Как нарисовать череп в стиле мексики. День мертвых - праздник в мексике

Мексика - это страна, которую стремятся посетить многие путешественники из разных уголков мира. Мексика дарит своим гостям возможность не только полноценно отдохнуть на великолепных пляжах, но и познакомиться с интересной культурой, древними архитектурными памятниками и необычной кухней. Говоря об этой стране, многие представляют красочный мексиканский череп.

Культурное наследие

Мексиканская культура очень удивляет впервые приехавших сюда иностранцев. Изображения скелетов и черепов преследуют путешественников повсюду. В сувенирных магазинах туристам с удовольствием демонстрируют символы смерти и предлагают купить на память яркие разноцветные черепа или материалы с узором в виде черепов.

Туристов приводят в недоумение манекены в виде скелета, стоящие в магазинах. Ужасные фигуры, ассоциирующиеся с концом жизни, присутствуют на всех национальных праздниках. Чтобы понять это, нужно изучить историческое прошлое государства. И только тогда можно понять, что означает мексиканский череп.

Культ смерти

До прихода испанцев территорию страны населяли ацтеки. В отличие от европейцев, у ацтеков тема смерти не была под строжайшим запретом. Религия этого народа несколько по-другому рассказывала людям о причинах, приводящих душу человека в рай.

Согласно учению, счастье после смерти могут обрести только доблестные воины, погибшие непременно в сражении, или женщины, умершие при родах. Всех остальных, мирно ушедших из этой жизни в преклонном возрасте, ждала встреча с богом Миктлантекуитли. Он появлялся перед умершим в маске в форме черепа и определял его душу на уничтожение. Веря в это, ацтеки еще сильнее любили этот мир и совершали жертвоприношения, тем самым пытаясь задобрить ее величество смерть. Мексиканская культура черепа изучается до сих пор.

Современные жители Мексики почитают смерть, придумывают ей ласковые определения:

  • Черная госпожа;
  • любимая;
  • Святая смерть;
  • невеста.

Праздник Мертвых

Результатом слияния христианской и языческой культур стал праздник Мертвых. Во времена ацтеков проводились поминальные ритуалы. Главных было два:

  • Миккаилуитонтли в честь умерших детишек.
  • Сокотуэтци, посвященный памяти взрослого поколения.

Потом территории завоевали католики и привезли свой праздник - День поминовения усопших, который отмечается 2 ноября, непосредственно после

Постепенно эти праздники совместились, и современные жители Мексики отмечают День мертвых целых два дня в начале ноября. Мексиканский череп часто используется для создания карнавальных сувениров и костюмов.

Многие верят, что 1-2 ноября души умерших близких могут навестить живых. Мексиканцы приходят на кладбище, приносят на могилы подарки, беседуют с душами усопших, вспоминают лучшие моменты из жизни. Но в эти дни нет места печали и скорби.
Люди устраивают различные увеселительные мероприятия, обращаются к Богине Смерти и просят у нее счастья, здоровья и бед врагам. Смерть для них - это не конец жизни.

Символом является Калавера, что в переводе с испанского означает "мексиканский череп". Даже дети не остаются в стороне от этого праздника. Они с удовольствием поедают гробы из шоколада и черепа из сахара.

Татуировки Калавера

В последнее время пользуются большой популярностью татуировки с изображениями символов смерти. Это могут быть:

  • кресты;
  • черепа;
  • змеи;
  • вороны.

Нанесение тату на тело - это не только еще один способ выразить уважение ушедшим навсегда из этого мира людям, поклониться их памяти, но и символ мужества и возрождения. Именно поэтому многие заказывают мексиканский череп. Значение картинки не несет ничего страшного и ужасающего.

Калавера - кто это?

Но на вершине популярности среди тату находится символ дня мертвых - Калавера. изображается в виде девушки, у которой череп вместо головы, цветы вместо глаз. Череп оформляется удивительными узорами, в которых цветочные мотивы занимают не последнее место.

Татуировки с изображением Калавера предпочитают набивать в области груди, бедер или плеч. Также делают сразу две симметричных татуировки, например, на руках и бедрах. Производители одежды тоже часто используют ее изображение. Футболки и майки с черепом в ярких цветах пользуются особой любовью у молодого поколения. Во время карнавала многие девушки наносят маску, изображающую Королеву Мертвых. В Мексике такой наряд особенно популярен.

День мертвых — это традиция, которая зародилась на территории страны еще задолго до прихода туда испанцев-завоевателей. Это самый национальный и очень в Мексике, главный атрибут которого - мексиканский череп. Его любят не только взрослые, но и дети. И многие мексиканцы уверены, что если бы его не существовало, то его обязательно следовало бы придумать.

«День Мертвых» («Dia de los Muertos») в Мексике считают одним из самых экзотичных и впечатляющих праздников на земле. В течение двух дней празднования мир "становится" с ног на голову: ночью никто не спит и все от мала до велика идут на кладбища, чтобы побыть в образе покойника.

