Где живет сергей викулин. Что надеть этой весной. Съемка «РБК Стиль

24.08.2015 13:00

Между брючным костюмом и платьем для деловой встречи лично я всегда выберу платье. Мы обязаны отличаться от мужчин — такова моя логика. Но Сергей Викулин, президент модного дома Raschini, готов со мной поспорить. Элегантно поспорить…

- Откуда пошел тренд, что мы должны быть в офисе серыми мышами?

Тренд классической женской одежды был сформирован в 70-е годы XX столетия. На тот момент властвовали формы классического мужского костюма - это доспехи бизнесменов. Чтобы стать своими в мужском мире, деловые женщины сначала облачились именно в строгие брючные костюмы. Джорджио Армани на этих лекалах построил свою империю, далее последовали Нино Черрутти и Ив Сен Лоран.

- То есть женщина вошла в мужской мир именно в их доспехах - невзрачном, но элегантном костюме.

Да. Эволюция женской моды в нашей стране уже прошла путь от кричащей сексапильности известных брендов до качественной одежды индивидуального пошива. Когда не важен производитель, а важны материал и посадка по фигуре.

Но мне в этом скучно!! Все оттенки серого, ткань словно из гардероба моей бабушки. Я сольюсь с цветом холодного офиса, и меня в нем никто не заметит…

Мы своим видом не должны подчеркивать гендерные различия. Нам нужно помогать себе быть эффективными. Суть не понравиться, а быть настроенным на результат - это значит, что ничего не должно отвлекать от работы. Строгий неброский костюм или платье прекрасно настраивают именно на деловой лад.

А я заметила, что когда на мне яркий аксессуар или броское по цвету платье, то день проходит плодотворнее и результат очевиднее. Удается гораздо больше сделать по работе!

Не надо путать репрезентативные функции и презентационные.


- Вы видите меня в этом цвете? Я же в нем просто умираю…

Вижу. Он вам идет, и сет, кстати, сшит лучшими портными Италии. Нельзя вещи воспринимать отдельно от себя - возьмите сюда нежно-голубую сорочку и все заиграет совсем по-другому. Костюм не может быть ярким сам по себе. Костюм - это рама для соответствующей картины. Вы притягиваете внимание, не он. Поменяйте свою парадигму принятия решений.

По этикету платье всегда должно закрывать предплечье, особенно у статусных дам. Колени закрываем юбкой всегда, это даже не обсуждается. Форма юбки - под стать фигуре. Декольте, глубокий вырез горловины - это единственное, что я допускаю и что не навредит имиджу.

Да, вы меня поняли правильно.


- Чей деловой стиль вам нравится, если брать известных женщин во власти?

Женщины менее стабильны в плане одежды, нежели мужчины. У Валентины Ивановны Матвиенко в свое время был очень стильный период, когда это заметила, по-моему, вся страна. Она хорошо умеет носить классическую статусную одежду. Из вечного - это Жаклин Кеннеди. Нравится стиль скандинавских политиков-женщин. У Меркель задача быть эффективной, поэтому в одежду она явно не вкладывается. Мадам Саркози так часто меняет имидж, что символом элегантности и четкого стиля пока для меня не стала. Если сравнивать Мишель Обаму и Хиллари Клинтон, то отдам предпочтение нынешней первой леди Америке. У нее более четкий образ.

- Прийти к английской королеве в трикотажной кофточке, вы считаете, допустимо?

А может за этим как раз стоит определенный политический подтекст, не думали? Михаил Борисович Ходорковский тоже приходил к Владимиру Владимировичу в трикотажной кофточке… Одежда - это выражение нашего внутреннего состояния, иногда оно выходит за рамки стиля. Это некий месседж всегда! Не умеешь стилем пользоваться - значит ты проиграл при любом раскладе.

Умение одеваться либо есть, либо его нет. Это врожденное, в крови. Это внутреннее чувство стиля, привитое с детства. Спросите, например, почему по-разному выглядят итальянские мужчины и российские.

  1. Сергей Юрьевич, что такое по-вашему «умение одеваться»? И как можно привить это умение российской публике.

