Блог об искусстве и дизайне. Типы парфюмерных флаконов Кто создает флаконы для духов

Способы хранения различных жидкостей известны давно. Человек издревле был вынужден придумывать, как хранить воду, мед, молоко или вино. Для этого использовались различные материалы, такие, например, как кожа, глина, дерево, камень. Для хранения жидкостей, которые человек использовал в пищу или в домашнем хозяйстве, требовались сосуды большого размера. И, зачастую, было не очень важно, как выглядит тот или иной сосуд для хранения жидкости. Главное, чтобы он выполнял свою основную функцию - сохранял от порчи и испарения помещенные в него жидкости. Совсем другое дело, когда у древних людей появилась потребность в хранении парфюмерных масел или ароматических жидкостей.

Использование человеком парфюмерии известно с древнейших времен. При чем, эта тенденция прослеживается на всех континентах. Люди очень давно используют различные ароматические жидкости для создания приятной атмосферы в своем жилище, для создания приятного аромата от одежды, а также для того чтобы украсить запах человеческого тела. С появлением первых ароматических жидкостей, естественно, стал вопрос об их длительном хранении и удобстве использования.

Исследования исторических источников показывают, что создание и эволюция парфюмерного флакона (или по-другому, флакона для духов) представляет собой отдельный пласт человеческой культуры и истории.

Например, известно, что древние люди на разных континентах использовали кости и зубы животных для хранения ароматических жидкостей. Для таких целей хорошо подходили зубы бегемотов и слонов. Технология изготовления такого флакона или сосуда для хранения была следующей: в кости или в зубе животного проделывали отверстие, глубиной примерно от 3-х до 5-ти сантиметров, верх флакона обматывали кожей. Кожа служила элементом, который закрывал флакон и не давал жидкости улетучиться.

Сосуды такого рода были обнаружены при раскопках могильников в северной Африке и на юге Индии. Первоначально археологи предполагали, что обнаруженные ими предметы использовались в виде пробок для других сосудов, но потом выяснилось, что основное назначение этих предметов это хранение парфюмерных жидкостей и именно для этого они использовались в древности.

При раскопках на арамейской полуострове, а именно на месте, где располагалась древняя Иудея, были обнаружены очень интересные сосуды (флаконы) для парфюмерии, выполненные из рогов диких и домашних животных. Эти флаконы для древних духов были украшены резьбой, оплетены кожей и, судя по всему, могли очень долго хранить в себе желанный аромат.

Известно также, что древние славянские племена использовали для хранения парфюмерных масел и ароматических жидкостей сосуды, выполненные из плотно дубленой кожи. Для этого использовалась кожа рогатых и вьючных животных. Кожа подвергалась обработке специальным составом (вытяжка из внутренностей животного), который делал кожу пригодной для хранения парфюмерных жидкостей и отдушек.

Также славянские племена использовали камень и дерево для создания парфюмерных флаконов. Так, например, широко распространены были височные украшения для девушек, которые крепились к головному убору. В украшения такого рода вставлялись специальные деревянные сосуды с ароматическими жидкостями. Когда девушка двигалась или танцевала, украшения раскачивались, и вокруг девушки распространялся приятный аромат.

До некоторого момента, флаконы для духов (ароматических жидкостей, парфюмерных композиций) носили сугубо утилитарный характер. То есть, предназначались исключительно для хранения жидкости, и к форме флакона не предъявлялось никаких требований. Однако с развитием парфюмерного производства и появлением моды на ароматы, начинается постепенная эволюция парфюмерного флакона.

В средние века, во Франции, в Граасе, зарождается парфюмерная промышленность в том виде, в котором мы ее знаем сейчас. Средневековые парфюмеры начинают использовать опыт предыдущих поколений и стремятся создавать различные ароматы, которые могут удовлетворить любого человека. Парфюмерия, как промысел, начинает приобретать промышленные масштабы.

