Стоунхендж – обсерватория древних кельтов. Стоунхендж: Древняя обсерватория или способ спасти человечество? Стоунхендж обсерватория

Стоунхендж – это древнейшее из сооружений, построенных в Англии, представляющее собой круг из камней. На английском языке Stonehenge означает «каменное ограждение». Ученые полагают, что строительство Стоунхенджа началось примерно 4 тысячи лет назад и длилось несколько столетий. Постройка Стоунхенджа, предположительно, велась таким образом: вначале громадные глыбы вытесывали в каменоломнях, затем их отправляли по реке или же волоком до места возведения и вкапывали камни в землю. Ученые установили, что каменоломни, из которых камни доставляли к месту их установки, находятся от места возведения на расстоянии примерно 300 километров. Сам комплекс Стоунхендж содержит 82 мегалита, весом пять тонн каждый, 30 каменных блоков (25 тонн каждый) и 5 огромных трилитов, весящих 50 тонн.

И по сей день предназначение каменных глыб остается загадкой. Общеизвестная версия предполагает, что Стоунхендж – это одновременно календарь и древняя астрономическая обсерватория. В день летнего равноденствия 21 июня утренние солнечные лучи вычерчивают одну ось этого сооружения. Это наводит на мысль, что из этого места древние люди наблюдали за Луной, Солнцем и другими планетами. Вторая распространенная версия - загадочные камни установили инопланетяне, с непонятной для людей целью. Также существует версия, что Стоунхендж выступает моделью Солнечной системы. Она, правда, содержит изображение двенадцати планет, а не девяти: еще две из них, по мнению древних, расположены за Плутоном, и одна находится между орбитами Марса и Юпитера. В наши дни вокруг Солнца на этом месте вращается пояс из астероидов. Другие предположения: каменные глыбы - это кладбище, или храм Солнца, или защита от атлантов, или языческий собор, или город Мертвых, или место посадки НЛО и тому подобные.

Стоунхендж, если доверять принятой датировке, немного младше египетских пирамид. Однако в список античных семи чудес света он не попал - о нем не упоминают ни римские, ни греческие авторы. Очевидно, римлян эти камни не особо впечатлили, они ведь видели пирамиды Египта и сами, к тому же, строили грандиозные храмы. На сегодняшний день уже нельзя точно определить, кто был же впервые описал Стоунхендж. К XII веку все данные о его происхождении канули в мифы и никто сейчас не вспомнит истинное назначение памятника. Древние британцы звали Стоунхендж «Пляской Великанов» и приписывали его авторство великому чародею Мерлину.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, как устанавливали в землю исполинские глыбы. Бытует мнение, что вначале выкапывали ямы длиной, равной длине закапываемой в землю части камня. Ширина и длина лунок была примерно на сантиметров девяносто больше, чем камня. Три стенки в лунках делали отвесными, как пишет Дж. Хокинс, а четвертую делали под наклоном в 45 градусов - она выполняла роль приемного пандуса. Прежде чем ставить камень, стенки в лунках обкладывали широкими деревянными кольями. По ним камень скользил, не ссыпая землю. Потом махину при помощи канатов и веревок устанавливали вертикально, при чем очень быстро - пока у держащих камень хватало сил и засыпали пространство вокруг камня, лишь бы он не упал. После утрамбовки, оставляли его на несколько месяцев в покое, чтобы почва просела и спрессовалась. Очень важная деталь: у вертикальных камней нижние концы были оббиты в тупой конус - для того, чтобы после опускания в лунку, каменные глыбы можно было повернуть и установить точнее.


На юго-западе Англии, на равнине Солсбери, находится загадочный Стоунхендж - мегалитическое сооружение, возраст которого составляет почти 4 тыс. лет.

Что такое мегалиты?
Мегалитами называют сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб, которые по предположениям ученых были возведены древними людьми для поклонения богам, для наблюдения за Солнцем и Луной и т. д.

Кем и для чего был воздвигнут Стоунхендж?
Еще в XVIII в. историком Уильямом Стьюкли была высказана гипотеза, что таинственная постройка каким-то образом связана с Солнцем. Он обратил внимание, что главная линия всего сооружения указывает на северо-восток - туда, где встает Солнце в момент летнего солнцестояния. Летнее солнцестояние - это единственный день в году - когда самый длинный день и самая короткая ночь.
После досконального измерения всех камней ученые пришли к выводу, что Стоунхендж - не только храм Солнца, но и календарь. В ходе астрономических наблюдений также выяснилось, что Стоунхендж являлся гигантской древней обсерваторией, построенной для того, чтобы следить за движением Солнца и Луны.
С помощью этого сооружения древними астрономами решалась очень важная задача - определение дня летнего солнцестояния. От него можно было вести счет времени на целый год вперед.
Некоторые исследователи полагают, что столь массивное сооружение понадобилось нашим предкам и для защиты от опасности вполне реальной - от «звездного дождя». Так ли это на самом деле должны показать будущие исследования. Пока же ясно одно: мегалитическую обсерваторию воздвиг очень развитой народ. Само строительство Стоунхенджа - обработка и соединение камней, их доставка и установка - уже свидетельствует о высоких технических способностях безвестных создателей феноменального памятника далекой древности.

