Урок литературы толкин властелин колец. «Сказочное повествование Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно. Традиции английской сказки в трилогии Толкина

История созданияИзначально Толкин не собирался
писать продолжение к
«Хоббиту»(которым фактически
является роман»Властелин
колец»).Однако 15 ноября 1937 года во
время обеда с владельцем
издательства, опубликовавшего
«Хоббита», Стенли Анвином,он
получил предложение представить для
рассмотрения другие произведения.
Рецензент издательства отклонил
направленный «Сильмариллион» , хотя
отозвался о нем
положительно.Ободренный этим
Толкин начал писать продолжение
«Хоббита» и уже 16 декабря 1937 года
в письме к издателю сообщил о первой
главе новой книги.

Цель

Целью Толкина было создать английский
эпос. НаТолкина произвела тяжелое
впечатление Первая мировая война,а также
индустриализация Англии, по его
мнению,разрушившая ту Англию, которую он
знал и любил. Поэтому «Властилину колец»
присущ пассеизм(тоска по прошлому).
Толкин был оксфордским
филологом,хорошо знакомым со
средневековыми мифами Северной Европы,
такими как «Сага о Хервараре», «Сага о
Вельсунгах»,»Беовульф»,а так же с другими
староскандинавскими,староанглийскими и
средневековыми английскими текстами.
«Властилин колец» был вдохнавлен и
другими литературными источниками
например, легендами Артуровского цикла и
финским эпосом «Калевала».

Английский эпос

Создание английского эпоса часто
обсуждалось на встречах Толкина с
Инклингами (литературная
дискуссионная группа в Оксфордском
университете, на еженедельных
встречах этой группы обсуждались
исландские мифы и их собственные
неопубликованные сочинения).Толкин
согласился с одним из членов этой
группы, Клайвом Льюисом, что в
отсутствие английского эпоса
необходимо его создать самим.

Тема книги

Параллельно с этими дискуссиями,в декабре 1937 года.Толкин начал
«нового хоббита»После нескольких неудачных попыток,история начала
набирать обороты,из простого продолжения «Хоббита» превратившись
скорее в продолжение не опубликованного
«Сильмариллиона».Замысел первой главы возник сразу в готовом
виде,хотя причины исчезновения Бильбо,идея о важности Кольца
.Всесластья и название романа прояснились только к весне 1938
года.Сначала Толкин хотел написать ещё один рассказ, в котором
Бильбо,истратив все свои сокровища,пустился в новые
приключения,но,вспомнив кольцо и его силу,решил вместо этого
написать о нем. В начале главным героем был Бильбо,но,потом автор
решил,что история слишком серьезная для такого комичного и
веселого персонажа. Толкин рассматривал возможность отправить в
путешествие сына Бильбо,но возникали вопросы: Где была его жена?
Как Бильбо отпустил сына в столь опасное путешествие? В итоге
Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд,в
которых: артефакт,обладающий магической силой, получает
племянник главного героя. Так возник Хоббит Фродо Бэггинс.

Процесс создания

Толкин писал медленно.Его
литературная работа часто
прерывалась академическими
обязанностями,в частности Толкин
должен был экзаменовать
студентов(даже первая фраза
«Хоббита» была написана на чистой
странице экзаменациоонной работы
одного из студентов). В течении 1943
года Толкин не работал над текстом,но
продолжил работу в апреле 1944.Главы
из романа Толкин посылал своему сыну
Кристоферу,служившему в Африке,в
Английских ВВС и Клайву Льюису.В
1948 году история была завершена, но
до 1949 года продолжалось
редактирование ранних частей
«Властелина колец».

Трудности

Из –за нехватки бумаги в
послевоенное время
,издатели попросили
разбить роман на 6
книг,не имеющих
названий.Потом для
удобства они были
попарно объединены
издателем в три
части,которые были
названы «Братсво
кольца»,»Две крепости»,
«Возвращение
короля».Три части были
изданы в Англии 29 июля
1954 года,11 ноября 1954
года и 20 октября 1955
года, и несколько позже в
США.

