Основы раннего развития детей. Итак, для чего нужны методики развития детей? Подход к ребенку

Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: "после трех уже поздно".

Какую методику выбрать?

Если вы решили, что раннее развитие - это для вас, что у вас хватит сил, времени и терпения в течение нескольких лет систематически, изо дня в день, заниматься со своим крохой; если вы готовы к тому, что плоды вашего нелегкого труда взойдут еще очень и очень нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу; если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, - тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития . Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение, ведь образование - это своего рода товар, который нужно повыгоднее продать. Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов, забывая, что детям бывает нужно просто погулять, поиграть, остаться наедине со своими мыслями. В устах таких мам складовые попевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры, игры в никитинские кубики или рамки выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение. Не дай Бог сказать таким родителям, что обожествленная ими система имеет недостатки!

В принципе, ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача - разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. В этой статье я рассматриваю лишь основные плюсы и минусы наиболее популярных систем раннего развития. Но, прежде, чем приступить к занятиям по любой из них, следует подробно изучить методическую литературу, а лучше всего, если позволяет время и средства, походить на курсы для родителей.

Вальдорфская педагогика

Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).

С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева . Но главное даже не это. Гораздо важнее, что вальдорфская педагогика - это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.

Система Монтессори

Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.

Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори - это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые "Рамки и вкладыши", вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина "Интеллектуальные игры".

Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.

Комментировать статью "Системы раннего развития: Монтессори и Вальдорфская педагогика"

Рекламируют "совковую педагогику " ("Радуга", "Истоки", "венгеров" и т.п.), которую уж точно к системам раннего развития никак не отнесешь. ребенку в " вальдорфском детском саду", затем истратились в "саду Монтессори ", далее, пытались спастись развивающими играми...

Обсуждение

Почему-то автор не рассмотрел еще одну систему раннего развития по методикам П.В. Тюленева - МИР ребенка.
Ребенок в игре познает мир. Первые результаты были получены еще в 1988 году – ребенок еще не умея ходить, уже печатал буквы и слоги на электрической пишущей машинке! :)
Результаты печатания текстов ребенком от 1 до 6 лет с 1988 – 1995 г имеются на сайте
программы «Каждой семье – одаренных детй».

Я полностью разделяю мнение уже высказавшихся участников конференции о том, что раннее развитие – это не только и не столько обучение счету и письму (само по себе это невероятно скучно!). О не очень удачном термине "раннее развитие" я тоже уже как-то высказывалась, приводя высказывание Л.А. Никитиной "своевременное развитие". Своевременность у каждого своя, задача взрослого – дать ребенку возможность узнать то, что он хочет узнать. Асины статьи я воспринимаю как некий ликбез для тех родителей, которые теряются в множестве незнакомых терминов, пытаясь выяснить, чем Доман отличается от Монтессори. Вполне могу себе представить, что для кого-то они оказались полезными.
Рекомендация автору "хотя бы получить отзывы у тех, о ком пишет" заставила меня вздрогнуть, если учесть, что, кроме Н.А.Зайцева (с которым после личного знакомства я бы лишний раз общаться не стала) и, кажется, Домана, авторы методик раннего развития, о которых говорится в статьях, давно уже в мире ином. Вы предлагаете устроить спиритический сеанс?
Странно видеть также утверждение о том, что методика Монтессори непременно разорит родителей. Ведь у нее довольно много разных игр с пластилином, песком, водой, прищепками, манкой, которые вполне может себе позволить и не самая состоятельная семья.
"Главный результат широкого внедрения вальдорфской системы, которое предприняли некоторые одиозные зам. министры образования…" Вот уж не представляла, что вальдорфская система получила в России широкое внедрение! А можно уточнить, где именно ШИРОКО внедрялась означенная система?
"Ведь родителей интересует, что они получат от продавцов "образовательных услуг"". Лично меня гораздо больше интересует, чем в данный конкретный момент заняты мысли моего ребенка и что я могу в ответ на этот интерес предложить. И это не обязательно будет какая-то методика, от начала до конца, а уж тем более какой-то ее продавец!
"Эта статья полностью изложена на одном из сайтов по настоящему раннему развитию". Уважаемая Маша, а что тогда заставило Вас искать другие сайты по "ненастоящему" раннему развитию?