Как устроен Стоунхендж?
В центре Стоунхенджа лежит камень внушительных размеров. Вокруг него в виде огромной подковы диаметром около 15 м высятся пять трилитов - так называется сооружение, состоящее из двух вертикальных камней, поставленных «на попа», придавленных сверху поперечиной третьего. Высота их - от 6 до 7,2 м. Полагают, что некогда трилиты были окружены 30 вертикальными камнями высотой около 5,5 м каждый. На этих опорах лежали, образуя кольцо, горизонтальные плиты. Все сооружение в древности было также окружено тремя концентрическими кольцами лунок, заполненных мелом. А на северо-восток от него шла обозначенная валами «аллея», в конце которой возвышался шестиметровый каменный столб весом 35 т, так называемый Пяточный камень.

История Стоунхенджа насчитывает не менее четырех тысячелетий. Об истинном его назначении со стопроцентной уверенностью не знает никто. Многие утверждают, что около него существует особая энергетика, и называют Стоунхендж местом силы. Это чудесное сооружение овеяно множеством преданий, в которых растворилась история его создания. Одни предания гласят, что его сотворил великий маг Мерлин, другие приписывают авторство жившим до потопа великанам.

Стоунхендж – древняя обсерватория

Во все времена всех интересовало истинное происхождения этого сооружения, было проведено множество исследований. Точку в них удалось поставить лишь в 60-х годах прошлого столетия астроному Джеральду Хокинсу. Он доказал, что Стоунхендж - очень древняя обсерватория, построенная примерно в 1800 году до нашей эры людьми, населявшими в то время равнину Солсбери.

С помощью этой обсерватории они могли осуществлять астрологические наблюдения за луной и солнцем, и с очень высокой точностью, определяли время начала полевых работ. А жрецы, находясь в лунках, вырытых на одинаковом расстоянии от камней, определяли года затмений и многое другое. Но как людям удалось его соорудить?

Как был построен Стоунхендж?

Не все в истории создания Стоунхенджа ясно. То, как устанавливали вертикальные камни еще можно представить, но как поднимали наверх каменные перекладины? Единственный разумный способ, позволяющий это сделать – метод с земляными насыпями. Но, учитывая, что нигде поблизости не было обнаружено остатков земляных насыпей, и на это потребовался бы невероятно гигантский труд, эта версия отпала. Стоунхендж был построен на равнине Солсбери из различных камней: долеритов, риолитов, песчаников. Образованы они были в Уэльсе недалеко от побережья Бристольского залива. Расстояние оттуда до места расположения Стоунхенджа 380 километров. Камни, общий вес которых не меньше 400 тонн, переправляли на деревянных салазках. Они прошли ювелирную обработку. Их обрабатывали водой и огнем, а затем полировали. Но за столетия ветер и вода изрядно подпортили первоначальный вид камней.

Стоунхендж - загадка из древних времен. Он немного моложе Египетских пирамид, но не упоминается ни в одних древних писаниях: ни в греческих, ни в римских. Такая искусная технология обработки камня для постройки подобного сооружения нигде больше не встречается. Про него написан целый ряд различных книг и снято много фильмов. Теория о том, что Стоунхендж - обсерватория, правдоподобна, но ученные не перестают предлагать все новые и новые теории, желая найти истинное его предназначение.

О.БУЛАНОВА

Человека всегда притягивали древние мегалитические сооружения. Сложно было представить, что эти грандиозные постройки сделаны на заре цивилизации, когда не было никаких строительных технологий, позволяющих манипулировать с огромными каменными блоками. Одним из таких мегалитических сооружений является , расположенный в Южной Англии.

Стоунхендж представляет собой круг, построенный из огромных сарсенов – вертикально поставленных блоков от 4 м до 6 м. в высоту, вытесанных, в основном, из плотного серого известняка. С северо-востока к мегалитическому кругу ведет аллея, по обе стороны которой тянутся неглубокие канавы. Рядом с каменным кругом отдельно стоит Пяточный камень, более высокий. Вокруг мегалитического круга расположены два мало заметных земляных вала, разделенных канавой, и камни меньшего размера, которые называют “синими камнями” – из более плотной породы, нежели известняк. Они располагаются в форме подковы, развернутой в северо-восточном направлении. Внутри “подковы” – еще одна, состоящая мегалитов, посередине – Алтарный камень. Почти все сарсены являются трилитонами (пара стоячих камней с горизонтальной перекладиной, что-то типа буквы П).

