Хореография в детском саду «Развитие XXI век»: увлекательное и полезное занятие. Хореография для малышей

Жизнь современных детей насыщена до предела, как в известном стихотворении: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Только вот дисциплины теперь совсем другие: иностранный язык, компьютер, этикет. В общем, переполненную детскую голову необходимо «разгрузить», а делать это лучше всего, как учил великий физиолог Иван Павлов, с помощью активных движений. Здесь на помощь приходит универсальный вариант – хореография. Хореография – это общее понятие. Подобные занятия включают в себя целый комплекс дисциплин, в который входят элементы ритмики и гимнастики; упражнения, развивающие слух, игры, танцы. Введение в детском саду дополнительной образовательной услуги «Хореография» имеет своей целью: всестороннее развитие гармоничной личности, формирование эстетического вкуса средствами хореографического искусства. Занятия хореографией в дошкольном учреждении это:
1. Ознакомление детей с основами классической хореографией;
2. Изучение народных танцев;
3. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
4. Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, пластики);
5. Развитие музыкальности, артистичности, и эмоциональной выразительности;
6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Моя задача как хореографа – прививать детям теоретические и практические навыки по овладению искусством танца.
Известно, что первое впечатление оставляют наиболее яркий свет в психике воспитанников и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход обучения, а следовательно, и решающим для успеха обучения. Если на первом занятии допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на занятиях хореографией:
Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,
Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,
Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использования минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетании.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и не осознано. При изучении материала следует как можно чаще менять построение детей в зале.
Например, через каждые 3-4 движения дети, стоящие в первой линии, переходят в последнюю(«едут на камчатку»), соответственно вторая линия становится первой и т. д. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.
Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение исполненное многократно становится простым и доступным. Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь. Чем большее число танцевальных движений и комбинаций освоено, тем лучше развита мышечная память. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве сценической площадки.
Занятие хореографией – основа для развития всех видов детского творчества. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 27» города Лениногорска «Лениногорского муниципального района » Республики Татарстан

Методическое пособие

Взойдёт солнце – и цветок потянет лепестки к нему…»

Введение

Хореографическое искусство – массовое искусство, оно доступно всем, детям дошкольного возраста. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию воспитанники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление воспитанников с классическими балетами, современной музыкой и постановками крупных балетмейстеров; с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.

Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчинённых общему ритму, воплощённому в завершённую художественную форму. Каждое хореографическое произведение требует от ребёнка эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Педагог-хореограф должен научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности детей; он постоянно должен помнить, что выполнение задач, поставленных перед современной хореографией, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.

Задачи педагога-хореографа – выявление, раскрытие и развитие специальных (хореографических) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника.

Pas de deux (па дэ дэ) - танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы

Pas de quatre (па де катр) – танец четырех исполнителей, классический квартет

Pas de trios (па де труа) – танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика

Passe (пассэ) – от гл. проводить, проходить; связующее движение, проведение или переведение ноги

Petit battement (пти батман) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги. Petit – маленький

Pirouette (пируэт) - юла, вертушка; быстрое вращение на полу

Plie (плие) – приседание

Pointe (пуантэ) - пуант, носок, пальцы

Port de bras (пор дебра) – упражнение для рук, корпуса, головы: наклоны корпуса, головы

Preparation (препарасион) – приготовление, подготовка

Releve (релевэ) – от гл. приподнимать, возвышать; подъем на пальцы или на полупальцы

Releve lent (релевэ лян) – медленный подъем ноги на 900

Renverse (ранверсэ) – от гл. опрокидывать, переворачивать; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте

Rond de jambe en l air (рон же жамб ан лер) - круг ногой в воздухе. Rond – круглый. Jambe – нога. L’air –воздух

Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу. Terre – земля

Saut de basque (со де баск) – прыжок басков; прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе

Saute (сотэ) – прыжок на месте по позициям

Sissonne (сисон) – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого

Sissonne fermee (сисон ферме) – закрытый прыжок. Fermee – от гл. закрывать

Sissonne ouverte (сисон уверт) – прыжок с открыванием ноги. Ouverte – открытый

Sissonne simple (сисон семпль) – простой прыжок с двух ног на одну. Simple – простой; простое движение

Soutenu (сутеню) – от гл. выдерживать, поддерживать, втягивать

Sur le cou - de - pied (сюр ле к у де пье) – положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги

Temps leve – временно поднимать

Temps leve sautee (там левэ сотэ) – прыжок по первой, второй или пятой позиции или из пятой позиции на одну и ту же ногу

Temps lie (там лие) – связанное во времени; связующее, плавное, слитное движение

Tire - bouchon (тир бушон) – закручивать, завивать; в этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Tour (тур) – поворот

Tour chaine (тур шенэ) – сцепленный, связанный, цепь кружков, быстрые повороты, следующие один за другим. Сhaine – цепочка

Tour en l air (тур ан лэр) – воздушный поворот, тур в воздухе

En tournant (ан турнан) – от гл. Вращать; поворот корпуса во время движения

Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах

Координация – соответствие и согласование всего тела

при построении урока народного танца

Воспитание исполнителя народного танца – процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок народного танца должен быть методически выстроен.

Важным в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца.

1. Соблюдать принцип «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, принцип индивидуального подхода.

2. Танец, как дом, складывается из кирпичиков – этюдов, отдельных движений. Каждое новое движение должно разучиваться лицом к станку. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определенную нагрузку на мышцы, суставы, связки.

3. При составлении урока необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в зале и многое другое, что может повлиять на состояние ребенка.

4. Каждый урок может включать 1-2 новых упражнений (I и II младшая группы) и 3-4 в подготовительной группе, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими; упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т. п.

5. Приступая к построению урока, педагогу необходимо поставить перед собой вопросы: Что нужно разучить? Какие упражнения следует дополнить или усложнить, а что из ранее пройденного материала – отработать? Заменяя одну-две комбинации на новые, дополняя или усложняя еще 3-4 комбинации и оставляя без изменения, но, закрепляя (отрабатывая) остальные можно получить хороший результат, сохранив при этом интенсивность проведения занятия.

6. При проведении урока, педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка.

7. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата детей. Это особенно важно учитывать при проведении занятия в зимнее время.