Соответственно, сразу встает вопрос о производстве флаконов для духов для различных парфюмерных мануфактур. К тому моменту истории, человечество уже отлично освоило производство стеклянной посуды и тары. И первые парфюмерные композиции в Граасе начинают разливать именно в стеклянные флакончики. И постепенно процесс производства флаконов для духов оформляется в отдельный промысел.

Стеклодувы начинают использовать самые передовые (на тот момент) технологии при производстве флаконов для парфюмерных композиций. Флакон становится уникальным продуктом сам по себе. Мануфактуры, производящие такие флаконы, начинают использовать лучшие сорта кожи, лучшие породы дерева, позолоту, тиснение серебром и украшение драгоценными камнями. Продукция такого рода производится массово и на заказ.

Флакон для духов, как предмет, становится уникален сам по себе. Ценители парфюмерии специально заказывают у фабрикантов флаконы для хранения своих парфюмерных коллекций. Флаконы того времени сейчас можно встретить на аукционах и в коллекциях знатоков.

Эта тенденция активно развивается и приобретает популярность по всему миру. В Европе, в каждой стране, есть своя известная стеклодувная мастерская по производству флаконов для духов. Парфюмерия постепенно становится продуктом массового потребления. К началу XIX века парфюмы продаются по всей Европе в специализированных магазинах, и все известные парфюмерные дома считают обязательным заказывать флаконы для своих парфюмов у именитых мастеров-стеклодувов.

В начале двадцатого века в производстве парфюмерных флаконов появляется новая тенденция, которая приобретает массовый характер. Постепенно парфюмеры начинают задумываться о том, что и сам флакон и его содержимое должны представлять из себя единое целое. Парфюмерные компании начинают создавать целые парфюмерные произведения искусства, которые несут в себе какую-то идею и этой идее подчинены и сам аромат, и парфюмерный флакон, в который он помещен и упаковка духов. Одним из первых воплотил эту идею в жизнь, основатель парфюмерной торговой марки Эрнест Далтрофф. Он начал проводит эксперименты с различной формой флакона, а для упаковки стал использовать различные материалы: кожу, ткани, дерево и дорогую упаковочную бумагу. Во многом благодаря ему, парфюмерные композиции начали становиться целыми произведениями искусства.

В настоящее время парфюмеры и дизайнеры создают такие парфюмерные композиции, которые способны поразить своей красотой и гармоничностью любого человека. Так, например, модельер производит два типа ароматов: для мужчин и женщин. Женские ароматы помещены во флакон по форме напоминающий женскую фигуру. Мужские ароматы, наоборот, помещены в сосуд, по форме напоминающий мужской торс. При этом флаконы помещены в коробку цилиндрической формы, напоминающей коробку из под детского печенья или консервную банку.

Ароматы серии Rocabar , от известной компании помещены в шерстяную ткань с клетчатым узором (аналогия с теплым пледом), упакованы в коричневую оберточную бумагу и обвязаны по кругу тонкой кожаной лентой.

Парфюмерный флакон сегодня - это отличный предмет дизайна, роскоши, который может быть хорош сам по себе.

November 11th, 2011

Хочу показать вам множество удивительно красивых, изысканных, неожиданных эксклюзивных флаконов для духов первой половины прошлого века в стиле Ар Нуво и Ар Деко!

Духи создают вокруг тебя неповторимую ауру, а изящный флакон радует глаз и подчеркивает стиль.

Начало ароматной истории флаконов для духов

Парфюмерное искусство зародилось еще в 2800 году до нашей эры, судя по первым историческим справкам о духах. Древние народы Египта, Греции, Рима и Китая использовали ароматы как в эстетических, так и в медицинских целях. Целебные силы эфирных масел применялись в личной гигиене для устранения неприятных запахов и придания аромата телу и жилью. Распад Римской Империи губительно сказался на парфюмерном деле, которое возродилось лишь в 16 веке. Тогда стали популярными ароматические шарики. Большинство же современных парфюмерных фабрик, таких как Yardley, были основаны уже в 18 веке.