Умение одеваться либо есть, либо его нет. Это врожденное, в крови. Это внутреннее чувство стиля, привитое с детства. Спросите, например, почему по-разному выглядят итальянские мужчины и российские. У первых умение одеваться, чувство стиля и гармонии не только с собой, но и миром, в крови, на генном уровне. У нас же на человека с самого рождения давит социум, окружающая среда, обстановка, да даже тот простой фактор как то, во что одеты твои родители и ближайшие родственники. Я не говорю о том, что это поголовно, но это в подавляющем большинстве. И Дом Raschini, и детская линия одежды Frugoletto как раз созданы и привнесены на российскую почву с целью исправить это «неумение» одеваться. Мы учим выглядеть достойно, мы прививаем вкус с детства, с младых ногтей, не зря же в нашем бутике Raschini Famiglia представлена одежда даже для новорожденных. Могу также добавить, что в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. И связано это прежде всего с тем, что у многих сам подход к «умению одеваться» строится на понятии о качестве и о том, что «хорошо», не значит «быстро». Сейчас многие готовы ждать заветный костюм, сшитый на заказ, и выглядеть в нем достойно своего статуса и положения. Поверьте, качество во многом определяет конечный результат. Так что «умение одеваться» - это еще и умение одеваться качественно, согласно месту и времени. Мы, наконец, приходим к пониманию причинно-следственных связей и тому, что качественная вещь должна быть сугубо индивидуальной. А индивидуальность - это и есть та прочная основа, на которой строится «умение одеваться». И сегодня, и в будущем главная задача Дома Raschini остается неизменной: мы помогаем клиентам находить и осознавать собственную исключительность, индивидуальность, прививая то самое «умение одеваться» и развивая внутреннюю культуру клиента. Мы каждый день в своих бутиках ненавязчиво оказываем услуги по имидж-консалтингу. Умение одеваться, на мой взгляд, дороже денег, тут нужны знания, определенный круг общения и этикет. «Красота спасет мир», и Дом Raschini служит этой красоте. Так что, получить хорошую и качественную «прививку» вкуса Вы можете, без сомнения, у нас, в Доме Raschini.

  1. Обязательно ли для этого шить одежду на заказ или можно быть стильным в одежде prêt-a-porte?

Знаете, стильным можно быть в чем угодно, особенно, когда само понимание понятия «стиль» у каждого свое. Мы не навязываем необходимость шить одежду на заказ, в политике нашего бренда не заложено насилие или навязывание своих интересов. Наоборот, мы предлагаем клиенту альтернативу и возможность понять самого себя через новый опыт, мы даем свободу выбора. Понимаете, суть ведь в чем: дорогие бренды, шьющие prêt-a-porte, глобальны в своем присутствии, и это, с одной стороны, хорошо, а с другой, - происходит девальвация люкса и эксклюзивности. Так вот Raschini - это как раз про то, чтобы этой самой девальвации не было. Наши изделия единичны, понимаете. Два одинаковых костюма от Raschini Вы не встретите одновременно и в Москве, и, например, в Монако. Мы не теряем своей эксклюзивности, все, что мы создаем - это результат работы вместе с нашими клиентами. Но не стоит забывать, что поскольку Raschini продает вещи, сделанные вручную, на первый план всегда выходят личности людей, которые шьют эти вещи. Именно в руках наших мастеров сосредоточена та генетическая память прекрасной Италии, ее культуры и живописи, ее воздуха и еды, - и все это передается руками наших мастеров в каждый стежок изделий Raschini. Одежду и аксессуары Raschini шьют люди, а не машины. И вот тут решать Вам, надевать ли костюм, в каждом миллиметре которого уже заложена любовь и энергия человеческой любви к своему делу, либо же заложена чистая механика глобального мирового производства известного бренда, вещи которого Вы встретите в любом из бутиков от Канады до Австралии. Выбор всегда за Вами, но оценить энергетику костюма, сшитого вручную настоящие ценители смогут уже при первом появлении в обществе, и, поверьте мне, реакция будет сногсшибательной и превзойдет все ожидания.

  1. С какими материалами и производителями тканей Вы работаете при создании одежды под брэндом Raschini?

