Песочная терапия в детском саду. Значение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника.

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - загадочный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых, завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поиграть игрушками, поковыряться в нем палкой, выкопать ямку.

Рисование на песке доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его кроха может размазывать по стеклу.

Да и на развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги и детские психологи отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка.

Дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны. Очень многие детские психологи на своих занятиях с эмоционально нестабильными детьми прибегают к рисованию песком.

Чем полезно рисование на песке для детей?

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Очень полезно рисование на песке гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Работа с песком успокаивает – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Рисование на песке дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.

Особенно показано рисование на песке детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Рисование песком - это маленькое чудо. Давайте узнаем о нем немного больше…

    Рисование песком – это маленькое чудо, волшебство. Рисование организовывается при приглушенном свете на белом оргстекле с подсветкой. Одно это придает процессу рисования некоторую таинственность, исключительность.

    Песок - это природный материал, с которым знаком каждый взрослый и ребенок. Он сам подсказывает, как его использовать (сыпать, мять, гладить и пр.). Изображения из песка получаются всегда очень органичные, объемные, как живые.

    Рисование на песке отличается от обычного рисования на бумаге тем, что оно не создает так называемого «страха белого листа», ведь лист изначально «грязный», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.

    Влияние таких игр на развитие ребенка:

    Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики куда лучше, чем пальчиковые гимнастики и прописи.

    Сначала дети учатся рисовать так, чтобы песок не высыпался со стола для рисования, а это детям дается нелегко, ведь глазодвигательная координация развита далеко не у всех.

    Чтобы разровнять песок тонким слоем или насыпать ровную полосу песка, надо очень точно регулировать нажим руки, а это даже далеко не всем взрослым сразу удается. Также очень часто используется рисование щепоточками, а это уже совсем тонкая моторика.

    Безусловно, нужно отметить, что рисуем мы на песке часто двумя руками, а это хорошо влияет на развитие межполушарных связей, которые являются залогом эффективной и энергоемкой работы мозга в целом.

    Занятия проходят хоть и за столами, но они довольно подвижны, ведь определенные элементы гораздо удобнее рисовать стоя, или обходить стол с другой стороны. А еще иногда очень интересно помочь соседу!

    Ну и, конечно же, нельзя не отметить влияние таких занятий на раскрепощение, развитие творческого потенциала, фантазии каждого ребенка. Ведь на рисовании песком лишь в начале детям показывают основные приемы рисования, а дальше дети экспериментируют сами. Песок многогранен, всегда найдется несколько способов, чтобы нарисовать один и тот же элемент.

    Также рисование на песке способствует развитию пространственных представлений (ориентации на листе), речевому развитию (занятие строятся на основе какого-то сюжета, а дети активно привлекаются к его сочинению и повествованию).

    Особенность этих занятий заключается в том, что ведет их не педагог-художник, а психолог, занимающийся песочной терапией. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Рисование на песке для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

"Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно",

Писал К.Г.Юнг.

Психологи давно пришли к выводу, что с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы. Сегодня мы поговорим о песочной терапии - занятиях для детей и взрослых, используемых в логопедии, психиатрии и аналитической психологии. Эта необычная методика была изобретена К. Юнгом, а затем распространена психологом М. Левенфельдом.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии. Ее особенность заключается как в простоте метода, так и в самых обычных материалах для игр и упражнений.

В рамках данной терапии используется водонепроницаемый ящик стандартных размеров (50х70см). Он может быть деревянным, пластиковым или любым другим, но обычно предпочтение отдают натуральным материалам. Психологи, проводящие сеансы песочной терапии, называют его «поднос», поскольку высота ящика составляет всего 8 см. Такие его размеры выбраны неслучайно - они идеальны для занятий с детьми, поскольку позволяют охватить взглядом всю рабочую площадь одновременно. Изнутри ящик для песочной терапии окрашен в голубой цвет, символизирующий бесконечность.

Песок, используемый для песочной терапии, должен быть предварительно просеян и прокален. Им следует наполнить ящик, но не до краев, а лишь на 2/3 объема. Иногда вместе с сухой составляющей используют воду, чтобы ребенок мог лепить из мокрого песка различные фигуры.

Отдельно следует сказать об игрушках для песочной терапии. Использовать можно любые предметы, но только небольшие (до 8 см). Обычно это и природные материалы (камешки, шишки, веточки, ракушки), и рукотворные (детские игрушки, фигурки людей, архитектурные постройки, машины, растения, предметы домашнего обихода и многое другое).