Когда мы ищем «свой запах», не последнюю роль играет и «наряд» духов. Флаконы создают не только для хранения, но и для эффектной демонстрации аромата. Их дизайн стал настоящей манией множества коллекционеров.

Сегодня некоторые такие шедевры уходят «с молотка» за сотни тысяч долларов. Например, недавно эксклюзивный флакон духов «Сокровища моря», дизайн которого разработал легендарный Рене Лалик, был продан на аукционе за 216 тысяч долларов коллекционеру, пожелавшему остаться анонимным.

В преддверии 20-го века. Стекло, серебро и керамика в дизайне флаконов для духов

К 18 веку завоевали признание флаконы для нюхательной соли и туалетного уксуса, похожие на миниатюрные сундучки, умещающиеся на ладони или в дамской перчатке. Сейчас бы в таком аксессуаре правоохранительные органы заподозрили что-то неладное.

Тогда же пользоваться популярностью стали эфирные масла и цветочная вода в привлекательных стеклянных емкостях. Их могли себе позволить не только знатные особы, но и обычные люди. Только представь: Наполеон Бонапарт заказывал в месяц по 60 флаконов для духов цветочной воды.

Середина 19 века привнесла богатство и насыщенность викторианского стиля в парфюмерную промышленность. Флаконы, чеканенные из серебра, были украшены замысловатыми рисунками, керамические - инкрустированы цветами, а стеклянные - огранены так, что сверкали на свету. От такого великолепия дамы приходили в восторг.

Также на протяжении 18 и 19 веков признаком хорошего вкуса считалось иметь фарфоровые флаконы для духов.

1900 - 1920. Рождение первой легенды дизайна флаконов для духов

В 1905 году Рене Жюль Лалик открыл свой первый магазин стеклянных флаконов для духов. Договорившись с фирмой Coty, он начал массовое производство. Лалик использовал оригинальнейшие дизайнерские разработки. Ему было, что предложить любителям ароматов. Ведь он создавал драгоценности для звезды Сары Бернар, у него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Этот ювелир и мастер работы по стеклу считается одним из главных художников стиля ар нуво. За многие годы Рене выпустил тысячи флаконов для более чем 60 фабрик. Ар Нуво и Ар Деко оказывали тогда огромное влияние на парфюмерную промышленность. Отголоски этого влияния можно находить и по сей день.

1920 - 1930-е. Господство Ар Деко в дизайне флаконов для духов

Использование духов приобретало все большее распространение, парфюмерная индустрия продолжала расти, и все быстрее. В дизайне становится заметно влияние кубизма, сюрреализма и модернизма.

Известнейшая стеклодельная фабрика Baccarat, основанная еще в 1764 году во Франции, выпустила множество экспериментальных флаконов для духов по заказу известных парфюмеров (в том числе Elizabeth Arden), выполненных в этих новых стилях.

С начала 1920-х годов и до начала Второй Мировой рельефные, угловатые формы, присущие стилю Ар Деко, широко использовались в дизайне парфюмерных упаковок.

В 1922 году в мире духов произошла очередная революция. Тогда рынок представлял представлены, в основном, натуральные цветочные ароматы. Коко Шанель выпустила совершенно новый, непривычный запах, сочетающий в себе наряду с натуральными - синтетические субстанции. Кстати, его создал выходец из России, парфюмер Эрнест Бо, эмигрант, происходящий из семьи знаменитых парфюмеров. Chanel №5 стал великим ароматом 20 века, а его флакон - эталоном элегантной простоты. А в 1930 году, во времена Великой депрессии в Америке, Жан Пато представил духи под названием "Радость", Joy, ставшие известными как самый дорогой аромат в мире. В наиболее мрачные для страны времена Пато решил сыграть на отчаянном желании жить красиво не смотря ни на что. Для создания 30 мл Joy используют больше 10000 цветков жасмина и 360 роз. Флакон для духов был выдержан в том же модном стиле, на его дизайнеров явно повлиял успех Chanel №5.