Вальдорфская педагогика. Методики раннего развития. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы В моем представлении это не совместимо с вальдорффской системой. 11.06.2008 13:59:59, Natalya L.

Обсуждение

Десять лет тому назад в Москве был шум, что выпускники вальдорфских школ не смогли сдать экзамены за среднюю школу. Особенно математика у них просто отсутствовала. Целые трагедии разыгрались... Где-то в Интернете был даже официльный отчет об эксперименте.
Основатель этого направления Штайнер - сторонник мистики, эзотерики, верит в ауру и вообще всё воспитание строит на этих потусторонних гипотезах и теориях. Воспитание для богатых бездельников. В итоге получаются типа богемные, ничего не понимающие в реальной жизни и ни на что не способные люди... Если конечно, их вовремя где-то в приличном дорогостоящем заведении не исправят хотя бы частично. Такое впечатление от вальдорфской педагогики.

03.06.2008 12:07:22, ВиталийКК

прежде всего почитайте на тему, что такое настоящая вальдорфовская педагогика со всеми причиндалами. с тем, что всякий прохожий может быть учителем, что концепция о сотворении божьем и дарвиновская теория - фигня, а их теория создания мира - правильная, что барби и телевизор - это табу, что книги читать до N лет вредно, а тем более в яслях, и т.д. Следующим шагом аккуратно выясните, проповедует ли это все ваша школа и сад, или у них просто вывеска с модным словом и нетрадиционный подход. Если первое - то см. п1. и решайте, входит ли все это в систему ваших жизненных ценностей.

Монтессори. Методики раннего развития. Раннее развитие. У нас садик по системе Монтессори - дети делают много поделок с мелкими деталями Основным отличием методики Монтессори от вальдорфской педагогики можно назвать положение учителя.

Обсуждение

Вот один пример-ссылка. На практике бывает всякое. У моего сына, например, маловато всяких художественных занятий, так что компенсируем этот недостаток дома. Зато дети с интересом занимаются счётом, очень постепенно, в игре, осваивают грамоту.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. "Доман", " Монтессори ", " Вальдорфская педагогика " - все это мелькает везде и постоянно, при это естественно кто-то за, кто-то против.

Вальдорфская педагогика. Методики. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Хотя считаю, что ребёнок может спокойно ходить в сад с вальдорфской системой, а дома маме...

Обсуждение

Про Вальдорфскую педагогику уже много раз говорили, поищите по поиску.http://archive.1september.ru/gazeta/1999/51/5-1.htm
http://news.1se-ptember.ru/upr/1999/upr19-2.htm
http://birth.ft.inc.ru/ от 26.07.2000

Помимо всего прочьего есть и такая точка зрения:

http://www.kuraev.ru/vp.html

http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=2770,page-=3,section=16

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Относительно Вальдорфской педагогики был сделан вывод в Германии, после того, как там разобрались, что к чему: "Штайнеровская педагогика был изобретена...

Обсуждение

Я смотрела интервью с режиссером сериала "Школа" Валерией Гай Германикой. В интервью она рассказала, что училась именно в такой школе, а когда родители перевели ее в обычную школу, то оказалось, что она ничего не знает из того, что знают сверстники. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. С детьми разучивают то, что нужно продемонстрировать родителям. Система это не только опасна для детей, но и для родителей, так как направлена на выкачивание денег.

Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. И это только Мария Монтессори, есть ведь куча систем и методик. Доман, Вальдорфовские методы - и некоторые из них, я считаю, могут только...

Обсуждение

Мы начали ходить в новый клуб "Парусята" на Щукинской, отходили месяц. Малыши очень доволены, так же есть игровая комната, где можно оставить малыша с педагогом поиграть, все чистенькое, новенькое... из игровой не могла детей забрать 2 часа. Столько там интересных игрушек для ролевых игр... Педагоги очень внимательные и куча интересных занятий... сказкатерапия, авторские куклы и т.д. Нам правда кукол делать рано...нам пока еще и 3-х нет, но я видела, как загорелись глаза у моих девочек. А пока ходим на ранее развитие...)))

