Если ваш ребенок левша: советы родителям. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША

Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

Если ваш ребенок левша, радоваться или печалиться? Конечно, правшам легче жить: открывать консервы, пользоваться ножницами и даже играть на скрипке. И все-таки если ребенок левша...

ПЕРЕУЧИВАТЬ ИЛИ НЕТ?

Самый частый из вопросов, которым задаются родители левшей — переучивать ребенка или нет.

Непонятно, почему нужно отдавать предпочтение именно правой руке? Только на том основании, что правшей больше? Но если кому-то удобнее пользоваться левой, общество ведь от этого никоим образом не страдает.

Часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы, и ребенок становится «вынужденным левшой». Так же часто леворукость носит наследственный, «семейный» характер. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, а дети инстинктивно очень сильно сопротивляются ему, может сломать отлаженные механизмы и привести к нарушениям.

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ

Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф,

Иван Павлов - физиолог,

Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер,

Василий Кандинский - живописец и график,

Гарри Каспаров - шахматист,

Пол Маккартни (музыкант),

Брюс Уиллис (актер),

Джулия Робертс (актриса),

Альберт Энштейн (ученый),

Наполеон Бонапарт (император),

Майя Плисецкая (балерина),

Леонардо да Винчи (гений),

Бетховен (композитор),

Моцарт (композитор),

Чарли Чаплин (актер),

Льюис Кэролл (писатель),

Билл Гейтс (миллиардер),

Юлий Цезарь (император)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

13 августа — международный день левшей
Все полярные медведи — левши
Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой
4 из 5 разработчиков Macintosh’а были левшами
Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей
Левши под водой видят лучше, чем правши
На Земле более 500 миллионов левшей
В Москве левшей 3,5%, в Центральной России — 7%, а на Таймыре — 34%

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С РЕБЕНКОМ ЛЕВШОЙ

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, старайтесь быть очень чутким и доброжелательным с ним.

Не пытайтесь сломить настойчивость, выходки упрямца постарайтесь завуалировать какой-нибудь игрой.

Если бабушка, соседка или воспитательница в детском саду, ссылаясь на собственный богатый опыт, настаивают на переучивании, тем не менее, рекомендуйте ребенку выполнять действия так, как ему удобнее, а с другой стороны, давайте ему игрушки, ложку попеременно в обе руки, развивая и правую, и левую. Примите, как должное особенность ребенка и не пытайтесь превратить его в "правшу", объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Родителям ученика-левши необходимо каждый раз убеждаться, что он действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания "у буквы "б" хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы "д" - вниз, как у дятла").

Взрослые могут помочь ребенку-левше справиться с трудностями при помощи комплекса специальных упражнений, игр и занятий, разработанных детскими нейропсихологами. Эти игры-упражнения направлены на освоение содружественной работы рук и ног, разворачивание деятельности во времени и пространстве, развитие точности и меткости, закрепление представлений о правом и левом и многое другое. В Центре помощи детям проводит консультации и занятия нейропсихолог Чиркова Екатерина Алексеевна.

Чтобы научить левшу каким-либо двигательным навыкам и умениям (пользоваться иголкой, ножницами, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.), возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае пальцев его рук, ног, туловища, головы.

Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел.

Письменный стол

Для леворукого ребенка следует создать определенные условия не только дома, но и в школе. Обязательно следует выделить такому ребенку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны. Кстати, письменный стол левши по расположению всех предметов- это зеркальное

Компьютер

Конечно, проще всего приобрести специальную мышку и клавиатуру с "левым" расположением клавиш. Но такие клавиатуры очень трудно найти. В Россию они привозятся только последних моделей и стоят естественно не дешево. Поэтому на самой обыкновенной двух или трех кнопочной мышке достаточно изменить функции клавиш. Делается это элементарно при подключении. А вот клавиатуру самостоятельно изменить практически невозможно. Единственное, что вы можете сделать для ускорения работы - это перенести некоторые функциональные клавиши и цифры под правую руку.