Знаменитое богемское стекло получило «второе дыхание» после Первой мировой войны. Яркие, разноцветные флаконы для духов, выполненные в стиле Ар Деко, стали популярными во всем мире. Искусный ремесленник Генрих Гоффман представил вниманию любителей духов поразительные флаконы из богемского стекла. Геометрические формы, классические мотивы и непропорционально большие пробки - все это было характерно для того времени.

Современный дизайн многих флаконов более склонен к стилю минимализм. Возьмем, для примера, духи Burberry London , которые выглядят очень "по-английски" и отличаются простым дизайном. Тем не менее, их нельзя назвать некрасивыми. Времена и нравы меняются, как и стили в дизайне.

HOFFMAN (Czech)

CZECH Perfume bottle

LANGLOIS "Duska"

LANGLOIS "Shari"

YARDLEY & CO. "White Roses"

CORYSE "Rose d"Ispahan"

GODET Three-perfume bottle set, "Cuir de Russie"

ARYS "Promenade Matinale" J. Viard

GUELDY "Le Prestige" J. Viard

HARRIET HUBBARD AYER "Muguet" J. Viard

GRAVIER "Cascade" Baccarat

BRECHER "Sous la Charmille" J. Viard

LA VALLIERE "Jasmin D"Or"

LA DUCALE "Egizia"

YBRY "Les Fleurs"

YBRY "Desir du Coeur"

DUBARRY "Blue Lagoon" J. Viard

LUBIN "Enigma" J. Viard

MARQUIS "Niradjah" Depinoix

PIVER "Astris" Baccarat

PIVER / RENAUD Two perfume bottles: "Astris" in Baccarat

FRENCH Two Art Nouveau perfume bottles

CORDAY "L"Heure Romantique" Baccarat

GUERLAIN "Sillage"

DRALLE "Ora e Sempre"

COLGATE "Picante," and "Lilas" Lucien Gaillard

KESMA "Larmes de Nuit"

SCHIAPARELLI "Shocking," "Sleeping," and "Zut"

Уникальные флаконы для духов ручной работы в стиле Ар-Нуво и Ар-Деко и история парфюмерного искусства

Духи создают вокруг тебя неповторимую ауру, а изящный флакон радует глаз и подчеркивает стиль.

Начало ароматной истории

Парфюмерное искусство зародилось еще в 2800 году до нашей эры, судя по первым историческим справкам о духах. Древние народы Египта, Греции, Рима и Китая использовали ароматы как в эстетических, так и в медицинских целях. Целебные силы эфирных масел применялись в личной гигиене для устранения неприятных запахов и придания аромата телу и жилью. Распад Римской Империи губительно сказался на парфюмерном деле, которое возродилось лишь в 16 веке. Тогда стали популярными ароматические шарики. Большинство же современных парфюмерных фабрик, таких как Yardley, были основаны уже в 18 веке.

Когда мы ищем «свой запах», не последнюю роль играет и «наряд» духов. Флаконы создают не только для хранения, но и для эффектной демонстрации аромата. Их дизайн стал настоящей манией множества коллекционеров.

Сегодня некоторые такие шедевры уходят «с молотка» за сотни тысяч долларов. Например, недавно эксклюзивный флакон духов «Сокровища моря», дизайн которого разработал легендарный Рене Лалик, был продан на аукционе за 216 тысяч долларов коллекционеру, пожелавшему остаться анонимным.

В преддверии 20-го века. Стекло, серебро и керамика

К 18 веку завоевали признание флаконы для нюхательной соли и туалетного уксуса, похожие на миниатюрные сундучки, умещающиеся на ладони или в дамской перчатке. Сейчас бы в таком аксессуаре правоохранительные органы заподозрили что-то неладное.

Тогда же пользоваться популярностью стали эфирные масла и цветочная вода в привлекательных стеклянных емкостях. Их могли себе позволить не только знатные особы, но и обычные люди. Только представь: Наполеон Бонапарт заказывал в месяц по 60 флаконов цветочной воды.

