Десятый месяц жизни ребенка. Другие навыки и умения на десятом месяце. Что чувствует и как себя ведет

Физическое развитие
На десятом месяце мальчики будут весить от 8 до 12 кг, рост составит 69-79 см, а девочки - от 8 до 11,5 кг при росте 68-77см. К концу месяца может быть уже шесть зубов.

Большинство деток этого возраста – неутомимые исследователи. Они активно ползают и расширяют знания о мире. Малыш перемещается как маленький метеор. Некоторые малыши ползают вокруг своей оси на животе. Другие – на четвереньках, с опорой на руки и коленки, как обезьянки. Оба способа дают возможность малышу преодолевать препятствия, без помощи взрослого перебираться из комнаты в комнату. Движения крохи становятся более координированными.

Ребенок очень уверенно сидит, даже если что-то держит в руках, хорошо удерживает равновесие, учится слезать с дивана и залезать на него, карабкается по ступенькам. Малыш хорошо стоит, придерживаемый за руки, учится поднимать ногу.
Но не все дети постоянно стремятся двигаться куда-то. Некоторые, наоборот, подолгу сидят и играют с одной игрушкой. Пусть вас это не беспокоит: скорость развития ребенка не связана с темпами освоения окружающего мира.

Психологическое развитие
Ребенку нравится изучать содержимое шкафчиков, особенно на кухне - он с удовольствием достает оттуда и разбрасывает кастрюли, сковородки. Эти игры продолжатся достаточно долго, иногда до двух лет. Малыш пока не воспринимает запреты родителей не трогать вилки, стеклянную посуду. Поэтому постарайтесь сделать окружающее пространство безопасным.

Игры малюток становятся разнообразней. Появляются любимые куклы и мягкие игрушки. Ребенок выражает недовольство, если у него забирают игрушку, но по просьбе взрослого он мог бы легко отдать игрушку. Дети любят играть с вещами, которые можно доставать из коробочек, баночек. Оставляйте в разных местах коробки с игрушками, которые карапуз будет доставать и рассматривать.
Малыш очень любит играть со взрослыми, он радостно смеется, если взрослый прячется. Вспоминайте игры-потешки: «Коза рогатая», «Гули-гули». Стишки помогают малютке запоминать простые движения, сопровождающие потешку, он хлопает ладошками, загибает пальчики, кладет ручки на голову.

Малыши ориентируются в разных ситуациях: узнают звуки и находят их источник, ищут глазами предметы и людей, если о них говорят. В этом возрасте у детей появляется страх высоты, но никогда не оставляйте малыша играть на высоте. Темпераментные дети могут не обратить внимания на возможную опасность.

В этом возрасте дети получают информацию, как себя вести, реагируя на мамино отношение. Если вы постоянно подавлены, раздражены, то выражение, которое малютка видит на вашем лице, он перенесет на последующую жизнь. Лицо мамы, озаренное улыбкой, также запомнится крохе на всю жизнь.

Главное для 10-месячного малютки - все делать «как большой». У него уже достаточно развиты мимика, движениями рук и пальцев, чтобы все повторять за взрослыми. Ваш необдуманный жест может так понравиться малышу, что вам придется месяцами отучать его. Подражая старшим, кроха будет качать мишку, тереть ручки под водой совать ложку кукле.

Но малыш пока не способен переносить эти действия на другие предметы: качая собачку, он не будет качать мишку, пока не увидит, как вы это делаете. «Репертуар» игр малютки зависит от вашего желания научить и воображения. Кормите зверят, имеющихся в доме, водите их на прогулку, укладывайте спать, нагружайте кубики в машину и коробку на веревочке.

Ребенка интересуют связи между предметами. Поговорив с бабушкой по телефону, он будет потом внимательно изучать трубку, будто пытаясь найти, где же там спряталась бабушка. По этой причине малыш «ломает» игрушки, просто ему интересно понять, из чего они состоят как действуют.

Малютка хватает найденные на полу мельчайшие крошки. Будет лучше, если интерес к мелким вещам кроха удовлетворит, играя под вашим надзором с крупой.

К 10 месяцам у детей выделяется любимый вид деятельности. Кто-то с наслаждением рисует, другой пританцовывает под музыку, третий может целый час укладывать кубик на кубик, четвертый замирает с книжкой в руках, пятому постоянно надо общество других детей. Постарайтесь ежедневно удовлетворять интересы вашего ребенка.

С момента, когда ребенок встал, гуляйте минут по 15 в день на детской площадке, где кроха будет принимать посильное участие в игре других детей.

Вопросы мам про развитие ребенка от 9 до 10 месяцев

Ребенок от года до трех лет

10 месяцев, а зубов нет

21 0

У меня родилась дочка, славная такая девочка, уже ей 10 месяцев, но наверное как у каждого родителя у меня появляется много вопросов по здоровью своего чада. Дело в том что у нее в 10 месяцев зубок вообще нет и признаков на их появления также нет. Стоит ли боятся о том, что это проблема или же все нормально, просто зубы вырастут попозже не так как у всех? Врачи говорят - это нормально, особенности организма, но другие же врачи говорят, что это сбой. Кому верить, а кому нет я не знаю.

вс, 2014-07-13 18:06

Красота

Волосы после родов

47 0

Девушки, подскажите, после родов сильно лезут волосы, знаю, что гормоны, что все само пройдет, но все равно у кого-то раньше, у кого-то позже. Может витамины какие попить или маски поделать? Кому что помогло, чтобы реально результат виден был? Как ухаживаете за волосами, чтобы выпали меньше и выглядели красивыми? У меня очень длинные волосы, жуть по дому веде валяются. Может подстричь для роста их? Замучилась с ними, пылесос не справляется даже!
Поделитесь секретами красивых волос и рецептами, спасибо!

Важно предоставить своему ребенку возможность заняться исследованием и изучением всего, что его окружает, поощрять всестороннее развитие крохи.

Быстрый и ловкий!

Ваш малыш уже умеет сидеть, поворачивать корпус, наклоняться, вставать, держась за опору, и передвигаться вдоль нее, залезать на невысокие предметы (кресло, диван), присаживаться и вставать из любого положения.