Смерть не финал, а начало счастливой жизни

Отношение к смерти у мексиканцев принципиально иное, чем у европейцев. Здесь верят, что с приходом смерти жизнь не обрывается, но продолжается в ином мире полном счастья. Поэтому даже поминовение усопших окрашено для людей весельем: считается, что именно в "День мёртвых" самые близкие родственники способны посетить свои семьи, вспоминающие о них в этом мире.

О мексиканском дне мертвых – история праздника

Истоки данного праздника лежат в религии исконных жителей Мексики – ацтеков, тольтеков, майя и других народов. До прихода европейцев на континент, здесь были распространены практики обращения к загробным силам и воскрешения мертвых. Культ предков, например, воплощался в том, что черепа умерших членов семьи хранили в домах, пили из них ритуальные напитки по особым датам. Летом на период около 30 дней наступала череда принесения кровавых жертвоприношений, благодаря которым должно было продолжаться существование нашего мира. Покровительницей покойных в ином мире считалась богиня Миктлансиуатль.

Симбиоз католичества и языческих обрядов

Едва столкнувшись с этими обрядами, колонизаторы-испанцы были поражены: в глазах истинных христиан эти язычники в своей дикости даже не ведали, до какой степени кощунственны! По мере завоевания земель и установления на них нового порядка началось и распространение католичества, однако новая религия не сумела на корню вытеснить предыдущую: вместо этого было положено начало необычному симбиозу. Да, жертвоприношения устранили, а длительность празднований сократили всего до пары дней - однако христианская скорбь о почивших не встала на место радости, как и крест не заменил собой ярких церемониальных черепов.

Когда празднуют день мёртвых в Мексике?

Согласно сложившейся традиции, мексиканцы отмечают "День мёртвых" 1 и 2 ноября. Празднование охватывает всю страну от мала до велика. Поверье гласит, что в эти дни потусторонний мир распахивает свои двери, чтобы покойные могли встретиться со ждущими их живыми. Вот почему почившим близким готовят вкусные блюда, размещают их фото, украшают жилища яркими черепами – проводниками духов предков. Неотделимая часть праздника - образ "Катрины": скелета женщины, который одевают в красочное платье и широкополый головной убор. В ней в превращённой форме дожила до наших дней богиня смерти Миктлансиуатль.

Празднуют масштабнее, чем Рождество

Празднуют день мёртвых мексиканцы гораздо масштабнее, чем Рождество. В некоторых районах Мексики столь сильно ждут праздник, что его начало переносят на 31 октября.

Официальный праздник – никто не работает

Но именно 1 и 2 ноября – даты национального празднования на официальном уровне: они объявляются выходными, государственные учреждения не работают.

Эти два дня имеют разный смысл:

1 ноября - «День маленьких ангелов» («Día de Angelitos»), он отводится светлому вспоминанию почивших новорождённых и детей в целом.

Улыбающийся череп – символ дня мертвых в Мексике

Череп – национальный символ праздника поминовения предков. Его изображают везде: на поверхностях стен, дверей и окон, на асфальтовом покрытии, на предметах одежды. Правило одно: череп рисуют яркими красками, и он улыбается. Так выражают радость, которую покойные предки привносят в наш мир.

Череп-сувенир

Туристам и гостям в эти дни часто дарят подарки: черепок или гробик, где написано имя одариваемого. Воспринимать это надо как подарок от чистой души, потому что ими же одаривают настоящих друзей, а также родственников. Ещё один необычный образ - пирамиды из черепов, которые ацтеки называли «цомпантли»: некогда их сооружали из голов побеждённых, а теперь они часть праздника и не символизируют угрозу.

Главные наряды праздника: скелет и маска-череп

Люди на улицах переодеты в скелетов или рисуют маску-череп на своём лице. Круглые сутки открыты ярмарочные площадки, где продают мини-скелетов, керамические черепа, черепа-свечи, сладости в виде гробов и прочие сувениры. Громадного размера черепа устанавливаются на городских улицах.

Как отмечают день мёртвых в разных городах Мексики?

За прошедшие столетия в разных районах Мексики успели сложиться несколько различные традиции этого праздника. Например, в городе Оахака-де-Хуарес событие достигает масштаба карнавала, сравнимого с бразильским. В дневное время улицы пусты, тогда как с приходом ночи песнопения гитаристов-марьячи и духовые инструменты служат аккомпанементом для «танцующих скелетов». Люди в костюмах потусторонних существ и туристы смешиваются в карнавальной толпе: шествия организуются без какого-либо плана, тут и там. Кто угодно может влиться в это пёстрое месиво и бродить до рассвета 3 ноября.

Более экзотический даже по меркам мексиканцев формат праздник приобрёл в городе Помучь. Местные жители куда меньше поддались влиянию католицизма, поэтому стоят ближе к аутентичным традициям ацтеков. Когда наступает "День мёртвых", они выкапывают то, что осталось от почивших близких, очищают кости от слоя плоти, или полируют кости, обработанные в прошлые годы. По этой причине особенно чувствительным гостям из других стран не советуют посещать местные кладбища в канун праздника.