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Кто водил/водит деток на занятие по системе Монтессори? Какие впечатления?

Обсуждение

Если еще актуально:)
Мы туда ходили, правда, мелкий был еще совсем мелкий - 8-10 месяцев. Педагогами довольна, а вот база у них не самая лучшая - многие материалы самодельные, и, конечно, это выглядит не столь эстетично, как оригинальные монтессори-материалы. В целом - впечатление скорее положительное, ездила бы еще, но нам далековато и по пробкам.

Я дочку водила на курсы Монтессори совсем недолго в возрасте 1,7 примерно. Ей очень нравилось. В связи с этим решила отдать ребенка в дет.сад Монтессори, я довольна методикой, ребенок пошел в сад в сентябре в возрасте 2,5 года, адаптации не было вообще, очень ей нравится детский садик. Но тут многое зависит от педагога!!! У нас в первую смену два педагога и няня, во вторую смену 1 педагог и няня. Так моя дочка одного педагога называет Баба Яга, а другого Принцесса))) Вот такие дела)) А результат конечно я вижу, у меня ребенок вообще не умела играть сама, все время меня доставала((а теперь стала серьезной и самостоятельной особой. Я считаю, что Монтессори это сейчас лучшее, знаю многих родителей чьи дети пошли в школу после этого садика очень подготовленные.

Суть педагогики "Монтессори" заключается в девизе "Помоги мне сделать самому". Ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. (Википедия) "Вот оно!!! Это то, что нужно нашему малышу!" - Радостно восклицают молодые родители, прочитав эти слова в рекламных проспектах всевозможных детских учреждений. У них еще свежи в памяти впечатления своего детства. Отталкиваясь от них, мамы и папы бурно обсуждают будущее своего ребенка: "Он никогда не будет давиться манной кашей, глотая ее через...

Обсуждение

Цель тут, кажется, одна: дискредитировать научный подход к воспитанию ребенка, так как Мария Монтессори, по сути, первая его продемонстрировала, после Яна Коменского в XXVII веке... До неё, до Марии Монтессори педагогика преклонялась традициям, гербартовской муштриловке, где способности и таланты выживали в одном (1) случае из ста (100). Мария Монтессори впервые заставила уважать ребенка, подходить к нему как к будущей личности и впервые поставила на поток с трёх лет. До трёх лет она категорически отрицала возможности обучаемости детей. Хотя иногда и говорила: что тут океан неизведанного... В начале XX века Мария Монтессори заключила контракт с одним капиталистом на то, что будет готовить из детей малоимущих итальянцев будущих воспитанных и работоспособных рабочих. Она сделала то, что было в СССР много лет спустя и что России после "Катастройки" только предстоит сделать: систему детских Домов ребенка при рабочих общежитиях, можно сказать, при будущих "доходных домах гастрбайтеров". Воспитанники Монтессори посрамили детей представителей элиты: по всем показателям, кроме творческих, они оказались намного лучше подготовлены по начальной школы.
Но тут Монтессори не виновата: таков был контракт с нею: никаких творческих способностей детям рабочих прививать и развивать не надо! Даже слово "играть" было запрещено в "Домах ребенка" по уставу. В целом же Монтессори совершила переворот в дошкольном образовании и открыла дорогу развитию научной педагогики. Следующий шаг сделал Борис и Лена Никитины: они родили 7 детей и к 1968 году доказали, что ребенка можно и нужно начинать развивать всестороннее ещё раньше: в возрасте до 3-х лет, и дети начинали читать в 2,5 года. Никитин сформулировал закон НУВЭРС. Другие методики 60-70-х годов сильно отставали от Никитинской. Так, у Домана например, дети начинают фактически читать, а не запоминать, как он сам пишет, только с 3 - 3,5 лет).
Наконец, в 1988 году появилась методика (кажется, есть тут в Публикациях эти книги) "Читать, считать, знать ноты... - раньше, чем ходить" Павла Тюленева, где желающие могут начинать обучения с самого зачатия или в период беременности:)
Вот история и логика становления методов раннего развития, включая Монтессори.
К сожалению, обсуждаемая статья показывает удивительное невежество автора в вопросах психологии и педагогики дошкольного возраста и, тем более, по тематике раннего развития и отбрасывает родителей на сто лет и больше.
Кстати, в одной из самых современных книг (см. скачать в Интернете) "Одаренность детей и разгадка тайны управления человечеством и семьёй" я нашёл удивительное для родителей открытие: оказывается, педагогика иудаизма построена на обучении детей с самого зачатия, а обучение чтению начинается с самого рождения - путём чтения по субботам текстов Торы... Кроме того, утверждается, что соблюдение всех заповедей Торы приравнивается к соблюдению одной - единственной: правильному воспитанию ребенка! :) Ну, а автор статьи в блоге все эти тысячелетние достижения родителей и учёных вознамерился сломать, опустить всех до допотопного уровня и сделать из Монтессори не то, что винегрет, а гораздо хуже... :(Вот пример разрушительного, бесконтрольного буйства правого полушария... Надо бы на какие-то курсы записаться - хоть к "Умнице", например...