Про ткани портные и мастера Raschini, ровно, как и я, можем говорить бесконечно. Могу сказать одно, что каждый год и к без того богатой коллекции тканей Raschini получает уникальные образцы из самых знаменитых итальянских мастерских и ателье для работы с клиентом. Разнообразие и богатый выбор позволяют нам изготавливать идеальные во всех отношениях сорочки и костюмы как в соответствии с текущими веяниями моды, так и более консервативные варианты. Если говорить о брендах, то это легендарные ткани Loro Piana, Dourmel, Scabal, Holland and Sherry Super S150, S180, S210 - костюмы, брюки, пиджаки, верхняя одежда. Сорочки - Albini, DJ Anderson, Delfino- S220, S250, S280, S330. Кроме того, у нас невероятно богатый выбор кожи для изготовления аксессуаров и обуви. Увесистые каталоги с образцами кожи крокодила, ламы, страуса, питона, слона, ламы Вы всегда найдете на столе в любом из наших бутиков. Клиенту, в свою очередь, предстоит немного «поработать» и найти свою идеальную ткань из столь широкой палитры, которую мы предлагаем. И это не самый легкий выбор, скажу я Вам, но достаточно приятный с точки зрения результата.

  1. Какое количество времени в среднем уходит на пошив одного делового костюма - от момента обращения клиента в Москве до конечного результата. Можете ли вы описать весь путь?

При идеальном выполнении заказа весь пусть от момента обращения к нам клиента до получения готового результата в среднем занимает месяц-полтора. Бывали, конечно, случаи, когда в режиме невероятной срочности наши итальянские портные выполняли заказ и за несколько дней, отправляя в Москву частным джетом сшитые к свадьбе сорочки и костюмы для сына и отца. Наши портные могут творить чудеса, но лучше, если и мы, и клиент будем работать в спокойной обстановке. К тому же режим срочности всегда влияет на цену изделия. Если говорить о процессе пошива, то это целый мир волшебства, в который мы погружаем клиента. В день оформления заказа на пошив костюма или сорочки наши менеджеры и самые лучшие портные старой Европы (здесь я имею ввиду исключительно итальянскую классическую школу портновского мастерства) знакомятся с клиентом, выслушивают его пожелания. Затем снимаются мерки, а после начинается диалог с клиентом. Я очень люблю именно эту стадию, когда мы выслушиваем пожелания клиента по фактуре ткани, по тому, как он видит свой будущий костюм, свой образ, мы помогаем ему не потеряться в том разнообразии и изобилии тканей и фурнитуры, которые всегда в наличии в бутиках и ателье Raschini. Мы вслушиваемся и запоминаем каждое желание клиента вплоть до того, какие пуговицы он хочет и как он хочет, чтобы они были пришиты. Затем заказ отправляется нашим портным в Италию, где создается прототип. Так, спустя некоторое время мы приглашаем клиента на первую примерку, которая покажет, насколько мы угадали основные пожелания клиента и, конечно, определяемся с финальным видом и понимаем насколько в верном направлении мы движемся вместе с клиентом, создавая совместный шедевр. В среднем, клиенту необходимо приехать на примерку два- максимум три раза. Но, поверьте, результат того стоит! По факту Вы получаете не просто произведение портновского искусства, Вы получаете невероятную энергию любви к своему делу и генетически заложенное мастерство и вековые традиции, Вы получаете свою собственную маленькую Италию. Поверьте, наши костюмы Вы будете носить годами. Стиль, который мы продаем и создаем, при постоянной динамике и релевантности, остается в рамках так называемой модной классики. А энергия, заложенная в каждом миллиметре вашего будущего костюма, будет оказывает на вас исключительно положительное влияние целую вечность.

  1. Одежда, сшитая в Италии, легендарная подпись « Made in Italy »… Можно ли говорить об особых метафизических свойствах такого костюма?

Конечно. И это первая проблема, которую мне пришлось решать еще на заре своей карьеры в модном бизнесе. Фигуры русского человека и итальянца весьма отличаются. Виной тому, прежде всего, и генетика, и образ жизни, и, скажем проще, среда обитания. Итальянский классический костюм предполагает высокую посадку брюк, довольно покатые плечи и большую талию. Вы даже не представляете сколько копий было сломано, прежде чем мы создали собственные лекала под российского клиента, совершив огромнейшее количество переделок в собственных ателье! Примерно 4\5 каждого костюма подвергались одним и тем же операциям: ушивается талия, расшивается брючная манжета, поднимается сиденье брюк. Такие же проблемы в свое время были и с обувью. Приведу банальный пример: стопа русского шире, подьем выше, и это базовые особенности просто необходимо учитывать при оформлении заказа. Не стоит мучать клиента, навязывая ему «элегантность» классической итальянской стопы. Обувь - это комфорт и спокойствие вашего клиента, который щедро Вас отблагодарит за свой ежедневный комфорт и спокойный сон. Пройдя всю эту «школу» по созданию собственных лекал и образцов, сегодня в Доме Raschini могут одеть буквально с нуля любого клиента, достаточно единожды проработать с ним индивидуальный пошив. Все наши коллекции мы адаптировали под российского клиента, мы сделали абсолютно все для того, чтобы максимально комфортно через одежду и аксессуары наш клиент смог выразить собственный стили и собственное мироощущение. Мы помогаем ему выразить собственное «я». Кроме того, любое изделие гардероба, аксессуары в Raschini могут персонифицировать, и это касается абсолютно любого изделия, что еще раз подчеркивает не только нашу любовь к клиенту, но и уважение к его личности.