Долгая подготовка к празднованию дня мёртвых

Задолго до начала праздника в ученики школы, студенты и просто добровольцы начинают подготовку: делают костюмы скелетов, маски, куклы в рост человека; музыканты репетируют, а художники планируют, как украсить алтари.

Само украшение алтарей начинается перед праздником, потому что требуются живые цветы: знакомые нам жёлто-оранжевые бархатцы. В Мексике их именуют «цветком мертвых» - они помогают открыть проход между мирами, через которые покойные и пройдут в наш мир обратно. Алтари подобного типа устанавливают во всех домах, супермаркетах, кафе, публичных местах и т.д. Накануне праздника помимо цветов у них размещают разные фрукты, горящие свечи, тамале (особая мексиканская еда), игрушки (в память детей), алкоголь (в память взрослых). Необходимый компонент - вода: мексиканское поверье гласит, что переход в наш мир отнимает у душ много сил, восстановить которые они могут лишь простой водой и особым сладким "хлебом для мёртвых".

В жилищах приготовляют еду, любимую покойными при жизни, а также заправляют кровать: считается, что на ней отдохнёт прибывший дух. Семьи и близкие собираются в жилищах с радостным настроением и ожиданием встречи.

Возможно, вам будет интересно:

Мексиканский праздник «День Мертвых» – один из самых шокирующих, и в то же время, захватывающих и самобытных праздников мира. «Dia de los Muertos», как его дословно называют в Мексике, - время, когда тысячи мертвецов оживают и выходят на улицы городов, празднуя и веселясь, вместе с живыми. В это время, в Мексике все словно переворачивается «с ног на голову»: ночь превращается в день, кладбище - становится наиболее популярным местом отдыха в городе, живые надевают личину мертвых, усопшие - оживают. Об этом аутентичном мексиканском празднике, посвященном мертвым, мы и расскажем в нашей статье.

Стоит сразу отметить, что в Мексике практикуется совершенно иное отношение к смерти, нежели у нас и в Европе. Смерть для мексиканцев не является концом всему, а лишь продолжением жизни, но уже в ином, более лучшем мире. Поэтому, мертвых тут принято не поминать, как у нас, а встречать с радостью и весельем. Ведь, мексиканский «День мертвых» - это действительно праздник, так как, только в это время, любимые мертвые родственники, имеют возможность навестить своих близких, оставленных в этом мире.

История этого праздника уходит во времена языческих верований коренных народов Мексики, и связана с традициями древних ацтеков и майя, практиковавших различные ритуалы смерти и воскрешения мертвых. До того, как Мексику завоевали испанцы, у ацтеков было принято хранить в доме черепа своих родственников и использовать их, в разного рода, церемониях. В течение одного летнего месяца у них устраивались кровавые жертвоприношения, чтобы таким образом отдать дань уважения своим мертвым предкам, всему загробному миру и покровительнице того мира - богине Миктлансиуатль. Первые завоеватели Мексики, увидев такие обряды, были шокированы, ведь проводя их, ацтеки словно смеялись над смертью, индейские ритуалы были, самым настоящим кощунством, в глазах, просвещенных европейцев. Испанцы начали срочное обращение коренного населения Центральной Америки в католическую веру, хотя искоренить, прижившиеся здесь веками традиции было очень сложно. Им удалось отменить принесение кровавых жертв, а также сократить этот праздник до пары дней в году. Тем не менее, подмена радости на скорбь и черепа - главного символа мексиканского праздника «Dia de los Muertos», на крест - не удалась.

До сих пор, для впервые попавших на этот праздник туристов, он кажется весьма экстравагантным, и это, наверное, мягкое определение переживаний по этому поводу. Традиционно, праздник «День мертвых» в , отмечают первого и второго ноября. Причем празднование идет на территории всей Мексики. Мексиканцы утверждают, что в те дни загробный мир оживает, а души ждут в их земных жилищах, украшая их фотографиями почивших родственников и друзей, готовя им самые любимые сладости, везде размещают символы праздника - яркие черепа. Еще одним символом «Дня Мертвых», является «Катрина» - это женский скелет, наряженный в яркое платье и широкую шляпу. Он олицетворяет ацтекскую богиню смерти Миктлансиуатль.

