Как развивается ребенок второго года жизни. Развитие и воспитание детей второго года жизни

На втором году жизни ребенка быстрыми темпами продолжается его физическое и психическое развитие. Масса тела двухлетнего ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост — 85—86 см. К концу второго года у него насчитывается уже 20 молочных зубов. Ребенок становится физически более крепким, подвижным. Овладение навыком прямохождения является предпосылкой возникновения более сложных видов основных движений, что меняет возможности детей по отношению к окружающему миру, а следовательно, оказывает существенное влияние на развитие их центральной нервной системы.

Общение ребенка со взрослым, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Общаясь с детьми в быту, на прогулке, на занятиях, в играх, взрослый воспитывает и обучает их, формируя такие важнейшие виды деятельности, как предметная, игровая. В процессе формирования этих и других видов деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта, развитие мышления, речи. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память, закладываются основы воображения; эмоции ребенка становятся богаче.

Закладываются основы нравственного поведения в результате освоения ребенком способов и средств общения, принятых в обществе. Дети овладевают также разнообразными действиями с предметами бытового назначения (посуда, одежда, мебель и т. п.), игрушками, дидактическими материалами, усваивая их функциональное, т. е. принятое в обществе, назначение. Действуя с предметами, они уже могут достаточно хорошо ориентироваться в таких свойствах, например, как форма, величина, подвижность, избирательно относиться к цвету предметов, их весу, озвученности и т. п.

На протяжении всего второго года происходят существенные перестройки в характере предметной деятельности — ведущего вида деятельности в этот период жизни ребенка. Действия с предметами становятся не только направленными непосредственно на предмет (взятие, перенос и т. д.), но и совершаются с помощью предмета. Они используются как средство достижения определенной цели (одеялом ребенок укрывает куклу, из кубиков строит и т. д.), в том числе и как орудия (ложкой ребенок ест, палочкой придвигает игрушку и т. д.).

Под влиянием накопленного опыта предметной деятельности, а также общения со взрослым, наблюдений за окружающим на втором году жизни возникает сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отражает простейшие жизненные ситуации.

В процессе предметной деятельности, осуществляемой в быту, на занятиях, а также в игре, происходит активное формирование наглядно-действенного мышления ребенка. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с усвоением речи, что обеспечивает обобщение предметной деятельности в слове и дальнейшее формирование мышления, которое проходит в своем развитии ряд этапов.

Овладение речевыми умениями в этот период жизни ребенка имеет особое значение и для всего последующего периода детства.

В возрасте от 1 г. до 1 г. 6 мес. наиболее интенсивно развивается понимание речи, совершенствуется возможность речевого подражания, усложняется лепет, расширяется активный словарь, достигая к полутора годам 30—40 слов и более.

В возрасте от 1 г. 6 мес. до 2 лет идет активное развитие речи. К 2 г. активный словарь ребенка достигает 200—300 слов. В речи появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее времена глаголов. Ребенок начинает правильно произносить наиболее легкие согласные звуки.

Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, в различных видах занятий, в быту.

Дети второго года жизни получают значительный объем знаний и умений на занятиях, проводимых в игровой форме. Знания, которыми они овладевают, носят преимущественно практический характер.

Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Дети по-разному реагируют на музыку плясового и спокойного характера. У них появляются простейшие певческие интонации, они подпевают взрослому. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. Развивается отзывчивость на ритм, интонации и напевность стихов и потешек.

Под влиянием обучающих и воспитательных воздействий к концу второго года жизни ребенок усваивает некоторые правила поведения: подчиняется требованиям взрослого, выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается ко взрослому. Появляются простейшие взаимоотношения с другими детьми: ребенок проявляет интерес к своим сверстникам, к их деятельности, подражает им, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей.

На втором году жизни у детей отмечаются значительные различия в темпе развития и характере, поэтому в процессе воспитания и обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Достижения в физическом и психическом развитии детей на втором году жизни являются фундаментом для осуществления дальнейшей воспитательной работы и обучения их в дошкольном возрасте.

Вашему малышу исполнился год. «Самое страшное — позади», — поздравляют вас друзья и родственники. Да вы и сами так думаете. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играется. «Теперь будет легче», успокаивают вас. И действительно, на первый взгляд, ваша работа вроде бы и облегчается. Но это только на первый взгляд…

Физическое развитие

На втором году жизни малыша темпы его роста несколько замедляются — своего активного развития требует уже умственная сфера. Что касается увеличения массы тела, то этот показатель в среднем достигает 30-50 г за неделю или около 1-1,5 кг за полугодие. Вспомним, что за весь первый год малыш приобрел в массе до 7 кг! Иногда вашу тревогу может вызывать тот факт, что за месяц малыш «совсем» не «набрал массы». Если ваш ребенок — «сгусток энергии», то своей подвижностью, резвостью, игривостью он, безусловно «расплачивается» и тем количеством энергии, которое закладывается для увеличения массы тела. Ничего патологического в этом не ищите. Время догонит свое. И масса тела, особенно ее увеличение с месяца в месяц, не имеет такого существенного значения, если малыш чувствует себя хорошо, интересуется окружением, «растет» в психологическом и социальном планах, хорошо ест и спокойно спит.