Трилогия

С тех пор «Властилин колец» стали называть
трилогией. ТолКин и сам использовал этот термин,
хотя в других случаях говорил, что это не правильно.
Роман издавался различными издателями в одном,
двух, трех, шести и семи томах.

Сказочный мир Средиземья

Люди
Эльфы
Гномы
Хоббиты
Маги
Орки
Онты
Назгулы

Образ Кольца

Образ кольца

КОЛЬЦО - один из универсальных образов в
поэтике Толкиена, несущий огромную
смысловую нагрузку.
КОЛЬЦО - традиционный волшебный
предмет, который наделяет обладателя
магическими способностями: 1.делает
обладателя невидимым, 2.сохраняет
молодость, 3.дает исцеление, 4.становится
проводником в сказочный мир.

Кольца

Семь – для властителей гномов, гранильщиков в
каменном лоне,
Девять – для девятерых, облеченных в могильный
прах,
Одно наденет владыка на черном троне, В стране по
имени Мордор, где распростерся мрак,
Одно кольцо покорит их,
одно соберет их,
Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране
по имени Мордор, где распростерся мрак.
У Толкиена существует 20 колец.

Кольцо всевластья

КОЛЬЦО
ВСЕВЛАСТЬЯ - самое
загадочное и универсальное,
объединяющее все остальные кольца.
Это символ ЗЛА и одновременно
реальное воплощение ВЛАСТИ. У
Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО
неразделимы. Именно с помощью этого
сказочно- мифологического образа
Толкиен воплощает идею романа.

Образ Эльфов

Эльфы – мудрые
существа, способные
предвидеть будущее,
перевоплощаться,
понимать язык животных.
Поэтому их три кольца не
попали в руки Саурона. По
замыслу создателя, кольца
эльфов заключают в себе
силу трех стихий - огня,
воздуха и воды.

Образ Назгулов

Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и
полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После
получения кольца их души чернеют. Они становятся
прислужниками Саурона, тем самым думая, что им
перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам
многочисленные имена и названия: черные всадники,
крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет,
тьма»).

Образ Орков

Орки – образ
порабощения, муки.
Орки выполняют все
приказания Саурона.
Они мучаются,
работая в шахтах и
на вырубке
деревьев.

Образ Онтов

Онты - символ свободы. Это
живые деревья, которые
следят за лесами. Они
медлительны в речи и
разговорах. Над ними никто
не имеет власти. В этом
заключается их свобода.
Женские особи Энтов были
уничтожены Орками.

Образ Мага

Гендальф –
могущественный
маг и волшебник,
символ
справедливости и
богодарителя. В
основных своих
чертах (седая
борода,
широкополая
шляпа, плащ)
соответствует
обличью
скандинавского
бога Одина.

Хоббиты

У Джанни Родари есть
термин "Бином фантазии",
раскрывающий сущность
процесса создания
сказочного образа:
РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ =
ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких
образов множество, один из
них - хоббит (от homo человек, лат. и rabbit - кролик,
англ.). Сталкивая эти два
понятия, Толкиен добивается
эффекта "чудесного".

Образ Хоббитов

Образ Хоббитов Людихоббиты наследуют черты
респектабельного
англичанина
викторианской эпохи:
предпочитают
размеренное, спокойное
существование в уютной
Хоббитании, ценят
семейственность

Самая любимая книга с детства, самая любимая книга в юности, самая обожаемая книга в зрелости. Именно с нее началось мое увлечение фэнтези. Прекрасный и таинственный мир населенный хоббитами, эльфами, гномами и людьми, манил и завораживал. Эта книга стала ярким событием в литературе XX века. Сказка, покорившая умы миллионов читателей, нашедшая отклик в сердцах тысяч и тысяч почитателей, вдохновившая десятки людей творческих профессий на создание шедевров. Наверное, многие уже догадались, что речь идет о «Властелине колец » Дж. Р. Р. Толкиена . Книга не оставившая равнодушной никого. Моя любимая книга!