Что самое интересное, так это то, что зловещим теперь остается лишь название праздника, но сам он, вызывает лишь положительные эмоции. По улицам гуляют тысячи переодетых и загримированных под мертвецов людей, везде работают ярмарки, где продаются праздничные атрибуты на эту тему: фигурки-скелеты, черепа из керамики, свечи, различные сладости, в форме гробов, скелетов, черепов. На всех крупных площадях, основных улицах городов, устанавливаются громадные черепа, а также сооружаются яркие инсталляции, на тему загробной жизни. Очень интересно в эти дни оказаться на главной площади столицы Мексики – города Мехико, которая называется - Площадь Соккало или Площадь Конституции. На этой площади, занимающей двести сорок квадратных метров, и являющейся символом города, стоят старинные строения, оставшиеся со времен нахождения тут древней столицы ацтеков – Теночтитлана, а также, невероятно красивые здания, в колониальном стиле, построенные европейцами. Недалеко от площади находится пирамида, на ее вершине века назад был Храм бога Солнца и бога Дождя. И именно на этой площади, в «День мертвых», традиции мексиканцев вырисовываются очень наглядно. Но стоит сказать, что в разных частях Мексики, во время празднования «Дня мертвых», есть некие различия: если в долине Мехико, основное внимание уделяется украшению алтарей и домов усопших людей, то в городе Оахака-де-Хуарес, праздник «Dia de los Muertos» идет с грандиозным размахом: тут стартует настоящий карнавал и город заполняют «танцующие скелеты», которые веселятся под музыку духовых оркестров и песни мариачи. Пустынные улицы днем, ближе к ночи заполняют толпы танцоров, оркестры, за которыми шагают ряженые и зеваки-туристы. Такие шествия возникают совершенно спонтанно, без маршрута и расписания. Любой человек со стороны, имеет возможность присоединиться к этой беснующейся толпе и бродить за ней улицам города. Карнавальное настроение охватывает всех и каждого, и длится оно до первых лучей солнца третьего ноября. А вот в мексиканском городке Помучь до сих пор чтят традиции индейцев, существовавшие еще до вступления европейцев на этот материк: в «День мертвых» здесь извлекают из земли останки близких, очищают их от сгнившей плоти или тщательно полируют, уже очищенные в прошлые годы кости. Поэтому, слабонервным туристам, ехать в тот город и ходить на кладбище в те дни, не рекомендуем. То есть, как вы уже поняли, в традициях празднования «Дня мертвых» в Мексике, имеются некоторые региональные отличия. Но везде, праздничный размах этих дней в Мексике, затмевает празднование Рождества. Порой, мексиканцы настолько жаждут наступления «Дня мертвых», что начинают его отмечать, даже чуть раньше – с тридцать первого октября. «Dia de los Muertos» - официальный национальный праздник Мексики, дни которого являются выходными, в этот период не работают ни школы, ни предприятия.

Праздничные дни можно подразделить по смысловой нагрузке. Первого ноября в Мексике празднуют «День маленьких ангелов» - «Día de Angelitos», он посвящается почтению памяти усопших детей или младенцев. Второго ноября, начинается «Día de los Muertos» - почтение взрослых умерших. Но этому, предшествует многомесячная подготовка, когда в школах, в институтах, других сообществах начинается изготовление масок, костюмов, ростовых кукол, идут ежедневные репетиции музыкантов, создаются дизайны торжественных алтарей. Непосредственно перед праздником создаются эти алтари, которые украшают цветами - желтыми бархатцами. Считается, что таким образом можно создать символическую дверь между мирами, через которую души могут вернуться домой. Недаром бархатцы называют «цветком мертвых» - «flor del muerto». Такой алтарь должен быть в каждом мексиканском доме, а также их создают на площадях, в местных школах, магазинах, ресторанах, больницах, отелях, аэропортах. К алтарям возлагают не только цветы, но и прочие подношения: свечи, тамале - мексиканское блюдо, приготовленное из кукурузной муки, фрукты, игрушки - для маленьких умерших детей, алкоголь - для взрослых умерших. Обязательными атрибутами каждого алтаря на «День мертвых» является вода, потому что, мексиканцы считают, что духи страдают от жажды после путешествия между мирами и от голода, который может утолить только специальный сладкий хлеб – «pan de muertos», дословно «хлеб для мертвых». Женщины-мексиканки готовят блюда, которые очень любили мертвые при жизни, в каждом доме специально заправляют кровать, на которой пришедшие мертвые могли бы отдохнуть. В домах принято собираться родным и близким, чтобы радостно встретить покойных.

В дни перед праздником, на всех прилавках магазинов, лавочек продают символы праздника – гробики, черепа, скелетики, - они могут быть изготовлены из шоколада, из глины, из картона. Вообще, черепа и скелеты в это время можно увидеть повсюду: их рисуют на дверях и окнах домов, на асфальте и стенах, на одежде тоже должны быть эти символы. Но желательно, чтобы черепа были нарисованы яркими цветами и улыбались, ведь «День мертвых» в Мексике - праздник радости и веселья, а не скорби и тоски. Поэтому, если в эти дни вам подарят символический череп или гробик, где написано ваше имя, то не будьте шокированы: это сделали от всей души, потому что так принято в Мексике. Такие подарки делают всем родным и близким, а также друзьям. Кроме того, на витринах магазинов, можно часто увидеть пирамидки - ацтекские «цомпантли», которые индейцы воздвигали из черепов поверженных врагов. Это мексиканский символ неразрывной связи жизни и смерти.

