“Пасхальная радость”. Сценарий праздника Пасхи. Прихожанин - пасхальная радость

Максим Терехов

Впервые настоящую пасхальную радость я ощутил на Новый год. Это было в середине 90-х годов. Мы с женой еще были неофитами, а открытых церквей было мало, и мы только начинали свою церковную жизнь в одном из храмов на окраине Москвы. В этот год первое января выпало на воскресенье – малая Пасха для любого христианина. И вот мы по совету своего духовника стали готовиться к Причастию на Новый год. Кто помнит, в СССР это был самый радостный и светлый праздник. После Причастия мы возвращались и испытывали совершенно новые для себя чувства. В метро ехали редкие помятые праздником пассажиры. Большинству из них было тяжело после разгульной ночи. Перед нами сидела красивая и очень несчастная девушка. Было видно, что ей очень плохо. С нами был наш годовалый сын Павел. Он привлек ее внимание, и она протянула ему апельсин. «Ваааа!» – раздался Пашкин голос, и довольный ребенок вцепился в оранжевый предмет. От такой непосредственной реакции девушка повеселела. Сам Новый год перестал быть для меня главным и важным праздником.

К настоящей пасхальной радости надо готовиться постом и молитвой. Большинство «захожан» смотрят с любопытством и недоверием на ночной крестный ход и если входят в храм после него, то быстро покидают богослужение. Они уносят с собой лишь малую толику этой радости. Долгие службы Страстной седмицы для них тоже неведомы, а ведь именно сопереживание Христу в это время, реальное ощущение утраты позволяют почувствовать во всей полноте и радость Воскресения. Христианская скорбь имеет совершенно иное свойство. В глубине сердца всегда есть надежда и реальное знание о будущей радости. Это чувство в свое время позволило не уйти от Креста женам-мироносицам и апостолу Иоанну.

Не уйти от Креста!
Лишь горячее чистое сердце
Может в этой беде
Страх и слабость в ногах
Побороть!
Возлюбили Христа
Мироносицы, сильные духом,
Был живым в их сердцах
Снятый с Крестного Древа
Господь!
Как же были рады все эти святые люди Воскресению Христову!

Перед этим событием Христос явил нам другое чудо – воскрешение Лазаря Четверодневного. Всякий, уверовавший и последовавший за Христом, воскреснет, когда Христос этого пожелает, и радуемся мы еще и нашей сопричастности этому чуду.

Помимо служб, которые мы стараемся посетить перед Пасхой, есть еще и радостные хлопоты. Мы убираем дом в Чистый четверг, печем куличи и красим пасхальные яйца. В каждой христианской семье есть свои Марфы и Марии, избирающие тот или иной маленький подвиг перед Пасхой. Оба подвига важны и нужны, но благое внимание Марии к словам Христа и молитва стоят выше. Однако детям зачастую понятней подвиг Марфы, который венчается замечательными украшениями на куличах и пасхальных яйцах. Многие пожилые люди вернулись в церковь именно благодаря светлым детским воспоминаниям об этих замечательных обычаях.

Однако эти ставшие привычными предпраздничные хлопоты иногда запоминаются из-за необычных событий. Я помню, одно из них произошло в нашей семье прямо перед Пасхой. Надо было освятить куличи, крашеные яйца и творожную пасху, которые моя жена приготовила сама. Решили всей семьей в церковь не ехать, а взять лишь часть детей в помощь. Старший сын и его шестилетний брат должны были остаться с младшими трехлетними сестрами-двойняшками и всячески их развлекать и утешать. Троих детей и жену я взял с собой в храм. Очередь оказалась большой, а погода холодной. Я поехал домой за теплыми вещами, оставив всю компанию в очереди.

Ничего не подозревая, я зашел в дом и увидел шестилетнего Васю. У него на руках была одна из девочек и ужасно орала. Другая была рядом и пыталась утешить сестру. «А где же старший»? – задал я себе вполне уместный для этой ситуации вопрос и быстро пошел на кухню, где явно кто-то был.

– Вылезай! – услышал заговорщицкий шепот.

Я увидел незнакомого парня лет двенадцати, который проворно встал на подоконник и выпрыгнул в окно. Ко мне повернул голову удивленный старший сын и очень искренне произнес:

– Папа, ну как же ты неудачно пришел…

Выяснилось, что он совершенно забыл родительский запрет не пускать кого бы то ни было в дом, когда нет родителей. А приходивший парень – это его новый друг, которому нужен был их общий паяльник, чтобы припаять к магнитофону антенну. Тут я увидел маленький магнитофон, забытый другом при поспешном бегстве.

– А зачем же через окно? – спросил я у сына.
– Я решил, что так будет лучше, – ответил он.

И опять пришлось объяснять, что он здесь и сейчас был самым старшим и именно он должен делать так, чтобы сестры не плакали и не ссорились, а вовсе не Вася, которому самому еще только шесть лет. Проведя беседу, я поехал в храм, где в очереди встретил друзей и потряс их своими свежими впечатлениями от визита домой.

– Да, у нас так с седьмого этажа не прыгнешь, – сказали друзья.

«Да, хорошо, что у нас первый», – подумал я, мысленно молясь о детях. Батюшка окропил наши корзинки и подносы с яичками, пасхой и куличами, на душе стало радостно и хорошо. Дома мы застали мирную идиллию: старшие дети занимались младшими, никто не плакал. Пасхальная радость начинала наполнять и наш дом!

Тепло дохнуло мягкой лаской...
Тепло дохнуло мягкой лаской,
Уютной, теплой детской сказкой.
Зеленый лист звенит весной,
Бежит мальчишка «заводной»…

Звонарь пасхальным дивным звоном
Разлил окрест благую весть,
Что Воскресение свершилось
И правда в этом мире есть!

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

Православные верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» в течение сорока дней после Воскресения Христова. Хотя чаще эти слова слышатся на Светлой седмице. Какое значение имеет данное приветствие?