Крайне любопытно еще и то, что объекты Стоунхенджа образуют треугольник с соотношением сторон 5:12:13. Это соотношение – соотношение одного из треугольников Пифагора, и, как выясняется, известного древним задолго до рождения самого Пифагора. А пространственная ориентация не только Стоунхенджа, но и многих других мегалитических сооружений в Англии, соответствует древнеегипетскому.

Если использовать современные и общепринятые методы датировки, то они показывают, что Стоунхендж чуть моложе знаменитых египетских пирамид. Любопытно, что о нем ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы, да и в список семи чудес света он не вошел. Вероятно, пирамиды впечатлили римлян намного сильнее, тем более что они и сами могли строить величественные сооружения.

Если обратиться к этимологии, то становится видно, название состоит из староанглийских слов stan (stone) – “камень” и hencg (hinge) – “стержень, шарнир”. Эти слова были еще в языке саксонских завоевателей, давным-давно покоривших Британию. Стоунхендж – единственное английское каменное сооружение, название которого относится к столь отдаленному прошлому.

Кто же его построил? Древние британцы? Сами они называли Стоунхендж “Пляской великанов” и считали, что построил его великий маг Мерлин. Другие предания говорили о живших когда-то, еще до Всемирного потопа, гигантах, которые якобы и построили Стоунхендж.

Любопытно и то, что все сведения о его происхождении растворились в мифах и никто не помнил истинного назначения памятника. Первое письменное упоминание о Стоунхендже встречается в труде клирика Генри Хантингтонгского (ок. 1130 г.), написавшего историю Англии. Из всех древних монументов он посчитал нужным описать только его: “Стэнэнджес (Стоунхендж), чьи камни удивительного размера были воздвигнуты на манер дверей, являет собой одно из чудес древности; никто не может понять, каким образом столь огромные камни были подняты над землей и почему они стоят именно в этом месте”.

Но даже описания Генри Хантингтонгского не произвели на современников должного впечатления. Видимо, потому, что этот почтенный автор не стремился к словесным красотам. Его современники предпочли красочное описание Гальфрида Монмутского, которое прочли несколько лет спустя. Именно Гальфрид приписывал строительство Стоунхенджа Мерлину, который выполнял приказ Аврелия Амвросия, (именно он был королем Британии, а вовсе не Артур, как говорит легенда. Артур – племянник Амвросия): “Пошли своих людей за Кругом гигантов, что стоит на горе Киллар в Ирландии. Этот каменный круг не мог воздвигнуть никто из ныне живущих, и его нельзя сдвинуть с места, если не обладать величайшим мастерством и хитроумием. Камни огромны…”

По Гальфриду, Стоунхендж был воздвигнут в память о безоружных вождях бриттов, убитых коварными саксами. Называется даже точная дата постройки. Эти детали – причина постройки, дата – не могли не вызвать интереса читателей. Как заметил доктор Крис Чиппендейл, изучавший сочинения о Стоунхендже, Гальфрид “написал о том, что хотели услышать английские читатели: о поразительных приключениях, доблести, волшебстве и рыцарских подвигах с явным патриотическим оттенком”.

Эдакий средневековый бестселлер с оттенком в желтизну: не знаем точно, так додумаем и выдадим за истину в последней инстанции. Поэтому, видимо, все представления о Стоунхендже в средние века опирались, в основном, на историю Гальфрида. Сам же Гальфрид ссылался на какую-то “одну очень древнюю книгу на бриттском языке”.

С течением времени и развитием истории как науки потребовались какие-то более убедительные аргументы в поддержку теорий Гальфрида Монмутского. Король Яков I, посетив Стоунхендж в 1620 г., был поражен увиденным и приказал архитектору Иниго Джонсу зарисовать план сооружения и установить доподлинно, кем и когда оно было создано. На основании своих длительных наблюдений Джонс пришел к выводу, что строители Стоунхенджа следовали римским правилам архитектурной планировки, но, к сожалению, не успел опубликовать результаты своих размышлений, т.к. скончался в 1652 г.

Остались лишь разрозненные записи, пользуясь которыми, его помощник и преданный ученик Джон Уэбб в 1655 г. написал солидный труд с не менее солидным названием: “Самая известная древняя достопримечательность Великобритании, в просторечии называемая Стоунхендж на равнине Сейлсбери: Реконструкция”. И Джонс, и Уэбб считали, что, учитывая качество и масштабы конструкции, Стоунхендж не могли построить древние жители Британии, т.к. они считались “жестоким и варварским народом, не способным даже нормально одеваться, не говоря уже о строительстве таких замечательных памятников, как Стоунхендж”.

