Краткосрочный проект по правам ребенка с дошкольниками. Проект «Ваши права, дети


Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №6 «Ёлочка»
Проект «Ребенок имеет право…»
Автор:
воспитатель высшейквалификационной категории
Соловьева Е.А.
г. Ветлуга
2016г.
Тема проекта: «Права ребенка»
Творческое название: «Ребенок имеет право…»
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 6-7 лет
Тип проекта: информационно – ориентированный.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная);Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познание», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Аннотация
Проект представляет собой систему мероприятий, которые:
- включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;
- способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;
- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы.
Актуальность
Рассматриваемая проблема является актуальной, т. к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети это наше будущее, это будущее нашей страны. Как мы воспитаем их, зависит от нас взрослых.
Проблема
Защита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах
Вопросы проекта Основополагающий вопрос: защита прав ребенка.
Проблемный вопрос: для чего нужно обладать правовыми знаниями?
Учебные вопросы: что важно знать ребенку о своих правах?
Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?
Цель проекта
Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка.
Задачи проекта
Для детей:
расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;
формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.
Для родителей:
с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста, повысить правовой уровень культуры родителей;
активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;
подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Ожидаемый результат по проекту
Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.
В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения.
Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
Повышение уровня правовой культуры родителей
Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов
Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме.
Предполагаемый продукт проекта
Создание коллажа «Можно - нельзя»
Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»
Картотека пословиц и поговорок о семье
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Определение уровня знаний детей о своих правах.
Анкетирование для родителей «Права детей»
Определение темы проекта, постановка цели и задач.
Изучение методической литературы по данной теме.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Перспективное планирование проекта
Выбор форм работы с детьми и родителями
Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап -основной (практический)

