Обучающие занятия для детей 3 4 лет. Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком

В 3-4 года дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними. Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению.

В возрасте 3-4-х лет дети уже довольно самостоятельны, много умеют делать и накопили внушительный багаж знаний. Активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности.

Программа занятий с детьми 3-4-х лет должна включать:

  • задания для развития мелкой и крупной моторики;
  • занятия по формированию и развитию речи;
  • изучение элементарных математических понятий;
  • музыкальные занятия;
  • рисование;
  • задания, развивающие логическое мышление.

Развивающие упражнения и игры с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения, можно проводить дома.

Развитие речи

В 3-4 года у детей идет интенсивное развитие речи – она становится более сложной и развернутой, изменяется ее словарный состав. Предложения удлиняются и усложняются. Занятия по развитию речи необходимы для расширения словарного запаса, совершенствования разговорных навыков, формирования способности формулировать и связно выражать свои мысли. Дети учатся грамматически правильно строить предложения, в том числе сложные, употреблять предлоги и склонять слова. В 3-4 года многие дети знают и употребляют в речи вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д.

Упражнения для развития речи младших дошкольников:

  • составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;
  • описание предмета по картинке;
  • группирование предметов по признаку;
  • игры с использованием предлогов – перемещение предмета на стол, под стол, за стол, около стола и т.д.;
  • изучение характеристик, признаков и свойств предметов по картинкам;
  • группировка предметов по назначению;
  • пересказ небольшой сказки.

Также программа развития речи у детей 3-4-х лет должна включать игры, которые знакомят ребенка с формами слов во множественном числе, развивают навыки правильного употребления форм глаголов, местоимений и предлогов. Задания должны быть интересными и соответствующими возрасту ребенка.

В 3-4 года у детей могут наблюдаться проблемы в произношении некоторых звуков, поэтому очень полезна будет артикуляционная гимнастика. Заниматься можно дома, с помощью специальной литературы.

Развитие моторики

Начинать заниматься развитием мелкой моторики желательно с раннего возраста, так как она оказывает значительное влияние на развитие речи, которая в свою очередь является одним из самых мощных факторов общего развития детей. Более того, мелкая моторика тесно связана с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение и память. Упражнения на развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4-х лет очень важны, так как в дальнейшем точные, четко скоординированные действия пальцев и кистей будут необходимы для овладения навыком письма, рисования, бытовых нужд (одевания, причесывания и т.д.).

Упражнения на развитие моторики дошкольников:

  • пальчиковая гимнастика;
  • лепка;
  • аппликации;
  • рисование;
  • различные графические задания – штриховка, обводка;
  • игры со шнуровкой.

Дети в 3-4 года, как правило, обращают внимание на яркие предметы и картинки, поэтому в процессе занятий с детьми и в дошкольных учреждениях, и дома желательно использовать интересный дидактический материал.

Математика

Упражнения:

  • посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
  • выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
  • показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
  • указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.

Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям. В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней. Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.

Музыкальные занятия

Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет. Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики. Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.

Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:

  • простые речевые и двигательные упражнения;
  • песни, стихи;
  • пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
  • танцы с четко выраженным ритмом;
  • изучение музыкальных инструментов и их звучания;
  • подвижные игры.

Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.

Развитие логического мышления

В возрасте 3-4-х лет у детей на основе наглядно-действенного начинает формироваться наглядно-образное мышление, активно развивается логическое мышление. В 3-4 года дети, как правило, умеют собирать пазлы или разрезные картинки из 3-4 частей, определять в группе лишний предмет или находить предмету пару, знают некоторые профессии, виды транспорта, ориентируются во времени суток.

Упражнения для развития логического мышления:

  • найти отличия на двух похожих картинках;
  • определить на картинках предметы, которые относятся к одной группе – посуда, одежда или игрушки;
  • сравнить предметы по размеру, цвету и форме;
  • собрать простую картинку из 3-4-х частей;
  • определить сходства и различия между двумя предметами.

Логические игры учат ребенка сравнивать предметы, анализировать их свойства, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные умозаключения о различных явлениях. Во время игры ребенок учится просчитывать ход событий и делать выводы.

Рисование

Занятия рисованием полезны для развития моторики, воображения, творческих способностей, фантазии и воображения. В процессе рисования ребенок знакомится с различными цветами, экспериментирует с линиями и формами, изучает свойства материалов. Для детей в 3-4 года это особенно важно, так как именно в этом возрасте дети усваивают простейшие математические понятия, знакомятся с формой, величиной и цветом предметов.

Упражнения :

  • дорисуй по точкам;
  • раскрась по образцу;
  • выполни штриховку.

Рисование – это увлекательное, интересное занятие, которое развивает художественный вкус и обогащает знания детей. Оно помогает подготовить руку ребенка к письму и познакомить его с основными геометрическими фигурами.