8. Слишком высокий темп проведения занятий, большое число повторений комбинаций также недопустимы, т. к. это может привести к перегрузкам тех или иных групп мышц, а порой – к их заболеванию. Для того чтобы освободить мышцы, достаточно сменить одно упражнение на другое.

9. Разнообразие предлагаемого материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный аппарат – залог успешного проведения урока и достижения главной цели – формирования необходимых исполнительских навыков.

10. В I-II младшей группах танец должен включать 3-4 движения, средней – 4-5, старшей – 5-6, подготовительной - 6-8. нагрузку можно увеличивать по мере укрепления физического аппарата детей.

11. Помнить, что важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Хорошее музыкальное сопровождение помогает развить у детей не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

по подбору репертуара народного хореографического коллектива

1. Основой репертуара детских хореографических коллективов являются народные танцы. Создавая их, руководитель должен учитывать возрастные особенности детей.

2. Работая над постановкой народных танцев, педагог должен находить такие формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста и одновременно сохраняли черты настоящего народного искусства.

3. С детьми необходимо работать вдумчиво, требовательно, систематически, не забывая, что в работе хореографа не бывает мелочей.

4. Готовясь к занятиям, педагог подбирает такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения, как по своему содержанию, так и по характеру.

5. Сложные движения следует использовать так, чтобы они были естественной кульминацией танца, а не выглядели бы искусственно, оторвано от характера постановки.

6. Простота рисунка, жизнерадостность, живая и веселая музыка соответствует требованиям репертуара детских кружков. «Полька» хорошо усваивается детьми I, II младшей групп, «Кадриль» - средней группы, «Краковяк » и «Мазурку» исполняют дети старшего возраста, «Вальс», танцы в быстром темпе – только хорошо подготовленные дети.

7. Художественный материал для эстетического воспитания должен отображать жизнь, близкую и понятную детям. Танцы должны напоминать увлекательную игру.

8. Одной из важных задач детских хореографических коллективов является показ нашей действительности, создания образов российских детей. Достижению этой цели способствует работа над постановками тематических и сюжетных танцев («Счастливое детство», «Добрый день», «Пусть всегда будет солнце», «Я помогаю маме», «Я люблю свою лошадку» и др.).

9. Для решения задач национального воспитания в репертуар должны входить танцы народов, населяющих Республику Татарстан (русские, татарские, чувашские, мордовские), являющиеся составляющей национальных праздников («Сабантуй», «Масленица», «Рождество», «Новый год»).

10. Для решения задач познавательного характера в репертуар должны входить танцы из цикла «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».

11. Сюжетами народных танцевальных постановок могут быть использованы сказки, картины художников, песни, басни, рассказы, стихотворения как классиков, так и современных авторов. Но не следует забывать об условности хореографического искусства, ведь не все конкретные жизненные явления можно передать языком танца. Смело решая новые задачи, изыскивая новые средства выразительности, постановщик должен всегда помнить, что главным мерилом творчества является художественная правдивость, четкое и ясное донесение до зрителя идейного произведения.

12. Детей всегда волнуют подвиги юных героев гражданской и Великой Отечественной войн, которые вместе с взрослыми защищали родную Отчизну. В танце эта тема также должна найти свое воплощение, но к ней нужно подходить очень осторожно, учитывая особенности детской психологии. При постановке таких танцев не следует забывать, что актерами здесь являются дети.

13. Хореографический спектакль, в котором действуют разнохарактерные образы, способствуют идейно-эстетическому воспитанию детей, расширяет их кругозор, производит яркое впечатление, как на участников спектакля, так и на детей-зрителей. Работа над сценическим образом, правдивым и выразительным, требует от участников сознательного и ответственного отношения к занятиям. Руководителю необходимо обдумать все мизансцены в постановках, а на репетициях, когда еще отсутствуют декорации, использовать разные предметы (столы, стулья и др.), которые помогут детям ориентироваться на сценической площадке.

14. Практическая работа над постановкой начинается с разъяснений руководителя, которые помогают юным исполнителям понять содержание танца, выяснить характеры действующих лиц, образы постановки и т. д. После беседы дети прослушивают музыкальное сопровождение. Только после этого руководитель переходит к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, указывая на характер их исполнения. Необходимо помнить, что построение композиции в целом, отдельные фигуры, рисунки, точность и выразительность движений являются средствами раскрытия содержания танца.

15. Основой учебной работы коллектива, стремящегося усвоить классику, является систематический классический тренаж. Начинать работу над классическим репертуаром нужно с более доступных упражнений, построенных на простых элементах классического танца, постепенно усложняя их, соответственно возрасту и технической подготовленности детей. Подбирая к репертуару классические произведения, необходимо учитывать и внешние данные детей. Недостатки фигуры неприметные в народных и современных костюмах, обязательно проявляются в костюмах, предназначенных для исполнения классических танцев (пачках).

16. Ошибаются те руководители, которые стремятся научить детей танцевать на пуантах, используют отдельные танцы из профессиональных балетов. На пуантах могут танцевать дети, обучающиеся в хореографических училищах и студиях классического танца.

Музыкальное сопровождение

Тесная связь двух видов искусства – музыки и танца – подтверждается историей векового развития мировой культуры.

В занятиях танцевального кружка важное место отводится музыке, которая положительно влияет на детей, помогает развивать их способности, раскрыть содержание танца.

1. Музыку нельзя рассматривать только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений.

2. Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки и давало бы возможность при разработке отдельных эпизодов увязывать действие и движения с музыкой.

3. Подбор музыки влияет на качество хореографической постановки, она может способствовать успеху или быть причиной неудачи.

4. Хореограф не должен требовать от концертмейстера изменения указанного в нотах темпа, нюансов, переставляя части музыкального произведения, добавлять аккорды для перехода от одной мелодии к другой. Музыку нужно исполнять так, как ее понимал композитор.

5. Для народных и классических танцев используют народную музыку, обработки народных мелодий, а также лучшие образцы отечественной и зарубежной классики, произведения советских композиторов.

6. Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. Музыка должна быть доступной и понятной детям по содержанию и форме. Движения, которые дети исполняют в сопровождении музыки, должны быть средством выразительности.

