Техника выполнения ришелье. Техника вышивки ришелье или ажурная гладь

Этот вид глади выполняется преимущественно прорезной гладью, в сочетании с простой (см. ), в которой листочки и кружочки вышивают с настилом или без него. Она применяется для украшения салфеток, скатертей, воротников, блузок, белья и т.д.

Маленькие дырочки не вырезают, а прокалывают толстой костяной, деревянной или металлической палочкой, заостренной с одного конца. Острие палочки нужно тщательно отшкурить, чтобы оно было круглым и гладким. Только в этом случае дырочки на вышивке, обшитые плотной выметкой, получатся ровными и красивыми. Если вырезанные фигуры достаточно велики, то пространство может быть заполнено баретками с паучками или без них. Это украшение сделает вышивку более ажурной, изящной и прочной.

Ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками, называлась «ренессанс» . По наружному краю такой вышивки на фестонах иногда выполнялись пико.

Мотивы узора вышивки «ришелье» (преимущественно растительного характера) соединялись перемычками с пико. Это придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон.

Особенно нарядна ажурная вышивка, выполненная венецианским швом. Петельный шов по контуру узора делали очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполняли различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором легко отсчитывать нити для разделок. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он почти забыт.

В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье» . «Ришелье» можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нитки по цвету и толщине.

В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитками на шелковых тканях.

Техника выполнения «ришелье»

Переведенный на ткань узор сначала прошиваем мелкими стежками швом «вперед иголку» (см. ). Для плотных тканей используем толстые нитки, для тонких - катушечные нитки № 60-80 или мулине.

Наметку делаем в два ряда, причем второй ряд - на некотором расстоянии (чуть меньше ширины петельного шва) от первого. Затем выполняем перемычки - бриды. Для этого рабочую нитку прокладываем посередине между двумя рядами наметки до того места, откуда начнется брида. Далее: протягиваем нитку к противоположному мотиву поверх ткани, которая будет вырезана по окончании работы, закрепляем нитку в промежутке между наметкой и возвращаем в исходную точку. Бриды можно выполнять петельным швом, гладьевым валиком или штопальным швом.

Если брида делается петельным швом или валиком, нитку нужно проложить не менее 3-х раз. Для бриды, которая выполняется штопальным швом, прокладывается четное число нитей (четыре - шесть).

Бриды выполняем над тканью, как бы на весу. Если необходимо сделать фигурные бриды, то сначала натягиваем нитки для первой бриды, обвиваем ее до середины, затем протягиваем нитки к следующему фрагменту, делаем бриду до пересечения ее с первой бридой и заканчиваем первую бриду. Так же выполняем бриды, если они пересекаются в одной точке, только в месте пересечения вышиваем настилом «паучок»

Вместо «паучка» можно сделать «кольцо». Оно выполняется двумя способами.

Первый способ: натягиваем три нитки для основной бриды, обшиваем ее почти до середины, делаем оттяжку в нужном направлении, обшиваем бриду и делаем несколько стежков по основной бриде до следующей оттяжки. Выполнив очередную бриду, опять делаем несколько стежков по основной бриде, натягиваем следующую бриду и т. д. Выполнив последнюю бриду, соединяем ее с основной, проложив нитку 3 раза, и обшиваем, замыкая образовавшийся кружок. Обметав круг, обшиваем оставшуюся часть основной бриды.

Второй способ: натягиваем нитки воздушно-петельным швом к точкам, где будут оканчиваться бриды. Нитки должны свободно провисать, не доходя до центра. Затем через эти петли протягиваем нитку. В результате, в центре образуется кольцо. От кольца к тому месту, где оканчивается брида, по ниткам воз душных петель натягиваем еще одну нитку и обвиваем их. Затем обшиваем часть кольца до следующей бриды и т. д. При этом способе кольцо между бридами получится более ровное.

И в том, и другом случае бриды выполняются петельным швом или валиком.

Для того чтобы вышивка получилась более нарядной, на бридах, а, иногда, и на фестонах делают пико, то есть маленькие узелки или петельки. Они могут выполняться швом «навивкой», петельным швом (зубчики) и с помощью булавки (булавочное пико).

Пико швом «навивкой».