Способы передвижения у детей этого возраста могут существенно отличаться: один хорошо ползает, другой передвигается, держась за опору, а третий начинает ходить самостоятельно. Не стоит торопить события: ребенок сделает свой первый шаг, когда будет полностью к этому готов и физически, и психологически. Лучше основательно подготовиться к этому моменту, укрепляя мускулатуру, совершенствуя координацию движений и равновесие. Для этого подойдут физические упражнения, выполнять которые нужно каждый день.

Упражнение «Маятник». Это отличная тренировка для вестибулярного аппарата, работа которого и обеспечивает сохранение равновесия при ходьбе. Возьмите ребенка под мышки и раскачивайте из стороны в сторону, как маятник. Амплитуда раскачиваний может варьировать, только соблюдайте осторожность и не напугайте малыша. Покружитесь вокруг своей оси сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнение «Поехали!». Посадите кроху к себе на колени и совершайте коленями подпрыгивающие движения:

Ехали мы, ехали
В лес за орехами,
На кочку попали –
В ямку упали! Бух! (Нужно раздвинуть колени, чтобы ребенок как бы провалился в «ямку».)
Другой стишок к этой игре:
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам!
По узеньким тропинкам,
В ямку – бух!

Упражнение «К облакам». Держа малыша под мышки, поднимите его высоко: «Полетел самолет в небо, к солнышку!», а затем плавно опустите: «Самолетик вернулся на землю». Повторите несколько раз.
Такая зарядка доставит малышу море удовольствия и положительных эмоций.

Упражнение «Соберем игрушки» . На краешек дивана или журнального столика положите игрушки на небольшом расстоянии друг от друга. Чтобы дотянуться от одной игрушки до другой, кроха будет вынужден сделать маленький шажок, держась за опору. Так он будет передвигаться, пока не осмотрит все игрушки. Можно предложить малышу складывать по одной игрушке в корзинку. Дотягиваясь до предметов, ребенок тренирует пространственную ориентацию и координацию движений. Кроме того, взяв игрушки в руки, малыш отпускает опору, а значит – учится сохранять равновесие в положении стоя.

Игра с мячиком. Ребенок сидит или стоит. Дайте ему в руки небольшой мячик. Возьмите мяч из рук крохи, затем вновь отдайте ему, протягивая то справа, то слева, то сверху, то снизу. Повторите манипуляции 8–10 раз, не забывая при этом разговаривать с малышом, хвалить его. Хорошо, если это упражнение станет одной из любимых игр ребенка.

В период от 8–10 месяцев необходимо обеспечить малышу свободу движений, стимулировать его желание лазать, преодолевать препятствия, садиться и вставать из различных положений: детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый.

Десятимесячный ребенок способен координировать действия рук. Малыш раскладывает вокруг себя много различных предметов, по очереди с ними играет, разбирает предметы и находит интересующий. Ему нравится вкладывать кубики в коробочку, маленькую матрешку – в большую. Он может не только держать в каждой руке по игрушке, но и осуществляет с ними разные действия (стучит друг о друга, пробует ставить один предмет на другой, вкладывает меньший предмет в больший).

Для совершенствования этих навыков нужны соответствующие игрушки: кубики, стаканчики разных размеров, вкладывающиеся друг в друга; пирамидка, матрешка, деревянные бруски строительного конструктора, сортеры – емкости с прорезями для вкладывания фигурок. Прежде чем дать крохе игрушки для самостоятельной игры, нужно показать, как с ними действовать. Кроме основных функций игрушки, ребенок может обнаружить новые способы ее применения. Колечки от пирамидки можно разбросать вокруг себя, коробку сортера – потрясти, послушав, как перекатываются внутри фигурки, а стаканчиками-вкладышами – накрывать мелкие предметы. Понаблюдайте за игрой малыша, не мешая ему открывать новые возможности игрушек, придумывать и воплощать новые способы игры с ними.

Как взрослый!

Этот возраст интересен тем, что дети начинают копировать поведение и действия взрослых. Феномен подражания очень важен в развитии крохи – таким образом малыш познает окружающий мир, усваивает способы действия с предметами, образцы поведения в социальной среде.

Ребенок уже достаточно овладел движениями рук, кистей, пальцев и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Он протягивает руку при встрече с дедушкой (как папа!), машет на прощание ручкой или посылает воздушный поцелуй (как мама!), мешает ложкой кашу – словом, стремится совершать разные действия по примеру взрослых. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой.

Теперь важно показывать ребенку разные способы поведения и действий с предметами. И конечно, следить за собственными действиями и поступками, чтобы случайно не предоставить малышу нежелательный пример. На основе подражания организуйте ситуации, в которых ребенок может проявить свою самостоятельность.

Хорошие манеры. Малыш может самостоятельно пить из чашки, держа ее двумя руками. Попробуйте дать ему ложку – возможно, он будет пытаться черпать из тарелки. Предложите крохе вытереть рот салфеткой после еды.

В ванной. Дайте ребенку мочалку – пусть он натирается ею. При этом полезно проговаривать части тела: «Помой сам ручки, животик, ножки».

Изучаем окружающий мир

Возрастают любопытство и любознательность ребенка. Знакомство малыша с окружающим миром расширяет свои горизонты. Важно поощрять исследовательскую активность крохи, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.

На прогулке. Гуляя с малышом, мама может немного рассказать ему о детях, взрослых, животных, встречающихся на пути. Можно собирать и рассматривать веточки, листочки, камешки. Обратите внимание крохи на форму и цвет собранных предметов. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это будет не только способствовать улучшению его двигательной активности, но и стимулировать развитие осязания. Возьмите несколько находок домой, чтобы их как следует изучить; только следите за тем, чтобы малыш не тянул эти предметы в рот. Пусть кроха узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Посмотрите вместе, как садится солнце, покажите малышу облака и тучи, рассмотрите вечернее небо: как много там маленьких звездочек, какая круглая луна.

Упражнение «Величина, форма, цвет» . Приготовьте 4–6 предметов разной формы и величины: большой надувной мяч, кубики – большой и поменьше, маленькую игрушку (например, от «киндер-сюрприза»), ложку, машинку и т.д.