7. Экзерсис у станка и на середине зала можно проводить под музыкальную импровизацию. Импровизационная музыка должна точно соответствовать заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок, характер движений. Если, например, батман фондю исполняется в одной композиции с батман фраппе (ударный бросок в сторону), то ритмический рисунок музыкальной фразы будет разный по своему характеру: плавный, напевный при исполнении батман фондю и резкий, отрывистый при исполнении батман фраппе.

8. Музыка с определенным темпом, метром и ритмическим рисунком выражает и подчеркивает характерные особенности движений, помогает их исполнению.

Костюм

Костюм в детской художественной самодеятельности занимает важное место. Он не только украшает танец, помогает раскрыть его содержание, но также играет и познавательную роль. Ребенок знакомится с костюмами национальностей, населяющих Республику Татарстан и за ее пределами.

1. Костюм для народного танца должен сохранять детали национальной одежды – ее покрой, орнамент, вышивку, украшения и в то же время быть детским.

2. Не обязательно шить костюм из дорогой ткани, можно использовать и более скромную ткань, но главное, чтобы костюм был легким, удобным и красивым.

3. Не рекомендуется копировать костюмы артистов балета (пачки). Пачки – это профессиональный классический костюм, который подчеркивает безупречную выворотность ног, эластичный бальный шаг, постановку корпуса, головы и пр.

4. Особое внимание необходимо уделять головным уборам и прическам. Головной убор должен быть легким, небольшим и безусловно, соответствовать определенному народному костюму. Необходимо отказаться от больших кокошников и венков, а также громадных бантов.

5. Дети должны быть аккуратны и причесаны, лоб открытый, желательно без челки и завитушек.

6. Обувь для малышей: легкие туфли, чешки или тапочки, белые носки или гольфы.

7. Для старшей и подготовительной групп надевают туфли на небольшом каблучке. В классических танцах – балетные тапочки.

8. Народные костюмы можно заменить облегченной формой (юбочка, белая блузка с короткими рукавами пояс) добавив к ней элемент народного костюма – веночек, платочек, тюбетейка и т. д.

9. Украшает танец разнообразный реквизит: обручи, цветы, мячи, платочки, шарфы, венки, ленты, веера .

10. До выступления необходимо провести репетицию в костюмах, чтобы дети привыкли к ним и не растерялись во время выступления, а руководитель еще раз проверил, насколько аккуратно и хорошо одеты его воспитанники.

Организация работы в кружке (студии) народного танца

1. Руководитель танцевального кружка – это педагог, имеющий профессиональное хореографическое образование, воспитатель и организатор. Его пояснения должны быть простыми и доступными. Руководитель должен быть требовательным к себе, ведь каждое его слово, интонация, внешний вид, манера одеваться, двигаться, разговаривать имеет большое значение.

2. Ребенка легко обидеть нетактичностью, грубым словом. Доброжелательная обстановка во время занятий, основывающаяся на взаимной симпатии – залог творческого успеха в коллективе.

3. В начале учебного года (октябрь) проводится общее родительское собрание, на котором родителям объявляется об организации кружков. Родители оформляют документы по специальной форме: заявление на имя заведующей с указанием перенесенных заболеваний за последний год, состоит ли ребенок на «Д» учете, Ф. И.О., группу, домашний адрес и подписывает договор с администрацией ДОУ.

4. Заведующая и руководитель кружка знакомит родителей с условиями и правилами работы кружка, расписанием, формой одежды: для девочек – купальник (черный или белый), белая юбочка, для мальчиков – майка (белая футболка), шорты.

5. В соответствии с возрастом детей кружок делится на 4 группы: младшая (I и II младшая группы), средняя, старшая и подготовительная. В одной группе должно быть не более 20 человек. Желательно разделить детей на подгруппы не только по подгруппам, но и соответственно их технической подготовленности.

6. Для сводных танцев, в которых принимают участие 2 или несколько групп, рекомендуется проводить репетиции в день недели, который меньше всего насыщен подвижными занятиями (физкультурное, плавание, МРД), чтобы дети не были перегружены физическими нагрузками.

7. Занятия проводятся в зале, оборудованным так называемыми станками - двумя гладко отполированными круглыми палками в диаметре 5-7 см, закрепленными на стене металлическими кронштейнами. Расстояние от пола до нижней палки – 80 см, до верхней – 100 см, расстояние между кронштейнами – 2,5-3 м. станок служит детям опорой во время исполнения упражнений и при разучивании танцевальных элементов. Они держатся руками за станок, что помогает удержать корпус в равновесии.

8. Когда стоят лицом к станку, обе руки находятся на палке, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук свободно положены на палку (не обхватывая ее) против середины корпуса. Колени сильно вытянуты. Плечи свободно раскрыты и опущены. Мышцы живота подтянуты кверху настолько, чтобы корпус стал прямым, легким и стройным. Стоять у станка нужно на расстоянии согнутой и опущенной локте руки, свободная рука принимает подготовительное положение, ноги в соответствующей позиции, голова повернута от станка.

9. Когда правую руку раскрывают в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд устремлен на кисть руки; во вторую позицию – голову, поднимая, поворачивают направо, взгляд устремлен на кисть руки. Опуская руку в подготовительное положение – голову оставить в предыдущем положении. Когда руку поднимают через первую позицию в третью, слегка поднимая, поворачивают налево, взгляд устремлен на кисть руки; раскрывая руку во вторую позицию, голову поворачивают направо. Движения головы свободные, шея не напряжена.

10. Все движения обычно начинают исполнять с правой ноги, т. е. стоя левым плечом к станку и держась за палку левой рукой. Чтобы исполнить движения с другой ноги, нужно повернуться через левое плечо на 1800 и взяться за палку правой рукой.

11. Зал для занятий должен быть чистым, светлым, пол – деревянным. На каменном полу выполнять упражнения не разрешается.

12. Температура воздуха в зале должна быть 15-160. желательно установить в зале большие зеркала для того, чтобы дети, отрабатывая движения и следя за своим отражением, могли себя контролировать и исправлять ошибки.

13. До начала занятий помещение необходимо проветрить, пол чисто подмести, взбрызнуть водой, чтобы ноги не скользили, и не поднималась пыль.

14. Рояль (пианино) должен быть настроен и поставлен так, чтобы концертмейстер мог видеть детей. Кроме зала, необходимо иметь также отдельную комнату для переодевания детей.

15. На занятия дети должны приходить в специальной форме, что их дисциплинирует.

