Конспект занятия кружка этикет движений при общении. Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Центр Дополнительного Образования Детей

Барабинского района Новосибирской области

Разработала педагог дополнительного образования детей

Школы раннего развития «Филиппок»

Тимкина Наталия Валерьевна

2013год

  • туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
  • смайлики весёлые и грустные по количеству детей;
  • ромашка с правилами поведения в различных местах; «волшебная палочка».

(Входят под песню «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В.Шаинского).

Педагог : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Дети хором здороваются.

Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро!» - кричу я прохожим
Веселым прохожим на утро похожим,
«Веселое утро» - повсюду я слышу
Я слышу и вижу в глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек.
Но если проснешься, а дождик в окно стучит, да стучит и без солнца темно
«Доброе утро», друзья, все равно
«Доброе утро» и в холод и в град
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней и веселей
Придумано мудро «Доброе утро».

Педагог: первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами?

Дети отвечают по очереди: желаем здоровья, веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Обучающийся.

Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
-Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Педагог: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.

А что такое «этикет» нам расскажут ребята:

1 ребёнок: Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

2 ребёнок: Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.

3 ребёнок: Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

Педагог: Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).

(Цветок-ромашка, дети называют: в школе развития, в магазине, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Педагог: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в школе развития.

(Забегает девочка – неряха под песню «Воспитание»).

Педагог: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось?

Девочка : я проспала.

Педагог : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета?

Девочка : я торопилась и думала, что итак сойдет.

Педагог : Дети. Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в «Филиппок»

Надо исправлять положение.
Дети, поможем девочке?

Дети : Да.

(Для этого по очереди, подходите к девочке и помогите ей привести себя в порядок)

Какой должна быть одежда? (одежда должна быть чистой и удобной).

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чистый и опрятный)

Давайте еще раз повторим, какой должна быть одежда:

1. Одежда должна быть чистой и удобной. Она не должна нам мешать играть или заниматься.

2. Нарядными делают человека не дорогие вещи и украшения, а чистота и опрятность.

Педагог: Давайте покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.

Физкультурная минутка:

Рано утром мы проснулись,

потереть глаза кулачками

Сладко, сладко потянулись!

потянуться вверх

Чтобы сон ушел - зевнули

зевают

Разбудил нас бег на месте,

«бегут»

В ванну побежали вместе

«рисуют» прямоугольник в воздухе

Умывались и плескались,

имитируют движения умывания

Зубы вычистить старались,

«чистят» зубы

Причесались аккуратно,

«причесываются»

Приоделись все опрятно.

проводят руками по телу-«одеваются»

Не хотим мы больше спать

грозят пальчиком

Будем весело играть!!!

хлопают в ладоши.

Девочка уходит.


Педагог: Она забыла сказать «спасибо». Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”. “Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.

(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Педагог:

Утром, подойдя к окну,
«Здравствуй!»,- солнышку кричу.
И еще немало раз
За день повторю:
«Добрый день» иль «В добрый час!»
«Вас за все благодарю».
Друга встречу – то ему
Крепко руку я пожму.
Книгу даришь кому-либо,
Скажет он тебе «спасибо».
Ты «пожалуйста» в ответ,
Улыбнувшись, прошепчи.
Расставаясь с кем-то где-то,
«До свиданья» говори.

Педагог : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Послушайте правила этикета в школе развития.

В школу не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.

Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Педагога ты зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.

Педагог : Ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду называть поступки, а вы, молча и сидя на своих местах, будете хлопать или топать. Если поступок хороший,то хлопаете, а если плохой – топаете.

  1. Забирать игрушки у друзей.
  2. Помогать взрослым.
  3. Кричи, громко разговаривай.
  4. Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.
  5. Здороваться при встрече.
  6. Садиться за стол грязным, неумытым.
  7. Следить за своим внешним видом.

Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь»

Педагог : Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?

Ответы детей.

Педагог : А как бы, вы, поступили на ее месте?