Рост малыша увеличивается за первое полугодие второго года жизни на 3-5 см, причем теперь этот процесс постепенно замедляется. Иногда на протяжении нескольких месяцев его показатель может не изменяться, что также соответствует индивидуальному темпу развития вашего малыша. Иногда родители спрашивают, не маловато ли белковой еды получает ребенок, поскольку он «почему-то» не растет. Если вы кормите малыша согласно его возрастным потребностям (об этом можете узнать у своего врача), то здесь дело не в питании, а в наследственности. Очевидно и вы, будучи таким же ребенком, имели похожие темпы роста. Да и рост родителей также бывает разным. Поэтому, казалось бы, малыши одного возраста, а уже со своими особенностями в росте.

Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, вместе с весом и ростом специалисты всегда оценивают и пропорциональность тела. Например, считается, что окружность груди является большей от окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем меньше ребенок, тем большая у него голова и более короткие конечности. И действительно, давайте обратим внимание: едва лишь ребенок поднимается на ноги, тело его сразу кажется непропорциональным — с большой головой, плохо развитыми ручками, кривенькими ножками, узенькими плечиками и грудью и большим животиком. Но успокойтесь, этот «гадкий утенок» у вас на глазах, вместе с приобретением навыков ходьбы, постепенно «расцветет». Через год-два тренировок в хождении ситуация существенно изменится: фигура станет достаточно стройной, с относительно длинными ногами и руками, коротким туловищем и пропорциональной головкой.

Но есть в этом периоде жизни и свои трудности. Малыш, который научился ходить, бегать и преодолевать препятствия, со свойственным человеку любопытством может попасть в разные опасные ситуации. Если вы оставите табуретку возле тумбочки с телевизором, он может забраться не только на табуретку, но и на телевизор. Когда забудете переносную лестницу возле полки с книгами, малыш может подняться и на нее, конечно, подвергая себя опасности не только падения с высоты, но и нервного стресса от внезапного испуга. Поэтому не оставляйте ребенка в одиночестве, особенно в таком возрасте.

Позаботьтесь о здоровье

На втором, а активнее всего третьем году жизни происходит окостенение позвоночника и конечностей, хотя в полном объеме этот процесс занимает более длительный период. Но уже с раннего возраста, начиная с двухлетнего возраста, необходимо следить за осанкой детей, достаточным объемом их движений.

У однолетнего ребенка проходит совершенствование сердечнососудистой и дыхательной систем, в частности, замедляется частота пульса (от 140-160, как было у новорожденных, до 120-125 ударов за минуту), увеличивается объем крови, которая выбрасывается из сердца с одним сокращением, расширяется объем легких и замедляется частота дыхания (в норме частота дыхания в возрасте 1-1,5 года составляет 30-35 дыхательных движений за минуту). Такое постепенное совершенствование систем организма одновременно приводит и к вероятности легкого нарушения функций.

Много забот приносит родителям и прорезывание зубов. До одного года у малыша появляется обычно 8 зубов, до года с половиной их количество удваивается — добавляется 4 резца и 4 коренных, а до двух лет добавляется еще 4 передних зуба. Полностью прорезывание так называемых молочных зубов завершается лишь в 2,5 года. Обычно дети переносят этот процесс болезненно, с расстройствами сна, нарушением аппетита, становятся капризными. И здесь нужно быть особенно деликатным и выдержанным, перетерпеть эти пару дней, пока боль не стихнет. Можно также порекомендовать, только, конечно, если малыш способен это выполнить, полоскание полости рта теплым раствором шалфея. Если не помочь ребенку в эти тяжелые дни, а наоборот, кричать, стыдить и наказывать за капризы и плач, то расстройства сна и аппетита могут стать у него постоянными и даже перерасти в нервные заболевания.

Необходимо учитывать некоторые особенности возраста однолетнего ребенка. С одной стороны, малыш уже тянется к самостоятельности, а с другой — как бы осознает свою полную зависимость от взрослых, в первую очередь, от матери. Поэтому часто могут возникать даже казусы. Например, ребенок только что по требованию мамы выполнил те или иные действия, но когда с такой же просьбой обращается к нему незнакомый человек, у малыша ничего не получается. Он еще чрезвычайно тесно связан со своими воспитателями, то есть с вами. Но такое будет продолжаться недолго.

«Ложку за папу, ложку за маму…»

Питание в возрасте от года до полутора также имеет некоторые особенности. Чем они обусловлены? У малыша после первого года жизни происходит последующее развитие и совершенствование центральной нервной системы, все разнообразнее становятся вкусовые восприятия. Своего развития достигает вторая сигнальная система, поэтому у ребенка уже может формироваться рефлекторная фаза секреции желудочного сока (на запах пищи). Наличие зубов также «помогает» разнообразить меню. Развитие жевания позволяет вашему малышу осуществить и гимнастику для челюстей, и наслаждение для желудка.

К году с половиной режим питания, то есть количество приемов еды, остается таким же, как и во втором полугодии жизни — 5 раз. Суточный объем еды для детей от 1 до 1,5 года составляет в среднем 1000-1200 мл.

Что же касается разделения суточного рациона на протяжении дня, здесь также есть свои особенности. При пятикратном питании малыша пища по калорийности (то есть энергетической ценности, которую она несет) должна распределяться следующим образом: первый завтрак — 20%, второй завтрак — 10-15%, обед — 30-35%, полдник — 10-15%, ужин — 20%.