Начинаем выполнять бриду петельным швом. Дойдя до середины бриды, вдеваем иглу в последний стежок и, не вытаскивая иглу полностью, обвиваем ее ниткой 10-12 раз, вращая иглу вокруг нитки слева направо. Протаскиваем иглу сквозь образовавшуюся спираль, стягиваем нитку так, что бы получился полукруг, и продолжаем шить бриду.

Зубчики на бриде, выполненной петельным швом.

Бриду обвиваем петельным швом на 2/3 ее длины, затем возвращаем нитку назад, закрепляем ее около седьмого или восьмого стежка (счет ведем от последнего выполненного стежка на бриде), снова проводим к исходной точке и, закрепив, возвращаем назад. Натянутые нитки обшиваем петельным швом и заканчиваем бриду.

Булавочное пико.

Бриду обвиваем стежками на 1/3 или 1/2 ее длины, продевая иголку с ниткой под натянутыми нитками. Закрепляем петельку булавкой, проводим иглу, как показано на рис.10б, и стягиваем стежок, присоединяя его как можно ближе к бриде. Таким же образом выполняется пико с противоположной стороны бриды.

После того, как все бриды сделаны, узор по краю обшиваем петельным швом, плотно укладывая стежки один к другому. При этом, петли должны быть обращены в ту сторону, где будет вырезана ткань.

Чтобы брида была хорошо закреплена, стежки петельного шва должны плотно обхватывать ее. Для этого несколько стежков делаем из одной точки над бридой. Если брида широкая, можно сделать дополнительный стежок в бриду.

При необходимости, узор, выполненный в технике «ришелье», можно дополнить гладью, ажурными разделками, прожилками.

Закончив работу, изделие нужно постирать, прогладить с изнаночной стороны и, только после этого, можно вырезать участки ткани под бридами для создания ажура. Первый надрез над бридой делаем с лицевой стороны изделия, а всю остальную часть ткани, которую нужно вырезать, вырезаем с изнаночной стороны работы, наклоняя ножницы в сторону петельного шва. Ножницы должны быть острые и иметь плотное смыкание кончиков.

Вышивка в технике ришелье на машинке. Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Старая забытая техника с использованием современных технологий представляет большой интерес.

Отделка края вышивкой

Бывает так, что вещь получается простая по крою и если ткань однотонная, то встаёт вопрос - а чем, собственно, можно отделать такую блузку или платье?

Вариантов существует множество. Но поскольку я очень люблю вышивку, то приведу вам несколько примеров вышивки по краю изделия.

Вышивать можно на любой части и детали изделия, но сегодня я сделала подборку вещей, украшеных вышивкой по краю.

Вышивка в технике "ришелье" на лёгком жакете под застёжкой, ещё есть немного вышивки и по краю рукавов и по вырезу горловины, но не могу здесь разместить много фотографий. Жакет удлиннённый, в комплекте с брюками смотрится замечательно.


А это свадебный палантин. Делела его для невесты одного известного хоккеиста. Размер палантина 180х180см. Выполнен он в технике подкладной аппликации на сетке с применением тонкого шнура (я использовала ирис).


После я его расшивала бисером и стеклярусом. Получилось очень красиво.


Эта работа ещё в пяльцах, после окончания работы, фестоны будут аккуратно вырезаны и плучится, что этот палантин будет по всему краю отделан "зубчиками" (часто встречающаяся отделка).


Эта блузка из шифона отделана по краю "бридными зубчиками", дополняя очень интересную вышивку, выполненную в технике подкладная аппликация.


А эта блузка очень простая - прямого покроя, однотонная, серенькая. Сама по себе ничего из себя не представляла, если бы не вышивка. Вышита она простой гладью, местами прорезной, по низу блузки и по низу рукавов.


Вот и всё на сегодня. Для тех кого заинтересовала машинна вышивка свободно-ходовым способом, приглашаю посетить мои уроки здесь же в блоге.

ВЫШИВКА белым по белому

Рукоделие Ришелье еще называют ажурным. Оно отличается своей оригинальностью и воздушностью узоров. В этой технике различают ручную вышивку и машинную. Она сочетает в себе несколько видов швов, применяющиеся и при других вышивальных техниках. Вышивка Ришелье привлекает многих любителей рукоделия своей тонкостью и изяществом.