Ответы детей.

Педагог : А что, вы, можете сказать о медведе?

Ответы детей.

Педагог : Дети, а почему Маша плохо себя ведет?

Дети : потому что она не знает правил поведения, она не воспитанная.

Педагог: Сотни правил в этикете
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста, уж, дети,
Вы не огорчайте нас!
Подрастая, изучайте,
Изучайте этикет.
Изучая, подрастайте,
И живите много лет!
В жизни Ваше воспитание
Ждут большие испытания.

Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.

Дети : О правилах поведения, об этикете.

Педагог: А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать на занятиях по этике, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети».Спасибо!

Дети : До свидания!

(Уходят под песню «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В.Шаинского).


ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

ЦЕЛИ:

Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у воспитанников понимания необходимости выполнения правил этичного поведения;

Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

Формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками.

Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем этикету.

- Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Это занятие я хочу начать со стихотворения Григория Остера «Вредные советы».

Потерявшийся ребенок должен помнить, что его

Надо действовать умнее, говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной на Гавайских островах».

Потерявшийся ребенок, если он не дурачок,

Не упустит верный способ в дальних странах побывать…

Какие вредные советы дает нам Г. Остер.Следует ли так поступать. Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

Правила поведения на уроке

На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

Правила поведения на перемене

На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

Повеселились? Предлагаю всем отправится в путешествие по стране Этикет, и первая остановка - город «Знакомск».

Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляют друг друга )

    Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.

    То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему.

    Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

    Из последнего правила могут быть исключения, например если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.

    Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

    Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

    Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

- Следующий город «Приветск».

- О чем здесь пойдет речь? А зачем вообще нужны приветствия?

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, протараторили и разбежались.

- Давайте и мы друг друга поприветствуем, какв племени масаи – перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

Традиционное приветствие в Таиланде - именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов – очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей. Давайте по японскому обычаю поприветствует нашего директора.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

- Следующая остановка - «Гостийск»

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

А у меня уже есть такая игра!

Спасибо, это очень хороший подарок!

ИГРА

Если то, что я скажу правильно – хлопаем в ладоши, если нет – пропускаем.

    Есть руками.

    Глотать большие куски.

    Не чавкать.

    Ковырять в зубах пальцами.

    Класть в рот небольшие кусочки.

    Чавкать.

    Говорить во время еды.

    Вытирать рот рукавом.

    Спешить.

    Пить залпом.

    Выплевывать косточки на стол.

    Хорошо пережевывать пищу.

    Объедаться.

    Не говорить с полным ртом.

    Чистить зубы зубочисткой.

    Пользоваться салфеткой.

    Сильно дуть на суп.

    Бросать салфетку на стол.

Теперь задачи на уважение! Если команда не может ответить, то ей могут помочь болельщики.

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос : Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

Ответ: тарелку наклонять не надо.

Вопрос : Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

Ответ : косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

Вопрос : Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

Ответ: мороженое нужно выбросить в урну

На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

Ответ : никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

Следующая станция называется… («Город Жестов»)

Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, на уроках информатики - язык программирования.)
- Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, - это язык мимики, жестов, телодвижений человека "body language". На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.
Жест - движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
Дети показывают жест "большой палец вверх".
- Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции - это знак - "Прекрати говорить! (грубо) Замолчи!".

Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев "большой палец" обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.
Дети показывают поднятый вверх указательный палец.
- У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец - 5. Вопрос - нужно ли человеку знать язык жестов и почему?
Перечислите жесты, которые вам знакомы.
Дети перечисляют:
- приятные (поклоны, рукопожатия);
- добрые (поглаживание по головке, похлопывание по плечу);
- вредные (почёсывание затылка, размахивание руками);
- обидные (пальцем у виска);
- решительные (зазывание);
- профессиональные (отдача чести у военных);
- определённой группы людей (глухонемые, иностранцы).

Игра "Угадай Жест".

