Пушкин А.С. Борис Годунов. Что такое совесть? Они любить умеют только мертвых

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе. Не так ли

Мы смолоду влюбляемся и алчем

Утех любви, но только утолим

Сердечный глад мгновенным обладаньем,

Уж, охладев, скучаем и томимся?..

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать –

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожат сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком –

Как буря, смерть уносит жениха…

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства

Меня, меня, несчастного отца!..

Кто ни умрет, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу,

Монахиню смиренную… Все я!

Ах! Чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда – беда! Как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах.

И рад бежать, да некуда… ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

Советы к выразительному чтению

1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным.

2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический а к ц е н т (у д а р е н и е). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом.

3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную и н т о н а ц и ю (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö , хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.

4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания.

Совет мастера

«Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставить вас постоянно думать о том, что вы говорите…»

/К.С.Станиславский. Работа актера над собой/


Приложение 3. Общие правила речи в фольклоре

(по пословицам и поговоркам)

Задание 48. Изначально правила речи даны в фольклоре, а именно в пословицах и поговорках. Эти правила каждый человек постигает еще в детстве, но соблюдает или нарушает затем всю свою жизнь. Соблюдение этих правил регламентирует не только бытовую жизнь человека, но и его деловые отношения, они значимы для любой сферы общения.

Прокомментируйте пословицы, взятые из сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля (М., 1989, т. I, с. 355-364), сформулировав: Какие правила, советы, рекомендации можно вывести из данных пословиц о языке – речи – слове?

Приведенные пословицы разделены на группы:

А. Пословицы со словом язык ;

Б. Пословицы со словом слово ;

В. Пословицы со словом речь ;

Г. Пословицы, где не употребляются слова язык – слово – речь , но в них говорится о речевых действиях и правилах.

Мал язык – горами ворочает. Языком что рычагом.

Язык – стяг, дружины водит. Язык царствами ворочает.

Язык поит и кормит, и спину порет.

Язык до Киева доведет (и до кия, и до побоев)

Не спеши языком, торопись делом.

Языком не торопись, а делом не ленись

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Язык болтает, а голова не знает.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Язык мой – враг мой.

Язык до добра не доведет.

Язык ворочается, говорить хочется.

Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, слово режет.

В прохладе живем: язык болтает, и ветерок продувает.

Сболтнул бы коток, да язык короток (т.е. нет воли).

Не пройми копьем – пройми языком!

Что на уме, то и на языке.

От одного слова да навек ссора.

Для красного словца не пожалеет ни мать, ни отца.

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Хорошее слово – половина счастья.

Он спроста не говорит: растопырит слово что вилы, да молчит.

Слово не стрела, а пуще стрелы (разит).

Иное слово пропуская мимо ушей.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово слово родит, третье само бежит.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Во многословии не без пустословия.

Красна речь слушанием.

Речист, да на руку нечист.

Короткие речи и слушать неча.

Хороший рассказчик – плохой приказчик

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

Говори с другими поменьше, а с собою побольше.

Скоро говорится, да не скоро делается.

Нечего про то и говорить, чего в горшке не варить.

Говорит направо, а глядит налево.

Сказал красно – по избам пошло, а смолчится – себе пригодится.

Говорил бы много, да сосед у порога.

Есть что слушать, да нечего кушать.

Умел сказать – умей и ответ держать.

Во хмелю что хошь намелю, а проснусь - отопрусь.

Говоришь по совету, а выйдет всему свету.

Сколько ни говорить, а с разговору сыту не быть.

У кого что болит, тот про то и говорит.

На чужой роток не накинешь платок.

Чье правое дело, тот говори смело.

Звонко занес, да куда-то вынесешь! Звонко поешь, да где-то сядешь!

Можно ли сказать, что слова язык – слово – речь употреблены здесь в синонимических значениях? Если да, то каких?

Задание 49. Можно ли систематизировать правила ведения и построения речи по данным пословиц и поговорок? Такую попытку предпринял академик РАО, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Ю.В.Рождественский. Пословицы и правила, выводимые из них, оказались поделенными на четыре тематические группы. Попробуйте самостоятельно выводить правила из пословиц в правой стороне таблицы.

Пушкин Александр Сергеевич
«Борис Годунов»

я!

Ах! чувствую: ничто не может нас


Среди мирских печалей успокоить;


Ничто, ничто... едина разве совесть.