Оно стало традиционным для любого христианина. С мысл его и есть смысл и суть христианской веры. Апостол Павел говорил: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Воскресение Христово явилось событием, которое изменило всю Вселенную. Поэтому пасхальное приветствие - самое радостное, ликующее - символизирует знание, уверенность в этом величайшем событии.

Когда идет Светлая седмица, эта радость еще сохраняется. В первую очередь, - у тех, кто бывает на пасхальных богослужениях, приходит в храмы, чтобы причащаться, радоваться, еще и еще раз ликовать и поздравлять друг друга. Но для нашей страны это становится традицией и заменяет иногда простое «здравствуйте». Тем не менее и малоцерковные люди постепенно приобщаются к знанию и пониманию смысла этого приветствия.

Часто люди малоцерковные ставят Светлое Христово Воскресение в один ряд со светскими праздниками и слова «Христос Воскресе!» произносят формально, без понимания смысла. Стоит ли так отмечать этот день?

- «...Кто не против вас, тот за вас», по слову Господа. Человек участвует в празднике, хотя бы косвенно. А позже может просветиться светом Христовой истины. Даже косвенное прикосновение к этой радости все равно просветляет душу.

Мы сегодня со съемочной группой были на улицах Екатеринбурга, чтобы узнать, как люди реагируют на приветствие «Христос Воскресе!». К нашему удивлению и радости, девяносто процентов людей, которые встретились, отвечали «Воистину Воскресе!». Может быть, не с полным осознанием, но сам факт нас удивил. Хотя были и такие, кто проходил мимо или отвечал «спасибо».

Многие знают и понимают, как нужно ответить. Это уже хорошо.

- Сколько дней отмечается Пасха?

Само торжество, начинающееся в пасхальную ночь, продолжается семь дней - до Фомина воскресенья. Это наиболее праздничные дни. Но Пасха имеет самое большое попразднество -сорок дней. Поэтому до отдания Пасхи - а это день накануне Вознесения Господня - идет период празднования. Пасха - самый большой праздник для всех христиан.

- Как понять выражение, что Пасха и Светлая седмица — как один день?

По уникальному богослужению, которое совершается в наших храмах. В период этого торжества кардинально изменяется богослужение. Если человек хоть немного проживает богослужебный год, то понимает, о чем я сейчас говорю. Легче всего это ощутить, придя в храм Божий.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Воскресение Христово произошло две тысячи лет назад. Сейчас мы только вспоминаем это событие? Или повторяется каждый год? »

Каждый год мы вспоминаем это событие, переживаем его в той мере, в какой Господь нам дает. Преображение нашей души через покаяние, борьбу со страстями, очищение нашего сознания, сердца, души, позволяет приобщиться к событию настолько, насколько у человека очищена душа и сердце.

Апостол Павел говорит: «Когда был дан закон, умножились беззакония». Сейчас небеса открыты для каждого кающегося человека. Господь ищет любого грешника, чтобы дать ему возможность спасения. Но без нашей воли и желания спастись невозможно. Именно синергия, - совместное действие Божией благодати и нашего усилия — приводит ко спасению. Но не всегда люди идут по этому пути. Поэтому Господь и говорил, что «много званных, но мало избранных» . Воскресение Христово открыло путь спасения. Кто хочет быть со Христом, должен следовать Его заповедям. К тем, кто не хочет идти путем спасения, относится поговорка: «Вольному воля, спасенному - рай».

- Вопрос от телезрительницы: «Можно ли читать акафисты на Светлой седмице?»

Это особая седмица, когда любой христианин больше всего ликует в храме Божием, на богослужении. Пасхальный канон заменяет все акафисты, пасхальные часы - утренние и вечерние молитвы. Я рекомендую читать пасхальный канон, и вы будете чувствовать радость и благодать.

- Перемены в богослужении лучше всего прочувствовать в храме, но все же что это за перемены?

Богослужения в Великий пост и Пасху очень отличаются от богослужений в обычное время. В течение года богослужение связано с покаянием, оно содержит просьбы ко Господу о помиловании. В пасхальный период нет и тени этого, есть только ликующая радость. Поэтому в период Светлой седмицы мы не читаем псалмов, покаянных молитв, к которым привыкли утром и вечером. Действительно, весь строй богослужения состоит в восхвалении воскресшего Господа и радости о том, что нам незаслуженно даровано спасение души, если мы последуем за Господом.

- Земные поклоны в этот период тоже отменяются?

Да. Первые земные поклоны делаются во время чтения молитвы в праздник Святой Троицы.

Вопрос от телезрительницы: «Как нам быть с крестной маленького ребенка, которая перешла из православной веры в сектантство?»

Печальный факт. Но это не отменяет обязанности родителей воспитывать ребенка в православной вере. По всей видимости, крестная была недостаточно подготовлена к Таинству Крещения и не очень хорошо знает основы христианской веры. Наши храмы помогают подобным людям, приходящим с желанием покреститься. Им было бы неплохо пообщаться со священником, задать ему волнующие их вопросы. Именно подготовка к Таинству Крещения будет помощью крестным, родителям и самим новопросвещенным христианам.

Если крестная вашего ребенка не нашла ответов в Православии и ушла в сектантство, я думаю, она недостаточно общалась со священством.

- Что означает само слово «отдание»?

Оно означает окончание периода празднования того или иного праздника. В греческой традиции именно в этот день проходит такое же богослужение, как на Пасху. Хотя в русской традиции богослужение изменено, - оно не такое торжественное и праздничное. Но, тем не менее, это повторение того празднования, которое было сорок дней назад.

- Есть так называемая Антипасха, что она означает?

Пасхальная седмица — один единый праздник. Предел этой седмицы — Антипасха.

На Светлой седмице все желающие могут подняться на колокольню любого из храмов и возвестить звоном всей округе о празднуемом торжестве. Какое еще значение этого звона?