Роман Толкиена был написан единым произведением, но из-за большого объема первые издатели посчитали нужным разбить его на 3 части: «Братство кольца», «Две башни» и «Возвращение короля». Сейчас же роман чаще всего издается одной книгой. Так о чем же собственно идет речь в романе?

Эффектно отметив свой 111 день рождения хоббит Бильбо Бэггинс, уходит на покой и оставляет своему племяннику Фродо кольцо, делающее невидимым любого, кто его наденет. От волшебника Гэндальфа Фродо узнаёт, что это не простое кольцо, а творение злого мага Саурона, Кольцо Всевластия. И оно создано, чтобы подчинить себе все другие волшебные кольца. С помощью этого кольца Саурон, убитый много лет назад, сумеет возродиться и начать творить зло. С Сэмом, Мерри и Пиппином, друзьями — хоббитами, Фродо по поручению волшебника отправляется к эльфам, чтобы узнать, как избавиться от кольца. На пути во владения эльфов героев — недоросликов ждут множество опасностей. К их компании присоединяется проводник Арагорн, более известный под именем — Странник. Преследуемым, чёрными всадниками-назгулами, призрачными слугами Саурона, хоббитам и Арагорну, с большим трудом удаётся добраться до земель эльфов, где правитель эльфов Элронд излечивает Фродо, опасно раненного предводителем назгулов. Во владения эльфов на совет съезжаются представители разных народов, населяющих Средиземье, чтобы обсудить, как поступить с Кольцом. Так как, оно способно творить только зло и порабощать разум владельца, на совете было принято решение о его уничтожение. Но для этого кольцо нужно бросить в жерло Огненной горы в Мордоре, месте, где оно было создано. Фродо сам вызывается отнести и уничтожить Кольцо. Вместе с ним пожелали идти Арагорн, который оказался потомком королей Арнора и Гондора, Боромир, сын нынешнего правителя Гондора, волшебник Гэндальф, гном Гимли, эльф Леголас, ну и конечно трое друзей — хоббитов. Именно их, представителей разных народов Средиземья и назовут Братством Кольца. Очень тяжелым выдается путь к Горе, Фродо и его друзьям не удается пройти перевал через Мглистые горы и они решаются на продолжение путешествия под землей, по владениям гномов. Здесь их ждет встреча с пробудившимся древним демоном и воинственными орками. В подземелье друзья теряют волшебника Гэндальфа, который вступает в схватку с демоном Балрогом и падает с ним в пропасть. Но Братство добирается до безопасного места, во владения лесных эльфов. В царстве эльфов Фродо попытается отдать Кольцо королеве эльфов Галадриель. Ценой невероятных усилий, преодолев искушение, она отказывается принять кольцо. После короткого отдыха отряд снова пускается в путь навстречу опасностям и приключениям. Боромир, очарованный могуществом Кольца, пытается убедить друзей применить его против врагов. На миг кольцо овладевает разумом Боромира и он нападает на Фродо, вынуждая его защищаясь, надеть кольцо. В это же мгновение на отряд нападают орки, в сражении с которыми погибает Боромир, а Пиппин и Мерри взяты в плен. Фродо видит, что Кольцо может принести его друзьям гибель и, защищая их, решает продолжить путь в Мордор один. Он не знает, что верный Сэм, заметив его исчезновение, все-таки пойдет за ним. Братство Кольца распалось, но Фродо и Сэм уверенно идут к намеченной цели. А его бывших спутников ждут свои приключения. Отряд, захвативший в плен Мерри и Пиппина, был сборным, и пока орки, спорят к какому из своих повелителей вести пленных, хоббиты сбегают в лес. Здесь они встречают древнейшего представителя земель Средиземья – энта Древоборода, хранителя леса. Мерри и Пиппин убедили его и других энтов выступить против Сарумана, который уничтожает вокруг своей крепости лес, что конечно не может нравиться энтам. Оставшиеся члены Братства, Арагорн, Гимли и Леголас, пытаясь спасти взятых в плен хоббитов, идут по следам отряда орков. На своем пути они неожиданно встречают Гэндальфа. Оказывается, волшебник не погиб в битве с демоном, а получив магическую поддержку свыше, получает и новую миссию, спасти Средиземье. Он стал Гэндальфом Белым. Теперь их путь лежит в Рохан, чтобы собрать войска и выступить против Сарумана. Армии королевства Рохана и Сарумана сходятся в великой битве при Хельмовой Пяди. И только вовремя пришедший на помощь Гэндальф с подкреплением, решает исход битвы в пользу Рохана. А энты в это время затопляют крепость Сарумана и уничтожают ее гарнизон. Саруман лишается всех своих колдовских сил. В это же время Фродо с Сэмом медленно, но упорно движуться к намеченной цели. Неожиданным проводником для них к Горе становится скользкое и мерзкое существо – Голлум. Именно он был владельцем Кольца еще задолго до Фродо. Это в пещере Г

