Конспект НОД на тему «Весна. Конспект нод "ранняя весна" в средней группе

Цель. Закреплять и расширять словарь детей, по теме «Весна».

Обучающие:

Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже, образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных.

Упражнять в умении подбирать слова - антонимы

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне.

Воспитательные:

Воспитывать у детей отзывчивость, трудолюбие, умение работать совместно со сверстниками.

Материалы и Оборудование: мольберт, иллюстрации по теме "Весна", разрезные картинки, солнышко, лучики, мячик, картинка медведя, предметные и сюжетные картинки.

Организационный момент

(Дети входят в группу и встают полукругом.)

Воспитатель: Здравствуйте, Ребята, когда вы шли в детский сад вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Какое оно? (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей: хорошее, веселое и радостное.)

Воспитатель: Да, сегодня действительно радостный день.

Воспитатель: Чтобы поддержать наше радостное настроение, давайте вам прочту стихотворение, а вы ответите про что оно. Слушайте внимательно!

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело.

И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла….

Воспитатель: Правильно ребята это весна, а как вы догадались, что это стихотворение о весне?

Воспитатель: Назовите признаки весны, которые говорятся в стихотворении, назовите весенние месяцы.

Воспитатель: А кто скажет, кто знает – какое время года у нас сейчас на дворе?

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами! (Дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюстрации о весне.)

Воспитатель: Какое время года на картинах изображено?

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может, это лето?

(Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.)

Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце.) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, нам надо выполнить задания которое нам приготовило солнышко. Дети получают лучик из солнца.

1. Игра «Какая? Какие?»

Береза (какая?) - зеленая, кудрявая, стройная, тонкая, высокая.

Березы (какие?) – зеленые, кудрявые, с тройные, тонкие, высокие.

Мяч (какой)- резиновый, круглый, легкий, упругий, красный, красивый, большой.

Мячи (какие?)…..

Собака (какая?) - старая, молодая, большая, маленькая, злая, мохнатая, умная, веселая.

Собаки (какие?)….

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ну, раз мы с вами оказались в лесу давайте с вами поиграем в мяч. Я буду кидать вам мяч, и говорить слово, а вы называть наоборот.

2. Игра «Скажи наоборот» .

Зимой снег белый, а весной (серый)

Зимой снег чистый, а весной (грязный)

Зимой дни холодные, а весной (теплые)

Зимой дни короткие, а весной (длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)

Зимой небо серое, а весной (голубое)

Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

Зимой похолодало, а весной (потеплело)

Воспитатель: Молодцы, погуляем по лесу, здесь много еще интересного.

3. Составление предложений по сюжетным картинкам.

В саду расцвел (большой красный мак).

На земле растет (молодая зеленая травка).

Мальчик повесил на дерево (большой деревянный скворечник).

Девочка живет в (большом каменном доме).

На ветке распустились (молодые зеленые листочки).

На столе стоит (красивая стеклянная ваза). И т.д.

Физкультминутка «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василек

Медуница, кашка – клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево.

Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйтесь до носочков.

Раз – цветок, два – цветок,

А потом сплетем венок.

Снова мы идем по лесу.

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

4. Игра «Составь пейзаж»

Воспитатель: Ребята смотрите, что вы видите? Какой красивый пейзаж.

Что такое пейзаж? (Это картина о природе.) Я раздам вам разрезные картинки, а вы составьте свой весенний пейзаж.

Дети делятся на 4 команды, и по команде начинают собирать из отдельных фрагментов картинку о весне, затем один из детей рассказывает, что изображено на картинке.

Воспитатель: Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).

Воспитатель: Молодцы, какие красивые у вас получились предложения. Отправляемся дальше.

Воспитатель: Смотрите медведь, какой он? (грустный), давайте поможем ему закончить предложения. Может у него поднимется настроение. Поможем Мишке?

5. Игра «Закончи предложение»

У лены широкая лента, а у Тани…(узкая).

Этот забор высокий, а этот…(низкий).

В ведре горячая вода, а в речке…(холодная).

Мальчик веселый, а девочка…(грустная).

