Брать ли ребенка на руки, когда он плачет? Надо ли брать ребенка на руки

Да. Такой вопрос часто задают, и это означает, что в реальной жизни вам, как правило, трудно бывает понять, отчего плачет ваш ребенок; вы спрашиваете себя, капризничает ли он, или у него что-то болит, или ему неудобно лежать, что-то ему мешает.

Большинство матерей задаются вопросами о том, как «воспитывать» своего ребенка; они считают, что в первом случае лучше не брать ребенка на руки, поскольку это означало бы уступить его капризу и, следовательно, оказать ему тем самым плохую услугу, тогда как во втором случае вполне естественно его взять, попытаться утешить, постараться понять, в чем дело.

Это не такое уж плохое объяснение, и оно свидетельствует о том, что намерения у матери самые лучшие. Но слово «каприз» В применении к младенцу смысла не имеет. Оно предполагает сознательное вмешательство воли, так, как если бы ребенок мог сказать: «А сейчас я начну плакать, что бы досадить маме». Достаточно произнести эту фразу, чтобы вы сами почувствовали, до чего нелепо выглядит подобное объяснение. Ребенок никогда ничего подобного не думает, потому что он еще вообще ничего не «думает». Малыш еще не достиг той степени умственного развития, которая позволила бы ему иметь осознанные желания, да еще с такими сложными намерениями.

Когда ребенок плачет, то при помощи этого проявления чувств он пытается выразить множество вещей.

И потому надо разобраться в том, в какой момент, при каких обстоятельствах он плачет чаще всего, и попытаться истолковать его плач. Младенец может плакать по-разному, и вы вскоре научитесь распознавать тон его плача.

Ребенок плачет, когда он голоден, и особенно часто плачут от голода крупные сильные мальчики, которые плохо его переносят. Каждый раз в этом случае ребенок впадает в ярость, он весь краснеет, дергается и пронзительно вопит.
Ребенок плачет перед тем, как уснуть. Этот плач намного тише, но в некоторых случаях, если уснуть никак не удается, бывает таким же яростным. И все же это не совсем похоже на по-настоящему яростный плач от голода. Иногда начинает казаться, что ребенок убаюкивает себя, и, когда он вот так плачет, закрыв глаза, этот плач и подвывания помогают ему уснуть.

И в том, и в другом случае все более или менее ясно. И у вас действительно в этот момент может не быть ни времени, ни необходимости брать ребенка на руки.
Иногда ему легче будет заснуть у вас на руках, если вы немного покачаете его, побаюкаете, прижимая к себе. Зачем отказывать и себе, и ему в этом чудесном наслаждении и в этой помощи? Совершенно незачем. Действительно, лучше бы ребенку приучиться засыпать одному в своей кроватке. Но совершенно противоестественно здесь навязывать какие-либо категорические правила.
Ребенок плачет, если у него что-то болит, если ему плохо, нередко - если запачкал подгузник, ему это не нравится.

Если ваш ребенок плачет несколько минут перед тем как спокойно уснуть, вы вскоре это заметите. Но если у него действительно что-то не так, если он плачет упорно и яростно, поступайте так, как подсказывает вам сердце, и не задумывайтесь над тем, хорошие или плохие привычки вы тем самым привьете ребенку. А то, что вы его успокоите, своим присутствием и лаской поможете ему уснуть, в любом случае подействует благотворно.

Но иногда ваш малыш плачет, добиваясь, чтобы вы к нему подошли, и мгновенно успокаивается, как только вы берете его на руки. Если у вас действительно нет на это времени, в таком случае надо с ним поговорить и объяснить ему, что сейчас вы больше не можете им заниматься. Он немного поплачет и в конце концов успокоится. Так ребенок начинает понимать, что не все можно получить, поплакав.

Но все-таки, когда малыш плачет и причина этого плача вам непонятна, надо брать его на руки, это способствует возникновению «успокаивающей привязанности».

Фото: Sandro Ducceschi / Flickr / CC-BY-2.0

Почему подобным советам старших не нужно следовать и как формируется привязанность между мамой и ребенком в первые три месяца после родов, Woman’s Day рассказала Татьяна Аптулаева , практикующий психолог, автор бестселлера о беременности и подготовке к родам «Мать и дитя . Энциклопедия счастливого материнства» и книг о развитии ребенка.