Занятия проводятся как индивидуально, так и малыми группами. Как правило, сначала малышу предлагается просто познакомиться с материалами - потрогать песок, игрушки. Затем преподаватель (или врач) дает ребенку различные задания, которые могут быть различными по степени сложности в зависимости от возраста ребенка, его диагноза и от цели данного курса песочной терапии.

Упражнения и игры для песочной терапии могут быть следующими:

  • построить замок, город или дом своей мечты;
  • нарисовать на песке определенную фигуру или создать «картину»;
  • используя игрушки, вместе проигрывать различные проблемные ситуации;
  • устраивать «потопы» и «наводнения», спасая игрушки от воды;
  • крепко сжимать песок в кулачках (используется для стимуляции развития мелкой моторики и речи, а также для преодоления агрессии);
  • дать ребенку свободу в игре - пусть он создает именно те композиции, которые хочет (это помогает лучше понять, что тревожит ребенка).

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии. Эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто практикуется сказкотерапия, музыкотерапия, работа с красками, глиной и т. п. Все эти виды относятся к арт-терапии и помогают деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Замечено, что

буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова.

Проходить курс песочной терапии лучше всего у квалифицированного детского психолога. Кроме того, занятия с песком часто используются как игровые элементы в школах раннего развития, в некоторых методиках обучения дошкольников (к примеру, Монтессори). Иногда песочная терапия применяется в специализированных детских садах (логопедических, для слабовидящих детей и т. п.)

Педагог-психолог

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №36» Часовская Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия, как метод всестороннего развития ребенка.

"Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно",

Писал К.Г.Юнг.

Психологи давно пришли к выводу, что с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы. Сегодня мы поговорим о песочной терапии - занятиях для детей и взрослых, используемых в логопедии, психиатрии и аналитической психологии. Эта необычная методика была изобретена К. Юнгом, а затем распространена психологом М. Левенфельдом.

Материалы для песочной терапии

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии. Ее особенность заключается как в простоте метода, так и в самых обычных материалах для игр и упражнений.

В рамках данной терапии используется водонепроницаемый ящик стандартных размеров (50х70см). Он может быть деревянным, пластиковым или любым другим, но обычно предпочтение отдают натуральным материалам. Психологи, проводящие сеансы песочной терапии, называют его «поднос», поскольку высота ящика составляет всего 8 см. Такие его размеры выбраны неслучайно - они идеальны для занятий с детьми, поскольку позволяют охватить взглядом всю рабочую площадь одновременно. Изнутри ящик для песочной терапии окрашен в голубой цвет, символизирующий бесконечность.

Песок, используемый для песочной терапии, должен быть предварительно просеян и прокален. Им следует наполнить ящик, но не до краев, а лишь на 2/3 объема. Иногда вместе с сухой составляющей используют воду, чтобы ребенок мог лепить из мокрого песка различные фигуры.

Отдельно следует сказать об игрушках для песочной терапии. Использовать можно любые предметы, но только небольшие (до 8 см). Обычно это и природные материалы (камешки, шишки, веточки, ракушки), и рукотворные (детские игрушки, фигурки людей, архитектурные постройки, машины, растения, предметы домашнего обихода и многое другое).

Упражнения для песочной терапии

Занятия проводятся как индивидуально, так и малыми группами. Как правило, сначала малышу предлагается просто познакомиться с материалами - потрогать песок, игрушки. Затем преподаватель (или врач) дает ребенку различные задания, которые могут быть различными по степени сложности в зависимости от возраста ребенка, его диагноза и от цели данного курса песочной терапии.

Упражнения и игры для песочной терапии могут быть следующими:

  • построить замок, город или дом своей мечты;
  • нарисовать на песке определенную фигуру или создать «картину»;
  • используя игрушки, вместе проигрывать различные проблемные ситуации;
  • устраивать «потопы» и «наводнения», спасая игрушки от воды;
  • крепко сжимать песок в кулачках (используется для стимуляции развития мелкой моторики и речи, а также для преодоления агрессии);
  • дать ребенку свободу в игре - пусть он создает именно те композиции, которые хочет (это помогает лучше понять, что тревожит ребенка).

Актуальность песочной терапии для детей

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии. Эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто практикуется сказкотерапия, музыкотерапия, работа с красками, глиной и т. п. Все эти виды относятся к арт-терапии и помогают деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Замечено, что

буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова.

