Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы. Песочная терапия в детском саду

Из детских воспоминаний у каждого невольно всплывают моменты пляжных игр в песочные замки или игры далёкого прошлого в дворовой песочнице с соседскими детьми. Оказывается, это не только развлечения, но и польза физиологического и психологического развития, если всё это песочная терапия.

Если вы родители или воспитатели, то, наверное, замечали неоднократно, как воздействуют песочные игры на детей, дети увлечённо и совершенно спокойно ковыряются пальчиками, игрушками и лопатками в песке.

Дети просто погружаются в завораживающий и манящий их песочный мир. Такие моменты наступают в определённом возрастном промежутке, и этим можно воспользоваться в работе с дошкольниками, организовать песочную терапию для детей.

Метод песочной терапии

Методы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста уже давно используются в практике. Песочная терапия для детей только увеличит полезность и успокаивающее действие.

Стоит заметить, что на улице дети могут играть только летом и в благоприятную погоду. А почему же не устроить песочницу дома и в детском саду? – это же так просто. Можно даже разнообразить игру в песке, сделав песочницу с подсветкой, и заняться песочной анимацией.

Терапия песком в детском саду

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. Дети, увлекаясь песочными играми, становятся подсознательно зависимы от увлечения.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.

Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнг и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется в дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп, в том числе и дошкольными.

Применение метода песочной терапии сейчас встречается даже в домашних условиях. Песочную терапию можно применять не только в лечении психических заболеваний и для психологического воздействия, но и в сочетании с мелкими игрушками использовать в дефектологии.

Обучиться песочной терапии можно в кратчайшие сроки, это не составит больших усилий, тем более, что вы принесёте огромную радость детям и услышите их благодарность.

При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

Рисунки не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески.

У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже, и они скрытные.

Песочная терапия раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития. С её помощью очень , чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.


Наконец, песочную терапию можно использовать как простое успокаивающее для буйных и гиперактивных детей.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Разносторонность плюсов песочной терапии позволяет использовать песок даже в качестве помощника в работе логопеда. Песок можно использовать для развития речи. Вроде бы, на первый взгляд, речь и песок никак не могут быть связаны.

Но стоит напомнить, что песок это строительный материал, и на нём можно лепить и писать буквы, слова, дети могут лепить фигуры, а затем рассказывать, что это, и почему ребёнок слепил именно такую фигуру.

Особенности занятий песочной терапии

Для организации занятий песочной терапии, исходя из названия, конечно же потребуется песок, лучше всего и сухой, и влажный.

Нужны две песочницы, одна с нижней подсветкой, (для сухого песка), вторая просто влагостойкая песочница (для влажного песка).

В дополнение для занятий по потребуется много различных мелких игрушек, как в шоколадных яйцах «Kinder».

Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.

Ребёнок должен сам расположить игрушки в песочнице на своё усмотрение в любой последовательности и в любом месте. Психолог уже в ходе расстановки игрушек видит определённую связь с эмоциональным самовыражением ребёнка и где-то может помочь в ходе игры детей в затруднительные моменты.

Песочная терапия это доступное средство образования для практически любого педагога и помощник воспитательного процесса и не требует каких-либо глобальных денежных затрат.

Ящики может сделать хозработник учреждения, песок на улице, мелкие игрушки есть в каждом детском саду, даже если их купить набором, это не настолько дорогостояще. Лучше конечно, чтобы бортики песочницы были повыше, а дно выкрашено в небесно-голубой цвет, как символ воды и неба. Песок должен быть чистым и безопасным (промыт, просеян, прокален в духовом шкафу).

С помощью игр во время сеансов песочной терапии должны использоваться различные сценарии жизненных ситуаций, связанных с отношениями, профессией, природой и даже этнической направленности.

В связи с этим должны присутствовать фигуры людей разных полов, возрастов, профессий и национальностей, всевозможные животные, птицы, растения, предметы быта, мебель.

Все сцены игр должны быть сфокусированы на конкретном задании с определённым типом игрушек. Желательно, чтобы в аудитории, где занимаются дети, играла мелодичная спокойная музыка, или царила тишины, с учётом предпочтений группы.

"Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно",

Писал К.Г.Юнг.

Психологи давно пришли к выводу, что с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы. Сегодня мы поговорим о песочной терапии - занятиях для детей и взрослых, используемых в логопедии, психиатрии и аналитической психологии. Эта необычная методика была изобретена К. Юнгом, а затем распространена психологом М. Левенфельдом.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии. Ее особенность заключается как в простоте метода, так и в самых обычных материалах для игр и упражнений.

