Полная не самостоятельность ребенка. Вырос абсолютно несамостоятельный ребенок. Как развить в тинейджере самостоятельность? Игра как средство формирования детской самостоятельности

На чтение 11 мин.

Прежде чем изучить , нужно дать определение понятию «самостоятельность».

Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Поведение человека тесно связано с работой его мыслей, с чувствами и с его волей.

Связь эта имеет две стороны:

  • для формирования самостоятельных суждений и поступков необходимо, чтобы у человека были правильно сформированы эмоциональные и мыслительные процессы;
  • развитие самостоятельности постепенно делает более крепкими и развивает способности к принятию собственных высокомотивированных решений и к их выполнению невзирая на трудности.

Понятие самостоятельности в литературе

Разные литературные источники по разному интерпретируют самостоятельность. Этому уделялось внимание еще в конце 19 века.

В трудах К.Н. Вентцеля описывалось, насколько важно формирование самостоятельности для детей дошкольного возраста.

Отечественные педагоги на протяжении 20 века изучали самостоятельность ребенка в связи с тем, чтобы обучать детей жизни. Исследователи считали развитие самостоятельности одним из важнейших принципов развития личности.

Согласно С.Л. Рубинштейну самостоятельность – это неотъемлемое качество целостной личности, которое объединяет рациональность, эмоциональность и волю в человеке.

В.Д. Иванов отмечал в своих работах, что самостоятельности присуща абсолютность, ведь быть свободным и самостоятельным, живя среди людей, просто невозможно. Т.е. так или иначе человек всегда ведом кем-то или чем-то, а это значит, что самостоятельно находиться в социуме просто невозможно.

Связь самостоятельности с социумом

Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.

Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.

Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.

Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.

В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.

Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности. Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать.

Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.

Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.

Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.

Самостоятельность как психическое состояние

Также есть точка зрения, что самостоятельность – это особое психическое состояние, при котором человек:

  • ставит перед собой цель;
  • держит в голове конечную цель своих действий и организует себя так, чтобы достичь этой цели;
  • способен действовать даже в сложных обстоятельствах без помощи других людей. Сверяет полученный результат с тем, что планировал достичь ранее.

Проанализировав все возможные определения для понятия «самостоятельность», мы сделали вывод, что под самостоятельностью нужно понимать такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за осуществление деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит перед собой конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

Еще интересное определение самостоятельности у А.А.Люблинской, которая утверждает, что самостоятельность ребенка не возникает сама по себе, и не рождается маленький человек самостоятельным. Это качество необходимо развивать. Развитие самостоятельности можно и нужно начинать уже в дошкольный период детства.

Признаки самостоятельности у детей

Изученная литература дала возможность уточнить, какими признаками обладают дети с сформированной самостоятельностью:

  1. Во-первых, дошкольники проявляют самостоятельность не так, как взрослые. Это не стихийное поведение, независимое от требований воспитателя. Это самостоятельность ребенка в решении тех задач и соблюдении тех условий, которые ставит перед ребенком взрослый.
  2. Степень самостоятельности у детей растет, если дети развиваются. Она становится более сформированной, когда ребенок усваивает все более трудные с умственной или физической точки зрения действия.
  3. Существует три этапа формирования самостоятельности у человека. Обсудим их чуть подробней.

Этапы развития самостоятельности у ребенка

Первый этап развития этого качества: дошкольник в привычных для себя условиях, когда у него уже сформированы многие привычки, действует самостоятельно и без напоминаний со стоны взрослого. Он сам прибирает после себя игрушки, сам решает помыть руки, когда наступает время покушать. Сам произносит слова вежливости, когда нужно кого-то о чем-то попросить или поблагодарить за что-либо.

Второй этап: дошкольник начинает использовать знакомые ему методы действия в необычных для него обстоятельствах, которые все же близки по своей сути с его повседневными обстоятельствами.

Третий этап: ребенок действует самостоятельно даже в тех ситуациях, в которых не сталкивался никогда ранее.