В течение празднования «Дня мертвых», принято ночью посещать кладбища, но это, опять-таки, не грустное событие, а настоящая кульминация праздника и долгожданная встреча с родственниками, ушедшими в другой мир, возможность провести с ними время, выпить и поесть в кругу родных и близких. Стоит предупредить, если вдруг вы тоже решите съездить на кладбище в эти дни, чтобы посмотреть на традиции празднования мексиканцев, что парковка будет занята, а машины местных жителей заполонят несколько кварталов вокруг. Люди стекаются сюда плотным потоком. Они убирают могилы, посыпают их лепестками цветов, ставят венки и букеты из желтых бархатцев, украшают свечками, приносят сюда самую любимую еду, напитки их покойного, а также его фотографии. Потом устраивают на могиле пикники и танцы, под веселую музыку музыкантов-мариачи. Европейцев это вводит в ступор и кажется кощунством, а для мексиканцев – это возможность создать семейную идиллию у каждой могилы. Тут все как на наших семейных праздниках: женщины суетятся, накрывая стол, мужчины общаются и рассказывают интересные истории о жизни покойного, нарядные дети играют и бегают, а младенцы спокойно дремлют в колясках. Но стоит сказать, что чаще всего, традиции задушевных посиделок на кладбище, поддерживаются теперь в маленьких городках и селах, а жители крупных городов предпочитают устраивать веселые карнавалы.

В любом случае, для европейцев, знакомство с традициями празднования «Дня умерших» в Мексике, станет ударом по привычным стереотипам и раскроет совершенно иную и противоположную точку зрения на смерть. Поэтому, если у вас будет возможность побывать на этом мексиканском празднике, то очень вам рекомендуем это сделать.

Твитнуть

Класснуть

День мёртвых в Мексике совпадает с днем накануне дня всех святхы в католицизме и соответственно - с Хэллоуином. Поэтому образ Санта Муэрте очень популярен на костюмированных вечеринках в честь Хэллоуина.

В Мексике это праздник поминания умерших, по традиции создаются алтари с черепами из сахара, вербеной, сладостями, посещаются могилы родственников и устраивается карнавал. Эту ночь мексиканцы устраивают вечеринки на кладбище, принося своим умершим родственникам подарки и украшая могилы цветами.

Образ Катрины ("La Calavera de la Catrina", в переводе - "модница"), наиболее популярный на этом карнавале - это женский скелет в цветастом платье. От образа Мертвой невесты он отличается, в первую очередь, большим жизнелюбием и декоративностью: если Невеста требует натуралистичного макияжа полу-зомби полу-скелета (как в мультфильме Бартона), то "сахарный череп" - это макияж, по театральной классификации относящийся к гриму мимов и клоунов, то есть не учитывающий особенности лица и не предполагающий реализма.

Кроме Катрины характерный грим "сахарный череп" носят такие персонажи, как сама Санта Муэрте (главное божество праздника) и ее подручные.

Для того, чтобы создать костюм Катрины необходимы три вещи: платье, венок и макияж.

С платьем просто: выбираем самое цветастое, самое мексиканское. К нему подбираем подходящие туфли, учитывая, что с одной стороны, туфли должны быть женственными, а с другой - удобными для ходьбы и танцев. Другие варианты: наряд в стиле рокабилли или традиционное испанское платье с мантильей.

Этот образ - нечто среднее между юной девушкой и скелетом, поэтому следующие атрибуты и детали соблюсти:

Цветы на голове (заколки или венок), можно сухие или искусственные;

Белая кожа с узорами, не только лицо, но и все тело, на видных участках, лучше загримировать, хотя бы тоном и пудрой;

Черный или бордовый маникюр;

Кресты и черепа в украшениях не только приветствуются, но и обязательны, вообще украшения должны быть затейливыми, романтического стиля, возможно - бижутерия под старину;

Прочие атрибуты "роковой женщины" (шпильки, чулки, белье) тоже хорошо впишутся в образ.

Макияж в стиле Санта Муэрте или Сахарный череп

Самой сложной частью костюма является, конечно же, грим. Для него понадобятся:

Жирный крем или вазелин (в случае, если в качестве белой основы берется театральный грим, он очень сушит кожу, но дает ровный белый цвет);

Баночка белого театрального грима (в качестве заменителя можно взять очень светлый тональный крем);

Очень светлая или прозрачная рассыпчатая пудра (для закрепления макияжа);

Черный карандаш для глаз или лайнер-подводка;

Тени-карандаш, тени-мусс, просто тени, карандаши для глаз и подводки других цветов (темные цвета - синий, зеленый, коричневый, фиолетовый - какие найдете);

Бордовый карандаш для губ, телесный карандаш для губ, красная помада;

Удлиняющая тушь или накладные ресницы;

Влажные салфетки.

Из обязательного, без чего не получится образ - белая база, темные тени, черный лайнер и красная помада.

Пошаговая инструкция как сделать макияж сахарный череп:

1) Подготовка лица к нанесению основы. Это очистка лица тоником либо влажными салфетками, нанесение жирного крема или вазелина, либо основы под макияж. Важно: не теряйте салфетки, они очень понадобятся после вечеринки и много, театральный грим под краном не смоешь.