Летом нужна летняя одежда, а зимой…(зимняя)

Бритва острая, а нож…(тупой)

Сумка легкая, а мешок…(тяжелый) И т.д.

Воспитатель: Молодцы помогли мишке, что-то солнце все равно не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу.

5. Игра «Назови ласково».

Белый-беленький (теплый, вкусный, сладкий, низкий, толстый, тонкий, умный).

Воспитатель: Все рано солнышко грустное давайте поиграем в игру, развеселим наше солнышко.

(В кругу с мячиком)

6. Игра «Дополни предложение».

Заяц белый, а зайчонок…(беленький).

Платок синий, а платочек…(синенький).

Береза тонкая, а березка…(тоненькая).

Дом низкий, а домик…(низенький). и. т.д.

7. Составление рассказа о весне.

Воспитатель: Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает, и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по-весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?

Воспитатель: А теперь вы попробуйте рассказать сами.

Воспитатель: Какие у вас рассказы получились молодцы, получите еще лучик, смотрите, какое солнышко теперь веселое значит, мы выполнили все задания. Молодцы отправляемся в детский сад.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы снова в детском саду. С каким настроением вы вернулись из леса?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Составляли предложения и рассказы о весне?

Воспитатель: А чей рассказ вам понравился больше и почему?

Цель: уточнение и закрепление представлений о признаках Весны, выявить простейшие причинно - следственные связи.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Весна»;
-продолжать учить составлять предложение на основе картинок;
- развивать наблюдательность, активность, слуховое и зрительное внимание;
- воспитывать у детей умение внимательно слушать, дополнять ответы;
- формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: картинки на тему «Весна», магнитофон, клей, оригами – подснежники, заранее вырезанные: солнце, облака, карандаши, фломастеры, ватман.
Предварительная работа: подборка музыки; чтение художественной литература по теме весна; индивидуальная работа – выучить загадки с несколькими детьми.
Ход НОД:
Воспитатель: Доброе утро! Сегодня с утра такая замечательная погода. На улице светит солнышко, поют птицы. Дети, давайте подойдем к окошку и посмотрим на улицу, как прекрасна природа.
Подходят к окну и любуются природой за окном.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?
Дети: ВЕСНА!
Воспитатель: Весну издавна любил народ. Называли её весна – красна, потому что вся природа просыпается весной. Появляется зелёная трава, первые цветы, прилетают птицы. Какие птицы прилетают к нам весной, давайте вместе вспомним?
Дети: грачи, скворцы, жаворонки и др.
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, какие весенние месяцы мы с вами знаем?
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Правильно, ребята. Март называют Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые проталины. Апрель - Снегогон, потому что быстро, тает снег и разливаются ручьи, и кое - где уже появляется первая зелёная травка. А май Травень, потому что всюду появляется трава и молодые листья на деревьях. Прислушайтесь, это гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку! Выйдем с вами на наш коврик. Встанем в кружок, и произнесем такие волшебные слова.
Ладошку правую поднимем и снежинки с нее сдуваем,
Ладошкой левой помахаем и ветер в гости приглашаем.
Незаметно в центре ковра появляется шкатулка
Воспитатель: Ребята, посмотрите, весенний ветер принес нам подарок, вот эту шкатулку. Как вы думаете, что в ней? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вместе откроем и узнаем. Смотрите тут карта. На ней нарисованы указатели, нам нужно пройти испытания и тогда мы найдем сюрприз. Отправимся в путешествие?
Дети: Да! включается музыка
Воспитатель: Вот первое задание. Посмотрим, вы весну с зимой не перепутаете?
Зима ушла, а весна…. (пришла)
Зимой медведь и ежик спят, а весной ….(просыпаются)
Зима холодная, а весна - (теплая)
Зимой солнце морозит, а весной … (греет)
Зимой идет снег, а весной… (дождь)
Зимой надевают шубы, а весной (куртки).


Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием, а теперь я предлагаю немного подвигаться перед следующим заданием.
Физкультминутка Подвижная игра «ВЕСНЯНКА
Солнышко, солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)
Прилетело сто грачей («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
И цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).
Воспитатель: Ребята, какие замечательные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Воспитатель: Вот теперь мы можем переходить к следующему нашему заданию «Собери картинку». Нам с вами нужно собрать из частей три разные картинки, и определить к какому весеннему месяцу относится каждая картина. (самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Как вы быстро справились! включается музыка
Встанем на полянку в круг,
Чтоб загадки отгадать.
Чтоб ответить правильно
Необходимо слушать внимательно!

Загадки:
1. Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

А сейчас нам загадают загадки наши девочки:

2. Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!

3. Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

4. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!

Воспитатель: Дети, посмотрите на эту картину, что вы по ней можете рассказать? (Ответы детей)
Воспитатель: а теперь давайте попробуем составить полный рассказ по картине. (дети отвечают при помощи взрослого, можно прослушать несколько рассказов и выбрать самый интересный)
Воспитатель: Молодцы ребята. И вот мы с вами подошли к нашему последнему заданию. Нам с вами нужно составить «Портрет весны». На листе ватмана мы изобразим весеннюю полянку, для этого используем цветные карандаши, фломастеры и наши цветочки.
(На листе ватмана, используя ранее вырезанные цветы, облако, солнце).
Воспитатель: Какая замечательная полянка у нас с вами получилась, давайте ей полюбуемся.
Воспитатель: а теперь мы с вами повторим, сколько весенних месяцев вы знаете (3). Какие? (Март, апрель и май)
Воспитатель: Что весной греет, светит, припекает?
Дети: Солнце
Воспитатель: Что весной бежит, журчит, поёт?
Дети: ручеёк
Воспитатель: Как называется участок земли, где растаял снег?
Дети: проталина
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями и дошли до нашего сюрприза, а вот и наша волшебная шкатулка! А что же внутри? (внутри наклейки цветочки или др.)
Воспитатель: Каждый пусть возьмет себе наклейку и положит ее в ладошку. Закройте глазки и загадайте свое желание.
Воспитатель: Ребята, скажите, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие. А что больше всего запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная.

Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство ритма и выразительность движений.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и обобщить знания о весне и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.

Развивающие:

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности.

Воспитательные:

Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Коррекционные: развитие артикуляционного аппарата в процессе пения песен.

Индивидуальная работа с Егором: учить петь, не опережая товарищей, в одном темпе с ними.

Предварительная работа:

Беседа о весне, весенних явлениях природы, рассматривание картин, иллюстраций; разучивание стихов о весне, песен;

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: показ способа действий.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Активизация словаря: музыкальные фразы, колонии грачей, оригами.

Оборудование: катушки деревянные, цветы пластмассовые, цветы плоскостные на ковре, шарфики газовые, бабочки на резинках, макеты деревьев.

Дети входят в зал под музыку Эдварда Грига «Утро» и встают в полукруг.

Динь-дон, динь-дон,
Слышим мы капели звон.
Улыбнуться нам пора,
С добрым утром, детвора!

Дети поют: «Доброе утро!»

Музыкальный руководитель: Ребята, я рада вас видеть в нашем музыкальном зале, а теперь поприветствуем гостей.

Дети поют: «Здравствуйте гости!»

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы любите чудеса? (ответы детей) Кажется, они уже начинаются. (Звучит сказочная музыка) Сегодня в наш детский сад пришла посылка, а в ней оказалась эта шкатулка. Я думаю, что она волшебная. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Воспитатель достаёт письмо: Да здесь письмо, интересно, от кого?

Читает:

Дорогие ребята!

Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь, а кто я, угадайте:

В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг-
И станет летом вдруг!

Ты знаешь кто она?
Красавица… (Весна) .

Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда в путь!

А приведет нас в лес «Музыкальная дорожка» .

Музыкальный руководитель:

Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. (идут по залу змейкой)
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (выполняют хороводный шаг)
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. (идут дробным шагом)
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!

А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. (легкий бег на носочках)
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем (выполняют поскоки)
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный шаг)
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! (дети останавливаются, образуя полукруг.)