Автор книги пришел к выводу – на основании опять же римских архитектурных традиций, – что Стоунхендж был построен в I-IV в. н.э., в эпоху мира и изобилия, когда Англия была частью владений Римской империи. Эта версия была тут же в пух и прах разбита критиками, указывавшими на то, что римские пропорции в плане Стоунхенджа применимы лишь в том случае, если превратить подковообразную форму внутреннего кольца сарсенов в правильный шестиугольник.

То, что сарсены стоят, вовсе не говорит о том, что это колонны, и говорить о “тосканском ордере” неправомерно, поскольку у камней “отсутствуют и база, и капитель”. Второй аргумент против “римской теории” заключался в том, что если б Стоунхендж строили римляне, они бы точно украсили сооружение множеством надписей, высеченных на камне.

Помочь найти ответы на вопросы могли бы раскопки. Кстати, первые раскопки были осуществлены по указанию того же Якова I. Конечно, назвать их раскопками в современном научном смысле слова нельзя, но все же какие-то работы проведены были: выкопали яму в центре кромлеха. К сожалению, никаких сведений о результате работ не сохранилось. Джон Обри, первый, кто начал проводить систематические исследования Стоунхенджа, расспрашивал в 1666 г. местных жителей и выяснил, что те помнят лишь о находке “оленьих и коровьих рогов, а также древесного угля”. Другие утверждали, что что-то нашли, но миссис Мэри Тротмэн – одна из опрошенных – “забыла, что именно”.

Обри был и первым, кто предположил, что Стоунхендж построен древними бриттами. Его подход весьма отличался от предыдущих исследователей: Обри не стал искать доказательств иностранного происхождения сооружения, а указал на его связь с многими другими каменными кругами на территории Британии. Более того, он доказал методом сравнительного анализа, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных сооружений. Поэтому-то и пришел к выводу, что оно “имеет отечественное происхождение”. Обри считал, что Стоунхендж был создан друидами, известными по описаниям из римских источников. Он лично составил план не только самого сооружения, но и всего участка, где стоят монолиты, и обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как “лунки Обри”.

Через несколько лет после Обри доктор личный врач короля Карла II Уолтер Чарльтон начал изучение и поиск сходных сооружений в континентальной Европе и на основании своих выводов предложил совершенно иную датировку для Стоунхенджа. Переписываясь с датским знатоком древностей Олафом Вормом, Чарльтон убедился в том, что Стоунхендж был воздвигнут в IX в. н.э., когда большую часть Англии завоевали скандинавы.

По мнению Ворма, Стоунхендж был местом коронации датских королей, а его планировка – не что иное, как форма короны. С учетом того, что Карл II лишь недавно вернулся на трон, такая трактовка была актуальна, но реальными доказательствами не подтверждалась. Отсутствие каких-либо упоминаний о Стоунхендже в ранних средневековых текстах лишает эту теорию убедительности, в то время как знакомство со скандинавскими мегалитическими постройками показывает, что они значительно уступают в размерах Стоунхенджу.

Теорию о бриттском происхождении Стоунхенджа популяризировал в 1740 г. Уильям Стакли, выпустив в свет книгу “Стоунхендж: храм британских друидов”. Он же провел и очередные раскопки, которые, правда, его теорию не подтвердили. Но он был первым, кто нашел в районе сооружения хронологически определимые объекты – несколько римских монет. Эти находки вызвали некоторую озабоченность – они не вписывались в теорию, поэтому Стакли решил, что монеты были оставлены посетителями Стоунхенджа. Несомненная заслуга Стакли в том, что он открыл аллею, идущую от северо- восточного входа.

Именно в его времена начали входить в моду “туристические” походы в район Стоунхенджа. Необразованные “туристы” не только жгли внутри сооружения костры, но и откалывали от монолитов кусочки на память. Стакли протестовал против “возмутительного обычая откалывать куски камня тяжелыми молотами”, ведь от этого вандализма страдали сарсены, “синие камни” страдали меньше – они были гораздо прочнее. Но его никто не слушал, и в итоге в январе 1797 г. один из трилитонов рухнул на землю. Тут, что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло – это событие послужило толчком для дальнейших исследований.

Возглавил их Уильям Каннингтон, к тому времени раскопавший уже около двухсот могильных курганов в долине Сейлсбери вокруг Стоунхенджа. В 1802 г. он изучил центральный участок, но не добился большого успеха, если не считать разрозненных находок доисторической керамики римского периода (но не римского происхождения), древесных углей и костей животных. В 1810 г. он доказал, что “камень-плаха” (неправильно названный так из-за красного пятна, образованного окислами железа) когда-то стоял вертикально. После Каннингтона работы были свернуты.