Другие товары.

Что касается других товаров для левшей (ножницы, открывалки и т.д.), то их можно посмотреть и заказать на интернет-ресурсах:

LEFTORNO.RU - магазин удобных для левшей товаров;

LEFTHANDWRITING.RU - канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики и т.д.

LEVO.LABMS.RU - Все для левшей. Товары для левшей - ножи, штопоры, прописи, наборы для школьников

Также существуют интернет-сообщества

http://www.levshei.net Сайт про левшей и для левшей

http://clubs.ya.ru/4611686018427389656/ клуб для левшей

В заключение хочется сказать: все, что создано природой, не случайно. Даже если мы не совсем понимаем, зачем это так, то это вовсе не означает плохо. Не стоит расстраиваться, если ваш ребенок родился левшой, тем более стараться его переделать.

Неординарность всегда интересна.

До определенного возраста детям все равно, какой рукой пользоваться. Но вот ваш малыш подрастает, и в какой-то момент вы замечаете, что карандаш или ложку он предпочитает держать левой рукой. Что делать, если ваш ребенок — левша?

Для начала давайте разберемся, откуда у ребенка берется леворукость. Дело ведь не только в том, какой рукой пишет ваш ребенок — у левши по-другому функционирует головной мозг. Левое полушарие мозга у людей управляет правой половиной тела и отвечает за речь и логическое мышление, а правое полушарие управляет левой половиной тела и отвечает за образное мышление и творческие способности. Если у человека доминирует левое полушарие, то ведущей будет правая рука, а если правое — то левая. Леворукость чаще всего бывает генетически обусловленной, но может развиться и вследствие травмы левого полушария мозга в период внутриутробного развития — тогда правое полушарие будет развиваться интенсивнее, и родится так называемый «компенсаторный» левша.

Как определить, левша ли ваш ребенок? Проведите несколько простых тестов. В какой руке он держит карандаш или расческу? Какой ногой бьет по мячу? Каким глазом смотрит в калейдоскоп или подзорную трубу? Если попросить его топнуть — какой ногой он это сделает? Можете попросить его сложить пальцы в замок — большой палец ведущей руки будет сверху. Если среди ваших родственников есть левши, то вероятность того, что и ваш ребенок — левша, повышается. Обычно доминирующая рука проявляется в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно овладевать речью и осознает себя как личность (в его речи появляется слово «я»).

Дети-левши более эмоциональны и возбудимы, чем правши. Часто они художественно одарены и ярче проявляют свои художественные наклонности, будь то тяга к рисованию или музыкальный слух. У ребенка-левши могут наблюдаться трудности с развитием речи и произношением некоторых звуков, поэтому стоит отвести его к логопеду раньше, чем его ровесника-правшу.

Стоит ли переучивать левшу? Однозначный ответ — нет. Переучивание ребенка-левши — это, по сути, попытка изменить работу его мозга, вмешаться в естественный ход вещей. Да, именно естественный, ведь леворукость у ребенка — это не патология. Переучивание левши может привести к повышенной утомляемости, неврозам, заиканию, недержанию мочи. У переученных левшей обычно очень плохой почерк. Среди переученных левшей чаще встречаются (дислексия — нарушение способности к овладению чтением и письмом).

Не нужно внушать ребенку-левше, что леворукость — это плохо и ненормально. Ему и так непросто, ведь он с детства не такой, как все, а большинство предметов, которые его окружают (ножницы, дверные ручки, музыкальные инструменты), предназначены для правшей и могут быть неудобны в использовании.

Так что же делать, если ваш ребенок — левша? Как помочь ему освоиться в окружающем мире и не дать чувствовать себя неполноценным? Предлагаем вам несколько советов, которые могут оказаться полезными, если ваш ребенок оказался левшой.

Не пытайтесь переучить ребенка и не давайте этого сделать родственникам и учителям. Объясните ему, что он не один такой, что есть другие левши, и это не отклонение, а разновидность нормы.