Музыкальный руководитель: Вот мы и в лесу! Давайте мы его поприветствуем своей весёлой песенкой

«Утром рано я встаю» (И. Бодраченко) Пальчиковая речевая игра

Музыкальный руководитель поёт:

Утром рано я встаю, свою песенку пою,
И со мною дружно в лад подпевают…

Дети:

сто ребят, руки вверх, пальцы в стороны.
Подпевают сто ежей, ладони соединить друг с другом, пальцы расставлены.
Подпевают сто ужей. ладони вместе, волнообразное движение.
И поют ее зайчата, показывают «ушки» .

И поют ее лисята. виляют «хвостиком» , руки – «лапки»
А в берлоге медвежата, округлые руки вдоль туловища.
А в болоте лягушата. руки согнуты в локтях, пальцы в стороны.
Даже страшный крокодил одна ладонь над другой, открывается и

Эту песню подхватил. закрывается как «пасть крокодила» .
Утром рано мы встаем, качают головой

Хором песенку поем. разводят руками в воздухе

  • Вдруг раздается стук дятла (фонограмма) .

Воспитатель: Ребята, а это что за странный стук? Вы догадались? Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем (детям раздаются деревянные катушки для отбивания ритма) .

Дети поют песню «Дятел»

Дятел сел на толстый сук тук да тук. (стучат)
Всем друзьям своим на юг тук да тук (стучат)
Телеграмму срочно шлет туки-туки-тук (стучат)
Что весна уже идет туки-тук (стучат)

Что растаял снег вокруг туки-туки-тук (стучат)
Что подснежники вокруг туки-туки-тук (стучат)

Воспитатель: Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке.

Дети произвольно садятся на коврик

Воспитатель: Какое нежное и ласковое слово – весна! Это время года несёт всем радость. Неслучайно поэты посвящают весне свои стихи, композиторы - музыку, а художники-картины. Ребята, кто из вас назовёт первый весенний месяц? А кто знает название всех месяцев весны? (дети называют) Давайте вспомним приметы весны. (дети их называют по порядку) Ребята, а вы можете представить, что было бы вокруг нас, если бы не было этого времени года? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет прочитать стихи о весне?

Дети читают стихи
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна. Е. Карганов

Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте, как композитор П. И. Чайковский в произведении «Весна. Времена года» языком музыки передал прекрасные звуки окружающей нас природы.

Дети слушают «Весна. Времена года»

Музыкальный руководитель: Понравилась вам музыка? Какой вам она показалась? Какая она по характеру? Соответствует ли времени года? А что вы представили, слушая это музыкальное произведение? (Пение птиц, капель, журчание ручейка) . А сейчас возьмитесь за руки, закройте глаза.

Вновь звучит произведение П.И. Чайковского

Какая прекрасная мелодия. Светлая, ясная. Почувствуйте, как передается вам тепло ваших друзей и проходит от ладошек по всему телу. Вот это тепло дошло до самого сердца, и стало хорошо от музыки и от того, что мы все вместе. Давайте попробуем передать своё настроение в движении под эту чудесную музыку, представив себя легким ветерком, солнечным лучиком, легким облачком, скользящим по небу, первым весенним цветком.

Дети выполняют танец – импровизацию, при этом они по желанию берут со стола цветочки, газовые шарфики.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, движения вашего танца были лёгкие, изящные, как сама музыка. А сейчас поиграем в игру «Полёт бабочки» , Посмотрите, в зале расцвели цветы. присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик (Дети занимают места) . Вы все знаете, что у каждого музыкального произведения есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте музыку Д.Шостаковича «Вальс-шутка» (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок. Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей) Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

Проводится музыкально дидактическая игра «Музыкальный полёт» (Т. Рогаткина) У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы. Музыкальный руководитель: Приготовьтесь выполнять дыхательную гимнастику "Бабочка".

Дети выполняют упражнение на дыхание «Бабочка»

Музыкальный руководитель даёт оценку действиям детей.

Музыкальный руководитель: А теперь, друзья, музыкальная загадка, вы вступление к песне узнайте, поскорей ответ нам дайте.