В рамках данной терапии используется водонепроницаемый ящик стандартных размеров (50х70см). Он может быть деревянным, пластиковым или любым другим, но обычно предпочтение отдают натуральным материалам. Психологи, проводящие сеансы песочной терапии, называют его «поднос», поскольку высота ящика составляет всего 8 см. Такие его размеры выбраны неслучайно - они идеальны для занятий с детьми, поскольку позволяют охватить взглядом всю рабочую площадь одновременно. Изнутри ящик для песочной терапии окрашен в голубой цвет, символизирующий бесконечность.

Песок, используемый для песочной терапии, должен быть предварительно просеян и прокален. Им следует наполнить ящик, но не до краев, а лишь на 2/3 объема. Иногда вместе с сухой составляющей используют воду, чтобы ребенок мог лепить из мокрого песка различные фигуры.

Отдельно следует сказать об игрушках для песочной терапии. Использовать можно любые предметы, но только небольшие (до 8 см). Обычно это и природные материалы (камешки, шишки, веточки, ракушки), и рукотворные (детские игрушки, фигурки людей, архитектурные постройки, машины, растения, предметы домашнего обихода и многое другое).

Занятия проводятся как индивидуально, так и малыми группами. Как правило, сначала малышу предлагается просто познакомиться с материалами - потрогать песок, игрушки. Затем преподаватель (или врач) дает ребенку различные задания, которые могут быть различными по степени сложности в зависимости от возраста ребенка, его диагноза и от цели данного курса песочной терапии.

Упражнения и игры для песочной терапии могут быть следующими:

  • построить замок, город или дом своей мечты;
  • нарисовать на песке определенную фигуру или создать «картину»;
  • используя игрушки, вместе проигрывать различные проблемные ситуации;
  • устраивать «потопы» и «наводнения», спасая игрушки от воды;
  • крепко сжимать песок в кулачках (используется для стимуляции развития мелкой моторики и речи, а также для преодоления агрессии);
  • дать ребенку свободу в игре - пусть он создает именно те композиции, которые хочет (это помогает лучше понять, что тревожит ребенка).

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии. Эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто практикуется сказкотерапия, музыкотерапия, работа с красками, глиной и т. п. Все эти виды относятся к арт-терапии и помогают деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Замечено, что

буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова.

Проходить курс песочной терапии лучше всего у квалифицированного детского психолога. Кроме того, занятия с песком часто используются как игровые элементы в школах раннего развития, в некоторых методиках обучения дошкольников (к примеру, Монтессори). Иногда песочная терапия применяется в специализированных детских садах (логопедических, для слабовидящих детей и т. п.)

Педагог-психолог

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №36» Часовская Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия, как метод всестороннего развития ребенка.

"Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно",

Писал К.Г.Юнг.

Психологи давно пришли к выводу, что с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы. Сегодня мы поговорим о песочной терапии - занятиях для детей и взрослых, используемых в логопедии, психиатрии и аналитической психологии. Эта необычная методика была изобретена К. Юнгом, а затем распространена психологом М. Левенфельдом.

Материалы для песочной терапии

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии. Ее особенность заключается как в простоте метода, так и в самых обычных материалах для игр и упражнений.

В рамках данной терапии используется водонепроницаемый ящик стандартных размеров (50х70см). Он может быть деревянным, пластиковым или любым другим, но обычно предпочтение отдают натуральным материалам. Психологи, проводящие сеансы песочной терапии, называют его «поднос», поскольку высота ящика составляет всего 8 см. Такие его размеры выбраны неслучайно - они идеальны для занятий с детьми, поскольку позволяют охватить взглядом всю рабочую площадь одновременно. Изнутри ящик для песочной терапии окрашен в голубой цвет, символизирующий бесконечность.

Песок, используемый для песочной терапии, должен быть предварительно просеян и прокален. Им следует наполнить ящик, но не до краев, а лишь на 2/3 объема. Иногда вместе с сухой составляющей используют воду, чтобы ребенок мог лепить из мокрого песка различные фигуры.

Отдельно следует сказать об игрушках для песочной терапии. Использовать можно любые предметы, но только небольшие (до 8 см). Обычно это и природные материалы (камешки, шишки, веточки, ракушки), и рукотворные (детские игрушки, фигурки людей, архитектурные постройки, машины, растения, предметы домашнего обихода и многое другое).

Упражнения для песочной терапии

Занятия проводятся как индивидуально, так и малыми группами. Как правило, сначала малышу предлагается просто познакомиться с материалами - потрогать песок, игрушки. Затем преподаватель (или врач) дает ребенку различные задания, которые могут быть различными по степени сложности в зависимости от возраста ребенка, его диагноза и от цели данного курса песочной терапии.