2) Нанесение белого тона на лицо. Спонжиком набирая аквагрим или театральный грим, плотно вбиваем в лицо, покрывая его белым цветом полностью, исключая зону вокруг глаз (там будут другие цвета). Важно: видимые участки тела, т.е. шею, декольте, руки (кисти) - тоже обрабатываем белым тоном, растушевывая тон в сторону одежды, чтобы был незаметный переход к коже. Для пущей правдоподобности темными тенями широкой кистью (кабуки) можно оттенить череп, там где у него впадины: на щеках, на висках, надо лбом к волосам затемнить, по линии скул снизу. В любом случае, зафиксируйте основу бесцветной рассыпчатой пудрой.

3) обводка темных карандашом для бровей глазных впадин. Обводим, включая брови, боковые части носа, скулы под глазами, обрисовывая контур глазной впадины там, где она у вас на черепе. Важно: прощупайте свое лицо до нанесения макияжа, чтоб прикинуть расположение костей. Фактически мы "выносим" наружу собственный череп. Также рисуем контур носовой впадины. Не делайте ее сильно большой, все-таки череп у нас декоративный. Можно сделать ее анатомической, а можно наоборот, чтобы Форма впадин была произвольной: так носовую можно сделать двойной, в виде сердечка, пики, треугольника... на что фантазии хватит (а вот глазные все же лучше делать реалистичными).

4) Набросок основного узора карандашом для бровей. Можно не наводить, это только наметка. Узор можно подсмотреть на рисунках, фото, либо придумать самим. В основном это мотивы тату в пин-ап стиле: розы, паутинки, орнаменты и завитушки.

5) Заполнение глазные впадины темным (но не черным) цветом. Подойдут тени-мусс и широкая кисточка. Техника, как при "smoky eyes", тут же можно и тушью пройтись.

6) обрисовка карандашного узора лайнером, подводкой для глаз, фломастером для глаз. Сгодятся тени-мусс (например, от Maybelline) и тонкая кисть. Можно также добавить мелких деталей к узору.

7) Кистью для теней оттеняется внутренняя часть глаза, добавляется больший объем, подводятся более темным подвижные веки.

8) Кистью для теней различного цвета тенями, вбивая пигмент, заполняется цветной узор. Можно сделать помадой и тенями-карандашами (проще и удобнее).

9) В конце снова белилами и кистью для теней рисуются зубы (всей плоскостью кисточки). Создается специфический "рот монстра", когда улыбка рисуется шире рта. Межзубные промежутки и щель между губами делается карандашом для бровей или темными тенями (тонкой кисточкой). Важно: не забывайте, что зубы не квадратные, а закругленные, также прорисуйте темным губы внутри.

10) Нанесите метеориты или мерцающую пудру на скулы и выступающие части черепа. Улыбнитесь.

Макияж в стиле Санта Муэрте или Сахарный череп: видео

Предлагаю вашему вниманию три мастер-класса по созданию макияжа сахарного черепа. Разница между ними заключается в остновм в том, какой декор и какие рисунки выбрали для своего макияжа девушки. Третий вариант, пожалуй, самый гламурный. А почему бы и не добавить к мрачному образу немного стразов? Выбор цветов и узора в макияже остается за вами и зависит от вашей фантазии)

2 ноября в Мексике отмечают один из самых необычных в мире праздников - Dia de Muertos

Забрать себе

Фото: Ivan Diaz / Unsplash

Кладбище было видно издалека, за пару километров. Из мексиканского городка Сан-Луис-Рио-Колорадо, расположенного на границе с американской Аризоной, мы выехали уже затемно, и весь путь за окнами лишь чернела в полной тишине суровая пустыня Сонора. Одинокий некрополь за городской чертой сегодня, в День мертвых, выглядел настоящим островком жизни, освещенный прожекторами и окруженный автомобилями; из-за ограды доносилась совсем не траурная музыка, крики детей, смех, лай собак и даже, кажется, позвякивание пивных бутылок. (Собственно, чему удивляться, если в нашем багажнике тоже был припасен ящик пива?)

2 ноября застало меня в гостях у мексиканских друзей в совсем не туристическом месте. На севере Мексики, который считается более американизированным, чем юг и центр, по случаю Дня мертвых не устраивают городских карнавалов. Но традиции соблюдают: 1 ноября, в «День ангелочков», когда поминают усопших детей, у дома моих друзей выстроились в очередь, кажется, все дети Сан-Луиса — семья устроила tricky-tricky , ритуал угощения детей сладостями, который мексиканцы позаимствовали у Хеллоуина, слегка подкорректировав его оригинальное, трудно выговариваемое название treat-or-trick . Женщины предстали в традиционном для Дня мертвых образе Катрины, символа смерти — в черных платьях и шляпах с вуалью, с разрисованными под черепа лицами (надо заметить, что специальный для этого случая грим в Мексике делают весьма качественный — оттереть «маску смерти» удалось лишь утром).