Усвоенное им действие начинает нести обобщенный характер и переносится на все обстоятельства, с которыми дошкольник сталкивается, даже если это происходит впервые.

Формирование детской самостоятельности в дошкольном возрасте

Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность ребенка проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность.

Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности.

Например, игровая деятельность дает возможность формировать у ребенка инициативу и активность. Многие научные исследования описывают разные подходы к игре с детьми.

Например, М.И. Лисина описывает сущность игры, как формы общения. Д.Б. Эльконин воспринимает игру, как способ овладения деятельностью взрослых людей. Ж.Пиаже пишет о том, что игра есть проявление развития умственных способностей ребенка.

Все эти подходы, сосредотачиваясь на одной из сторон игры, недостаточно полно описывают сущность детских игр в целом.

Игра как средство формирования детской самостоятельности

Игра – это главный вид деятельности ребенка в дошкольный период. Однако и в дальнейшем ее значимость не снижается.

Согласно Л.С. Выготскому в дошкольном возрасте существует два главных русла, по которым течет жизнь ребенка: это игры и труд. Он писал о том, что игра – это богатейший источник для формирования личности ребенка. Благодаря игре у ребенка рождаются положительные эмоции, что способствует более активному и благоприятному протеканию всех психических процессов.

Применение игровых методик оказывает огромное влияние на формирование самостоятельности и . Также она развивает качества его личности. Также игра является привлекательной для детей тем, что в ней возникает множество разнообразных ситуаций, которые заставляют его действовать творчески и самостоятельно, а также проявлять находчивость и сообразительность.

Развитие самостоятельности в трудовой деятельности

Трудовая деятельность содержит множество возможностей для развития у ребенка осознанности и целенаправленности в своих действиях. Труд учит быть настойчивым в достижении поставленной цели.

Уже в самом раннем возрасте дети испытывают потребность в том, чтобы взаимодействовать с предметами из мира взрослых: они хотят мыть посуду, сами хотят пылесосить, накрывать на стол и др. Это желание проявляется во многих простых бытовых задачах. Бытовой труд – это очень хорошее средство воспитания самостоятельности у детей.

Старшие дошкольники начинают менять свое отношение к имеющимся у них обязанностям. Они начинают ответственно относится к своей работе. Ребенок учиться теперь делать что-либо не для себя, а для других. Он начинает проявлять инициативу, у него становится другое отношение к самому себе. Его самооценка становится более объективной.

Выполняя простейшие трудовые задачи, дошкольники начинают взаимодействовать друг с другом: они вместе распределяют свои обязанности, учатся договариваться, действовать так, чтобы у товарища была возможность продолжить это действие.

Дошкольники старшего возраста способны помогать друг друга, осуществлять контроль друг над другом и поправлять друг друга. Они любят проявлять инициативу и быть самостоятельными. Они не обижаются на оценку их труда, не склонны расхваливать самих себя, очень скромны при оценивании своей работы.

Очень важно приучать ребенка к элементарным бытовым работам, так как это позволяет привить самостоятельность ребенка, установить со взрослым особые отношения. Дети и взрослые оказывают друг другу настоящую взаимопомощь, координируют свои действия, распределяют роли. Если это отношения возникнуть до школы, то в дальнейшем они будут только развиваться.

Самостоятельность в продуктивной деятельности

Во время продуктивной деятельности ребенок формирует свою независимость от взрослых, он учится самостоятельно находить адекватные методы самовыражения.

Во время общения в дошкольный период начинает появляться развернутая форма общения с ровесниками. Основу общения составляет уважение друг к другу, которое может появиться только к равному человеку. В пять-семь лет ребенок начинает воспринимать своих товарищей, как индивидуальные личности. У него есть острая потребность в том, чтобы подражать своим ровесникам, либо соперничать с ними.

Старшие дошкольники имеют и другие особенности проявления своей индивидуальности. В шестилетнем возрасте ребенок начинает более тонко и разнообразно проявлять инициативу и самостоятельность ребенка.