  1. Кто себя уютнее чувствует в бутике Raschini - мужчины или женщины?

Я думаю, что на этот вопрос даже не стоит отвечать. Поскольку у Дома Raschini развиты три направления: Raschini Uomo, Raschini Donna и детская линия Frugoletto. Говорить о том, кому уютнее, не приходится. В равной степени и мужчины, и женщины, и даже дети находятся в абсолютно возможной для себя зоне максимального комфорта и любви, которыми мы окружаем каждого клиента в любом из наших бутиков. В равной степени это касается и мужчин, зашедших купить подарок даме в бутик Raschini Donna, и женщин, которые заботятся о сильной половине человечества. Что уж говорить о том, что на детях вообще не принято экономить, и в бутике Frugoletto мы ежедневно видим проявления и доказательства родительской любви и компенсации за время, проведенное вне дома и вне семейного круга, как от пап, так и от мам.

  1. Аудитория Dream House - не новая для Raschini . Можно ли сказать, что теперь вы просто стали еще ближе?

Совершенно верно, присутствие бутика Raschini Famiglia в ТЦ «Dream House» - это 100% попадание в «нашу» аудиторию. С точки зрения географической близости к клиенту, да, мы также стали ближе, но ни в коем случае не забываем и о бутиках, которые располагаются в самом центре Москвы. Кроме того, никто не отменял такое понятие как привычка и удобство клиента. Поэтому, если нашему уважаемому клиенту роднее, ближе и привычнее бутик, допустим на Никольской или в «Новинском Пассаже», то мы в равном степени будем приветствовать и поддерживать его решение и делать все ради его удобства.

  1. Что посоветуете посетителям Dream House?

Хочу посоветовать прежде всего посетить наш бутик Raschini Famiglia, и тогда никакая осень и зима не покажутся такими мрачными и пасмурными. Наоборот, когда вся семья получает несравнимое ни с чем удовольствие от покупки, то совет один - совершать красивые покупки чаще. А мы для этого работаем ежедневно.

С чего началась история Raschini в России?

Началось с того, что меня пригласили в качестве антикризисного управляющего оптимизировать бизнес по дистрибуции нескольких марок итальянской мужской одежды в России. Это были известные люксовые бренды, среди них был и Raschini.

Именно Raschini стал для нас самым важным брендом, потому что права на него принадлежали владельцу бизнеса, а это давало нам возможность адаптировать итальянское производство под запросы российского клиента. При том, что за три месяца мне удалось достичь операционной прибыли, на товарах остальных производителей мы практически на зарабатывали. В конечном итоге мы встали перед выбором: либо развивать уже имеющиеся бренды и навык дистрибуции, либо сконцентрироваться на одном бренде, что позволит нам максимально удовлетворять потребности покупателей. Это привело к тому, что буквально через год - в 2006 году - у нас не осталось и следа от других брендов. Мы сконцентрировались только на Raschini, выкупив права на использование товарного знака как на территории Российской Федерации, так и на территории Италии, и открыли монобрендовый магазин.

Как из управляющего вы превратились во владельца?

В какой-то момент первый владелец бренда прекратил исполнять финансовые обязательства, а потом он и вовсе вышел из бизнеса, прихватив с собой даже предоплату, которую клиенты оставили за пошив костюмов. Поэтому мне пришлось взять на себя ответственность за все долги, которые были у компании. Я же фактически являлся ее лицом.

У Raschini есть какое-то централизованное производство, или вы работаете с разными поставщиками?

У нас есть целая группа производителей в Италии, где на каждую товарную позицию существует минимума два производителя. Так мы можем соблюдать график поставок, выбирать лучшее предложение. Это позволяет нам при сохранении качества удерживать цену, которая на 10% - 30% ниже, чем у наших конкурентов. Мы продаем люкс, но за разумные деньги.