Подавайте предметы по очереди, называя их и обозначая цвет. Обратите внимание, как кроха держит разные предметы: большой мяч он возьмет двумя руками, маленькую игрушку – большим и указательным пальчиками, ложку зажмет в кулачке. Это говорит о том, что малыш способен координировать движения и правильно осуществлять захват предметов разного размера.

Игра «Дождик, дождик, пуще!» . В этом возрасте ребенка необычайно привлекает изучение свойств воды. С водой лучше всего играть в ванной во время купания.

В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: «Смотри, какой сильный дождь!».

Полезно переливание воды из небольшого стаканчика в ванну, пусть кроха сам попытается зачерпнуть водичку из ванны маленьким стаканчиком.

Воду можно впитать губкой. Незаметно вылейте на стол небольшое количество воды: «Ой, водичка пролилась! Давай мы сейчас вытрем лужицу! Посмотри, лужа становится все меньше и меньше. И вот стол снова сухой. Водичка впиталась в губку. Давай ее выжмем». Предложите ребенку вытереть воду самостоятельно при помощи губки. Таким образом, с помощью простых игр-манипуляций малыш познает разные свойства жидкости: впитывание, перетекание из одного резервуара в другой, осваивает понятия «мокрый – сухой».

Развиваем ручки и пальчики

Постепенно совершенствуются движения рук, что позволяет ребенку использовать предметы как орудия. Уже в 10 месяцев малыш координирует действия рук, когда каждая рука выполняет свою задачу: например, одной рукой он поднимает куклу, а другой – держится за опору. В этот период он более активно помогает при одевании: снимает носок, засовывает ногу в ботинок.

Предлагайте малышу большие предметы. Стройте вместе с ним башни из кубиков или строительного конструктора, научите нажимать на клавиши игрушечного пианино.

Тренировка мелкой моторики и развитие чувствительности пальцев влияют на интеллектуальную деятельность ребенка и развитие речи. Продолжайте устраивать крохе уроки рисования, лепки из пластилина.

Игра «Сюрприз в банке» . В небольшие емкости (подойдут пластиковые контейнеры для хранения продуктов) насыпьте крупу, в каждую емкость – разную. Крупа может быть любая: гречка, рис, пшено, манка, а также бобовые – фасоль или горох. Это будут сенсорные «ванночки» для маленьких ручек. Пусть малыш запустит руку в каждую банку и пошевелит там рукой, посмотрит, как сыплется крупа сквозь пальцы.

После ознакомления с игрой усложните задание. В каждую банку с крупой заройте по небольшой игрушке. Покажите ребенку, как надо разрывать крупу, чтобы найти сюрприз. Малыша может надолго увлечь такое занятие. Эта игра очень полезна для тренировки чувствительности пальцев. Кроме того, манипуляции с крупой обладают массажным эффектом, активизирующим рецепторы пальчиков и ладошек ребенка. Занятие должно проходить под присмотром взрослых, чтобы малыш не ел крупу или не вдохнул ее.

Упражнение «Шнурочки-узелочки». Вам понадобятся разноцветные шнурки. Несколько шнурков оставьте без изменений, а на некоторых завяжите по 4–5 узелков. Предлагайте крохе для ощупывания и изучения то гладкие, то узловатые шнурочки, чтобы он учился сравнивать полученные ощущения.

Во время купания. Приготовьте 2–3 небольшие губки или мочалки (желательно разной фактуры). Покажите ребенку, как нужно сжимать губку, чтобы потекла вода. Малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью. Усиливая или ослабляя нажим, кроха учится координировать свои действия и укрепляет кисти рук.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с песком, пальчиковая гимнастика – выполнение специальных упражнений для пальчиков в игровой форме, массаж ручек: поглаживание и растирание каждого пальчика, ладоней и кисти, перебирание четок из бусин и пуговиц. Перекладывание орехов, камешков, фигурных макаронин, ватных палочек помогает малышу в совершенстве освоить «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами).

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками, а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Первые слова

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь.

Горячее и холодное. Позвольте малышу потрогать внешнюю сторону чашки с очень теплым чаем (теплым, а не горячим, чтобы ребенок не обжегся) и скажите: «Горячо! Чай горячий!», а затем кубик льда: «Холодно! Лед холодный». Вместо этих предметов можно использовать стаканы с теплой и холодной водой, горячую кашу и холодное молоко и т.д. Важно иллюстрировать эти понятия по очереди: например, сначала горячее, затем холодное.

Вверх – вниз. Медленно поднимайте ребенка в воздух, а затем опускайте его на землю, приговаривая: «Полетели вверх!», «Опустились вниз!». Положите кубик на шкаф, затем снимите его на пол, покачайте ребенка на качелях.

Большой – маленький. Положите большой мяч рядом с маленьким, покажите ребенку в зеркале, что мама большая, а малыш – маленький.

Мокрый – сухой. Сравните влажную губку с сухим полотенцем, только что вымытые волосы ребенка – с вашими сухими волосами.

Ребенок в возрасте 10 месяцев хорошо произносит цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет.

Поощрять ребенка к разговору не менее важно, чем рассказывать что-либо ему. Если даже вы еще не разбираете ни одного произнесенного им слова, внимательно слушайте лепет и отвечайте: «Ах, как интересно!» или: «Думаешь, это так?», тем самым поощряя кроху на новые речевые эксперименты.

Посадите малыша к себе на колени и раскройте книгу. Прочтите стишок, небольшой рассказ или просто расскажите, что нарисовано на картинке, чем занимаются персонажи. Попросите ребенка показать названный предмет. Если на картинке животное, расскажите, как оно «разговаривает». Например, гусь – «га-га», собачка – «ав-ав», кошка -«мяу- мяу». Попробуйте установить связь между невнятными словами ребенка и теми предметами, которые они могут обозначать. Когда вам трудно перевести, что у вас просит ребенок, показывайте на возможные предметы («Ты хочешь мячик? Бутылочку? Пирамидку?»), предоставляя ему шанс ответить утвердительно. Вероятно, вы оба не раз будете близки к отчаянию, прежде чем просьбы ребенка станут более понятными, но если вы будете продолжать вести себя как переводчик, то это ускорит языковое развитие малыша. В то же время, кроха будет чувствовать удовлетворение от того, что его стараются понять.