Практически, малыш может есть все, что и взрослые члены семьи. Постепенно переходите в питании малыша от употребления перетертых продуктов к еде кусочками. Наступило время предоставить преимущество сырым, не протертым овощам и фруктам. Острые и экстрактные вещества (майонез, кетчуп, чеснок, лук, редиска, петрушка и т.п.) также вводите в питание постепенно, в небольших количествах, чтобы не вызывать отвращения к этим продуктам. Да, есть люди, которым с детства не понравился, скажем, лук, и они «обходят» его всю жизнь. Желательно ограничить употребление сладостей (конфеты, шоколад, мороженое) и мучных изделий. Хотя сахар является необходимым в питании ребенка, но его количество не должно превышать 50 г в сутки. Всем известно, что избыточное употребление сахара приводит к снижению аппетита и способствует в последующем развитию паратрофии и ожирения. Из кондитерских изделий можно предложить малышу мармелад, повидло, варение или фруктовые карамельки. Если ребенок хорошо переносит мед, давайте понемножку и его. Но запомните, что кондитерских изделий ребенку стоит употреблять не больше 10-15 г в сутки. И лучше всего их давать как приправы к кашам, запеканкам, блинам и т.п. Не приучайте ребенка к сладостям! Поговорите со своими друзьями и родственниками, чтобы они не приходили к вам в гости с конфетами или шоколадом для малыша. Шоколад и шоколадные конфеты не только не очень полезны, а просто вредны для детей раннего возраста (до трех лет жизни). Они не только аллергизируют малышей, но и вызывают возбуждение нервной системы — дети становятся раздражительными, плохо спят, капризничают. Лучше принимать в подарок фрукты или какую-нибудь интересную игрушку.

Что касается мучных изделий, — предоставляйте преимущество хлебу из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Именно такие продукты особенно богаты на витамины группы В и растительные белки.

Старайтесь, чтобы малыш приучился есть сам, пользуясь ложкой, вилкой и чашкой, умел самостоятельно сидеть за столом, хоть и в специальном креслице.

Уже в это время могут появиться капризы, связанные с едой. Чтобы их избежать, не стоит фиксировать внимание ребенка на том, что он не съел, например, порции каши. Лучше заменить ее другим блюдом.

Попытки преувеличить возможности ребенка, принуждая съедать всю порцию еды, положенную ему на тарелку, определенную по вашему личному решению, часто приводят лишь к нервному срыву, появлению невротического заболевания — анорексии (отказы от еды), которое впоследствии неблагоприятно отразится на развитии высшей нервной деятельности с возникновением расстройств сна.

Спи, мой маленький, спи…

У однолетнего ребенка ночной сон должен составлять 10-12 часов. Кроме того, в течение первого полугодия некоторые дети нуждаются во сне еще два раза в день по 1,5-2 часа.

Много родителей сталкивается с проблемой вечернего засыпания — дети укладываются спать иногда лишь после прикрикивания на них, часто они возбуждены и не могут сразу заснуть. Здесь ученые предлагают следующую схему. Необходимо выработать свой \»ритуал\» подготовки ко сну: сначала это гигиенические мероприятия, потом — переодевание в ночную одежду, особенный разговор с малышом и, наконец, желание ему \»Спокойной ночи\». После этого малыш должен привыкнуть, что вы отойдете от его кроватки и пойдете в свою комнату. В случае необходимости, этот \»ритуал\» повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Можно также проявить свою инициативу, напевать под собственную мелодию лучшие детские стихотворения. Это не только помогает спокойному засыпанию, но и снабжает ребенка информацией для осмысления жизни.

Посеешь привычку — пожнешь характер

В раннем возрасте, который длится от года до трех, в психике ребенка закладывается основной фундамент будущего «умного» существования. И все это будет происходить при вашей существенной помощи. Именно через взрослых малыш открывает для себя весь окружающий мир, учится общаться, познает новые вещи и людей, начинает осознавать свое собственное \»я\». В этом возрасте формируются первые симпатии к другим, способность любить, доверять. Иногда появляются проявления самостоятельности, настойчивости, а то и упрямства. Такому росту и расширению сферы познания малыш обязан… ходьбе. Ведь перед ним открылся целый мир. Замкнутое пространство кроватки уже не ограничивает его, а все вокруг такое интересное и новое!

Если вы решили начать воспитание малыша, то приготовьтесь, что иногда вас будет ожидать разочарование, только вы ни в коем случае не раздражайтесь. У вашего ребенка доминирующая роль познания реализуется через зрение. Скажем, если вы попросите малыша подать вам определенную вещь, которая находится достаточно вдалеке от него, то он сначала обязательно пошагает в направлении, которое вы указали. Но если вдруг на траектории движения появится что-то другое «любопытное», то это непременно отвлечет внимание ребенка. Он переключается на новую доминанту, и ваша просьба сразу забывается. Это нормально! И не считайте такую ситуацию дефектом воспитания или проявлением непослушания. Все будет прекрасно, только немного позже.

Еще один момент, который всегда тревожит родителей, — капризность ребенка. Интересуясь всем на свете, малыш путешествует по вашему дому и вдруг замечает, что почему-то в одну комнату его не пускают. Какая реакция? Вероятно, сначала это будет попытка все же туда попасть — силой отворить двери. Если это не срабатывает, тогда — требовательный крик. Не помогло. Дальше следуют плач, шумиха, а временами и настоящая истерика. Как будем вести себя? Одни родители (или бабушки с дедушками, что бывает чаще) бросаются к запрещенному уголку и открывают ребенку пространство для освоения. Другие — настаивают на своем, не пуская малыша. Как поступить лучше? Решать вам конкретно в своей семье. Но, наверное, не стоит воспитывать в собственном доме тирана. Малыш должен знать, что есть границы дозволенного. Только никогда не применяйте силу. Лучше воспользуйтесь способностью ребенка переключаться, попробуйте отвлечь внимание от запрещенного места.