– Однажды в далекий уже августовский день пять лет назад, возвращаясь с прогулки, я отчетливо ощутила, что коляска, которую второй месяц я привычно катала в парках по 2-3 часа каждый божий день, – это абсолютно точно мой собственный большой живот. Просто он отделился, и я качу его на расстоянии вытянутых рук. А в нем – дочка трех недель от роду. И меня накрыло уверенное чувство, что моя беременность каким-то чудесным образом продолжается. Меня это умилило, растрогало и развеселило. Но с точки зрения теории привязанности это ощущение было психологически абсолютно точным.

Сенсорная система

Четвертый триместр беременности – это прекрасная поэтическая метафора для первых трех месяцев после родов. Более прозаично этот же период называют адаптационным – то время, когда и мама, и новорожденный осваивают и привыкают к новому способу взаимодействия, общения, понимания и чувствования друг друга уже не только на уровне внутренних телесных ощущений.

С первого же момента после родов вся сенсорная система включается полностью, и двое начинают узнавать друг друга и чувствовать. Теперь они видят, слышат, касаются друг друга, ощущают запах, тепло, ребенок впервые пробует вкус молока. Самое удивительное, что это общение и узнавание происходит без единого слова, просто потому что у новорожденного их пока нет.

В первые три месяца после рождения ребенка женщина испытывает то удивительное состояние, когда чувствует особо тесную с ним связь. При гармоничном восприятии своей беременности и материнства это естественное сильное желание поддерживать физическую и эмоциональную связь, выражая ее в любви и заботе. Эта глубинная потребность, полная нежности и привязанности к младенцу, содержит в себе совершенно практические задачи, которые направлены на его гармоничное, полноценное физическое и психологическое развитие. Если бы не одно но…

Социальные стереотипы

Понятие четвертого триместра беременности, которое впервые ввел доктор медицины Харви Карп, возникло не случайно. Точно так же, как совсем недавно, всего несколько десятилетий назад, для младенцев фактически отвоевали возможность кормить их материнским молоком взамен искусственной смеси. То же самое сейчас происходит с возвращением возможности формировать базовую привязанность у ребенка, которая отвечает за ощущение, что он любим всегда и такой, какой он есть. Это фактически открытая борьба и противовес очень давнему, но все еще продолжающему существовать стереотипу, который дается как прямое указание матери: «Не держи ребенка на руках, привыкнет – избалуешь!»

В России это представление хранилось как родовая ценность, столетиями вплоть до совсем недавних советских времен. Конечно, зачем мамочке держать младенца на руках, когда ей, как еще и молодой хозяйке по совместительству, было положено заниматься хозяйством, обслуживая всех членов семьи, от мужа до свекрови?

С чего сидеть в декретном отпуске, когда нужно строить великий коммунизм? И поэтому родила – снова в строй. К станку, огороду, печке, коромыслу, утренним и вечерним дойкам.

Старшее поколение, которое традиционно воспринимало невестку как рабочий ресурс для большого хозяйства, именно под таким благовидным воспитательным предлогом часто слишком рано разделяло ее с младенцем, вновь возвращая ее к привычной бытовой работе…

То же самое происходило и в Советском Союзе, когда каждая женщина являлась принадлежностью государства. Станки важнее младенцев. Считалось, что необходимый минимум физического ухода за ребенком достаточен, и в этом смысле отношение к нему было фактически как к взрослому человеку.

Такой подход нарушал естественное формирование привязанности ребенка к матери если не патологически, то в любом случае сильно ломал ее, заставляя принимать исковерканные суррогаты.

У матери, которая не могла в полной мере реализовать естественную потребность заботиться о младенце, это выражалось в виде чувства вины и жалости, отрезанных и невыраженных эмоций нежности и любви, которые не было принято выражать открыто. Отсюда и появлялись представления о женской любви как о жалости, которые распространялись не только в любви к ребенку, но и к мужчине.

У ребенка нарушение формирования привязанности выражалось в апатии, недоверии к миру, его небезопасности, высокой тревожности, неспособности развиваться в целом. Дома малюток, где дети сутками неподвижно лежали в одиночестве в тугих пеленках, тому подтверждение. Если же домашнему ребенку везло, он оказывался на руках заботливой бабушки-прабабушки. А если нет, тогда – ой.