Середина 19 века привнесла богатство и насыщенность викторианского стиля в парфюмерную промышленность. Флаконы, чеканенные из серебра, были украшены замысловатыми рисунками, керамические - инкрустированы цветами, а стеклянные - огранены так, что сверкали на свету. От такого великолепия дамы приходили в восторг.

Также на протяжении 18 и 19 веков признаком хорошего вкуса считалось иметь фарфоровые флаконы.

1900 - 1920. Рождение первой легенды дизайна

В 1905 году Рене Жюль Лалик открыл свой первый магазин стеклянных флаконов. Договорившись с фирмой Coty, он начал массовое производство. Лалик использовал оригинальнейшие дизайнерские разработки. Ему было, что предложить любителям ароматов. Ведь он создавал драгоценности для звезды Сары Бернар, у него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Этот ювелир и мастер работы по стеклу считается одним из главных художников стиля ар нуво. За многие годы Рене выпустил тысячи флаконов для более чем 60 фабрик. Ар Нуво и Ар Деко оказывали тогда огромное влияние на парфюмерную промышленность. Отголоски этого влияния можно находить и по сей день.

1920 - 1930-е. Господство Ар-Деко

Использование духов приобретало все большее распространение, парфюмерная индустрия продолжала расти, и все быстрее. В дизайне становится заметно влияние кубизма, сюрреализма и модернизма.

Известнейшая стеклодельная фабрика Baccarat, основанная еще в 1764 году во Франции, выпустила множество экспериментальных флаконов для известных парфюмеров (в том числе Elizabeth Arden), выполненных в этих новых стилях.

С начала 1920-х годов и до начала Второй Мировой рельефные, угловатые формы, присущие стилю Ар-Деко, широко использовались в дизайне парфюмерных упаковок.

В 1922 году в мире духов произошла очередная революция. Тогда рынок представлял представлены, в основном, натуральные цветочные ароматы. Коко Шанель выпустила совершенно новый, непривычный запах, сочетающий в себе наряду с натуральными - синтетические субстанции. Кстати, его создал выходец из России, парфюмер Эрнест Бо, эмигрант, происходящий из семьи знаменитых парфюмеров. Chanel №5 стал великим ароматом 20 века, а его флакон - эталоном элегантной простоты. А в 1930 году, во времена Великой депрессии в Америке, Жан Пато представил духи под названием "Радость", Joy, ставшие известными как самый дорогой аромат в мире. В наиболее мрачные для страны времена Пато решил сыграть на отчаянном желании жить красиво не смотря ни на что. Для создания 30 мл Joy используют больше 10000 цветков жасмина и 360 роз. Флакон был выдержан в том же модном стиле, на его дизайнеров явно повлиял успех Chanel №5.

Знаменитое богемское стекло получило «второе дыхание» после Первой мировой войны. Яркие, разноцветные флаконы, выполненные в стиле Ар-Деко, стали популярными во всем мире. Искусный ремесленник Генрих Гоффман представил вниманию любителей духов поразительные флаконы из богемского стекла. Геометрические формы, классические мотивы и непропорционально большие пробки - все это было характерно для того времени.

HOFFMAN (Czech)

CZECH Perfume bottle

LANGLOIS "Duska"

LANGLOIS "Shari"

YARDLEY & CO. "White Roses"

CORYSE "Rose d"Ispahan"

GODET Three-perfume bottle set, "Cuir de Russie"

COTY "L"Aimant"

ARYS "Promenade Matinale" J. Viard

GUELDY "Le Prestige" J. Viard

HARRIET HUBBARD AYER "Muguet" J. Viard

GRAVIER "Cascade" Baccarat

BRECHER "Sous la Charmille" J. Viard

LA VALLIERE "Jasmin D"Or"

LA DUCALE "Egizia"

YBRY "Les Fleurs"

YBRY "Desir du Coeur"

DUBARRY "Blue Lagoon" J. Viard

LUBIN "Enigma" J. Viard

MARQUIS "Niradjah" Depinoix

PIVER "Astris" Baccarat

PIVER / RENAUD Two perfume bottles: "Astris" in Baccarat

FRENCH Two Art Nouveau perfume bottles

CORDAY "L"Heure Romantique" Baccarat

GUERLAIN "Sillage"