Да, желание приобщиться к величайшему искусству колокольного звона есть в душе у каждого верующего человека. Сегодня в нашем храме учащиеся двух классов воскресной школы ходили на колокольню, чтобы позвонить в колокола. Все дети пошли с такой радостью!

Самый главный символ этого звона - возвестить всем о своей радости. Колокольный звон также дает возможность оповестить о начале богослужения, и о том, когда оно закончилось. Есть праздничный звон, который постоянно напоминает о праздничном событии.

Вопрос от телезрительницы Ларисы из Калининграда: «На пасхальной службе батюшка переодевается во все цвета: белый, желтый, зеленый и др. Что это означает?»

Действительно, раньше была такая традиция. На каждой песне пасхального канона на утрене происходило переодевание. Оно не является уставным, традиция придумана с целью показать радость торжества. Но сейчас она отходит. Все священство переодевается единожды с белого облачения в красное перед Литургией в пасхальную ночь и так служит до отдания Пасхи. Каждый цвет богослужебного облачения, облачения престолов, аналоев символизирует то или иное значение праздника или празднуемого события. В Пасху это алый цвет. В Богородичные праздники - небесный, голубой. В праздник Святой Троицы - зеленый. Цветовые символы придают еще большее значение смыслу того или иного праздника.

Если продолжить разговор о символах, существуют символичные пасхальные блюда: крашеное яйцо, кулич, пасха. Являются ли они обязательными и каковы их значения?

Обязательным является артос. А кулич и творожная пасха —появились позже. Известно предание, как равноапостольная Мария Магдалина вручила императору-язычнику Тиберию яйцо и рассказала ему о Воскресении Христовом. Он не поверил, но сказал, что скорее яйцо покраснеет, чем слова ее будут правдой. И яйцо покраснело. Исходя из этого предания традиционным символом Пасхи является красное яйцо. А сам кулич — бытовое подобие артоса. Артос по-особенному освящается в первый день Пасхи, потом обносится крестным ходом вокруг храма, а в субботу Светлой седмицы раздробляется для того, чтобы эта святыня сохранялась верующими и употреблялась в определенных случаях своей жизни, - например, в болезни, унынии, в предстоящих испытаниях. Так же как Великая агиасма — святая вода, которую мы храним весь год и употребляем во укрепление наших духовных сил.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно, что такое артос.

В переводе с греческого «артос» — «квасной хлеб». Это большая просфора, которая выпекается с изображением воскресшего Господа. После праздничного пасхального богослужения артос особым чином освящается. Еще издревле, после вознесения Господня, апостолы оставляли хлеб и место для Господа, Который должен был прийти. Потом этот хлеб раздроблялся. Традиция освящения артоса идет с тех времен в память об апостольском установлении.

- На Светлой седмице Царские врата открыты. Артос стоит перед ними, символизируя присутствие Бога?

Апостолы оставляли хлеб для Христа, и мы им подражаем. На службе артос находится возле иконы Спасителя. Когда богослужение заканчивается, он оставляется перед Царскими вратами.

Светлое Христово Воскресение мы также называем Пасхой. Многие говорят: «Пасха — еврейский праздник. Почему вы называете свой праздник так же?»

В переводе с еврейского «песах» означает «проходить мимо». Соответствующие события известны из книги Исход. Моисей выводил народ из египетского рабства. Последняя казнь была очень страшной: все первенцы египетские погибли. Только тогда фараон отпустил еврейский народ. Таким образом, слово «Пасха» связано со страданиями. Исход израильского народа был из дома рабства, наша же Пасха —исход из рабства греху, тот, который совершил Господь Своей крестной смертью. Наша Пасха хоть и созвучна ветхозаветному празднику, но является освобождением от власти греха. Тем более, что новозаветная Церковь нисколько не отрицает ветхозаветную. Те события, которые происходили во времена пророка Моисея, мы почитаем.

Вопрос от телезрительницы Наталии из Нижегородской области: «В последнее время у меня очень сильное уныние и отчаяние. Я была крещена в младенчестве, но не знала Бога. Господь принял меня, как принял блудного сына, и я ощутила это духом. Я возгорелась духом к исполнению заповедей, но потом очень быстро остыла. Теперь я переживаю, не сбудутся ли на мне слова Господа: «Будь либо холоден, либо горяч, но не теплохладен». Сколько лет можно пребывать в таком теплохладном состоянии? Могу ли я иметь надежду, что возвращусь к Богу? Как избавиться от уныния, которое меня очень тяготит, мешает быть близкой к Богу, и как ревностно подвизаться?»

Сам Господь говорит, что до седьмижды семидесяти раз нужно прощать брата, который грешит против нас. Любовь Божия превосходит все наши мыслимые и немыслимые пределы. Надежда умирает последней. А раз она у вас есть, значит, нисколько не сомневайтесь в своем покаянии, лишь бы это покаяние было искренним. Безусловно, Господь принимает всякого кающегося грешника, даже если он сто раз падал и сто раз вставал. У святителя Тихона Задонского есть замечательные слова: «Если ты на пути спотыкаешься и падаешь, не хнычь, вставай и снова иди». Самое главное — не сбиться с правильного направления. Судя по тому, как вы цитируете Священное Писание, вы знаете об этом направлении. Не унывайте, искренне покайтесь, и Господь примет вас с величайшей любовью. А любовь Его безмерна.

Вопрос телезрительницы: «В одной из вечерних молитв святого Антиоха есть фраза: «Просвети тело мое Твоей страстию бесстрастною». Объясните это место, пожалуйста». И второй вопрос: «Я по мере своего воцерковления заметила, что мне стало не очень интересно общаться с бывшими знакомыми, подругами. Я перешла в другую сферу интересов. Это грех гордыни? Как найти золотую середину, не обидеть людей и не остаться в одиночестве?»