III этап – заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации;
Выступление на педагогическом совете;
Проведение итогового мероприятия: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»;
Оформление выставки детских работ;
Создание коллажа «Можно - нельзя»;
Картотека пословиц и поговорок о семье.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.
Образовательная область «Речевое развитие»
Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»
Беседа «Что такое права человека?»
Беседа «Имя, отчество, фамилия»
Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники»
Беседа «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома»
ООД «Пересказ рассказа «Сила – не право» К. Д. Ушинского»
ООД «Нужны ли правила поведения в обществе»
Чтение художественной литературы:
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
-К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
- Л. Толстой «Два товарища»
- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
- русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Заучивание:
-Я. Аким «Моя родня»
- О. Липатова «Я люблю свою сестрёнку»
-Р. Сеф «Совет»
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»
- ООД «Могу, хочу, должен»
- ООД «Я – ребёнок имею право»
- ООД «Права и обязанности ребёнка»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Аппликация «Наша группа»
- Рисование «Портрет друга»
- Рисование «Моя любимая игрушка»
- Рисование «Образ моей семьи»
- Рисование «Вечерний город»
- Лепка «Посуда для кукол»
- Совместные с родителями рисунки на тему «Я и мои права»
- Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»
Продуктивная деятельность
- Создание картотеки пословиц и поговорок о семье
- Создание коллажа «Можно-нельзя»
- Совместно с родителями изготовить бейджики с именем ребёнка
- Творческое задание родителям совместно с детьми на тему «Мой мир»
(с рисунками и фото)
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- Совместно с родителями подбор картотеки:
- «Профессии мам и пап»
- «Профессии, задействованные в правосудии»
- Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр
Сюжетно – ролевые игры:
- «Семья»
- «Детский сад»
- «Строители»
Словесно – дидактические игры:
- «Кто я?»
- «Обратись по имени»
- «Назови меня ласково»
- «Можно- нельзя»
- «Угадай по голосу»
- «Я знаю много имён девочек (мальчиков)»
Развивающие игры
- «Мои права»
- «Я должен…»
- «Кто нарушил права?»
- «Мы разные, но у нас равные права»
Взаимодействие с родителями
Анкетирование «Права детей»
Родительское собрание «Защита прав маленького ребёнка в семье»
Консультация «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»
Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.
Творческое задание родителям совместно с детьми на тему: «Мой мир» (с рисунками и фотографиями)
Итоговое мероприятие: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»
Вывод
Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т. к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Проект«Права ребенка» Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категорииМДОУ детский сад №6 «Ёлочка»Соловьева Е.А.г. Ветлуга2016 год Паспорт проектаТворческое название: «Ребенок имеет право…»Учебный предмет: обществознаниеТип проекта: Информационно-ориентированныйВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочныйВозраст: 6 - 7 летУчастники: Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Аннотация Проект представляет собой систему мероприятий, которые:- включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;- способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества. Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы. АктуальностьРассматриваемая проблема является актуальной, т.к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок ― равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» ― констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети ― это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их, зависит от нас ― взрослых. ПроблемаЗащита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах. Вопросы проектаОсновополагающий вопрос: защита прав ребенка.Проблемный вопрос: для чего нужно обладать правовыми знаниями?Учебные вопросы: что важно знать ребенку о своих правах? Кто несет ответственность за защиту прав ребенка? ЦЕЛЬ:Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка. ЗАДАЧИ:Для детей:расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека. Для родителей:с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста, повысить правовой уровень культуры родителей;активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Ожидаемый результатСформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения. Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.Повышение уровня правовой культуры родителейСформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагоговАктивизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме. Продукт проектаСоздание коллажа «Можно - нельзя»Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»Картотека пословиц и поговорок о семье Этапы реализации проектаПервый этап: подготовительныйВторой этап: основнойТретий этап: заключительный I этап - подготовительный этапОпределение уровня знаний детей о своих правах.Анкетирование родителей.Определение темы проекта, постановка цели и задач.Изучение методической литературы по данной теме.Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Перспективное планирование проектаВыбор форм работы с детьми и родителямиВыбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.Определение и формулировка ожидаемых результатов. II этап - основной этапВнедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах. III этап - заключительный этапОформление результата проекта в виде презентации;Выступление на педагогическом совете;Проведение итогового мероприятия: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»;Оформление выставки детских работ;Создание коллажа «Можно - нельзя»; Картотека пословиц и поговорок о семье. Содержание работы в процессе реализации проекта.Образовательная область «Речевое развитие»∙ Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»∙ Беседа «Что такое права человека?»∙Беседа «Имя, отчество, фамилия»∙ Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники»∙ Беседа «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома»∙ ООД «Пересказ рассказа «Сила – не право» К.Д. Ушинского»∙ ООД «Нужны ли правила поведения в обществе» Чтение художественной литературы:- В.Катаев «Цветик - семицветик»-К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»- Л.Толстой «Два товарища»- В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»- русская народная сказка «Заюшкина избушка»Заучивание:Я. Аким «Моя родня»О.Липатова «Я люблю свою сестрёнку»Р. Сеф «Совет» Образовательная область «Познавательное развитие»Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»ООД «Могу, хочу, должен»ООД «Я – ребёнок имею право»ООД «Права и обязанности ребёнка» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Аппликация «Наша группа»- Аппликация «Наша группа»- Рисование «Портрет друга»- Рисование «Моя любимая игрушка»- Рисование «Образ моей семьи»- Рисование «Вечерний город»- Лепка «Посуда для кукол»- Совместные с родителями рисунки на тему «Я и мои права»- Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка» Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- Совместно с родителями подбор картотеки:- «Профессии мам и пап»- «Профессии, задействованные в правосудии»- Изготовление атрибутов для с-р игр∙ Сюжетно – ролевые игры:- «Семья»- «Детский сад»- «Строители»∙ Словесно – дидактические игры:- «Кто я?»- «Обратись по имени»- «Назови меня ласково»- «Можно- нельзя»- «Угадай по голосу»- «Я знаю много имён девочек (мальчиков)» Развивающие игры«Мои права»«Я должен…»«Кто нарушил права?»«Мы разные, но у нас равные права» Взаимодействие с родителями∙∙ Анкетирование «Права детей»∙ Родительское собрание «Защита прав маленького ребёнка в семье»∙ Консультация «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»∙ Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.∙ Творческое задание родителям совместно с детьми на тему: «Мой мир» (с рисунками и фотографиями) ВыводПодводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками. Литература1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С./ Издательство: Мозаика-Синтез, 20112. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 20123. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-224. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2011 год.5. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,49. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.10. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.11. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.13. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.14. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002. интернет-ресурсы и автора шаблона: Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ирина Правдивец
Проект «Дети тоже имеют права»

Педагогический проект по правам ребенка

Старший дошкольный возраст.

Подготовила : воспитатель

Правдивец Ирина Сергеевна

Обоснование актуальности проекта :

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка , сохранить тем самым генофонд нации.

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав .

Декларация прав ребенка , принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей . В декларации провозглашаются права детей на имя , гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек , имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право , как и право любого человека , нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение?

Знание прав – это щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только знание своих прав даёт ребёнку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав , показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми , мирными способами разрешать споры и конфликты

Проблема :

Недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах ;

Недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.

Цель :

Формирование основ правового сознания дошкольников и их родителей

ЗАДАЧИ :

Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме, с основными документами по защите прав человека ;

Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека , формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

Формирование основ толерантности.

Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод , ответственности;

Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей .

Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права , но и обязанности;

Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Объект : правовое воспитание , система работы с родителями и детьми, направленная на коррекцию и дальнейшее развитие основных направлений по овладению основами правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта – дети 5-6 лет (старшая группа, родители (законные представители, педагоги, физ. инструктор, муз. руководитель.

Тип проекта – социально-педагогический, творческий, краткосрочный

Продолжительность -2 месяца.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ :

Знакомство с документами по защите прав ребенка ;

Чтение художественной литературы;

Физкультурно – оздоровительная деятельность;

Изобразительная деятельность;

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков;

Проблемно - поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) .

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ :

Работа с иллюстрациями;

Создание проблемных ситуаций.

Разные виды игр;

Продуктивные виды деятельности;

Двигательная активность.

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ :

Ознакомление родителей с документами по правам ребенка :

Консультация «Права ребенка – соблюдение их в семье»

Оформление стендов в группах «Защита прав детей » с конкретными рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав свобод человека ;

Памятки для родителей : Семь правил для взрослых . Типы родительской любви. Пять рецептов избавления от гнева. Четыре заповеди мудрого родителя. Ребенок учится тому, чему его учит жизнь. Советы для родителей, не чувствующих любви к своему ребенку;

Выставка детских работ «Мама, папа, я – счастливая семья» ;

Анкеты для родителей;

Совместные праздники.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ребенок должен знать в соответствующей возрасту форме основные документы по защите прав человека ;

Ребенок должен знать, что он равноправный со взрослыми человек, имеющий право на собственные поступки и мнение;

Ребенок должен радоваться жизни каждую минуту и поэтому беречь ее;

Ребенок должен воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к себе и людям;

Родители должны знать основные документы по защите прав ребенка ;

Родители должны вести здоровый образ жизни.

ПЛАН РОЕКТА :

1этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Создание условий для реализации проекта .

Подбор методической литературы.

Составление плана

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте , консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта , содержанием работы.

Погружение в проект .

Беседа о правах : «Кто их придумал и для чего» .

Знакомство с правами ребенка : (слайды на мультимедиа) .

2 этап. ОСНСВНОЙ.

Определение основных правовых

«Право на жизнь » Беседа, дидактические игры, подвижные игры на прогулке.

«Право на имя »

«Право на семью »

«Право на жильё » Беседа, чтение художественных произведений.

«Право на медицину » Беседа, экскурсия в мед, кабинет, Сюжетно ролевые игры.

«Право на образование »

«Право на досуг »

Проведение родительского собрания : , анкетирование.

3 этап. ЗАКЛЮЧИЕЛЬНЫЙ.

Презентация проекта .

Праздник с участием родителей.

Тематический план проекта

Определение основных правовых пунктов и подробное их изучение.

20 мая «Право на жизнь » Беседа, дидактические игры, подвижные игры на прогулке, посадка дерева на участке.

22 мая «Право на имя » Беседа, экскурсия в поселковый ЗАГС, чтение художественных произведений.

Родителям : Рассказать детям об их имени.

24 мая «Право на семью » Беседа, художественное творчество, сюжетно-ролевые игры.

Родителям : с ребенком придумать и нарисовать герб вашей семьи.

28 мая «Право на жильё » Беседа, чтение художественных произведений, сюжетно ролевые игры.

29 мая «Право на образование » Беседа, экскурсия в библиотеку, чтение художественных произведений.

30 мая «Право на медицину » Беседа, экскурсия в мед, кабинет, Сюжетно ролевые игры, чтение художественных произведений.

03 июня «Право на досуг » Спортивный праздник, приуроченный ко дню защиты детей.

05 июня Проведение родительского собрания : «Прова ребенка, соблюдение их в семье» , анкетирование.

11июня Праздник с участием родителей, выставка рисунков «Мама, папа, я - счастливая семья» , «Герб моей семьи» .

Литература :

Шорыгина Т. А «Беседы о правах ребёнка » , Москва, 2008 год.

Кардаш Е. Л. Занятие с детьми о правах

Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.

«Конвенция ООН о правах ребенка »

Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год) .

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год) .

Пыжьянова Я. «Права ребенка » . Журнал «Ребенок в детском саду» , 2003, №3,4.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, и я имею право » , Москва, 2007.

Гетманова А. Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.

Антонов В. «Изучаем права человека » , Москва, 1996.

Рылеева Е. «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей» , Москва, 2001.

Мулько Н. «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Марковская И. М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» .СПб. ,2001

Солодянкига О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» . М. 2005.

Болотина Т. В. «Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах и комментариях.» М. - 2003.

Зотова Л. К, «Маленьким детям – БОЛЬШИЕ ПРАВА » М. -2001.

Информационная карта проект а .

Тип проекта: индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.

Направление деятельности: нравственно-социальное.

