль родителей и выполнял свои обязанности по учебе в полной мере. Ведь понятно же, что ему это пригодится.

Мы разобрали общие советы воспитания повзрослевших детей. Прилагайте силы, чтобы найти общий язык даже с самым трудным подростком, и ваши старания обязательно будут вознаграждены.