До сих пор помню свой шок , когда я спросила свою маму, почему ее так мало кормили грудью, и она ответила: «А потому что потом начался сенокос». Мама моя родилась 12 июня…

Шаг к счастливой жизни

Первая и самая простая задача этой сформированной природой привязанности к младенцу – помочь ему выжить физически. Человеческий младенец рождается абсолютно неприспособленным для выживания в одиночестве. В отличие от детенышей животных он не может через несколько минут после родов встать и затопать на своих ножках, как делают это зайчата или тигрята, которые, только появившись на свет, почти сразу готовы скакать рядом с мамой.

Эта неприспособленность к самостоятельной жизни выражается в незрелости жизненно важных систем организма новорожденного – желудочно-кишечного тракта, температурного режима тела, дозревании головного мозга, раскоординированности телесных движений.

Он обладает лишь первичными рудиментарными рефлексами, которые помогают в первые месяцы жизни облегчить осваивание в новом для него мире.

Поисковый рефлекс помогает находить грудь, сосательный и глотательный – правильно обхватывать материнский сосок и пить молоко, хватательный – крепко цепляться своими пальчиками за мамину руку. Еще больше понять связь матери и ребенка вам поможет моя книга «Я мама первый год».

И когда о первых трех месяцах материнства мы говорим как о четвертом триместре беременности, то это очень хорошо и понятно объясняет психологический смысл этого периода. Ведь ожидание ребенка также традиционно воспринимается как очень трепетный период в жизни женщины и всей семьи. Окружающие с большим вниманием относятся к будущей маме, ее оберегают от лишних волнений, тяжелой физической работы, спокойно относятся к любым капризам.

Такая забота, которая фактически – забота и о будущем малыше, позволяет женщине хорошо настроиться на свою беременность и воспринимать ее, получать от своего состояния удовольствие, спокойно выносить и нормально родить. И в такой окружающей ауре любви будущей маме гораздо легче сформировать привязанность к своему ребенку еще до его рождения.

Воспринимая первые месяцы жизни ребенка как еще заключительный триместр беременности, всем, и матери, и семье, гораздо проще сохранить атмосферу предыдущих девяти месяцев. И все потому, что этот процесс формирования надежной привязанности – процесс двусторонний, как и во время беременности.

Спокойная, окруженная заботой мама способна давать чувство любви младенцу, а он, наполняясь им, радует ее сначала своим хорошим самочувствием, а затем первыми улыбками, смехом, осознанными реакциями и фактически постоянными подтверждениями, что она – хорошая мама.

Сохранять и поддерживать – это важно. Все защитные рефлексы, с которыми рождается ребенок, говорят о его хрупкости. Слишком яркий свет заставляет его зажмуривать глаза, слишком громкий звук – вздрагивать и раскидывать ручки в сторону. Он еще не готов выдерживать слишком сильные раздражители и стимулы, поэтому младенцу нужны покой и тишина. И только постепенно – неделя за неделей, месяц за месяцем – малыш привыкает к более громким звукам, свету. Поэтому именно в первые три месяца маме важно помочь ему плавно, медленно, не спеша адаптироваться к этому внешнему миру, в который он пришел.

Но и самой маме эта тишина и покой также важны точно так же, как это было ей нужно и во время беременности. Потому что только в такой обстановке она способна хорошо слышать малейшие сигналы новорожденного, когда он начинает кряхтеть или сопеть от малейшего неудобства. Это позволяет ей учиться распознавать сигналы малыша – кряхтит ли он от мокрых пеленок или от того, что проголодался и просит грудь. В такой атмосфере четвертого триместра беременности мама отлично настраивается на малыша, быстро учится его понимать, распознавать самые первые сигналы, и чаще всего ребенок у такой мамы плачет весьма редко. Ну просто потому, что у них царит полное взаимопонимание.

Рай внутриутробной жизни

В понятие заключительного триместра беременности включается и необходимость донашивать младенца вне материнского организма в буквальном смысле, словно напоминая ему в это время о прежней жизни внутри. Но уже не за счет резервов репродуктивной системы женщины: плаценты, матки, околоплодных вод. А в постоянном физическом контакте, наполненном материнской любовью, которая выражается в самых простых и очень конкретных действиях – объятиях, поцелуях, нежных воркованиях. Здесь вам в помощь рекомендую одну из моих последних книг – «365 идей, как полезно провести время с ребенком в первый год».

Принципиальное отличие между взрослым и новорожденным в том, что младенцу мамино внимание и физическая забота нужны практически круглые сутки напролет.