Почему-то автор статьи скрывает имена российских авторов методик раннего развития и ничего не говорит об их результатах... Исключение составило упоминание
методики Зайцева, составляющей не более 3% от всего необходимого для раннего развития.

Ну, а Мария Монтессори вообще была против раннего развития! Можно много приводить доказательств этого факта.
Здесь, на этой телеконференции цитируют слова Монтессори: "Ребенок до 3-х лет не поддается никакому педагогическому воздействию", которые можно найти почти во всех её книгах (собраниях работ). Известно, что в правилах всех центров - "Домах ребенка" по методу Монтессори значилось: "Принимаются дети только старше 3-х лет". Если это правило нарушается - значит это пиратский или мошеннический "центр Монтессори"... -
Никакого выигрыша во времени в получении образования детей эти центры не предлагают, а значит - это пустая трата денег и времени. :(
Так что никакого отношения к раннему развитию детей Мария Монтессори не имеет.

Автор статьи просто "не совсем в теме", либо, по-видимому, преклоняется перед "западными методиками"... Вместо этого надо было бы ему разоблачить тех плагиаторов, которые воруют методики раннего развития у россиян, например, у Б.П. Никитина и приписывают их иностранным авторам, в частности - Марии Монтессори, которая была против раннего развития детей...
Также бессовестно с 2002 года отчуждаются у России методики и рекомендации Тюленева из книг "Читать - раньше, чем ходить"(1996), "Считать - раньше, чем ходить"(1998), карточки, комплекты - видоизменяются без понимания сути методик, переименовываются в "обучение с пеленок" и приписываются... Доману, то есть, отправляются в пользу США, которые ведут санкционную и финансовую войну против РФ, не вернули Аляску, устроили цветную революцию - "перестройку", организовали цветную революцию сто лет тому назад и т.д. и т.п. :(

Что касается Домана, то у него не методика, а смехота: показывать сотни, тысячи карточек с нарисованными на них точками - это называется обучение математике(!), показывать младенцу сотни и тысячи карточек с написанными на них словами...
Я знаю многих родителей, которые сначала изготовили и завалили целые стеллажи и антресоли этими "карточками Домана", а потом от этого отказались, обессилив заниматься по 14 раз в сутки годами и не сумев получить какие-то сравнимые с отечественными результаты:(
При этом Доман пишет о результатах своей "методики" раннего развития: "Истинное чтение ребенком начинается с 3,5 лет", тогда как в России дети читать начинают до 1 года, и печатают - в год с небольшим на пишущей машинке и компьютере с 1988 - 1991 г. ...

Теперь американца Домана пиарит Маниченко из Челябинска. Тоннами переводит высококачественную отечественную древесину в макулатуру Домана-Маниченко. Иностранец, что ли?

В то же время в Интернете полно видеоматериалов и на этой конференции имеются стать

Первые годы жизни для ребенка очень важны, ведь именно в это время закладываются основы интеллекта, физического и эмоционального развития, он быстро осваивает этот мир и учится в нем жить. И крайне важно научить его всем ранним аспектам деятельности человека, повлиять на развитие речи детей раннего возраста и помочь адаптироваться малышу в этом непростом мире.