Основы вышивки Ришелье

  1. Ткани лучше выбирать хлопковые, льняные или шелковые.
  2. Толщина ниток всегда должна соответствовать материалу. Для толстых тканей используют нитки толстые шелковые, для деликатных - мулине или хлопковые катушечные.
  3. Расцветки ниток подбираются в тон ткани. По желанию допускается использование и других цветов. Эксперименты с цветом надо проводить аккуратно, чтобы не испортить все изделие, на котором выполняется ришелье.
  4. Шаблон переводится на ткань с предельной точностью. Очень удобно использование специальных маркеров, линии от которых исчезают через несколько дней или от воздействия воды.
  5. Ткань перед работой надо слегка постирать, чтобы она в дальнейшем не села.
  6. Перед тем как приступить к вырезанию пустых промежутков, готовую вышивку желательно постирать в режиме ручной стирки без отжима. Сушится изделие аккуратно разложенным на полотенце, и проглаживается немного влажным.

Смотрите видео по теме:

Немного о бридах

Бриды - это соединительные элементы, которые укрепляют вышивку. Узоры небольшого размера с малым количеством отверстий выполняют без брид. В остальных случаях без них не обойтись. Промежутки между ними должны быть одинаковыми. Бриды могут быть:

  • Простые и с прокладкой. Последние содержат узлы и петли, что смотрится более эффектно. Прокладочных нитей обычно две, которые обшиваются по очереди, затем их объединяют.
  • Пересекающиеся в виде паучка.
  • Бриды с «веточками».

Основные виды швов в ришелье

Вперед иголку - выполняется в виде простых стежков равных по длине между собой и расстоянию между ними;

Гладьевой валик. Его прокладывают в прямом или косом направлении стежками, расположенными рядом друг с другом.

Петельный шов тоже очень простой. Стежки делают строго вертикально по отношению к краю.

Машинная вышивка ришелье, схемы швов которой включают разные виды строчек.

Это и обычная прямая строчка, «зигзаги», «восьмерки», «вилюшки», чешуя и «насыпь».

Используя только эти швы, можно спокойно браться за освоение схем ришелье.

Несложные схемы для вышивки Ришелье для начинающих

Цветочные мотивы, которые подходят для ручной и машинной вышивки.


Вышивка ришелье для начинающих в виде простых схем под силу окажется любой рукодельнице, владеющей минимальными навыками шитья.

Необычно сочетаются в схемах геометрические и цветочные детали.

В этой технике изображаются также животные и фрукты.

Рисунки для вышивки ришелье можно встретить и в виде монограмм.

Ажурное шитье применяется для изготовления многих вещей. Вышивкой украшают блузки, рубашки, юбки, но особенно она смотрится на свадебных платьях.

Данный вид шитья используют в отделке скатертей, салфеток, постельного белья, занавесок. Вот несколько фото таких работ.

Вышивка ришелье представляет собой разновидность ажурной вышивки. В данном случае, узор поверху обшивают гладью, а также создают специальные прорези для создания кружевного эффекта. Данная работа очень кропотливая и требует концентрации внимания. Для любителей рукоделия, данный вид вышивки обязательно придется по вкусу.

Вышивка ришелье взяла свое начало в Италии, во времена Возрождения. Затем появились первые поклонники этого вида рукоделия во Франции и Англии. Наиболее знаменитым ее ценителем стал кардинал Ришелье, в честь которого рукоделие и получило свое название.

В течение веков ришелье то оказывалась на вершине моды, то практически нигде не использовалась. На сегодняшний день, ее элементы встречаются на моделях многих известных дизайнеров мировых подиумов.

В статье мы представляем два мастер класса вышивки ришелье. Создайте настоящий шедевр своими руками.

Ручная вышивка ришелье: мастер-класс

Следуйте пошаговым инструкциям с фото.

  1. Подготовьте ткань для вышивания. Лучше всего подходит хлопок или лен. Нанесите желаемый узор карандашом или ручкой.
  2. Обшейте все контуры рисунка. Нити должны быть настолько плотными, насколько плотная ткань. Для толстого материала подойдут плотные шелковые нитки, а для более тонкого — мулине. Узор прошейте в 2-3 ряда, сохраняя между строчками пробелы. Смотрите фото ниже.
  3. Когда закончите работать над рисунком, можно приступать к обработке перемычек, так называемых бридов. Для этого основную нитку перетяните между двумя рядками до точки, на которой будет находиться перемычка. Далее перебросьте ее до ближайшего элемента, а нить проденьте в пространство наметки и верните обратно.
  4. Образовавшуюся плотную петлю обшейте близко расположенными друг к другу петельками.
  5. Когда закончите работать над остальными бридами, прорежьте под ними материал хорошо заточенными ножницами.
  6. Далее обшейте все элементы вышивки и зафиксируйте нити. Лишнюю ткань обрежьте.