16. В каждом хореографическом кружке должен быть четко продуман и разработан план работы на год и на квартал (программы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»). В годовом плане учитывается общее содержание работы кружка в зависимости от тех мероприятий, которые намечено провести в течение года. В квартальном – указывается программный материал и конкретные сроки проведения намеченных в годовом плане мероприятий . Кроме того, к каждому занятию составляется поурочный план, в котором определяются основные задания в определенной последовательности (перечисляются упражнения и методы их усвоения).

17. Руководитель должен иметь специальный журнал, в котором записываются планы работы на год, полугодие, квартал и на каждое занятие; анкетные данные детей: фамилия, имя, домашний адрес, группа, воспитатели; краткое содержание проведенной работы.

18. В первых же занятий необходимо стремиться к тому, чтобы движения детей были осмысленными, чтобы дети создавали определенный образ в исполняемом мим танце. Дети должны понять, что только в результате старательных тренировок можно достичь успехов.

19. Большое внимание следует уделять работе рук во время исполнения каждого движения. Над этим нужно настойчиво работать и вырабатывать у детей привычку к координации движений. Только так можно достичь артистичности в исполнении движений.

20. Обстановка, в которой ребенок начинает работу в кружке, в значительной степени определяет его дальнейшее поведение. Пунктуальность начала занятий, привычка к тишине, при которой должны проходить занятия, исключает мысль о шалостях или каком-либо нарушении дисциплины.

21. Педагог должен заботиться о том, чтобы на занятиях было интересно и весело, чтобы между детьми не возникали ссоры.

23. Умелое планирование занятий и организации встреч детей младших групп со старшими, совместные творческие концерты, открытые занятия, творческие отчеты перед родителями, встречи с мастерами искусств – все это является залогом заинтересованности детей.

24. До тех пор, пока руководитель не убедится в том, что дети хорошо разучили танец, нельзя выводить их на сцену, так как это только повредит делу.

25. Работа в смешанных группах сложная: мальчики разучивают такие движения, которые не исполняют девочки, поэтому с ними приходится работать отдельно.

26. Прежде чем приступить с мальчиками к изучению присядок, сначала необходимо во всех упражнениях добиваться подтянутого корпуса и ровной спины. Подготовку нужно начинать с полуприседаний в I и II позициях лицом к станку, постепенно переходя к несложным присядкам: «жабка» и «мячик». Усвоив их у станка, можно переходить на середину зала. Во втором полугодии следует приступить к изучению более сложных присядок: простая присядка, присядка-разножка на каблуке во второй позиции.

27. Бывают случаи, когда ребенок, имеющий способности к танцам, не может сразу справиться с координацией движений тела. Он хорошо выполняет движения, а о музыке забывает. Если своевременно выяснить, в чем состоит затруднение, ошибку удастся исправить, и ребенок со временем станет хорошим танцором. Первоочередная задача руководителя – распознать в ребенке потенциальные возможности и помочь ему.

28. Детям, аккуратно посещавшим кружок, но затем длительное время по уважительным причинам отсутствовавшим на занятиях, нужно обязательно помочь догнать группу, чтобы они возвратившись в кружок, не чувствовали себя отстающими.

29. Для детей отстающих и особо талантливых планируются индивидуальные занятия.

30. Очень важно привлечь родителей к активной помощи руководителю. Они должны следить за посещением детей, за их успехами.

31. Желательно, чтобы руководитель кружка обязательно побывал дома у своих учеников и познакомился с их бытом. Это даст возможность правильно оценить поведение ребенка и при необходимости помочь ему в занятиях. И, конечно, необходима постоянная связь с воспитателями.

Этапы работы.

Этапы работы

I этап – подготовительный (I и II младшая группы)

II этап – основной (средняя и старшая группы)

III этап – этап совершенствования (подготовительная группа)

Занятия хореографией проводятся, начиная с I младшей группы, в каждой возрастной группе 2 раза в неделю, во второй половине дня, после дневного сна.

Длительность занятий составляет

В I младшей группе - 10 минут,

Во II младшей группе – 15 минут,

В средней группе - 20 минут,

В старшей группе - 25 минут,

В подготовительной группе – 30 минут.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

Музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

Пляски: парные народно-тематические;

Игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;

Хороводы;

Построения, перестроения;

Упражнения с предметам: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;

Задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.

В работе педагог использует различные методические приемы:

Показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

Выразительное исполнение движения под музыку;

Словесное пояснение выполнения движения;

Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

Творческие задания.

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого музыкально-ритмического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т. д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы музыкально-ритмическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

Первое занятие

Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное первое занятие. Назначить его можно только тогда, когда руководитель уверен, что у него все подготовлено для встречи с детьми.

1. Первое занятие обычно проводят так: детей приветливо встречают, выстраивают друг за другом и под музыку марша вводят в зал. Построив детей полукругом, руководитель здоровается с ними, четко и громко называет свое имя и отчество, отмечает в журнале присутствующих. С детьми средней, старшей и подготовительной групп педагог проводит краткую беседу и внешнем виде детей, о личной гигиене и одежде для занятий. После этого приступает к уроку.

2. Помнить, что задача педагога состоит в том, чтобы сплотить новичков в единый коллектив, привить им любовь к новому для них виду искусства, вызвать доверие к себе.

3. Знакомясь с каждым ребенком, руководитель выясняет, кто умеет танцевать, что именно и т. д. разговор он ведет спокойно, доброжелательно, привлекая к участию в беседе.

4. Затем начиная с левой ноги (в старших группах), дети маршируют на месте. Руководитель проверяет, умеют ли дети (в старших группах) поворачиваться вправо, влево и вокруг себя. Потом дети выстраиваются друг за другом, образуя большой круг, и двигаются против часовой стрелки, исполняя маршевый шаг. Шаг должен быть легким, с носка на всю ступню, носки слегка раскрыты в стороны. Корпус подтянут, плечи раскрыты и опущены. Руки опущены вдоль корпуса.

5. Для того, чтобы дети маршировали бодро, весело рекомендуется руководителю поставить перед ними определенную задачу. Так, например: «Мы готовимся к празднику 9 мая» и т. д. дети сразу подтягиваются, стараются маршировать лучше. Следует заметить, что каждое занятие необходимо начинать маршем и им заканчивать.