Так, здравая, она восторжествует


Над злобою, над темной клеветою – –


Но если в ней единое пятно,


Единое, случайно завелося;


Тогда – беда! как язвой моровой


Душа сгорит, нальется сердце ядом,


Как молотком стучит в ушах упрек,


И всё тошнит, и голова кружится,


И мальчики кровавые в глазах......


И рад бежать, да некуда.... ужасно!


Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ.


МИСАИЛ И ВАРЛААМ, БРОДЯГИ-ЧЕРНЕЦЫ; ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ МИРЯНИНОМ; ХОЗЯЙКА

Х о з я й к а.


Чем-то мне вас подчивать, старцы честные?

В а р л а а м.


Чем бог пошлет, хозяюшка. Нет ли вина?

Х о з я й к а.


Как не быть, отцы мои! сейчас вынесу.

М и с а и л.


Что ж ты закручинился, товарищ? Вот и граница Литовская, до которой так хотелось тебе добраться.

Г р и г о р и й.


Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен.

В а р л а а м.


Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил, да я грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли; всё нам равно, было бы вино.... да вот и оно!...

М и с а и л.


Складно сказано, отец Варлаам.

Х о з я й к а (входит).


Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье.

М и с а и л.


Спасибо, родная, бог тебя благослови.

(Монахи пьют; Варлаам затягивает пecню: Как во городе было во Казани...)

В а р л а а м (Григорию).


Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?

Г р и г о р и й.


М и с а и л.


Вольному воля....

В а р л а а м.


А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку.... Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых

КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ

МИСАИЛ И ВАРЛААМ, бродяги-чернецы; ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ
мирянином; ХОЗЯЙКА.

Чем-то мне вас потчевать, старцы честные?

Чем бог пошлет, хозяюшка. Нет ли вина?

Как не быть, отцы мои! сейчас вынесу.

Что ж ты закручинился, товарищ? Вот и граница литовская, до которой так хотелось тебе добраться.

Григорий.

Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен.

Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил, да я, грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: всё нам равно, было бы вино... да вот и оно!..

Складно сказано, отец Варлаам.

Хозяйка (входит) .

Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье.

Спасибо, родная, бог тебя благослови.

(Монахи пьют; Варлаам затягивает песню:
Как во городе было во Казани...)

Варлаам (Григорию) .

Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?

Григорий.

Вольному воля...

А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку...

Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить, как мы, милости просим - нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ.

Григорий.

Пей да про себя разумей, отец Варлаам! Видишь, и я порой складно говорить умею.

А что мне про себя разуметь?

Оставь его, отец Варлаам.

Да что он за постник? Сам же к нам навязался в товарищи, неведомо кто, неведомо откуда,- да еще и спесивится; может быть, кобылу нюхал...

(Пьет и поет: Молодой чернец постригся.)

Григорий (хозяйке) .

Куда ведет эта дорога?

В Литву, мой кормилец, к Луёвым горам.

Григорий.

А далече ли до Луёвых гор?

Недалече, к вечеру можно бы туда поспеть, кабы не заставы царские да сторожевые приставы.

Григорий.

Как, заставы! что это значит?

Кто-то бежал из Москвы, а велено всех задерживать да осматривать.

Григорий (про себя) .

Вот тебе, бабушка, Юрьев день.

Эй, товарищ! да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка, дело, брат, дело! у всякого свой обычай; а у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим.

Складно сказано, отец Варлаам....

Григорий.

Да кого ж им надобно? Кто бежал из Москвы?

А господь его ведает, вор ли, разбойник - только здесь и добрым людям нынче прохода нет - а что из того будет? ничего; ни лысого беса не поймают: будто в Литву нет и другого пути, как столбовая дорога! Вот хоть отсюда свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякий мальчишка доведет до Луёвых гор. От этих приставов только и толку, что притесняют прохожих да обирают нас бедных. (Слышен шум) . Что там еще? ах, вот они, проклятые! дозором идут.

Григорий.

Хозяйка! нет ли в избе другого угла?

Нету, родимый. Рада бы сама спрятаться. Только слава, что дозором ходят, а подавай им и вина, и хлеба, и неведомо чего - чтоб им издохнуть, окаянным! чтоб им...

(Входят приставы.)

Здорово, хозяйка!

Добро пожаловать, гости дорогие, милости просим.

Один пристав (другому) .

Ба! да здесь попойка идет; будет чем поживиться. (Монахам) . Вы что за люди?