Как и его предшественникам, Каннингтону не удалось установить дату создания сооружения, хоть его раскопки и подтвердили доисторическое происхождение Стоунхенджа. Как ни странно, такой результат вполне устраивал современников: им нравилось представлять Стоунхендж эдакой неразгаданной тайной и диковиной Древнего мира. Эти романтические взгляды хорошо отражены в цветистой подписи под акварелью известного художника Джона Констебля (1835 г.): “Таинственный монумент Стоунхенджа, уединенно возвышающийся посреди голой и бесплодной пустоши, столь же отъединенный от событий былых эпох, сколь и от нужд современности, переносит нас за пределы исторической памяти во тьму совершенно неизвестного периода”.

Исследования возобновились благодаря Фландерсу Петри, ставшему впоследствии пионером систематических археологических раскопок в Египте. В 1877 г. он выполнил точную геодезическую съемку сохранившихся мегалитов и нанес их положение на план местности с точностью до двух десятых сантиметра.

Он активно призывал к возобновлению раскопок, придумав оригинальное решение, которое, как ему казалось, позволяло заглянуть под стоячие камни: “Выстроив деревянный каркас с зажимом посередине, способный выдержать вес камня, можно будет исследовать слои почвы под камнями, пока они будут находиться в подвешенном положении. Землю можно привезти из другого места, засыпать ямы и утрамбовать их. При этом сам камень не претерпит ощутимой перемены и не пострадает во время всех этих операций”.

К счастью, эта бредовая идея не нашла приверженцев, иначе памятник был бы для нас попросту потерян. Но Петри предложил интересный метод датировки Стоунхенджа. Он предположил, что сооружение могло быть спроектировано на основе одной-единственной астрономической ориентировки.

Наблюдая восход солнца над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния через Большой Трилитон, он вычислил дату (730 г. н.э.) для сооружения подковообразной структуры сарсенов. Именно в этот период все три точки должны были находиться на одной линии. Опираясь на эти расчеты, он почему-то решил, что строителями Стоунхенджа были саксы. Теория была отвергнута почти всеми. Во- первых, из-за того, что Петри не смог объяснить, почему одна астрономическая ориентировка должна служить ключом ко всему сооружению; во-вторых, потому, что он демонстративно игнорировал даже те немногочисленные археологические находки, что имелись в распоряжении исследователей.

В 1918 г. Стоунхендж перешел во владение государства, что сделало возможным впервые предпринять серьезные раскопки (денег на которые было выделено ничтожно мало). Возглавил работы опытный археолог полковник Уильям Хоули. Он обнаружил некоторые важные элементы, такие, как кольцо “лунок Обри” за земляным валом и множество ям в центре монумента, в которых некогда были вкопаны деревянные столбы. В 1923 г. Хоули заявил журналистам, что он хотел бы прекратить работы: “чем больше мы копаем, тем глубже становится тайна”.

После Хоули осталось много записей и невнятных отчетов, и их систематизацию и дальнейшие раскопки в 50-х гг. поручили профессору Ричарду Аткинсону из Кардиффского университета. Аткинсон представил свою интерпретацию происхождения Стоунхенджа, датировав его примерно 1500 г. до н.э. (поздний бронзовый век).

Случилось это так: в июле 1955 г. Аткинсон фотографировал на одном из сарсенов надпись, датируемую XVII в. н.э., когда заметил на камне слабые очертания кинжала. Вырезанное изображение показалось ему похожим не на доисторический бриттский кинжал, а на оружие крито-микенской цивилизации; похожие кинжалы датировались археологами примерно XV в. до н.э.

По мнению Аткинсона, “гораздо логичнее рассматривать их (сарсены. – О.Б.) как продукт сравнительно развитой микенской культуры, а не по сути варварской, пусть даже процветающей бриттской аристократии”. А крито-микенская культура, в свою очередь, использовала опыт египтян. По мнению Анкинсона, руководил последним этапом строительства Стоунхенджа представитель именно микенской культуры. На основе сочинений Геродота были даже выдвинуты предположения, что им мог быть не кто иной, как легендарный Дедал, который бежал от Миноса на Сицилию, а потом и оттуда в неизвестном направлении.

Версия поддержки не нашла, археологи совершенно справедливо указали на то, что сами микенцы не построили ничего, даже отдаленно напоминающего Стоунхендж, а точно определить тип кинжала по плохо сохранившемуся резному изображению на выветренном камне можно, лишь обладая очень смелой фантазией. Но даже если допустить, что изображенный кинжал на самом деле микенский, то современная программа радиоуглеродной датировки показывает, что сарсен с рисунком был воздвигнут до 2000 г. до н.э. Таким образом, микенцы не могли быть строителями Стоунхенджа.