6. После марширования руководитель подводит детей к станку, объясняет им, как нужно стоять у него, причем каждому ребенку отводится постоянное место. Дети поворачиваются к станку спиной, и руководитель знакомит их с позициями ног: I, II, III, позднее с V и VI (IV позиция встречается очень редко и изучается значительно позднее). Изучается также поклон.

7. Затем дети становятся друг за другом и маршируют (со II младшей группы) по кругу, перестраиваясь по указанию педагога в двойки (средняя группа), тройки (старшая группа), четверки (подготовительная группа) в зависимости от возраста детей, размеров зала, и поворачиваются лицом к руководителю.

8. На середине зала изучают различные упражнения и несложные движения народного танца.

9. Занятие заканчиваются поклоном педагогу и концертмейстеру (если есть). Руководитель напоминает детям дату следующего занятия, и они организованно, под музыку марша, выходят из зала.

Ориентировочная схема занятий в студии (кружке)

1. К началу занятий дети переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются друг за другом в коридоре перед дверью зала. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу.

2. По спокойную музыку руководитель заводит в зал детей I и II младшей групп, расставляет их по местам. Дети средней, старшей, подготовительной групп под музыку марша, начиная с левой ноги, идут по кругу к станку, останавливаются, поворачиваясь к нему спиной, и исполняют поклон в сторону руководителя, затем поворачиваются лицом к станку и урок начинается.

3. После усвоения упражнений у станка (со средней группы) занятия проводят на середине зала.

4. Занятие продолжается маршировкой и организованного построения в колонны. С детьми средней, старшей, подготовительной групп проводят фигурное марширование (разные построения в круги, звездочки, линии, колонны и т. д.).

5. На середине зала повторяют ряд упражнений классического народного тренажа, а также танцевальные композиции, доступные для данной группы детей.

7. В завершающей части дети выполняют комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания (под спокойную музыку).

8. Всеобщее построение и поклон завершает занятие.

9. Под музыку марша дети выходят из зала.

Во время занятий руководитель должен требовать от детей четкого и выразительного исполнения движений, как во время тренировочных упражнений, так и в танцевальных постановках.

Создание танца

Многие музыкальные руководители самостоятельно создают интересные танцы. Между тем, они зачастую не могут практически воплотить свои замыслы в соответствующую форму.

1. Приступая к созданию того или иного танца, руководитель должен, прежде всего, выбрать интересный сюжет.

2. Если создается народный танец, необходимо сохранить его народный колорит в то же время подобрать такие формы и элементы движений, которые были бы доступны для исполнения детьми. Народный танец рекомендуется создавать с элементами игры.

3. Выбрав сюжет и определив характер танца, подбирают к нему музыкальное сопровождение. Замысел хореографического произведения, его содержание и настроение должны соответствовать музыке. Бывают случаи, когда неудачно подобранная музыка снижает качество хорошо задуманного танца.

4. Лучше всего подбирать для постановки законченное музыкальное произведение. При этом не рекомендуется увлекаться большим количеством разнообразных мелодий, так как это лишает музыкальное сопровождение единого содержания, необходимого для танца.

5. В каждой постановке должны быть предусмотрены такие разделы: завязка, развитие танцевального действия, кульминация танца и развязка.

6. После подготовительной работы постановщик приступает к созданию композиции танца – его рисунка и подбора движений. При этом нужно следить за тем, чтобы начало музыкальной фразы совпадало с началом нового построения. Это не значит, что построения должны меняться на каждую музыкальную фразу. Их смена зависит от замысла руководителя.

7. Работая над подбором соответствующего музыкального сопровождения, над общей композицией, нужно представлять себе будущий танец во всех его деталях: характер, развитие действия, отдельные построения, переходы, движения.

8. Различные фигуры (круг, звездочки, линии и т. д.) исполняются на 1-8 тактов, причем последние два такта, а иногда и целая музыкальная фраза могут служить перестроением к новой фигуре.

9. Каждый танец имеет определенную продолжительность. Так, танец одного-двух исполнителей длится около 2 минут, четырех-шести – 3-5 минут, массовый танец – 5-6 минут. Это нужно помнить в процессе работы над созданием танца, т. к. продолжительный танец утомляет зрителей и исполнителей, становится однообразным и неинтересным.

Постановка танца

1. Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно хорошо усвоить его содержание и характер, а также в совершенстве изучить все его движения.

2. Приступая к разучиванию народного танца, руководитель кратко рассказывает юным исполнителям его содержание, предлагает послушать музыку, показывает эскизы костюмы и оформления.

3. Только после этого можно приступить к постановке. Прежде всего, дети разучивают под музыку все движения, из которых состоит танец. Рекомендуется изучать движения сначала у станка, и уже потом, когда они усвоены, совершенствуют их на середине зала.

4. Если танцевальные движения сложны, лучше всего разучивать вначале движения ног, а затем постепенно отрабатывать их совместно с движениями рук, головы, корпуса.

5. Для одновременного и точного исполнения движений под музыку руководитель сначала громко и четко произносит «и» (счет последней восьмой такта), музыкальный руководитель начинает играть (или включается фонограмма), и дети исполняют предложенные движения.

6. Когда все движения танца изучены, можно приступать к разучиванию фигур и построений. Сначала разучивают вступление к танцу, затем одну-две фигуры (в зависимости от их сложности). Разучивание по частям повторяется два-три раза. В это время руководитель делает соответствующие замечания детям, исправляет их ошибки. Далее разучивают следующие фигуры, каждую отдельно.

7. Если одна часть танца очень сложна для исполнителей или очень проста, руководитель может изменить фигуры или движения, не изменяя композиции танца в целом.

8. Закончив постановочную работу, руководитель два-три раза повторяет с детьми разученную часть танца, не делая им никаких замечаний. Это помогает лучше запомнить последовательность построений и движений.

9. После того, как танец разучен, отрабатываются его отдельные части. Для этого танец повторяют с остановками. Руководитель указывает исполнителю на ошибки и помогает их исправить.

10. Когда дети хорошо усвоили все танцевальные движения, заполнили последовательность и чередование фигур, можно приступать к окончательной отработке танца.