Используя упрощенные взрослые выражения вместо детской речи, вы поможете ребенку быстрее начать говорить правильно: «Саша хочет бутылочку?» – это лучше, чем «Сяся хо ба-ба?».

Побуждайте ребенка отвечать либо словами, либо жестами, предлагайте ему выбор: «Ты хочешь хлеб или крекер?», «Ты хочешь надеть пижаму с мишкой или с машинкой?», а затем предоставляйте ему возможность жестом или голосом определить свой выбор, который затем вы должны назвать.

Малыш способен выполнять несложные просьбы и указания. В этом возрасте кроха может выполнить только одну простую команду. Вместо того чтобы попросить: «Пожалуйста, подними ложку и дай ее мне», попробуйте сформулировать просьбу в несколько этапов: «Пожалуйста, подними ложку», а когда ребенок это сделает, добавьте: «А теперь дай ложку маме».

Поощряйте вашего ребенка произносить слова, когда он использует невербальные средства общения (показывая, издавая неразборчивые звуки), чтобы выразить свое желание. Попросите его: «Скажи маме, что ты хочешь». Малыш затрудняется с ответом? Предложите ему выбор, например: «Ты хочешь мячик или грузовик?». Если вы по-прежнему получите невербальный ответ, назовите предмет сами: «Ах, ты хочешь мячик!», а затем передайте ему мяч.

Постарайтесь в следующий раз – таким же терпеливым и нетребовательным способом – активизировать ребенка на произношение звуков и слов.

Важные достижения десятого месяца:

  • ребенок переступает вдоль опоры, залезает на невысокие предметы, садится и встает из любого положения;
  • координирует движения, способен одной рукой держать игрушку, другой – держаться за опору;
  • быстро и ловко берет мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • наблюдая за взрослыми, подражает их жестам, выражениям лица, звукам;
  • обогащается понятийный словарь, лепет становится разнообразнее (новые слоги, звуки, звуковые сочетания);
  • начинает осознавать некоторые понятия: «горячо – холодно», «сухой – мокрый», «большой – маленький» и т.д;
  • любит изучать свойства разных предметов;
  • понимает и выполняет некоторые просьбы;
  • осознанно произносит первые слова: «мама», «папа», «баба» и др.

Началась последняя четверть года - время интенсивного психического развития ребенка. Неуемное любопытство заставляет его вставать на ножки, тянуться к незнакомым предметам, активнее действовать руками, а «овладение» пространством, совершенствование мелких движений кисти расширяют мир его представлений и понятий. Снова и снова действует закон плодотворнейших обратных связей «моторика - психика».

Десятый месяц – это время интенсивного психического развития малыша. Темпы роста замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8,5 до 10 килограммов, рост в среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой, так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь.

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев. Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Pубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба, а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит.

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства

Если к концу десятого месяца малыш:

не сбрасывает игрушки со стола;
не может махать головой в знак отрицания или согласия;
не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.

Новости купания

Физическое и психическое развитие малыша отчетливо проявляется в его отношении к купанию. После 3-4 месяцев он уже не сопротивляется при опускании его в ванночку. В 6-7 месяцев принимает активное участие в купании. Сам протягивает для мытья то ручку, то ножку. Любит барахтаться, плескаться в воде, громко смеется и лепечет.

С десятого месяца активность ребенка столь велика, что даже мешает спокойно проводить купание. Он стремится превратить купание в новую игру. Старается поймать рукой лицо или волосы наклонившейся матери, хватается за губку, плавающие игрушки, поднимает ручки на голову, когда губкой или махровой варежкой натирают ему тельце, и кричит, когда его намереваются вынуть из ванны.

Меняются с возрастом и правила купания. Во втором полугодии малыша нужно купать через день. Но если позволяют условия, то желательно продолжать купание ежедневно. Ребенок купается сидя. Намыливанию предшествуют теплая ванна с водоплавающими игрушками.

Не хотят купаться (это, правда, бывает редко) лишь дети, которых однажды погрузили в более горячую или холодную, чем обычно, воду. «Тепловая» память у малышей очень развита, поэтому они долго не могут забыть эту ситуацию и боятся воды. Иногда десятимесячный ребенок отказывается садиться в ванне. Причины этого явления неизвестны. И, хотя это непедагогично, советуем некоторое время пойти на поводу у малыша и мыть его стоящим, под дождиком из лейки.

Как и прежде, ванночка малыша должна использоваться только для купания. Все купальные принадлежности должны содержаться в чистоте, периодически (один раз в неделю) кипятиться или обдаваться крутым кипятком. Поролоновые губки использовать не следует, так как их нельзя кипятить.

При купании сидящего ребенка сначала протирается губкой или махровой варежкой лицо без мыла. Затем детским мылом моется голова. Чтобы мыло не попало в глаза, нужно смывать его, наклонив голову назад. Потом намыленной губкой или варежкой моются конечности и туловище. В заключение процедуры ребенок окатывается чистой водой из кувшина.

Последнее очень нравится детям. Окатывание хорошо еще и тем, что, отвлекая ребенка, позволяет ему без сожаления расстаться с уютным теплом ванны. После ванны тельце можно уже не только промокать, но и растирать мягким полотенцем. Волосы расчесывать мягкой индивидуальной детской щеткой или частым гребнем. Купание обычно завершает дневное бодрствование и служит переходным этапом к ночному отдыху.

Сон и бодрствование

Теперь ребенок не только бодрствует иначе, чем раньше, он и спит не как раньше! Меньше, и нередко беспокойнее. Ему уже нетрудно менять положение в кровати, и вот новая проблема: постоянно сбрасывает с себя одеяло. Можно закрепить его края под матрацем, хотя это и не очень надежно - ребенок ухитряется выползти и улечься сверху. Попробуйте дополнить гардероб малыша ночной рубашкой. Она должка быть длинной, внизу ее можно застегнуть на пуговицы, чтобы получилось подобие спального мешка. Взрослому, чтобы уснуть, хочется укутаться потеплее, а вот дети лучше засыпают, если в комнате прохладно и они не слишком укутаны.

Не забывайте перед сном проветривать комнату. Попробуйте укладывать ребенка сначала без одеяла, а потом, когда он, перестав копошиться, уснет, осторожно укрыть.