Инвентаризацию записей о раскопках Хоули и Аткинсона провели лишь в 1995 г. Этим занялась команда исследователей, возглавляемая доктором Россом Клиэлом из музея Эйвбери. Одним из их главных достижений было составление четкой хронологии строительства Стоунхенджа. Самые ранние постройки (кольцевой вал и канава) появились около 3000 г. до н.э., самые поздние (аллея) – около 2000 г. до н.э. После 1600 г. до н.э. Стоунхендж оставался заброшенным, его редко посещали и лишь один раз произвели захоронение кремированных останков.

Но все это не давало ответ на вопросы: что такое Стоунхендж, кто и зачем его построили? Правда, на один вопрос ответ был получен: кто точно НЕ строил Стоунхендж? Это был точно не Мерлин, потому что если великий волшебник и жил в реальности, то как минимум 2000 лет спустя после того, как постройка Стоунхенджа была завершена. Другое дело, что тогдашний король Британии Амвросий вполне мог использовать Стоунхендж для каких-либо своих деяний, участником которых мог стать и Мерлин.

Вскоре возникла версия, что Стоунхендж – пригоризонтная обсерватория. Хотя об этом говорил еще в 60-х гг. XX в. астроном Джеральд Хокинс. Он доказал, что Стоунхендж – древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Он утверждал, что Стоунхендж строили между 1900 и 1600 гг. до н.э., и строительство его заняло долгие столетия.

Численность населения Британии была тогда невелика. Начиная примерно с 3000 г. до н.э. на островах стали вновь поселяться земледельцы с континента – так называемые уиндмиллхиллские люди (по названию холма близ Стоунхенджа). Кстати, то, что Стоунхендж – обсерватория, предположил еще в 1796 г. Генри Уонсли, а Джон Смит в 1771 г. считал, что Стоунхендж – некий численно-мистический календарь.

Дж.Хокинс высказал предположение что если в 56 отверстий (лунок Обри) в определенном порядке поместить камни и перемещать их затем на одно отверстие в год, то возможно предсказать затмения Солнца и Луны. Позже версию, что Стоунхендж является обсерваторией, развивали Норман Лойкер и Дж.Уэйт. Согласно подтвержденным практикой расчетам Лойкера ось, на которой лежат алтарный и Пяточный камень, указывала на восток в период между 1900 и 1500 гг. до н.э. В целом же 11 важнейших точек памятника дают 15 точнейших направлений на Солнце и Луну, и ными словами, в Стоунхендже можно наблюдать 15 астрономических событий.

Что касается того, кто построил Стоунхендж, то Хокинс считает, что это были уиндмиллхиллские люди и пришедшие сразу за ними бикеры и уэссекцы. И, соответственно, строительство велось в разные периоды. Эту теорию подтверждает тот факт, что все камни Стоунхенджа из разных пород. Главный строительный материал монолитов – долерит, но есть и вулканическая лава (риолит), и вулканический туф, и песчаник, и известняк. Долерит, риолит и вулканический туф встречаются вместе только в одном районе – в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива.

“Теперь уже нет сомнения, – писал Р.Аткинсон, – что “голубые камни” были вывезены в Стоунхендж именно с этого очень ограниченного участка”. Дистанция по прямой составляет 210 км. – три часа езды на автобусе. Но везли-то их на катках и по воде, а это уже 380 км. 80 камней весят в общей сложности около 400 т. Кто мог в древней Европе совершить такой необыкновенный рейд?

Ученые проследили возможный путь строителей и выяснили, что большая часть его проходила по воде. Какие-то крупные камни собирали по дороге. На суше камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что двадцать четыре человека способны таким способом тащить груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора в день, и даже в гору.

На воде дело обстояло проще. Ну а самые тяжелые камни – сарсены? Их месторождение обнаружили гораздо ближе к Стоунхенджу, всего в 30 км. Вес самых больших “серых баранов” (так прозвали эти глыбы) достигает 50 т. Ученые подсчитали, что к месту постройки их могла доставить тысяча человек, но за… семь лет.

Вокруг Стоунхенджа нет никаких признаков обрабатывания камней, поэтому исследователи предположили, что обработке камни подвергались либо на месте добычи, либо по дороге. Способы “выделки” – техника удара и попеременная обработка огнем и холодом. Отшлифованы камни очень чисто, практически ювелирно. К сожалению, оценить эту технику сегодня уже невозможно – ветер и вода за века сделали свое “черное” дело.

Еще ученые подсчитали, что на установку всей камней понадобилось триста лет работы и тысячи рабочих рук, иными словами – полтора миллиона человеко-дней физического труда.

И опять же возникает вопрос: во имя чего все это? Для чего строили Стоунхендж?