Постарайтесь создать дома максимально комфортную и доброжелательную атмосферу. Будьте чуткими с ребенком-левшой, не ругайте его чрезмерно за промахи, связанные с тем, что определенные действия ему приходится выполнять левой рукой.

Проследите, чтобы в школе он сидел за партой слева — так они с соседом не будут сталкиваться локтями и мешать друг другу. У ребенка-левши могут быть проблемы с прописями: когда он пишет, то закрывает рукой образец. Постарайтесь найти специальные прописи для левшей, а если не получится — сделайте так, чтобы у ребенка был дополнительный образец правильного написания букв.

Хвалите ребенка-левшу за успехи, если у него наблюдается склонность к музыке — поощряйте ее, но не требуйте от ребенка слишком многого. Да, считается, что среди левшей много одаренных и талантливых людей, но это не значит, что любой левша — гений. Не заставляйте вашего ребенка прыгать выше головы. Хваля ребенка, не сравнивайте его со сверстниками, лучше сравните его предыдущие результаты с нынешними: «Сегодня ты решил задачу лучше и быстрее, чем вчера, молодец».

У левшей иногда бывают проблемы с координацией движений. Поэтому им полезны несложные физические упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги сразу. Можно отдать ребенка-левшу в бассейн, плаванье способно улучшить координацию.

И самое главное — любите своего ребенка таким, какой он есть. Любовь и поддержка родителей помогут ему преодолеть любые трудности.

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Функциональная асимметрия парных органов присуща всем живым существам на нашей планете, поэтому одна из рук человека обычно берет на себя роль доминирующей. Для 90% людей – это правая рука, остальные 10% – левши (их около 5%) и амбидекстры, у которых обе руки равноценны. Праворукость или леворукость – качество врожденное, и в равной степени зависит от наследственности, особенностей внутриутробного развития и воспитания.

Чем отличаются “левши” от “правшей”?

Два полушария мозга – тоже парный орган, и каждое из них отвечает за обработку разных видов информации. Правое полушарие воспринимает информацию в виде целостного образа и обрабатывает ее почти мгновенно. Левое – «логическое» – последовательно перебирает возможные варианты решений, и поэтому действует медленнее. Какая из рук становится “главной”, зависит от того, какое полушарие мозга у того или иного человека является ведущим. Если доминирует левое полушарие, то ведущей рукой становится правая, и наоборот.

Понятно, что и психологический тип, и эмоциональная реакция на поступающую в мозг информацию, у левши будут несколько другими, нежели у правши:
левши лучше владеют телом, более подвижны, способны хорошо запоминать дорогу;
они успешнее в изучении наук, где нужны хорошая ориентация в пространстве, к примеру, геометрии, черчении. Но с арифметикой, алгеброй у них могут быть проблемы, так как эти предметы требуют логического мышления, а за него отвечает левое, “второстепенное” полушарие;
научиться чтению для левши труднее: мешает склонность схватывать изображение как целостный образ. Зато они отлично справляются с заданиями на обобщение;
левши наделены богатым воображением, и обычно не склонны к деятельности, требующей н6епрерывного самоконтроля;
среди левшей чаще встречаются люди с абсолютным слухом, они чаще выбирают профессии художников, артистов;
они более впечатлительны, и поэтому чувства радости, обиды или гнева у них выражены сильнее.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Тот факт, что ребенок – левша, иногда воспринимается родителями как признак некоей ущербности, как физический недостаток, с которым следует бороться. Однако такое предубеждение не только ошибочно, но и вредно. Леворукость – не дурная привычка или прихоть, а особенность работы мозга. Заставляя ребенка – левшу “правильно” держать ложку или ручку, вы пытаетесь переложить функции ведущего полушария с правого на левое, которое для такой роли у него не предназначено.