DRALLE "Ora e Sempre"

COLGATE "Picante," and "Lilas" Lucien Gaillard

KESMA "Larmes de Nuit"

SCHIAPARELLI "Shocking," "Sleeping," and "Zut"

История флакона для духов началась одновременно с появлением самых первых ароматических составов. Изначально этот сосуд представлял собой простой и незатейливый глиняный горшочек. В Древнем Египте и на Древнем Востоке парфюмерные ёмкости изготавливали из драгоценных металлов и самоцветов, причем камни выбирали размером в 200-300 карат, а форма их была самой примитивной - овальной. Со временем мастера научились делать флаконы разнообразных форм, а потом стали украшать их причудливой чеканкой и россыпью драгоценных камней.

Сначала было стекло

Стекло - это превосходный нейтральный материал, его прозрачность даже заставляет сомневаться в его материальности. Красоту стекла оценили ещё древние римляне. В те времена считалось роскошью хранить ароматические мази во флаконах из мурры - вещества, очень на него похожего. Способ выдувания сосудов из стекла был изобретён незадолго до начала нашей эры сирийцами и сразу получил широкое распространение. Именно тогда начинают появляться первые стекольные мастерские. Для хранения ароматических веществ объёмным глиняным и керамическим сосудам стали предпочитать маленькие склянки. Стекло считали самым идеальным материалом для парфюмерных ёмкостей.

Следует отметить, что падение Римской империи значительно замедлило развитие парфюмерии и производства стекла. Только в XIII веке на острове Мурано в Венеции открылось несколько стекольных мастерских. Вскоре изделия, изготавливаемые в них мастерами стеклодувами, завоевали репутацию товаров высокого качества. Секреты мастеров стеклодувов хранились в строжайшей тайне и передавались мастерами лишь сыновьям. Этой тайной было использование солей и соединений натрия для изготовления натриевого стекла, одним из компонентов которого являлась зола водорослей. Венецианское величие оставалось непоколебимым вплоть до XVII века, пока в Англии и в Богемии не открыли новый способ выдувания стекла - из хрусталя. Благодаря добавлению свинца и калия, хрусталь стал более прозрачным, тяжёлым и удобным в гравировке.

Наиболее широко было известно венецианское стекло: на небольшом острове Мурано, в Италии, где расположено огромное количество стекольных мастерских, выдували вазы, сувениры, украшения, составные части для светильников, и, конечно же, флаконы для духов. Чтобы ограничить импорт стеклянных изделий из Англии и Богемии, во Франции создаётся своя производственная база. Наиболее активно стекольные мастерские стали открываться и развиваться в Лотарингии, куда Рене I, герцог Анжуйский, пригласил мастеров из Мурано и Богемии. Особенно благоприятствовали качеству продукции песчаные почвы Лотарингии, а также соли и соединения калия, получаемые из золы папоротника. Так были созданы два самых известных стекольных завода: «Баккара» и «Сен-Луи». Первый занимался производством стаканов и оконных стекол, а второй являлся поставщиком хрустальных изделий к королевскому двору. На этих заводах соблюдался строгий режим секретности: по закону служащим запрещалось удаляться от предприятий больше чем на милю.

К концу XVIII века мастера уже умеют изготавливать цветное стекло. Кстати, сохранился серебряный флакон того времени, выполненный в виде павлина, хвост которого сделан из цветного стекла. Это пример удивительно искусной работы мастеров эпохи Просвещения. Великосветские дамы предпочитали хранить духи в серебряных флаконах в виде животных: представительницы прекрасного пола с особым трепетом относились к парфюмерным сосудам в виде кошечки или собачки, вновь и вновь наполняя их драгоценной жидкостью. Дамы использовали флаконы не только по назначению, но и как украшение будуара. После Французской революции производство стекла, как и других предметов роскоши, резко пошло на убыль.