Звучит вступление к песне «Весна пришла»

Музыкальный руководитель спрашивает у детей как надо исполнять песню (дети говорят: весело, напевно, не выкрикивая окончания фраз)

Исполнение песни (с солистами)

Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить по цепочке

«Весеннюю песенку» , муз. С. Полонского, сл. Н. Виноградовой

Музыкальный руководитель: Егор, будь внимательным, не спеши, слушай ребят

и пой вместе с ними.

Воспитатель: Ребята, мы уже давно гуляем в лесу, а что-то самой хозяйки, красавицы-Весны мы с вами не встретили?

Звучит музыка в зал входит Весна

Весна: Здравствуйте дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами. Вижу, что вы по настоящему любите природу и знаете её. Я неподалёку ходила, всё видела и всё слышала. Спасибо вам за помощь! Скажите, вы любите играть? (ответы детей) Так вставай скорее в круг, слева друг и справа друг

Дети считалкой «Сорока» выбирают водящего. Воспитатель просит детей соблюдать правила игры.

Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»

Воспитатель: Спасибо тебе, Весна – красна, весело у тебя в лесу, интересно, но нам пора в обратный путь.

Весна: Что ж, была я рада встрече с вами. Надеюсь, станем мы хорошими друзьями. Вы обо мне не забывайте в лесу почаще навещайте, всегда с природою дружите, и дружбой с лесом дорожите. До свидания, друзья! (Весна уходит)

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в весенний лес. Вам понравилось путешествовать? А что вам запомнилось больше всего? Нам пора в обратный путь, в наш любимый детский сад, а приведет нас туда наша музыкальная дорожка.

Дети под музыку змейкой идут по залу, останавливаются в полукруге Воспитатель: Вот мы и пришли в детский сад, в группу нам уже пора –

Музыкальный руководитель поёт: До свидания, друзья!

Дети: До свидания! Дети выходят из зала.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей 4-5 лет (воспитанников средней группы) по теме «Что мы знаем о весне?!». Данная работа будет полезной воспитателям средней группы. Вашему вниманию предлагается конспект совместной образовательной деятельности, где происходит формирование осознанного познавательного интереса к природе через смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального, изобразительного искусства).

Для детей средней группы на тему «Что мы знаем о весне?!»
Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: формирование осознанного познавательного интереса к природе через смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального, изобразительного искусства)

Задачи.
Образовательные:

Учить детей подбирать нужные характеристики музыкальным и изобразительным образам;
-формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
- учить запоминать и выразительно рассказывать стихотворение, выполняя соответствующие тексту движения;
-формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

Стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
- обобщить знания о весне, о признаках наступления весны в природе.
Развивающие:
- развивать импровизационные способности;


- развивать слуховое внимание, память, мышление, понимание смысловой стороны текста (восприятие), воображение;
- развивать связную речь при анализе музыкальных впечатлений;
-развивать воображение и творческую активность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и положительное отношение к музыкально-импровизационной и продуктивно-художественной деятельности;
-воспитывать звуковую культуру речи, умение использовать достаточную громкость голоса, необходимый темп речи и различные интонационные средства выразительности;
-воспитывать умение соблюдать правила игры, дружелюбие, умение согласованно действовать в группе;
- воспитывать положительное отношение к познанию особенностей окружающей природы.
Методические приемы:
- создание положительной мотивации к деятельности;
- опора на знакомый материал;
- соблюдение преемственности с предыдущим и последующим материалом;
- использование ИКТ;
-художественное слово;
- стимулирование и познавательной речевой активности;
- рефлексия («взгляд назад» и элементарный анализ своих достижений)
Формы организации:
- малоподвижная игра с речевым сопровождением;
- беседа, чтение стихотворений
рассматривание картин;
- слушание высокохудожественной классической музыки;
- музыкально-творческая импровизационная деятельность
- совместно-индивидуальная коллективная работа;
- художественно-эстетическая деятельность в семье.
ППРС: фонограммы «Весна» Г. В. Свиридова, «Голоса птиц. Грачи», «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, мультимедийная презентация, ленты, цветы, веточки для импровизации спрятанные на «весенней полянке» (задекорированный батут) под «снежным покрывалом» (белая ткань), ноутбук, мультимедийный проектор, экран, изобразительный материал: гуашь, кисти, пластилин, доски для лепки, незаконченное панно-весенний пейзаж.

Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа; разучивание стихов о весне; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; лепка и аппликация весенних цветов.

Ход НОД
1 этап. Мотивационный.
Воспитатель:
- Дети, не так давно мы с вами беседовали о Дне космонавтики. Помните? О чем мы говорили?
Дети:

Мы говорили о космонавтах, звёздах, ракетах… Однажды на Луне родился необычный малыш. Как зовут этого сказочного героя? Правильно, Лунтик! Мы мультфильм про него смотрели! И случилось так, что он попал на Землю и сегодня он у нас в гостях! Посмотрите на экран, вот он!

Поздоровайтесь с ним! Ребята, Лунтик сказал мне, что он слышал на Земле весна и ему стало грустно от того, что он не знает, что такое весна и какая она… А вы знаете, что происходит с природой весной у нас на Земле? Вы хотели бы помочь Лунтику рассказать о весне?
2 этап. Ориентировочный.
Воспитатель:
-Давайте сядем в круг и подумаем, как же нам рассказать Лунтику о весне? Что нужно сделать? Предлагайте, а я буду записывать все ваши предложения.
Дети:
- Взять его с собой на прогулку, рассмотреть картины о весне, послушать весеннюю музыку, станцевать весенний танец, нарисовать весну, прочитать стихи о весне!.....
Воспитатель: - Молодцы! Сколько предложений! Я всё это записала, чтобы не забыть!
- А для начала, давайте с ним поиграем и повеселим его! Раз, два, три, кружочек собери!
Проводится хороводная игра «Весеннее солнце».
Солнце, солнце, выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)
И всю землю освети! (Идут по кругу)
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки)
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и потирают плечи)
Чтоб капели звонко пели, (Имитируют движение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вверх)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце, землю грей! (Хлопки на каждое слово)
Пусть весна придёт скорей!

3 этап. Исполнительский

А) Блок «Живопись».
Звучит фонограмма «Голоса птиц. Грачи».
Воспитатель:
Слышите, ребята? Кто это нас приветствует?
Дети:
- Это грачи.
Воспитатель:
- Правильно. Да вот же они на картине «Грачи прилетели».
Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Появляется на экране картина «Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Воспитатель:

Дети:
- Грачи прилетели, снег тает.
Воспитатель:
- Да дети, художник изобразил, как на березы опустилась стая грачей, они шумят и радуются, вернувшись в свои гнезда.
- Обратите внимание, каким стал снег?
- Он потемнел, стал серым, грязноватым, местами подтаял, и разлилась большая лужа.
Звучит фонограмма «Весна» Г. В. Свиридова.
Воспитатель:
- Ах, послушайте, какая нежная весенняя музыка. Наверное, сейчас произойдет что-то прекрасное, весеннее. Как вы думаете, что же происходит после того, как сходит снег?
Дети:
- Распускаются цветы.
Воспитатель:
- Какие же цветы распускаются первыми?
Дети:
- Подснежники.
Воспитатель:
- А почему эти цветы так называются?
Дети:
- Потому что они первыми появляются из-под снега.

На экране появляется картина «Подснежники» А.М. Грицая.

Воспитатель:
- А эта картина называется "Подснежники".
- И правда! Среди тонких осинок из - под прошлогодней травы появились нежные, хрупкие, голубенькие подснежники. И в темном, голом лесу сразу повеяло весной.
-Ребята, что происходит весной с деревьями?
Дети:
-Набухают почки, появляются листочки.
Воспитатель:
- А какого цвета небо изобразил художник?
- Да, оно нежно - голубое.

Воспитатель:
- Ребята, весной оживает природа, пригревает солнышко, тает снег, прилетают птицы, они щебечут и поют, радуясь весеннему теплу, начинает пробиваться травка, появляются первые цветы.
- Мы с вами это все увидели на картинах. Давайте вспомним, как называются картины, которые мы показали нашему другу Лунтику?
Дети перечисляют картин, ("Грачи прилетели", "Подснежники").