Подобные вопросы очень часто задают люди, в самом начале обретения веры и воцерковления. У них возникает проблема с общением. Господь об этом предупреждал. Даже домашние становятся врагами. Не надо бояться. Если вы обрели истину, веру, если вы на правильном пути, достоинство каждого христианина — доверять своему Спасителю. Господь неведомыми путями приведет ко спасению, к состоянию, которое будет полезно для вас и для ваших ближних. Духовная жизнь — это изменение качества души. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Незлобие и смирение помогут вам вновь обрести друзей - тех, кто были друзьями, но перестали ими быть. Они обязательно изменятся, если вы изменитесь сами. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это благодатное состояние нам и нужно стяжать.

Что касается страсти бесстрастной, то у нас есть страсти безобразные - те, что являются следствием нашей испорченной природы и с которыми мы боремся. Есть естественные страсти, являющиеся потребностью нашего физического состояния. После воскресения Христова Его человеческая природа удивительным образом изменилась, Господь проходил через стены, закрытые двери. Но в то же время испугавшиеся апостолы были Им успокоены: «Я не дух. Дух плоти и костей не имеет». Он просил их поесть. Оставались в Нем страсти бесстрастные, но они уже не довлели над Ним. Нам бы научиться эти естественные страсти не превращать в безобразные страсти, которые становятся господами, а мы их рабами. Это настоящая мера, которой мы должны достигнуть. Если мы овладеем своими страстями хотя бы на уровне естественных — это будет великое дело.

В Великую Субботу в храме Гроба Господня происходит чудо сошествия благодатного огня. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Первое упоминание об этом чуде восходит к очень далекой древности. Кажется, еще Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин писали о нем. Об этом чуде упоминается у многих паломников тех далеких времен. Само по себе данное явление удивительно. В Великую Субботу накануне Пасхи происходит концентрация вспышек огня, превращающихся в общий огонь, которым можно зажигать свечи. То, что происходит в храме Гроба Господня, меня каждый год удивляет. После возжиганий свечей храм - сплошной костер, так как каждый из паломников держит не по одной пачке свечей. И ни одежда, ни волосы никогда не загораются, никто за эти годы не пострадал. Я считаю, это второе чудо. Несмотря на то что в светской прессе (особенно сейчас) началась кампания по дискредитации этого чуда, могу сказать только одно: причина в проблеме с интерпретацией слов. Я все время вспоминаю игру, которая проводилась с подростками на молодежных встречах, когда 6-7 человек остаются за дверями. Одному из них мы читаем самый простейший текст. Он должен следующему входящему пересказать содержание, насколько возможно ближе к тексту. Третий, четвертый уже пересказывают то, что всех повергает в смех. Когда дело доходит до десятого человека, текст совершенно теряет первоначальный смысл. Интерпретация слов Патриарха или какого-то епископа, - это и есть игра в пересказ. Если бы чуда сошествия огня не происходило, об этом не говорили бы многие сотни лет, и не было бы такого количества паломников. И я всегда с трепетом ожидаю Великую Субботу, известия со Святой Земли о схождении благодатного огня.

Пасхальное богослужение требует активного участия священников и прихожан. Нам возглашают «Христос Воскресе!», мы отвечаем «Воистину Воскресе!». Всё время ночной службы эти слова повторяются. Сам верующий причастен к ходу богослужения. Как вы считаете, к обычному богослужению необходимо ли привлекать верующих?

В нашем храме есть такая традиция: один раз в месяц дети из воскресной школы становятся в центре храма и поют всю Литургию. Мы накануне всегда предупреждаем прихожан, что будет детская Литургия. Случаются ошибки. Но, тем не менее, все богослужение совершается детьми. Прихожане умиляются и включаются в это богослужение, помогая детям подпевать на ектениях. У нас в храме для всех, кто хочет участвовать в клиросном пении, вход свободный, но не у всех, конечно, есть способности.

- Бывают ли так называемые миссионерские Литургии для детей или для недавно пришедших в храм взрослых?

В нашем храме мы не практикуем такое. Хотя после Литургии в воскресенье я в течение уже двадцати лет провожу беседы. Каждый может задать любой вопрос по богослужению, Священному Писанию, духовной жизни. Мы много раз обсуждали богослужение. Я периодически посвящаю этому время, чтобы все получили ответы на свои вопросы. В этом проявляется наше миссионерство. Сами миссионерские богослужения мы не дерзаем пока проводить.

Как прошло празднование Пасхи в Вашем храме? Хотелось бы от Вас услышать чудесные пасхальные истории. Они ведь есть в любом храме.

Ожидание Пасхи — это, в первую очередь, переживание Страстной седмицы. Чем глубже человек переживает, сострадает, постится, тем радостнее у него бывает на душе. Богослужение прошло очень радостно. У нас всегда \ много причастников. Это те, кто переживал с нами все события. Кроме пасхального праздничного богослужения, освящения куличей, у нас в этот вечер главным мероприятием является детский праздник. Дети готовят концерт, ставят спектакль, сценки. Актовый зал бывает полон.

Главное чудо в нашем храме — когда человек злой становится добрым, вор - честным, блудник - нравственно чистым.

Мне приходится окормлять центр для наркозависимых «Подвижник». Происходит много чудес и с ребятами, и с нашими прихожанами, которые искренне стараются помочь этим ребятам, поддержать их. Когда мы видим изменения в бывших наркоманах, алкоголиках, это и есть те чудеса - и пасхальные, и не пасхальные. Пасха объединяет нас всех в этой радости.
Еще раз поздравляю всех вас с праздником Пасхи. Да сохранит вас Господь в радости и мире.

Христос Воскресе!