Понимают однолетние дети и необходимость навыков гигиены. Их уже можно приучать к горшку, но делать это нужно спокойно, ненавязчиво. Главное, чтобы ребенок правильно воспринимал ваши требования. Он уже и сам начинает предчувствовать наступление этих потребностей. Сначала весь напрягается, словно застывая в одной позе, лицо может краснеть или, напротив, бледнеть, часто дети начинают плакать, говоря, что они хотят «пи-пи» или «кака». И не всегда поначалу им удается удержаться. Это необходимо учитывать и не наказывать малыша за первые неудачи. Важно, чтоб он чувствовал наступление потребности в мочеиспускании или опорожнении, ведь иногда сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки у детей формируются с опозданием, следовательно, появление навыков также запаздывает. До 2,5 лет такое запаздывание не должно волновать родителей.

Поговори со мной

Ваш малыш уже привык к тому, что вы много и часто разговариваете с ним. После того, как ему исполнился год, каждое ваше слово, каждая фраза, сказанная вами, приобретают особое значение. Ведь именно период от одного до трех лет является определяющим для всего последующего психического развития ребенка, а особенно — развития речи. Если в этот период малыш не будет слышать родного языка, не будет иметь возможности практиковаться в произнесении сначала отдельных слов, фраз, а позже — небольших предложений, то в дальнейшем это может проявиться трудностями в школьной учебе.

Ребенок уже знает отдельные слова. Называет вещи своими именами. У него формируется словарь понятий. Причем, из огромного количества значений одного слова он выбирает далеко не все, а лишь отдельные свойства, наиболее характерные для данного предмета, чаще всего те, с которыми впервые познакомился (например, собака — это только Бобик, который живет дома, и никакой другой). Только когда малыш будет намного старше, он выучит и поймет, что собака — это животное на четырех лапах, мохнатое, которое умеет гавкать и т.п. Причем, таким словом можно называть всех похожих животных.

Ребенок имеет уже большой опыт познания мира: достаточно четкие представления о родителях, еде, окружающем мире, игрушках. Он последовательно учится связывать образ предмета с определенным сочетанием звуков, которые неоднократно произносят родители. Поэтому очень важно, чтобы родители, разговаривая со своим ребенком, употребляли слова так, как принято в литературном языке. «Детский язык» и ласкательно уменьшенные названия наподобие «биби», вместо «машина», «цаца», а не «игрушка», что употребляются родителями, во-первых, не облегчают малышу понимания сказанного (как иногда ошибочно считается), а во-вторых, — препятствуют формированию активного, правильного словаря ребенка, которым придется общаться с другими людьми. Ведь, овладевая языком, малыш изучает полностью новые для себя слова и позже, если он усвоит именно такие названия предметов, его придется переучивать.

И так ребенок в этом возрасте знает в среднем от 30-40 до 100 слов, но употребляет их достаточно редко. Малыш уже достаточно хорошо понимает язык взрослых. После года с половиной резко растет объем его как активного, так и пассивного словаря. До двух лет ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы, свои и чужие действия. Однолетним детям для их языкового и интеллектуального развития уже можно показывать рисунки несложного содержания, приучать к осмыслению ситуаций, изображенных на них, к выражению словесно их прямого и скрытого значения.

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

Сенсорика

  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.

В условиях правильного гигиенического ухода, питания и вос­питательных мероприятий дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170-190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12-12,7 кг, рост- 85- 86 см. У двухлетнего ребенка -20 молочных зубов. Увели­чивается работоспособность нервной системы: в первом полуго­дии дети могут активно бодрствовать 3-4 ч, во втором -4-5 ч. Соответственно уменьшается суточное время сна - с 14 до 12,5 ч. 134

В первые 2-3 мес. второго года жизни сохраняются осо­бенности физического и психического развития, характерные для предшествующего этапа. Совершенствуются уже приобретен­ные ребенком движения, действия с предметами, речевые реак­ции. В это время в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни.

Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом. Поэтому программа воспитания в детском саду предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каж­дые 3 месяца), а по полугодиям.

У детей второго года жизни в связи с увеличением длитель­ности бодрствования изменяется количество отрезков дневного сна. Дети первого полугодия спят днем два раза: по 2-2,5 и 1-1,5 ч; после полутора лет один раз: 2,5-3 ч.

Перевод детей на режим с однократным дневным сном совер­шается постепенно, в течение нескольких месяцев. Сначала, в 1 год 3 мес.-1 год 5 мес., укладывание на первый дневной сон отодвигается на более позднее время - вместо 9 ч 30 мин на 10 ч. Если дети, уложенные на второй дневной сон, подолгу не засыпают, их к 1 году 5-8 мес. (в зависимости от инди­видуальных особенностей и состояния здоровья) переводят на одноразовый, более продолжительный дневной сон. Вначале пере­веденные на этот режим дневного сна дети чувствуют себя хорошо, но постепенно у них накапливается утомление, вызван­ное увеличением отрезка бодрствования: они плохо едят во время обеда, иногда засыпают за столом, становятся возбудимыми. В этом случае детей следует временно вернуть на режим с двумя дневными снами, а спустя примерно две недели снова пере­вести на одноразовый дневной сон.

Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрство­вания одной другая подгруппа слип. Это дает возможность боль­ше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в по­мощи взрослых.

Выполнение режима в группе второго года имеет свои труд­ности, поэтому очень важно четко распределить обязанности меж­ду воспитателем и няней.

Все режимные процессы должны проводиться с учетом прин­ципа постепенности. Это значит, что воспитатель или няня вклю­чает в процесс столько детей, сколько одновременно могут об­служить, а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.



Малышей до 1,5 лет поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3-4 человека. Дети после 1,5 лет завтракают, обедают и ужинают все вместе.

Во время кормления, одевания, туалета дети привлекаются к посильной самостоятельности. К 1 году 3 мес. они начинают пользоваться ложкой, в 1,5 года - самостоятельно едят, по напоминанию воспитателя вытирают рот салфеткой, задвигают стульчик, выходя из-за стола, и т. п. Детей учат при умы­вании подставлять руки под струю воды, принимать участие в вытирании лица и рук, проявлять активность при одевании и раздевании.

К двум годам дети должны уметь самостоятельно есть все виды пищи, знать свое место за столом, правильно пользоваться салфеткой, отодвигать и задвигать стул, выходя из-за стола- Во время переодевания дети снимают колготки, штаны, ботинки. Эти действия они осуществляют под руководством и при помощи взрослого.

К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, гово­рить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. Поэтому ведущими умения­ми являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, по­том со сверстниками.

Важную роль в развитии движений у детей Движения второго года жизни играет организация спе­циальных условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений.



Ведущим видом движений в это время является самостоятель­ная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положительные эмоции. Ходьба да­ет малышу возможность лучше ориентироваться в мире предме­тов, познавать их свойства, взаимосвязи и т. д.

Активные движения ребенка, расширяющие его ориентиров­ку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действен­ного мышления).

По мере того как ходьба ребенка становится все более авто­матизированной, создаются предпосылки для активной деятель­ности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, но­сить в руках предметы, возить их. К концу второго года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, сво­бодно преодолевает препятствия, встречающиеся на его пути, бе­гает.

Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями, которые создают­ся взрослыми. Мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина групповой комнаты была свободной, при этом ковры, дорожки должны быть убраны. Во избежание травм ряд предметов и мест группового помещения (батареи, шкафы с по­судой, туалеты и пр.) должны быть недоступны детям.

Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у малышей различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой и скатом, на которую они могли бы входить и спу­скаться с нее, и др.). Горку целесообразно поставить у окна, чтобы дети, взобравшись на площадку, могли наблюдать проис­ходящее за окном. Кроме того, в группах должны быть столики со стульчиками по их росту; диванчики, предметы для развития движений (ящики, бревно для перелезания, влезания и т. п.).

Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках (крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины, коляски и т. п.) возить подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на ко­лесах и пр.).

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить, чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях. Регуляция двига­тельной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхож­дение на горку и т. д.), - важное условие их физического разви­тия. Предупреждая утомление разбегавшихся детей, нужно уса­живать некоторых из них за столы для спокойных игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции удивления, ра­дости, испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в прятки дети, отыс­кивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные дви­жения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, под­вешенную к стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться организованно, напри­мер, взявшись за руки, идти в одном направлении.

Значительную ценность для общего развития детей имеют под­вижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, при­седания и т. п. в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Важную роль в формировании двигательной активности ре­бенка второго года жизни играют занятия гимнастикой. Они про­водятся с применением специального оборудования (лесенок-стре­мянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудова­ние применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования. Гимнастические упражнения ценны тем, что в процессе их вы­полнения ребенок осваивает такие виды движений и их отдельные элементы, которыми он не может овладеть самостоятельно (ходь­ба по наклонной доске, перешагивание через веревку, лежащую на полу или приподнятую на высоту 5-15 см, и т. п.).

Большое значение для формирования четких движений и ко­ординированной ходьбы имеет методически верная организация прогулки. В холодное осенне-зимнее время и ранней весной про­гулка назначается только детям, научившимся устойчиво дер­жаться на ногах и ходить. Не умеющим же хорошо ходить в теп­лой верхней одежде (валенки, рейтузы, шуба, шапка, шарф), жи­вущим на режиме с двумя дневными снами рекомендуется заменять прогулку сном на свежем воздухе (на веранде или в прогулочной комнате).

В теплое время года, когда дети могут быть вне помещения в легкой одежде, можно организовать прогулку и для тех, кто только еще начинает ходить. Передвижение по неровностям зем­ли, преодоление препятствий (бугорков, ямок, густой травы и т. п.) содействуют развитию координации движений, укрепляют у де­тей чувство уверенности при ходьбе. В теплое время на участке возможна организация со всеми детьми подвижных игр и гимна­стических упражнений.

Учитывая большую потребность в движениях у детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, сле­дует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движе­ний и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность де­тей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

На втором году жизни ребенок при помощи действия взрослых осваивает способы использования с предметами ряд вещей, предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактичес­кими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а так­же орудийным действиям - умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдален­ный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, сов­ком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предме­тов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в простран­стве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выб­рать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6-7 мес. может правиль­но оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, ма­териалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики од­ного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы - по 2-3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических иг­рушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышен­ный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игро­вая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения дей­ствовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности - основные моменты организации вос­питателем предметной деятельности детей.