Занятия с детьми 3-4-х лет как в дошкольном учреждении, так и дома должны проходить в игровой форме и дружественной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту ребенка. Очень важно поощрять старания и помогать крохе, если какие-то задания вызывают у него трудности. Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям, чтобы сохранить познавательную активность. Ввиду особенностей развития детей возраста 3-4-х лет рекомендуется чередовать умственную, творческую и физическую деятельность, чтобы не допустить переутомления ребенка.

Вам может быть интересно:


  • Ольга Белоцерковская

    Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.

    Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

    Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.

    Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.

    Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет

    «МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»

    Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.

    Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.

    Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).

    Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.

    Разучите с малышами это стихотворение.

    Программное содержание:

    Образовательная задача:

    Даем понятие о частях тела;

    Учим детей выполнять элементы психогимнастики;

    Развивающая задача:

    Развиваем мышление;

    Развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова - «ногти» и «когти»);

    Развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;

    Воспитательная задача:

    Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

    Словарная работа:

    Вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);

    Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

    Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек

    Ход занятия

    1. Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

    Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Тело будем изучать.

    (Шагать на месте. )

    Вот спина, а вот животик,

    (Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

    (Потопать ногами.)

    (Протянуть вперед руки и вращать кистями.)

    (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

    (Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

    (Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки,

    (Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

    (Положить руки на голову.)

    Показать успел едва.

    (Покачать головой из стороны в сторону.)

    Шея крутит головой -

    (Обхватить шею ладонями.)

    Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

    Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.

    Попросите малышей показать еще:

    (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

    (Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)

    Вот реснички

    (Указательными пальцами показать ресницы)

    Запорхали словно птички.

    (Поморгать глазами.)

    Розовые щечки,

    (Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)

    Подбородок кочкой.

    Волосы густые,

    (Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)

    Как травы луговые.

    А теперь взгляну пониже,

    Назову я, что увижу:

    (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)

    (Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)

    (Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

    У меня, Сережи, Лены.

    (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

    Затем попросите детей сесть за стол.

    2. Мишка-топтыжка.

    Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.

    Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.

    Скажите за медвежонка:

    Я Мишка-топтыжка.

    Весело пляшу, лапками машу.

    Глазками моргаю,

    Ротик открываю. ]

    3. Мишкины вопросы.

    От имени Мишки задайте детям вопросы.

    Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)

    А для чего уши? (Чтобы слушать.)

    Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

    А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)

    Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)

    А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)

    Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.

    Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».

    Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».

    4. Будь внимательным.

    Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.

    Педагог

    У кого есть ногти?

    Дети

    Движения, выполняемые педагогом и детьми

    (Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)

    Педагог

    У кого есть когти?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть лапы?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть ноги?

    Дети

    (Потопать ногами.)

    Педагог

    У кого есть хвост?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть руки?

    Дети

    (Протянуть вперед руки.)

    5. Уронили Мишку на пол.

    Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке лапу.

    Все равно его не брошу

    Потому что он хороший.

    Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».

    Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.

    Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».

    Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».

    Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».

    6. Снова Мишенька веселый.

    Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

    Игры и задания для закрепления материала

    Игра «Стенка, стенка, потолок»

    Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.

    Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.

    Стенка,

    (Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)

    Стенка,

    (Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)

    Потолок,

    (Указательным пальцем дотронуться до лба.)

    Два окошка,

    (Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)

    Дверь,

    (Указательным пальцем показать на рот.)

    Звонок: «Дзи-и-и-инь!»

    (Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)

    Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.

    Игра «Пять братцев»

    Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.

    Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.

    Утро настало,

    (Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)

    Солнышко встало.

    - Эй, братец Федя,

    (Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)

    Разбуди соседей!

    (Показать ладонь левой руки.)

    - Вставай, Большак!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)

    - Вставай, Указка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)

    - Вставай, Середка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)

    - Вставай, Сиротка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)

    - И Крошка-Митрошка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)

    - Привет, Ладошка!

    (Вращать кисть левой руки.)

    Все потянулись -

    (Обе руки поднять вверх.)

    Зашевелились,

    (Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)

    Мигом проснулись,

    Развеселились.

    Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.

    Игра «Человечек»

    Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.

    Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг - голова, овал - туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»

    Игра «Зеркальце»

    Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

    Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:

    Ну-ка, зеркальце, смотри,

    Да все верно повтори.

    Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.

    Игра «Отгадай загадки»

    Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.

    Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.

    На ночь два оконца

    Сами закрываются.

    А с восходом солнца

    Сами открываются.

    (Глаза)

    Красные двери в пещере моей,

    Белые звери сидят у дверей.

    И мясо, хлеб - всю пищу мою -

    Я с радостью этим зверям отдаю.

    (Губы и зубы)

    Есть гора, а у горы

    Две высокие норы.

    В этих норах воздух бродит -

    То заходит, то выходит.