Б) Блок «Музыка»
Музыкальный руководитель:
- Ребята, мне так понравилась эта картина, на которой были изображены подснежники! А давайте мы сейчас с вами послушаем музыку, которая так и называется «Подснежник». Присаживайтесь на ковёр.

Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Музыкальный руководитель комментирует музыку стихами С.Маршака:
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Музыкальный руководитель:
-Вам понравилась эта музыка? А какая она?
Дети:
- Нежная, танцевальная, кружащаяся.
Музыкальный руководитель:
- А какое настроение передаёт эта мелодия?
Дети:
- Радостное!
Музыкальный руководитель:
- Написал ее для нас композитор Петр Ильич Чайковский. Когда мы слышим эту мелодию, то у нас возникает радостное, светлое, весеннее настроение. Кто бы из вас хотел в танце показать, как наступает весна?
- Смотрите, что есть на нашей весенней полянке? (Разложены ленты, цветы, веточки). Выбирайте, что вам нравится, и станцуйте для нашего гостя танец весны!
Дети выбирают атрибуты для танца (веточки, ленты, цветы) и исполняют танцевальную импровизацию «Приход весны».
Музыкальный руководитель:
- Я думаю, что Лунтик с удовольствием посмотрел ваш танец! А какую еще музыку о весне вы знаете?
Дети:

- «Песня жаворонка»!

Музыкальный руководитель:
- Послушаем ее вместе с нашим гостем.
Звучит небольшой отрывок «Песни жаворонка» П. И. Чайковского с комментированием музыкального руководителя, побуждающим фантазию детей.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, а кто хочет показать танец весёлых весенних птиц? Покажем нашему другу, как веселятся птички, радуясь весне.
Дети исполняют танцевальную импровизацию «Весенние птицы».
Музыкальный руководитель:
-Молодцы! Ваши птички были весёлые, они радовались весеннему теплу и солнышку! Вот мы и познакомили нашего друга с весенней музыкой.

Обращает внимание детей на экран.

Посмотрите, мне кажется, что Лунтик улыбается нам! Он теперь знает, что весна бывает нежной, красивой! Именно поэтому весенняя музыка передаёт нежное, светлое, радостное настроение!

в) Блок «Поэзия»
Воспитатель:
-Весна несет всем людям радость жизни, творчества. Композиторы сочиняют, что?
Дети:
-Музыку.
Воспитатель:
Художники пишут?
Дети:
- Картины.
Воспитатель:
- А поэты сочиняют.
Дети:
- Стихи.
Давайте вспомним стихотворения о весне.
Дети:
Дети читают стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталинки на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Дети читают стихотворение А. Плещеева «Весна»:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Дети читают стихотворение А. Плещеева "Травка зеленеет.."
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Воспитатель:
- Молодцы! Вы очень красиво, красочно рассказали Лунтику о весне!

Г) Блок «Продуктивная деятельность»
Воспитатель:
- А как же сделать так, что бы Лунтик не забыл наш рассказ о весне?
Дети:
- Сделать ему подарок на память!
Воспитатель:
- Правильно! Давайте сделаем подарок для нашего гостя, чтобы он смог рассказать о весне своим друзьям.
Воспитатель:
- А вы помните, что мы с вами начали рисовать весеннюю картину? Вот же она. (Подводит детей к столу, на котором лежит незаконченное панно).
- Давайте представим, что мы великие художники весны. Что мы с вами хотели изобразить на нашей полянке, чтобы тут стало по-весеннему тепло и весело?
Дети:
- Солнышко, облака, травку, листики, цветы.
Воспитатель:
- Все необходимое у нас уже приготовлено, выбирайте кто, что будет делать и занимайте места.
(Звучит музыка, дети выполняют работу).

Программные задачи:

Программные задачи:

— закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев;
— систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
— заложить основы экологического воспитания;
— активизировать наблюдательность;

— закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;

— отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах.