Мы божии старцы, иноки смиренные, ходим по селениям да собираем милостыню христианскую на монастырь.

Пристав (Григорию) .

Наш товарищ...

Григорий.

Мирянин из пригорода; проводил старцев до рубежа, отселе иду восвояси.

Так ты раздумал...

Григорий (тихо) .

Хозяйка, выставь-ка еще вина - а мы здесь со старцами попьем да побеседуем.

Другой пристав (тихо) .

Парень-то, кажется, гол, с него взять нечего; зато старцы...

Молчи, сейчас до них доберемся.- Что, отцы мои? каково промышляете?

Плохо, сыне, плохо! ныне христиане стали скупы; деньгу любят, деньгу прячут. Мало богу дают. Прииде грех велий на языцы земнии. Все пустилися в торги, в мытарства; думают о мирском богатстве, не о спасении души. Ходишь, ходишь; молишь, молишь; иногда в три дни трех полушек не вымолишь. Такой грех! Пройдет неделя, другая, заглянешь в мошонку, ан в ней так мало, что совестно в монастырь показаться; что делать? с горя

и остальное пропьешь; беда да и только.- Ох плохо, знать пришли наши последние времена...

Хозяйка (плачет) .

Господь помилуй и спаси!

(В продолжение Варлаамовой речи первый пристав
значительно всматривается в Мисаила.)

Первый пристав.

Алеха! при тебе ли царский указ?

Подай-ка сюда.

Что ты на меня так пристально смотришь?

Первый пристав.

А вот что: из Москвы бежал некоторый злой еретик, Гришка Отрепьев, слыхал ли ты это?

Не слыхал.

Не слыхал? ладно. А того беглого еретика царь приказал изловить и повесить. Знаешь ли ты это?

Пристав (Варлааму) .

Смолоду знал, да разучился.

Пристав (Мисаилу) .

Не умудрил господь.

Так вот тебе царский указ.

На что мне его?-

Мне сдается, что этот беглый еретик, вор, мошенник - ты.

Я! помилуй! что ты?

Постой! держи двери. Вот мы сейчас и справимся.

Ах, они окаянные мучители! и старца-то в покое не оставят!

Кто здесь грамотный?

Григорий (выступает вперед) .

Я грамотный.

Вот на! А у кого же ты научился?

Григорий.

У нашего пономаря.

Пристав (дает ему указ) .

Читай же вслух.

Григорий (читает) .

«Чюдова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянный Гришка, к границе литовской...»

Пристав (Мисаилу) .

Как же не ты?

Григорий.

«И царь повелел изловить его...»

И повесить.

Григорий.

Тут не сказано повесить .

Врешь: не всяко слово в строку пишется. Читай: изловить и повесить.

Григорий.

«И повесить. А лет ему вору Гришке отроду... (смотря на Варлаама) за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое...»

(Все глядят на Варлаама.)

Первый пристав.

Ребята! здесь Гришка! держите, вяжите его! Вот уж не думал, не гадал.

Варлаам (вырывая бумагу) .

Отстаньте, сукины дети! Что я за Гришка?- как! 50 лет, борода седая, брюхо толстое! нет, брат! молод еще надо мною шутки шутить. Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит. (Читает по складам) . «А лет ему от роду... 20».- Что, брат? где тут 50? видишь? 20.

Второй пристав.

Да, помнится, двадцать. Так и нам было сказано.

Первый пристав (Григорию) .

Да ты, брат, видно забавник.

(Во время чтения Григорий стоит потупя голову,
с рукою за пазухой.)

Варлаам (продолжает) .

«А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Да это, друг, уж не ты ли?

(Григорий вдруг вынимает кинжал: все перед ним
расступаются, он бросается в окно.)

Приставы.

Держи! держи!

(Все бегут в беспорядке.)

Совесть - это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое; это тот внутренний голос, который помогает нам на основе имеющихся у нас общих нрав­ственных представлений принять решение в той или иной конкретной ситуации.