Чтобы развивать физические особенности ребенка, родителям можно прибегнуть к помощи книг в области раннего развития малышей. Методика Бориса и Елены Никитиных твердит о том, что обязательно стоит развивать малыша физически, так как в нем от природы заложено огромное количество возможностей, которые, если из не развить, просто угаснут.

Грудничок имеет три рефлекса :

  • Хватательный;
  • рефлекс плавания;
  • шаговый рефлекс.

Если не запустить и развивать эти рефлексу у ребенка, то плавание и ходьба, да и любое другое физическое развитие будет даваться малышку гораздо легче. Никитины также предлагают ввести в доме для детей дошкольного возраста, 4-6 лет спортивные комплексы. Обязательно использование методик закаливания и массажа.

Глен Доман также предложил очень интересную методику по развитию детей. Физическое развитие, согласно тому, что пишет Доман, должно быть системным. Он предлагает целую серию упражнений и игра, которые затронут все группы мышц на теле карапуза от 0 до 3 лет. Доман считает что динамическая гимнастика крайне важная для малышей.

Динамическая гимнастика для малышей

Исследования показали, что если ребенка с рождения занимали такой динамической гимнастикой, которую рекомендует Доман, то уже очень быстро дети начинали опережать своих одногодок. Можно сказать, что физические упражнения и координация движений малыша принимают активное участие в интеллектуальном развитии и становятся ступенькой к активному познанию мира. Если вы будете развивать ребенка как рекомендует Доман, то вы быстро увидите результаты этой методики у вашей крохи.

Методика Домана включает набор физических упражнений :

  • на двигательные навыки;
  • на мануальные навыки;
  • на равновесие.

Эмоциональное развитие

Для ребенка от 0 до 3 лет очень важно развитие эмоциональной сферы. Родители должны уделить этому максимум внимания. До полутора лет карапуз будет неосознанно осваивать и перенимать поведение родителей, поэтому очень важно, что они были спокойными и умиротворенными.

Основные этапы эмоционального развития ребенка

Самая простая методика по развитию эмоциональной сферы состоит в поддержке и вере в своего малыша, а также полное принятие любой его особенности.

Совет: Чтобы карапуз нормально развивался эмоционально, родители должны любить его, быть спокойными рядом с малышом и ограждать его от собственных эмоциональных перепадов.

Вы должны открыто проявлять свою любовь к малышу, принимать его полностью таким, какой он есть. Старайтесь, чтобы у карапуза формировалось только хорошее отношение к себе, хвалите его и верьте в его. Предлагайте ему задания которые он может выполнить и постарайтесь помогать ему понимать свои чувства и желания, также объясняйте, что другие люди тоже имеют свои чувства и желания и их нужно уважать.

Предоставьте малышу дошкольного возраста свободу в рамках разумного и пусть он действует самостоятельно, рискует, ошибается и приобретает опыт.

Поощряйте его интерес к играм, музыке, движению, чтению, рисованию, чтобы карапуз получал хорошие и позитивные эмоции.

Игры для раннего развития детей

Игры для раннего развития детей должны быть простыми, но при этом у каждой игры должна быть задача, которая будет полезной для .

Первая игра обогащает двигательный опыт детей и вызывает желание поиграть с родителями, но также она поощряет в детях самостоятельность и инициативность. Посадите детей на стульчики, это будут домики. Говорите:

«Дождик, дождик,
Хватит тебе, дождик, лить,
Сидят дома деточки,
Словно птички в клеточке.
Солнышко, солнышко,
Посвети немножко,
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть».

Детки начинают бегать, хлопать в ладошки, можно включить музыку и потанцевать. Под слова воспитателя «Опять пошел дождь» малыши бегут в домики.

Вторая игра направлена на позитивные эмоции и развитие в целом. Поиграйте с малышом в обычные прядки, чрезвычайно веселит, когда люди то появляются, то исчезают.