На следующий день подруга предложила поехать вместе на кладбище — у ее приятеля месяц назад умер отец, и он собирался отметить День мертвых там. С приятелем мы были знакомы шапочно, он совсем не говорил по-английски, а я очень плохо изъяснялась по-испански, но ссылаться на страшную внутреннюю неловкость в такой праздник было глупо. При том, что мысль о танцах на могилах все еще приводила меня в ступор, хотелось уже пройти этот тест на открытость к чужим культурам.

Фото: Мария Желиховская

Традиция празднования Дня мертвых в Мексике уходит корнями в доколумбово прошлое и тесно связана с культурой народов Мезоамерики — ольмеков, тольтеков, ацтеков, майя. Всех их объединял своеобразный культ вокруг смерти: кладбищ в привычном понимании не было, и покойников хоронили прямо под жилыми домами. Эта практика в буквальном смысле сближала живых и мертвых: могилы не замуровывали, родственники регулярно «навещали» покойников и приносили им подношения. Усопшие воспринимались как посредники между миром жизни и смерти.

Ацтеки верили, что эти две ипостаси — естественные силы, приводящие мир в движение, необходимые составляющие регенерации. Ведь чтобы добыть пищу, нужно было убить животное или растение — а значит, что смерть давала жизнь.

Индейцы верили, что у человека есть три души, каждая из которых могла отправиться в загробную жизнь, превратиться в божественную силу или же остаться меж двух миров, чтобы придавать силы оставшимся в живых любимым и близким.

Многие из ацтекских ритуалов в честь мертвых — например, почитание богини смерти Миктлансиуатль, которую изображали в виде женщины с черепом вместо головы, курение благовоний, подношения усопшим еды и подарков ofrendas — стали важной частью празднования Дня мертвых. Но, конечно же, в современном виде этот праздник оформился в результате смешения доколумбовых и испанских католических практик, которые, как это ни парадоксально, гармонично дополнили друг друга. Например, на индейское изображение смерти в виде черепа прекрасно наложился популярный сюжет религиозной испанской живописи Danza Macabra («Танец смерти»), в котором смерть рисовали танцующей с живыми. Испанцы поощряли проведение индейцами ритуалов почитания покойных в католические праздники — День всех святых и День всех душ, которые отмечали 1 и 2 ноября (до этого индейские торжества в честь мертвых проходили в августе).

В начале 1900 гг. власти уже независимой Мексики объявили День мертвых официальным праздником, чтобы объединить нацию на фоне царивших политических разногласий. Так фиеста, традиционная для юга страны, распространилась по всей ее территории и в конечном счете стала привлекать в страну сотни тысяч туристов. Десять лет назад, в 2008 г., День мертвых был внесен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.

Фото: Мария Желиховская

Пытаясь мысленно сложить все известные испанские слова сочувствия в более-менее стройные фразы, пока мы шли с парковки, я испытывала странную смесь страха перед чужим горем и собственным ханжеством. Восемь лет назад внезапно умер мой собственный отец, и воспоминания о не покидавшей меня целый год после этого депрессии плохо вязались с мыслями о том, что в таком состоянии можно общаться с любопытствующими и видеть вокруг праздник. На кладбище Сан-Луиса было действительно весело: прежде чем найти нашего приятеля, нам пришлось пробираться сквозь охапки цветов, целые оркестры нортеньо и множество людей у могил — они громко разговаривали, ели, выпивали. Наш знакомый сидел в большой компании родственников и был во всех смыслах навеселе. Нас принялись крепко обнимать, немедленно налили пива и положили на тарелки тамалес.

Фото: Мария Желиховская

«Если не поставить мертвецу свечку, то ему придется поджечь собственный палец, чтобы найти дорогу домой», — гласит распространенное среди индейцев южной Мексики поверье. Dia de Muertos — это не просто повод помянуть покойников. Считается, что в этот день усопшие приходят домой, чтобы навестить своих родственников — а те, в свою очередь, должны как следует позаботиться о том, чтобы возвращение, пусть и временное, стало легким и приятным. Для этого в домах, а в некоторых городах на площадях и кладбищах сооружают алтари с фотографиями умерших родственников. Оформляют их с большой фантазией, украшают цветами — розовой целозией, белой гипсофилой, красными гвоздиками и доставшимися в наследство от ацтеков ярко-оранжевыми бархатцами cempasúchil . Из их лепестков насыпают дорожку до алтаря от порога дома или двора, которая покажет нужный путь покойному. На алтарь ставятся подношения — ofrendas .

Традиционно алтарь должен содержать четыре стихии: воду, чтобы утолить жажду усопшего во время долгого пути из царства мертвых Миктлана; огонь (свечи), чтобы освещать путь на землю; ветер, который символизируют гирлянды из цветной резной бумаги papel picado , чтобы создавать прохладу, и объединяющую мертвых с живыми землю, которую олицетворяет еда. Обычно это сладкий дрожжевой «хлеб мертвых» pan de muerto , тамалес — мексиканские «пельмени» с начинкой из мяса и кукурузной муки, сваренные в листьях кукурузы или банана, горячий кукурузный напиток атолле, фрукты, шоколадный соус моле, а также сладости в виде сахарных черепов. Впрочем, на алтаре можно обнаружить практически все, что любил покойный, вплоть до банок кока-колы, сигарет и бейсбольных футболок! Благовоние также является частью традиции, и для этого еще со времен ацтеков используют копал — смолу, выделяемую тропическими деревьями семейства бобовых.

