Парфюмерное производство. Сколько стоит сделать духи. Нишевые бренды парфюмерии: где купить

История создания духов берет свое начало еще в Стародавнем Египте. Египтянам понадобилось несколько столетий для того, чтобы понять, как извлечь запах из плодов и цветов.

Сейчас производство духов – достаточно простое дело. От парфюмера требуется только создать рецептуру смеси, которая будет иметь красивый аромат. Работа парфюмера – это не наука, а скорей искусство. Для этого требуется не знание законов физики и химии, а правильная последовательность попыток. Большое значение имеет эстетический вкус и интуиция парфюмера.


Согласно парфюмерной рецептуре, для того чтобы изготовить духи вначале необходимо создать смесь, которая потом растворяется в спирте самого высокого качества. Для производства духов необходимо 30 частей спирта. Для смеси также требуется небольшое количество воды. Приготовленной смеси для созревания требуется несколько недель. Поле чего она охлаждается и фильтруется. Это позволяет жидкости сохранять прозрачность на протяжении всего оставшегося времени. На цвет духов влияет цвет использованных ароматических веществ. Однако в последнее время в парфюм стали добавлять красители. Чтобы аромат духов был стойким даже когда они открыты, в них добавляют не немного антиокислителя.

Таким образом, самый главный процесс при производстве духов – это создание так называемой парфюмерной композиции, которая заключается в смешивании в определенных пропорциях разнообразных ароматических веществ и химических соединений. Чтобы приготовить одну сложную парфюмерную композицию необходимо использовать несколько десятков различных компонентов. К примеру, для создания композиции духов «Красная Москва» потребовалось 34 душистых веществ.

Для изготовления духов используются определенные эфирные масла, которые содержатся во многих растениях. Эфирные масла получают из листьев, стеблей, цветков, корней, семян, плодов. Все они могут быть растворены в спирте, растительных и животных жирах, а частично даже в горячей воде. Эфирные масла растений, находясь при обычной температуре, это прозрачные легкоподвижные или вязкие, бесцветные или желтые, зеленые и бурые жидкости.

Различают шесть основных технологий производства духов. Первая из них – это вытягивание испаряющимися экстрагентами. Для этого требуется специальный аппарат, который изготавливается из стали и дисков, которые не ржавеют. Они устанавливаются непосредственно один над другим. Это позволяет растворителю свободно циркулировать и не мять цветы. Полученный концентрат отгоняется, и в результате получается тягучий продукт. В нем содержатся воски, пигменты и ароматные вещества. Эта смесь называется резиноидом.

Самый распространенный способ получения эфирных масел – это отгонка паром. Этот метод является также самым простым. Он не требует дорогостоящего оборудования. Полученная смесь пары эфирного масла и воды конденсируется, и отделяется масло, а дистиллированная вода обрабатывается активированным углем. Она может также повторно перегоняться. Однако иногда применив отгонку паром, не удается извлечь все ценные компоненты. В таком случае используется метод экстракции летучими растворителями, среди которых и спирт. После чего использованный растворитель отгоняется сначала при атмосферном давлении, затем под вакуумом.

Для извлечения масла из корок плодов цитрусовых применяют метод прессования. После прессования полученное эфирное масло высушивается.

Одна из самых старинных технологий заключается в получении эфирного масла при нагревании. Масло, которое испаряется из цветков растений, поглощается чистим жиром, не имеющим запаха – это так называемый метод анфлеража. Свиной или говяжий жир наносится тонким слоем на листы стекла. В результате получается чистая помада. Из нее эфирное масло извлекается при помощи растворителя, зачастую используется спирт. Растворитель после этого отгоняется под вакуумом.


Для извлечения запаха из хрупких цветов, таких как жасмин и тубероза, применяется метод, при котором жир не нагревается, а лепестки разглаживаются на толстом слое жира и опускаются в специальный теплый раствор. Цветки при таком методе живы еще на протяжении нескольких суток. Цветки сменяют несколько раз, до тех пор, пока жир максимально не пропитается эфирным маслом.

Жир используется также для метода мацерации. Однако в этом случае берут не животный, а растительный жир. Его нагревают до 50-70 градусов, а потом им заливают цветы. В таком жире после процеживания содержатся не только эфирные масла, но и пигменты, воск и жирное масло. Все это значительно снижает качество полученной помады.