Новый виток

Только к началу XIX века дела «Сен-Луи» и «Баккара» пошли в гору. В первой половине XIX столетия мастера-стеклодувы научились придавать своим изделиям бриллиантовую огранку. С изобретением новой технологии изготовления стекла, получившей знаменитое название «гранение бриллианта», стекольные мастерские стали массово выпускать флаконы для духов. С началом использования филиграни в 1837 году и красителей в 1844 году мастера стеклодувы приступили к производству опалового хрусталя. Самыми необычными и оригинальными считаются творения 1848 - 1850 годов. В это же время в моде было цветное стекло: красное, синее и зелёное, напоминающее о рубине, сапфире и изумруде.

Гениальным изобретением считается пульверизатор, который появился в 1870 году. Сначала он был неудобен в применении: эластичная трубочка была прикреплена к крышке и выведена наружу, а на её конце находилась груша. В дальнейшем распыляющее устройство совершенствовалось, и в наши дни оно представляет собой очень компактную конструкцию.

В начале 70-х годов XIX века завод «Сен-Луи» начинает украшать флаконы золотом. С 1925 года он становится поставщиком для таких известных фирм, как «Коти» («Coty »), «Л.Т.Пивер» («L.T.Piver »), «Буржуа» («Bourjois »), «Жан Пату» («Jean Patou ») и другие. После Второй мировой войны к ним присоединяются «Кристиан Диор» («Christian Dior ») и «Бальмен» («Balmain»).

В XX веке появляется матовое стекло, которое стали называть «шёлковым», а парфюмерные ёмкости теперь украшались изображением пейзажей или растений. Новое модное веяние - плоские грани, появившееся в то время - актуально и сегодня. Наряду со стеклянными, остаются популярными и флаконы из полудрагоценных камней, например из нефрита или малахита.

Мастера стеклодувы из «Баккара» работают с фирмами «Убиган» («Hubigant»), «Герлен» («Guerlain »), «Поль Пуаре» («Pol Puare»), «Жан Пату» («Jean Patou») и «Элизабет Арден» («Elizabeth Arden »). В 1945 году на заводе изготовили вошедший в историю парфюмерии флакон «Le Roy Soleil» по эскизу художника Сальвадора Дали. Затем следует целая вереница творений для Кристиана Диора, Пако Рабанна и Джани Версаче. Среди производителей парфюмерных флаконов нельзя не упомянуть Рене Лалика , создавшего флаконы для «Коти» («Coty»), «Роже» («Roja Dove »), «Гале», «Убиган», «д"Орсэй» («d"Orsay »), «Уорт» («Worth »), «Нины Риччи» («Nina Ricci ») и других парфюмеров, во многом определившие их успех. На фото вверху - флакон от бренда «Lalique», созданный для аромата «Nina Ricci L"air du Temps »...

Страсти по флаконам

Если ещё совсем недавно флаконы от духов коллекционировали лишь некоторые любители парфюмерии, то в наше время этим уже никого не удивить. Куда интереснее то, что в Друо и Париже ежегодно проводятся тематические аукционы по продаже винтажных флаконов, причём стоимость некоторых из них иногда достигает баснословных размеров. Зачастую интерес к таким аукционам проявляют американские коллекционеры или крупные парфюмерные бренды, которые при этом преследуют свои цели - заимствование оригинального дизайна флакона или частичное копирование духов, следы которых могли бы сохраниться во флаконе.

На данный момент самыми редкими экземплярами являются сосуды из стекла и пластика, появившиеся в 60-е годы XX века. Среди их создателей такие мастера, как Рене Лалик, Андре Жоливе, Жюльен Виар, «Баккара», «Сен-Луи», и другие. Критериями ценности флакона являются подпись мастера, марка фирмы, дата выпуска и, наконец, оригинальность модели. Например, сосуды в форме животных являются предметом зависти многих коллекционеров, также как и флаконы в стиле барокко или же исторические, то есть посвященные определенному событию. Наличие на флаконе этикетки и собственной оригинальной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. По сей день одними из самых интересных экземпляров флаконов, достойных украсить любую коллекцию, считаются парфюмы от бренда «Lalique». Вы можете в этом убедиться посетив виртуальную галерею работ Рене Лалика на нашем сайте.