Сейчас мы проведём игру "Угадай жест".
Выходят дети и получают листочки с заданием показать какой-либо жест. Другие дети пытаются разгадать значение жеста
. (Приветствие, прощание, одобрение, неодобрение, замолчите, пойдём со мной, позвоню по телефону).


- Остановка «РЕЧЕВАЯ»

Сценка
Доктор. На что жалуешься, молодой человек?
Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя. В третьем "Бы".
Доктор. В третьем "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?
Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор. Порядочек. Железно. (Берёт у Пети градусник.)
Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка - учебник "Русский язык"). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

- Остановка «Телефонный звонок» разыграть между детьми разговор по телефону.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость

Игра «ШАРИК- эстафета комплиментов»

Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день и до свидания –

Нет в мире лучше звания!

Клянемся всех приветствовать всегда,

Чтоб не проникла в мир беда,

Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

И этикет нес эту службу

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Послушайте пословицу "Умение вести себя украшает и ничего не стоит". Объясните смысл.
- Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.
Дети все показывают жест "большой палец вверх".

«Встречаем гостей»

Разработчик:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 6 г. Минеральные Воды

Кудрявец Сусанна Владимировна

Театрализованное занятие по этикету

Тема: «Встречаем гостей»

Цель: знакомство с правилами речевого поведения при встрече гостей, с правилами поведения за столом, развитие коммуникативных способностей детей.

Оборудование: аудиопроигрыватель, аудиозапись мелодий песен «Разноцветная игра», «Доброе слово», «Улыбка», декорация праздничного стола.

Ход занятия.

Группа ребят исполняет «Песенку об очень важном»

Музыка А. Захаровой. Стихи Л. Рыжова.

Во дворе и школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

С языка сорвётся грубость,

Или глупость, или гнев –

И обидеть можно друга,

Коль забудется припев:

Припев:

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Он всегда и всюду нужен

На любой твоей тропе.

С этикетом если дружен,

Значит, помнишь ты припев:

Припев тот же.

Учитель: Сегодня на занятии вы, ребята, познакомитесь с правилами приёма гостей, узнаете о том, как надо вести себя за столом, как сделать, чтобы гостю у вас было уютно и нескучно.

Итак, первое с чего мы начнём, это представление гостю незнакомых ему людей.

Взрослые и дети по-разному ведут себя во время знакомства. Взрослые называют полностью свою фамилию, имя и отчество, а дети – только фамилию и имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и дружелюбны. Поэтому, услышав фамилию и имя нового знакомого, говорят: «Очень приятно» или «Очень рады». Взрослые пожимают друг другу руки, а дети чуть-чуть наклоняют голову и сразу поднимают её. Это этикетные движения и этикетные жесты.

Сценка «Знакомьтесь, пожалуйста!»

Учитель: В одном большом городе жила-была одна дружная семья. Однажды к ним в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал папа?

Папа: Разрешите представиться – Муратов.

Меня зовут Александр Ильич.

А это отец наш – Илья Фомич.

Позвольте представить, будем знакомы,

Самую старшую в нашем доме:

Муратова Мария Донатовна.

Нина Михайловна: Очень рада! Очень приятно!

Бабушка: Мы тоже гостям всегда рады.

Нина Михайловна : Гостеприимство для гостя награда.

Папа помогает гостье снять пальто. Все проходят в комнату. Нина Михайловна садится в кресло. Внезапно вбегает Федя, за ним входит Нюша.

Федя: Тётя, знакомьтесь со старшим братом.

Я главный в доме – Федька Муратов.

А та, что развесила ушки-хлопушки,

Салага и плакса – сестра моя Нюшка.

Нина Михайловна удивляется. Папа отводит Федю в сторонку и беседует. Федя возвращается и подходит к гостье.

Федя: Простите, пожалуйста, мне нездоровится,

Да я и не знал, как надо знакомиться…

Я – Фёдор Муратов, а это – Нюша –

Девочка умная и послушная.