Результатом может стать задержка развития речи, разного рода логопедические проблемы, а по мере взросления – трудности с восприятием музыки, неспособность к танцам, неумение ориентироваться на местности. Кроме того, в связи с тем, что мозгу “переученного” левши трудно постоянно решать, в какое полушарие направить для обработки ту или иную информацию, у такого ребенка могут возникнуть невротические симптомы в виде нарушений сна, заикания, энуреза, потери аппетита.

Психологи советуют не пытаться насиловать природу, и не заострять внимание на такой особенности ребенка, как леворукость.

В противном случае, у ранимого и впечатлительного по натуре ребенка-левши вполне может развиться комплекс неполноценности и сформироваться соответствующий жизненный сценарий. Нужно просто учитывать эту особенность при обучении, общении, и обязательно предупредить о ней воспитателя в детском саду и учителей в школе.

Знаменитые левши

Левша – это просто человек, у которого “главная” рука – левая, только и всего. Левшами были знаменитые ученые Эйнштейн и Павлов, художники Пикассо и Леонардо да Винчи, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский, композиторы Бетховен и Бах.

Левшами называют не только людей, которые лучше управляют левой рукой, но и вообще тех, чьи левосторонние парные органы (нога, рука, глаз, ухо) развиты лучше и играют ведущую роль. Такие особенности человека обусловлены строением его головного мозга. Когда у человека лучше развитыми оказываются «левые» органы, это значит, что ведущую роль в мозгу занимает правое полушарие. И вот тут выясняется, что отличие «левополушарных» людей (т.е. нашего праворукого большинства), от «правополушарных» гораздо глобальнее, чем просто выбор ведущей руки.

Левое полушарие мозга человека отвечает за такие функции нашего мышления как логика, оперирование знаками и символами, умение расчленять и детализировать предметы и события. Левополушарное мышление более ярко проявляется у мужчин. Правое же полушарие отвечает за интуицию. Люди, у которых оно занимает главенствующую роль, с трудом расчленяют картину мира на составные части, плохо анализируют, зато умеют видеть предмет или событие целиком и находить нетривиальные и оригинальные решения там, где их «праворукие коллеги» пасуют.

Недаром среди левшей такое количество художников, музыкантов, архитекторов, математиков, физиков! Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Наполеон, Черчиль, Бисмарк, Чарли Чаплин, Махатма Ганди, королева Виктория. Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, академик Павлов, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Альбрехт Дюрер, Огюст Роден, Анри Тулуз-Лотрек - все они были левшами… А ведь левши – это всего 10% населения земного шара.

К плюсам левшей относится их более целостная психическая структура, которая позволяет им легче приспосабливаться к новым условиям

И не только при смене работы, коллектива, сферы деятельности, но даже при смене климата. Любопытно, что у «праворуких» женщин правое полушарие мозга представлено более активно, чем у мужчин. Т.е. стиль мышления левши более схож со стилем мышления женщины.

И все же, быть левшой в наше «праворуком» обществе довольно тяжело. Очень многие вещи и предметы, окружающие нас, рассчитаны на праворукое большинство. Дверные ручки, ножницы, карандаши, авторучки, линейки, ножи, спорттовары, компьютеры, телефоны делаются для большинства. А левшам приходится приспосабливаться, испытывая при этом дискомфорт. И если взрослые уже научились мириться с определенными неудобствами, то малышам это даётся очень нелегко.

Во времена наших мам и бабушек леворукость не поощрялась. В школе и дома ребенка-левшу заставляли все делать правой рукой, стараясь сломать и переучить. Что же из этого выходило? Вместо одаренного, талантливого, успешного человека в 90% случаев получался забитый невротик-неудачник.

Переученные левши становятся плаксивыми, легко возбудимыми и неуправляемыми, у них начинается заикание и энурез, головные и желудочные боли, пропадает сон и аппетит, и в конце концов возникает стойкое отвращение к школе и учебе вообще. И когда дети-левши вырастают, многие из этих симптомов остаются с ними.

Итак, что же вам делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок – левша?