11. В массовых танцах следует добиваться согласованности, единства исполнения. Необходимо также внимательно следить за тем, чтобы рисунок танца (круг, линии, колонны, звездочки и т. д.) исполнялся ровно и четко, расстояние между всеми танцующими должно быть одинаковым, все групповые движения нужно исполнять одновременно.

12. Закончив общую постановку танца, следует работать над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного танца движениями ног, рук, корпуса и головы.

13. Руководитель должен добиваться исполнения танца с определенным настроением (весело, бодро, лирично) в зависимости от его содержания.

14. Если танец исполняется на сцене, необходимо научить детей не оставлять сцену сразу же после окончания танца, а несколько секунд постоять на месте, поклониться зрителям и организованно выйти за кулисы за дверь музыкального зала).

Запись танца

В помощь музыкальным руководителям, хореографам издаются репертуарные сборники с записью танцев. Они знакомят руководителей с разными народными танцами, с их основными движениями и построениями.

Запись танца, обычно состоит из четырех частей.

1. В первой части – описывается содержание танца, его характерные особенности, манера исполнения, костюмы, количество исполнителей.

2. Во второй – дана композиция танца с указанием движений и рисунка, количества тактов в каждой фигуре.

3. В третьей – описаны танцевальные движения.

4. В четвертой – музыкальное сопровождение с указанием размера, темпа.

5. В чертежах и схемах употребляются такие условные обозначения:

Мальчики: лицо < спина

Девочки: лицо (спина

7. Для облегчения разбора композиции танца к записи прилагаются чертежи и рисунки, которые помогают правильно понять направление движения исполнителей, их построение на сцене.

8. Танцевальные движения описываются в сочетании с музыкой. Музыка к каждому танцу имеет свой размер. Если размер 2/4, то его счет будет: «раз», «два»; 3/4 - «раз», «два», «три»; 4/4 – «раз», «два», «три», «четыре». Четверть состоит из двух восьмых. Поэтому каждая вторая восьмая определяется на счет «и».

9. В описании движений указывается, на какую четверть или восьмую долю такта исполняется танцевальное движение.

10. Если движение начинается на затакт, то оно называется затактовым. Например, полька с продвижением вперед. Музыкальный размер 2/4. затакт – подскок на левой ноге, правую ногу вынести вперед и слегка приподнять. На «раз-и», «два» - переступить правой, левой, правой ногой вперед и слегка поднять левую ногу над полом. Но «и» - подскок на правой ноге, левую ногу вынести вперед и т. д.

11. В описании каждого танцевального движения, при записи танцев, определяется исходное положение ноги, с которой начинается движение.

12. Начиная разбирать запись танца, руководитель должен внимательно прочитать вступительную часть и описание танца, ясно представить себе его содержание, затем разобрать запись всех танцевальных движений, из которых состоит танец.

13. Изучив все движения, можно приступать к разбору композиции танца. Для этого желательно сделать схему танца: разделить лист бумаги на две части, слева условными обозначениями записать продвижение участников по сцене (рисунок танца), а справа – название танцевальных движений и количество тактов музыки. Такая рабочая схема дает полное представление о направлении продвижения танцующих.

Открытый урок

1. Хорошо организованный открытый урок имеет большое воспитательное значение. Он является своеобразным отчетом о проделанной работе детей, демонстрирует их успехи. Дети охотно готовятся к открытому уроку и, как правило, показывают хорошие результаты.

2. Открытый урок – это показ работы всего коллектива. Рекомендуется давать открытый урок только тогда, когда дети занимаются регулярно и достигли определенных успехов.

3. Опытные хореографы, приглашенные на урок, оценивают работу педагога и дают ценные советы, способствующие улучшению работы кружка.

4. Детального плана работы открытого урока порекомендовать невозможно, так как это зависит от степени подготовленности группы. План составляет руководитель кружка.

Концерт-отчет

1. В конце каждой четверти все группы принимают участие в традиционных отчетных концертах перед родителями.

2. Концерт-отчет проводится в торжественной обстановке и должен быть хорошо организован.

3. Репертуар отчетного концерта разнообразный. Но, в основном, это показ танцев, выученных в течение отчетного времени, танцевальных этюдов, которые имеют законченную форму и т. д.

4. Рекомендуется объединять отчет хореографического кружка с отчетом других кружков (вокального, театрального и др.). это украсит концерт, придаст ему большую торжественность и даст танцующим возможность переодеться к следующему танцу.

5. Во время концерта нужно добиваться образцовой дисциплины детей, строго придерживаться программы, следить за тем, чтобы не было суеты во время переодевания.

6. После концерта дети должны аккуратно сложить костюмы и сдать их воспитателю.

Литература

1. Азбука танцев / Авт. – сост. , . – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 286 с.

2. Ахметова, Д. З. Теория и методика воспитания : учебное пособие / , . – Казань: Познание, 2007. – 184 с.

3. Барышникова, хореографии : учебное пособие / . – М.: Книга, 1999. – 265 с.

4. Бекина, и движение : учебное пособие / . - М.:

Просвещение, 1994. – 225 с.

5. Бондаренко, хореографической работы в школе и внешкольных заведениях / . – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 221 с.

6. Большая книга детского психолога / , . – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.

7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : учебник
/ , . - М.: Международный образовательный и Психологический колледж, 1985. – 245 с.

8. Выготский, детской психологии : учеб. для вузов / . – М.: Союз, 1997. – 354 с.

9. Гусев, преподавания народного танца: Упражнения у станка : учеб. пособие для вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 208 с.

10. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ / , – 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – 160 с.

11. Козлова, педагогика : учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / , – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

12. Коломинский, детей шестилетнего возраста : практ. пособие / , . – Минск: Университэцкае, 1999. – 342 с.

13. Конорова Е . Н. «Хореографическая работа со школьниками» / , С-Пб., 1998 г.

14. «Сто уроков классического танца» / - С-Пб., 1999 г.

15. Крюкова, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие / , . - М.: Генезис, 1999. – 254 с.

16. Кряжева, детских эмоций . Дети 5 – 7 лет : практ. пособие / . - Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

17. Кулагина, психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учебное пособие / . – М.: УРАО, 1998. – Вып.3. – 342 с.

18. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения : Письмо МО РФ от 01.01.2001 г. № 65/ 23-16

19. Фокина, Е . Н.Нагрузки и здоровье ребёнка . Тезисы докладов и сообщений Международного научного симпозиума 11-14 июня 2009 г. – Тюмень: ТюмГу, 20с.