Это проявляется в том, какой замысел строит ребенок, насколько широко разворачиваются сюжеты групповых игр.

Ребенок начинает стараться самостоятельно выполнять сложные и ответственные задачи. Дети гораздо лучше справляются с тем, чтобы давать оценку чужой работе и чужому поведению.

Самостоятельность ребенка старшего дошкольника

Самостоятельность старших дошкольников проявляется еще и в том, что они учатся организовывать свою деятельность.

Они проявляют инициативу уже не в том, чтобы действовать вопреки требованиям родителей. Старшие дошкольники используют собственную инициативу на то, чтобы лучше и качественнее выполнять то, что им поручено, выполнять работу так, чтобы она соответствовала требованиям взрослого.

Ребенок начинает проявлять умственную критичность, склонен высказывать свою собственную позицию, которая независима от точки зрения других людей.

Согласно работам Г.А. Урунтаевой, сначала ребенок проявляет самостоятельность в том, что подражает другим. В этом его собственная инициатива, его желания и стремления. Это обусловлено тем, что в мозгу у ребенка протекают естественные процессы. Он учится подражать, у него появляются чувства симпатии к другим людям, он учится им сопереживать, желает их эмоционально поддержать, заинтересован в других людях.

Таким образом, мы делаем вывод, что каждый ребенок испытывает естественную потребность быть самостоятельным.

Как определить уровень детской самостоятельности?

Также у старших дошкольников достаточный уровень самостоятельности проявляется в том, что он настойчиво стремиться решить поставленные задачи, действуя независимо от взрослых людей. Он старается мобилизовать для этого весь накопленный опыт и знания, находится в поиске эффективных решений. Все это свидетельствует о личностном созревании, которое должно произойти для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Самостоятельность ребенка – это результат того, что дошкольник подчиняется взрослым, а также проявляет и собственную инициативу. От того, насколько хорошо дошкольник усвоил правила поведения, зависит количество возможностей, которые появляется у него проявлять самостоятельность ребенка в самых разных жизненных условиях.

Итак, мы под самостоятельностью понимаем такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за выполнение своей деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

Особенности развития этого качества у старших дошкольников мы обсудим в одной из следующих статей.

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Многие родители сегодня сталкиваются с проблемой, когда ребёнок уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых уроки или собрать портфель. Как же приучить ребёнка к самостоятельности?

Причины несамостоятельности

Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него? Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к жизни, в которой он будет сам отвечать за свои поступки, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность, как черта характера, очень важна для будущего формирования личности. Для того, чтобы разобраться как привить ребёнку самостоятельность, и к самодостаточности, необходимо понять причины несамостоятельности:

  • Воспитание — первая причина. Сегодня, родители, начитавшись форумов и насмотревшись передач вовсю заботятся о здоровье ребёнка, развитии и совсем не заботятся о том, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Рассмотрим основные НЕ правильные методы воспитания детей, которые приводят к развитию у детей несостоятельности:
  • — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом родители, или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую составляющую, социальную и психологическую составляющую развития ребёнка. Так что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо самостоятельно. Кстати в будущем, это может приводить к тому, что человек уже будучи в возрасте 30-40 лет всё ещё будет бегать за советами по каждой мелочи к родителям. Кроме этого могут возникнуть существенные трудности в общении с противоположным полом.

  • Авторитарное воспитание , при котором ребёнка контролируют, ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии оценить последствия собственных действий, а значит в будущем он не способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно “вылезает боком” в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.
  • Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка. Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле “кто в лес кто по дрова” и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно. Получается так, что какой бы поступок ребёнок не совершил — один из родителей похвалит, другой обругает. Обязательно обратите внимание, нет ли в вашей семье таких моделей поведения.
  • Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормить-одеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам плевать на успеваемость ребёнка в школе, а завтра ваш вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей безусловно есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?..