Тема: «Сказочное повествование Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (Учебник: Литература 8 класс. Ланин Б. А.)

Цель: Охарактеризовать персонажей «Хоббита, или Туда и обратно» , определить идею и проблему, поставленную автором в произведении

Слово учителя. Сегодня наш урок посвящен сказочной повести, написанной Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном, английским профессором литературы, специалистом по средневековому фольклору и мифологии.

Придуманная им волшебная страна, названная Средиземьем, населена волшебным существами: гномами, эльфами, гоблинами, орками, троллями, волшебниками, сказочными существами. В своей сказке Толкиен показал нам модель мира, «человечества» со своей историей, с народами говорящими на разных языках, со своими законами и моральными ценностями.

Какие народы населяют Средиземье, и как их описывает автор?

Гномы – маленькие существа, наделенные сверхъестественной силой, живущие в недрах земли и хранящие там свои сокровища. Они искусные ремесленники, умеют ковать волшебные кольца и мечи.

Эльфы – духи воздуха, живущие на деревьях, обладающие даром исцеления и ясновидения. Их волшебная музыка очаровывает даже неживую природу. Искусные и бесстрашные войны. Говорят на эльфийском языке, синдарине.

Хоббиты - маленький народ, живущий в «норах» , миролюбивый и гостеприимный, любители хорошо поесть и покурить трубку. У них большие, покрытые бурым мехом ноги с кожаными подошвами, поэтому никогда не носят башмаки. К этому народу принадлежат главные герои повести «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец» Бильбо Беггинс и Фродо Беггинс.

Гоблины – высокие, злые и сильные существа, живущие в подземных туннелях. Их жилища полны похищенными сокровищами. Они уродливы и жестоки.

Тролли – уродливые, сильные, но глупые великаны-людоеды, обитающие внутри горы.

Орки – существа, сотворенные из глины волшебником Саруманом. Они сильны и жестоки, уродливы и бездушны.

Кто главные герои повествования?

Бильбо Беггинс – хоббит, который отправился в дальний поход за сокровищем гномов Аркинстоном.

Волшебник Гендальф – старик с посохом, помогающий гномам.

Торин Дубощит – предводитель гномов, бесстрашный и справедливый.

Голлум – хоббит, потерявший свое обличие.

Верховный Гоблин.

Дракон Смог.

Какую проблему поднимает в своей сказке Толкиен?

Извечную проблему Добра и Зла поднимает в своей повести Р. Толкиен.

Какова идея произведения?

Добро побеждает зло, как бы тяжела ни была борьба, и какой бы ценой она ни доставалась.

Кто из героев повести представляет сторону Добра, а кто на стороне Зла?

Подвиги во имя Добра совершают Бильбо Беггинс, Гендальф, Торин Дубощит и остальные гномы, помогают им эльфы, орлы-великаны, лесной волшебник Радагаст, человекомедведь Беорн.

На стороне зла – гоблины, тролли, орки.