20. Фокина, Е .Н. Влияние эстетического содержания образования на формирование общей культуры личности. Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: практ. пособие / . – Тюмень: ТюмГу, 2009. – 111 с.

21. Фокина, искусство как составляющая мировой культуры. Актуальные проблемы преподавания мировой культуры и глобализация образовательных процессов / . – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 154 с.

22. Хризман, речь и активность мозга ребенка : учебник / , . – М.: Просвещение,1991 – 234 с.

23. «Эстетическое воспитание в детском саду» под ред. , М., 1985 г.

– музыкальный руководитель, хореограф МДОУ № 27 «Зоренька» города Лениногорска Республики Татарстан.

Примечание . Пособие составлено для педагогов, живущих в Республике Татарстан. Те пункты, в которых делается акцент на проживание в данной республике, подойдут любым педагогам, проживающим в любой республике, с учётом национальных особенностей, праздников, обрядов, национального колорита и др.

Хореография в детском саду

Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой язык. Хореографическое искусство убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.

В формировании эстетической и художественной культуры ребенка хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет» , бывший консультант Королевского балета Англии, отмечала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» . В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством в учреждениях дошкольного образования способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает детей и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в учреждении дополнительного образования обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка средствами хореографии в учреждении дошкольного образования - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Эффективность дошкольного образования детей во многом зависит от состояния здоровья воспитанников. Живя в период бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок становится заложником быстро развивающихся технических систем: телевидение, компьютеры, сотовая связь – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Современная педагогика стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья детей. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать обоснованный образовательно - воспитательный процесс в дошкольном учреждении. Ребенок, приходя в детский сад, имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Многие скованны, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы.

Хореографическое искусство способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия хореографией направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право сопровождения его индивидуального обучения. Адаптироваться к системе образования и воспитания должны не дети, а программы и методы обучения должны адаптироваться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

Развитие ребенка-дошкольника идет благодаря активности, проявляющейся в различных формах деятельности, среди которых важное место занимает игра – особая форма усвоения ребенком окружающей действительности. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения. Это основной и главный путь эстетического воспитания и приобщения к искусству в этом возрасте.

Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Таким образом, хореографическое искусство одно из средств эстетического воспитания и воспитания детей в учреждениях дошкольного образования. Хореографическое искусство, как и любое другое искусство, способно приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Ребенок, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные движения, что служит источником эстетического удовлетворения.

В мире хореографического искусства красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. Исполнение танца, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий ребенок в учреждениях дошкольного образования стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает определённую работу, для того чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, ребенок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, и в жизни. Хореографическое искусство является эффективным средством организации досуга ребенка в учреждении дошкольного образования, культурной формой отдыха.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ХОРЕОГРАФИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Хореография – искусство, любимое детьми. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка.

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей .

Проанализировав особенности развития дошкольника и учитывая явление акселерации , многие специалисты в дошкольной хореографии пришли к выводу, что лучший возраст для начала занятий хореографией - 4-5 лет.

Занятия хореографией в детском саду призваны научить детей красиво двигаться под музыку, различать музыкальные произведения по ритмо-динамическим рисункам и танцевальным характерам.

Использование на хореографии упражнений на согласование движений с музыкой, музыкальных игр, ритмической гимнастики и т. д. знакомит детей с музыкальными произведениями и жанрами, развивает слух и прививает эстетический вкус. В связи с этим хочется, чтобы дети приходили на занятие в форме (футболка, шорты, юбка) и в чешках. Форма организует и дисциплинирует детей.

Для любого ребенка дошкольного возраста занятия хореографией важны и нужны, так как с их помощью раскрывается каждый ребенок как личность. Для этого на занятиях используются индивидуальные задания, сюжетно-ролевые игры в танцевальной форме, возможность придумывать танцевальные движения, а это важно для последующего обучения в школе.

Со всеми детьми осуществляются постановки танцев по различным жанрам, это существенно пополняет двигательный запас движений. Всем известно, что танцевать дети хотят с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движениях. Красивая эмоциональная музыка доставляет детям радость, поднимает настроение, вызывает желание двигаться под нее. Танец – именно и есть та форма самовыражения, которая необходимо детям. На занятиях изучаются танцы различного характера: спокойные, лирические хороводы, озорные польки, грациозные вальсы, ритмичные марши, танцы с предметами, тематически посвященные какому-либо празднику. Для расширения кругозора детей используются различные танцевальные этюды. Через танцы дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки: вальс, полька, марш, русский народный танец. Чутко откликаясь на музыку и овладевая навыками танцевальных движений, дети увлеченно и с удовольствием принимают участие в создании композиций танца.

Танец приучает детей к нормам культурного общения . В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

Посещение концертов хореографических коллективов , просмотр спектаклей, всё это важно и нужно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка. Также нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники.

Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький человечек, но все равно, от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

Занятия хореографией призваны:

Укреплять здоровье детей;

Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;

Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;

Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

Учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых упражнений, даже сложных. Так как позвоночник гибок и податлив, мы особое внимание обращаем на движения, способствующие укреплению скелетной мускулатуры. Так же в этом возрасте наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с этим мы считаем важным профилактику плоскостопия. И именно хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу, ее свод.

Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. И опять, именно в хореографии мы найдем большое количество упражнений для пальцев рук, которые являются одновременно мощным стимулирующим фактором развития и совершенствования речи в дошкольном возрасте. В процессе занятий основами хореографии показатели сохранения устойчивого равновесия у детей повышаются. Так же благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений.

Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели.

Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна. В укреплении здоровья, физических сил она гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, в том числе и лицевых (мимика).

Ребёнок быстрее усваивает различные жанры музыки (вальс, полька, марш), если это подкрепляется движениями, комбинациями.

Хореография даёт следующие возможности в развитии и воспитании ребенка:

  • развивает у ребёнка чувство ориентации и размещения в пространстве;
  • формирует социальное поведение в духе гуманных ценностей и норм;
  • чувство взаимовыручки;
  • ответственность за правильность исполнения.

Назначение занятий хореографией в дошкольном учреждении:

Первое - научить детей свободной координации движений, умению владеть свои телом, выполнять различные движения под музыку. Здесь важно использовать метод импровизации. Научить ощущению пространства, ориентации по сценической площадке.