Редкий ребенок этого возраста спит спокойно всю ночь. Но один, повертевшись, снова засыпает сам, к другому приходится подойти, и не раз.

Особенности сна - зеркало особенностей ребенка, его характера, темперамента, состояния нервной системы. Во сне, или в связи со сном, иногда проявляются ранее не замеченные в бодрствовании тонкие симптомы неврологических расстройств. Если что-либо в этом плане вас беспокоит, покажется необычным - покажите ребенка детскому невропатологу. Нередко малыш трудно засыпает - это может быть проявлением нервного заболевания, но очень часто причина гораздо проще: ребенка слишком поздно укладывают на второй дневной сон, и он просто не успевает «нагуляться».

Промежуток между окончанием дневного и началом ночного сна должен быть не меньше четырех часов. А за два часа до ночного сна надо прекратить всякие бурные развлечения, заигрывания с ребенком, тормошение и подбрасывание, что обычно любят проделывать пришедшие с работы папы.

Иногда, чтобы ребенок спокойнее уснул, приходится несколько изменить режим его питания и дать незадолго до сна не кефир, а что-то поплотнее, например, кашу.

Бывает, и довольно часто, родителей беспокоит, что их ребенок спит с полузакрытыми глазами. Это может быть его индивидуальной особенностью, а иногда даже семейной, выясняется, так спит кто-то из родителей. Но присмотритесь симметрично ли опущены веки? Если одно всегда выше, другое - ниже, можно думать об остаточных явлениях какого-то воспалительного процесса, захватившего и лицевой нерв. Он мог пройти незамеченным. Такое подозрение подкрепляется, если, присмотревшись, вы обнаружите, что и в бодрствовании, и в моменты плача появляется асимметричная гримаса. Заочно ничего не скажешь. Ребенка должен обязательно посмотреть невропатолог.

Мамы тревожатся, когда видят, что во сне ребенок вздрагивает. Но когда и как? Если вздрагивает только при внезапном громком стуке, телефонном звонке, это естественно, если вздрагивает засыпая и перед тем как проснуться, - это тоже естественно, потому что в такие моменты отдельные группы мышц расслабляются или напрягаются неравномерно, не все сразу. А вот если он вздрагивает среди ночи, причем вздрагивания идут сериями -по 2-3 или даже по 5-6 подряд, требуется консультация невропатолога.

Обычно больше следят за тем, как ребенок засыпает, а не за тем, как он просыпается. А ведь это тоже очень важный момент, который много говорит о характере малыша, его самочувствии, состоянии нервной системы. Если просыпается с улыбкой, веселый и жизнерадостный, можете быть за него спокойны! А если всегда с плачем, криком, недовольный, капризный, надо озаботиться - что с ним.

Иногда так ведут себя дети, которые по необходимости - или без нее - выросли буквально на руках, привыкли к ощущению постоянного материнского тепла. Как же: вдруг проснулся, а ничего этого нет?

Страх, тревога, отчаяние! Не надо закреплять этот рефлекс. Мама примерно знает, когда ребенок проснется, и необходимо оказаться к этому моменту рядом, взять малыша на руки, согреть, приласкать, успокоить, чтобы он не успел расплакаться и чтобы пробуждение его было приятным.

Причиной утреннего плача может быть головная боль. Она случается с детьми, у которых повышено внутричерепное давление: ночью при долгом лежании ухудшается отток крови из полости черепа, происходит застой венозной крови. И здесь уже, конечно, требуются лечебные меры.

Родителей пугает и другое явление: во время бодрствования ребенок вдруг широко раскрывает глаза, так, что над зрачком становится видна белая полоска глазного яблока. Обычно это реакция на стук, резкий хлопок, неожиданно зажженный свет. Так бывает и у взрослого, и само по себе это не страшно. Не если, плюс к тому, ребенок плохо засыпает, спит беспокойно, просыпается недовольный, если при плаче у него дрожат ручки - налицо уже набор симптомов, или, как говорят врачи, симптомокомплекс, и он требует внимания.

Мало или много спит ваш малыш? Вопрос непростой, потому что здесь стандартов нет, у каждого своя потребность в сне. В среднем, на десятом месяце ребенок спит два раза днем по полтора-два часа и десять часов ночью. Но если, проспав ночью всего восемь часов, ребенок просыпается бодрым, веселым, с хорошим настроением и аппетитом, значит, он спал как раз столько, сколько ему требуется. Ориентир -- не общие нормы, а комфортное состояние именно вашего малыша!

Гимнастика от 9 до 12 месяцев

Обязательно занимайтесь с ребенком гимнастикой каждый день! Занятия помогают ему увереннее сделать свои первые шаги. Они способствуют закаливанию, ведь в это время малыш раздет. Еще одно неоценимое достоинство - мамины прикосновения. Физический контакт с матерью, да и с отцом тоже, создает у ребенка чувство защищенности, успокаивает, вызывает целую гамму положительных эмоций.

1. Круговые движения руками - выполнять с кольцами.

2. Поднимать выпрямленные ноги. Положите ребенка на спину и, держа на высоте его пока выпрямленных ног гладкую палочку или большую яркую игрушку, побуждайте, подняв ножки, коснуться ее. В первый раз помогите ему; еще два-три раза - и он, вероятно, с удовольствием проделает это сам.

3. Топанье. Малыш лежит в том же положении - на спине. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, стопы упираются в стол. Приговаривая «топ-топ-топ», покажите как можно топать по столу. Получается что-то вроде бега на месте.

4. Поворот со спины на живот. Для стимула можно использовать привлекательную игрушку, располагая ее то справа, то слева, чтобы ребенок повернулся несколько раз в обе стороны. Он уже понимает или очень скоро начнет понимать вашу просьбу: «Повернись на животик» и ваши поощряющие слова: «Хорошо, молодец, очень хорошо!».

5. Вставание на ноги из положения лежа на животе. Дайте в руки малышу кольца и, легко потягивая за них, помогите ему встать сначала на колени, а потом и на ноги.

6. Наклоны и выпрямления туловища. Поставьте ребенка, прислонив его спиной к себе, одной рукой придерживая колени, другой - живот. Положите у его ног удобную для захватывания игрушку и предложите достать ее и выпрямиться. Упражнение повторите два-три раза.