Цель проекта:

Формирование у детей основ социально- правового сознания.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Краткое описание проекта.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...;
дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 33 родителей моей группы.

% (12 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

20 % (16 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

15% (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка

Количество участников проекта: 61 человек (из них 30 детей старшей группы, 1 педагог, 1 помощник воспитателя, 29 родителей).

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни).

Гипотеза:

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

8. Создать картотеку игр правового содержания.

Актуальность проекта

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

План реализации проекта

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.

Создание условий для проведения проекта.

Составления плана.

Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав.

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

«конвенция о правах ребенка»

«Право на имя»

«Право на жизнь»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Моя семья»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

К. Чуковский «Федорино горе»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

А. Толстой «Золотой ключик»

Сюжетно – ролевые игры.

Игра «Спасатели»

  • Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
  • Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
  • Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Игра «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.

Беседы

«Я люблю свою мамочку».

«Беседы об ответственности и правах ребенка».

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

«Беседы о правах ребенка».

«Дети и взрослые. Что такое «право».

«Правила поведения по которым живем».

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка - соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей»

Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) - игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.

Второй этап. Организационно-практический

Занятия художественно-творческого цикла

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,

«Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»

Лепка «Красивый букет милой маме»

Аппликация «Гадкий утенок»,

Тема: «С кем ты живешь»

Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»

Тема: «Что такое семья?»

Тема: «Чем порадуем»

Сюжетно-дидактические игры.

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».

Словесные игры:

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

Проблемные ситуации:

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Средства связи

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Дети рисуют

У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Коммуникация:

Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».

Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.

Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».

Физическая культура:

Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».

Музыка:

Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».

Экологические игры:

Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.

«Что было бы, если из леса исчезли…».

«Береги природу».

Список использованной литературы:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Полную версию работы можно .

Проект «Большие права - маленькому гражданину»

Уважаемые жители "Пед-копилки", хочу предоставить Вашему вниманию мой опыт работы по правам ребенка.

«По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шла малышка знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете»
Права детей сегодня стали «модной» темой, наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
Начав работать по данной теме, я поставила перед собой следующие
задачи:
-изучить литературу, документы по данной теме,
-познакомить родителей с правовыми документами, с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, дать представление о защите прав ребенка, тем самым повысить уровень правовой культуры родителей,
- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека и их правами.
Всю свою работу планировала в три этапа:
1. познакомиться с документами, изучить материал.
2. спланировать работу с детьми.
3. работа с родителями.
Изучив литературу, документы, выяснила для себя, что права детей – это свод прав, зафиксированных в международных документах по правам детей.
К основным документам относятся:
-декларация прав ребенка
-конвенция о правах ребенка
-всемирная декларация
Декларация – это официальное или торжественное заявление.
Конвенция – это договор, соглашение, в котором прописаны нормы образующие для сторон.
20 ноября принято считать днем правовых знаний.
И далее идет перечень прав ребенка, которые включены в конвенцию.
Потом я подготовила игры, подобрала соответствующую литературу, и начала работу с детьми.



Начали с ознакомительной беседы, рассмотрели картинки, выяснили, какие права существуют, и какие есть у нас, детей. Наметили, с какими правами бы хотели познакомиться подробно.
При знакомстве с «правом на имя» провела беседы: « Что означает твое имя», «Мое полное имя», провели конкурс «Мое имя», где каждый ребенок, совместно с родителями, сделал визитную карточку своего имени, играли в игры «Ласковое имя», «Узнай по голосу», «Имя растет».


При знакомстве с «правом на жилье» провела беседы «Дом в котором ты живешь», «Мой дом – моя крепость», поиграли в игры «Назови свой адрес», «Кто имеет право жить в моем доме», прочитали сказку «Три поросенка», «», провела конкурс рисунков «Мой дом».



Знакомясь с «правом жить в семье» поговорили о том, как заботится о своих близких, как помогать им. Дети рассказали о своих семьях, как отдыхают. Совместно с родителями были оформлены семейные фотоальбомы. Провела конкурс рисунков «Моя семья». Играли в игры «Дочки – матери», Моя семья». Домашним заданием было сделать семейное дерево.


Всю работу закончили итоговой викториной «Большие права – маленькому гражданину», вспомнили сказки, загадки, поиграли в игры,
При работе с родителями первым этапом было использование наглядной информации. Проведено родительское собрание по данной теме. Чтобы выявить уровень педагогической культуры провела ряд анкет – опросников: «Какой ты родитель», «мое отношение к наказаниям».
Использовала папки – передвижки. Активность, выдумку и творчество родители проявили при выполнении домашних заданий: «семейное дерево», рисунки «моя семья», «составление семейного фотоальбома».




Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками.
Спасибо за внимание.