    (Нос)

    Он нам кушать помогает,

    Вкус прекрасно различает.

    Без умолку каждый день

    Говорить ему не лень.

    (Язык)

    Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»

    Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек

    Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Окружающий мир»

    В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.

    Задание для ребенка : Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?

    Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.

    Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?

    Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.

    Задание (вопросы) для ребенка:

    1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)

    2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)

    3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)

    4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)

    5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в …(лёд)

    6 . Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).

    Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.

    Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.

    Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.

    Задание для ребенка : посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива)? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек)?

    Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.

    Занятие с ребенком : На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы)? А нос слона (хобот)? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?

    Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде) , а другие к фруктам (растут на деревьях).

    Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?

    Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?

    Занятие с ребенком : Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери)? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).

    Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.

    Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.

    1. Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
    2. В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
    3. У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
    4. Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром), а когда тебя забирают родители (вечером).
    5. Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
    6. Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
    7. Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т.д).
    8. Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).

    Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Логика»

    Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.

    Задание для ребенка : покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).

    Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между «парными» предметами.

    Задание для ребенка : подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке.

    Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.

    Задание для ребенка : закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.

    1. Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
    2. Ночью темно, а утром …
    3. Птица летает, а рыбка…
    4. Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
    5. Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
    6. Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
    7. У людей руки и ноги, а у кошки…
    8. Мёд сладкий, а лимон…
    9. Бабочка летает, а кузнечик…
    10. У уточки много утят, а у курочки…

    Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается).

    Занятие с ребенком : Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т.д.

    Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания.

    Задание для ребенка :

    1. Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
    2. Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).

    Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться. Важно, чтобы предметы одежды «надевались» по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды.

    Задание для ребенка : девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла.

    Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.

    Задание для ребенка : Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.

    1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)

    2. Чем кушают суп? (ложкой)

    3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)

    4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)

    5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)

    6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)

    7. Что нужно сделать с посудой после обеда? (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)

    Развитие детей, которым исполнилось 3-4 года, должно проводится с учётом их возрастных и психологических особенностей. В этом возрасте малыши очень активны, любознательны и сами тянутся к получению новых знаний. При этом они ещё недостаточно хорошо умеют концентрироваться и поэтому важно, чтобы во время занятий происходила систематическая смена упражнений, физические нагрузки чередовались с умственными.

    Развивающие занятия для детей 3-4 лет должны включать в себя упражнения на развитие:

    • мелкой моторики;
    • речевого аппарата;
    • словарного запаса;
    • математических знаний;
    • логики;
    • художественных навыков.

    Всестороннее развитие дошкольника способствует формированию необходимых навыков, умений и умственных способностей.

    Принцип построения занятий для дошкольников

    Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.

    Занятия следует проводить после ночного или дневного сна - это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.

    Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.

    Знания и умения детей 3-4 лет

    Дошкольник в возрасте 3 - 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:

    • различать и называть цвета;
    • считать до 10;
    • собирать простые пазлы из 4 - 6 частей;
    • убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
    • видеть и называть несоответствия;
    • запоминать лёгкие стишки.

    Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные - помимо непонимания могут спровоцировать протест.

    Задания для развития детей 3-4 лет

    Занимаясь разработкой сценария занятий можно проявить творчество и придумать упражнения самостоятельно. Другой вариант - использование уже готовых упражнений , применяемых педагогами в дошкольных учреждениях.

    Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:

    Математика

    В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 10 , отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.

    Развитие речи

    Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения "я" и "мы", может рассказать что нарисовано на картинке.

    1. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
    2. Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
    3. "Как говорят животные". Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
    4. Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.

    Окружающий мир

    Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток .

    Музыкальные занятия

    Развивать ребёнка 3-4 лет необходимо не только умственно, но и физически. Активная двигательная деятельность под музыкальное сопровождение положительно влияет на психоэмоциональный настрой дошкольника. Музыкальные занятия помогают привить эстетический вкус, учат чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве.

    1. Предложите малышу потанцевать под разную музыку: ритмичную, мелодичную, озорную, грустную. Пусть в танце он не просто повторяет движения, но и учится слышать и передавать настроение музыкального произведения. Объясняйте, что под медленную музыку движения должны быть плавными и размеренными, а под ритмичную - быстрые.
    2. Разучите с малышом детскую песенку и вместе придумайте танец для неё.
    3. Хорошо знакомую песенку спойте на разный мотив: весело, грустно, вопросительно. Пусть малыш тоже попробует спеть эту песню, меняя интонацию голоса.

    Творчество

    В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.

    Мелкая моторика

    Развитию мелкой моторики способствует работа руками. Это может быть лепка из пластилина, использование мозаики на занятиях, бусин и пуговиц. Во время занятия, предполагающего использование мелких предметов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не подносил их ко рту и не пробовал на вкус.

    Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность - следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.