Подробное видео:

Для изготовления натуральных духов в качестве консервантов используется исключительно растительное масло. К примеру, во Франции выращиваются целые плантации цветочных растений, которые используются исключительно для производства духов.

Несколько лет назад Мария со своим молодым человеком отдыхала в Бельгии. Там во время театрального фестиваля они случайно познакомились с настоящим парфюмером. Новый знакомый позвал пару в гости за город, где у себя дома сделал духи специально для Маши.

По возвращении в Москву друзья, знакомые и даже прохожие спрашивали девушку, что у неё за аромат. Маша решила делать такие духи для всех - запустить свой небольшой парфюмерный бренд. Первые полтора года это было хобби, однако позапрошлой весной Мария оставила свою постоянную работу логистом в крупной компании и полностью посвятила себя парфюмерии.

Мария принципиально не ходит по парфюмерным магазинам, чтобы случайно
не придумать уже существующий аромат

Парфюмерный кутюрье

Интересоваться селективной парфюмерией Маша начала ещё до поездки в Бельгию. Нельзя сказать, что она сильно в этом разбиралась, но от духов из масс-маркета девушка отказалась. Когда Мария решила запустить Selection Excellence, ей пришлось изучить азы парфюмерного искусства: научиться распознавать запахи, выучить обозначения нот и прочее.

Мария принципиально не ходит по парфюмерным магазинам, чтобы случайно не придумать уже существующий аромат. Как говорит девушка, с новой работой её нос зажил своей жизнью: она слышит все запахи вокруг, а поездка в метро становится для неё настоящим испытанием.

Процесс

Работа строится таким образом: роль кутюрье (то есть того, кто придумывает ароматы) выполняет сама Мария. Она придумывает аромат, записывает его и отправляет парфюмеру. Имя мастера команда Selection Excellence пока не раскрывает, но про него известно, что он живёт в небольшом доме под Брюсселем и создаёт все ароматы вручную. В производстве ему помогает семья - жена и родители.

Парфюмер создаёт несколько вариаций аромата и отправляет Марии на обсуждение. Тот, который они совместно одобрят, уходит в производство обратно к парфюмеру. Тот изготавливает пробную партию (сейчас минимальная составляет 300−400 экземпляров), которая едет в Москву для продажи.

Продукция

В основе всех духов - натуральные эфирные масла. Каждому аромату присваивают номер.

Первой проблемой, с которой Мария столкнулась при реализации своей идеи, как ни странно, оказались флаконы. Выяснилось, что в России практически невозможно найти компанию, которая готова продавать небольшие партии симпатичных пузырьков. Спасение нашлось там, где его не ждали, - в Австрии. Местная фабрика решила пойти навстречу молодым предпринимателям и согласилась продавать флаконы небольшими партиями. Первоначально крышки у духов были золочёными, однако Мария быстро поняла, что они не вполне соответствуют концепции марки. Девушка через знакомых нашла мастера в Тверской области, который согласился вручную изготавливать деревянные крышки для духов. Он вырезает их из цельного дерева, варит в воске и обрабатывает. Крышки не содержат пластиковых вставок и от этого иногда со временем рассыхаются или, наоборот, становятся слишком тугими для флакончиков. Но для покупателей это не проблема, а скорее приятное ощущение ручной работы.

минимальная ЦЕНА
за один флакон

ГДЕ КУПИТЬ:
Шоу-румы «Дафни» на «Флаконе» и Roomchik , магазины Ame-Store и «Кокос», институт красоты Capelli D’Oro , салоны La Sante , Flowers Fusion и «Spa Палестра»




Сейчас в коллекции у Selection Excellence 26 ароматов, а в ближайшее время выходит ещё три. Кроме того, под брендом выпускают духи для дома, они же диффузоры. Пока их всего пять, это моноароматы: цитрус, свежескошенная трава, ваниль, клубника. Сейчас к выпуску готовится ещё один. Мария признаёт, что в России далеко не все видят смысл в ароматах для дома. Тратить на себя несколько тысяч рублей - одно, а вот на дом - это уже слишком.