Пройдет время – и эта жизненно важная зависимость после первых трех месяцев постепенно начнет переходить на качественно новый уровень. Он состоит в том, что все физические ощущение и чувство удовольствия или неудовольствия станут преобразовываться в более осознанные реакции – положительные или отрицательные эмоции. Так младенец превращается из существа, наполненного смутными психическими ощущениями, в маленького человечка, понимающего и умеющего выражать эмоции. А это умение не в последнюю очередь зависит и от умения самой мамы чувствовать и осознавать свои переживания.

Жизненно важная значимость привязанности в этот период выражается еще в том, что ребенок получает первый опыт принятия себя такого, какой он есть, без оценок и осуждений. Это фундаментальное ощущение, что он любим всегда и в любом состоянии и настроении – в грязных или чистых пеленках, орущий или спящий, плачущий или улыбающийся.

Этого ощущения для взрослеющего ребенка затем будет достаточно, чтобы развиваться и преодолевать жизненные трудности. Это проявится позже, но фундамент такого оптимистичного и целеустремленного уверенного в себе ребенка мама формирует уже в его первые месяцы.

Мать донашивает младенца, помогая всем его жизненным системам дозреть до нормального самостоятельного функционирования. Объятиями своих рук поддерживая ощущение упругих стенок матки. Прижимая к груди, помогает снова услышать привычное близкое и успокаивающее биение своего сердца. Кладя к своему обнаженному животу, дает ощутить максимальную физическую близость, тепло и запах своего тела. Нежно и тихо воркуя, дает услышать почти те же звуки своего голоса, как он слышал их, находясь в утробе.

Так любовь и материнская забота развивают миллионы нейронов головного мозга новорожденного, без которых они и остаются незадействованными.

Объятия, поцелуи, нежности для ребенка – как дождь и солнце для цветов. Получая их, он растет легко, быстро и счастливо. Формируя надежную эмоциональность привязанность или, иначе говоря, давая ему свою любовь и уча его самого любить, мама не просто помогает ему выжить физически, а дает огромный шанс насыщенно реализовать весь свой потенциал, таланты и чувствовать себя счастливым.

Брать ли ребенка на руки по первому требованию? Вопрос этот довольно спорный и начинают задумываться об ответе и мамы, и детские специалисты по педиатрии и психологии. Мы тоже попытаемся дать ответ на этот вопрос.

Нельзя!

Даже не стоит напоминать, что для малыша, даже умеющего ходить, быть на руках у мамы крайне необходимо. Причем просится он на ручки по весьма разным причинам. Когда боится, стесняется, или даже капризничает. А что мама? Довольно часто мама отказывается брать на руки расстроенного или плачущего малыша, как бы демонстрируя свое возмущение, недовольство. А для ребенка это выглядит как самый настоящий отказ от него. Как же тут не развернуться трагедии?

Хотя, с другой стороны, отказ ребенку брать его на руки раньше воспринимали как должное. Например, считалось, что это предотвращает излишнюю зависимость ребенка о мамы, учит малыша самостоятельно решать свои проблемы. Но подумай, когда это страх того, что мама уйдет, чему-то малыша учил? Правильно, кроме укоренения противного чувства страха в подсознании и дальнейших проблем, больше ничего не произойдет.

Как можно ближе к маме


Малышей нужно брать на руки как можно чаще. Правда речь идет не о ситуациях, когда ребенок сам отбрыкивается от материнских рук, так как занят, хочет побегать и т.д. Но если твой малыш очень чутко реагирует на прикосновения твоих рук и здорово успокаивается, улыбается, когда ты берешь его, не бойся лишний раз подержать кроху.Во-первых, потому, что твоя близость всегда действует успокаивающе, так как ребенок чувствует безопасность. Во-вторых, даже если ты больше ничего не будешь делать, все равно это останется жестом нежности и любви. А что еще нужно твоему крошке?

Кроме того, Масару Ибука считает, что брать ребенка чаще на руки нужно и для того, чтобы воспитать и развить в нем отзывчивость,умение проявлять нежность.

Лучше не надо


Но не все так гладко, как хотелось бы. Иногда маленькие вредины когда пытаются добиться того, чтобы их взяли на руки, начинают громко плакать, кричать. А чтобы прекратить взгляды посторонних, идя по улице с орущим малышом, приходится подчиняться детской воле. Так у ребенка в сознании укрепляется цепочка понятий – если закричать, многое разрешат.А здесь не поспоришь, либо слушай дикие вопли, либо бери на руки.