Охарактеризуйте героев «Хоббита, или Туда и обратно»
Бильбо Беггинс – доброжелательный, домовитый хоббит, любящий домашний уют и комфорт. Он несколько труслив, не хочет идти в поход неизвестно куда и зачем. Но, отправившись в путешествие помимо своей воли, он меняется. В нем обнаруживается неожиданное мужество и храбрость, смекалка и изворотливость ума. Бильбо не раз спасал гномов, он заслужил уважение и признание Торина Дубощита, который вначале противился его участию в походе. Именно он возвращает гномам их сокровища и бесценный бриллиант Аркинстон. Совершенно не героичный по натуре, он оказался способным совершить подвиг, и не один.

Гендальф – мудрый волшебник, который взял на себя нелегкую миссию предводителя сил Добра в борьбе против Зла. Своей мудростью, отвагой и стремлением добиться победы даже ценой своей жизни Гендальф по праву становится одним из самых ярких образов в повествовании. Именно Гендальф собирает и объединяет столь противоречивых героев.

Торин Дубощит – предводитель отряда двенадцати гномов, наследник престола королевства гномов Одинокой Горы. Смелый, отважный, истинный предводитель, заслуживший уважение и преданность своих подданных своей приверженностью идее возвращению гномов в Одинокую Гору, которую захватил дракон Смог. В конце повествования Торин поддался жадности, свойственной гномам, жадности обладания несметными сокровищами, но искупил свою вину смертью. Мне кажется, что нельзя его осуждать за эту слабость.

Итог урока: Мы познакомились с героями повествования Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»

Узнали о мире Средиземья, созданном воображением автора сказки, о народах, населяющих этот мир.
Определили проблему и идею произведения.






История создания романа Целью Толкиена было создать английский эпос. На писателя произвела тяжелое впечатление Первая Мировая Война, а также индустриализация Англии, которая, по его мнению, разрушила ту Англию, что он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому). Роман был начат в 1937 году. Напечатан только в годах. На русский язык «Властелин колец» впервые был переведен в 1976 году. Существует около 7 разных переводов книги. Самый известный – перевод В.С. Муравьева и А.А. Кистяковского. Книга стала широко известна у нас в конце 1980 – начале 1990 годов.


Три части романа «Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца»)«Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца») «Две твердыни» («Две крепости», «Две башни»)«Две твердыни» («Две крепости», «Две башни») «Возвращение государя» («Возвращение короля»)«Возвращение государя» («Возвращение короля»)




Образ Кольца КОЛЬЦО - один из универсальных образов в поэтике Толкиена, несущий огромную смысловую нагрузку. КОЛЬЦО - традиционный волшебный предмет, который наделяет обладателя магическими способностями: 1.делает обладателя невидимым, 2.сохраняет молодость, 3.дает исцеление, 4.становится проводником в сказочный мир.


Кольца Три кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, Семь – для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне, Девять – для девятерых, облеченных в могильный прах, Одно наденет владыка на черном троне, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак, Одно кольцо покорит их, одно соберет их, Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак. У Толкиена существует 20 колец.


Кольцо всевластья КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТЬЯ - самое загадочное и универсальное, объединяющее все остальные кольца. Это символ ЗЛА и одновременно реальное воплощение ВЛАСТИ. У Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО неразделимы. Именно с помощью этого сказочно- мифологического образа Толкиен воплощает идею романа.




Образ Назгулов Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После получения кольца их души чернеют. Они становятся прислужниками Саурона, тем самым думая, что им перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам многочисленные имена и названия: черные всадники, крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет, тьма»).








Хоббиты У Джанни Родари есть термин "Бином фантазии", раскрывающий сущность процесса создания сказочного образа: РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ = ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких образов множество, один из них - хоббит (от homo - человек, лат. и rabbit - кролик, англ.). Сталкивая эти два понятия, Толкиен добивается эффекта "чудесного".




Проблема романа Проблема романа – противопоставление добра и зла. Зло воплощено в кольце, которое дает власть над миром и тем самым заставляет отказаться от любви. Не случайно кольцо уничтожает не великан-герой, а маленький хоббит – сказочно-фантастическая версия образа маленького человека, распространенного в реалистической литературе XIX-XX веков.