  • Попустительство со стороны родителей и вседозволенность для ребёнка , также не способствует развитию самостоятельности у детей. При таком “воспитании” ребёнку дозволено всё, а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада. Конечно в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным, ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами “дай-подай”.
  • Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей, позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье самостоятельность ребёнка, безусловно поощряется. Важно уделять ребёнку достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на развитии характера ребёнка. Основные необходимые моменты в воспитании самостоятельности у детей:
  1. требовательность к ребёнку
  2. принятие ребёнка и развитие его индивидуальных качеств
  3. воспитание личности ребёнка и воспитание осознания своей ответственности за реализацию идей

Конечно, мы все люди и воспитываем детей не по какой-то строгой модели, у всех бывают эмоциональные моменты или моменты равнодушия. Главное, чтобы такие моменты не преобладали. Впрочем методы воспитания помогают по разному воздействовать на ребёнка и формировать самостоятельность. Главное помните, что ребёнок сам по себе уже уникален, а значит не нужно давить его характер. Главное, научите ребёнка нести ответственность за свои поступки и слова — так вы воспитаете самостоятельность. В будущем ваш сын или дочь будут полагаться только на свои силы и не будут ежедневно разочаровываться в жизни.

При этом, кроме всего прочего, уменьшается вероятность что при рождении младшего братика или сестрички ребёнок впадёт в . Ведь будет способен позаботиться и о себе и младшем родственнике 🙂

Самостоятельность ребёнка — естесственное заложеное с детства качество каждой личности

  • Как воспитать самостоятельность у ребёнка? Самостоятельность изначально заложена в каждом ребёнке. Развитие самостоятельности у детей должно начинаться с рождения. Малыш с первых дней жизни самостоятельно учиться всему вокруг. Задача родителей укрепить веру в себя у ребёнка и развить в нём самостоятельность. Не мешайте ребёнку быть самостоятельным и не мешайте получать результат от самостоятельной деятельности. Даже если ребёнок ошибается, дайте довести до конца. Поддерживайте, давайте советы, но не мешайте.Обязательно хвалите ребёнка, какой молодец и как хорошо поступил. Дайте ребёнку какую-то взрослую задачу: пусть поможет Вам с уборкой или мытьём посуды. Конечно, самостоятельность ребёнка и её границы всё равно должны задавать родители, но всё же наберитесь терпения и не ругайтесь, если ребёнок делает что-то не так. Постепенно шаг за шагом вы вырастите достойного помощника. Вы обязательно будете гордиться своим ребёнком, в хорошем смысле слова! 🙂
  • Также, чтобы научить ребёнка самостоятельности, важно знать , чтобы он был способен адекватно выразить свои мысли.
  • В начальных классах, хорошо бы начать давать — это залог правильного финансового воспитания и самостоятельности.
  • Если ребёнок что-либо делает самостоятельно, то он обязательно ждёт похвалы, так что не скупитесь на хорошие слова. Не критикуйте слишком жёстко, будьте мягче , иначе рискуете отбить у ребёнка охоту к труду вообще. Если итог вышел не очень, но не концентрируйте внимание на результате, а похвалите ребёнка за то, что он очень старался когда помогал. Терпение и снисхождение поспособствуют Вам в воспитании самостоятельности у ребёнка.
  • Кстати ещё один очень хороший способ приучить ребёнка к самостоятельности и ответственности — это подарить ему домашнего питомца, чтобы малыш за ним ухаживал и заботился. Однако нужно разобраться , ведь у каждого свой темперамент.
  • Также если Вы к примеру не знаете , спросите его об этом и дайте решить самому — это так же лишний раз даст почувствовать себя самостоятельным. Если конечно ваше мировоззрение не конфликтует вообще с такой идеей 🙂

Напоследок хотелось бы сказать, что чаще всего, как это не печально, родители видят проблему, когда она уже плотно укоренилась в сознании ребёнка. Так что обязательно будьте бдительны и не забрасывайте воспитание, будьте последовательны каждый день и ваш малыш обязательно будет самостоятельным и способным принимать решения и отвечать за них. А ещё, если у Вас самостоятельные дети, то вряд ли зададитесь вопросом: « ?», так как самостоятельные дети в состоянии решить свои проблемы сами. Надеемся наша статья помогла Вам понять как привить и развить самостоятельность у ребёнка. Не делайте за ребёнка его работу, дайте почувствовать ему вкус созидания чего-либо.