Словарная работа:

Расширить словарь за счёт слов по теме «Весна» (проталины, ручьи, сосульки, лучи, капель, подснежник, ледоход).

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Развитие связной речи:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.

Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью опорных схем.
Интеграция областей: ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение: демонстрационная картина: «Ранняя весна», игра «Найди родню», рисунки детей на тему «Подснежники»; мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, работа с календарем природы, художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по теме «Весна», заучивание стихотворений, знакомство с приметами.

Организационный момент

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать работать, нам необходимо размять язычки, сделаем гимнастику.

Артикуляционная разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.

Чьи-чьи-чьи – во дворе бегут ручьи.

Фью-фью-фью – я гнездо себе совью.

Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о том времени года, которое называют «Утром года». Вы догадались, о каком времени года мы будем беседовать? Ответы детей (о весне).

Почему весну так называют? (пробуждается природа)

— Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (март, апрель, май)

(Дети читают стихи о весенних месяцах)

КАРТИНА ЯСНА – ПРИШЛА ВЕСНА . (И. Пивоварова)

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

АПРЕЛЬ (С. Маршак)

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, вспомните из наших наблюдений во время прогулок, какие самые первые признаки весны мы с вами отмечали. Ответы детей (сосульки)

— Я предлагаю вам игровое упражнение «Найди родню сосульке» (авторская разработка).

Цель: выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (сравнение сосульки — с водой, снегом, эскимо, стеклом, морковкой).

Двигательная пауза «Сосульки»

«Капли звонко капали (легкие прыжки)

Все сосульки плакали (качают головой)

Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)

С нас течет вода (наклон вниз)

Мы растаем навсегда (выпрямились).

Воспитатель : — Назовите другие признаки весны.

(На мольберте картинки с изображением примет весны, дети называют приметы весны).

— растаял снег

— потекли ручьи

— появились проталины

— закапали сосульки

— прилетели птицы

— на деревьях набухли почки.

— расцвели первые цветы

— зацвели деревья.

(Работа с опорными схемами) – составление рассказа о весне.

Солнце, дождь. (Погода весной.)

Береза. (Появление первых почек.)

Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)

Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)

Бабочка. (Появление насекомых.)

Воспитатель : — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)

(Индивидуальная работа: воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно).

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

(После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог).

Воспитатель: — Молодцы, ребята . Теперь немного отдохнем, свои пальчики разомнем.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

песенка водички – с-с-с;

песенка комарика – з-з-з;

(произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).

— Сейчас мы послушаем стихотворение (читает ребенок) «К нам весна шагает».

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: — Ребята, что же за теплые ноги у весны? Ответы детей – (солнце, солнечное тепло). – Верно, солнце — самое большое и доброе чудом, которое помогает Весне?

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Оно согрело землю, и мир снова расцвел яркими красками.

Воспитатель предлагает игру «Сравни и назови», в ходе которой бросает ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить. В случае затруднения другие ребята дополняют

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья)

Воспитатель: — Весною, еще не растаял снег, распускаются первые цветы. Как они называются? (подснежник). Выходите скорее на полянку.

(дети подходят к выставке детских рисунков, выполненных на занятии по рисованию)

Дыхательная гимнастика. Воспитатель: Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

Воспитатель: — предлагаю вам, ребята послушать, о чем нам расскажет Весна. (Стихотворение «Разговор с весной» (диалог двух детей))

— Ну, Весна, как дела?

— У меня работа.

— Для чего тебе метла?

— Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи?

— Мусор смыть с дорожек.

— Для чего тебе лучи?

— Для уборки тоже.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Итог занятия: упражнение «Назови одним словом»

Первые вестники весны. – (Сосульки)

Лед идет по реке. – (Ледоход)

Участок земли, на котором растаял снег. – (Проталина)

Первые весенние цветы на проталинках. – (Подснежники)

Воспитатель: — Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»

Аутотренинг: — Ребята, возьмемся за руки, ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!

Название: Конспект НОД с детьми старшей группы «Весна»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ-Центр развития ребенка «Детский сад №12 «Непоседы»
Месторасположение: г. Тынды Амурской области