Второй год жизни - ответственный период ре­чевого развития. На базе речевых умений у го­довалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии на­иболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точ­нее, в последней четверти года) - активная речь.

Речь. Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или дей­ствие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его по­вышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспи­тателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо исполь­зовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, дейст­виями.

Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятияхих учат выбирать назван­ный предмет из нескольких: “Я спрячу, а ты поищи”. Усложне­ние задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, уз­навании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная маши­ны) . Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.

После 1года 6 мес. малыши овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки". С детьми надо разгова­ривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях (“Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка в кроватке”). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.

В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.

На втором году жизни у детей начинает формироваться спо­собность обобщения. Это мысленное выделение общего в предме­тах и явлениях действительности и основанное на этом их мыс­ленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внеш­ним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, даже если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже ста­новятся обобщенными. Способность обобщать предметы и дей­ствия по существенным признакам является показателем раз­вития мышления у детей.

Развитию функции обобщения способствует наличие в груп­пе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине,

В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать ха­рактерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения форми­руется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

В начале второго года жизни дети еще много

Активная речь

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По приня­тым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум - 200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные осо­бенности и условия воспитания.

К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными местоиме­ниями к концу второго года жизни ребенок пользуется без осо­бого труда.

Первые детские предложения состоят обычно из одного сло­ва. Включенное в предметную ситуацию, оно заменяет предло­жение. Возглас “мама!” в одном случае означает “возьми меня на руки”, в другом - “дай мяч”. Словом “бах” малыш сопро­вождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3-4 слов. Дети начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слы­шимое. Для этого следует, как и на первом году, поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его на подражание легким звукосочетаниям (“топ-топ”) и на подговаривание (“шш-уу, полетели”, “гуси-гуси-га-га-га”), учить его по просьбе взрослого отвечать: “Как тикают часы? Тик-так. Скажи: “Тик-так”. Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произ­носить их в сопровождении правильных, например: “Спи ляля, бай-бай”. Когда ребенок сможет подражать, (примерно с 1 года 3-4 мес.), надо перейти к обычной правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с поручениями, давая образец для подражания: “Пойди позови Галю, скажи: “Галя, иди гулять”. Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый, часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек (“Поехали-поехали”, “Сорока-бе­лобока”). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окру­жающим.

Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, надо постараться понять и удовлетворить его прось­бу. И наоборот, не отвечать на обращение жестом, мимикой, В этом случае нужно спросить: “Что ты хочешь? Машину? Скажи: “Машина”. Надо ставить ребенка в положение, вынуж­дающее что-то сказать.

В условиях детского учреждения нельзя обес­печить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказать­ся, что дети более активные, часто по своей инициативе обраща­ющиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся"в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организо­ванные занятия, которые являются экономной (объединено не­сколько детей) и эффективной формой обучения.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5- 6 человек); во втором - занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда усло­вий. Вся возрастная подгруппа детей (6-12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организа­ции (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей осно­ваны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность - зрительное восприятие (инсценировки с игруш­ками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруп­пы (3-6 детей).

Длительность занятий также зависит от их содержания. Заня­тия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10- 15 мин; требующие же сосредоточенного внимания-от 5 до 8 мин. Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малы­шей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель - научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе с детьми до 1 года 3 мес. и строительным прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нани­зывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), откры­вать и закрывать коробки, матрешки и т. д. (Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.)

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным дейст­виям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесо­образно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала.

По мере развития детей в занятия включаются задачи сен­сорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, кото­рые постепенно усложняются. Сначала малыши учатся нанизы­вать кольца двух контрастных размеров: самые большие и самые маленькие. Затем добавляются кольца среднего размера, и нако­нец дети собирают пирамидку из 5-6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.

Существенное значение в проведении занятий имеет объяс­нение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных дви­жений.

При правильном обучении действиям с предметами у ребенка вырабатываются навыки обобщенных способов пользования ими. Он играет пирамидами разной величины, мячами разного цвета, используя их свойства: мяч катает, колесики нанизывает, кубики ставит друг на друга. Малыш учится подражать действиям взрослых и к концу второго года жизни выполняет их быстро и легко. Это помогает ему усвоить способы пользования различ­ными предметами не только в игровой, но и в бытовой деятельности.

Постепенность в усложнении задач соблюдается и при озна­комлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже выбор из двух цветов (положить красные палочки в крас­ный стаканчик, синие-в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

На занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), рядом (до­рожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей учат делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.

С целью развития понимания речи широко используется по­каз предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезап­ное появление игрушек). Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предме­тов: “Кто в домике живет”, “Карусель”, “Катание игрушек с горки” и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с нес­колькими предметами, учат выбирать названный предмет из груп­пы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объе­диняют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.

Речь детей активизируется приемами речевого подражания (“Как кричит петушок, лает собачка?”). Часто дети, захвачен­ные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реа­гируют на его просьбу произнести то или иное слово: в этом возрасте им трудно одновременно слушать и говорить. Хороший результат дает разговор об игрушке без ее показа. Надо ста­вить ребенка перед необходимостью говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут. Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: “Позовите лялю, скажите: “Иди, иди, ляля”.

Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимае­мых слов следует большое внимание уделять активизации слова­ря детей. С этой целью им задают вопросы. Вначале они отве­чают односложно. Воспитателю следует формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались знакомым словом в разных ситуациях: “Кто сидит? Чья кровать? Кто спит? Где платья?” и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же вопрос по поводу разных предметов, действующих от лиц: “Кто спит?” (ляля, собачка, кошка). Такие вопросы подво­дят детей к обобщениям объектов и их действий. Этому способ­ствует подбор соответствующих картинок. После полутора лет, используя лексические образцы и воп­росы, надо стимулировать развитие у детей фразовой речи.

Занятия по развитию речи планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями повторяется 4-6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоен­ного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решают­ся не только на специальных речевых занятиях, но и на других. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной это действия с предметами и строительным материалом, движения, наблюдения, игры с сю­жетными игрушками. Организуя ее, воспита­тель заботится о соответствующих игрушках и пособиях, кото­рые должны удовлетворить интерес детей к разным видам дея­тельности.

Развитию действий с предметами способствуют дидактиче­ские игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, шаробросы, фор­мочки для песка, средний строительный материал), развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, из пособий - лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.

Для сюжетной игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать). Мебель долж­на быть крупной и прочной, так как дети часто усаживаются на нее сами. Нужно иметь предметы для ряжения (косынки, перед­ники), лоскутки для завертывания кукол.

Игрушки размещаются по видам деятельности в разных час­тях комнаты. Определенное место хранения игрушек приучает детей к порядку, воспитывает организованность и самостоятель­ность. Малыши сами могут найти необходимый для продолжения игры предмет. Хорошо располагать игрушки комплектами: ря­дом с куклой положить одеяло, расставить на столике посуду;

в тележку положить кирпичики, посадить куклу или другую об­разную игрушку. Это поможет ребенку использовать в игре не один, а несколько предметов, что усложнит игру.

Организуя деятельность детей, надо следить за тем, чтобы они использовали игрушки по назначению, не отвлекались, дово­дили до конца начатую игру. Воспитатель принимает участие в детских играх, создает условия для активного участия в них всех детей. Во время самостоятельной деятельности малыши должны быть спокойны, заняты, активны.

На протяжении второго года жизни игровые действия детей заметно усложняются. В начале года они воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится < переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в жизни. Так у ре­бенка возникает отобразительная деятельность, но сюжетной иг­ры еще может не быть, поскольку дети часто не заботятся о правильной последовательности действий, их привлекает сам процесс игры. Возникновению сюжетной игры, установлению взаимосвязи и взаимопоследовательности действий помогают по­казы-инсценировки с сюжетными игрушками. В заключительной части инсценировки следует давать детям предметы, аналогич­ные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Показы-инсценировки способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры.

В конце второго года жизни в действиях детей можно под­метить элементы сюжетной игры.Они выполняют игровые дейст­вия в логической последовательности; общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают исполь­зовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).

Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо ста­раться формировать у них потребность по разным поводам обра­щаться к воспитателю: попросить помочь в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, прави­ла поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока другой поиграет.

При нормальном нервно-психическом развитии и установив­шейся форме общения со взрослыми у детей начинает формиро­ваться потребность в общении друг с другом.

В начале второго года жизни у малышей, не овладевших активной речью, продолжает доминировать эмоциональное обще­ние, которое выражается в радости от присутствия других детей. Они подходят друг к другу, дотрагиваются до одежды, загля­дывают в лицо, смех и плач одного быстро заражает других.

Элементы общительности проявляются прежде всего в прак­тической деятельности детей. Они любят наблюдать за движе­ниями сверстников и пытаются подражать друг другу. Например, если один ребенок видит, что другой катит мяч, он стремится проделать это сам и именно с данной игрушкой. Для создания у малышей положительного отношения друг к другу следует пре­дупреждать возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать вместе.

При правильной организации бодрствования детей в группе можно избежать подобных конфликтов. В частности, мебель должна быть расставлена так, чтобы малыши не собирались в одном месте. Лучше, если дети (два-три ребенка) будут занимать­ся одним видом деятельности, например нанизыванием колец на пирамидки. Полезно специально организовать наблюдение одних детей за действиями других. Во избежание ссоры детям до полутора лет следует давать одинаковые предметы. Необходимо также, чтобы они знали места для хранения игрушек и в случае необходимости могли их легко найти. Следует помнить, что привычка отнимать у других игрушки закрепляется и пере­ходит в драчливость. В таком случае вместо доброжелательного отношения друг к другу дети испытывают озлобленность и гнев.

Воспитание общительности, взаимопонимания должно осуще­ствляться в бытовой, предметно-игровой, речевой и других видах деятельности малыша. Надо учить их проявлению нежности, со­чувствия, сострадания: погладить по головке, пожалеть ребенка, испытавшего боль при падении, предложить робкому новичку лакомство, игрушку. При таком воспитании малыши к двум годам выполняют эти действия не только по подсказке взрос­лого, но и самостоятельно, научившись понимать состояние дру­гого и правильно реагировать (помочь, утешить и пр.). Детям, овладевшим речевым общением, надо предлагать словесно выра­жать свои чувства, симпатии: “хороший”, “молодец” и т. д. В этом возрасте ребенок уже может по-своему заступиться за обиженного, оказать помощь товарищу (подуть на пальчик, по­мочь подняться после падения и др.).