Теперь вы знаете, что такое вышивка ришелье, и как ее сделать вручную.

Вышивка ришелье на швейной машине

Чтобы создать кружево ришелье на швейной машинке, вам необходимо подготовить все необходимые инструменты: клеевой, а также водорастворимый флизелин, ткань, нитки.


Ваша картина готова, можно смело вешать изделие на самое видное место!

Ниже представлено видео о технике вышивки ришелье.


...

Техника вышивки Ришелье или ажурная гладь имела большую популярность в 17-18 веках в Центральной Европе. Родоначальницей этой техники является Франция страна искусного рукоделия. Работы в технике ажурной вышивки больше похожи на тончайшее и изящное кружево. Комбинация стежков выполненных в технике вышивки гладью и прорезных отверстий смотреться очень эффектно. Техника вышивки Ришелье или ажурная гладь достаточна сложна в исполнении, и требует большой аккуратности и терпения. Однако результат превосходит все ожидания.


Стежки в технике вышивки Ришелье можно выполнить как вручную, так и на швейной машине. Далее мы рассмотрим основные приемы выполнения стежков в этой технике.

Техника вышивки Ришелье: инструменты и материалы

Материалы для вышивки в технике Ришелье

Ткани. Вышивка выполняется на тканях, которые не растягиваются и не деформируются. Для новичков подойдет хлопчатобумажная ткань, сатин и т. д. Для того чтобы работать с более тонкими тканями, например, шелком необходимы некоторые навыки.

Нитки. Можно вышивать любыми нитками для вышивки. Классическая техника вышивки Ришелье предполагает, что нитки одного цвета с тканью. Однако сейчас часто применяют для вышивки в этой техники разные цвета нитей.

Какие инструменты вам могут понадобиться?

Для работы в технике ажурной вышивки вам понадобятся:

Иголки для вышивки гладью для ручной вышивки

Тонкие острые ножницы

Швейная машина для машинной вышивки

Рамки или пяльцы для вышивки

Маркер или карандаш для ткани

Техника вышивки Ришелье: основные приемы

Так как техника вышивки Ришелье это разновидность вышивки гладью , то основными стежками в этой техники являются гладь с настилом, контурная гладь и обычные стежки гладью.

Кружево в технике ажурной вышивки состоит из узоров, преимущественно растительной тематики и бридов перемычек, которые делаются в виде мостиков или паутинок между узорами.

Ажурная вышивка Ришелье очень выразительная благодаря своей объемности. Она включает в себя несколько приемов объемной вышивки.

Для создания прямых или наклонных линий можно использовать такой прием глади с настилом . Проложить по контуру два шва вперед иголку, затем обшейте их ровными плотными стежками. Стежки можно выполнять ровные или с наклоном.

Чтобы сделать прорезную фигуру узора, нам понадобиться по контуру узора, проложить шов вперед иголку или тамбурный шов. Затем сделать надрез в середине фигуры узора. Вышить контур плотными стежками. Плотность стежков должна быть такой, чтобы обрезанная ткань не осыпалась.

Также широко применяется в работах ажурной вышивки объемная гладь выполненная, выполненная стежками гладью с настилом. Для этого сначала узор заполняется стежками вперед иголку. А потом делают настил обычным стежками. Чем гуще вы кладете стежки, тем объемнее будет вышивка.

Когда все фрагменты узора проложены швом вперед иголку или тамбурным швом, переходим к соединению их бридами. Для того чтобы сделать бриду от одного фрагмента узора вышивки к другому, необходимого прокинуть двойную нить стежок от одного фрагмента вышивки к другому. Затем обвить бриду петельными стежками. Можно также бриды просто плотно обматывать нитью.

Для того чтобы соединить одновременно несколько фрагментов узоров можно сделать бриды паутинки. Для этого перебрасывают две перекрещивающиеся, затем обшивают сначала нижнюю часть, потом верхнюю до середины. В месте, где бриды пересекаются скрепляют их и дальше обшивают каждую из брид. Сквозь последнюю бриду пропускают иглу к центру паутинки и несколько раз обвивают нитью соединение брид.

Последовательность выполнения работы в технике вышивки Ришелье

1. Перенести узор на ткань.