7. Присаживание. Положив ребенка на спину и слегка придерживая ладонью ножки ниже коленей, предложите ему два-три раза сесть.

8. Сгибание и разгибание рук в положении сидя (а позднее - стоя). Это упражнение тоже хорошо делать с кольцами -- вы держитесь за них вместе с ребенком и, потягивая, попеременно сгибаете его руки 6-8 раз.

9. Приседание. Поставьте ребенка лицом к себе и, придерживая за кисти полусогнутых в локтях рук, предложите ему несколько раз присесть. Позднее и это упражнение можно будет выполнять с кольцами.

10. Присаживание. Попробуйте, уже не придерживая малыша, помочь ему сесть из положения на спине, потягивая за кольца или палочку, которую он держит. Закончить занятие можно упражнением «мостик». Положив ребенка на спину и обхватив одной рукой стопы, медленно сгибайте его под прямым углом. Затем другую руку подведите под поясницу и слегка приподнимите его вверх и вперед так, чтобы малыш прогнулся, опираясь на стопы и затылок. Упражнение достаточно сделать два раза.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
воспринимает шутки в свой адрес;
выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
радуется играм-забавам;
вставляет один предмет в другой;
предпочитает мелкие предметы крупным;
при помощи одного предмета достает другой;
сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
сидит, ползает, ходит у опоры;
спокойно расстается с грудью;
жует мелок порезанную пищу;
проявляет активный интерес к другим детям.

Кажется, только вчера беспомощного малыша привезли из роддома, его навыки сводились к возможности сосать грудь и оповещать о своих проблемах пронзительным криком. Сегодня ему 10 месяцев, а список навыков довольно внушителен. Как понять, правильно ли развивается чадо, нет ли отставания в развитии и на какие его особенности родителям обратить особое влияние? Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Ответ дают ведущие педиатры страны.

Физическое развитие

За 2 месяца до года темпы роста грудничка существенно замедляются в сравнении с более ранними этапами. Не так активно наращивается и масса. Среднестатистические данные для малышей описываемого возраста - 76 сантиметров рост и 10 килограммов вес. Данные условны и могут незначительно отличаться в большую или меньшую сторону. Главное - ребенок должен расти по определенному графику, существенные отклонения являются поводом для беспокойства мам и пап, которые необходимо обсудить с участковым педиатром при следующем посещении.

Режим сна и бодрствования

Родители старшего поколения, вспомните, что умел ваш ребенок в 10 месяцев? Спать ночью с кратковременными пробуждениями для кормления по 11-12 часов. В случае если чадо благополучно переносит рост зубов, мамы наконец получат возможность высыпаться по ночам. Длительность дневного сна в общей сложности должна составлять 4 часа. Это период, когда организм грудничка перестраивается с трехразового отдыха на двухразовый. Первый сон - утренний - наступает спустя 1-1,5 часа после пробуждения с ночи, его длительность составляет 1 час. Обеденный сон, после активной прогулки в компании с мамой и плотного приема пищи, составляет до 3 часов. Описываемый режим должен сохраниться до полуторалетнего возраста - это залог крепкого здоровья, полноценного развития и высокой сопротивляемости инфекциям.

Нормы питания

Что умеет ребенок в 10 месяцев по развитию и питанию? Навыки практически неотличимы от взрослого. Минимальная норма грудного молока или адаптивной смеси составляет 200-230 мл до 3 раз в сутки. Остальное питание малыш получает в виде овощных и фруктовых пюре, каш, мясных ненаваристых бульонов, отварного мяса, рыбы и т.д. Желудок малыша еще слишком нежен для острых приправ, кофе, какао, копченостей и жареного мяса. Грудничковый рацион не должен включать магазинные продукты, богатые консервантами и всевозможными химическими добавками.

Моторные навыки

Десять месяцев - важный этап в становлении моторных навыков. Любые отклонения являются свидетельством неправильного развития, дефицита витаминов и недоразвитости мускулатуры.

Что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев:

  1. Уверенно ползать в коленно-локтевой позиции, не уставая и не демонстрируя капризов.
  2. Сидеть, опираясь на руки или с небольшой помощью старших.
  3. Вставать из положения сидя самостоятельно или используя в качестве опоры посторонний предмет.
  4. Ходить, опираясь на предметы.
  5. Подниматься и опускаться на несколько ступенек по невысокой лестнице.
  6. Пользоваться столовыми предметами - чашкой, ложкой, поильником.
  7. Адекватно реагировать на предложение горшка. Процедура похода в туалет не должна сопровождаться физическим и эмоциональным дискомфортом.

Моторика рук

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Его пальцы приобретают все большую гибкость. Орудуя большим и указательным пальцами, он перебирает мелкие предметы. Малыш с интересом хватает куски твердой пищи и кидает их под ноги. Крошечные вещицы и не только до сих пор проходят проверку «на зуб». Пусть в окружении малыша находятся предметы, которые съедобны и не настолько малы, чтобы подавиться. В помощь мамам простое правило, чтобы избежать асфиксии малыша - не позволяйте играться с тем, что не растворится в воде, целым виноградом, сырой морковью.

Еще больше мобильности

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Хорошо ползать! Большинство малышей предпринимают попытки к передвижению на четвереньках и в более раннем возрасте, но скоординированными движения можно назвать только сейчас. Порой скорость ползания чада может превышать аналогичный показатель ходьбы взрослого человека. Отдельные «личности» даже овладевают навыками передвижения по лестнице.

Малыш уверенно сидит без опоры, ходит с мамой за руку или держась за опору. Отпустив на пару секунд край дивана, грудничок может продемонстрировать навыки равновесия. Первые шаги к еще большей самостоятельности и независимости станут настоящим испытанием для старших, которым придется провести в полусогнутом состоянии не один час. Навыки уверенного хождения большинство малышей обретает к 14-15 месяцам.

Принципы общения

Что ребенок умеет в 10 месяцев? Рационально реагировать на просьбы и указания старших, выполнять элементарные действия без предварительной демонстрации или помощи родителей. Малыш должен повторять жесты, увиденные один-два раза не более недели назад.