Упражнения и игры для песочной терапии могут быть следующими:

  • построить замок, город или дом своей мечты;
  • нарисовать на песке определенную фигуру или создать «картину»;
  • используя игрушки, вместе проигрывать различные проблемные ситуации;
  • устраивать «потопы» и «наводнения», спасая игрушки от воды;
  • крепко сжимать песок в кулачках (используется для стимуляции развития мелкой моторики и речи, а также для преодоления агрессии);
  • дать ребенку свободу в игре - пусть он создает именно те композиции, которые хочет (это помогает лучше понять, что тревожит ребенка).

Актуальность песочной терапии для детей

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии. Эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто практикуется сказкотерапия, музыкотерапия, работа с красками, глиной и т. п. Все эти виды относятся к арт-терапии и помогают деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Замечено, что

буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова.

Проходить курс песочной терапии лучше всего у квалифицированного детского психолога. Кроме того, занятия с песком часто используются как игровые элементы в школах раннего развития, в некоторых методиках обучения дошкольников (к примеру, Монтессори). Иногда песочная терапия применяется в специализированных детских садах (логопедических, для слабовидящих детей и т. п.)

Педагог-психолог

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №36» Часовская Н.В.


Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника.

Рисование песком, песочная анимация - это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время популярным.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - загадочный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых, завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Вспомним песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. У каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. В определенном возрасте детей начинает манить к нему: им хочется потрогать песок, поиграть игрушками, поковыряться в нем лопаточкой, выкопать ямку.

1 Рисование на песке доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Развивать моторику это занятие будет также, как рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его можно размазывать по стеклу.

На развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги и детские психологи отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие мышления и речи ребенка.

Дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы, т.к. песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны. Очень благоприятно заниматься песочной терапией с эмоционально нестабильными детьми.

Чем полезно рисование на песке для детей?

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника.

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - загадочный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых, завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поиграть игрушками, поковыряться в нем палкой, выкопать ямку.

Рисование на песке доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его кроха может размазывать по стеклу.

Да и на развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги и детские психологи отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка.

Дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны. Очень многие детские психологи на своих занятиях с эмоционально нестабильными детьми прибегают к рисованию песком.

Чем полезно рисование на песке для детей?

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Очень полезно рисование на песке гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Работа с песком успокаивает – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Рисование на песке дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.

Особенно показано рисование на песке детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Рисование песком - это маленькое чудо. Давайте узнаем о нем немного больше…

    Рисование песком – это маленькое чудо, волшебство. Рисование организовывается при приглушенном свете на белом оргстекле с подсветкой. Одно это придает процессу рисования некоторую таинственность, исключительность.

    Песок - это природный материал, с которым знаком каждый взрослый и ребенок. Он сам подсказывает, как его использовать (сыпать, мять, гладить и пр.). Изображения из песка получаются всегда очень органичные, объемные, как живые.

    Рисование на песке отличается от обычного рисования на бумаге тем, что оно не создает так называемого «страха белого листа», ведь лист изначально «грязный», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.

    Влияние таких игр на развитие ребенка:

    Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики куда лучше, чем пальчиковые гимнастики и прописи.

    Сначала дети учатся рисовать так, чтобы песок не высыпался со стола для рисования, а это детям дается нелегко, ведь глазодвигательная координация развита далеко не у всех.

    Чтобы разровнять песок тонким слоем или насыпать ровную полосу песка, надо очень точно регулировать нажим руки, а это даже далеко не всем взрослым сразу удается. Также очень часто используется рисование щепоточками, а это уже совсем тонкая моторика.

    Безусловно, нужно отметить, что рисуем мы на песке часто двумя руками, а это хорошо влияет на развитие межполушарных связей, которые являются залогом эффективной и энергоемкой работы мозга в целом.

    Занятия проходят хоть и за столами, но они довольно подвижны, ведь определенные элементы гораздо удобнее рисовать стоя, или обходить стол с другой стороны. А еще иногда очень интересно помочь соседу!

    Ну и, конечно же, нельзя не отметить влияние таких занятий на раскрепощение, развитие творческого потенциала, фантазии каждого ребенка. Ведь на рисовании песком лишь в начале детям показывают основные приемы рисования, а дальше дети экспериментируют сами. Песок многогранен, всегда найдется несколько способов, чтобы нарисовать один и тот же элемент.

    Также рисование на песке способствует развитию пространственных представлений (ориентации на листе), речевому развитию (занятие строятся на основе какого-то сюжета, а дети активно привлекаются к его сочинению и повествованию).

    Особенность этих занятий заключается в том, что ведет их не педагог-художник, а психолог, занимающийся песочной терапией. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Рисование на песке для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.