Нина Михайловна: Рада знакомству с Федей и Нюшей. Хочу угостить вас душистыми грушами.

Федя хватает сразу две груши и ест с большим аппетитом, а Нюша берёт одну грушу.

Нюша: Спасибо. И вы угощайтесь. Вкусно.

Нина Михайловна: У вас хорошо и уютно, как дома!

Приятная встреча! Будем знакомы!

Обсуждение сценки.

Почему папа представляет гостье всех членов семьи?

Какие слова говорят при знакомстве?

Хорошо ли вёл себя Федя?

Как он исправил свою ошибку?

А, что следует сказать, когда вас угощают?

Как вёл себя при этом Федя?

Учитель: Очень важно соблюдать правила приличия за столом. Сейчас ребята-консультанты познакомят вас с некоторыми из них.

1-й ребёнок : Не рекомендуется сидеть слишком далеко или слишком близко от стола и класть локти на стол. Этим можно стеснить соседа. На стуле нужно сидеть прямо, не нагибаясь слишком низко над тарелкой. Не полагается тянуться через стол.

2-й ребёнок: Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть её и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно коснуться губ, вытереть ею концы пальцев. Закончив еду, салфетку не складывают, а кладут на стол.

3-й ребёнок: Не эстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих. Необходимо следить за собой во время еды, соблюдая установившиеся правила. Есть с аппетитом – это не значит, есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от еды. Не сумев съесть соус с основным продуктом – мясом, рыбой, лучше оставить его на тарелке.

4-й ребёнок: Нужно знать, что нельзя своим ножом, вилкой брать кушанье из общих тарелок, ваз, подносов, блюд. Для общих блюд подают специальные вилки, ложки и ножи, которые отличаются своей формой и размерами. Ими можно брать кушанье себе на тарелку.

5-й ребёнок: Но существуют продукты, которые берут руками. Это хлеб, печенье, пирожные, фрукты, кусковой сахар (если для него не положены специальные щипцы). Такой порядок принят не случайно: их не надо делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев. Кроме того рука касается только одного куска, который затем и кладут себе в тарелку или в чашку.

Учитель: В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка.

Сценка «Простите, пожалуйста!»

Бабушка: Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.

Потом мы послушаем Нюшино пенье.

Извольте откушать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, сок.

Нина Михайловна: Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.

Как говорят, угощение знатное.

Тают во рту и пирог, и печенье.

Вышло на славу и ваше варенье.

Очень красива посуда чайная…

В это время Федя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье, слизывая варенье, опрокидывает чашку.

Нина Михайловна: Знает мальчик или нет,

Что такое этикет?

Федя пожимает плечами.

Федя: Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать? Сейчас вспомню…

Бабушка: Нина Михайловна, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться.

Вместо него я прошу прощения

За Федино глупое поведение.

Бабушка помогает Нине Михайловне избавиться от пятна, папа объясняет Феде его ошибки. Все возвращаются в комнату.

Федя: Я был неловок. Прошу прощения.

Я виноват я прошу извинения.

Нина Михайловна: Что ж, Федя, тебя от души я простила

Пятно уничтожили содой и мылом.

Пусть Нюша служит тебе примером:

Хорошие у неё манеры.

Учитель: В гости ходят не только взрослые, но и дети. К маленькому гостю нужно быть внимательным: предложить игру, занять разговором; если хозяин или гость поёт, танцует или читает стихи, его нужно внимательно слушать, не перебивая.

В гости к Нюше пришла её подруга Маша.

Нюша: Здравствуй, Маша, проходи,

Нашей гостьей будь

Если хочешь, посиди,

Чтобы отдохнуть.

Если хочешь, посмотри

Новенькую книжку.

Если хочешь, покачай

Плюшевого мишку.

Появляется ухмыляющийся Федя.

Федя: Нюшка – погремушка,

Машка – деревяшка!