Прежде всего, подтвердить или опровергнуть свои подозрения. Чтобы определить, левша ли ребенок, вам нужно будет понаблюдать за ним в течении дня и ответить на ряд вопросов. Например, какой рукой ребенок держит ложку во время еды, открывает дверь в комнату, ковыряет в носу (да-да, все дети делают это), держит яблоко, бросает снежки, гладит кошку, держит за палочку чупа-чупс...

При этом, если вы предлагаете ребенку ложку, яблоко, карандаш, конфету, вы не должны давать ему этот предмет в определенную руку. Лучше всего положить его перед ребенком на стол на равном расстоянии от обеих рук, посередине. Если из 10 дел в течение дня 7 и более будет сделано левой рукой, ваш ребенок - левша. Если около половины – у вас амбидекстральный ребенок, т.е. оба полушария его мозга представлены одинаково сильно. Тогда вам тоже стоит прислушаться к нашим рекомендациям для родителей леворуких детей.

Свет и обучающие пособия должны находиться от ребенка-левши с правой стороны (вы помните: главное полушарие-правое, правый глаз передает картинку прямо к правому полушарию).

Ни в коем случае не позволяйте ребенку переутомляться. Дети-левши быстрее устают. Таковы особенности их нервной системы, и занятия с ребенком-левшой не должны длиться больше 15-20 минут. Потом отдых, и через некоторое время можно снова возвращаться к обучению.

Не замахиваясь на главную роль левой руки, постарайтесь научить своего ребенка действовать обеими руками. Для этого можно рекомендовать лепку, макраме, игру на музыкальных инструментах, на которых активно задействованы обе руки, плавание, игру в мяч и прочие занятия, где развивается координация движений кистей и пальцев рук.

Обучение чтению и письму у неправоруких детей имеет свои особенности

Нужно мягко указывать ребенку на его ошибки и развивать привычку писать и читать слева направо. Для этого можно «отметить» левую руку ребенка чем-либо (браслет или часы), т.к. леворукие дети часто затрудняются в определении, какая рука левая, а какая правая. Отмеченная рука всегда будет служить местом начала ряда.

Чтобы отрабатывать этот навык, можно складывать мозаику слева-направо, выкладывая ее рядами – так же, как мы пишем и читаем, складывать кубики в том же порядке, читать комиксы и придумывать собственные истории по тематическим картинкам, которые нужно разложить в порядке развития сюжета в цепочку слева направо. Можно также сначала придумывать собственные сказки (а с фантазией у вашего ребенка все хорошо) и иллюстрировать их с ребенком в том же порядке – от начала к концу.

При обучении чтению левше очень трудно удерживать строчку, которую нужно прочитать. Поэтому для начала рекомендуется закрывать текст книги непрозрачной линейкой или кусочком картона и открывать поочередно слово за словом (или даже слог за слогом) по мере продвижения ребенка по тексту. Ребенок будет читать таким образом до тех пор, пока навык удерживать нужное направление и слежение за строкой не дойдут до автоматизма.

С теми же проблемами (и даже более серьезными) сталкивается ребенок-левша при переписывании текста. Ведь в этом случае ему приходится не только фиксировать свое внимание на том месте в тексте, которое нужно переписать, но при этом также переносить этот текст в тетрадь, выстраивая буквы в ряд именно в том порядке, в котором они должны стоять.

Для левши это архитрудная задача, которая отнимает много времени и внимания. Если у ребенка не получается, а вы будете заставлять его снова и снова – результат от раза к разу будет все хуже. Поэтому не заостряйте внимание ребенка на плохо выполненном уроке, объясните основные ошибки и вернитесь к этому заданию в другой раз.

Возможно, перечисленные задачи покажутся родителям «левшей» чрезвычайно сложными, но на самом деле это не так. Постоянная систематическая работа с ребенком скоро начнет приносить свои плоды. И вы подготовите своего ребенка к обучению в школе без ущерба для его физического и нервного здоровья.

А там, возможно, в ряду великих левшей появится и его имя.