Ведущий: Дмитрий Бродовиков

Расшифровка: Наталья Маслова

В наши дни почти не осталось ученых, считающих, что Иисус из Назарета не жил в Палестине и не проповедовал Свое учение в 20-е гг. I в. н.э. Современная наука установила, что рассказ евангелистов основан на исторических фактах. И чем дальше она развивается, тем яснее становится, насколько точно изложили Марк, Матфей, Лука и Иоанн описанные ими события. Иисус был распят и умер на кресте, что произошло, скорее всего, 7 апреля 30 г. н.э., накануне праздника Пасхи, как об этом рассказывает евангелист Иоанн (19:14–31). То есть вопрос, в отношении которого наука бессильна, - это вопрос о воскресении Христа из мертвых. Наука бессильна как доказать, так и опровергнуть этот факт, а поэтому каждый человек волен понимать весть о том, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ», по-своему. В этом и заключается основное содержание веры всякого христианина: «Верую во Иисуса Христа... страдавшего, погребенного и воскресшего в третий день», - говорится в Символе веры. В последних главах каждого из четырех Евангелий рассказывается, что учениками Иисуса после смерти их Учителя овладела глубокая печаль. Они, было, надеялись, что Иисус должен принести избавление, ожиданием которого народ Израиля жил к тому времени уже более тысячи лет, а Он позорно погиб на кресте. Женщины, побывавшие у гробницы на заре первого дня недели, рассказали, что она пуста, что они видели ангелов, возвестивших, что Иисус жив, но учеников эти рассказы сначала ни в чем не убедили. В пустую гробницу вошел ученик, о котором говорится, что его особенно любил Иисус (возможно, это был Иоанн Богослов), «вошел и уверовал». Приходят к вере и другие ученики, причем каждый идет к ней своим собственным путем. В Евангелиях рассказывается, что ученикам является воскресший Христос, но и это, как сообщает Матфей, убеждает не всех: кое-кто относится к этим явлениям с сомнением. Вера - это то, чему научить нельзя, человека приводит к ней только его личный мистический опыт. Мало-помалу «скорбь обращается в радость».

Само слово «радость» - одно из ключевых, т.е. постоянно повторяющихся в Евангелии. «Я возвещаю вам великую радость», - восклицает ангел в начале Евангелия от Луки, сообщая пастухам, что в Вифлееме родился Христос. О радости, которая бывает на небесах, когда грешник ощущает необходимость покаяться и стать другим, рассказывает ученикам Сам Христос. В прощальной беседе с апостолами, не больше чем за час до того, как Он будет взят под стражу, утешая учеников, чувствующих, что приближается что-то страшное, Христос говорит: «Женщина, когда рождает, печаль имеет, ибо пришел час ее; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:21–22). «Радуйтесь», - говорит воскресший Христос женам-мироносицам, пришедшим к гробнице с благовониями, чтобы помазать ими тело Иисусово; «Всегда радуйтесь», - наставляет своих собеседников апостол Павел. С радостью теснейшим образом связана и главная из христианских добродетелей - любовь.

Радость от начала до конца освещает все пасхальное богослужение.

Сей день, который сотворил Господь,

Возрадуемся и возвеселимся в оный.

Этот стих из 117 псалма вошел в пасхальное богослужение из древнейшей пасхальной Литургии, не дошедшей до нас. Христос отвергнутый, распятый и умерший, властно восстал из гроба и наполнил весь мир радостью, или «радование миру даровал», как говорит Иоанн Дамаскин, составивший в начале VIII века тот Пасхальный канон, который и теперь поется в пасхальную ночь в каждом православном храме. Православные читают в пасхальную ночь начало Евангелия от Иоанна («В начале было Слово…») на как можно большем числе языков, напоминая тем самым, что апостолы разнесли благую весть о Воскресении по всему миру. Католики читают рассказ о Воскресении (Ин 20:1–9). В древнейшей пасхальной Литургии читались слова Иисуса о добром Пастыре: «Я - Пастырь добрый, Пастырь добрый душу свою полагает за овец… Я душу Мою полагаю за овец... Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее и власть имею снова принять ее» (Ин 10:17–18). Добрый пастырь знает своих овец по имени и поэтому зовет к себе не всех вместе, а каждого в отдельности. «Ведь вера заключается не в том, что человек следует обычаям, установлениям и традициям или соблюдает те или иные обряды. Она живет в его сердце, в самой его глубине. Как добрый пастырь всегда находится при овцах в отличие от наемника, который "видит, как волк приходит, и оставляет овец, и бежит", так и воскресший Христос невидимо пребывает среди людей "во все дни до скончания века"».

Канон Иоанна Дамаскина весь пронизан пасхальной радостью:

Воскресшего увидев Сына Твоего и Бога

Радуйся с ангелами, Богоблагодатная,

Та, Которая «радуйся» первой

Как всеобщей радости виновница

Услышала, Богоматерь всенепорочная.

Ангел возгласил Благодатной:

«Чистая Дева, радуйся».

И я повторяю: «Радуйся,

Ибо воскрес Твой Сын

В третий день от гроба,

Воскресивши мертвых».

Люди, радуйтесь.

Пасха, радостию друг друга

Обнимем, о, Пасха.

Пасхальная радость - радость особая. Вот как пишет об этом современный французский богослов Ален Килиси: «Пасхальная радость не громогласна, это радость, идущая изнутри. Бесполезно хлопать в ладоши и кричать "ура", чтобы рассказать о том, как она нас наполняет, ибо ту радость, которая дается нам в пасхальные дни, дается в глубины нашего сердца, этим не передашь. Посмотрите на Марию Магдалину. В то утро она была погружена в скорбь. Она пришла, чтоб бодрствовать над умершим и плакать, она все время повторяет и людям и ангелам одну и ту же фразу: "Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его". В этой фразе выражается скорбный опыт верующего человека во всей его полноте - жизнь без Бога невыносима. Когда же Сам Иисус приходит, чтобы утешить ее, но не открывается, как это всегда бывает во время явлений, она Его не узнает, пока Иисус не окликает ее по имени. И сразу сердце ее как волна наполняют радость, счастье и мир. Она хочет Его обнять, но Господь не позволяет ей сделать этого. Она должна будет довольствоваться тем, что Его видела, слышала, прикоснулась к Нему, но на мгновение. Она сохранит только ту радость, которая теперь внутри ее сердца, хотя, конечно, эта радость, наполнявшая и освещающая ее изнутри, огромна. Но передать ее трудно. Как рассказать об этом, Мария не знает: "Я видела Господа, и Он сказал мне это". Таков и наш собственный опыт. Наша радость огромна, наше сердце потрясено, но что сказать тому, кого не было там, когда Он явился, чтобы тот понял это?»