Играет чадо самостоятельно. Мама может оставить его в манеже или кроватке, а сама уйти на кухню или провести влажную уборку. Чадо продолжает активно знакомиться с окружающим миром, с неподдельным интересом изучает новые вещи.

Память развивается усиленными темпами, что позволяет маленькому человеку запоминать расположение важных для него объектов, мебели, мест, где хранятся игрушки, отличать свою одежду от чужой.

Что должен уметь в 10 месяцев ребенок? Развитие социальных навыков определяет стремление к общению со сверстниками и старшими товарищами. Увиденные жесты откладываются в памяти и могут быть воспроизведены по назначению.

Речь становится внятной. Кроха издает первые обдуманные слова. Долгожданные «мама» и «папа» будут смазанными и не всегда понятными. Родители должны всячески поощрять старания малыша, больше общаться с ним, читать, все это в комплексе позволит ускорить развитие речевых навыков.

Время, проводимое напротив телевизора, должно сводиться к просмотру мультфильмов и детских развивающих передач. Кинофильмы со сценами насилия или нецензурной лексикой негативно скажутся на психике малыша, а отучить от услышанных слов будет крайне проблематично.

Проявление эмоций и восприятие окружающего мира

Что умеет делать ребенок в 10 месяцев? Пожалуй, одним из впечатляющих достижений является проявление адекватных эмоций в соответствии с создавшейся ситуацией. Каприз и проявление недовольства в ответ на отобранную игрушку, страх при внезапном шуме, улыбка при виде близких - свидетельство правильной оценки малышом окружающей обстановки.

Чем ближе к году, тем сильнее карапуз стремится вести себя как взрослый. Овладев в совершенстве движениями рук и пальцев, грудничок повторяет увиденные жесты.

Малыш придет в неподдельный восторг, если он станет участником занимательного просмотра телевизора или телефонного разговора.

За сломанные игрушки десятимесячное чадо ругать не стоит. Они не ломают, а изучают предметы, пытаясь понять, как они работают. Что умеет ребенок-мальчик в 10 месяцев? Пытливые в столь нежном возрасте, они начинают проявлять интерес к законам физики. Озорники безошибочно определят, за что потянуть, чтобы тарелка упала на пол, какой длины взять палку, чтобы достать далекий предмет.

Если малыш развивается в замедленном темпе

Наблюдая за другими детьми на игровой площадке, мамы могут сравнить навыки и умения ребят. Если, отвечая на вопрос о том, что умеет ребенок в 10 месяцев, вы не можете назвать и половины из перечисленного списка, возможно, имеет место проблема заторможенного развития. Не стоит преждевременно поддаваться панике. Достаточно показать ребенка авторитетному педиатру, который, в свою очередь, проведет ряд тестов, нацеленных на проверку физического и психического здоровья малыша.

Если врач поставил неутешительный диагноз, как можно быстрее обратитесь в детский центр повышенной социализации. Незначительные проблемы эффективно решаются на протяжении 3-4 месяцев. В более запущенных ситуациях профессиональная помощь может потребоваться на период от полугода до года.

Вопрос о недоношенных детях

Что должен уметь в 10 месяцев ребенок, родившийся раньше срока или с минимальным весом? Зачастую недоношенным малышам необходимо больше времени на освоение окружающего мира и получение перечисленных навыков. Родители в состоянии удалить черту между рожденными здоровыми и слабыми детьми, следует ежедневно проводить дополнительные занятия с чадом, активнее знакомить с окружающим миром.

Важный момент, который упускают многие родители - с детьми нужно разговаривать. Это не должен быть поток бессмысленных фраз. Вариант, который будет удобен всем - просто комментируйте свои действия. Например, собираясь на улицу, перечисляйте предметы одежды, надеваемые на малыша, описывайте их цвет. Во время прогулки рассказывайте о предметах, окружающих вас, их форме, назначении. Ваши труды не пройдут бесследно, неожиданно для всех окружающих чадо начнет делиться собственными наблюдениями и удивлять знаниями.

Мальчики и девочки - разные темпы развития?

В 10 месяцев жизни становится заметна разница детей разного пола как в физическом, так и в психологическом плане. Мальчики преуспевают в весе, обгоняют сверстниц по росту и проявляют больше двигательной активности. Что умеет ребенок-девочка в 10 месяцев? Малышки радуют мам и пап своей эмоциональностью. Улыбаются они чаще, смеются, с интересом повторяют движения и звуки, чтобы привлечь внимание старших, просят поиграть с ними.

Груднички сильного пола проявляют самостоятельность, в приоритете у них исследовательская деятельность. Разговоры и эмоции взрослых их мало интересуют. Тогда как девочки ориентируются именно на них, пытаясь заслужить похвалу старших демонстрацией новых достижений. Мелкая моторика у юных представительниц прекрасного пола развивается быстрее. Они раньше осваивают навыки ходьбы и говорения.

Игры на развитие координации, движений и ритма

Крутимся на животе . Ребенок лежит на полу, на животе. Сбоку от него следует положить яркую игрушку. Чтобы дотянуться до нее, крохе придется повернуться. Опираясь на вытянутые руки, чадо научится вращаться вокруг своей оси. Чтобы усложнить игру, можно потрясти погремушкой возле ножек, малыш будет слышать звук, но чтобы увидеть его источник, придется приложить еще больше усилий.

Извлекаем звук . Родитель дает грудничку в обе руки по твердой игрушке. Он начинает стучать ими. Необходимо проговорить вслух: «Ты стучишь и слышишь громкий звук». Теперь игрушку в одной руке следует заменить платочком. Прокомментировать действие: «Теперь звука нет!» Проговаривание действий малыша формирует его пассивный словарный запас.

Развиваем пальчики . Перед ребенком установить крупную емкость - ведро, кастрюлю. Предложить 4-5 небольших неопасных предметов (мячики, мягкие кубики и т.д.). Показать, что маленькие предметы можно забрасывать в большую емкость. Если малыш освоил правила игры, родитель меняет место расположения емкости.

Развивающие игры в десятимесячном возрасте должны включать упражнения на работу с предметами. Игрушечный «арсенал» чада стоит пополнить крупными пирамидами, кубиками разных форм, цветов и размеров, мягкими обучающими книжками и шнуровками.