Проходить курс песочной терапии лучше всего у квалифицированного детского психолога. Кроме того, занятия с песком часто используются как игровые элементы в школах раннего развития, в некоторых методиках обучения дошкольников (к примеру, Монтессори). Иногда песочная терапия применяется в специализированных детских садах (логопедических, для слабовидящих детей и т. п.)

Педагог-психолог

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №36» Часовская Н.В.


Организация: МКОУ детский дом-школа №95

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Данная статья будет полезна педагогам-психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и заботливым родителям.

Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который появился примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Фильм был сделан в совершенно незнакомой до той поры технике. Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Цако (Ferenc Cak). Вот как раз его удачный опыт и лег в основу нового вида искусства – рисования песком. Зародившись на Западе (Sand Art / Sand Animation / Sand Fantasy) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире. Чего только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям.

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, ребенок почувствует его тепло, его текучесть, его движение.
Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают волшебство. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Здесь нет канонов, здесь невозможно ошибиться… Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование.

Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.

Чем ребенку могут быть полезны занятия по рисованию песком?

Как и любое другое занятие ИЗО-творчеством, песочная живопись (в том числе, как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев , пространственное восприятие, мышление и внимание , воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка . К этому списку можно добавить, что при рисовании пескомразвивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

Но это еще далеко не все!

Это очень актуальный в наше времяспособ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

Эти занятия особенно рекомендуются специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

И дети, и взрослые, увлекающиеся рисованием на песке - уравновешенные, гибкие, коммуникабельные и очень творческие люди.

Уменьшение стресса – одно из чудесных последствий искусства рисования песком. Манипулируя сыпучим материалом ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Этот вид изобразительного искусства развивает ручную моторику ребёнка, познавательную сферу (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственные представления), процессы психоэмоциональной саморегуляции, формирует творческий потенциал, совершенствует коммуникативные навыки.

Можно выделить как минимум три причины, из-за которых следует научиться рисовать песком:

1. Минимум расходных материалов . Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло.

2. Красота и пластичность . Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогенными факторами . У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций. Рисуя песком, человек все больше уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему определенную возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, привести в порядок свои мысли и чувства.

Отметим также несколько важных особенностей совместного с ребенком рисования песком:

  1. Ребенку лишь предлагаются варианты игр и заданий, а не заставляют его следовать строгой программе.
  2. Структура занятия адаптирована под интересы самого ребенка.
  3. Это пространство для самовыражения ребенка, без установленных жестких рамок и правил.
  4. Ценится его инициатива и мнение, но не молчаливое согласие с педагогом.
  5. Стимулируется развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовым ответом.
  6. Поддержка ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

7. Ценится природная мудрость ребенка и его уникальность, но не учит его «быть таким как все».

Ирина Кадомцева
Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников

«Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников »

«Лучшая игрушка для детей – кучка песка»

К. Д. УШИНСКИЙ

В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагоги постоянно ведут поиски, которые направленны на превращение образовательного процесса в детском саду в заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности.

На данном этапе художественно-эстетическое развитие дошкольника является наиболее актуальным, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент творческой личности. Ведь как известно, «в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Все дети обладают определенным потенциалом художественного развития , поэтому необходимо создать условия для раскрытия творческих способностей. Вовремя заметить эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность детям проявить их. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дало толчок к поиску инновационных методов и технологий в работе с дошкольниками .

Одной из таких технологий является песочная анимация или по-другому рисование песком, песочное искусство (Sand-art) . Именно эту технологию в настоящее время активно внедряет педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения. Рисование песком, по праву, считается уникальным видом искусства, поскольку объединяет в себе и игру, и полезные для развития детей занятия , и воспитательные моменты. Песочная анимация отличается от классического рисования тем, что у детей нет так называемого «страха белого листа» , ведь «лист» изначально «грязный» : если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить – это и сенсорный материал, предметно-игровая среда , и материал для изобразительной творческой деятельности, эксперименти-рования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

В ноябре 2015 года нашим учреждением были приобретены для четырех групп по одной «Чудо-песочнице » - стол с подсветкой для рисования пеком. За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы начали использовать при рисовании песком, действительно, способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию детей . Ведь помимо приобретения и освоения навыков рисования, песочное творчество содержит общеразвивающую и психоэмоциональную составляющую.

В своей работе я применяю рисование песком для развития познавательных процессов; развития творческого потенциала; развития печи ; формирования коммуникативных навыков; развития мелкой моторики ; снятия эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей.