Современные флаконы

Сегодня известные парфюмеры свою продукцию, особенно - коллекционную и в ограниченном количестве, часто выпускают именно в хрустальных сосудах. Их выдувают по-старинке, то есть «вручную», и каждый получается эксклюзивным. Знаменитые стеклодувы свои изделия всегда отмечают авторским знаком.

Крышка флакона - очень важная часть парфюмерного творения, которая заслуживает особого внимания. Если колпачок металлический или пластиковый, то внутри него непременно делают резьбу. Если крышечка стеклянная, то для плотного прилегания пробку или покрывают пластиковой оболочкой, или притирают. Для особой герметичности, обычно в элитной парфюмерии, колпачок изнутри покрывают тонкой бычьей кожей, смоченной в воде, что препятствует испарению ценной влаги.

В наши дни работа дизайнеров, создающих эксклюзивные флаконы для духов остаётся по-прежнему востребованной и щедро оплачиваемой.



Взять к примеру аромат «Guerlain Le Paradis Interdit», выпущенного Домом «Guerlain» ограниченным тиражом по случаю юбилея Дома «Guerlain» флакон которого выполнен в виде хрустальной пчелы:

Или аромат «Guerlain La Secret de La Reine», так же выпущенного Домом «Guerlain» ограниченным тиражом, флакон которого (фирменная пчела Герлена) инкрустирован серебром.

Винтажные флаконы для духов сами по себе являются предметов искусства.

Они появились примерно тогда же, когда начала появляться парфюмерия. Первые флаконы были изготовлены египтянами и рога, слоновой кости и камней. Они были больше современных и могли иметь высоту до 20 сантиметров. Благовоний в такой емкости хватало на целый год. Мастера вырезали на них животных, женщин и мифических персонажей национального эпоса. После этого стали появляться сосуды в форме охотничьего рога. Делали их из зубов бегемотов. Древние греки и римляне делали емкости для хранения духов в форме амфор. В России это были специальные украшения в виде маленькой бутылки, которая вместе с духами внутри подвешивалась на шею. Они назывались ладанки и украшались изображениями православных святых.

В Средние века ювелиры начали делать флаконы из золота и серебра, украшая из драгоценными камнями. С 17 века емкости для духов украшают тонким фарфором, перламутровыми инкрустациями, цветным стеклом и хрусталем. Их геометрическая форма становится более разнообразной. Мастера научились работать со стеклом, а из него можно отлить любую экзотическую форму. Стеклянные флаконы обрамляли в металл с прожилками. В 18 веке главным мотивом украшений были романтические и пасторальные образы: лебедь, пастух, влюбленные, купидон, фонтаны и сердца. После этого стали модными богемские флаконы из опалового или непрозрачного стекла самых нежных тонов, украшенные арабесками и золотой филигранью. Одним из первых современных художников, придумавших свой флакон для духов стал Сальвадор Дали. Он выпустил стеклянный флакон в виде губ.

В мире моды Пако Рабан представил флакон в виде киборга, а Соня Рикель в виде вязанного свитера. Один из самых известных дизайнеров современных флаконов является Рене Лалик. Вот как выглядят его работы:

В 19 веке флаконы в основном делались из хрусталя и художник-ювелир Рене стал отливать из него оригинальные формы. Его партнером, производящем духи был Франсуа Коти. Коти однажды прогуливался по Парижу и заметил лавку со скульптурными работами Рене. Ему пришла идея применить его талант для того, чтобы украшать свою продукцию. В то время Рене Лалик был бедняком, у которого умер отец. С детстве от обучался в Лондоне ювелирному делу и привык зарабатывать своим трудом, даже успел поработать в доме Картье. Сейчас его дело продолжают предки в составе огромной семейной компании.