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, "хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь".

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
  2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
  3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
  5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться "отпускать" своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

  1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.
  2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.
  3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Татьяна Волженина,
детский психолог

Еще с раннего детства ребенок учится принимать решения. Например, когда слушает сказку или смотрит на поступки своих родителей. Однако в сказках все довольно просто. В них изначально есть какой-то вспомогательный предмет (яблочко, клубочек, платочек), который и указывает правильное решение, то есть особо не стоит задумываться. А вот в жизни все намного сложнее. Что же такое самостоятельность ребенка ?

Неотъемлемой частью взросления ребенка как личности является его умение принимать решения. Необходимо с детства учить ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Ведь чем раньше вы воспитаете в ребенке это качество, тем больших успехов можно будет достичь.

Самостоятельность ребенка – это:

— умение выполнять привычные дела без помощи и постоянного напоминания родителей;

— умение проявлять инициативу в делах, где требуется его участие;

— умение осознанно действовать как в повседневных, так и в новых условиях;

— умение переносить уже известные способы действий в подобные, но новые ситуации;

— умение контролировать ситуацию и давать оценку собственным действиям.

Как же научить ребенка осмысленно подходить к принятию каких-либо решений? Рассмотрим основные правила:

1. Для раннего возраста:

а) Не нужно выполнять за малыша те действия, которые он уже умеет делать самостоятельно (держать ложку, одеваться и т.д.).

б) Помогать ребенку только тогда, когда он сам просит о помощи. Ведь важно чтобы он сам пришел к решению без подсказок взрослых. Но при этом следить, не делает ли ребенок чего-то опасного.

в) Поощрять, поддерживать и стимулировать стремление малыша к самостоятельности. Важно давать ребенку возможность пробовать свои силы в том или ином деле и не пресекать его попытки, даже если они неумелые (помыть пол, постирать свою вещь и т.д.). Если малыш что-то делает неправильно необходимо деликатно ему сообщить об этом и ни в коем случае не насмехаться. Ведь все приходит с опытом. Пусть вы и переделаете после него эту работу (незаметно!), но зато у него выработается стремление к самостоятельности и трудолюбию.

2. Для дошкольного возраста:

а) Давать возможность ребенку самому выбирать одежду, которую он сегодня наденет. Однако при необходимости нужно направить его (выбрать одежду в соответствии с погодой и сезоном). А также можно практиковать вместе с вашим чадом выбор одежды для него в магазине.

б) Закрепить за ребенком определенные поручения, которые будут соответствовать его возрасту (убирать свои игрушки, частичный уход за домашним питомцем и т.д.).

в) Не нужно ограждать ребенка от возможных или сложившихся проблем в связи с его отрицательными действиями или бездействием.

г) Воспитывать — находить для себя занятия, если взрослые заняты.

3. Для подросткового возраста:

а) Родителям необходимо научиться «отпускать» своего ребенка. То есть не руководить его жизнью, а только направлять в «правильное» русло.

б) Проявлять доверие к тому, что ребенок сам способен принимать правильные решения.

в) Дать ребенку почувствовать и понять ваше доверие к его поступкам.

Главное понять, что вы не сможете научить ваше чадо принимать сразу правильные решения. На это потребуется не одна и не две недели. Основную роль в умении принимать правильные решения играет совершение ошибок. Ведь даже многие взрослые в основном учатся на своих ошибках. Поэтому необходимо и ребенку дать такую возможность.

Прежде всего, необходимо создать для ребенка такие условия, в которых он сам будет принимать решения, и учиться на своих ошибках. Тогда ваш ребенок вырастет самостоятельным и решительным.