Рисование песком я использую, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия . Так, например, это : обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету) ; познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира) ; проективные игры (развивают фантазию ребенка ) .

В самом начале использования «Чудо-песочницы » у нас появились правила игры с песком. Их знают и выполняют все дети : береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы ; песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей; у юных художников всегда должны быть чистые ручки и носики. Свои правила у нас есть и для педагогов : 1) ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе; 2) структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка; 3) необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила; 4) надо ценить инициативу ребенка и его мнение; 5) важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами; 6) нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.

Перед тем, как приступить к занятиям с детьми (возраст 5-6 лет, я провела : диагностику уровня развития творческих способностей дошкольников (методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко) ; диагностику мелкой моторики и пальцев рук; диагностику развития творческого мышления, воображения, восприятия.

В своей работе я использую такие способы рисования песком, как : кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, кулачками, кистью для акварели, стеками. И техники рисования песком : вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание по контуру. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

Познавательные игры на песке мы делим на несколько видов :

1. Игры, направленные на знакомство с окружающим миром (через них мы познаем то, что рядом с нами : животных, насекомых, леса, поля, моря, острова, город, транспорт и пр.).

2. Географические игры (моделируем в песочнице различные климатические зоны) .

3. Исторические игры и игры-экскурсии по родному городу.

4. Проективные игры на песке.

5. Игры на знакомство с фольклором (сказки, мультфильмы) .

Такие игры способствует успешному развитию интеллектуальных способностей, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики. Проговаривая свою историю, ребенок учится формулировать мысли, развивая речь , находит конструктивные решения; вспоминая сюжет мультика/сказки – развивает память . Играя с друзьями, ребенок учится взаимодействию, становится коммуникабельным и уверенным в себе. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Песочница привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Кроме того, синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия : интеллектуально-логического и эмоционально целостного. Отдельно стоит отметить, что при рисовании песком неуверенные в себе, с низкой самооценкой дети не боятся делать ошибки. Очень полезно рисование песком и гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.

Для более успешной работы по данной технике рисования занятия проходят индивидуально или небольшими подгруппами (5 – 7 человек) . Для создания наиболее интересных и творческих рисунков необходима предварительная работа : наблюдение, беседа, экскурсии, проекты, опыты, рассматривание (познание, чтение художественной литературы. В ходе работы дети учатся договариваться друг с другом, описывают свои работы, составляют по ним рассказы, сказки (коммуникация и социализация) . Непосредственно перед рисованием песком я со своими детьми провожу пальчиковую гимнастику. Содержание пальчиковой гимнастики часто соответствует теме занятия. При этом я применяю следующую структуру игр и игровых занятий в песочнице : вводная часть – ритуал приветствия; введение в игровую среду , ситуацию, игровое задание; основная часть – упражнения, игры (рисование песком, знакомство с героями, строительство замков, игровые ситуации); заключительная часть – рефлексия, подведение итогов игры, ритуал прощания (завершая работу в песочнице , дети разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок ).

Говоря о результативности, можно отметить следующее :

1. После года занятий (по результатам проведенной диагностики) значительно возросла активность и самостоятельность в рисовании; у детей появилось умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства; снизился уровень тревожности; повысился уровень формирования мелкой моторики.

2. Произошли качественные изменения и в развитии связной речи (дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения). Через стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком произошло обогащение словарного запаса.

3. У детей расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (дети могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение).

4. Песочное рисование способствовало развитию графомоторных навыков.

5. Дети научились передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

6. Дети научились создавать песочные картины с учетом ритма, симметрии, у них сформировались композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета (итогом работы стало создание мультипликационного фильма в технике песочная анимация ).

Световой стол для рисования песком можно заменить обычными фоторамками (со стеклянной поверхностью) формата А4 или пластиковыми подносами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1. М. Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница » , М. ИНТ, 2010 г.

2. О. Н. Никитина «Песочное рисование в психолого-педагогической практике», СПб 2013

3. Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной феи . Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста ». СПб.: «Речь» , М.: «Сфера» , 2011

4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии » , СПб «Речь» , 2006

5. Н. А. Сачкович «Технология игры в песок . Игры на мосту» , СПб.: «Речь» , 2008

6. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» . Практикум по песочной терапии . М.: «Речь» , 2005

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3»

КАДОМЦЕВА И. В.

(Ленинградская область, г. Сосновый Бор)

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.