Видимо, стандартные объяснения, что Стоунхендж – обсерватория, храм, святилище и т.п., не проходят. Точнее, Стоунхендж может быть обсерваторией, но не только. Дэвид Фарлонг уверен, что памятники, подобные Стоунхенджу и возникшие в конце предыдущей эпохи – не просто древние обсерватории или святилища, а еще и места духовной силы и мудрости, которая открывается сейчас людям, точки сосредоточения силы, которая способна изменить и спасти человечество. Фарлонг утверждает, что Стоунхендж и подобные ему постройки (типа Аркаима) – это своеобразные временные капсулы энергии, которая способна к регенерации.

“У древних были более глубокие знания о взаимодействии природы и человека, – пишет Фарлонг, – и они готовы были тратить силы и время на создание столь масштабных сооружений только при условии, что воспринимали ландшафт как интегрированное целое. Вряд ли просто обсерватория или храм стоили бы таких усилий. Согласно всеохватывающим космологиям небо и земля в представлениях людей того времени являлись отражением друг друга. Соответственно любой круглый объект на земле воспринимался как средство получить доступ к духовным влияниям. Так энергия вливалась в ландшафт посредством геометрии”.

В пользу этой теории говорят и открытые около Стоунхенджа леи – каменные колеи. Феномен лей был впервые отмечен в XIX в., а внимание широкой общественности он получил благодаря трудам Альфреда Уоткинса. Исследователь и ученый Джон Мичелл предположил, что леи обладают скрытой, пока еще не изученной земной энергией. Он связал леи с идеями фэн шуй, согласно которым ландшафтная энергия должна быть уравновешена и включена в проекты строений и планировку местности. Леи все чаще интерпретируют как линии разного рода земной энергии, магнитной силы или своеобразной мыслительной энергии, связывающей объекты.

Из всего этого можно сделать вывод: ради того, чтобы спасти грядущее человечество от катаклизмов, обладающие тайными знаниями предки могли потратить огромное количество временных и человеческих ресурсов и возвести из камня грандиозное сооружение.

Очень значимо, что открытия, описанные в этой книге, были сделаны астрономом, сотрудничавшим со Смитсоновской астрофизической обсерваторией.

Сэмюель П. Ленгли, третий секретарь Смитсоновского института и основатель астрофизической обсерватории, стал первым из ведущих ученых, осознавшим возможную астрономическую значимость «грубых огромных монолитов» в долине Солсбери. В своей книге «Новая астрономия» он писал: «Большинство крупных национальных обсерваторий, таких, как Гринвичская или Вашингтонская, являются усовершенствованием того типа астрономии, младенчество которой запечатлели строители Стоунхенджа. Первобытные люди могли узнать, где встанет Солнце в каждый конкретный день, и произвести наблюдения его местоположения, ничего не зная о его физической природе». Под «тем типом астрономии» он подразумевал классические позиционные наблюдения, изучение не структур, но движения – то есть не «что», а «где» – небесных тел. Его «Новая астрономия» есть не что иное, как современная астрофизика.

Ленгли написал это в 1889 г., по счастливому стечению обстоятельств в тот же год, в который началось строительство Смитсоновской астрофизической обсерватории.

Каждый, посетивший Стоунхендж, задается вопросом: каково его назначение? На грубых камнях отсутствуют какие-либо слова посвящения, строительные условные обозначения и любые читабельные знаки. Поэтому слово «расшифрованный», вынесенное в название, требует некоторого пояснения.

В этой книге мы попытаемся доказать, что само расположение камней, генеральный план всего комплекса и собственно выбор места уже несут в себе богатую информацию. Многое можно прочесть в Стоунхендже без помощи древних или современных слов. Он представляет собой уникальную криптографическую загадку, решение которой привело к постижению менталитета древних людей. Раньше, когда мы располагали лишь туманными легендами, отдаленное прошлое казалось нам непонятным. Теперь, вероятно, дверь в доисторическую эпоху распахнута настежь.

Моя рабочая гипотеза постепенно развивалась на протяжении двух последних лет следующим образом: если в различных частях Стоунхенджа обнаруживалась некоторая закономерность или общая взаимосвязь, естественно было предположить, что эти факты также были известны и его строителям. Такое заключение подвигло меня на осуществление многих невообразимых шагов. Оглядываясь назад, можно сказать, что эта гипотеза консервативна, ибо позволяет Стоунхенджу быть равным мне, но не лучше, чем я. Многие факты, например 56-летний цикл затмений, оставались неизвестными ни мне, ни другим астрономам и были открыты (а точнее, открыты снова) при расшифровке Стоунхенджа.

Нет сомнений в том, что Стоунхендж служил древним обсерваторией. Это подтверждается беспристрастной математикой, теорией вероятности и небесной сферой. По форме комплекс является оригинальной вычислительной машиной, но использовалась ли она? Как ученый я не могу ответить на этот вопрос. Но в собственную защиту скажу, что подобный скептицизм может быть обращен в сторону других исследователей древнего этапа развития человечества. Необходимо ли нам видеть отпечатки губ на чашке, кровь на кинжале или искры, высекаемые из колчедана кремнем, чтобы убедиться, что этими предметами действительно пользовались?