Достигнув 10 месячного возраста, малыш ни секунды не сидит без дела. Он продолжает активно исследовать окружающее пространство, осваивая новые навыки и приобретая новые знания.

Физическое развитие малыша – рост и вес ребенка в 10 месяцев

Физические параметры развития ребенка в 10 месяцев лежат в пределах:

К 10 месяцам у большинства малышей вырастает до 6 зубов – 2 нижних средних, 2 верхних средних и 2 боковых верхних резца. Дети в этом возрасте подрастают в течение месяца на 1-1,5 см и прибавляют в весе 400-500 грамм, а чересчур активные детки – не более 300 грамм.

Чему научился малыш к 10 месячному возрасту

К 10 месяцам маленький человечек многому научился, стал более самостоятельным и общительным. Ребенок с удовольствием контактирует как с взрослыми, так и с маленькими детьми.

К этому времени ребенок:

  • Умеет пользоваться ложкой и пить и кружки.
  • Без поддержки сидит с ровной спиной, ходит, держась за опору или руку взрослого, быстро ползает.
  • Самостоятельно встает, реагируя на протянутые к нему руки.
  • Умеет откусывать и пережевывать небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет в процессе игры простые действия – укачивает куклу, катает машинку или мячик, собирает и разбирает пирамидку, строит башни из кубиков.
  • Осваивает пинцетный захват – берет мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Самостоятельно забирается на кровать, диван, кресло или слезает с них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).

Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

  • Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок
  • Расширять пассивный словарный запас , называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес
  • Побуждать ребенка произносить звуки , которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша
  • В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.
Действия с предметами Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами , например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.

Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку . Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка . Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.

Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело. Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие В 10 месяцев малыш , чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание . Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей. Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.

На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям . Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад . Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.

Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями , к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Игры и занятия с 10 месячным ребенком

В этом возрасте малышу требуется больше разнообразных впечатлений. Речь идет не только о новых игрушках, но и обстановке, людях, играх и занятиях.

Ребенку пора расширять кругозор, для чего увеличивать его круг общения, знакомить с новыми местами, явлениями или действиями.

В 10 месяцев нужно активно поддерживать развитие речи.

Ребенок лучше запоминает слова, когда он производит с предметами какие-либо действия. Поэтому игра остается лучшим развивающим элементом для малыша.

  1. Небольшие сценки из жизни . Давая ребенку какую-либо игрушку или предмет, озвучивайте свои и его действия: «Возьми машинку, положи в нее кубик и покатай!» Выходя из комнаты, помашите крохе ручкой «Пока, пока!», пусть малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, скажите ребенку «Здравствуй!», протяните к нему свою руку и пожмите его ладошку.
  2. Изучаем процесс приготовления пищи . Готовя обед, завтрак или ужин берите малыша с собой на кухню. Покажите малышу, что и из каких продуктов вы готовите. Малыш вполне способен запомнить, что каша варится из крупы, а супчик – из овощей. Покажите крохе, как вы моете и чистите овощи, мешаете ложкой молочную кашу или варите компот. При этом, знакомьте малыша с такими понятиями, как горячее и холодное, кислое и сладкое, жидкое и густое.

Так как развитию речи способствует совершенствование мелкой моторики, нужно продолжать игры и занятия, развивающие ручки ребенка:

  • Переливание жидкости или игра с сыпучими материалами . Во время купания в ванной или летом на даче, дайте малышу, сидящему в воде, 2 стаканчика или любые емкости с широким горлышком. Покажите крохе, как черпать воду из ванной и переливать из стаканчика в стаканчик. Занятие придется ребенку по душе. То же самое малыш может делать, используя сыпучие предметы, например, крупу. Такие занятия укрепляют мышцы рук и обучают синхронизации движений.
  • Игра в рыболова . Во время купания положите в ванночку несколько мелких, но не тонущих предметов, например, пластмассовые шарики или рыбки. Дайте малышу небольшой ковшик или ситечко и предложите поймать рыбок. Упражнение развивает глазомер и мелкую моторику.
  • Лепим из пластилина . Скатайте колбаску и разрежьте ее на несколько частей. Покажите крохе, как скатать из кусочка пластилина шарик и прилепить его на бумагу или картон. Научите кроху разминать небольшие кусочки пластилина, это способствует развитию и укреплению пальчиков.
  • Надевание браслета на руку . Возьмите пластмассовый браслет или колечко и наденьте на свою, а потом на детскую ручку. Покажите малышу, как нужно держать браслет, чтобы его было удобно надевать. Обычно такие манипуляции получаются у малыша с 3-4 раза.

Особенности питания ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому для их полноценного развития требуется восполнять растраченную за день энергию.

Питание малыша должно быть сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами, чтобы костно-мышечная система ребенка развивалась в соответствии с его возрастом.

В рационе ребенка уже присутствуют такие , как мясо и рыба. Теперь, когда малыш является обладателем не менее шести зубов, можно отказаться от пюре в баночках и готовить ребенку почти взрослую пищу.

  1. Завтрак малыша должен быть питательным и полезным . Для этого подойдут молочные кашки из гречневой, геркулесовой или рисовой крупы. Не менее полезны для крохи творожок и фруктовые пюре.
  2. В обед ребенок должен обязательно съедать первое блюдо , например, овощной супчик. Мясное пюре пора заменить паровыми котлетками, тефтелями или фрикадельками. Малыш, у которого уже выросли зубки, вполне может прожевать такую пищу. Рыбу можно давать крохе в виде котлет или небольших кусочков без костей, приготовленных на пару, отваренных или запеченных в духовке.
  3. Ужин малыша должен быть легким . Для него подходят овощные или фруктовые пюре и кефир.
  4. В течение дня нужно давать малышу погрызть небольшой очищенный кусочек яблока или морковки. Кроме этого, кроха не откажется от вкусного сухарика или баранки. Ребенку в 10 месяцев необходимо разрабатывать первые зубки, для чего нужно грызть, кусать и пережевывать пищу.

Чтобы малыш рос здоровым и развитым ребенком, нужно уделять ему максимум внимания, окружая кроху заботой и любовью.