Украина, Каменка-Днепровская

Березовские из Ульяновска! У моей доци тоже был гипертонус, очень сильный, до 5 месяцев спускать ее с рук было нельзя - она синела и задыхалась, а у нас в роду астма. Ну, и подержала я ее на руках, ну и что? В 6,5 есяцев она стала на ножки, в 7 - стала наворачивать круги по манежу, в 10 - пошла самостоятельно (пошла бы и раньше, но я не давала дитю простора, держала преимущественно на кровати, чтобы она ползала). Нам год и 7, на руки залезть любит, особенно, когда я сижу, но ненадолго, ведь вокруг столько интересного!
А подруге скажите, пусть не парится, с гипертонусом - к неврологу, пусть лечит. Сейчас нребенку очень больно, поэтому он так сильно хочет быть с родным человеком. К году все пройдет, и мама будет жалеть, что не наобнималась с дитем

26/05/2012 10:16

Украина, Кривой Рог

Леська и Егошек Березовские из города Ульяновск, первая рекомендация, посмотрите передачу "Причины детского плача. 27.06.2010", в ней все очень подробно рассказывается. Дальше по поводу "засыпает и спит только на руках!!! В том числе и ночью!!! И в течение дня орет благим матом чтоб только на руки взяли." - мама должа делать над собой усилия, чтобы укладывать ребенка спать в кроватке/люлюке, а если она не готова прикладывать усилия к приучению ребенка к режиму, который ее устраивает, то никто ей не поможет. Я приучала ребенка спать на балконе и приходилось чуть ли не через каждые 15 минут бегать к ней давать выпавшую соску и в дождь и в снег. Главное быть уверенной в себе и не сдаваться в первые несколько дней. Может понадобиться и месяц и два. И к тому же, чем старше ребеночек становится, тем меньше он плачет, если у него удовлетворены все потребности физиологические, если он не перегрет и не перекормлен. Далее плач становится только по делу.

02/04/2012 12:41

Россия, Москва

Обожаю брать ребенка на руки, вообще очень люблю всякие нежности. Но ему уже почти 3 года, и он уже сам от меня убегает:) у него столько дел и игр, все надо успеть:) Раньше иногда просил брать его на руки на улице, но 4 месяца назад я забеременела вторым, сказала, что теперь мне нельзя. Сразу все понял. Сам говорит, мамочке нельзя Ваню поднимать, у мамы в животике малыш.

08/02/2012 12:08

Россия, Ульяновск

Ситуация следующая..у подруги было кс и доча родилась с гипертонусом, очень тяжелая малышка часто плачет по поводу и без, почти не улыбается, засыпает и спит только на руках!!! В том числе и ночью!!! И в течение дня орет благим матом чтоб только на руки взяли. Невролог списывает на гипертонус. У подруги уже сдают нервы. У меня сын, младше ее девочки на 2 недели, веселый жизнерадостный, смеется, лапочет, запросто может поиграть один, иногда даже дает понять что хочет побыть один. Когда хочет спать ложится и спит.
Глядя на нас подруга еще больше паникует. Да, дети конечно разные, но тут возможно ошибка в воспитании. Она попросила узнать у Евгения Олеговича, как научить ее играть одной (ведь даже когда отлучается в туалет на минутк, ребенок заходится в истерике), но доктору вопрос уже задавали и дабы не отвлекать, спрашиваю здесь, может подскажете?

15/09/2010 13:50

А нам наверное повезло.Ребенок на руках и сам не сидит(только,если плохо чувствует),хотя когда просится никогда не отказываем.А так попросится,пару минут погреется и дальше по своим делами.А теперь как начал ползать и делать первые шаги,то и вовсе может отпихиваться,когда даже самому его хочется подержать.

Брать ребенка на руки — не значит баловать. Это не только ласка, но и верный способ дать малышу возможность почувствовать себя уверенно.

Побольше ласки!