Как у нашей Нюшки

На носу веснушки!

Как у нашей Машки

Чуб, как у барашки!

Нюша грозит брату. Федя делает виноватое лицо.

Федя: Ладно-ладно, я больше не буду, примите меня играть!

Входит бабушка.

Бабушка: Нюша, Машенька, ребята! Не могли бы вы спеть для нашей гостьи?

Нюша: С удовольствием!

Маша: Давайте нашу любимую песенку «Улыбка».

Дети исполняют песню.

Нина Михайловна: Как приятно слушать мне пение детей!

Учитель: А потом Нюша и Федя предложили гостям весёлый танец.

Ребята исполняют танец «Разноцветная игра» (см. Приложение)

Обсуждение сценки.

Что вы можете сказать о поведении Феди за столом?

Как ребята встретили свою подругу?

А какие интересные занятия для своих гостей можете предложить вы?

Учитель: Незаметно прошло время. Гостям пора домой. Все прощаются с гостями.

Сценка «Прощание с гостями»

Дедушка: Всего вам доброго!

Бабушка: Всего хорошего!

Папа: Рады были познакомиться!

Мама: Надеюсь, мы скоро встретимся, приходите в гости, пожалуйста!

Нюша: Спасибо за груши. До свидания!

Федя: До свидания. Нина Михайловна, простите меня. Я вёл себя плохо. Но когда вы придёте к нам в следующий раз, я буду вежливее. Приходите в гости, пожалуйста.

Нина Михайловна: Спасибо за хлеб-соль, за приятный вечер. Было очень весело. Приходите и вы в гости всей семьёй. Буду очень-очень рада. До новых встреч!

Обсуждение сценки.

С какими словами прощания познакомились в этой сценке? Какие ещё слова прощания знаете вы?

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие по этикету. Я думаю, знания, полученные на этом занятии, помогут вам организовать встречу гостей

Вежливость для взрослых и для детей важна,

Вежливость – чудесная, добрая страна.

Вежливости надо с детства всем учиться,

Вежливость, ребята, волшебства частица!

Если будем вежливы

Каждый день и час –

Станет мир счастливее

Конспект занятия по этикету "Волшебная сила слов"

Сидорова Марина Ивановна,педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Материал предназначен педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей и для родителей, заинтересованных во всестороннем развитии своих детей.

Конспект занятия по предмету «Этикет»

Тема: "Волшебная сила слов"
Цель: формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими.
Задачи:
образовательные:
- формировать культуру речевого поведения (речевой этикет);
- совершенствовать умение уместного употребления речевых этикетных формул.
развивающие:
- развивать умение говорить друг другу хорошее;
- улучшать общую моторику и координацию движений.
воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное поведение, внимание, отзывчивость к окружающим;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Связь данного занятия с задачами: у обучающихся идёт первоначальное формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими. Для дальнейшего применения данного понятия в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений, мультфильмов.
Формы и методы обучения:
Игровой метод реализуется через дидактическую игру, где ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Частично – поисковый метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей.
Оборудование занятия: свеча, спички, накидка для Феи, волшебная палочка, шкатулка и сюрпризы в ней.
Демонстрационный материал:
- презентация;
- иллюстративный материал для анализа конфликтных ситуаций;
- поезд с вагончиками;
- цветик - семицветик.
Раздаточный материал:
- волшебные дощечки и канцелярские резинки;
- смайлики.
Оформление доски происходит в ходе занятия.
Цветик – семицветик.
Изображение поезда с вагончиками.
«Весёлое личико».