Только совесть может как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с кон­кретной ситуацией конкретного человека./ Виктор Франкл .
Мы часто называем совесть «силой «. Когда мы следуем своей совести, поступая хорошо и не поступая дурно, эта сила увеличивается. Когда мы чувствуем искушение поступить неправильно, совесть останавливает нас. Вот почему мы говорим, что не можем идти против совести. Однако если мы нарушаем ее запрет, что сила высвобождается и превращается в вину. Чем сильнее наша совесть, тем больше чувство вины, если мы нарушим ее запрет. Но когда мы идем против совести, она постепенно слабеет, так что даже если мы знаем, что по­ступаем плохо, совесть ставит перед нами все более слабые барьеры, и мы с каждым разом чувствуем все меньше вины. В целом чувство вины - это здоровое чувство. Если мы поступаем заведомо плохо, то возникающее при этом чувство вины - знак психологического здоровья. Если мы сунем руку в огонь, нам будет больно. Боль говорит нам, что нужно вытащить руку из огня, подставить под холодную воду и больше не лезть в пламя. Хотя ощущение боли нам неприятно, но неспособность ее почувствовать очень опасна. Вина — это боль, которую ощущают наша душа и совесть, когда мы плохо поступаем. Человек, не знающий чувства вины, может совершить страшные преступления, даже не осознав этого. Чувство вины, так же как и чувство боли, - наш друг, потому что преду­преждает нас, когда мы идем в неверном направлении.

Ах! чувствую: ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно, единое, случайно завелося;

Тогда - беда! как язвой моровой Аута сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек, и все тошнит, к голова кружится,

И мальчики кровавые в главах… И рад бежать, да некуда… ужасно.

Аа, жалок тот, в ком совесть нечиста!

А. С. Пушкин. «Борис Годунов».

Нет такого человека, который хотя раз в жизни не испытал мук совести. Что же такое совесть и откуда она берется? Тот факт, что все люди обладают совестью, говорит о том, что она является проявление всеобщего закона, того самого «закона человеческой природы», о котором говорил К. С. Льюис (мы обсуждали это в главе «Природа человека»). Все мы знаем о законах природы; нам из­вестны также законы, по которым существует человеческое сообщество - последние обычно бывают записаны, отражены в конституциях и различных законодательных актах, в соот­ветствии с ними строится вся жизнь страны. Совесть же является как бы неписаным зако­ном, существующим в нашей собственной душе. Причем обычно мы склонны гораздо больше полагаться на этот внутренний нрав­ственный чакон, чем на какие-то офици­ально установленные предписания. Дей­ствительно, в ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писаным законам и правилам. Ведь за всяким пре­ступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей может обер­нуться против невиновных. Совесть же содержит в себе вечный и неизменный нравственный закон. Поэтому нормаль­ные отношения между людьми возмож­ны только до тех пор, пока люди не утра­тили в себе совесть.

Нравственность коренится в религии. Внутренний свет, в котором совершает­ся различение добра и зла в человеке, исходит от Источника света. В совести своей, необманной и нелицеприятной, столь загадочно свободной от естественного человеческого себялюбия, человек ощущает, что Некто совестъ, совс-даегп вместе с ним его дела, творит суд сбой, всегда его видит. / С. Н. Булгаков. «Свет невечерний «

Если мы попробуем понять, как „ совесть соотносится с другими чертами нашей личности - разумом, чувствами и волей, то увидим, что она является чем-то большим, чем просто проявлением одной из этих душевных способностей человека, стоит как бы над ними. Так, наш разум может расценить тот или иной поступок как умный или глупый, целе­сообразный или нецелесообразный, выгод­ный или невыгодный. Однако что-то побуж­дает разум помимо этого логического анализа наших собственных или чужих поступков давать им нравственную оценку. Вследствие этого мы чувствуем понуждение избрать тот путь, который может быть неприятен или невы­годен нам самим. Не в этом ли проявляется не­зависимое действие совести на наш разум? Точно так же воля сама по себе - это спо­собность человека желать чего-то и прикла­дывать усилия для достижения желаемого. Однако эта способность может проявляться по-разному, в том числе и в направлении зла. Сколько мы знаем очень волевых и целеустремленных преступников! Значит, опять-таки совесть контролирует нашу волю, побуждая ее выражать себя в соответствии с требованиями нравственности. То же самое можно сказать и о чувствах. Все мы стремимся к приятным ощущениям и хотели бы избежать неприятных. Если же мы поступаем вопреки своей совести, то это ведет к душевным мукам - переживаниям, которые мы, может быть, и хотели бы, да не в силах подавить. То есть и в этой сфере совесть на­правляет наши чувства, а не наоборот. Итак, не следует ли пришить, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волей и чувствами, хотя и заключенной в нем?

Совесть как критерии добра и зла.