Вера не основывается ни на политических, ни на философских или иных убеждениях, она живет в глубине человеческого сердца и освещает его изнутри. «Вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед иудеями двери были затворены там, где были ученики, пришел Иисус, и стал посредине и говорит им: "Мир вам!"» (Ин 20:19). Это и есть пасхальная радость.

Праздник «Пасхальная радость»

Цель: познакомить детей с православным праздником Пасха.

Задачи: - продолжать расширять представление детей о православных праздниках; - познакомить учащихся с народными традициями и обычаями праздника «Пасхи»; - работать над выразительностью речи детей;

Развивать творческие способности детей.

Танец ангелов.

Ангел 1: Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они,

Вестники Божьей любви.

Ангел 2: Христос воскрес! Христос воскрес!

Исчезла ночи мгла.

Сияет светом звон небес, поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос, Спаситель наш воскрес!

Тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых,смертиюсмерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Колокольный звон. Выходят ведущие и ребенок.

Ведущий 1: Пусть звонят колокола весенние,

Возвестят Христово Воскресение!

С чистым сердцем похристосуемся, люди,

Став добрее, вместе зло забудем.

Ребенок : Немало праздников на свете

Встречают взрослые и лети.

Но праздник Пасхи - день чудес,

Из мертвых Бог - Христос Воскрес!

Ведущий 2: День этот всех нас собирает,

Летит молитва до небес,

И славят люди в вышних Бога,

Христос Воскрес!

Дети: Воистину Воскрес!

Песня «Детский хор поёт…»

Ведущий 1: Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник - светлое Христово Воскресение.

Ведущий 2: Неразрывно с этим праздником идет другой, который православные отмечают за неделю до Воскресения Христова СЛАЙД 8 – Вход Господень во Иерусалим, или Вербное воскресение.Напомним историю этого праздника.

Ведущий 1: После того как Христос воскресил из мертвых своего друга Лазаря, который умершим 4 дня пролежал в пещере, весть об этом великом чуде разнеслась по всем окрестностям Иерусалима и на следующий день, когда Христос только приблизился к городу, народ толпами встречал Его, многие снимали с себя верхние одежды и постилали под ноги Христу, все держали в руках пальмовые ветви, с которыми обычно встречали царей, и кричали «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!».

Ведущий 2: В нашей стране пальмовые ветви были заменены на вербные, т.к. верба первой зацветает после зимних холодов.В этот день мы тоже встречаем Христа в храме словами Осанна в вышних, и просим, чтобы Господь дал нам силы и мудрости не предать Его и не распять своими грехами, как те люди, встречающие Его в Иерусалиме за неделю до Пасхи.

Чтец 1: На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Танец «Вербочки»

Ведущий 1: Святая Пасха - это праздник победы любви над злом, жизни над смертью, это праздник нашей надежды на всеобщее воскресение.

Ведущий 2: Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопится радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения.

Ведущий 1 : Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

1 ребенок: Утро! Небо ярко блещет

Светлой алою зарей.

Громко песня раздается

Над проснувшейся землей.

2 ребенок: То замрет, то снова льется

В трелях трели без конца.

Это птичек славят хоры

В песнях радостных Творца.

Песня «Божий день»

Ведущий 1: Пасха – праздник праздников, торжество из торжеств. А как же правильно праздновать Пасху?

Ведущий 2: Основными атрибутами этого праздника в народе считают крашеные яйца, пасхи и куличи. Но неужели только за столом можно ощутить эту радость?

Ведущий 1: Конечно же, нет! Ключевым моментом праздника является пасхальная служба в храме. Начинается она в ночь с субботы на воскресенье. Верующие собираются в храме и ждут заветных минут. Вот священники выходят из алтаря, вынося плащаницу с изображением Христа во гробе, и приглашают всех на крестный ход вокруг храма – символ погребения Иисуса Христа.

Ведущий 2: Вот, обойдя вокруг храма с пением погребальных молитв, священники и народ останавливаются перед запертыми дверьми церкви. В какой-то момент толпа замирает, все ждут двух самых важных слов

Ведущий 1: И ровно в 12 часов ночи священники начинают тихо петь тропарь Пасхи. Вначале это еле уловимый шепот, второй раз уже слышат все, стоящие ближе, и в третий раз радость и ликование достигает предела и слова тропаря врезаются в толпу – хочется тоже петь, но ожидание продолжается… Открывается дверь храма, священник поворачивается к пришедшим и громко возглашает: «Христос воскресе!»

Ведущий 2: Толпа взрывается в едином порыве: «Воистину воскресе!»

Ведущий 1: Эта волна прокатывается по всему двору, входя в сердце каждому – равнодушных не бывает – одни смеются, другие плачут от радости, третьи целуют и обнимают друг друга. Вот она – пасхальная радость!

Чтец 2: Радость от земли и до небес:

Он – воскрес! Воистину воскрес!

Он воскрес... И это Воскресение

Дарует нам вечное спасение!

Разлилась потоком радость Воскресенья,

Ближним и далеким во Христе спасенье!

Золотое солнце озарило дали.

Новая поется песня без печали.

Песня «Праздник Воскресенья»

Ведущий 2: Пасхальное богослужение заканчивается обычно под утро. Люди, возвращаясь из церкви, поздравляют друг друга с праздником словами: Христос воскресе! А им отвечают: «Воистину воскрес!»