Игра таит в себе большие возможности для развития у детей коллективизма. В процессе игры они общаются, следуя чувствам симпатии друг к другу. Например, ребенок складывает в машину кубики, а другой, потянув за бечевку, пытается пере­везти груз. Правда, при этом могут возникнуть ссоры, потому что, включаясь в игру соседа, ребенок пытается иногда навя­зать свои требования, способы"действия. В подобных ситуациях воспитатели должны разрешить детские споры, обратив внима­ние одного из них на новые игрушки, занятия.

1,5-2 лет в играх рядом. Так, при механическом взаимодей­ствии дети, играя индивидуально, воспроизводят разнородные действия. Взаимодействие возможно и на основе интереса друг к другу, к содержанию игры. Учитывая это, взрослый должен учить детей согласовывать свои действия. Организуя игру и наблюдая за ней, воспитатель создает ситуацию, где детям приходится по­дождать своей очереди, например при катании тележки; пред­лагает каждому ребенку выполнить какое-либо задание: одному накладывать кубики в машину, другому возить, третьему сни­мать; дает поручения: “Пойди и дай Оле мячик” и т. д.

В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значе­ние слов “нельзя”, “можно” (нельзя играть некоторыми веща­ми, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. п.). Когда требо­вание или желание ребенка невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять, его следует отвлечь, переключить внимание на другой объект.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

На втором году жизни формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер. В этот период формируется поведение ребёнка, кроха начинает проявлять самостоятельность. Малыш учится понимать речь взрослого и активно говорить сам. Происходит дальнейшее сенсорное развитие. Развиваются движения, действия с предметами, формируется игровая деятельность.

3 слайд

Описание слайда:

В физическом развитии можно наблюдать значительные изменения. Так, масса тела в среднем достигает 12-12,7 кг; рост – 85-86 см. К концу второго года жизни у малыша появляется 20 молочных зубов. Благодаря увеличению трудоспособности нервной системы увеличивается время бодрствования ребёнка с 3,5 – 4 часов до 5 – 5,5 часов. До 1 года 6 месяцев малыш спит днём дважды и постепенно переходит на одноразовый дневной сон во втором полугодии второго года жизни. Происходит более быстрое формирование условных рефлексов, хотя всё ещё они долго остаются неустойчивыми. Возрастает двигательная активность малыша, координируются движения, появляются целевые действия. Ребёнок теперь может обходить предметы, передвигать их, бросать, катать, делает первые открытия в освоении пространства.

4 слайд

Описание слайда:

Предметная деятельность на втором году жизни становится ведущей. Манипулируя предметами, малыш знакомится с их свойствами (массой, цветом, материалом, весом, крепостью и прочими). Также ребёнок усваивает взаимосвязи между предметами (толкнуть машинку – и она поедет). Ничто не проходит мимо внимания малыша, ему всё интересно узнавать, во всем хочется действовать.

5 слайд

Описание слайда:

Ребёнок начинает усваивать новую для него деятельность – игровую. Первые игры с предметами – это простые манипуляции, ребёнок больше подражает действиям взрослого, сопровождая определённые из них словами (ляля «ам», мишка «а-а» и другими). С накоплением опыта предметной деятельности, в процессе общения с взрослым и наблюдения за окружающим миром, осваивает сюжетно-отобразительную игру. В ней он передаёт увиденные действия взрослых, а также начинает использовать в игре предметы-заместители. Так, постепенно развивается наглядно-действенное мышление ребёнка. В игре развиваются эмоции малыша – появляется заинтересованность, удивление, радость при достижении результата, а также нежность, чувство вины, сочувствия.

6 слайд

Описание слайда:

К концу второго года жизни малыш хорошо держит карандаш, может рисовать на песке и мелом на асфальте. Более устойчивым становится внимание – ребёнок до 7-10 минут заниматься одним и тем же видом деятельности. Также совершенствуется умение запоминать, формируются умение обобщать и отвлечённо мыслить.

7 слайд

Описание слайда:

Поведение крохи в этом возрасте ещё неустойчиво. Например, на фоне эмоционального подъёма он может неожиданно заплакать. Поэтому очень важна роль взрослых, которые будут формировать у малыша позитивное эмоциональное настроение. Малыш начинает проявлять яркие познавательные интересы в общении с взрослыми. Одновременно формируются некоторые социальные черты личности ребёнка – любовь к близким, сочувствие к сверстникам. Ребёнок начинает адекватно реагировать на оценку своего поведения взрослым. В первом полугодии второго года жизни происходит интенсивное развитие понимания речи. Постепенно ребёнок устанавливает связь между словами и предметами, словами и действиями. Активная речь развивается через подражание взрослому. К концу второго года жизни активный словарь малыша насчитывает около 300 слов, кроха начинает говорить простыми предложениями сначала из двух, а позже из трёх-четырёх слов. Речь становится основным средством общения с взрослыми.

8 слайд

Описание слайда:

Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое поведение. Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения.

9 слайд

Описание слайда:

С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности. Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.

10 слайд

Описание слайда:

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная речь. Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

11 слайд

Описание слайда:

В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей. На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку).

12 слайд

Описание слайда:

Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, а также если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

13 слайд

Описание слайда:

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум - 200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.