Эти исследования проводились в Смитсоновской астрофизической обсерватории, обсерватории Гарварда в Бостонском университете, а также непосредственно в Стоунхендже и его окрестностях. Это привело меня в сферу гуманитарного знания, так же как и естественных наук, и я в некоторой степени пересек мост между «двумя культурами» сэра Чарлза П. Сноу .

В процессе работы я общался со многими людьми, оказавшими мне всемерную поддержку. Особенно я хотел бы с благодарностью отметить беседы с Р.С. Ньюэллом, X. Хенкеном, Р.Дж. Аткинсоном, С. Пигготом, Х.Э. Эдгетроном. А. Томом и С.А. Ньюхэмом. Моя жена Дороти с неизменным интересом следила за моими изысканиями. Я благодарен мистеру Ф. Френдли и персоналу телеканала Си-би-эс за снятые на пленку астрономические явления, произошедшие в Стоунхендже в 1964 году, которые в противном случае могли бы, как и явления предыдущих тысячелетий, пройти незамеченными.

Эта книга не увидела бы свет без неутомимой помощи и поддержки Джона Б. Вайта. Миссис Эдит Гомер перепечатывала различные черновики и конечную рукопись добросовестно и без единой жалобы.

Джеральд С. Хокинс

Могус-Хилл

Веллесли-Хиллс, Массачусетс

Это издание содержит множество новой археологической информации, любезно предоставленной профессором Аткинсоном.

Дж. С. X.

Стоунхендж уникальное сооружение. Во всем мире нет ничего, подобного мрачным руинам, которые, по словам Генри Джеймса, «высятся в истории столь же одиноко, как и на своей бескрайней равнине». Огромные и неподвижные, они неподвластны ни человеку, ни времени. Находясь внутри этих безмолвных кругов, начинаешь ощущать великое прошлое, сгущающееся вокруг. И кажется, можно что-то рассмотреть и расслышать, пока не попытаешься представить, какие именно события происходили в этом месте, какие звуки раздавались здесь, какие люди приходили сюда в те невероятно удаленные от нас времена.

Что это было? Какой цели служил Стоунхендж, этот монумент и памятник людям, чьи прочие памятники давно исчезли с поверхности земли? Был ли он городом мертвых? Местом, где друиды приносили ужасающие жертвы? Храмом Солнца? Рынком? Языческим собором, святилищем посреди благословенной земли? Чем же был он и когда?

Существовало множество сказаний и легенд об этом странном памятнике, а некоторые из них сохранились до наших дней.

Стоунхендж настолько древний, что его истинный возраст был, по всей видимости, забыт уже к античному периоду. Древнегреческие и древнеримские писатели почти не упоминают о нем. Придя в Британию, рациональные римские завоеватели не проявили к нему особенного почтения – в конце концов, Рим гордился своими храмами, Египет – пирамидами, которые были в лучшем состоянии, чем эта группа камней. Есть доказательство того, что римляне разбили некоторые каменные блоки. Они могли расценить это место как возможный центр сопротивления.

И только в Средние века, когда люди стали интересоваться всем таинственным, древние камни снова завладели их воображением. К тому моменту любые воспоминания о происхождении Стоунхенджа и предназначении «гигантской груды» давно канули в Лету. Появилась потребность в создании некоей его истории, подобно тому, как собирались по кусочкам жития бесчисленных праведников и святых.

Нам не дано знать, кто стал первым биографом Стоунхенджа. Им мог быть живший в VI в. Гильдас, которого некоторые называли Мудрым, а некоторые утверждали, что он выдумка. Или Аневрин, великий валлийский бард, который в VII в. якобы воспевал начало работы великанов. Или живший в IX в. Ненний, в романтическом стиле описывавший каменный монумент, воздвигнутый в память о предательски убитой британской знати. Однако был ли этот монумент Стоунхенджем и существовал ли в действительности монах-летописец по имени Ненний?

Нам доподлинно известно, что к XII в. его уже окружало достаточное количество умозаключений и легенд. Вейс, англонорманн, замечал, что его называли «висящие камни» и в Англии, и во Франции – «Stanhengues ont nom en englois, pierres pendues en Francois» . Генри из Хантингтона объяснял, что такое название вполне оправданно, поскольку камни «сами по себе висят в воздухе». (Другие полагали, что данный эпитет относился не к камням, а к преступникам, которых вешали на них.) Генри, тем не менее, не считал «Станхенг» величайшим чудом Британии. Первым дивом этой земли, как он писал, был «ветер, исходящий из пещеры на востоке в горе, называемой Пек» (возможно, специалистам по истории Средних веков известно, где находится эта гора, мне – нет).