Не забывайте играть с детьми 2-3 лет в кубики, собирать пирамидку, рисовать красками и мелками, играть на музыкальных инструментах. Игра должна быть не только полезной, но и приносящей удовольствие малышу.

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтесори в основном базируется на том, что у карапуза должна быть полная свобода действий. Кроха должен обучаться играючи, но при этом все упражнения он должен выполнять самостоятельно.

Конечно же, родители по задумке этой программы должны помогать, но при этом не мешая. Подход к карапузу должен быть индивидуальным и должен учитывать все особенности ребенка дошкольного возраста. «Помоги мне сделать самому» – вот принцип занятий системы Монтессори.

Во многих городах существуют детские сады, которые основаны на основах . Для каждого малыша разработан план развития в специальной среде. Воспитатель должен организовать деятельность крохи так, чтобы потенциал получил максимальное развитие.

Учим цвета и развиваем моторику

Такую среду Монтесори можно создать и дома, в результате малыш от 0 до 3 лет будет проявлять свои способности на глазах у родителей, у него будет развиваться творческое и логическое мышление, память, концентрация внимания, воображение и фантазия, а также моторика. Начать занятие по принципам методики Монтесори можно с 8-10 месяцев.

Игры Никитина

Игры, основанные на принципах программы Никитина, позволяют развивать интеллект ребенка, основываясь на переходах от простого к сложному. При этом в развитии используются принципы творческой деятельности и учитываются особенности ребенка дошкольного возраста.

С самого раннего возрасте дети получают пищу для размышлений и развития творческих способностей, играя в игры Никитина. Также эта методика позволяет действовать поэтапно, создавая для детей условия ступеньки, которые слегка опережают развитие способностей малышей. Дети будут самостоятельно расти и развиваться, поднимаясь до рубежа знаний данного этапа и потом их будет ждать следующая ступенька.

Игра “Сложи квадрат”

Все игры Никитина разнообразны и карапузу никогда не будет скучно, его не нужно будет заставлять что-то делать, малыш будет сам хотеть играть. Более того, Ира будет стимулировать родителей держать себя в руках и не мешать малышу делать что-то самому, принимать решения и сталкиваться с их последствиями.

Кубики Зайцева

В основе раннего развития Зайцева лежат кубики как наглядные пособия. Также это могут быть карточки, таблицы, веселые песенки. Все эти материалы позволяют детям легко усваивать материал во время развлечений и игры. Главный принцип методики Зайцева – это обучения играя.

Чтение по кубикам Зайцева. Логопед Н.Пятибратова

Кубики Зайцева позволяют детям читать уже начиная с двух лет. Этот складовой метод позволяет легко и просто научить малыша чтению в ходе игры. Можно приобрести звучащие кубики Зайцева, тогда малыш будет самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Начать занятия по методике Зайцева можно с 1,5-2 лет. Главное не запускать занятия с детьми, когда они достигнут дошкольного возраста.

Полезные книги

«Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагает родителям совокупность игр и упражнений, которые постепенно возводят малыша к чтению и заинтересовывают его держать книгу в руках. Эта книга прекрасно подойдет для детей дошкольного возраста и для родителей, которые не любят торопить события.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» подробно описана уникальная система, которую разработал Глен Доман. Она ориентирована на занятия родителей и деток, при чем родители должны принимать самую активную роль в развитии малыша и его играх, так считает Доман. Упражнения, которые разработал Доман, стимулируют память и уже в первый год жизни у малыша формируется богатая база знаний. Доман предлагает учить с малышом разные факты из областей биологии, географии, истории и других, с первых месяцев учить буквы, чтение и счет.

Книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан считается одно из самых известных в мире, она предлагает раскрытие индивидуального потенциала малыша, превращая обучение в игру. Научится читать можно через пение букв по мотивам детских песенок, Считать – загадывая несложные загадки. Родителям не нужно будет заставлять малыша заниматься, занятия можно проводить тогда, когда у крохи будет настроение, но не стоит забывать о регулярности.

Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка.

Классифицировать системы раннего развития тяжело в силу их универсальности, однако психологи условно делят их на физические и общеразвивающие.