План занятия.
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Введение в тему. Постановка целей – 3 мин.
3. Основной этап – 19 мин.
4. Этап подведения итогов занятия - 5 мин.
5. Рефлексия – 2 мин.
Ход занятия
1.Организационный этап
Слайд 1.
Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Педагог:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры”.
2 Введение в тему. Постановка целей.
Педагог: Сейчас предлагаю игру «Доскажи словечко»
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит(«добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого(«спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).
Педагог: Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день, спасибо, простите, пожалуйста и т. Д.?
Дети: Вежливые слова.
Педагог: Верно. А считаете вы эти слова простыми? Может быть они волшебные?
Дети: ……………..
Педагог: Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Дети: ……………….
Педагог: Тема нашего занятия: "Волшебная сила слов"
Слайд 2.
Педагог: А давайте попробуем определить цель нашего занятия. Как вы думаете, что мы будем делать с этими словами?
Дети: ……………
Педагог: цель нашего занятия понять в чём сила вежливых слов и выражений при общении с окружающими и нужны ли они вообще.
3 Основной этап
Педагог: Молодцы, правильно определили и тему занятия и цель! Ребята, вы хотите побывать в волшебной стране? (Да) Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:
Добрая фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.

Слайд 3.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время педагог быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку).
Педагог (фея) : Здравствуйте, Я – добрая Фея.
Слайд 4.
Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня для вас есть сюрпризы, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не видели?
(Сюрпризный момент. На экране проектора появляется Фея зла.)
Слайд 5.
Фея зла: Ха-ха-ха. Я злая волшебница. И шкатулку с угощениями просто так вам не отдам. На волшебном я цветке, разноцветном лепестке, подготовила вам заданья. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с заданьями, я шкатулку вам верну, а не справитесь с заданьем, то себе всё заберу. Ха-ха-ха.
Педагог (фея) : Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания злой волшебницы (Ответы детей)
- Давайте покажем злой волшебнице какие мы добрые и вежливые, сообразительные и ловкие, покажем, что делиться своей добротой можно не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разго¬варивать!
И теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем выполнять задания волшебницы и также говорить друг другу хорошие, приятные слова. Но прежде нам нужно найти цветок с заданиями.
Педагог (фея) : У меня есть волшебная палочка, она нам покажет путь к цветочку с заданиями злой волшебницы. Следите глазками за волшебной палочкой!
Слайд 6.
Зрительная гимнастика.
Вот стоит наш зимний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняется круговое движение палочкой)
Слева – сосны, справа – ели. (Выполняется движения палочкой влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняется движения палочкой вверх – вниз)
По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли. (Выполняется движения палочкой - змейка)
И цветочек наш нашли. (Палочкой указывается на то место, где находится цветочек)
Посмотрите (педагог открывает занавес на мольберте и дети видят цветок)
Слайд 7.
Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3,4, 5. (индивидуальные и хоровые ответы). Ребята под каждым лепестком злая волшебница приготовила задание.
………. подай мне, пожалуйста, желтый лепесток:
1 задание-игра: Игра «Антонимы».
Слайд 8.
Игра «Антонимы». Цель игры - подготовка к предстоящему тренингу: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.
Педагог: Злая волшебница подготовила вам неприятные слова и она уверена, что вы не сможете превратить их в в приятные, хорошие, добрые. Попробуем?
Дети: ……………….
Педагог: Злой - добрый, жадный - щедрый, грубый - нежный, нена-вижу - люблю, глупый - умный, страшный - красивый, гряз¬ный - чистый, враг - друг, жёсткий - мягкий, обман - чест¬ность, побить - пожалеть, война - мир, ложь - правда...
Педагог:Итак, друзья, вы прошли испытание Злой волшебницы.
Педагог: ……….. принеси, пожалуйста, зелёный лепесток
2 задание- тренинг «Свечечка»
Слайд 9.
Педагог: Для следующего задания нам пригодится свеча. Нам нужно будет научиться говорить друг другу хорошее. А поможет нам в этом свечечка! Она - как доброе солнышко в нашем сердце: от неё исходят свет и тепло (дать детям попробовать ладошкой), она подскажет вам нужные слова.