Одним из самых важных событий в жизни бренда стало сотрудничество с «Абрау-Дюрсо»: на Пикнике «Афиши» к стенду Марии подошёл человек из винодельческой компании. Он оказался любителем селективной парфюмерии и предложил Selection Excellence подумать над сотрудничеством. Результатом партнёрства стал выпуск двух ароматов: один с нотами сусла, второй - с топ-нотами шампанского. Их можно купить не только у Selection Excellence, но и в магазине при заводе «Абрау-Дюрсо».

Финансовая сторона

Как рассказывает Мария, проект запускался и развивался постепенно, поэтому крупных затрат разом не потребовал. В запуск девушка и её молодой человек вкладывали собственные средства от зарплаты. Стартовые затраты составили 100 тысяч рублей. За три года существования создание бренда окупилось и приносит доход. Чёткую бухгалтерию компания пока не ведёт, однако чувствует, что в скором времени придётся начать.

Цены на селективную парфюмерию, как правило, заметно превышают стоимость духов из масс-маркета. Это неудивительно: авторский подход, натуральные ингредиенты, ручная работа. С Selection Excellence Мария постаралась установить минимальную планку. В шоу-руме на «Флаконе» духи стоят 2 200 рублей. В «Цветном» их продают в подарочной деревянной коробочке, поэтому стоят они уже около 3 600 рублей. В остальных местах стоимость варьируются в зависимости от наценки, которую устанавливает бутик или салон.




Распространение

С первой партией Selection Excellence начали выходить на ярмарки выходного дня. Духи вызвали интерес у покупателей, и марка сразу приобрела нескольких постоянных клиентов. Через маркеты команду начали узнавать владельцы небольших магазинчиков и шоу-румов и предлагать выставлять на продажу духи в их пространствах. Сейчас духи Selection Excellence можно найти в «Дафни» на «Флаконе», в шоу-руме Roomchik, магазинах Ame-Store и «Кокос», институте красоты Capelli D’Oro, салонах La Sante, Flowers Fusion и «Spa Палестра», а также на третьем этаже универмага «Цветной».

Ароматы можно заказать и напрямую: через страницу в

В современной парфюмерии используется огромный ассортимент ароматических веществ, как традиционных для этого вида искусства, так и экспериментальных современных. В состав одной парфюмерной композиции может войти до трёхсот компонентов! В распоряжении мастера парфюмера - сотни натуральных веществ растительного и животного происхождения и тысячи химически синтезированных, разнообразие которых вообще потенциально не ограничено.

Попытаемся дать краткий обзор того, с чем и как работает парфюмер.

Основой производства духов исторически являются душистые вещества растительного происхождения. Извлеченные из растений концентраты пахучего вещества носят общее название эфирных масел (в отличие от жирных масел нелетучих, почти не имеющих собственного запаха). Их извлекают из свежих или высушенных частей эфирномасличных растений: плодов, листьев, цветов, коры, корней и т. д. В современной парфюмерии большую часть композиции составляют синтезированные в лабораторных условиях ароматические вещества: как идентичные натуральным, так и не встречающиеся в природе.

Что представляют собой эфирные масла?

Если вглядеться в корку апельсина, можно заметить светлые точки на оранжевом фоне. Это капсулы, в которых заключены летучие ароматические вещества - эфирные масла, подвижные соединения, всегда готовые вырваться наружу.

Эфирные масла различных растений насыщают воздух весеннего дня, летнего сада, густого осеннего леса, волшебной южной ночи. Букет скромных полевых цветов в простом стеклянном ведёрке может наполнить благоуханием всю комнату. Люди ради собственного удовольствия разрушают жилища этих ароматных "джиннов", лишая их естественной обители. Но взамен даруют им "хрустальные дворцы" - чудесные флаконы, надолго сохраняющие капельки "жидкого солнца", их благоухание, "душу" растений. В ансамбле с эфирными маслами других растений и различными душистыми веществами они в виде парфюмерных изделий доставляют людям немало радости и наслаждения.

Итак, эфирные масла являются продуктами жизнедеятельности растений и плодами науки, которая помогла извлечь их ароматное содержимое путем более или менее сложных манипуляций.