Как вам кажется, может ли имиджу компании навредить тот факт, что она управляется из России?

Конечно. Поэтому для нас очень важно подчеркивать свое итальянское происхождение. В первую очередь, по факту создания продукта.

Насколько активно вы работаете в этом направлении?

Открою вам тайну: у нас с маркетингом вообще очень большая проблема. У нас были попытки транслировать в эфир наши достижения, от описания продукта до рассказа о производстве. Но потом работа в этом направлении затихла. Сейчас, я так подозреваю, нужно снова инициировать эти процессы.

Мы хотим сконцентрироваться на рассказе о производстве. Например, сумки для нас долгое время производила итальянская пара - дедушка с бабушкой - официальный поставщик японского императорского двора. К сожалению, дедушка умер, а бабушке просто некому передавать свой опыт - молодые итальянцы неохотно идут в ремесленники. Это еще одна проблема: уходят настоящие мастера, а замены им нет. Поэтому важно, что у нас есть возможность выбирать разные мануфактуры и разных поставщиков.

В прошлом году открылся бутик Raschini в Монако. Как обстоят дела с ним?

Сейчас, слава богу, все хорошо. При том, что целый год у нас ушел на открытие операционного счета. Наша операционная деятельность фактически была заморожена в связи с проверкой источников средств, инициированной из-за того, что в составе учредителей компании был гражданин Российской Федерации. Но мы все эти сложности преодолели и начинаем пожинать плоды вложенных усилий, что не может не радовать.

Ваши покупатели в Монако - все те же русские?

Что приятно, мы ошиблись в оценке целевой аудитории. Мы открывали бутик в Монте-Карло в первую очередь для наших постоянных клиентов, которые в силу разных обстоятельств все реже бывали в Москве. Ведь, как это ни парадоксально, хорошо одеться на на Лазурном берегу негде. Но почти половину покупок в нашем бутике совершили европейцы. Если быть точным, то это чуть меньше 40%. Еще 30% - жители арабских государств, и 20% – наши соотечественники.

Вы планируете открывать новые магазины в Европе? Или, может быть, взаимодействовать с европейскими мультибрендами?

Основное развитие мы видим, в первую очередь, на европейском рынке. Но мы не работаем с мудьтибрендами, потому что Raschini не продает конкретно брюки, пиджак или рубашку - мы продаем total look.

Когда мы только начинали, в Москве было много людей, одетых в костюмы хороших итальянских марок. Они были одеты дорого, но при этом все - галстук, сорочка, костюм - никак между собой не сочеталось. К тому же без полного перекроя вы ни один костюм многих известных марок не продадите. Никто не меняет лекала под российского клиента, а нам ведь не подойдут ни короткие брюки на итальянцев, ни «скафандры» на американцев.

Получается, что одежду для российских бутиков вы производите по одним лекалам, а для Монако по другим?

Конечно. Чтобы было понятно: средняя длина пиджака при том же 50-м размере в России - 79 см, а в Монако - 77 см. Просто потому что европейцы ниже русских. У нас длина брюк определяется высотой каблука, а у них - высотой обуви. Существует много разных различий.

И бренд готов каждый раз менять производство под конкретный рынок?

Такая адаптивность уже заложена в ДНК бренда. Мы идем от клиента. Мы не претендуем на звание творческих гениев, наша задача - удовлетворять потребности покупателей. Наши клиенты это состоявшиеся, успешные люди из среднего класса. Это люди, которые осознанно совершают покупки. Они не будут покупать что-то ради известного имени на этикетке. Они рационально подходят к тратам и обращают внимание на качество.

При этом Raschini часто делает акцент на сложные техники производства и дорогие материалы. По-вашему, это то, что может привлечь средний класс?

Для нас средний класс определяется не уровнем дохода, а осознанностью совершаемых покупок. Нашим клиентом может быть человек, который получает и $100 000 в год, и $15 000. Raschini - это не настолько дорого, как может показаться на первый взгляд. Льняная сорочка в нашем бутике в Монако стоит €248. Это более чем адекватная цена за рубашки ручной работы такого качества.

Вы по образованию историк, политолог, экономист. Как вас затянул мир luxury?