Но прежде давайте вспомним правила безопасности при использовании свечи.
1 Не подносить близко к лицу.
2 Не бросать свечу.
3 Передавать аккуратно из рук в руки.
4 Не делать резких движений.
Тренинг «Свечечка». Дети передают свечу по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему. (Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, я тебя люблю; Леночка, ты хороший друг...)
Педагог:
- Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют и Злая волшебница вообще перестанет делать плохие поступки.
Физкультминутка
Живут мальчики - веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - оборотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
(садятся на стульчики)
3 задание - Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли»
Слайд 10.
Педагог: ………………. принеси красный лепесток.
Педагог (фея) : Злая волшебница нам предлагает выполнить третье задание.
Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли»
(Цель: дать представление о плохих и хороших поступках и поведении, учить правильно оценивать себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей)
Звучит песня «Дорогою добра»
Слайд 11.
Всем ребятам раздаются картинки, изображающие плохие и хорошие поступки детей. Они должны разложить их на 2 папки: на красную – плохие, на зелёную – добрые.
Затем объяснить, почему распределили именно так, а не иначе.
4 задание – «Ласковое словечко»
Педагог: …………. принеси оранжевый лепесток.
Педагог (фея) : Злая волшебница нам предлагает выполнить четвёртое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг) .
Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Оля. Можно еще называть ласково: Лена-Леночка, Ленуся, Аленушка и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.
Педагог (фея) : Заяц.
Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Педагог (фея) : Бабушка.
Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька.
Педагог (фея) : Мама.
Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.
Педагог (фея) : Лиса.
Ребенок: Лисонька, лисичка.
Педагог (фея) : Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают.
Педагог(фея) : Молодцы ребята! Слышишь, злая волшебница, и с этим заданиям ребята справились!
5 задание – «Волшебная дощечка»
Слайд 12.
Педагог (фея) : Молодцы ребята. Посмотрите, у нас осталось последнее задание. …….. подай мне, пожалуйста, синий лепесток.
Педагог: Злая волшебница уверена, что мы не сможем разгадать символ доброты и сделать его на волшебной дощечке.
-Что же это символ?
Дети: Сердечко.
Педагог: Да, верно. Попробуйте сделать его на нашей волшебной дощечке, чтобы окончательно победить Злую волшебницу.
Работа на «Волшебной дощечке»
Педагог (фея) : С этим заданием вы тоже справились, молодцы.
(Сюрпризный момент. Включается проектор с записью злой волшебницы.)
Слайд 13.
Злая Волшебница:
Ваши добрые дела изменили и меня,
Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела
Я теперь совсем другая, я хорошая, а не злая!
Я поняла, что дорогою добра идти хорошо, забирайте свою шкатулочку. До свидания!
Педагог (фея): Вот какие чудеса творят добрые слова и дела, ребята, даже злая волшебница стала доброй!
1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. (Фея достает из-под салфетки шкатулочку.) Ребята, посмотрите, волшебница нас не обманула и вернула шкатулку с сюрпризом. Но к сожаленью вам пора возвращаться обратно в Центр «Семицветик», а шкатулку вы возьмете с собой в группу, где каждый из вас получит сюрприз. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Добрая фея нам помоги,
В «Созвездие» нас перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время педагог быстро снимает накидку.)
Слайд 14.

4 Этап подведения итогов занятия
Педагог:

Ребята, ну вот мы снова оказались в нашем кабинете, вам наше путешествие понравилось?
- Как вы думаете в чём же волшебная сила слов?
- Что приносят добрые и вежливые слова? А злые и плохие?
- Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.
- Пригодятся ли вам в жизни волшебные слова?
5 Рефлексия
Слайд 15.
«Поезд»
На доске поезд с вагончиками. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который соответсвует итогу всего занятия:
Зелёный - дело прошло полезно, плодотворно;
Жёлтый – довольно неплохо;
Красный – не совсем удовлетворён занятием.
Педагог: А теперь получите сюрприз из шкатулки Феи.
Слайд 16.
Спасибо за работу!