Четыре промышленных способа получения эфирных масел

  1. Механический отжим масел с помощью пресса из кожуры и цедры плодов цитрусов и фруктов (масла апельсина, мандарина, лимона).
  2. Дистилляция . Возгонка эфирных масел с водяным паром (розовое, гераниевое, мятное или кориандровое масла).
  3. Анфлераж . Традиционный метод, исторически использовавшийся для растительных эссенций. Этот способ использовался еще в Древнем Египте более 5000 лет назад и именно он описан в знаменитом романе Зюскинда.

    Этот способ основан на способности эфирных соединений, выделяемых растениями, после перехода в газовое состояние абсорбироваться жирами или твердыми сорбентами. Этот трудоемкий и дорогостоящий процесс происходит следующим образом.
    Стеклянные подносы смазывают очищенным свиным или говяжьим жиром. На него раскладывают лепестки свежесрезанных цветов. Жир начинает впитывать летучие эфирные масла. Увядшие на подносах растения заменяют свежими. Процесс продолжается несколько дней - до тех пор, пока жир уже будет не в состоянии поглощать масло. После чего жир собирают и очищают от фрагментов растений. Полученный продукт называется помадой, которую затем растворяют в спирте и трясут на виброплатформах в течение двадцати четырех часов, чтобы отделить жир от эфирного масла.
    Полученный таким образом абсолю – это, как правило, высоко-концентрированная вязкая жидкость. Но, например, абсолю розы имеет твердую или полутвердую консистенцию и твердеет при комнатной температуре, а если флакон погреть в руке, то он приобретает жидкую консистенцию.
    Для достижения одинакового ароматического или терапевтического эффекта требуется гораздо меньше абсолю, чем эфирного масла, полученного дистилляцией.

  4. Извлечение эфирных масел с помощью летучих и нелетучих растворителей (масло розы, жасмина, иланг-иланга и т. д.).

    Экстракция - извлечение эфирных масел летучими растворителями. Этот метод впервые был опробован в 30-х годах XIX века, а через шестьдесят лет получил широкое распространение. На сегодня – это самый перспективный из промышленных способов.

    После отделения растворителя от масла-экстракта, получают так называемый конкрет - смесь эфирного масла, восков, смол и жиров. Двадцать пять граммов конкрета эквивалентны примерно килограмму качественной помады, полученной методом анфлеража. Из конкрета, обработкой его спиртом и дальнейшей отгонкой спирта, получают абсолю - абсолютное масло. На современном производстве для экстракции могут использовать жидкий бутан или жидкую углекислоту, которые не портят даже самые тонкие ароматы.

    Основные производители конкретов и абсолю розы – Франция, Болгария и в гораздо меньших объёмах, Марокко. В этих странах конкрет производят из Rosa centifolia L., дающей очень малый выход эфирного масла при дистилляции.

    Мацерация (настаивание) - получение масел с помощью нелетучих растворителей - применяется для извлечения масел из цветов растений, содержащих незначительное количество масел (фиалка, жасмин, ландыш, резеда и др.)

Качество, свойства и парфюмерная ценность масел зависят от процентного содержания в них основных «целевых» компонентов, способов обработки сырья и производства масла. Имеют значение климатические условия произрастания растений, время сбора, условия хранения и транспортировки как сырья так и самого масла.

Спиртовые настои и растворы для духов получают из наиболее душистых частей растений: листьев (пачули), семян и плодов (многие пряности), корней, а также некоторых лишайников и мхов. В качестве фиксаторов аромата, продлевающих период сохранения запаха духов используют сложные смеси органических соединений называемые смолами и бальзамами.

Сырье животного происхождения.

В отличие от цветов и пряностей, запах мускуса, амбры или бобровой струи едва ли можно назвать приятным. В XVIII веке верили, что запах полости мускусной косули мог убить охотника, если он не заткнёт нос, разделывая добычу…Поэтому животные компоненты духов очень аккуратно дозируются. Их включают в композиции в малом соотношении с другими компонентами и спиртом.

Синтетические ароматы в духах

Это весьма обширная группа органических соединений, получаемых химическим путём из растительных продуктов или синтезируемых из химсырья. Оригинальные ароматы, полученные путем химического синтеза, называют синтетическими душистыми веществами. Они вплетаются в ткань парфюмерной композиции, придавая запаху духов новые оттенки и усиливая стойкость аромата.