Иногда люди думают, что все нравственные проблемы были бы решены, если бы все просто поступали по совести. Однако развитие чувства совести в значительной степени зависит от вос­питания, образа жизни и других внешних об­стоятельств, и поэтому совесть у людей бывает разная. Например, на формирование нашей системы нравственных ценностей большое влияние оказывает та культура, в которой мы живем. Так, для иудеев и мусульман есть сви­нину означает идти против совести, потому что это запрещено их религиями. Но они спо­койно едят говядину, приготовленную долж­ным образом. Однако корова - священное животное для индусов, и. следуя своему пони­манию совести, они не могут причинить ей никакого вреда. Для джайнов, приверженцев другой индийской религии, любая жизнь настолько священна, что они стараются не повредить даже корней тех растений, которые они употребляют в пишу. С другой стороны, большинство христиан имеют мало пищевых запретов (или вообще никаких) и едят любое мясо без всяких угрызений совести. Другой момент, о котором необходимо по­мнить, выбирая совесть как критерий добра и зла — это понимание того, что формирование совести в человеке не происходит автоматиче­ски. В значительной степени то, какой будет наша совесть, зависит от нас самих. Часто в спорах о нравственности люди спрашивают: «Всегда ли нужно поступать по совести?» Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Во-первых, не следует поступать заведомо дурно. Однако иногда, говоря: «Я поступаю по совести», мы имеем в виду: «Это можно сделать, потому что, поступая таким образом, я не чувствую вины». Например, часто мы не видим ничего плохого в том, чтобы списать у соседа по парте контрольную работу. В такой ситуации мы просто оправдываем себя, поступая так, как нам хочется, а вовсе не вы­носим настоящее нравственное суждение. Так что вторая часть ответа заключается в следую­щем: мы должны быть уверены, что мы пра­вильно формируем свою совесть, и только в этом случае мы можем всегда следовать ей. Ведь часто люди считают, что поступают по совести, не потрудившись сформировать ее.

Совесть без Бога есть ужас, она может за­блудиться до самого безнравственного./ Ф. М. Достоевский .
Почему же совесть не может быть абсолют­ным мерилом добра и зла? Мы уже обсуждали, что в каждом человеке присутствует как доб­рое, так и злое начало. И поэтому порой мы можем попасть под влияние нашего эгоистич­ного «я», нашего собственного «мистера Хай­да». (Помните отрывок о докторе Джекилле и мистере Хайде?) А это может оказать влияние и на нашу совесть, и тогда уже она будет мол­чать в ситуациях, когда нас нужно было бы остановить. Совесть «может заблудиться», если ею не руководят высшие, абсолютные нравст­венные принципы. Эти универсальные цен­ности существуют, и они разделяются всеми людьми просто в силу того, что они люди. Примером этого является уже обсуждавшееся нами Золотое правило этики, к пониманию которого независимо пришли люди разных культур и эпох. И если мы будем осознанно формировать свою совесть в соответствии с этими принципами, то она станет нашим надежным помощником во всех сложных жизненных ситуациях. Итак, для того чтобы мы могли быть увере­ны в своей совести, необходимо правильно ее формировать. В противном случае могут исказиться и характер человека, и испытывае­мое им чувство вины.

ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА Патриарх, игумен Чудова монастыря. Патриарх И он убежал, отец игумен? Игумен Убежал, святый владыко. Вот уж тому третий день. Патриарх Пострел, окаянный! Да какого он роду? Игумен Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей. Смолоду постригся неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей чудовской братии, а я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному; и был он весьма грамотен; читал наши летописи, сочинял каноны святым; но, знать, грамота далася ему не от господа бога... Патриарх Уж эти мне грамотеи! что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах он, сосуд диавольский! Однако нечего царю и докладывать об этом; что тревожить отца-государя? Довольно будет объявить о побеге дьяку Смирнову али дьяку Ефимьеву; эдака ересь! буду царем на Москве!.. Поймать, поймать врагоугодника, да и сослать в Соловецкий на вечное покаяние. Ведь это ересь, отец игумен. Игумен Ересь, святый владыко, сущая ересь. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ Два стольника. Первый Где государь? Второй В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном. Первый Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи.- Всe ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он? Второй Вот он идет. Угодно ли спросить? Первый Как он угрюм! Уходят. Царь (входит) Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся?.. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной - Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать - Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы - Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком - Как буря, смерть уносит жениха... И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную... все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. - Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда - беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.