Ведущий 1: В православных семьях принято после праздничной службы разговляться. Что же это значит? Пост еще называют говением, отсюда разговляться – прекращать поститься. Разговляются прежде освященным куличом и пасхальным яичком, а уж потом переходят к другим кушаньям.

Чтец 3: После долгого говенья,

Причастившись на Страстной,

Православные с волненьем

К службе шествуют ночной.

С яйцами и куличами,

С пасхами и со свечами.

С крестным ходом, с дружным пеньем

Мы встречаем Воскресенье.

Ведущий 2: Еще одна добрая традиция Пасхи – христосоваться –трижды целоваться в щеку поздравляя друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Ведущий 1: Целых 40 дней после пасхи принято вместо «Здравствуй» говорить «Христос воскресе!». А неделя после Пасхи называется Светлой. В народе про нее говорят вся неделя как один день. Это значит, что пасхальная радость продолжается всю неделю. В эти дни, кажется, сама природа ликует с нами, прославляя Великого Творца.

Ведущий 2: Еще одна приятная пасхальная традиция – дарить друг другу маленькие подарки: открытки, сладости, сувениры, сделанные своими руками.

Ведущий 1: Пасхальные открытки особенно популярны. Но интересно то, что символом Пасхи в западных странах считается кролик, а на Руси – цыпленок. СЛАЙД 27. Желтенькие, только-только появившиеся на свет пушистые комочки символизируют приход весны и начало жизни.

Ведущий 2: Встречайте учащихся младших классов с танцем «Цыплятки».

Танец «Цыплятки»

Ведущий 2: Пасха – самый главный христианский праздник. Пасха – это конец и одновременно начало жизни. Для современного человека это значит, что греховная жизнь наша должна закончиться в великую субботу, а в воскресенье начаться новая жизнь с Богом.

Дети выносят нарисованный глобус. Музыка фоном.

1-й ребенок : Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?

2-й ребенок : Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?

3-й ребенок : В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?

4-й ребенок : За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?

Все : Ну конечно, это Бог.

5-й ребенок : Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.

6-й ребенок : Вот за что и почему
Благодарны мы Ему.

Ведущий 1: Прославлять красоту Божьего мира можно не только в молитвах и песнях. Учащиеся 6 «Б» класса подготовили танец под песню американского певца Луи Армстронга «Как прекрасен мир!». Для Бога нет национальностей, все мы для Него – дети! И на каком языке мы бы не говорили – Господь слышит наше сердце.

Танец «Медленный фокстрот»


1-й: Дивным узором цветы расцвели.
Господи, слава Тебе!

2-й: Благоухает дыханье земли.
Господи, слава Тебе!

1-й: Птицы поют в тайниках своих гнезд.
Господи, слава Тебе!

2-й: Вечность сияет в мерцании звезд.
Господи, слава Тебе!

1-й: Дети уснули, набегавшись днем.

Господи, слава Тебе!

2-й: Ангелы их осенили крылом.

Господи, слава Тебе!

1-й: Все успокоено гаснет окрест.

Господи, слава Тебе!

2-й: Но не погаснет над церковью крест.

Вместе: Господи, слава Тебе!

Песня «Чудо выше всех чудес»
Слово батюшке.

В зале оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей).На стенах панно «Кулич-город», «Храм», большое пасхальное яйцо, звонница с керамическими колокольчиками.
Дети сидят полукругом вместе с родителями.

Исполняется тропарь.

Ведущий:
Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопиться радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения. Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. «Ночь долгая и темная - поглощена, мрачная смерть сокрыта, Христос является пред всеми светлее солнца. Господь из невозможного творит неожиданное», - говорит Святитель Иоанн Златоуст. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

Дети исполняют песню «Чудо выше всех чудес».

Ребенок-чтец:
После долгого говенья
Причастившись на Страстной,
Православные с волненьем
К службе шествуют ночной.
С яйцами и куличами,
С пасхами и со свечами.
С крестным ходом, с дружным пеньем
Мы встречаем Воскресенье.
Солнце пляшет и играет,
Бог всю тварь благословляет,
От земли и до небес
Все поет Христос Воскрес!

Ребенок исполняет песню «Песенка про ангелов». («Праздники в воскресной школе». - М., 2000.)

Дети подходят к звоннице и читают:

Ребенок-чтец 1:
Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!
Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!
Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.

Ребенок-чтец 2:
Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!
Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!
Веселись и славословь - нынче царствует любовь!
Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Дети старшей группы с колокольчиками в руках поют и звонят.

Звонят, звонят колокола, динь-дон,
Настала светлая пора, динь-дон,
И льется музыка с небес, динь-дон,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дети подготовительной группы играют на колоколах детской звонницы.

Ведущий:
Христос Воскресе! Радостно трепещет сердце. Пасха - воистину праздникам праздник.
А совсем недавно люди шли в церковь с вербочками, чтобы встретить Христа радостно, торжественно.

Выходят две девочки с веточками вербы. Читают стихотворение Р.А. Кудашевой.

Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.

Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...

Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.

Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).

Ведущий:
Мы знаем, что в светлый праздник Пасхи есть обычай дарить яйца.
А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах? (отвечают дети) .
Христос Воскресе! - застыло на лакированном яичке.

Ребенок-чтец:
Я разрисовал яичко
Ветка, а на ветке птичка.
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье.
По середочке – узор,
А внизу - Христос Воскресе!

По тексту стихотворения дети составляют большую картину из рисунков. (Пасхальное яйцо, ветки вербы, птичка, буквы ХВ, храм, облако).

Ведущий:
Христос Воскресе! - какие чудесные слова, в них и победная весть жизни над смертью, и радость вечной жизни.

Двое детей читают стихотворение. У одного в руке белое яйцо, у другого - красное.

Ребенок-чтец 1:
Дорого яичко ко Христову дню.
И не знал я долго: как и почему?
Только слова Богу Он мне Сам открыл,
Чтобы я яичко красное ценил.
Взял я как-то в руки свежее яйцо.
И смотрел я долго с думой на него.
Ни костей, ни клюва, ни пера, ни ног.
В том яйце я птицы увидать не смог.
Как же так бывает, где найти ответ,
Птичка вдруг выходит из яйца, на свет.