Среди синтетических ароматов:

  • Спирты. Например, гераниол («роза»), терпинеол («сирень»), линалоол («ландыш»);
  • Углеводороды. Лименон («лимон»);
  • Простые эфиры. Такие как «гвоздичный» эвгенол, «черёмуховый» и «фруктовый» метиловые эфиры;
  • Сложные эфиры. Составляют основную массу синтетических ароматов. Пример - бензилацетат («жасмин») или кумарин с запахом свежего сена;
  • Альдегиды. Отдельная группа сложных эфиров. Пример - хорошо известный всем ванилин;
  • Нитросоединения ароматических производных. (e.g. мускус амбровый);

Реалии современной парфюмерии таковы, что она уже не может больше развиваться на основе только натурального сырья. По экономическим и техническим причинам роль химии в парфюмерии стала сегодня преобладающей.

Однако, при описании духов по-прежнему используются преимущественно «природные» эпитеты. Так, мы можем прочитать об ароматах, составленных, например, из нот влажного, нагретого солнцем мха, лесного ландыша, восточного мускуса и сандалового дерева, грасского жасмина, египетской герани, и нежных нарциссов Прованса. И это при том, что начиная с середины 20 века все духи класса «масс-маркет» включают в свой состав до 80%, если не больше, химических продуктов.

Впрочем, желание придерживаться природных красок вполне объяснимо. Потребитель едва ли раскошелится на фееричный парфюмерный аккорд на основе фенилуксусного альдегида, линалилацетата или бензилсалицилата. Поэтому так важны и незаменимы описания духов, вызывающие яркие ассоциации и навевающие приятные воспоминания.

Но, невзирая на лирику, приходится признать колоссальный вклад химии в парфюмерию. Она не только открыла новые резервы сырья, но и подарила парфюмерам почти неограниченные возможности для поисков и сотворения нового.

А природа остаётся и будет оставаться основным источником вдохновения и эталоном для мастеров высокого искусства парфюмерии. Природные компоненты парадоксально разнообразны и редки одновременно. Они становятся материалом для создания по-настоящему уникальных и дорогих ароматов, рассчитанных не на массового, а на нишевого потребителя.

Теплота и живая сила природного сырья, стойкость и относительная дешевизна сырья химического - очень эффективный тандем для современной парфюмерной промышленности. И пусть каждый найдёт для себя тот аромат, который соберёт для него в одном флаконе лучшие ассоциации и самые желанные эмоции, создавая прекрасное настроение с каждым своим прикосновением.

Продукция парфюмерной индустрии уже давно вошла в жизнь каждого человека в наше время. Помимо духов, это разнообразные косметические средства, и так необходимое в ежедневном обиходе мыло или всяческие крема, способствующие бережному уходу за кожей.

Но большинство из нас знает только одну, потребительскую сторону парфюмерной индустрии - известные бренды духов, одеколонов и других косметических средств. Но что представляет собой технологический процесс? В этой статье попробуем охватить столь обширную тему как можно полнее и сделать технологический процесс производства немного понятнее.

Технологический процесс производства парфюмерной продукции делится на несколько этапов. Оговоримся, что прежде чем приступить к процессу непосредственного создания парфюмерной композиции, происходит подбор компонентов, в которые входят эфирные растительные масла и жиры животного происхождения, по заранее разработанной формуле.

На первом этапе находится приготовление парфюмерной композиции (подготовка настоя или парфюмерной жидкости). Парфюмерная жидкость состоит из определённой в процессе изготовления парфюмерной композиции, воды и ректификованного спирта. Прежде чем продолжать процесс производства, парфюмерную жидкость помещают в специальную ёмкость из нержавеющей стали, где она находится длительное время (в среднем этот период может длиться от трёх недель до нескольких месяцев - всё зависит от композиции), за которое продукты растительного происхождения расщепляются и смешиваются с другими компонентами.