Фото: Мария Желиховская

Но все же главные и самые тиражируемые символы Дня мертвых — это художественное изображение черепа, которое называют калавера, и Катрина, скелет в женском платье и шляпе. У этих образов, считающихся народными, на самом деле есть автор — мексиканский художник-карикатурист Хосе Гуаделупе Посада. Именно он превратил изображение скелета в произведение искусства, рисуя для журналов и газет калаверы в образах людей, в том числе политиков. В 1910 г. Посада напечатал литографию под названием La Calavera Garbancera — «Элегантный скелет». Рисунок изобличал даму, стесняющуюся своих индейских корней, одетую по французской моде и с обильным гримом, чтобы казаться белее.

В 1948 г. Диего Ривера, считавший Посаду своим вдохновителем, написал свою знаменитую фреску «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда», посвященную колониальной истории Мексики, на которой процитировал сатирический рисунок Посады, дав его героине имя La Catrina (на сленге того времени — название дорого одетого богача). С тех пор Катрина и калавера стали одними из самых популярных образов мексиканской идентичности.

Несмотря на то, что главная традиция Дня мертвых — посещение кладбища, которое превращается в вечеринку, в разных штатах и городах существуют свои обычаи. В Мехико с недавних пор проводят карнавал, а в университетском городке сооружают самый большой в стране алтарь и славят местного индейского святого, ребенка-пилигрима Niño Pa . Оахака славится традицией calenda — уличным шествием с куклами-марионетками, танцорами и музыкой. В Мичоакане танцуют La Danza de los Tecuanes — «Танец ягуаров», изображающий охоту на этих животных, и La Danza de los Viejitos — «Танец маленьких старичков», в котором одетые под стариков подростки сначала ходят, согнув спину, а затем неожиданно подпрыгивают и начинают энергично двигаться. А индейцы пурепеча, населяющие северо-запад этого штата, готовятся к празднику за несколько недель: молодые парни, tatakeres , отправляются, нередко нелегально, на плантации выкапывать бархатцы или в лес — рубить деревья для сооружения алтарей на деревенских площадях. В городке Сан-Мигель-Де-Альенде, штат Гуанахуато, проводят красочный четырехдневный фестиваль La Calaca , посвященный черепам, а в Гвадалахаре устраивают фестиваль на кладбище Белен и кажется, что все до единой местные жительницы одеваются Катринами! В Чьяпасе в деревне Сан-Хуан-Чамула, где живут индейцы цоцили, наименее ассимилировавшиеся после конкисты, устраивают фестиваль K’Anima , во время которого местные жители звонят в церковный колокол, веря, что этим привлекают души умерших, а затем отправляются на кладбище играть на арфах и гитарах. В Сан-Себастьяне, штат Юкатан, устраивают фестиваль Mucbipollo — так называют цыпленка, приготовленного в земляной печи в соусе из помидоров и кукурузной муки.

Но самый экстравагантный обычай практикуют в городке Помуч в штате Кампече, который населяют индейцы майя. Здесь через три-четыре года после похорон покойников вынимают из могил, а накануне праздника в буквальном смысле моют им кости. На это занятие уходит почти сутки, затем останки складывают в деревянные ящички и несут на кладбище, где для их хранения есть специальное место. В День мертвых их вынимают, выкладывают на алтарь, завернутые в салфетки с красиво вышитыми узорами и именами усопших, и ставят рядом подношения.

Фото: Мария Желиховская

Минула полночь, но веселье на кладбище не утихало. Все-таки мексиканский синкретизм работает удивительным образом. Традиционное испанское стоическое отношение к смерти, концепция печали земного существования и пользы страдания здесь так и не прижились. Даже умерших близких мексиканцы называют уменьшительно-ласкательно — muertitos . В стране, где не сработала инквизиция, не принято вызывать смерть на поединок; здесь скорее потреплют ее по плечу, выпьют с ней текилы и пойдут дальше радоваться жизни.

Гости приходили и уходили, и могила отца нашего приятеля обросла горкой пластиковых тарелок и стаканчиков. Плиты ограждали друг от друга лишь бордюрные камни, и это создавало впечатление большого общего застолья. Вдоль дорожки, неистово визжа, катались на роликах дети, малопонятная испанская речь сливалась с музыкой, и в какой-то момент я обнаружила, что притопываю в такт. Отец, шутивший всегда и при любых обстоятельствах, наверняка потрепал бы меня за шею и улыбнулся. И вообще уже казалось, что оба они — и отец нашего приятеля, и мой собственный — должны сидеть где-то рядом. За соседним «столом». Пить пиво, шутить, смеяться и не бояться языкового барьера.

И на душе вдруг стало неожиданно легко.