Ребенок-чтец 2:
В этом вот и чудо Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Тот пример я понял, сердцу дорогой,
Так Господь когда-то сотворил со мной.
Та же сила Божья, прах мой соберет,
И из праха снова тело оживет.
В этом нам порукой, чудо из чудес,
Первенец из мертвых Сам Христос Воскрес.
На кресте Он умер, так Он нас любил,
Что за нас, за грешных, кровь Свою пролил.
И с тех пор яичко, красное как кровь,
Мне напоминает про Его любовь.

Ведущий:
Христос Воскресе! - приветствуют друг друга люди.
Христос Воскресе! - вторят им птицы.
Христос Воскресе! - звонят колокола в храмах.

Ребенок-чтец:
"В светлую ночь"
В эту ночь спать грешно;
Посмотри-ка в окно;
Всюду свет, люди ждут,
Скоро в церковь пойдут.
В полночь звон прогудит,
В небеса полетит,
И разбудит волной
Небеса он с землей.
В эту ночь спать грешно,
Скоро полночь... Темно...
Тем, кто, бодрствуя, ждет,
Светлый праздник идет!

Детям предлагают послушать рассказ (читает воспитатель или кто-то из родителей.)
"Радость утра" Валерия Миловатского.

"Радость утра"
Над городом – полупрозрачная ночь. В эту пору в Петербурге бывают именно такие чуткие ночи. Все спят. Лишь один мальчик не спит – он ждёт. Его папа – лесовод, уехал осматривать новые посадки и обещал вернуться на Пасху. И мальчик ждал его.

А ещё, мама, укладывая его спать, сказала, что этой ночью начнётся Пасха – и он боялся пропустить момент, когда воскреснет Христос. Ему хотелось увидеть: рассеется вдруг тьма, и станет светло как днём, и возликуют и ангелы, и птицы, и звери, и вся земля…
Лёжа в постели, он долго вслушивался в тишину, вглядывался в ночное небо в окне – и ждал. Какие – то шорохи, вздохи, скрипы, мерцания, когда он прикрывал глаза, заставляли его вздрагивать. Иногда он слышал глухие удары – это, видимо, льдины, идущие по Неве, ударяли в набережную.

В углу, напротив кровати, горела лампадочка перед образом святого Серафима Саровского. Это мальчика ободряло и успокаивало. И вспоминал он, то ли наяву, то ли во сне…
В те годы, когда жил великий Пушкин, в России появился небывалый святой. Он во всякий день приветствовал всех словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Потому что сам в это крепко верил и хотел, чтобы все люди тоже уверовали в Воскресение, очнулись от своего неверия. В тайне он вершил подвиг своей жизни – не один раз был в лапах смерти: умирал от болезней, убивали его разбойники, но чудесно спасала его Богородица, которой он непрестанно молился. Добровольно он подвергал себя тяжелейшим испытаниям. Тысячу дней и ночей, молясь, стоял он на коленях на камне под открытым небом. А сколько ещё неизвестных подвигов он совершил!

И Богом даровано ему было многое. Радость обнимала всех, кто приходил к нему; иные видели сияние, которое излучало его лицо. Всякого он готов был утешить, приголубить и слово сказать приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл. Ради этой радости и нёс он тяжкий крест, потому что «истинная радость есть плод и спутник креста». Святой старец Воскресения, старец радости, любви и победы, как он любил детей!
И мальчик увидел этого светозарного старца, увидел золотые купола храмов. И от этого сияния все оживало вокруг: цвели яблоки, жужжали пчелы; даже старый полузасохший ясень распустил свои полупрозрачные, как ангельские перья, листочки. Мальчик смотрел на это во все глаза – ему хотелось бегать, обнимать каждую яблоньку…
И он хотел бы остаться там, в этом чудесном сне, но что – то необычайное, ликующее колокольным звоном подхватило его, достигло глубины души и наполнило радостью и любовью.

Нельзя было не проснуться – для того, чтобы ощутить и увидеть это. Оно звучало, звало, сияло, оно было полно такой звонкой силы, что хотелось броситься ему в объятия. Ему любящему и единственному – воскресшему и воскрешающему Иисусу Христу. Он был за пределами сна – тут мальчик понял, что он спал, и испугался, что проспал самое важно, чего нельзя было пропустить.

И сквозь сон, сквозь закрытые веки он почувствовал, что пришёл какой – то особенный день – и надо быстрей выпрыгнуть из своего сна навстречу этому необычному дню. Когда он раскрыл глаза – день звенел, сверкал, сам воздух пел: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!»
«Христос Воскресе!» - сказал отец, и они расцеловались. Отец взял сына на руки, поднёс к окну, открыл его и сказал: «Смотри, как всё цветёт! Вот оно, Воскресение! Вчера до позднего вечера я обходил дальний участок леса. Ночью я возвращался через лес. Было темно и жутковато. Лишь звёзды светили. И я подумал: «А ведь в эту ночь воскрес Христос».

И крикнул громко на весь лес: «Слава тебе, Господи! Слава Воскресению Твоему!» И вдруг тёмное лесное небо осветилось множеством разноцветных сполохов. Радуги волнами просияли на небе, освещая тёмный лес, как будто бы ангелы с небес ответили: «Воистину Воскресе!» а ты в это время, наверное, крепко спал, радость моя!»

Звучит колокольный звон (аудиокассета), открывается занавес, за которым на стене оформлен "Храм".
Все дети подходят к "храму".

Ребенок-чтец:
Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.

Дети исполняют песню "Храм".
По традиции, дети и родители идут в расположенный рядом с детским садом храм и звонят в колокола.
Праздник заканчивается пасхальной трапезой и пасхальными играми.