Какое положение ему наиболее удобно, «подскажет» даже новорожденный. Так что следуйте своей материнской интуиции, чтобы понять, когда младенец чувствует себя комфортно. Уверенность. Самоутверждение. Спокойствие. Вы хотите, чтобы у вашего крохи все это было? Так берите его на руки и ласкайте как можно больше! Потому что, обнимая и прижимая крошку к себе, вы даете ему понять, что вы с ним едины. Ваш запах и даже вкус вашей кожи, который малыш чувствует, пытаясь покусывать вас, когда вы берете его на руки, являются «каналами передачи информации» — хоть и весьма специфическими и интимными, но позволяющими ему вступить с вами в контакт. Некий секретный код сообщает ребенку это моя мама, она готова позаботиться обо мне, она по-прежнему меня любит — как и тогда, когда я еще был в ее животе. И он спокоен, он чувствует уверенность, которую потом пронесет через всю жизнь, потому что именно в ней коренятся его будущие ум и чувство собственного достоинства. Это основные инструменты роста и взросления, которые стимулируют становление самостоятельности ребенка, помогают ему с большей легкостью переживать разлуку с мамой. И как следствие, когда он почувствует призывы естественного любопытства и стремления изучить окружающий его мир, они дадут ему силы и мужество противостоять препятствиям, которые встретятся на его пути. Именно потому, что он не будет чувствовать себя одиноким. Да, все начинается с самых первых объятий. Бурная мамина реакция на плач младенца и на его призывы к ласке создает в психике малыша эффект твердой уверенности в себе.

Безопасное гнездышко

На первом году жизни младенца, и особенно в течение первых шести месяцев, не существует никаких ограничений в том, как часто нужно и можно брать ребенка на руки. Вместе с тем, именно на этом основаны опасения, что так можно и избаловать ребенка, заложить в нем зависимость от вас, что позднее явится причиной того, что избавление от этой зависимости будет стоить ему немалых усилий. На самом же деле каприз, запускающий механизм «избалованности», предполагает наличие определенного склада ума, который появляется у детей, которым уделяют мало внимания. Обычно это происходит, когда мама недостаточно внимательно относится к некоторым важным этапам развития малыша, например, к таким, как переход с протертых смесей на твердое питание или приучение к горшку, пренебрегает потребностями ребенка в физическом контакте с ним. А если это происходит раньше времени, то малыш может чувствовать себя одиноким и заброшенным в этом неизведанном мире, пока еще слишком большом для него. Помимо питания, одной из насущных потребностей ребенка первого года жизни является необходимость ощущать мамины прикосновения, чувствовать себя прижатым к ее телу — как будто он ностальгирует по тому времени, которое провел в ее животе. И правда, не следует забывать, что ребенок провел девять месяцев в очень тесном «гнездышке». Поэтому, появившись на свет, он инстинктивно стремится найти такое же «теплое местечко». А им-то и должны стать мамины руки и руки других близких ему людей, готовых прижать его к себе и укачивать, тем самым помогая ему достичь вожделенной цели.

В таком возрасте одним из основных страхов ребенка является ощущение пустоты: например, если он окажется в очень просторном помещении, в большой кровати или если его поднять на руках высоко вверх — так, что он потеряет контакт ножек и ручек со знакомыми ему «точками опоры». Поэтому, когда вы берете младенца из кроватки или коляски, старайтесь, чтобы его ножки не висели в воздухе, сразу же прижимайте его к груди и кладите ему руку на спинку, приближая малютку к себе еще больше.

Потихоньку расстаемся

Если в первое время вы инстинктивно прижимаете ребеночка к себе по первому же его зову, то позже вам становится все сложнее совмещать потребности ребенка с вашими собственными. Маме тоже нужно отдохнуть, да и вовсе увеличивающимся весом малыша труднее справляться. Настала пора прибегнуть к некоторым ухищрениям, которые в то же время не создавали бы у малыша впечатления, что ваши любящие руки вдруг стали какими-то безразличными. Когда вы чувствуете себя уставшей, посадите его в рюкзачок-«кенгуру» — так вы сможете носить его с собой без особого напряжения. Или доверьте его папиным рукам. Или положите в кроватку рядом с бабушкой, а сами тем временем спокойно передохните. Естественная потребность малыша в физическом контакте с вами со временем будет ослабевать, поскольку в течение первого года жизни ребенок будет стремиться к достижению определенного важного рубежа, за которым последует совсем другая тенденция — желание постигнуть окружающий мир. И малыш, заряженный полученной от вас любовью и чувством защищенности, станет исследователем нового для него мира, постепенно обретая самостоятельность.