В процессе отстаивания, происходит настаивание парфюмерной жидкости определённое количество времени. Это довольно сложный процесс, в ходе которого взаимодействуют разные части парфюмерной компоненты композиции, становясь единым целым и приобретая устойчивый гармоничный аромат. После того как процесс настаивания завершён наступает очередь фильтрации. На этапе фильтрации, удаляется тот осадок, который появился во время отстаивания. После того, как первичный осадок отфильтрован, жидкость помещают в особую установку, где она охлаждается, в процессе чего снова выпадает осадок. Далее жидкость проходит заключительный процесс фильтрации, подогревается до комнатной температуры и становиться продуктом, готовым к фасовке. Её разливают по стерильно-чистым флаконам, которые потом завальцовываются специальной помпой. Этот процесс называется «укупоркой», который, проще говоря, по действию сходен с процессом пастеризации. Потом на флакон надевают крышку, соответственно упаковывают целофанируют.

Добросовестный производитель поддерживает к своему товару и производству в целом, высокие технические требования. Чтобы сохранять своё имидж любая парфюмерная компания обязана контролировать качество выпускаемой продукции по международным стандартам и отсеивать брак на каждом производственном этапе.

В первую очередь парфюмерная композиция и сырье, из которого оно изготовлено должно быть качественным - экологически чистым и безопасным в применении. Таким образом, на конечном этапе, отфильтрованная жидкость должна получиться чистой и прозрачной, без лишних примесей и осадка. Если вы вдруг заметили, что на дне флакона есть какой-либо осадок или частицы неизвестного происхождения, то, скорее всего, вам попался бракованный товар от недобросовестного производителя или вовсе подделка, выданная за оригинал.

Также должна находиться в идеальном состоянии и - от флакона до самой упаковки. Всё должно быть герметично запечатано и не повреждено.

Производитель, который заботится как о потребителе, так и собственном имидже не допустит оплошностей и поэтому старается поддерживать международные стандарты от технологии производства, до выпуска готовой продукции. Как правило, в цехах по производству парфюмерной продукции работают высококлассные специалисты и люди, чётко соблюдающие требования технической безопасности. Внутри помещений также должен царить не просто порядок, а стерильная чистота, без присутствия посторонних запахов и чужеродных элементов.

Этим, предприятие, выпускающее парфюмерную продукцию очень похоже на то, что изготавливает столь важный для каждого человека товар, как медицинские препараты. Рабочие хорошей парфюмерной фабрики, как и на предприятиях, которые , обычно одеты в специальную стерильную форму белого цвета. Поэтому отдавая предпочтение той или иной парфюмерной продукции, важно заранее поинтересоваться, насколько хорошо она зарекомендовала себя на рынке. От качества выбранного вами парфюма может зависеть не только стиль, но и здоровье.

Близкий к тексту перевод из одного французского онлайнового экономического журнала.
Небольшая фотоэкскурсия по заводу Paco Rabanne , входящему в ассоциацию Cosmetic Valley, расположенному в Chartres во Франции. Фото и комментарии к ним рассказывают о ключевых этапах производства парфюмерии.
Такие ароматы как «Paco Rabanne pour homme», «Nina», «L’air du Temps», многие другие духи марок, принадлежащих группе Puig, прежде чем попасть во флаконы, созревают в этих впечатляющих чанах. Кроме Puig, на предприятиях ассоциации Cosmetic Valley производится парфюмерия Guerlain и Dior.
Группа Puig выпускает на заводе Paco Rabanne парфюмерию Paco Rabanne и Nina Ricci. Большая часть мощностей занята производством вышедшего в 2005 году аромата «Nina». Она оказалась настоящим бестселлером. Только за 2006 год было продано три миллиона флаконов. В этом же году красное яблочко Нины заняло огромную долю, целых 3% на парфюмерном рынке.
Сколько же тратится времени на создание формулы?
Как и тысячи других духов, Нина родилась в лаборатории парфюмера. За редким исключением, все бренды, выпускающие косметику и парфюмерию, обращаются в подобные специализированные организации.
Жизнь аромата начинается с технического задания, которое поступает к химикам. В такой лаборатории как, например, Créassence в Louveciennes, специалисты парфюмеры трудятся над созданием аромата от двух недель до трех месяцев.