— Искать какой-то логики в этом процессе бесполезно. Иногда жизнь приводит туда, куда и подумать не мог, что придешь. Сложно выделить ключевые факторы выбора. Может быть, пять лет назад я бы ответил на этот вопрос иначе — мол, с детства мечтал быть художником, заниматься красивыми вещами, а мне папа-военный сказал, что художник не профессия, и отправил меня в другой вуз, но при этом к тому, о чем с детства мечтал, рано или поздно придешь, и т. п. Сейчас я просто скажу — в какой-то момент мне понадобились деньги, и я начал их зарабатывать. Рано, еще в девятом классе. И постепенно пришел в luxury.

Почему вы решили шить костюмы в Италии, а не в Англии, скажем?

— Англичане с их чопорной консервативностью в какой-то момент остановились в развитии. Их традиции подхватили итальянцы и развили до такого уровня, на котором им нет равных. Во всяком случае, если мы говорим о комфорте, качестве кроя, «технических параметрах» костюма, уровне работы портных — по всем этим параметрам итальянцы впереди. Хотя тут тоже нужно определить, что мы понимаем под «итальянским костюмом». У тех, кто шьет костюмы, всегда существует соблазн сознательно «спутать» bespoke и made to measure, поскольку эта разница влияет на стоимость костюма. Соблазн продать 20 часов работы портного за 80-100 часов. Специалист отличит — но только специалист.

— То есть объем ручной работы — главное в индпошиве?

— Знаете, я с большим уважением отношусь к людям, которые умеют что-то делать руками. Я считаю, что созидание каких-то вещей, в частности материальных, важнее, чем то, что мы традиционно вкладываем в понятие бизнеса как управления процессами. Это нечто, в чем можно черпать внутреннюю силу. К сожалению, по экономическим причинам сейчас с этими людьми в Италии происходят совершенно катастрофические вещи. Они разоряются, закрывают мастерские. Главная задача моей компании — поддерживать уникальных ремесленников, заставлять клиентов «голосовать рублем» за настоящее качество. К сожалению, изначально пониманием и чутьем на качество, вообще пониманием культуры костюма обладают очень немногие люди. Это вопрос глубины человека. И к еще большему сожалению, мы теряем, и теряем безвозвратно, и тех немногих, кто им обладает.

— Вы считаете, это чревато неприятными последствиями для общества?

— Катастрофическими! Пример из другой оперы. Я очень люблю бильярд — в этой игре огромное пространство для самореализации, развития. Русские офицеры до революции были просто обязаны уметь играть на бильярде. Качество игры сильно зависит от качества покрытия стола. Одна итальянская компания производила лучшие мраморные плиты для бильярдных столов. Очень дорогие. Десять лет назад на рынок вышла китайская компания, которая тоже делала плиты. Итальянские стоили €2000, китайские — $500. Стали говорить, что итальянцы всех обманывают, накручивают цены и надо брать у китайцев. Два-три года назад итальянцы разорились. А бильярдисты, спустя несколько лет пользования столами с китайскими плитами, поняли, что в них есть недостатки, которых не было у итальянских. И теперь ждут в очереди, чтобы купить старые столы, извлекают плиты и ставят на новые столы, но новых плит уже купить негде. Понимаете?

— То есть состоятельные люди должны покупать одежду ручной работы, чтобы сохранить традиции производства?

— Я не призываю всех ходить только в эксклюзивной одежде. Но те, кто может себе это позволить, должны ее покупать. Скажем, наш пуховик из шерсти викуньи, который доведен до абсурда в своем совершенстве. В данное время и в данной реальности лучше этого пуховика в мире нет. Карманы отделаны кожей луизианского аллигатора, капюшон — норкой, подкладка шелковая. Это не просто куртка — это метафизика. Качественные вещи переводят людей на другой качественный уровень. Как Черчилль говорил: «Сначала мы строим дома, а потом дома строят нас».

У вас есть постоянные клиенты?

— Один приятель как-то сказал мне: «Твоя главная проблема в том, что ты пытаешься построить системный бизнес в несистемной стране». Система связана с постоянством, его отсутствие — одна из важнейших проблем современной России. Это касается всего — от власти и управления, где со сменой начальника меняется вся политика, до быта. Я горжусь тем, что за те 15 лет, что я в бизнесе, у меня в нашей непостоянной стране появились постоянные клиенты. Их немного, количество исчисляется десятками, но они есть.

Беседовала Вероника Гудкова