Методики раннего физического развития

С первых минут и до годовалого возраста ребенок проживает целую эпоху. Он обучается поднимать головку, сидеть, делать первые самостоятельные шаги, произносить первые слова. Вот почему на этом этапе самым важным для малышей является именно физическое воспитание.

Методика Никитиных

Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Разумеется, перед этим нужно подготовить квартиру, .

Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:

  • свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальных тренировок, сочетание спорта с другими видами работы);
  • спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения малыша;
  • неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.

Посмотрите видео Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Ребёнка (НУВЭРС Никитиных)

Развивающая динамическая гимнастика

Методика Л. Китаева и М. Трунова удовлетворяет двигательные потребности ребенка до года, а также развивает его . Динамическая гимнастика основывается на древнерусских традициях, когда младенцев брали за подмышки и слегка подбрасывали. Детей постарше, схватив за руки и ноги, вращали вокруг себя, образуя что-то вроде карусели. В таких незамысловатых играх взрослые давали возможность малышам двигаться, когда те еще не имели для этого сформированных навыков. После того как ребенок , эти упражнения уже перестают оказывать стимулирующее воздействие. Все наработанные умения нужно переносить на спортивные игры, зарядку и упражнения на спорткомплексах.

Динамическая гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?

Динамическая гимнастика для малышей: базовые упражнения, которые помогут расти вашему ребенку здоровым!

Эти упражнения динамической гимнастики подходят как для мальчиков, так и девочек. Смотрите видео и вы узнаете с чего начать!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Плавание с грудничком

Согласно данной методике, важно не просто , но и плавать с ними. Хотя передвижение маленького ребенка в воде сильно ограничено, плавание укрепляет его мышцы, обучает ориентироваться в пространстве. Поэтому юный пловец начинает вставать и ходить раньше других детей. Сначала упражнения проводятся в ванне, а уже затем в бассейне. Если вы боитесь причинить вред грудничку, найдите инструктора, который обязательно поможет вам избежать серьезных ошибок во время плавания.

Системы общего раннего развития

К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.

Педагогика Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. .

Вальдорфская педагогика

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

Кубики Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение грудничковому плаванию.

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.

Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.

На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста

Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.

Методика Марии Монтессори

Автором является итальянский педагог 19 века Мария Монтессори. Согласно данной системе, ребенка нельзя заставлять заниматься, его нужно заинтересовать.

Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.

Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.

Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.

Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:

  • дощечек;
  • фигур;
  • рамок;
  • вкладышей и других пособий.

Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

К сожалению, в методике отсутствуют сказки и ролевые игры, так любимые детьми. Систему довольно сложно применять по отношению к гиперактивному ребенку.

Методика Никитиных

Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр — головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.

Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:

  • «Сложи квадрат»;
  • «Сложи узор»;
  • «Уникуб»;
  • «Точечки»;
  • «Ящик Сегена»;
  • кубики, рамки и вкладыши Монтессори.

Методика Никитиных — сложи квадрат

Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.

Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста — от двух до семи лет.

К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.

Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»

Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.

Игры являются универсальными — способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:

  • вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
  • воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
  • формировать представления об окружающей действительности;
  • развивать воображение и оригинальность мышления;
  • тренировать математические представления и навыки;
  • улучшать речевые умения;
  • способствовать эмоциональному и психическому развитию;
  • вырабатывать мелкую моторику.

Воспитание и развитие по Вальдорфской системе

Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет. В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой. Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.

Методика Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал уникальное пособие для обучения чтению — набор кубиков, различающихся по:
  • цвету;
  • величине;
  • весу;
  • звучанию наполнителя.

Согласно этой системе, в качестве единицы языка выступает не буква, а слог.

Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман создал систему чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга. Взрослый в течение одной — двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение. Ребенок запоминает все слово целиком.

Карточки Домана

Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух — трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.

Карточки Домана реализуются в магазинах или в интернете, а также изготовить самостоятельно. Слова должны быть напечатаны на карточке красными буквами одинаковой высоты.

Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.

Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.

Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные — красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.

  • музыке;
  • живописи;
  • плаванию;
  • верховой езде.

Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство — прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации — в игре.