Второе - осознанное исполнение как отдельного движения, так и танца в целом; получение удовлетворения от занятий, утренника.

Третье - свобода выражений эмоций и мимики. Навыки выразительного исполнения. Творческое воображение через образное мышление.

Основные требования к работе хореографа в детском саду

1. Доступность при исполнении и грамотность при подборе движений.

2. Разнообразие и регулирование нагрузки.

Хореографу необходимо составить несколько комплексов движений, различных упражнений, руководствуясь принципом «от простого к сложному».

В комплекс должны входить движения и упражнения, развивающие различные группы мышц, на координацию, внимание, дыхание, на подвижность суставов, ритмические движения.

Каждый комплекс упражнений должен соответствовать возрастной категории детей, их физическим возможностям.

Необходимо менять подбор упражнений каждый месяц: повторение движений, упражнение должно выполняться не более 8 раз.

3. Образность при объяснении и показе.

4. Наглядность при обучении.

Стремиться живо и интересно показать движения. Находить движения, которые ассоциативно связаны с животными, птицами, вещами, предметами. Хореограф сам должен в полную силу выполнять все движения и упражнения наравне с детьми.

5. Чёткое ритмическое и разнохарактерное музыкальное сопровождение.

6. Использование и применение предметов.

7. Обязательное присутствие эмоциональной окраски занятий.

Хореографам рекомендуется проводить занятия в игровой обстановке. Не ставить целью «именно сегодня выучить данное движение», а вводить его регулярно, ненавязчиво. Занятия проводить в хорошем темпе и ритме; важны настроение и эмоциональный подъем.

8. Создать условия для самовыражения каждого ребёнка.

Основные требования при сочинении и постановке танцев и танцевальных этюдов в дошкольном учреждении

1. Учитывать психологические и возрастные особенности в поведении и движении ребёнка.

2. Учитывать интерес детей, их увлечённость, двигательные навыки.

У хореографов при постановке танцев есть понятие «пустой танец», или «танец ради танца» - т. е. танцы, не несущие смысла, образа, идеи, мысли и т. д.

Хочется предостеречь хореографов, работающих в детских садах, от сочинения таких танцев. Вся деятельность дошкольника независимо от возраста связана с игрой. У него огромный диапазон фантазии в игре. Достаточно понаблюдать за его игрой и, используя его интересы, увлечённость, сочинить танцы.

Виды и формы танцев хореографических композиций

1. Танцы с предметами - можно использовать кубики, мячи, куклы, «султанчики», стульчики и другие предметы.

Основное, на что нужно обратить внимание при постановке танца, - это разнообразие положений предметов в руках, их применение, разнообразие рисунка.

(Например: «Ложкари» - со стульчиками, с султанчиками, с кубиками, со скакалками.)

2. Танец-игра - в основе лежит сюжет конкретной игры. (Например: «Дразнилки», «Задаваки», «Кошки-мышки».)

3. Хореографические картинки - в основе танца содержание какого-либо события или действия.

В этом виде сюжет песни оказывает огромную помощь в постановке танца и подборе движений. (Например: «Утро», «Рыжий, рыжий, конопатый», «На рыбалке с котом Леопольдом», «В первый класс», «А у нас во дворе», «Мальчишки-девчонки» и др.)

4. Танец-образ - в основе танца используются образы насекомых, животных, предметов, их вид деятельности или особенности поведения. (Например: «Муравьи», «Опята», «Подсолнухи», «Воробьи», «Кузнечики», «Зайчики», «Снеговики», «Лисички».)

5. Танцы народов мира: испанский танец, еврейский танец, «Цветы Индии», «Африканские ритмы», «Бразильские современные ритмы» и др.

6. Народные танцы: «Карусель» (русский танец), «Кадриль» (русский танец), «Трясуха» (белорусский танец), «Эскимосы» (танец народов Севера).

7. Бальные танцы: вальс, танго.

8. Историко-бытовые танцы: «Менуэт», «Полонез» и др.

9. Современная хореография: «Счастье», «Дуэт», «Вернисаж».

10. Хореографические композиции на фрагменты из балетов: «Щелкунчик», «Чиполлино», «Мойдодыр» и др.

Как музыкальное сопровождение можно использовать инструментальную музыку, народную музыку, песни из мультфильмов, классическую музыку, детские песенки.

Нужно учесть, что таких перестроений должно быть не более трёх-четырёх в зависимости от возраста детей, от приобретённых ими навыков, таких, например, как:

  • приставной шаг вперёд, назад;
  • прыжки с продвижением с ноги на ногу.

Для детей 6-7 лет к ранее выученному следует добавить:

  • шаг польки;
  • шаг вальса;
  • усложнённые прыжки в координации с руками, разворотом туловища, головы;
  • мелкие шаги.

Методические приёмы

Только в педагогической практике хореограф осваивает методику во всей её сложности, и тогда у него вырабатывается свой собственный стиль.

Проводя уроки ритмики, необходимо наблюдать за ходом занятий, свободно экспериментировать: применять тот или иной приём и пытаться создать новые хореографические элементы.

Следует избегать чрезмерного насыщения занятий применением разнообразных методических приёмов. К ним можно прибегать постепенно и только в конкретных случаях.

Задачи работы по возрастным группам

для детей 4 лет

  • научить двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, частей и музыкального произведения в целом;
  • научить передавать в движениях простейший ритмический рисунок, отработка точности движений;
  • развивать творчество, умение выразительно действовать с воображаемым предметом;
  • научить детей внутренней собранности, подтянутости, сохранять правильную осанку.

для детей 5 лет

  • научить эмоционально передавать игровые образы, выразительно двигаться;
  • научить самостоятельности в выполнении движений;
  • ввести в процесс обучения элементы народно-сценического танца, историко-бытового танца;
  • закреплять умение свободно ориентироваться в пространстве;
  • добиваться лёгкости, непринуждённости в выполнении движений.

для детей 6 лет:

  • научить слушать и самостоятельно менять ритмический рисунок;
  • развивать чувство ансамбля, синхронности;
  • ввести в процесс обучения элементы классического танца, модерн-танца;
  • разнообразить программу обучения по хореографии через введение разных форм и видов танцев и хореографических композиций.