2. Натянуть ткань на рамку для вышивки

3. Все контуры наметать двойным или одинарным швом вперед иголку или тамбурным швом.

4. Сделать бриды

5. Прорезать ткань в нужных местах.

6. Обшить узор по контуру петельным швом или стежками в технике гладь.

Надеемся, что наша статья поможет вам освоить этот прекрасный вид рукоделия. Техника вышивки Ришелье порадует вас своей изысканностью и красотой. Ажурная вышивка станет прекрасным украшением одежды, постельного белья, штор, салфеток и других предметов интерьера.

Приветствую всех любителей вышивки! Этот один из традиционных и старинных способов декорирования текстиля известен с давних времен. Существует огромное количество , и сегодня мы рассмотрим одну из них. Машинная вышивка в технике Ришелье отличается от ручной, которая возникла еще в XIV веке в Италии и получила вскоре широкое распространение в странах Европы. В наши дни, благодаря современному оборудованию, ее можно выполнить при помощи швейной машины.

Эта вышивка используется в самых разных случаях. Она прекрасно подходит для украшения салфеток, скатерти, и также в качестве для различной одежды.

Суть ее заключается в том, что границы фрагментов рисунка обрабатываются петельным (обметочным швом), а некоторые участки между фрагментами вырезаются.

Существует также вышивка Ришелье с бридами и без бридов. Сегодня мы рассмотрим безбридовый вариант.

На небольшом фрагменте я покажу, как можно сделать аппликацию в технике Ришелье при помощи швейной машинки.

Для этого я взяла белую и пяльцы. В принципе ткани могут быть разные, но главное, чтобы они не тянулись в продольном и поперечном направлении.

Если необходимо выполнить вышивку на тянущейся ткани, то перед работой ее проклеивают флизелином.

Первым делом на ткани надо нарисовать задуманный рисунок. В данном случае это будут цветы и листики.

Затем затягиваем ткань в пяльцы так, чтобы рисунок находился на некотором расстоянии от бортиков. Если рисунок большой, то пяльцы придется переставлять.

Для машинной вышивки применяют разные способы. При свободно — ходовом способе снимается лапка, ткань находится в свободном состоянии и передвигается при помощи рук. Для этого нужна определенная сноровка иначе вышивка получится недостаточно ровной.

Это делается потому, что во время работы над вышивкой ее надо видеть. Лапка на моей машинке имеет прозрачную вставку по центру и мне всегда видно строчку, с которой я работаю. Поэтому я лапку снимать не стала. Мне так гораздо удобнее.

Контуры рисунка надо закрепить строчкой несколько раз. Я выполнила эту операцию при помощи тройного (джинсового) стежка.

Затем при помощи строчки «зигзаг», ширину которой я выбрала на свое усмотрение, я обработала все основные контуры. Оставила нетронутыми только серединки и прожилки на цветах и листиках.

Для прожилок я выбрала зигзаг немного поуже и обработала им остальные участки.

Серединки цветов необходимо надрезать по центру и немного вырезать, а затем обработать по кругу зигзагом такой же ширины, каким обрабатывались контуры фрагментов.

В процессе работы обрезайте все ниточки, чтобы они не мешали процессу вышивки. Так как у меня это будущая аппликация, то ее нужно вырезать по внешнему контуру и для завершенности еще в некоторых местах между фрагментами.

Вот она и готова!

Ее можно использовать для декорирования различных вещей: платья, футболки, сумки, подушки и т. д. На первом фото (в начале статьи) изображено джинсовое платье с подобной аппликацией, но гораздо большего размера. Она может пришиваться либо вручную, либо на машинке, а иногда выполняться непосредственно на ткани.

А вот еще один красивый вариант использования подобной вышивки. Согласитесь, что выглядит это очень женственно и нежно.

Если у Вас нет на машинке прозрачной лапки, то предлагаю Вам посмотреть ролик, в котором показана машинная вышивка в технике Ришелье свободно – ходовым способом.


Надеюсь, что мастер – класс Вам пригодится для новых идей декорирования изделий.

Жду Ваших комментариев!

Узнайте еще больше интересного:

Декоративная вышивка с волнистой тесьмой

Огромное разнообразие вышивальных техник поражает своим вариативом. Для каждого случая можно подобрать что-то особенное и очень интересное. Декоративная вышивка с волнистой тесьмой «вьюнчик», представляет...