Сырье.
Современный химик-парфюмер располагает примерно 500 видами сырья натурального и синтетического происхождения. Для создания одного аромата обычно исползуется от 30 до 80 компонентов. Цены на различное сырье очень отличаются, например, розовое масло, в зависимости от качества, может стоить до 8000 евро за кг, масло ириса 9.000 евро за кг. Ныне запрещенный бергамот стоит в районе 60 евро за кг. Самыми дешевым считается масло апельсина по цене 10 — 12 евро за кг. Часть сырья для производства концентратов закупается в исторической столице парфюмерии — Грассе.
В процесе работы парфюмеры создают около 30 образцов. 3 — 4 из них предлагаются клиенту. Если клиент остается доволен, он размещает в лаборатории заказ на производство парфюмерного концентрата, называемого «jus». То, что не подошло заказчику, так и остается в стенах лаборатории, в «столе» парфюмера. (Так рождаются некоторые нишевые марки. прим. пер. )

Концентрат «jus».
В задачу лабораторий кроме, собственно, создания формулы, входит и производство парфюмерного концентрата. Концентраты, производимые в лаборатории Creassence, работающей под руководством генерального директора Sylvie Jourdet, обходятся заказчикам в 50 — 60 евро за кг. Но наиболее престижные и дорогие духи могут стоить до 150 евро за кг на данном этапе производства.


Родившиеся в лаборатории концентраты, доставляются в производственные цеха химических заводов. Осматриваемый нами завод группы Puig занимает площадь 14 000 кв. м. Он был построен в 1976 году в Шартре, в самой середине Cosmetic Valley. 160 постоянных и 25 временных рабочих заняты на этапе присадки парфюмерного концентрата на спирт, выстаивании, вымораживании, фильтрации, фасовке и упаковке конечного продукта.

Каждый день инженеры завода Paco Rabanne получают десятки концентратов, чье превращение в духи и туалетные воды планируется в зависимости от заявок торговли. Три человека, руководящие процессом изготовления, умудряются жонглировать одновременно тридцатью наименованиями парфюмов (не считая лимиток и сезонных изданий), чтобы выполнить план по поставкам.


Важнейший этап изготовления — смешивание парфюмерного концентрата со спиртом. Производители всячески стараются снизить себестоимость своей продукции. И, хоть об этом и не говорят, но многие производители заказывают полу-концентраты в разных лабораториях и смешивают их уже на заводе. В чане, изображенном на фото, тонна смеси, эквивалентная 6.000 литрам духов.

Подготовка смеси составляет 20 — 30 % себестоимости духов. Ни один операционист не знает сколько, чего и куда он кладет, для лаборантов существуют не названия а пронумерованные бланки. Только три человека на заводе знают о процессе все.
Образец результата смешивания концентрата и спирта отправляется в техническую лабораторию для предварительного анализа. Шесть лаборантов завода тестируют продукцию на каждом этапе ее производства от сырья до упаковки, чтобы гарантировать надлежащие качество. Проводятся, в том числе, дерматологический и косметологический контроль.
Лаборатория работает также в непосредственном контакте с отделом маркетинга, отвечающими за вывод на рынок новых продуктов. Параллельно проводится проверка на стабильность продуктов, чтобы соблюсти заявленные сроки хранения.
Процесс производства непрерывный, поэтому важен строжайший учет, контроль и наглядность происходящего, чтобы работники разных смен могли контролировать процесс.

В специальном зале, с постоянной температурой 15C ° смеси концентратов и спирта настаиваются в течение от 15 до 20 дней. Каждый день жидкость в емкостях перемешивают в течение часа. Одновременно на заводе настаивается до 280.000 литров душистой жидкости. В разные чаны помещается от 500 до 6.000 литров.

Управление производством и учет материалов полностью компьютеризированы с 2005 года. (На фото рабочий собирается выписать краситель для парфюма.)

Спирт и краситель
Окрашивание духов производится добавлением окрашенного спирта. На заводе Paco Rabanne применяют свекольный спирт фирмы l’Aube (колхоз «Рассвет» прим. пер. ). В неделю потребляется около 24.000 литров спирта.

Один из важных этапов производства — фильтрация. Она необходима для устранения примесей, могущих испортить внешний вид готового парфюма. 25 фильтров надежно удерживают все лишнее, нарушающее структуру и идеальный вид.

Для увеличения стабильности смеси спирта и концентрата, необходима еще одна важная процедура — вымораживание (Glacage). Спиртосодержащую жидкость охлаждают до 0 C ° для того, чтобы осадить плохорастворимые вещества, такие как растительные воски, чтобы получать возможно более прозрачный продукт.

Духи нужно упаковывать. Составляющие упаковки это стеклянные флаконы, картонные каробки, спреи и многие другие детали, которые у каждой марки парфюма свои. Чтобы выдерживать сжатые сроки поставок, завод вынужден хранить большие запасы упаковки. Многие варианты упаковки, например, для лимитированных изданий, изготавливаются разово. Частые допоставки сырья в данной отрасли невозможны. Поэтому завод Paco Rabanne забивает склады стеклом и картоном в рассчете на 3 — 6 месяцев бесперебойной работы.

Флаконы поступают со стекольных заводов, расположенных в Нормандии. Главные поставщики Paco Rabanne — известнейшие марки Saint Gobain, Pochet, и Bormioli.

В зависимости от сложности флакона, производственная линия может заливать и упаковывать от 1.000 до 1.600 флаконов в час, то есть 30.000 флаконов в день. Неустойчивые стеклянные флаконы «Нины » хранятся в подставках на протяжении всего передвижения от производителя до конвейера.
На заводе Paco Rabanne шесть линий автоматического разлива и упаковки и четыре полуавтоматические. На всех десяти конвейерах работают 60 человек. Из них четверо следят за функционированием линии упаковки.
Линии функционируют 24 часа в сутки. Шесть дозаторов заполняют жидкостью флаконы. Седьмой дозатор — контролер, проверяет достаточно ли заполнен флакон. Для производства «Нины» линии настраивали на флаконы 30, 50 и 80 миллилитров.

Тысячи спреев завальцовываются на флаконах автоматически. Пульверизаторы обычно поставляет компания Valois, лидера в производстве систем распыления.
После заполнения флаконов процесс изготовления ускоряется. Счет идет на секунды.

За качеством сборки тоже необходимо тщательно следить. Обязательно проверяется пульверизатор. Проверяются все 100% выпущенных флаконов.

Залитый и завальцованный флакон выхватывается роботом на выходе с конвейера и помещается в коробку. У «Нины» довольно простой флакон, позволяющий выпускать 40 флаконов в минуту. Если упаковка более сложная. она может потребовать дополнительных операций, что замедлит процесс производства.
Далее коробки уже вручную раскладываются по ящикам. Ящики собираются на палеты и автоматически перемещаются на склад. Две уникальные машины для автоматической транспортировки способны обслуживать одновременно десять конвейеров, поэтому стоят очень дорого, примерно 200.000 евро.
Последний этап — отметка перед отправкой. Ящики погрузят в фуры с прицепами и отвезут в торговые сети во Франции или по всему миру.
На заводе Paco Rabanne не хранится готовая продукция, она поступает в продажу прямо с колес.

Paco Rabanne не единственный подобный завод в регионе. Он лишь один из 130 предприятий, членов ассоциации Cosmetic Valley, созданной в Шартре в 1994 году. Ассоцияция объединяет крупнейших производителей в данной отрасли. Она обеспечивает в регионе 16.000 рабочих мест, ее годовой оборот составляет 2,5 миллиарда евро.

Близость друг к другу предприятий ассоциации позволяет создавать дополнительные сервисы. Например, разработка и моделирование флаконов происходит централизованно, на одном предприятии, обеспечивающем потребности всех партнеров. Это необходимо во времена, когда ежегодно создается до 450 наименований новых продуктов, а срок их жизни на рынке становится все короче и короче.

Экономия времени на всех этапах от разработки формулы до логистики становится важнейшим фактором в конкурентной борьбе. Поэтому влияние ассоциации Cosmetic Valley на отрасль вцелом увеличивается с каждым годом.

Photo Journal du Net / Agathe Azzis
По материалам Le Journal du Net
Copyright Benchmark Group — 69-71 avenue Pierre Grenier, 92517 Boulogne Billancourt Cedex, FRANCE